Скерцо (Шопен)
Фредерика Шопена представляют Четыре скерцо (или скерци) собой одночастные пьесы Шопена для фортепиано соло, написанные между 1833 и 1843 годами. Их часто связывают с четырьмя балладами , написанными примерно в тот же период; эти произведения являются примерами крупномасштабных автономных музыкальных произведений, написанных в классических рамках, но превосходящих предыдущие выразительные и технические ограничения. В отличие от классической модели, музыкальная форма, принятая Шопеном, характеризуется не юмором или элементами неожиданности, а сильно заряженными «жестами отчаяния и демонической энергии». [ 1 ] Комментируя первое скерцо, Роберт Шуман писал: «Как «гравитации» одеться, если «шутка» окутывает темными покровами?» [ 2 ] [ а ]
Обзор
[ редактировать ]Начиная с начала 1830-х годов, после его отъезда из Польши, музыкальный стиль Шопена существенно изменился, вступив в зрелый период с композициями исключительных одночастных пьес монументального масштаба, отмеченных его безошибочным почерком. Таких расширенных произведений было десять — четыре баллады, четыре скерцо и две фантазии ( соч. 49 и 61 ). Этой музыкальной трансформации предшествовало новое отношение Шопена к жизни: после лести в Варшаве он почувствовал разочарование в теплой публике в Вене; тогда его перспективы как пианиста-композитора казались менее заманчивыми; и, наконец, ностальгия и недавнее польское восстание 1830 года духовно вернули его в Польшу. В результате акцент в его музыке стал сосредоточен на композиции, а не на исполнении. [ 3 ]
Ранний музыкальный стиль Шопена зародился в «блестящем» виртуозном пианизме Даниэля Штайбельта , Карла Марии фон Вебера и Иоганна Непомука Гуммеля . Выйдя за рамки классической музыки конца восемнадцатого века, более поздняя музыка Шопена оживила и превзошла блестящий стиль несколькими способами: в первом наборе «Этюдов соч. 10 он ввёл новые высококонцентрированные контрапунктные элементы; в «Ноктюрнах» блестящие эффекты развились в зрелый орнаментально-мелодический стиль; и, что самое главное, он умел наполнять свои произведения всеобъемлющей гармонической структурой, легко чередуя лирические и виртуозные отрывки. Таким образом, в начале 1830-х годов Шопену удалось сформировать венский многочастный классический стиль с последующим блестящим стилем. С этого периода можно различить сонатную форму в Балладе № 1 и блестящий стиль в Скерцо № 1. Точно так же две поздние фантазии Шопена вдохнули новую жизнь в классическую клавирную фантазию. Для расширенных зрелых произведений названия исторических жанров - «баллада», «скерцо» или «фантазия» - явно имели для Шопена значение; однако, как сказал ученый Шопена Джим Самсон комментирует: «В конце концов он превзошел их». [ 3 ]
Музыкальная форма «скерцо» происходит от итальянского слова «шутка». В классической форме это обычно многочастное произведение, тройное, с живым темпом и беззаботным настроением. Скерцо Бетховена прекрасно иллюстрируют этот тип движения, с характерными сфорцанди в такт, четко выраженными ритмами и паттернами подъема или спада. Скерцо в фортепианных сонатах Шопена начинаются с модели Бетховена, особенно в его поздних сонатах и камерной музыке. Хотя различные черты Бетховена сохраняются - структура A-B-A с контрастирующими частями A и B, тройной такт, выраженная артикуляция и акценты сфорцандо - с точки зрения музыкальной глубины четыре скерцо Шопена входят в иную, более грандиозную сферу. Все они имеют пометку presto или presto con fuoco и «неизмеримо расширяют как масштаб жанра, так и его выразительный диапазон». В этих фортепианных пьесах, особенно в первых трех, любое первоначальное чувство легкомыслия или шутливости заменяется «почти демонической силой и энергией». [ 3 ]
Каждое из четырех скерцо начинается отрывистыми или отрывочными мотивами, создающими ощущение напряжения или беспокойства. Вступительные жесты Скерцо № 1 включают текстуру, динамику и диапазон: за резкими аккордами следуют быстрые блуждающие пассажи, возрастающие с крещендо - мотивами, которые повторяются во время движения. В Скерцо № 2 за первоначальным фрагментарным грохотом вполголоса следует драматическая мощная реакция, и все это повторяется. Жест, которым начинается Скерцо № 3, аналогичен жесту Скерцо № 2, но менее выражен. В начале Скерцо № 4 чередуются две контрастные фактуры и гармонии — сначала приглушенные аккорды, а затем более быстрые арочные фигуры, поднимающиеся и опускающиеся вместе с динамикой. Таким образом, Шопен определил одночастное скерцо как жанр, в котором произведение выросло из вступительных фрагментарных жестов, услышанных с самого начала в первоначальных коротких и контрастных музыкальных идеях. (Более подробный музыкальный анализ можно найти по ссылкам на основную статью каждого скерцо.) [ 3 ]
Шутка №1
[ редактировать ]Скерцо № 1 си минор, соч. 20 , был опубликован в 1835 году. Что касается дат его создания, то больше ничего достоверно неизвестно. [ 1 ]
Шутка №2
[ редактировать ]Скерцо № 2 си-бемоль минор, соч. 31 , был написан между 1835 и 1837 годами в Париже. [ 1 ]
Шутка №3
[ редактировать ]Скерцо № 3 до-диез минор, соч. 39 , был написан в 1838–1839 годах, начат в Чартерхаусе Вальдемосса , Майорка . [ 1 ]
Шутка № 4
[ редактировать ]Скерцо № 4 ми мажор, соч. 54 , предположительно была написана летом 1842 и 1843 годов в Ноане . [ 1 ]
Записи
[ редактировать ]Четыре скерцо являются частью сложившегося фортепианного репертуара Шопена и были записаны многими известными пианистами, в том числе Владимиром Горовицем , Альфредом Корто , Вальтером Гизекингом , Артуром Рубинштейном , Эмилем Гилельсом , Артуро Бенедетти Микеланджели , Маурицио Поллини , Владимиром Ашкенази и Дину Липатти. , Святослав Рихтер , Марта Аргерих , Даниэль Баренбойм , Эмануэль Акс , Андрей Гаврилов , Джон Огдон , Иво Погорелич , Юнди Ли Березовский Сон-Джин Чо , Мюррей Перахия , Кристиан Цимерман и Борис . [ нужна ссылка ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Как должна одеваться серьезность, когда «шутка» уже покрыта темной завесой», Neue Zeitschrift für Musik , 2/1835, стр. 155.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Шопен, Фредерик (2018). Мюллеманн, Норберт (ред.). Скерци, Urtext Edition (PDF) (на немецком и английском языках). Мюнхен: Хенле Верлаг . стр. IX-XIV. ИСМН 979-0-2018-0887-1.
- ^ Никс, Фредерик (2009). Фредерик Шопен как человек и музыкант . Библиотека Эхо. п. 494. ISBN 1-4068-5229-5 (первоначально опубликован в 1888 г.). Проверено 30 августа 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д Самсон, Джим (1992). «Расширенные формы: баллады, скерцо и фантазии». В Самсоне, Джим (ред.). Кембриджский компаньон Шопена . Издательство Кембриджского университета . стр. 101–123. ISBN 9780521477529 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Скерцо (Шопен) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур