Струнные квартеты, соч. 76 (Гайдн)
Шесть струнных квартетов, соч. 76 Йозефа Гайдна были написаны в 1797 или 1798 году и посвящены венгерскому графу Йозефу Георгу фон Эрдёди. [ н 1 ] (1754–1824). Они составляют последний полный набор струнных квартетов , сочиненных Гайдном. На момент создания комиссии Гайдн работал при дворе принца Николая Эстерхази II и сочинял ораторию «Сотворение мира», а также ежегодную мессу принцессы Марии Герменегильд Эстерхази .
Хотя отчеты, оставленные посетителями поместья Эстерхази, указывают на то, что квартеты были завершены к 1797 году, соглашение об эксклюзивности не позволяло публиковать их до 1799 года. [ 1 ] Переписка между Гайдном и его венскими издателями «Артария» обнаруживает путаницу в отношении их выпуска: Гайдн обещал господам Лонгману Клементи и компании в Лондоне первые права на публикацию, но отсутствие связи заставило его беспокоиться, что их публикация в Вене также может быть непреднамеренно, их первое появление в полном объеме. В действительности их публикация в Лондоне и Вене произошла почти одновременно. [ 1 ]
Оп . Гайдна 76 квартетов относятся к числу самых амбициозных камерных произведений , они больше, чем их предшественники, отклоняются от стандартной сонатной формы и каждое подчеркивает свою тематическую преемственность посредством плавного и почти непрерывного обмена мотивами между инструментами. [ 2 ] Помимо того, что Гайдн не использует ожидаемую форму сонаты в некоторых первых частях струнных квартетов, он использует необычные формы в других частях, таких как канон, фантазия и альтернатива. Он также играет с разметкой темпа, тональными подписями и многими разделами с акцентом на альте и виолончели. Чарльз Берни написал Гайдну, высоко оценив эти нововведения: [ 3 ]
... они полны изобретательности, огня, хорошего вкуса и новых эффектов и кажутся произведением не возвышенного гения, который уже написал так много и так хорошо, а одного из высокоразвитых талантов, потратившего ни один из его огня раньше.
Этот набор является одним из самых известных сборников струнных квартетов Гайдна. [ 4 ]
№1 («Джек из коробочки»)
[ редактировать ]Этот квартет соль мажор имеет разные номера: № 60, № 40 (в Первом издании Гайдна (FHE) и № 75 (в каталоге Хобокена , где его полное обозначение - Hob.III:75). Его прозвали Джеком. -в коробке после неожиданной юмористической кодовой части финала. [ 5 ] Состоит из четырех движений:
- Веселый духом
- адажио Устойчивое
- Menuetto. Менуэтто.Престо
- Веселый, но не слишком
Хотя его вступительная тональность указывает на то, что произведение написано в тональности соль мажор, квартет переходит в соль минор и уходит из него, а последняя часть начинается в тональности соль минор. [ 6 ]
I. Веселый духом
[ редактировать ]Alla breve, написанная соль мажор, имеет сонатную форму . После краткого вступления экспозиция начинается с такта 3 и заканчивается в доминантной тональности ре мажор в такте 88. Раздел развития длится с такта 89 по 139, при этом перепросмотр начинается в такте соль мажор с такта 140.
II. Устойчивое адажио
[ редактировать ]Написано до мажор и 2
4 раза в части использована сонатная форма. Он имеет гимноподобный характер, и его сравнивают с медленными частями и » Моцарта симфонии «Юпитер Гайдна 99-й симфонии . [ 1 ]
III. Менуэтто. Скоро
[ редактировать ]Третья часть соль мажор — это менуэт , но, что необычно для менуэтов, написанных в это время, указание темпа — «Престо» , что придаёт ему ощущение скерцо при исполнении. Раздел трио более лиричен и включает в себя первую скрипку, играющую на лендлере в сопровождении пиццикато . [ 1 ]
IV. Веселый, но не слишком
[ редактировать ]Финал, alla breve движения в сонатной форме, написан соль минором, а не ожидаемым соль мажором, создавая необычную, более мрачную атмосферу, пока соль мажор не вернется в коду . [ 1 ]
№ 2 («Пятые»)
[ редактировать ]Этот квартет ре минор имеет номера № 61, № 41 (в FHE) и Hob.III:76. В связи с падающими идеальными квинтами в начале он известен как квартет квинт (или, по-немецки, квинтен ). Движения:
- Аллегро
- Анданте или больше тосто аллегретто
- Менуэтто . Веселый, но не слишком
- живой Очень
И. Аллегро
[ редактировать ]Оно написано ре минор, общий такт и имеет сонатную форму . Мотив падающих квинт доминирует в разделе экспозиции и широко представлен в разделе разработки с использованием инверсии, стретто и других приемов. [ 1 ]
II. Анданте или больше тосто аллегретто
[ редактировать ]Это троичная вариационная форма ре мажор и 6
8 раз.
III. Менуэтто. Веселый, но не слишком
[ редактировать ]AD минорный менуэт в 3
4 раз. Необычно то, что часть написана как канон, а часть трио написана в тонической мажорной тональности, а не в относительной тональности (ре мажор). Его назвали «Менуэтом ведьм» (« Hexenminuett »). [ 7 ] Менуэт на самом деле представляет собой двухчастный канон: две скрипки играют (в параллельных октавах) над альтом и виолончелью (также играющими в параллельных октавах), которые следуют на один такт позади скрипок. Ранее Гайдн использовал двухголосный канон, в котором нижняя струна отставала от верхних на один такт в менуэте своей 44-й симфонии .
IV. Очень живой
[ редактировать ]Последняя часть ре минор и 2
4 раза, используется сонатная форма . Оканчивается ре мажор.
№3 («Император»)
[ редактировать ]Квартет № 62 до мажор , соч. 76, № 3, Хоб. III:77, может похвастаться прозвищем «Император» (или «Кайзер» ), поскольку во второй части содержится набор вариаций на тему « Gott erhalte Franz den Kaiser » («Боже, храни императора Франциска»), гимна, который он написал для императора Франциска II , который позже стал национальным гимном Австро-Венгрии. Эта же мелодия известна современным слушателям благодаря ее более позднему использованию в государственном гимне Германии, Deutschlandlied , который использовался со времен Австро-Венгрии и Веймарской республики . Квартет состоит из четырех частей:
Первая часть квартета написана в домашней тональности до мажор, в обычном такте , и написана в сонатной форме . Вторая часть, в соль мажор сокращении , представляет собой строфическую вариационную форму, тема которой - «Императорский гимн». Третья часть, до мажор и ля минор , представляет собой стандартный менуэт и трио. Четвертая часть до минор и до мажор выполнена в сонатной форме.
Сэмюэл Адлер выделил вторую часть этого произведения как выдающийся пример партитуры для струнных инструментов, наблюдая за финальным вариантом этой части:
Это замечательный урок оркестровки, поскольку слишком часто крайние значения диапазона тратятся впустую в работе слишком рано, и в результате финальное наращивание оказывается разочаровывающим. Другой формальный фактор, на который следует обратить внимание, состоит в том, что вся структура представляет собой скопление элементов, которые в ходе вариаций медленно вошли в гармоническую и контрапунктическую схему и стали естественной частью высказывания [т.е. темы]. [ 8 ]
№4 («Восход»)
[ редактировать ]Квартет № 63 си ♭ мажор , соч. 76, № 4, получил прозвище «Восход» из-за восходящей темы над длительными аккордами, с которых начинается квартет. Состоит из четырех движений:
Первый анализ движения
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2019 г. ) |
- Экспозиция
Начало движения начинается таким образом, который, казалось бы, противоречит маркировке allegro con Spirito. Вторая скрипка, альт и виолончель поддерживают тонический аккорд, в то время как первая скрипка играет мелодию ( мотив «восход солнца» ) сверху. В такте 7 те же инструменты поддерживают доминирующий септаккорд , в то время как первая скрипка снова играет восходящее соло сверху. В такте 22 все инструменты достигают форте , и характер allegro con Spirito проявляется в движении шестнадцатых нот и оживленном стаккато , чередующемся между партиями. В такте 37 возвращается вступительная тема восхода солнца, на этот раз с соло виолончели и продолжительными аккордами скрипки и альта. Оживленная секция шестнадцатых нот возвращается в такте 50, начиная с шестнадцатых нот виолончели, которые переходят к альту и, наконец, к скрипке. В такте 60 все инструменты переходят к фортепиано для шеститактного стаккато, состоящего из восьмых нот, а затем переходят к фортиссимо, состоящему из всех шестнадцатых нот, в такте 66, чтобы завершить аккорд. экспозиция .
