Тинис
Тинис
ждать | |
---|---|
Примерное местоположение (в Гирге ) в современном Египте. | |
Координаты: 26 ° 20' с.ш. 31 ° 54' в.д. / 26,333 ° с.ш. 31,900 ° в.д. | |
Страна | Древний Египет |
Имя | Ном VIII Верхнего Египта |
самое раннее свидетельство | в. 4000 г. до н.э. |
Правительство | |
• Тип | Номарх ( Старое Королевство ) Мэр ( Новое Королевство ) |
Тинис ( греч . Θίνις Тинис , Θίς Это [ а ] ; Египетский : Тжену ; Коптский : Ⲧⲓⲛ ; [ 1 ] арабский : глина [ 2 ] ) был столицей до объединения Верхнего Египта . Тинис остается неоткрытым , но он хорошо засвидетельствован древними авторами, в том числе классическим историком Манефоном , который называет его центром Тинитской Конфедерации , племенной конфедерации, лидер которой Менес (или Нармер ), объединил Египет и был его первым фараоном . когда столица была перенесена в Мемфис , который считался первой настоящей и стабильной столицей после объединения Египта Менесом Значение Тиниса начало резко снижаться , . Расположение Тиниса на границе конкурирующих Гераклеополитанской и Фиванской династий Первого промежуточного периода и его близость к определенным оазисам возможного военного значения обеспечили Тинису некоторое дальнейшее значение в Старом и Новом царствах. Тинис в конечном итоге утратил свое положение регионального административного центра Это была короткая передышка, и к римскому периоду .
Благодаря своему древнему наследию Тинис оставался важным религиозным центром, в котором находились могила и мумия регионального божества. В древнеегипетской религиозной космологии , как видно (например) из Книги Мертвых , Тинис играл роль мифического места на небесах . [ 3 ]
Хотя точное местонахождение Тиниса неизвестно, согласно общепринятому египтологическому мнению, он находится недалеко от древнего Абидоса и современной Гирги . [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Имя и местоположение
[ редактировать ]
| |||||||
тни или тин [ 1 ] в иероглифах | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Имя Тинис (Θίνις) происходит от использования Манефоном прилагательного Тинит для описания фараона Менеса . [ 7 ] Хотя соответствующий Тинис не появляется на греческом языке , его требует египетский оригинал. [ 4 ] и это более популярное имя среди египтологов. [ 7 ] [ 8 ] Также предлагается Это (Θίς). [ 9 ]
Исправляя отрывок из Гелланика (р. 490 г. до н.э.), Йорген Зоега внес поправки. Tindon énoma to Thín δὲ ᾧ nooma. [ 10 ] Масперо (1903) обнаружил, что это раскрывает имя Тинис , а также, из того же отрывка, ключевой географический указатель: επιποταμίη (английский: на реке ). [ 10 ] Масперо использовал эту дополнительную деталь для поддержки теории, среди последователей которой были Жан-Франсуа Шампольон и Нестор Л'От , обнаружившие Тиниса в современной Гирге или соседнем городе, возможно, Эль-Бирбе. [ 10 ] Другие предложения о местоположении Тиниса потеряли популярность из-за теории Гирга-Бирбы: Огюст Мариетт , директор-основатель Египетского музея , предложил Ком-эль-Султан ; А. Шмидт, Эль-Хербе; и Генрих Карл Бругш , Йоханнес Дюмихен и другие. [ 11 ] поддержал Эль-Тине, недалеко от Бердиса. [ 10 ] Большинство египтологов по-прежнему согласны с тем, что Тинис находится в Гирге или рядом с ней. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] или Эль-Бирба [ 8 ] (где, как говорят, был найден фрагмент статуи с надписью, в которой упоминается Тинис). [ 12 ]
История
[ редактировать ]
Додинастический период
[ редактировать ]Хотя место археологических раскопок Тинис так и не было обнаружено, [ 13 ] свидетельства концентрации населения в регионе Абидос -Тинис датируются четвертым тысячелетием до нашей эры. [ 13 ] [ 14 ] Тинис также считается самым ранним царским захоронением в Египте. [ 15 ]
Вначале город Абидос уступил свой политический статус Тинису. [ 16 ] и хотя Абидос по-прежнему будет иметь высочайшее религиозное значение, [ 16 ] его историю и функции невозможно понять без ссылки на Тинис. [ 12 ] Роль Тиниса как центра Тинитской Конфедерации заимствована у Манефона. [ 17 ] , все еще сохранились царские гробницы I династии и поздней династии II хотя в Абидосе, главном региональном некрополе . [ 17 ]
Раннединастическое и Древнее царство до второго промежуточного периода
[ редактировать ]
Такое значение, похоже, длилось недолго: конечно, национальная политическая роль Тиниса закончилась вскоре после объединения Египта , когда Мемфис стал главным религиозным и политическим центром. [ 18 ] Тем не менее, Тинис сохранил свое региональное значение: во времена V династии он был вероятной резиденцией « Надзирателя Верхнего Египта », административного чиновника, отвечавшего за долину Нила к югу от Дельты . [ 19 ] и на протяжении всей древности он был одноименной столицей нома VIII Верхнего Египта и резиденцией его номарха .
