Этюд соч. 10, № 4 (Шопен)

Этюд соч. 10, № 4 до ♯ Фредериком минор , известный как « Торрент -этюд», представляет собой этюд для фортепиано соло, написанный Шопеном в 1830 году. Впервые он был опубликован в 1833 году во Франции. [ 1 ] Германия, [ 2 ] и Англия [ 3 ] как четвертое произведение его «Этюдов» соч. 10 . В этом этюде, очень быстром Presto con fuoco , используются непрерывные шестнадцатые ноты (полукваверы) в вечном двигателе. [ 4 ] мода с участием обеих рук.
Структура и стилистические особенности
[ редактировать ]
Как и все другие этюды Шопена, это произведение выполнено в форме ABA, хотя секция B не представляет собой контрастную и независимую среднюю часть в духе трио . [ 5 ] Вся пьеса основана на одном и том же мотиве полуквавера , который начинается с сильного акцента сфорцато, быстро увеличивая его объем и объем, пока внезапно не заканчивается сильной кульминацией сфорцато. [ 6 ] Музыковед Хьюго Лейхтенритт (1874–1951) представляет графическую кривую, которая иллюстрирует агрессивный характер мотива, расширяющегося от второго до одиннадцатого менее чем за три такта .

Лейхтенритт сравнивает манеру развития мотива, особенно 4-тактное чередование левой и правой руки при исполнении темы, с некоторыми Баха прелюдиями или с « жигой И. С. Баха » Английской сюиты № 6 . [ 7 ] В разделе B эти чередующиеся последовательности сокращаются до двух тактов, а частота сфорцати и акцентов увеличивается.

Лейхтенритт считает, что в быстром темпе кульминации сфорцати в тактах 16–45 могут восприниматься как связная контурная линия. [ 8 ] Опять же, как и в соч. 10, № 1 , Шопен достигает мощных звуковых эффектов с помощью арпеджио в десятых долях на уменьшенных септаккордах . После кульминации, ff , con forza (45–47), более прозрачный мостик ведет к возвращению раздела А, который повторяет первые два восьмитактовых периода , удлиняя каденцию на четыре дополнительных такта, увеличивая до fff и подготавливая неистовый coda , con più fuoco possibile (настолько пламенно, насколько это возможно).