- Разработка
Развитие . в такте 69 начинается с той же текстуры , что и начало части: 2-я скрипка, альт и виолончель поддерживают аккорд, а 1-я скрипка играет соло сверху Первый аккорд, поддерживаемый тактами 69–72, представляет собой аккорд ре минор, относительный минор доминанты фа мажор. Второй аккорд, поддерживаемый тактами 75–79, представляет собой F ♯ уменьшенный септаккорд , разрешающийся в соль минор в такте 80, что означает возвращение торговых движущихся шестнадцатых нот. Следующие пять тактов вращаются вокруг соль минор только для модуляции до ми ♭ мажор в такте 86. Мажорная тональность длится всего два такта, поскольку она смещается к фа минор в такте 88, уменьшенному фа ♯ в такте 89 и соль минору в такте 90. В такте 96 скрипки играют стаккато восьмыми нотами, за которыми следуют восьмые ноты, а альт и виолончель заполняют восьмую ноту скрипки. опирается на свои восьмые ноты. Это задает образец для остальной части раздела развития, в котором один инструмент, в основном первая скрипка (в тактах с 98 по 102), заполняет восьмую паузу единственной восьмой нотой, таким образом давая каждому такту устойчивую восьмую ноту. отметить пульс.
На протяжении всего этого раздела динамика постепенно снижается от форте до пианиссимо посредством poco a poco decrescendo . Когда пианиссимо в такте 105 наконец достигается , начинается переход к перепросмотру , заканчивающийся на доминантном септаккорде (F) исходной тональности B ♭ мажор.
- Перепросмотр
В такте 108 начало перепросмотра начинается так же, как и начало экспозиции: 2-я скрипка, альт и виолончель поддерживают тонический аккорд, а 1-я скрипка играет над ним мотив восхода солнца. В такте 135 аллегро кон спирито секция шестнадцатых нот возвращается в первой скрипке, акцентированная стаккато восьмыми нотами в других инструментах. Шестнадцатые ноты сменяются второй скрипкой, кульминацией которых является унисон всех инструментов в такте 140. После этого вступительная тема снова возвращается: сольная линия начинается с виолончели и движется вверх через альт к второй скрипке. В такте 151 все струны крещендо возвращаются к теме шестнадцатой ноты в такте 152.
В такте 162 возвращается стаккато-секция компромисса восьмых нот в тонической тональности и фортепиано динамике . Фортиссимо . появляется в такте 172, начиная с первой ноты 7 аккорд фермата . Начиная со следующего такта, альт и две скрипки передают друг другу вступительный мотив восхода солнца по такту, в то время как остальные инструменты поддерживают аккорды. Тоника возвращается в такте 181 с кратким тизером темы стаккато из восьмых нот, которая заменяется шестнадцатыми нотами, играемыми всеми инструментами в динамике фортиссимо . В последних трех тактах все четыре инструмента играют последовательность тоник B ♭ мажорных аккордов.
