Баллада № 4 (Шопен)
Баллада №. 4 | |
---|---|
Баллада Фредерика Шопена | |
![]() Рукопись с автографом, Бодлианская библиотека , 1842 г. | |
Ключ | Фа минор |
Опус | 52 |
Составленный | 1842 |
Опубликовано | 1843 |
Баллада № 4 фа минор , соч. 52 — баллада для фортепиано соло Фредерика Шопена , законченная в 1842 году в Париже . [1] Его принято считать одним из шедевров фортепианной музыки XIX века. [2]
Из четырех баллад многие пианисты считают ее самой сложной как в техническом, так и в музыкальном плане. [3] [4] Он также самый длинный: его выступление занимает от десяти до двенадцати минут. По словам Джона Огдона , это «самое возвышенное, интенсивное и возвышенно мощное из всех произведений Шопена… Невероятно, что оно длится всего двенадцать минут, ибо оно содержит опыт всей жизни». [5]
История
[ редактировать ]Обстоятельства сочинения плохо документированы, хотя кажется, что Шопен начал сочинять вскоре после завершения Баллады № 3 . К декабрю 1842 года баллада была закончена, и он предложил ее на продажу компании Breitkopf & Härtel вместе с «Героическим полонезом» и четвертым скерцо . [6]
Работа была посвящена баронессе Ротшильд , жене Натаниэля де Ротшильда. [4] которая пригласила Шопена играть в своей парижской резиденции, где познакомила его с аристократией и дворянством.
В предисловии к своему изданию баллад Шопена Альфред Корто утверждает, что вдохновением для этой баллады послужило Адама Мицкевича стихотворение «Три Будры» , в котором рассказывается о трех братьях, отправленных отцом искать сокровища, и история их возвращения с три польские невесты. [7]
Структура
[ редактировать ]Фраза в доминантном мажоре (обозначается фортепиано ) открывает семь вступительных тактов и переходит к первой теме сонатного изложения — мелодии со славянской окраской. Первая тема претерпевает четыре совокупных трансформации с декорациями контрмелодиями , контрапунктом и ноктюрноподобной . фиоритурой , [8] Развитие второй темы и ее переплетение с первой усложняют музыкальную структуру и создают напряжение. Благодаря переплетению и, следовательно, одновременному развитию двух тем, Шопен эффективно сочетает использование как сонатной формы , так и вариационной формы . [9] Основная часть пьесы завершается серией акцентированных аккордов фортиссимо , за которыми следует кратковременное затишье из пяти аккордов пианиссимо . Затем это внезапно приводит к чрезвычайно быстрой, бурной коде , написанной ярким контрапунктом . Структурно «Баллада № 4» весьма сложна. [3] [4]
Музыкальный анализ
[ редактировать ]Отличительной чертой четвертой баллады является ее контрапунктический характер. Контрапункт встречается лишь спорадически в балладах №№ 1 и 2 . Четвертая баллада музыкально более тонкая, чем три другие, поскольку большинство ее частей остаются меланхоличными и глубокими. Хотя в центральных частях музыки есть несколько существенных всплесков, в коде . наибольшая динамика проявляется [8]

Самсон (1992) дает тщательный музыкальный анализ баллады, характеризуя ее «целенаправленную амбивалентность». [10] Самсон делит сложную структуру на части, начиная с колоколообразного вступления, такты 1–7: медленный вальс в первой теме и вариации — Тема I фа минор, такты 7–22, Вариация I, такты 23–36, и Вариант II, такты 58–71; и вторая тема, Тема II в субдоминанте си-бемоль мажор, такты 80–99. Пасторальная вторая тема представляет собой нечто среднее между баркаролой и хоралом. Далее следует эпизод, в котором тональность переходит в ля-бемоль мажор. Возвращение Введения в неожиданном ключе является в музыкальном плане моментом великого пафоса. Как пишет Самсон: «Путешествие от этого места к репризе [Темы II] представляет собой один из самых волшебных отрывков Шопена. Главные нити Темы I здесь изолированы и представлены в контрапунктическом сочетании... Причем одна из этих нитей постепенно и красиво трансформируется в ненавязчивое возвращение вступления в отдаленную область переднего плана ля мажора, переход, ставший возможным благодаря общим повторяющимся нотам вступления и Темы I. Это средняя точка структуры, [и] позволяющая его реприза начнется в неожиданной тональности ре минор». [11] [12]
