Бассариды
Бассариды | |
---|---|
Опера Ганса Вернера Хенце | |
Родное название | Бассариды |
Либреттист | |
На основе | Бахус Еврипида |
Премьера | 6 августа 1966 г. |
«Бассариды» (по-немецки: Die Bassariden ) — опера в одном действии и интермеццо на музыку Ганса Вернера Хенце на английское либретто и У. Х. Одена Честера Каллмана по мотивам Еврипида » «Вакханок .
Конфликт в опере происходит между человеческой рациональностью и эмоциональным контролем, представленным царем Фив Пенфеем , и необузданной человеческой страстью, представленной богом Дионисом.
Фон
[ редактировать ]Опера построена как классическая симфония в четырех « частях »: [ 1 ]
- Часть I = сонатная форма
- Часть II = скерцо и трио
- Часть III = адажио и фуга
- Часть IV = проход
Хенце отметил, что он цитирует » Иоганна Себастьяна Баха и «Страсти по Матфею Английскую сюиту № 6 ре минор. [ 2 ] Оден и Каллман писали об изменениях, которые они внесли в оригинал Еврипида для целей этой оперы. [ 3 ]
История выступлений
[ редактировать ]Впервые оно было исполнено в немецком переводе Марией Бассе-Шпорледер в Зальцбурге 6 августа 1966 года под управлением Кристофа фон Донаньи .
Первым спектаклем с оригинальным английским текстом стала премьера в США в Опере Санта-Фе 7 августа 1968 года. Дирижировал композитор, а постановку поставил Бодо Игес . [ 4 ] Концерт, который BBC должна была дать в Лондоне 22 сентября 1968 года, был отменен, поэтому британская премьера состоялась в Английской национальной опере в октябре 1974 года под управлением композитора. [ 5 ]
В октябре 1990 года Кливлендский оркестр и хор с солистами Верноном Хартманом, Кеннетом Ригелем и в роли Агавы Аней Силья дали два концертных выступления на оригинальном английском языке в Северанс-холле в Кливленде, штат Огайо. Дирижировал Кристоф фон Донаньи, который в то время был женат на Силье. Эта же постановка была повторена в Карнеги-холле в ноябре 1990 года на нью-йоркской премьере, на которой присутствовал композитор. [ 6 ]
В марте 1968 года «Бассариды» исполнены в театре Ла Скала миланском под управлением Нино Санцогно переводе Д'Амико были В июне 2018 года постановка под руководством Кента Нагано с Венским филармоническим оркестром была представлена в Мадриде в Auditorio Nacional de Musica, а затем отправилась на Зальцбургский фестиваль для выступлений в июле/августе 2018 года. [ 7 ] [ 8 ] Эти выступления были на английском языке.
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьерный состав, [ 9 ] 6 августа 1966 г. [ 10 ] Дирижер: Кристоф фон Донаньи [ 11 ] ) |
---|---|---|
Дионис , голос и незнакомец | тенор | Лорен Дрисколл |
Тиресий , старый слепой пророк | тенор | Хельмут Мельхерт |
Кадм , основатель и бывший царь Фив | бас | Питер Лаггер |
Агава , его дочь, мать Пенфея | меццо-сопрано | Керстин Мейер |
Бероэ, старая рабыня , когда-то кормившая Семелу и Пенфея. | контральто | Вера Литтл |
Капитан Королевской гвардии | баритон | Уильям Дули |
Пенфей, царь Фив | баритон | Костас Паскалис |
Аутоноя , дочь Кадма | сопрано | Ингеборг Хальштейн |
Рабыня в доме Агавы | тихий | |
Ее дочь | тихий | |
Хор бассаридов , граждан Фив, стража, слуга |
Краткое содержание
[ редактировать ]Место действия — древние Фивы. Перед оперой Дионис заявил, что намерен отомстить Агаве и фиванским женщинам за то, что они отрицали его божественность.
В начале оперы Кадм, царь Фив, отрекся от престола в пользу своего внука Пенфея. Пенфей узнал о культе Диониса, который предполагает дикое и иррациональное веселье. Пенфей планирует запретить культ в своем городе. Незнакомец прибывает в город и соблазняет горожан все более неистово прославлять бога Диониса. Поскольку Пенфей не осознает своих иррациональных, «дионисических» импульсов или пытается их подавить, Дионис может очаровать Пенфея и вторгнуться в его природу до такой степени, что Пенфей маскируется под женщину и отправляется на гору Киферон, где начинается веселье. происходит. По ходу событий чары над горожанами распространяются на Агаву, мать Пенфея, и Автоною, сестру Пенфея. Пенфей убит и разорван на части, а его город разрушен. Сама того не осознавая, Агава держит на руках отрубленную голову сына. Выясняется, что Незнакомец - это сам Дионис.
