Иоганн Кригер
Иоганн Кригер (28 декабря 1651 — 18 июля 1735) — немецкий композитор и органист , младший брат Иоганна Филиппа Кригера . Он родился в Нюрнберге , работал в Байройте , Цайце и Грайце , прежде чем обосноваться в Циттау . Он был одним из самых выдающихся клавишных композиторов своего времени, которого высоко ценил, в частности, Георг Фридрих Гендель . Плодовитый композитор церковной и светской музыки, он опубликовал несколько десятков своих произведений, а другие сохранились в рукописях. Однако еще сотни были потеряны, когда Циттау был разрушен пожаром в 1757 году во время Семилетней войны .
Клавишная музыка Кригера ставит его в число самых выдающихся немецких композиторов своего времени. [1] Два опубликованных сборника, Sechs musicische Partien (1697) и Anmuthige Clavier-Übung (1698), содержат сюиты для клавесина, органные токкаты, фуги, ричеркары и другие произведения. Современники Кригера хвалили его контрапунктические способности, очевидные в дошедших до нас фугах и ричеркарах. Иоганн Маттесон был особенно впечатлен двойными фугами Кригера, отметив, что он не знает никого, кто превзошел бы Кригера в этой форме, кроме Генделя . копию Anmuthige Clavier-Übung Сам Гендель восхищался творчеством Кригера и изучал его, даже взяв с собой в Англию .
Жизнь
[ редактировать ]Иоганн и его старший брат Иоганн Филипп происходили из нюрнбергской семьи ковровщиков . Ни один из них не связан с Адамом Кригером , другим композитором эпохи барокко. Иоганн учился у Генриха Швеммера (учителя Иоганна Пахельбеля ) в Санкт-Себальдусе и несколько лет пел там в хоре. В 1661–68 Кригер учился игре на клавишных инструментах у Георга Каспара Веккера . Развитие его старшего брата было другим, поскольку Иоганн Филипп учился у ученика Фробергера , Иоганна Дрехзеля. Однако в течение примерно десяти лет, начиная с 1668 года, жизнь двух братьев шла одним и тем же путем. В 1671 году оба Кригерса изучали композицию в Цейтце. В 1672 году Иоганн Филипп переехал в Байройт и стал там придворным органистом. Он очень быстро дослужился до звания капельмейстера, и на посту придворного органиста его сменил Иоганн. В 1677 году Иоганн Филипп работал придворным органистом в Галле , а вскоре Иоганн стал камерным музыкантом в Цайце , городе, расположенном примерно в 30 милях от него. Затем он получил должность капельмейстера в Грайце (еще в 30 милях к югу от Цайца). [1]
После смерти графа Генриха I Грайцкого в 1680 году Иоганн проработал капельмейстером в Айзенберге немногим менее двух лет. Затем он переехал далеко на восток, в Циттау , чтобы стать там директором chori musici и органистом церкви Св. Иоанна ( Йоханнискирхе ). Он занимал этот пост 53 года, до самой смерти. Позиция Циттау, очевидно, устраивала композитора. Церковь стояла в центре города и была одной из самых важных церквей Циттау. У него было несколько органов, что давало широкие возможности для экспериментов. Кригера В Циттау не было оперного театра, но Зингшпили , тем не менее, исполнялись учениками городской гимназии. Вскоре после получения должности в Циттау Кригер начал публиковать свою музыку. Первым появился Neue musicische Ergetzligkeit — большой сборник арий и песен для одного-четырех голосов, изданный в 1684 году во Франкфурте и Лейпциге . Коллекции клавишных, в том числе Sechs musicische Partien и Anmuthige Clavier-Übung, выпущенные более десяти лет спустя, в 1697 и 1698 годах соответственно, оба напечатаны в Нюрнберг . [1]
Кригер умер 18 июля 1735 года в преклонном возрасте 83 лет. По словам Иоганна Маттесона , чей Grundlage einer Ehren-Pforte остается основным источником биографических подробностей о Кригере, композитор был активным до самого конца своей жизни, по-прежнему выступая на служба 17 июля 1735 г., за день до его смерти. Он пережил своего брата примерно на 10 лет: Иоганн Филипп умер в 1725 году, проведя 45 лет своей жизни в Вайсенфельсе , городе в центральной Германии, недалеко от мест, где оба брата работали в молодости. Город Циттау был разрушен в 1757 году во время боевых действий Семилетней войны , церкви Св. Иоанна больше не сохранилось. Среди многочисленных утраченных произведений — все известные Зингшпили Кригера . Творчество его старшего брата также пострадало от событий, произошедших после его смерти: из примерно 2000 кантат Иоганна Филиппа сохранилось только 76. [1]
Работает
[ редактировать ]Клавишные произведения Кригера составляют важнейшую часть его сохранившегося творчества. Шесть сюит из «Музыкальных партий» (Нюрнберг, 1697) являются достойным дополнением центральногерманского репертуара того времени и принадлежат к той же традиции, что и Пахельбеля и Фишера сюиты . Они используют стандартный танцевальный порядок аллеманды , куранты , сарабанды и жиги с дополнительными движениями ( менуэтами , гавотами и т. д.), добавленными для заполнения пространства (как указывает композитор в предисловии). Необычно то, что некоторые из этих дополнительных танцев не соответствуют тональности соответствующих сюит. [2] В коллекцию также входит первое произведение — « Фантазия» , принадлежащая к типу, культивируемому Пахельбелем. Здесь восьмитактная тема периодически возвращается в виде рефрена в полифонической фактуре.