Эта дальнейшая вариация Темы I, Вариация III, реализует «канонические устремления» предыдущего тематического материала, раскрывая его динамизм и все более контрапунктическую и полифоническую текстуру. По словам Самсона, «тональная настройка репризы оказывается гениально обманчивой: минорная третья последовательность, встроенная в Тему I, используется для очень быстрого возврата музыки к тонике. Таким образом, канонический элемент незаметно впитывается в гармонический поток оригинального материала. " В такте 152 есть четвертая вариация Темы I, вариация IV. Она представляет собой «кантабиле-декоративную обработку изысканно сформированной орнаментальной мелодии». В этот момент вся часть, наконец, начинает расцветать, поскольку ее «ноктюрновые» украшения в высоком регистре становятся еще более авантюрными. Неожиданное возвращение к ре-бемоль мажору и теме II представляет собой кульминацию великого величия. Самсон пишет, что: «Это действительно славный момент. Обманчивая невинность Темы II превращается в мощный апофеоз, со все более страстным пылом строящийся в направлении… возвращения к фа минору. Структурная доминанта проявляется теперь впервые. в произведении, и оно остается подвешенным, балансируя на пропасти гармонического напряжения, в то время как серия аккордов пианиссимо продлевает его в краткой иллюзии покоя. Последующая бравурная заключительная часть, кажется, изгоняет прежние конфликты и напряжения в белом пылу виртуозности. Эти последние мгновения — одни из самых величественных выступлений Шопена». [11]

Ссылки
[ редактировать ]- ^ Самсон, Джим (1992). Шопен: Четыре баллады . Издательство Кембриджского университета . дои : 10.1017/CBO9780511611650 . ISBN 9780511611650 .
- ^ Самсон, Джим (2001). «Шопен, Фредерик Франсуа [Фредерик Франсуа]» . Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- ^ Jump up to: а б «Шопен: Полный анализ музыки – Баллады» . нашchopin.com . Проверено 17 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Хунекер, Джеймс (1921). Шопен: Человек и его музыка . п. 414. ИСБН 1-60303-588-5 . Проверено 5 января 2010 г.
- ^ «Музыка Шопена: Баллады» . 13 июня 2009 года. Архивировано из оригинала 27 января 2010 года . Проверено 6 января 2010 г.
- ^ Мюллеманн, Норберт (2007). Баллады Шопена – Предисловие . Мюнхен: Г. Хенле Верлаг . стр. IX–XIII.
- ^ Предисловие, Баллады о Шопене , Salabert Editions. Английскую версию стихотворения можно найти здесь. Архивировано 19 июля 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Самсон, Джим (1992b). «Расширенные формы: баллады, скерцо и фантазии». В Самсоне, Джим (ред.). Кембриджский компаньон Шопена . Издательство Кембриджского университета . стр. 101–123. ISBN 9780521477529 .
- ^ Как играть Шопена: Баллады Шопена. Архивировано 15 марта 2014 года в Wayback Machine , Регина Смендзянка.
- ^ Самсон 1992 , с. 67. Для удобства Самсон предоставил построчную таблицу различных секций.
- ^ Jump up to: а б Самсон 1992 , стр. 62–68
- ^ Кляйн, Майкл (2004). «Четвертая баллада Шопена как музыкальное повествование». Теория музыки Спектр . 26 (1). Издательство Оксфордского университета : 23–56. дои : 10.1525/mts.2004.26.1.23 . JSTOR 10.1525/mts.2004.26.1.23 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Баллада № 4 (Шопен) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур