Этюд соч. 10, № 6 (Шопен)

Этюд соч. 10, № 6 , ми ♭ минор , представляет собой этюд для соло фортепиано , написанный Фредериком Шопеном в 1830 году. Ему предшествовала относительная тональность. Впервые оно было опубликовано во Франции в 1833 году. [ 1 ] Германия, [ 2 ] и Англия [ 3 ] как шестое произведение его Этюдов, соч. 10 . Темп Анданте в 6
8 и con molto espressione указывают на более умеренную скорость игры, чем другие этюды Шопена, за исключением соч. 10, № 3 и соч. 25, №7 . В этом этюде основное внимание уделяется выразительности и хроматическому построению мелодии . [ 4 ] а также полифоническая фактура .
Структура и стилистические особенности
[ редактировать ]
Музыковед Хьюго Лейхтенритт (1874–1951) так описывает текстуру трех (а иногда и четырех) голосов: «Мелодия болезненного, элегического выражения поверх медленного, почти вялого баса, между извилистым средним голосом [в шестнадцатых нотах]. ], что, несмотря на узкий диапазон, вызывает сильное внутреннее волнение». [ 5 ] Характерной чертой мелодии являются хроматические вспомогательные ноты, играемые на такт и приближающиеся дизъюнктивным движением . [ 6 ]
Как и все другие этюды Шопена , это произведение имеет троичную форму А–Б–А. Строгая периодическая структура содержит восьмитактовые периоды: два в разделе А, образующие регулярный 16-тактовый период, три в среднем и в заключительном разделе А один восьмитактовый период, расширенный на пять тактов. [ 7 ] Гармонические отношения в первых восьми тактах, отмеченные обманчивым поворотом в такте 4 и неаполитанским аккордом в такте 7, показаны в гармонической редукции . [ 8 ] Такты 9–16 повторяют ту же последовательность, заканчиваясь E ♭ минор идеальной каденцией .

Каждый из трех восьмитактовых периодов средней части имеет особый дизайн. Первый отмечен подъемом к середине и соответствующим нисхождением консеквента. Неравномерный второй, ведущий к кульминации, обнаруживает свою возбужденную ритмическую природу особенно в последующем, а третий представляет собой устойчивый хроматический спуск от кульминации. [ 9 ] Эффект гармонической прогрессии этой средней части Лейхтентрит описывает так: «Великолепный переход от ми ♭ минор (такт 16) к слегка блестящему ми мажору (такт 21) [Шопен изменил здесь тональность]; захватывающий цепочки секвенций с их перекрестными связями (такты 29–32) чудесно звучного снижения до ми минор акцентами; , так деликатно оттененного тембровыми (такты 33–41)». [ 10 ]
Последняя часть А представляет собой укороченное повторение первой. В последних семи тактах самый красивый эффект дает многократное использование неаполитанского шестого аккорда для задержки финального каденса. [ 11 ] и особенно «неожиданным блеском» ля мажор (такт 49) в каденции ми ♭ минор. Этот ля-мажор очаровательно отражает ми-мажор средней части (т. 24). [ 12 ] Произведение завершается терцией ми ♭ мажор пикардийской .
Характер
[ редактировать ]Американский музыкальный критик Джеймс Ханекер (1857–1921) называет этюд «мрачным заунывным ноктюрном . […] мелодия полна подавленной печали». [ 13 ] Итальянский композитор и редактор Альфредо Казелла (1883–1947) говорит о «задуманном горе» и считает, что «трудно представить себе более суровую и трезвую элегию, чем это этюд». [ 14 ] Французский пианист Альфред Корто (1877–1962), напротив, называет характер этого этюда «лихорадочным и сосредоточенным» и настаивает на том, что «под страстным стенанием верхнего голоса […] мы должны услышать жизненную нижнюю часть […] объединяющую при этом он [пока] сохраняет свой тембр и собственную свободу ритма». [ 15 ]
Время
[ редактировать ] Шопена Знак метронома , данный в оригинальных французских и немецких изданиях. [ 16 ] является . = 69 относится к четвертным нотам с точками . Английское издание [ 17 ] имеет
= 69 вместо этого относится к четвертным нотам . Австрийский пианист и композитор Готфрид Гальстон (1879–1950) предлагает темп
. современного фортепиано = 50, поскольку «несущая сила кантибиле позволяет расширить расположение кантилены». Он также считает, что «темп этого этюда подвержен самым разнообразным колебаниям». [ 18 ] Польский пианист и редактор Ян Экьер (род. 1913) пишет в « Комментарии к исполнению» Польского национального издания, что этот этюд «всегда исполняется медленнее или намного медленнее, чем указано в темпе [Шопена]. […] темп достигает целых трех раз медленнее, чем подлинный, что приводит к изменению метрономической единицы с
. = 69 до
= 69. Причины можно было усмотреть в некоторых исполнительских «традициях», господствовавших во второй половине девятнадцатого века и имевших мало общего с традициями, заимствованными непосредственно у Шопена». [ 19 ]
Технические трудности
[ редактировать ]
В статье Шумана 1836 года Neue Zeitschrift für Musik о фортепианных этюдах: [ 20 ] исследование вместе с соч. 10, № 3 , относится к категории «мелодия и аккомпанемент одновременно в одной руке». Корто утверждает, что внимание ученика должно быть направлено на совершенствование полифонической игры, выразительной интенсивности тона и легато и считает, что нахождение индивидуального тона для каждой из одновременных мелодических линий представляет особую трудность. [ 21 ] Он предлагает производить тембр верхней части, нажимая на клавиши снизу твердыми и прямыми пальцами. Для обеспечения равномерного действия пальцев, играющих фигуру в полуквавере, он рекомендует начинать заниматься с нон легато , при котором пальцы не теряют контакта с клавишей. Для финального легато вес руки должен слегка приходиться на каждый полуквавер, чтобы получить своего рода портаменто с тембром, который не сливается с верхней мелодической линией. [ 21 ] Корто также предлагает упражнение на гибкость стопы, позволяющее добиться «непрерывного трепетания» педали , но советует сначала попрактиковаться в легато пальцев без педали. [ 22 ] Оригинальных следов Шопена на педалях нет.
Распоряжения
[ редактировать ]
Версию только для левой руки можно найти в Леопольда Годовского «53 этюдах к этюдам Шопена» . [ 23 ] Канадский пианист Марк-Андре Амлен (род. 1961) так описывает это «самое прекрасное достижение»: «Непрерывная, быстрая линия полу-полукваверов змеится вокруг и сквозь меланхоличный хорал Шопена, усиливая его, не будучи ни в малейшей степени навязчивым». [ 24 ]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ (« Французское издание »). Париж: М. Шлезингер , июнь 1833 г.
- ^ (« Немецкое издание »). Лейпциг : г-жа Кистнер, август 1833 г.
- ^ (« Английское издание »). Лондон: Вессель и компания, август 1833 г.
- ^ Лейхтентритт, Хьюго . «Этюды». В анализе фортепианных произведений Шопена. Том II Берлин: Макс Гессес Верлаг, 1922, стр. 112.
- ^ Лейхтентритт, с. 112
- ^ Колле, Роберт. «Этюды, прелюдии и экспромты». В Фредерике Шопене: Профили человека и музыканта . Эд. Алан Уокер . Лондон: Барри и Роклифф, 1966, с. 132.
- ^ Лейхтентритт, с. 111
- ^ См.: Лейхтентритт, с. 112
- ^ Лейхтентритт, с. 115
- ^ Лейхтентритт, с. 113
- ^ Колле, с. 132.
- ^ Лейхтентритт, с. 118
- ^ Хунекер, Джеймс . « Исследования — титанические эксперименты ». В книге Шопен: Человек и его музыка . Нью-Йорк : Сыновья Чарльза Скрибнера, 1900, с. 62.
- ^ Казелла, Альфредо . Ф. Шопен. Этюды для фортепиано . Милан : Curci Editions, 1946, с. 38.
- ^ Корто, Альфред . Фредерик Шопен. 12 Этюдов, оп.10 . Рабочее издание произведений Шопена. Париж: Éditions Salabert, 1915, стр. 40.
- ^ «Французское» издание, с. 25; «Немецкое» издание, с. 25
- ^ «Английское» издание, с. 22
- ^ Галстон, Готфрид. Учебная книга . III. Вечер [3-й сольный концерт] (Фредерик Шопен). Берлин: Бруно Кассирер, 1910, с. 31.
- ^ Экьер, Ян , изд. (Национальное издание). «Комментарий к выступлению». Этюды Шопена . Варшава : Polskie Wydawnictwo Muzyczne, 1999, стр. 138.
- ^ Шуман, Роберт . « Фортепианные этюды, классифицированные в соответствии с их целями ». «Новый музыкальный журнал» № 11, 6 февраля 1836 г., с. 46.
- ^ Перейти обратно: а б Корто, с. 40
- ^ Корто, стр. 44.
- ^ Годовский, Леопольд . Этюды к этюдам Шопена . Берлин: Роберт Лиенау (бывший Шлезингер ), 1903–1914.
- ^ Хамельн, Марк-Андре . «Этюды Годовского по этюдам Шопена». Примечания к книге «Годовский: Полное собрание этюдов Шопена» . Гиперион. CDA67411/2, 2000, с. 17.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Этюды Op.10 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Шопен Этюд соч. 10, нет. 6 в исполнении Альфреда Корто (YouTube)
- Шопен Этюд соч. 10, нет. 6 в исполнении Клаудио Аррау (YouTube)
- Шопен Этюд соч. 10, № 6 в исполнении Владимира Горовица (YouTube)
- Этюд Шопена соч. 10, № 6 в исполнении Самсона Франсуа (YouTube)
- Шопен/Годовский соч. 10 № 6 (левая рука), играет Дэвид Сапертон (1952) (YouTube)
- Шопен/Годовский Op.10 No.6 (левая рука) в исполнении Марка-Андре Амлена (YouTube)