№ 5 («Ларго», «Фридхофквартет»)
[ редактировать ]Квартет № 64 ре мажор , соч. 76, № 5, состоит из четырех частей:
- Аллегретто
- Широкий . Кантабиле и грустно
- Менуэтто .
- Финал. Скоро
Первая часть (ре мажор, 6
8 раз) отходит от сонатной формы первых четырех к тому, что Робин Голдинг называет «неортодоксальными вариациями». [ 9 ] Вторая часть, написанная фа ♯ мажор в сокращенном темпе , имеет сонатную форму . Третья часть, ре мажор и ре минор , представляет собой стандартный менуэт и трио, в то время как ре мажор четвертой части, сокращение времени Престо, имеет неправильную сонатную форму. [ 10 ]
Гайдн, соч. 76, № 5, получил прозвище Ларго и Фридхофсквартет (Кладбищенский квартет). [ 11 ] Оба прозвища происходят из-за его существенного медленного движения, которое доминирует в произведении. [ 12 ]
«[Он] называется «Кладбищенским квартетом», потому что вторую часть… часто играют на похоронах», — пишет Соня Симменауэр в своей книге « Должно ли это быть?: Жизнь в квартете» . [ 13 ]
«Фокус и ядро произведения — расширенное Ларго в необычной и отдаленной тональности фа ♯ мажор», — комментирует немецкий музыкальный журналист Феликс Вертшульте. «Меланхолически-красивый плач… звучит главная тема, но становится все тише и тише, прежде чем музыка наконец умолкает. Прощание в тонах – скорбное, но также торжественное и величавое». Вертшуле добавляет, что это движение "до сих пор иногда играют на похоронах, потому что эта музыка не только звучит грустно, но и утешает". [ 14 ]
№ 6
[ редактировать ]Квартет № 65 ми ♭ мажор , соч. 76, № 6, состоит из четырех частей:
- Аллегретто – Аллегро
- Фантастика. Медленно
- Menuetto. Менуэтто.Престо
- Финал. Веселый и остроумный
Струнный квартет отходит от общих норм струнного квартета своего времени, включая такие инновации, как изменение размера, импровизированные темы и нарушение традиционных форм, таких как сонатная форма и бинарные формы, а также цитирование всей темы из другого струнного квартета.
I. Аллегретто – Аллегро
[ редактировать ]Написано в 2
В 4-м разе вместо типичной сонатной формы оно написано в форме строфической вариации .
II. Фантастика. Медленно
[ редактировать ]Фантазия, написанная в тональности си мажор (без тональности ) в 3
4 раз. По словам Келлера, автора «Великих квартетов Гайдна», композитор цитирует в другой тональности свою вторую часть из соч. 76, нет. 4 Квартет «Восход». Действительно, два основных мотива идентичны, если не считать разницы в тональностях: первая скрипка начинается с ноты тональности в каждой, понижается на полтона и возвращается к исходной ноте в обеих частях, и все это под невнятным звуком. 3
4 раз. Кроме того, в обеих пьесах альт и виолончель в невнятной последовательности играют ноты 3-й, 4-й, 3-й и 1-й, 2-й, 1-й ступеней гаммы соответственно. Все это происходит, пока 2-я скрипка удерживает 5-ю ступень на протяжении всего такта гаммы.
III. Менуэтто. Скоро
[ редактировать ]Форма менуэта в 3
4 раза использовалась старая форма, в которой раздел менуэта имеет стандартную двоичную форму , а альтернативный раздел (один неповторяющийся раздел) заменяет более распространенное трио (в двоичной форме с двумя повторяющимися разделами). Альтернативная часть построена на серии восходящих и нисходящих ямбических гамм, в которых Гайдн несколько раз меняет местами инструменты со скрипки I на виолончель, а затем с виолончели на скрипку I.
