О краткости жизни (Сенека)
Автор | Луций Анней Сенека |
---|---|
Язык | латинский |
Предмет | Этика |
Жанр | Философия |
Дата публикации | н. э . ок. 49 |
Место публикации | Древний Рим |
De Brevitate Vitae (англ. «О краткости жизни ») — моральное эссе, написанное Сенекой Младшим , римским стоиком философом- , примерно в 49 году нашей эры своему тестю Паулину. Философ поднимает многие стоические принципы о природе времени , а именно, что люди тратят большую часть его на бессмысленные занятия. Согласно эссе, природа дает человеку достаточно времени, чтобы сделать то, что действительно важно, и человек должен правильно его распределить. В общем, время лучше всего использовать, живя в настоящем моменте, стремясь к осознанной и целенаправленной жизни.
Подобные идеи можно найти в трактате Сенеки «De Otio » ( «О досуге ») и обсуждение этих тем часто можно встретить в его «Письмах к Луцилию» (письма 49, 101 и др.).
Дата и адресат
[ редактировать ]Работа адресована человеку по имени Паулин — вероятно, Помпею Паулину, рыцарю из Арелата — и обычно датируется примерно 49 годом нашей эры. ясно, Из глав 18 и 19 De Brevitate Vitae что Паулин был praefectus annonae , чиновником, который руководил поставками зерна в Рим, и, следовательно, был важным человеком. Вероятно, он был близким родственником жены Сенеки, Помпеи Паулины , и, вполне вероятно, ее отцом. Его также считают отцом другого Помпея Паулина , занимавшего высокие государственные посты при Нероне ( Плиний , Nat. Hist. xxxiii. 143; Тацит , Анналы , xiii. 53. 2; xv. 18. 4). [1]
Что касается даты составления, то она должна была быть после смерти Калигулы (41 г. н. э.), о которой Сенека упоминает в § 18.5. Кроме того, известны два периода, когда Паулин мог служить префектом аннонае : 48–55 и 62–71 годы нашей эры, и ученые отдают предпочтение более раннему периоду. Ранее предлагалась дата 49 г. н. э., поскольку Сенека пишет в § 13.8, что « Сулла был последним из римлян, расширивших померий » (границу Рима ). Поскольку Клавдий расширил это в 49/50 году нашей эры, оно должно было быть написано раньше. Однако Мириам Гриффин утверждала, что Сенека цитирует педанта, утверждающего, что продление Клавдия было незаконным, а это означало бы, что Сенека писал после этой даты. Гриффин предположил, что Сенека написал «Краткую биографию» как предлог для Паулина, чтобы уйти на пенсию в начале 55 года нашей эры. [2]
Содержание
[ редактировать ]В главе 1 Сенека опровергает жалобу на то, что жизнь слишком коротка, с точки зрения того, что жизнь достаточно длинна, если ею хорошо управлять. ) растрачивают жизнь и время, В главах со 2 по 9 рассказывается о том, как люди ( occupati поглощенные бессмысленными занятиями. Главы с 10 по 17 противопоставляют философский подход к досугу ( otium ) ошибочному общепринятому подходу. Кульминацией этого являются главы с 18 по 20, показывающие освобождение мудрецов, которые могут парить над жизнями других, погрязших в бесконечных заботах. [3]
Темы
[ редактировать ]После введения (§1) Сенека рассматривает (§2–3) отвлекающие факторы, из-за которых жизнь кажется короткой, и объясняет, что люди — большие расточители времени. Затем он предлагает (§4–6) три примера знаменитых римлян ( Август , Цицерон и Ливий Друз ), которые в различных отношениях стали жертвами поглощенной жизни. Он объясняет (§7–8), что поглощенные люди не знают, как жить или обладать осознанностью, и что они тратят время впустую, потому что не знают его ценности. Надо целенаправленно жить настоящим моментом (§9), потому что завтра будет поздно. Напротив (§10), жизнь поглощенных людей кажется им такой короткой, потому что они ограничены мимолетным настоящим и вспоминают прошлое с болью. Они отчаянно цепляются за жизнь (§11), потому что не жили, в отличие от мудрецов, которые всегда готовы оставить жизнь позади. К поглощённым относятся те, кто живет в досуге и роскоши (§12), и Сенека объясняет (§13), что даже те, кто посвящает себя науке, теряют время, если их усилия направлены на бесконечность. Соответственно (§14–15) только те, кто посвящает свое время должным образом, по-настоящему живут, становясь равными великим умам прошлого, позволяя уму мудреца даже превосходить время, подобно богу. Поглощенные, напротив, (§16–17) подвержены беспокойным и противоречивым настроениям, и их радости и удовольствия горьки от чувства ненадежности. Наконец (§18–19) Сенека призывает Паулина оставить общественные занятия и принять созерцательную жизнь мудрецов, свободную от страстей. Это контрастирует (§20) со страданиями поглощенных: они умирают, так и не живя. [4]