Исследователь Шопена Саймон Финлоу отмечает, что очень похожий отрывок встречается за десять лет до Шопена в рондо Фортепианного Иоганна Непомука Хаммеля , концерта № 2 соч. 85. Однако у Гуммеля цель полукваверной фигуры — «украсить хроматическую последовательность», тогда как у Шопена фигура «воплощает мотивную структуру, пронизывающую всю композицию» и достигает «драматического апофеоза» в Коде. [ 9 ] Еще одна примечательная черта — жизнерадостный характер мотива, пронизывающего все произведение. Как и в первых двух этюдах соч. 10, на черновой копии автографа указано сокращенное время (alla breve), что дополнительно поддерживается меткой метронома. = 88 относится к половинным нотам (а не
= 176 относительно четвертных нот ).
Характер
[ редактировать ]Американский музыкальный критик Джеймс Ханекер (1857–1921) считает, что «несмотря на темный ключевой цвет», этот этюд «кипит жизнью и извергает пламя». [ 10 ] Немецкий пианист и композитор Теодор Куллак (1818–1882) называет это «бравурным этюдом скорости и легкости в обеих руках. Акцентация огненная!» [ 11 ] Лейхтенритт называет это произведение «великолепной тональной живописью» и «стихийным звуковым опытом»:
[...] Выражение беспокойной свирепой, почти дикой, мрачной ярости: Образ подброшенных вверх океанских волн, разбивающихся о скалистый берег, гремящих и пенящихся, брызги их брызжут вверх, облизывают скалы и быстро стекают снова вниз. [...] захватывающее взаимодействие спешки, рева, ропота, грохота, течения, восхождения, прыжков, грохота, падения, и все это без единой точки отдыха. [...] Такт 27: Играющие волны словно на мгновение останавливаются на выступающей скальной террасе и ненадолго бегут по равнине (30–33), они падают шаг за шагом, внезапно заглушаемые новым громовым порывом ( 33), который при стремительном падении растворяется в цветную пену (35, 36). [...] Такты 41–44: Взмахи вверх и вниз обеими руками; высоко вверх посылает волна свой всплеск (44) и могучим громовым грохотом (ff con fuoco) волна обрушивается сама на себя, выбегая на ровную равнину (47–50), но всегда, даже во время отлива, раскрывая свою мощь случайным сфорцато аккорды левой руки. [ 12 ]
Исследователь Шопена Роберт Колле считает, что исследование «имеет больше, чем просто намек на что-то стихийное, демоническое и даже зловещее». [ 13 ] Итальянский композитор и редактор Альфредо Казелла (1883–1947) утверждает: «Произведение должно быть закончено с крайней порывистостью и без какого-либо расслабления, почти как тело, брошенное с огромной скоростью [внезапно бросившееся] на неожиданное препятствие». [ 14 ]
Технические трудности
[ редактировать ]В статье Роберта Шумана 1836 года Neue Zeitschrift für Musik о фортепианных этюдах: [ 15 ] исследование отнесено к категории «скорость и легкость» [Schnelligkeit und Leichtigkeit]. Колле отмечает, что процедура переноса полукваверной фигуры из одной руки в другую, обычная у Баха, но редкая у Шопена, «предъявляет большие требования к левой руке». Шопен [в других произведениях] редко обращается с левой рукой, «как если бы это была вторая правая рука». [ 16 ] Зигзагообразная конфигурация полукваверной линии Шопена вряд ли позволяет использовать стандартную аппликатуру C ♯ минор и предлагает пианистам использовать большой палец на черных клавишах, обращаясь с ними так же, как с белыми. Результатом является общее отсутствие скрещивания пальцев, что способствует более быстрому темпу. Французский пианист Альфред Корто (1877–1962) утверждает, что основная трудность, которую необходимо преодолеть, - это «регулярность и быстрота атаки» и [очень быстрое] чередование узких и широких положений рук. [ 17 ] Его предварительные упражнения начинают рассматривать отдельно узкие и широкие позиции.
Во многих изданиях упоминается вращение педалей, но в оригинальных изданиях ничего не упоминается. [ 18 ] кроме последних четырех тактов (79–82).
Распоряжения
[ редактировать ]Версия Леопольда Годовского для левой руки в его «53 этюдах к этюдам Шопена » «сохраняет большинство элементов модели», но представляет собой проблему для исполнителя, который пытается «сохранить полное эмоциональное воздействие оригинала». [ 19 ]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ (« Французское издание »). Париж: М. Шлезингер, июнь 1833 г.
- ^ (« Немецкое издание »). Лейпциг: г-жа Кистнер, август 1833 г.
- ^ (« Английское издание »). Лондон: Вессель и компания, август 1833 г.
- ^ Лейхтентритт, Хьюго . «Этюды». В анализе фортепианных произведений Шопена. Том II Берлин: Макс Гессес Верлаг, 1922, стр. 100.
- ^ Лейхтентритт, с. 100
- ^ Лейхтентритт, с. 101
- ^ Лейхтентритт, с. 102
- ^ Лейхтентритт, с. 103
- ^ Финлоу, Саймон. « Двадцать семь этюдов и их предшественники». В книге Джима Самсона (редактор), «Кембриджский компаньон Шопена» . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1992, стр. 54.
- ^ Хунекер, Джеймс . « Исследования — титанические эксперименты ». В книге Шопен: Человек и его музыка . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1900.
- ^ Хунекер (1900)
- ^ Лейхтентритт, стр. 101–102.
- ^ Колле, Роберт. «Этюды, прелюдии и экспромты». В Фредерике Шопене: Профили человека и музыканта . Эд. Алан Уокер . Лондон: Барри и Роклифф, 1966, с. 131
- ^ Казелла, Альфредо . Ф. Шопен. Этюды для фортепиано . Милан: Edizioni Curci, 1946, с. 26.
- ^ Шуман, Роберт . « Фортепианные этюды, классифицированные в соответствии с их целями ». «Новый музыкальный журнал» № 11, 6 февраля 1836 г., стр. 45.
- ^ Колле, с. 131
- ^ Корто, Альфред . Фредерик Шопен. 12 Этюдов, оп.10 . Рабочее издание произведений Шопена. Париж: Éditions Salabert, 1915.
- ^ «Французское», «немецкое» и «английское» издания.
- ^ Хамельн, Марк-Андре . «Этюды Годовского по этюдам Шопена». Примечания к книге «Годовский: Полное собрание этюдов Шопена» . Гиперион. CDA67411/2, 2000, с. 15.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Этюды Op.10 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Шопен Этюд соч. 10, нет. 4 в исполнении Альфреда Корто (YouTube)
- Шопен Этюд соч. 10, № 4 в исполнении Артура Рубинштейна (YouTube)
- Шопен Этюд соч. 10, нет. 4 играет Клаудио Аррау (YouTube)
- Шопен Этюд соч. 10, № 4 в исполнении Владимира Горовица (YouTube)
- Chopin Etude Op. 10, No. 4 Играл by Sviatoslav Richter (YouTube)
- Шопен Этюд соч. 10, № 4 в исполнении Владимира Ашкенази (YouTube)
- Этюд Шопена соч. 10, № 4 в исполнении Маурицио Поллини (YouTube)
- Шопен Этюд соч. 10, № 4 в исполнении Марты Аргерих (YouTube)
- Шопен Этюд соч. 10, нет. 4 играет Евгений Кисин (YouTube)
- Шопен-Годовский - Этюд op. 10, № 4 (для левой руки) в исполнении Марка-Андре Амлена (YouTube)