Во время войн Первого промежуточного периода (ок. 2181 – ок. 2055 до н. э.) Анхтифи , номарх Иераконполя , потребовал признания своего сюзеренитета от «надзирателя Верхнего Египта» в Тинисе, [ 20 ] и хотя городские стены , упомянутые в автобиографии Анхтифи, [ 20 ] похоже, оставил Анхтифи способным лишь на демонстрацию силы , [ 20 ] Похоже, он купил нейтралитет Тиниса зерном . [ 21 ]
После смерти Анхтифи Тинис стал самым северным номом , подпавшим под власть Интефа II , фараона фиванской XI династии (ок. 2118 – ок. 2069 до н.э.). [ 21 ] [ 22 ] Продвижение фиванских армий на север было остановлено Хети III , фараоном Гераклеопольской IX династии , в битве при Тинисе. [ 22 ] это записано в Учении царя Мерикары , [ 23 ] и на протяжении последних лет правления Интефа II его война против гераклеополитанцев и их союзников, номархов Асьюта , велась на земле между Тинисом и Асьютом. [ 22 ]
Когда Фивы начали брать верх, Ментухотеп II (ок. 2061 – ок. 2010 до н. э.) во время своей кампании по воссоединению привел Тиниса (который поднял восстание, возможно, по наущению Гераклеополя). [ 24 ] и непременно при поддержке армии под командованием номарха Асьюта, [ 21 ] ) твёрдо под его контролем. [ 24 ]
Во время второго промежуточного периода (ок. восемнадцатого века до нашей эры) Тинис, возможно, пережил возрождение автономии: Рихольт (1997) предполагает, что династию царей Абидоса лучше называть «династией Тинитов». [ 25 ] и что в любом случае их королевская резиденция, скорее всего, находилась в Тинисе, уже ставшей столицей нома . [ 26 ]
Новое царство и поздний период
[ редактировать ]Устойчивый упадок города, похоже, ненадолго остановился во время XVIII династии (ок. 1550 – ок. 1292 до н. э.), когда Тинис вновь обрел известность благодаря его географической связи с различными оазисами. [ 27 ] возможного военного значения. [ 28 ] Конечно, должность мэра Тиниса занимали несколько известных деятелей Нового царства : Сатепиху, который участвовал в строительстве обелиска Хатшепсут . [ 29 ] и сам был объектом образцовой блочной статуи ; [ 30 ] герольд III Интеф, незаменимый член царского двора и спутник Тутмоса ; [ 29 ] [ 31 ] и Мин, наставник принца Аменхотепа III . [ 29 ]
Тем не менее, Тинис отказался от соглашения, не имевшего большого значения для того исторического периода. [ 32 ] Вводящая в заблуждение ссылка на ассирийской стеле седьмого века до нашей эры на «Неспамеду, царя Тиниса» является не чем иным, как отражением ассирийского «незнания тонкостей египетской политической иерархии». [ 33 ]
Конечно, к римскому периоду Тинис был вытеснен в качестве столицы своего Птолемаем , возможно , даже еще при основании этого города Птолемеем I. нома [ 9 ]
Религия
[ редактировать ]
Как в каждом номе находилась могила и мумия его мертвого бога-нома , так и в Тинисе был храм и последнее пристанище Анура , [ 34 ] чьи эпитеты включали «бык Тиниса», [ 35 ] поклонялись после его смерти [ 34 ] как Хенти-Аментиу , [ 15 ] и который, как ном -бог, был поставлен во главе местной эннеады . [ 36 ]
Первосвященника храма Анхура в Тинисе называли первым пророком. [ 37 ] или глава провидцев, [ 38 ] [ 39 ] название, которое предлагает Масперо (1903), является отражением снижения статуса Тиниса как города. [ 40 ]
Один из таких главных провидцев, Анхурмос , который умер во время правления Мернептаха (ок. 1213 – ок. 1203 до н. э.), нарушил традицию своих предшественников из Нового царства, которые были похоронены в Абидосе и похоронены в самом Тинисе. . [ 41 ]
богине-льву Мехит . В Тинисе также поклонялись [ 42 ] [ 43 ] и восстановлением ее храма во время правления Мернептаха, вероятно, руководил Анхурмос . [ 41 ]
Есть свидетельства того, что наследование должности главного провидца Анура в Тинисе было семейным: в период Гераклеополя некий Хаги сменил на этом посту своего старшего брата, которого также звали Хаги, и их отца; [ 44 ] а в Новом царстве Вененнифер [ 45 ] на посту священника его сменил сын Хори. [ 46 ]
В древнеегипетской религиозной космологии Тинис играл роль мифического места на небесах . В частности, как изложено в « Книге Мертвых », его эсхатологическое значение можно увидеть в некоторых ритуалах: когда бог Осирис торжествует, «радость циркулирует в Тинисе», ссылка на небесный Тинис, а не на земной город. . [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Греческий язык представляет собой реконструкцию форм прилагательных.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Готье, Анри (1929). Словарь географических названий, содержащихся в иероглифических текстах Том. 6 . стр. 59, 77.