Темы
[ редактировать ]В трактате Сенека утверждает, что мы тратим так много времени потому, что не ценим его должным образом. Мы прилагаем большие усилия для защиты других ценностей, таких как деньги и имущество, но поскольку время кажется нематериальным, мы позволяем другим занять его и отнять время у нас. Мудрые люди, напротив, понимают, что время — самый ценный из всех ресурсов, и приложив усилия, могут освободиться от внешнего контроля, чтобы заняться осмысленным самоанализом и создать осознанную жизнь. [2]
Сенека призывает своих читателей жить настоящим и приспосабливаться к целенаправленной жизни в согласии с природой. Только так можно по-настоящему открыть прошлое и будущее. Полнота каждого настоящего момента позволяет расширить осознание до уровня Вселенной и достичь истинной добродетели и счастья. [2]
Заявления, призывающие Паулина уйти из общественной жизни, резко контрастируют с советами Сенеки в его De Tranquillitate Animi (своему другу Аннею Серену) искать общественную работу, чтобы сделать жизнь привлекательной. [5] Однако в своем родственном трактате « Де Отио » Сенека подчеркивает, что противоречий нет и что можно служить большему сообществу, играя в одной или обеих ролях. [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Басор, Джон В. (1932). Луций Анней Сенека: О краткости жизни . Классическая библиотека Уильяма Хайнемана Леба. п. 287.
- ^ Jump up to: а б с Скотт Смит, Р. (2013). «Краткая биография». Ин Хайль, Андреас; Дамшен, Грегор (ред.). Спутник Брилла Сенеке: философ и драматург . Брилл. стр. 161–166. ISBN 978-9004217089 .
- ^ Уильямс, Джорджия (2003). Сенека: О досуге, о краткости жизни . Издательство Кембриджского университета. п. 19. ISBN 0521588065 .
- ^ Трайна, А. (1993). Краткость жизни (на итальянском языке). Библиотека Университета БУР Риццоли. ISBN 8817169404 .
- ^ « Сенека как моралист и философ » в ежеквартальном обзоре The National , стр. 18, опубликовано в 1868 г. (под редакцией Э. И. Сирса ). Проверено 21 ноября 2017 г.
- ^ Скотт Смит, Р. (2013). «Де Отио». Ин Хайль, Андреас; Дамшен, Грегор (ред.). Спутник Брилла Сенеке: философ и драматург . Брилл. п. 150. ИСБН 978-9004217089 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]английские переводы
[ редактировать ]- CDN Коста (1997), Сенека: О краткости жизни, В: Диалоги и письма Penguin Classics. ISBN 0140446796
- Дж. Д. Уильямс (2003), Сенека: De Otio, De Brevitate Vitae (Кембриджская греческая и латинская классика) . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521588065
- Джон Дэви (2007), Сенека: Диалоги и эссе . Оксфордская мировая классика. ISBN 9780199552405
- Элейн Фэнтэм, Гарри М. Хайн, Джеймс Кер, Гарет Д. Уильямс (2014). Сенека: Невзгоды и счастье . Издательство Чикагского университета. ISBN 0226748332
- Питер Дж. Андерсон (2015) Сенека: Избранные диалоги и утешения . Издательство Хакетт. ISBN 1624663680
- Джеймс С. Ромм (2022) Сенека: Как прожить жизнь: древнее руководство по разумному использованию нашего времени . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0691219127
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы, связанные с «О краткости жизни» в Wikisource
- В латинском Wikisource есть оригинальный текст, относящийся к этой статье: De brvitate vitae.
- Сенеки Диалоги в переводе Обри Стюарта из Standard Ebooks
- О краткости жизни [узурпировал] перевод Джона В. Басора, 1932 г.
- О краткости жизни в переводе Ламберто Боззи, 2018 г.
- О краткости жизни (аудиоамериканская аудиоверсия)
- Ключевые заметки и цитаты из книги «О краткости жизни»
- «О краткости жизни» Аудиокнига в общественном достоянии на LibriVox