IV. Финал. Веселый и остроумный
[ редактировать ]Безумный финал, 3
4 раз. Это в сонатной форме . «Это полностью захватывающая музыка, вечно обманывающая слушателя относительно того, откуда исходит основной бит». [ 15 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Полностью: Йозеф Георг Эразм Адриан Габриэль Михаэль Антон Франц фон Эрдёди.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Харц, Даниэль, Моцарт, Гайдн и ранний Бетховен 1781–1802 , стр. 212–215, Нортон (2009), ISBN 978-0-393-06634-0
- ^ Могила, с. 312.
- ^ Ласло, Сомфаи (2010). «Два композиционных очерка в квартетах «Эрдёди», соч. 76». Студия Музыкологии . 51 (3/4): 317–324.
- ^ Стейнс, Джо (2010). Грубое руководство по классической музыке . Пингвин. п. 252. ИСБН 978-1405383219 .
- ^ https://www.youtube.com/watch?v=ceOWhuzLPtU [ только URL ]
- ^ Келлер, с. 208.
- ^ Глисон, Гарольд; Беккер, Уоррен (январь 1988 г.). Камерная музыка от Гайдна до Бартока . Издательская компания Альфред. п. 12. ISBN 0899172679 .
- ^ Сэмюэл Адлер, Исследование оркестровки (Нью-Йорк: Нортон, 1989), 110–115, цитата на 113.
- ^ Гутманн, Питер. «Классические ноты», 2010. Йозеф Гайдн: Струнные квартеты, соч. 76 . Проверено 31 декабря 2018 г.
- ^ Могила, с. 305
- ↑ SWR2 [Südwestrundfunk Kanal 2], 28 марта 2018 г. Йозеф Гайдн: «Friedhofsquartett» . Проверено 1 января 2019 г.
- ^ См. также Кристенсен, Джеймс (2008). Руководство для струнных исполнителей по камерной музыке . Чикаго: Открытый суд. п. 98 . ISBN 978-0812696271 . Кристенсен называет квартет «соч. 76 № 5, с погостом (кладбищем) Ларго».
- ^ Симменауэр, Соня (2016). Так и должно быть?: Жизнь в квартете . Берлин: Беренберг Верлаг ГмбХ. п. 84. ИСБН 978-3937834245 . В оригинальном немецком тексте произведение «названо >Фридхофс-Квартет<, потому что вторая часть... часто исполняется на похоронах».
- ^ Вертшульте, Феликс [для SWR2], nd Музыкальное произведение недели с квартетом Шумана - Йозеф Гайдн: Струнный квартет ре мажор Hob III:79 («Friedhofsquartet») . В оригинале «Средоточием и ядром произведения является расширенное Ларго в необычной и очень отдаленной тональности фа-диез мажор. Меланхоличная, красивая панихида... Основная тема звучит вновь, но перед музыкой становится все тише и тише. наконец замолкает прощание в тонах – грустных, но в то же время торжественных и достойных». И: «Медленная часть… до сих пор иногда звучит на похоронах, потому что эта музыка для меня просто звучит грустно, она также дает поддержку». Проверено 1 января 2019 г.
- ^ Вигмор, Р. (2020, стр. 7) аннотации к записи компакт-диска Йозефа Гайдна, Струнные квартеты соч. 76/4–6 . Исполняет квартет светотеней. Швеция BIS зафиксировала AB.
Ссылки
[ редактировать ]- Барретт-Эйрес, Реджинальд. Йозеф Гайдн и струнный квартет . Нью-Йорк: Schirmer Books, 1974. стр. 297–312.
- Бергер, Мелвин. Руководство по камерной музыке . Нью-Йорк: Дувр, 1985. стр. 217–224.
- Грейв, Флойд и Маргарет Грейв. Струнные квартеты Йозефа Гайдна . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2006. стр. 301–322.
- Келлер, Ганс. Великие квартеты Гайдна: их интерпретация . Лондон: JM Dent & Sons Ltd., 1986. стр. 208–234.
- Вебстер, Джеймс. "Гайдн, (Франц) Йозеф" в Grove Music Online (под ред. Л. Мэйси) , по состоянию на 20 марта 2007 г.