- ^ Хавас, Захи (2002). Рукопись словаря древнеегипетского языка Ахмеда Камаля Камаля. Часть двенадцатая (на арабском языке). Каир: Аль-Маглис аль-Ала ли-л-адар, Высший совет древностей. п. 496. ИСБН 9773053474 .
- ^ Перейти обратно: а б Мэсси 1907: 637.
- ^ Перейти обратно: а б с Гардинер 1964: 430 № 1.
- ^ Перейти обратно: а б Рихольт 1997: 163 с. 594
- ^ Перейти обратно: а б Струдвик 2005: 509
- ^ Перейти обратно: а б Вербрюгге и Викершам 2001: 131.
- ^ Перейти обратно: а б Бэгналл 1996: 334.
- ^ Перейти обратно: а б Такома 2006: 54 н. 63
- ^ Перейти обратно: а б с д Масперо 1903: 331 № 1.
- ^ Молденке 2008: 89.
- ^ Перейти обратно: а б Уилкинсон 2000: 354
- ^ Перейти обратно: а б Андерсон 1999: 105
- ^ Патч 1991 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кларк 2004: 115
- ^ Перейти обратно: а б Масперо 1903: 333
- ^ Перейти обратно: а б Уилкинсон 2000: 67
- ^ Наёвиц 2003: 171.
- ^ Бард 1999: 38.
- ^ Перейти обратно: а б с Хамблин 2006: 373
- ^ Перейти обратно: а б с Броварской 1999: 44
- ^ Перейти обратно: а б с Хамблин 2006: 375
- ^ Паркинсон 1999: 225.
- ^ Перейти обратно: а б Хамблин 2006: 385
- ^ Рихолт 1997: 163.
- ^ Райхолт 1997: 165.
- ^ Редфорд 2003: 176 с. 58
- ^ Брайан 2006: 104.
- ^ Перейти обратно: а б с Брайан 2006: 100
- ^ Уилкинсон 1992: 30.
- ^ Редфорд 2003: 176.
- ^ Масперо 1903:331
- ^ Лихи 1979
- ^ Перейти обратно: а б Масперо 1903: 163
- ^ Пинч 2002: 177.
- ^ Масперо 1903:205
- ^ Масперо 1903:177
- ^ Кухня 2003: 108.
- ^ Фруд 2007: 108.
- ^ Масперо 1903: 177 № 1.
- ^ Перейти обратно: а б Фруд 2007: 107
- ^ Пинч 2002: 164.
- ^ Фруд 2007: 267.
- ^ Фишер 1987
- ^ Фруд 2007: 97.
- ^ Фруд 2007: 189.
Библиография
[ редактировать ]- Андерсон, Дэвид А. (1999), «Абидос, додинастические памятники», в Бард, Кэтрин А. (редактор), Энциклопедия археологии древнего Египта , Лондон: Routledge .
- Бэгналл, Роджер С. (1996) [1993]. Египет в поздней античности . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-01096-0 .
- Бард, Кэтрин А., изд. (1999), «Старое царство, обзор», Энциклопедия археологии древнего Египта , Лондон: Routledge .
