Дэниел Стейбелт
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2012 г. ) |
Даниэль Готлиб Штайбельт (22 октября 1765 - 2 октября [ OS 20 сентября] 1823) был немецким пианистом и композитором. Его основные произведения были написаны в Париже и Лондоне, а умер он в Санкт-Петербурге , Россия. и проиграл ему Однажды он бросил вызов Людвигу ван Бетховену в фортепианной дуэли.
Биография
[ редактировать ]Штайбельт родился в Берлине и изучал музыку у Иоганна Кирнбергера, прежде чем его отец заставил его вступить в прусскую армию . После дезертирства он начал кочующую карьеру пианиста, а затем поселился в 1790 году в Париже, где добился большой популярности как виртуоз благодаря сонате для фортепиано под названием «Кокетка» , которую он сочинил для Марии-Антуанетты . [ 1 ] Также в Париже была показана его драматическая опера под названием «Ромео и Джульетта» , которая впоследствии была высоко оценена Гектором Берлиозом . [ 2 ] был поставлен в Театре Фейдо в 1793 году. Многие считают это его самым оригинальным и успешным в художественном отношении произведением.
Штейбельт начал проводить время между Парижем и Лондоном , где его игра на фортепиано привлекла большое внимание. В 1797 году он играл в концерте Дж. П. Саламона . В 1798 году он выпустил свой Концерт № 3 ми мажор, содержащий Штормовое рондо, характеризующееся обширными тремоло , который стал очень популярным. В следующем году Штайбельт отправился в профессиональный тур по Германии; и, после игры с некоторым успехом в Гамбурге , Берлине, Дрездене и Праге , он прибыл в конце марта 1800 года в Вену , где, как сообщается, он вызвал Бетховена на испытание мастерства в доме графа Морица фон Фриса . Часто цитируемый отчет Фердинанда Риса был написан 37 лет спустя; Райс не присутствовал на нем и лишь позже стал учеником и другом Бетховена. Дуэль между Штейбельтом и Бетховеном состояла из нескольких раундов, в которых оценивалось мастерство каждого игрока. Первый тур представлял собой подготовленное исполнение чужого состава. Для этого Бетховен сыграл произведение Моцарта , а Штейбельт исполнил Произведение Гайдна . В следующем раунде соревнований каждый игрок импровизировал на тему, предложенную противником. По словам Райса, Бетховен с легкостью выиграл первые два тура. Третий и последний тур закрепил победу Бетховена. Каждый игрок должен был прочитать с листа только что написанный отрывок своего противника. Штайбельту подарили Сонату для фортепиано Бетховена си-бемоль мажор, соч. 22, что принесло ему бурные аплодисменты. Однако Штейбельт пошел нарушать правила и вручил Бетховену не просто фортепианное сочинение, а сонату для виолончели и фортепиано. Это нисколько не смутило Бетховена, поскольку он просто взял партитуру, перевернул ее и прочитал задом наперед. Затем он начал импровизировать на перевернутые темы в течение примерно 30 минут, в результате чего Стейбельт яростно выбежал из игры еще до того, как Бетховен закончил. Райс заявил, что Штайбельт «поставил условие, чтобы Бетховена не приглашали туда, где желательна его собственная компания». [ 3 ]
После этого предполагаемого публичного унижения Стейбельт завершил свой тур. (Дата его отъезда из Вены неизвестна, хотя Бетховен действительно покинул Вену в конце апреля или начале мая: он играл в Буде, Венгрия, 7 мая.) Штейбельт снова отправился в Париж, где организовал первое исполнение оратории Йозефа Гайдна « Сотворение мира» , состоявшееся 24 декабря 1800 года в Оперном театре. [ 4 ] По пути к нему Первый консул Бонапарт чудом избежал бомбового удара. Штейбельт только что опубликовал одну из своих самых совершенных сонат, которую он посвятил жене Бонапарта Жозефине. [ 5 ] После второго пребывания в Англии с марта 1802 по март 1805 года Штейбельт вернулся на континент, дал концерты в Брюсселе (апрель 1805 года), [ 6 ] и летом вернулся в Париж. Он отпраздновал триумф Наполеона при Аустерлице под музыкальной интерлюдией названием «Марсовый праздник» , на премьере которой Наполеон присутствовал лично (4 февраля 1806 г.). [ 7 ]
В 1808 году он был приглашен царем Александром I в Санкт-Петербург , сменив Франсуа-Адриена Буальдье на посту директора Французской оперы в 1811 году. [ 1 ] Он оставался там до конца своей жизни. В 1812 году он сочинил «Московский пожар» — грандиозную фантазию для фортепиано, посвящённую русскому народу. Штейбельт вообще прекратил выступления в 1814 году, но вернулся на сцену для своего Концерта № 8, премьера которого состоялась 16 марта 1820 года в Санкт-Петербурге и примечательна хоровым финалом. Бетховена Это было за четыре года до нетрадиционной Симфонии № 9 и было единственным когда-либо написанным фортепианным концертом (исключая «Хоровую фантазию» Бетховена ) с партией хора до Анри Герца 6-го концерта , соч. 192 (1858) и Ферруччо Бузони ( Фортепианный концерт 1904). [ 8 ] Штейбельт умер в Санкт-Петербурге 20 сентября 1823 г. (2 октября н. э.) после продолжительной болезни. [ 9 ]
Наследие
[ редактировать ]Помимо своей драматической музыки, Штейбельт оставил после себя огромное количество сочинений, преимущественно для фортепиано. Говорят, что его игра была блестящей, хотя и лишенной тех высоких качеств, которые характеризовали игру таких современников, как Крамер и Муцио Клементи . [ 1 ] Несмотря на это, его игровые и композиционные способности позволили ему построить карьеру по всей Европе. Гроув описывает его как «чрезвычайно тщеславного, высокомерного, невежливого, безрассудно экстравагантного и даже нечестного». Столь суровые моральные суждения оправдываются некоторыми дошедшими до нас фактами из жизни Штейбельта. [ 10 ]
Избранный список его работ
[ редактировать ]1) Этап
- Ромео и Джульетта , 3 действия (1793)
- Альберт и Аделаида , 3 действия (1798)
- «Возвращение Зефира» , балет в 1 действии (1802)
- Суд пастыря , балет в 3-х действиях (1804)
- Прекрасная доярка, или Белая королева Кастилии (1805)
- Мартовский фестиваль , интермеццо (1806 г.)
- «День императора» , балет (1809)
- Глупый рыцарь (1810)
- Саргины , 3 действия, опера (1810) (Вероятно, это не произведение Штейбельта.)
- Золушка , опера в 3-х действиях (1810)
- Принцесса Вавилона , опера в 3-х действиях (1812)
- Суд Мидаса (1823?)
2) Оркестровый
- Концерт № 1 для фортепиано с оркестром до мажор (парижское издание 1794 г.)
- Концерт № 2 для фортепиано с оркестром ми минор (1796?)
- Концерт № 3 для фортепиано с оркестром ми мажор «L'orage» (создан в 1798 г.; Парижское изд. 1799 г.)
- Концерт № 4 для фортепиано с оркестром ми ♭ (1800?)
- Концерт № 5 для фортепиано с оркестром ми мажор ♭ «À la chasse», соч. 64 (создан в 1802 г.; Парижское изд. 1805 г.)
- Концерт № 6 для фортепиано с оркестром соль минор «Путешествие на горе Сен-Бернар» (Парижское издание 1817 г.)
- Концерт № 7 для фортепиано с оркестром ми минор «Большой военный концерт в греческом жанре» с двумя оркестрами (Парижское изд. 1818 г.)
- Концерт № 8 для фортепиано с оркестром ми ♭ «с вакханальным рондо, аккорд хора» (1820), не опубликован.
- Концерт для арфы (1807)
- Увертюра к симфонии (1796)
- Марши и вальсы
3) Палата
- Фаворитное рондо для скрипки или флейты и гитары
- 3 струнных квартета, соч. 17 (1796)
- 3 квинтета для фортепиано и струнных, соч. 28 (1797)
- 6 струнных квартетов, соч. 34 (ок. 1799 г.)
- 3 дуэта для скрипки и гитары, соч. 37
- 3 струнных квартета, соч. 49 (1800)
- 3 сонаты для скрипки, соч. 69
- 1 квартет для фортепиано и струнных
- 26 трио для фортепиано и струнных
- 6 трио для арфы и струнных
- 115 дуэтов для фортепиано и скрипки (?)
- 6 дуэтов для фортепиано и арфы (или для двух фортепиано)
- 6 сонат для арфы
- 36 вакханалов и 12 дивертисментов для фортепиано, бубна и треугольника импровизированного.
- 77 сонат для фортепиано соло
- 45 рондо
- 32 костюма
- 21 развлечение
- 12 каприсов или прелюдий
- 20 попурри
- 2 серии серенад
- 25 серий вариаций
- 16 сонат для фортепиано в 4 руки (из них не менее 6 — апокрифические произведения)
- Описательные произведения (Триумф, осада, похоронные марши...)
- Вальсы, танцы.
- Этюды, соч. 78
4) Метод Фортепиано (1805 г.)
