Jump to content

Дэниел Стейбелт

Дэниел Стейбелт

Даниэль Готлиб Штайбельт (22 октября 1765 - 2 октября [ OS 20 сентября] 1823) был немецким пианистом и композитором. Его основные произведения были написаны в Париже и Лондоне, а умер он в Санкт-Петербурге , Россия. и проиграл ему Однажды он бросил вызов Людвигу ван Бетховену в фортепианной дуэли.

Биография

[ редактировать ]

Штайбельт родился в Берлине и изучал музыку у Иоганна Кирнбергера, прежде чем его отец заставил его вступить в прусскую армию . После дезертирства он начал кочующую карьеру пианиста, а затем поселился в 1790 году в Париже, где добился большой популярности как виртуоз благодаря сонате для фортепиано под названием «Кокетка» , которую он сочинил для Марии-Антуанетты . [ 1 ] Также в Париже была показана его драматическая опера под названием «Ромео и Джульетта» , которая впоследствии была высоко оценена Гектором Берлиозом . [ 2 ] был поставлен в Театре Фейдо в 1793 году. Многие считают это его самым оригинальным и успешным в художественном отношении произведением.

Штейбельт начал проводить время между Парижем и Лондоном , где его игра на фортепиано привлекла большое внимание. В 1797 году он играл в концерте Дж. П. Саламона . В 1798 году он выпустил свой Концерт № 3 ми мажор, содержащий Штормовое рондо, характеризующееся обширными тремоло , который стал очень популярным. В следующем году Штайбельт отправился в профессиональный тур по Германии; и, после игры с некоторым успехом в Гамбурге , Берлине, Дрездене и Праге , он прибыл в конце марта 1800 года в Вену , где, как сообщается, он вызвал Бетховена на испытание мастерства в доме графа Морица фон Фриса . Часто цитируемый отчет Фердинанда Риса был написан 37 лет спустя; Райс не присутствовал на нем и лишь позже стал учеником и другом Бетховена. Дуэль между Штейбельтом и Бетховеном состояла из нескольких раундов, в которых оценивалось мастерство каждого игрока. Первый тур представлял собой подготовленное исполнение чужого состава. Для этого Бетховен сыграл произведение Моцарта , а Штейбельт исполнил Произведение Гайдна . В следующем раунде соревнований каждый игрок импровизировал на тему, предложенную противником. По словам Райса, Бетховен с легкостью выиграл первые два тура. Третий и последний тур закрепил победу Бетховена. Каждый игрок должен был прочитать с листа только что написанный отрывок своего противника. Штайбельту подарили Сонату для фортепиано Бетховена си-бемоль мажор, соч. 22, что принесло ему бурные аплодисменты. Однако Штейбельт пошел нарушать правила и вручил Бетховену не просто фортепианное сочинение, а сонату для виолончели и фортепиано. Это нисколько не смутило Бетховена, поскольку он просто взял партитуру, перевернул ее и прочитал задом наперед. Затем он начал импровизировать на перевернутые темы в течение примерно 30 минут, в результате чего Стейбельт яростно выбежал из игры еще до того, как Бетховен закончил. Райс заявил, что Штайбельт «поставил условие, чтобы Бетховена не приглашали туда, где желательна его собственная компания». [ 3 ]

После этого предполагаемого публичного унижения Стейбельт завершил свой тур. (Дата его отъезда из Вены неизвестна, хотя Бетховен действительно покинул Вену в конце апреля или начале мая: он играл в Буде, Венгрия, 7 мая.) Штейбельт снова отправился в Париж, где организовал первое исполнение оратории Йозефа Гайдна « Сотворение мира» , состоявшееся 24 декабря 1800 года в Оперном театре. [ 4 ] По пути к нему Первый консул Бонапарт чудом избежал бомбового удара. Штейбельт только что опубликовал одну из своих самых совершенных сонат, которую он посвятил жене Бонапарта Жозефине. [ 5 ] После второго пребывания в Англии с марта 1802 по март 1805 года Штейбельт вернулся на континент, дал концерты в Брюсселе (апрель 1805 года), [ 6 ] и летом вернулся в Париж. Он отпраздновал триумф Наполеона при Аустерлице под музыкальной интерлюдией названием «Марсовый праздник» , на премьере которой Наполеон присутствовал лично (4 февраля 1806 г.). [ 7 ]

В 1808 году он был приглашен царем Александром I в Санкт-Петербург , сменив Франсуа-Адриена Буальдье на посту директора Французской оперы в 1811 году. [ 1 ] Он оставался там до конца своей жизни. В 1812 году он сочинил «Московский пожар» — грандиозную фантазию для фортепиано, посвящённую русскому народу. Штейбельт вообще прекратил выступления в 1814 году, но вернулся на сцену для своего Концерта № 8, премьера которого состоялась 16 марта 1820 года в Санкт-Петербурге и примечательна хоровым финалом. Бетховена Это было за четыре года до нетрадиционной Симфонии № 9 и было единственным когда-либо написанным фортепианным концертом (исключая «Хоровую фантазию» Бетховена ) с партией хора до Анри Герца 6-го концерта , соч. 192 (1858) и Ферруччо Бузони ( Фортепианный концерт 1904). [ 8 ] Штейбельт умер в Санкт-Петербурге 20 сентября 1823 г. (2 октября н. э.) после продолжительной болезни. [ 9 ]

Наследие

[ редактировать ]

Помимо своей драматической музыки, Штейбельт оставил после себя огромное количество сочинений, преимущественно для фортепиано. Говорят, что его игра была блестящей, хотя и лишенной тех высоких качеств, которые характеризовали игру таких современников, как Крамер и Муцио Клементи . [ 1 ] Несмотря на это, его игровые и композиционные способности позволили ему построить карьеру по всей Европе. Гроув описывает его как «чрезвычайно тщеславного, высокомерного, невежливого, безрассудно экстравагантного и даже нечестного». Столь суровые моральные суждения оправдываются некоторыми дошедшими до нас фактами из жизни Штейбельта. [ 10 ]

Избранный список его работ

[ редактировать ]

1) Этап

  • Ромео и Джульетта , 3 действия (1793)
  • Альберт и Аделаида , 3 действия (1798)
  • «Возвращение Зефира» , балет в 1 действии (1802)
  • Суд пастыря , балет в 3-х действиях (1804)
  • Прекрасная доярка, или Белая королева Кастилии (1805)
  • Мартовский фестиваль , интермеццо (1806 г.)
  • «День императора» , балет (1809)
  • Глупый рыцарь (1810)
  • Саргины , 3 действия, опера (1810) (Вероятно, это не произведение Штейбельта.)
  • Золушка , опера в 3-х действиях (1810)
  • Принцесса Вавилона , опера в 3-х действиях (1812)
  • Суд Мидаса (1823?)

2) Оркестровый

  • Концерт № 1 для фортепиано с оркестром до мажор (парижское издание 1794 г.)
  • Концерт № 2 для фортепиано с оркестром ми минор (1796?)
  • Концерт № 3 для фортепиано с оркестром ми мажор «L'orage» (создан в 1798 г.; Парижское изд. 1799 г.)
  • Концерт № 4 для фортепиано с оркестром ми (1800?)
  • Концерт № 5 для фортепиано с оркестром ми мажор «À la chasse», соч. 64 (создан в 1802 г.; Парижское изд. 1805 г.)
  • Концерт № 6 для фортепиано с оркестром соль минор «Путешествие на горе Сен-Бернар» (Парижское издание 1817 г.)
  • Концерт № 7 для фортепиано с оркестром ми минор «Большой военный концерт в греческом жанре» с двумя оркестрами (Парижское изд. 1818 г.)
  • Концерт № 8 для фортепиано с оркестром ми «с вакханальным рондо, аккорд хора» (1820), не опубликован.
  • Концерт для арфы (1807)
  • Увертюра к симфонии (1796)
  • Марши и вальсы

3) Палата

  • Фаворитное рондо для скрипки или флейты и гитары
  • 3 струнных квартета, соч. 17 (1796)
  • 3 квинтета для фортепиано и струнных, соч. 28 (1797)
  • 6 струнных квартетов, соч. 34 (ок. 1799 г.)
  • 3 дуэта для скрипки и гитары, соч. 37
  • 3 струнных квартета, соч. 49 (1800)
  • 3 сонаты для скрипки, соч. 69
  • 1 квартет для фортепиано и струнных
  • 26 трио для фортепиано и струнных
  • 6 трио для арфы и струнных
  • 115 дуэтов для фортепиано и скрипки (?)
  • 6 дуэтов для фортепиано и арфы (или для двух фортепиано)
  • 6 сонат для арфы
  • 36 вакханалов и 12 дивертисментов для фортепиано, бубна и треугольника импровизированного.
  • 77 сонат для фортепиано соло
  • 45 рондо
  • 32 костюма
  • 21 развлечение
  • 12 каприсов или прелюдий
  • 20 попурри
  • 2 серии серенад
  • 25 серий вариаций
  • 16 сонат для фортепиано в 4 руки (из них не менее 6 — апокрифические произведения)
  • Описательные произведения (Триумф, осада, похоронные марши...)
  • Вальсы, танцы.
  • Этюды, соч. 78

4) Метод Фортепиано (1805 г.)