Anmuthige Clavier-Übung (Нюрнберг, 1698 г.) был вторым сборником клавишной музыки, опубликованным Кригером, и это гораздо более важная работа. В его состав входят 25 пьес: девять прелюдий, пять ричеркар, семь фуг, две токкаты, фантазия и чакона. Ричеркары и фуги демонстрируют контрапунктические навыки Кригера, которые высоко оценили его современники. Например, пять фуг образуют последовательность, в которой четыре предмета сначала рассматриваются независимо (фуги № 11–14), а затем появляются вместе в четверной фуге (фуга № 15). Почти все ричеркары употребляют инверсию либо в виде инверсионной фуги с самого начала (№ 2, 8 и 17), либо в отдельном разделе (№ 3 и 7); номер ричеркара. 7 есть контрсюжет, который переворачивается по ходу произведения. [3] Неимитационные изделия коллекции также имеют немало интересных особенностей. Чакона соль минор представляет собой самый ранний известный образец восьмитактового остинато, в отличие от более традиционного четырехтактного рисунка. Он содержит 29 вариаций, некоторые из которых образуют пары, а первая установка темы возвращается и используется в качестве припева трижды. Toccata mit dem Pedal aus C , последняя пьеса в Anmuthige Clavier-Übung , была описана Вилли Апелем как «возможно, единственная полностью разработанная токката, написанная в центральной Германии до Баха». Токката начинается с педального соло, за которым следует аккордовая часть с речитативными паузами, песенная часть в размере 3/4, интерлюдия и фуга, тема которой звучит в педали дважды, требуя поочередной смены ног. Секционные органные произведения с виртуозным использованием педали были обычным явлением для северогерманских композиторов, но ни один композитор из Центральной или Южной Германии не пробовал создавать такие произведения до Кригера. Северогерманское влияние проявляется и в другой токкате сборника: Токката ре минор . [4] Прелюдии Кригера — короткие пьесы, свободное развитие гармонической или ритмической идеи. [1] использование быстрых пассажей, коротких фугато и т. д. [5]
Anmuthige Clavier-Übung была последней работой Кригера, опубликованной при его жизни. Им восхищался Гендель , который взял копию с собой в Англию, а затем подарил ее своему другу, некоему Бернару Гранвиллю. Последний добавил к нему следующее примечание:
Печатная книга написана одним из знаменитых органистов Германии; Г-н Гендель в юности во многом развил свой план и сказал, что Кригер был одним из лучших органных авторов своего времени.
Несколько произведений, не вошедших в печатные коллекции, сохранились в рукописных копиях. К ним, прежде всего, относятся фуги, которые, очевидно, являются аналогом рицеркара №. 2 из Anmuthige Clavier-Übung , основанного на вариациях одной и той же темы, и двух наборов хоральных вариаций: Herr Christ der einig Gottes Sohn и In dich hab ich gehoffet, Herr . Оба содержат три раздела; особенно интересна третья часть третьего комплекта, так как она трактует хорал в размере 6/8 и в свободном ритме. [6] Другие фрагменты рукописи включают две фантазии, одну в манере Пахельбеля и одну с фугальным рисунком, фугу с двумя контрсюжетами облигато, [5] пассакалья Батталья 16 вариаций), Дюрецца , ( и другие произведения. [3]
Неклавишную часть творчества Кригера составляют исключительно вокальные произведения. Neue musicische Ergetzligkeit (Франкфурт и Лейпциг, 1684 г.) — большой сборник песен для одного-четырех голосов. Он разделен на три части. Первый содержит 30 строфических духовных песен, простых пьес в нюрнбергской традиции. Второй содержит 34 строфические светские песни, поставленные несколько более свободно и орнаментально. Кригера Третья часть содержит арии из пяти Зингшпилей : эти пьесы — единственные сохранившиеся фрагменты этих крупных сценических произведений. Из 235 известных духовных вокальных произведений Кригера сохранились только 33, в основном кантаты . Отличительными чертами кантат являются движения фуг с развитой техникой, но по большей части музыка построена на стилях и техниках, довольно распространенных в то время. [1]
Список работ
[ редактировать ]Вокал
[ редактировать ]Кантаты
[ редактировать ]Все для четырех голосов с инструментальным сопровождением, если не указано иное.