5) Песни
- 6 романсов (1798)
- Воздух Эстель (1798)
- 30 песен, соч. 10 (1794)
Избирательная дискография
[ редактировать ]- Variations on two Russian Folksongs, Irina Ermakova, piano (Arte Nova ANO 516260, 1996)
- Соната ми мажор, Хироко Сакагами, фортепиано ( Ханс Георг Нэгели, издатель и композитор , MGB CD 6193, 2002)
- Большая соната ми-бемоль мажор, посвященная мадам Бонапарту, Даниэль Проппер, фортепиано ( Echoes of the Battlefields , Forgotten Records, fr 16/17P, 2012)
- Московский пожар , грандиозная фантазия, Дэниел Проппер, фортепиано ( Отголоски полей сражений , Forgotten Records, фр 16/17П, 2012)
- Большой концерт для арфы, Масуми Нагасава, арфа, Кёльнская академия , реж. Майкл Александр Вилленс (Ars Production, ARS 38 108, 2012)
- Соната до минор, соч. 6 № 2, Анна Петрова-Форстер, фортепиано (Гега Нью, ГД 362, 2013)
- Этюды, соч. 78 (№ 50, 32 и 3), Анна Петрова-Форстер, фортепиано (Гега Нью, ГД 362, 2013)
- Соната ре мажор, соч. 82, Анна Петрова-Форстер, фортепиано (Гега Нью, ГД 362, 2013)
- Концерт соль минор, № 6, «Путешествие по Мон-Сен-Бернар» , Анна Петрова-Форстер, фортепиано (Гега Нью, ГД 362, 2013)
- Рондо «Буря » из Концерта № 3, Анна Петрова-Форстер, фортепиано (Forgotten Records, фр. 32P, 2015)
- Рондо Les Papillons , Анна Петрова-Форстер, фортепиано (Forgotten Records, фр. 32P, 2015)
- Фантазия и вариации на две русские темы, Анна Петрова-Форстер (Forgotten Records, фр. 32P, 2015)
- Соната соль мажор, соч. 64, Анна Петрова-Форстер (Forgotten Records, фр. 32P, 2015)
- Этюды op.78, Nos. 10, 11, 24, 26, 30, 31, 33, Анна Петрова-Форстер, фортепиано (Toccata Classics, TOCN0005, 2021)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Штайбельт, Дэниел ». Британская энциклопедия . Том. 25 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 870. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Гектор Берлиоз, статья в Journal des Débats , 13 сентября 1859 г.
- ^ Элиза (26 августа 2012 г.). «Даниэль Готлиб Штайбельт (1765-1823) | Биография, музыка и многое другое» . Проверено 1 мая 2023 г.
- ^ Г. Мюллер, Даниэль Штайбельт, Его жизнь и фортепианные произведения , с. 41.
- ^ Г. Мюллер, соч. соч., стр.97.
- ^ Г. Мюллер, соч. соч., стр.47
- ^ Тео Флейшман, Наполеон и музыка , Брюссель, Бреполь, 1965, с. 177.
- ^ Гарольд К. Шонберг , Великие пианисты , с. 68
- ^ New York Weekly Review, Том 13. 1862. стр. 51
- ↑ Например, клептомания Стейбельта задокументирована в «Мемориале Норвинса» , Париж, 1896–1897, том. Я, гл. XIV.
Ссылки
[ редактировать ]- Фрэнк Доус ао. «Штайбельт, Дэниел (Готлиб)», Grove Music Online , изд. Л. Мэйси (по состоянию на 27 апреля 2006 г.), grovemusic.com. Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine (доступ по подписке).
- Готфрид Мюллер: «Даниэль Штайбельт: его жизнь и фортепианные произведения (Лейпциг и Цюрих, 1933/R1973)
- Карен А. Хагберг: «Сендриллон Дэниела Стейбельта: критическое издание с заметками о жизни и творчестве Стейбельта» (дисс. Музыкальная школа Истмана, 1975)
- Элиза (26 августа 2012 г.). «Даниэль Готлиб Штайбельт (1765-1823) | Биография, музыка и многое другое»
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Дэниела Стейбелта в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Восемь сонат Даниэля Штайбельта, преимущественно впервые записанные в звучании старинного фортепиано Иоганна Шанца (1790 г.) и современного рояля на resampled.de/steibelt
- 1765 рождений
- 1823 смерти
- немецкие классические пианисты
- Немецкие классические пианисты мужского пола
- Немецкие оперные композиторы
- Немецкие оперные композиторы-мужчины
- Немецкие композиторы классического периода
- Музыканты из Берлина
- Немецкие эмигранты в Российской империи
- клавишники XVIII века
- немецкие пианисты
- Немецкие пианисты-мужчины
- Немецкие музыканты-мужчины XIX века
- Композиторы Королевства Пруссия