- Броварски, Эдвард (1999), «Первый промежуточный период, обзор», в Бард, Кэтрин А. (редактор), Энциклопедия археологии древнего Египта , Лондон: Routledge .
- Брайан, Бетси М. (2006), «Администрация во время правления Тутмоса III», в книге Клайн, Эрик Х.; О'Коннор, Дэвид (ред.), Тутмос III: новая биография , Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета .
- Кларк, Розмари (2004) [2000]. Священная традиция в Древнем Египте: раскрытая эзотерическая мудрость . Сент-Пол, Миннесота : Публикации Ллевеллина. ISBN 1-56718-129-5 .
- Фишер, Х.Г. (1987–1988). «Родительская связь между двумя тинитскими стелами гераклеопольского периода» . Вестник египтологического семинара . 9 :15–23 . Проверено 21 мая 2010 г.
- Фруд, Элизабет (2007). Биографические тексты из Рамессида Египта . Атланта: Общество библейской литературы. ISBN 978-1-58983-210-7 .
- Гардинер, сэр Алан Хендерсон (1964) [1961]. Египет фараонов: Введение . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-500267-6 .
- Грималь, Николя-Кристоф (1992). История Древнего Египта . Оксфорд: Blackwell Publishing Ltd.
- Хэмблин, Уильям Дж. (2006). Война на древнем Ближнем Востоке до ок. 1600 г. до н.э. Абдингдон: Рутледж. ISBN 978-0-415-25589-9 .
- Кухня, Кеннет Андерсон (2003). Надписи Рамессида: переведены и аннотированы . Том. Blackwell Publishing Ltd. 4. Оксфорд: ISBN 0-631-18429-5 .
- Лихи, А. (1979). «Неспамеду, «король» Тиниса» . Гёттингер Мицеллен . 35 . Геттинген : 31–39 . Проверено 21 мая 2010 г.
- Лесли, Джон Питер (1868). Происхождение и судьба человека, нарисованные с платформы наук . Филадельфия : JB Lippincott & Co.
- Масперо, Гастон (1903), «История Египта» , в Сэйсе, Арчибальд Генри (ред.), История Египта, Халдеи, Сирии, Вавилонии и Ассирии , том. 9, н.п.: Издательство Кессинджер
- Мэсси, Джеральд (1907). Древний Египет: Свет мира . Том. 2. Лондон: Т. Фишер Анвин . ISBN 9780766126558 .
- Молденке, Чарльз Эдвард (2008) [Nd]. Нью-Йоркский обелиск «Игла Клеопатры» . Нп: ООО «БиблиоБазар». ISBN 978-0-554-62767-0 .
- Паркинсон, РБ (1999) [1997]. «Сказание о Синухе» и другие древнеегипетские поэмы . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-283966-7 .
- Патч, Дайана Крейг (1991). Происхождение и раннее развитие урбанизма в Древнем Египте: региональное исследование . Филадельфия : Пенсильванский университет . стр. 1–611.
- Пинч, Джеральдин (2002). Справочник по египетской мифологии . Санта-Барбара : ABC-CLIO . ISBN 1-57607-242-8 .
- Редфорд, Дональд Б. (2003). Войны в Сирии и Палестине Тутмоса III . Лейден: Брилл. ISBN 90-04-12989-8 .
- Рихольт, КСБ (1997). Политическая ситуация в Египте во второй промежуточный период, ок. 1800 – 1550 гг . до н.э. Копенгаген: Музей Тускуланум Пресс . ISBN 87-7289-421-0 .
- Шоу, Ян (2000). Оксфордская история Древнего Египта . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Струдвик, Найджел К. (2005). Тексты эпохи пирамид . Атланта : Общество библейской литературы . ISBN 978-1-58983-138-4 .
- Такома, Лоуренс Э. (2006). Хрупкие иерархии: городские элиты римского Египта третьего века . Лейден : Брилл . ISBN 90-04-14831-0 .
- Уилкинсон, Ричард Х. (1992). Чтение египетского искусства: иероглифический путеводитель по древнеегипетской живописи и скульптуре . Лондон: Темза и Гудзон .
- Уилкинсон, Тоби А.Х. (2000) [1999]. Раннединастический Египет . Абингдон: Рутледж. ISBN 0-415-26011-6 .
- Вербрюгге, Джеральд П.; Уикершем, Джон М. (2001). Беросс и Манефон, представлены и переведены: Коренные традиции в древней Месопотамии и Египте Анн-Арбор : Издательство Мичиганского университета . ISBN 0-472-10722-4 .