- Я исповедую тебя, Господи (1686)
- Благодарите Господа (1687)
- Благодарите отца (1688)
- Господь свет мой , 2вв
- Это день (1687)
- Господь - мое просвещение , 1м (1690)
- Да возрадуется Бог во всех землях (до 1717 г.)
- Хвала Господу (1698)
- Бог – наша уверенность
- Аллилуйя, лобет ден Херрн (1685)
- Монахиня танцует алле Готт (1717)
- Слава Господу
- Суламифь, вверх, к оружию , 5вв (1717 г.)
- Сион кричит от радости , 1в
Противоположное
[ редактировать ]- Итак, Бог возлюбил мир (1717)
- Наслаждение Господом (1717)
- Вы, враги, уходите (1717)
- На Тебя уповаю, Господи , ст. 1
- Хвалите Господа, все народы , 5вв
- Славьте Господа, дети , 3вв
Массовые движения
[ редактировать ]- 2 Магнификата, 4вв
- 5 священных движений, 2–4вв.
Песни и арии
[ редактировать ]- Новое музыкальное достижение, то есть различные изобретения, которые г-н Кристиан Вайзе до сих пор установил в Циттау из духовных молитв, песен политической добродетели и театральных постановок (Франкфурт и Лейпциг, 1684 г.).
- Часть 1: 30 священных песен
- Часть 2: 34 светские песни
- Часть 3: арии из Зингшпиля
- 19 случайных песен, опубликованных индивидуально между 1684 и 1697 годами, и как минимум еще одна песня.
Этап
[ редактировать ]Все эти произведения утеряны, но арии и инструментальные партии некоторых из них были опубликованы в Neue musicische Ergetzligkeit .
- Двойной брак Иакова (1682 г.)
- Преследуемый Давид (1683)
- Сицилианский Аргенис (1683 г.)
- Из перевернутого мира (комедия) (1683)
- Навуходоносор (1684 г.)
- Шведский разбрызгиватель (1684 г.)
- Политический шарлатан (1684)
- Четвертая монархия (1684 г.)
- День Амандуса (1688 г.)
- Фридрих Мудрый (1717 г.)
- Ранняя церковная реформация Циттау (драмы) (1721 г.)
Клавиатура
[ редактировать ]- Sechs musicische Partien (Нюрнберг, 1697): фантазия и шесть сюит для клавесина.
- Anmuthige Clavier-Übung (Нюрнберг, 1698): 9 прелюдий, 5 ричеркаров, 7 фуг, 2 токкаты, 1 фантазия, 1 чакона.
- Разные отдельные произведения в рукописях: хоральная партита «Господи Христос, единый Сын Божий» , хоральная партита « На Тебя надеялась, Господи» , другие хоральные постановки, фуги, фантазии, 1 пассакалия, 1 батталья, 1 дурецце и другие произведения.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Сэмюэл, Гроув.
- ^ Апелляция 1972, 666–67.
- ^ Jump up to: а б Апелляция 1972 г., 663.
- ^ Апелляция 1972, 665.
- ^ Jump up to: а б Апелляция 1972 г., 664.
- ^ Апелляция 1972, 666.
Ссылки
[ редактировать ]- Апель, Вилли . 1972. История клавишной музыки до 1700 года . Перевод Ганса Тишлера. Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-21141-7 . Первоначально опубликовано под названием «История органной и фортепианной музыки до 1700 года» издательством Bärenreiter-Verlag, Кассель.
- Сэмюэл, Гарольд Э. (2001). «Иоганн Кригер». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1651 рождений
- 1735 смертей
- Композиторы-классики 17 века.
- Композиторы-классики XVIII века
- Немецкие композиторы XVIII века.
- Немецкие музыканты-мужчины XVIII века
- клавишники XVIII века
- Немецкие композиторы эпохи барокко
- Немецкие классические органисты
- Немецкие композиторы-классики
- Немецкие композиторы-мужчины-классики
- Музыканты из Нюрнберга
- Органисты и композиторы южногерманской традиции
- Музыканты-мужчины 17 века
- Немецкие классические органисты мужского пола
- Немецкие композиторы XVII века.