5) Песни

  • 6 романсов (1798)
  • Воздух Эстель (1798)
  • 30 песен, соч. 10 (1794)

Избирательная дискография

[ редактировать ]
  • Variations on two Russian Folksongs, Irina Ermakova, piano (Arte Nova ANO 516260, 1996)
  • Соната ми мажор, Хироко Сакагами, фортепиано ( Ханс Георг Нэгели, издатель и композитор , MGB CD 6193, 2002)
  • Большая соната ми-бемоль мажор, посвященная мадам Бонапарту, Даниэль Проппер, фортепиано ( Echoes of the Battlefields , Forgotten Records, fr 16/17P, 2012)
  • Московский пожар , грандиозная фантазия, Дэниел Проппер, фортепиано ( Отголоски полей сражений , Forgotten Records, фр 16/17П, 2012)
  • Большой концерт для арфы, Масуми Нагасава, арфа, Кёльнская академия , реж. Майкл Александр Вилленс (Ars Production, ARS 38 108, 2012)
  • Соната до минор, соч. 6 № 2, Анна Петрова-Форстер, фортепиано (Гега Нью, ГД 362, 2013)
  • Этюды, соч. 78 (№ 50, 32 и 3), Анна Петрова-Форстер, фортепиано (Гега Нью, ГД 362, 2013)
  • Соната ре мажор, соч. 82, Анна Петрова-Форстер, фортепиано (Гега Нью, ГД 362, 2013)
  • Концерт соль минор, № 6, «Путешествие по Мон-Сен-Бернар» , Анна Петрова-Форстер, фортепиано (Гега Нью, ГД 362, 2013)
  • Рондо «Буря » из Концерта № 3, Анна Петрова-Форстер, фортепиано (Forgotten Records, фр. 32P, 2015)
  • Рондо Les Papillons , Анна Петрова-Форстер, фортепиано (Forgotten Records, фр. 32P, 2015)
  • Фантазия и вариации на две русские темы, Анна Петрова-Форстер (Forgotten Records, фр. 32P, 2015)
  • Соната соль мажор, соч. 64, Анна Петрова-Форстер (Forgotten Records, фр. 32P, 2015)
  • Этюды op.78, Nos. 10, 11, 24, 26, 30, 31, 33, Анна Петрова-Форстер, фортепиано (Toccata Classics, TOCN0005, 2021)

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с  Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Штайбельт, Дэниел ». Британская энциклопедия . Том. 25 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 870.
  2. ^ Гектор Берлиоз, статья в Journal des Débats , 13 сентября 1859 г.
  3. ^ Элиза (26 августа 2012 г.). «Даниэль Готлиб Штайбельт (1765-1823) | Биография, музыка и многое другое» . Проверено 1 мая 2023 г.
  4. ^ Г. Мюллер, Даниэль Штайбельт, Его жизнь и фортепианные произведения , с. 41.
  5. ^ Г. Мюллер, соч. соч., стр.97.
  6. ^ Г. Мюллер, соч. соч., стр.47
  7. ^ Тео Флейшман, Наполеон и музыка , Брюссель, Бреполь, 1965, с. 177.
  8. ^ Гарольд К. Шонберг , Великие пианисты , с. 68
  9. ^ New York Weekly Review, Том 13. 1862. стр. 51
  10. Например, клептомания Стейбельта задокументирована в «Мемориале Норвинса» , Париж, 1896–1897, том. Я, гл. XIV.
  • Фрэнк Доус ао. «Штайбельт, Дэниел (Готлиб)», Grove Music Online , изд. Л. Мэйси (по состоянию на 27 апреля 2006 г.), grovemusic.com. Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine (доступ по подписке).
  • Готфрид Мюллер: «Даниэль Штайбельт: его жизнь и фортепианные произведения (Лейпциг и Цюрих, 1933/R1973)
  • Карен А. Хагберг: «Сендриллон Дэниела Стейбельта: критическое издание с заметками о жизни и творчестве Стейбельта» (дисс. Музыкальная школа Истмана, 1975)
  • Элиза (26 августа 2012 г.). «Даниэль Готлиб Штайбельт (1765-1823) | Биография, музыка и многое другое»
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0bc9dec729a8a83c1879d11798aec120__1719565200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0b/20/0bc9dec729a8a83c1879d11798aec120.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Daniel Steibelt - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)