Инструментарий
[ редактировать ]- Деревянные духовые инструменты : 4 флейты (2-я с си-футом, 3-я дублирующая пикколо , 4 двойных альт-флейты и пикколо ), 2 гобоя , 2 английских валторны , 4 кларнета (3-й и 4-й дублирующие на альт-саксофоне , 4-й также на ми-бемоль-кларнете ), бас кларнет (также альт-саксофон и тенор-саксофон ), 4 фагота (4-й дубль на контрафаготе )
- Духовые : 6 валторн , 4 трубы (4-й дубль на бас-трубе ), 3 тромбона , 2 тубы.
- Ударные (8 игроков):
- литавры
- 3 коровьих колокольчика , маленький треугольник , пара тарелок , 3 тамтама , малый барабан , военный барабан (с малым барабаном и без), 3 там-тома , 3 бонго , большой барабан (с тарелками или без ), маракасы , кнут , трещотка , металл блоки, глокеншпиль , ксилофон , вибрафон , маримба , пальчиковые тарелки , трубчатые колокольчики , деревянные бруски , подвесные тарелки.
- 2 арфы , 2 фортепиано, челеста , струнные.
- Сценический оркестр : 4 трубы (заменяются на оркестровые), 2 гитары, 2 мандолины , 3 коровьих колокольчика.
- Пролог ( ad. lib. ): Дионис ( тенор ), литавры , легно , большой барабан , вибрафон , маримба , арфа , фортепиано, кассета.
Записи
[ редактировать ]- Герд Альбрехт , дирижер; Кеннет Ригель , Андреас Шмидт , Майкл Берт, Роберт Тир, Каран Армстронг , Ортрун Венкель , Уильям Б. Мюррей, Селина Линдси; Симфонический оркестр Берлинского радио ; 1986, Международный Кох Шванн (314-006) [ 12 ]
- Кристоф фон Донаньи , дирижер; Лорен Дрисколл , Костас Паскалис , Питер Лаггер, Хельмут Мельхерт, Уильям Дули , Керстин Мейер , Ингеборг Хальштейн , Вера Литтл ; Хор Венской государственной оперы ; Венская филармония ; 2003, ОРФЕО Интернэшнл (C 605 032 I)
- Кент Нагано , дирижер; Шон Паниккар , Рассел Браун , Уиллард Уайт , Николай Шуков , Карой Семереди , Таня Ариан Баумгартнер , Вера-Лотте Бёккер , Мария Дур; Хор Венской государственной оперы; Венская филармония; 2018, Концерт из Felsenreitschule , Зальцбургский фестиваль, Arthaus Music.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Терри Аптер, « Тристан и Бассариды ». Темп , стр. 27, 28, 30 (1975).
- ^ « Бассариды : Ганс Вернер Хенце разговаривает с Полом Гриффитсом ». The Musical Times , стр. 831–832 (1974).
- ^ WH Оден и Честер Каллман, «Еврипид сегодня» (октябрь 1974 г.). The Musical Times , 115 (1580): стр. 833–834.
- ^ «Из пепла» . Время . 23 августа 1968 года. Архивировано из оригинала 29 октября 2010 года . Проверено 7 сентября 2007 г.
- ^ Дин, Винтон , «Музыка в Лондоне: Опера – Бассариды » (декабрь 1974 г.). The Musical Times , 115 (1582): стр. 1057–1064.
- ^ Роквелл, Джон (30 октября 1990 г.). Хенце « Бассариды , Темная сказка о мести» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 22 июля 2018 г.
- ^ «Зальцбургский фестиваль 2018» . Проверено 19 августа 2018 г.
- ^ Сет Колтер Уоллс (17 августа 2018 г.). « Бассариды » — оперный шедевр или «Скисший Штраус»?» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 19 августа 2018 г.
- ^ Портер, Эндрю, «Отчеты: Зальцбург - Бассариды Хенце » (октябрь 1966 г.). The Musical Times , 107 (1484): стр. 882–887.
- ^ Казалья, Герардо (2005). « Бассариды , 6 августа 1966 года» . Альманах Герардо Казальи (на итальянском языке) .
- ^ Хелм, Эверетт (1967). «Текущая хроника» . Музыкальный ежеквартальный журнал . ЛIII (3): 408–415. дои : 10.1093/mq/LIII.3.408 . Проверено 26 октября 2007 г.
- ^ Дэвид Э. Андерсон, « Die Bassariden . Ганс Вернер Хенце» (обзор записи) . The Opera Quarterly , 9 (3) , 186–188 (1993).