Послание Моралеса к Луцилию
Автор | Сенека |
---|---|
Язык | латинский |
Предмет | Этика |
Жанр | Философия |
Дата публикации | в. 65 г. н. э. |
Место публикации | Древний Рим |
Текст | Послание Моралеса Луцилию в Wikisource |
Epistulae Morales ad Lucilium ( на латыни «Нравственные письма Люцилию »), также известные как « Нравственные послания» и «Письма стоика» , представляют собой сборник писем из 124 писем, которые Сенека Младший написал в конце своей жизни, во время выхода на пенсию. , после того как он проработал на императора Нерона более десяти лет. Они адресованы Луцилию Младшему , тогдашнему прокуратору Сицилии . , известному только по сочинениям Сенеки Независимо от того, как на самом деле переписывались Сенека и Луцилий, ясно, что Сенека писал письма с расчетом на широкую читательскую аудиторию.
Письма часто начинаются с наблюдения за повседневной жизнью, а затем переходят к вопросу или принципу, абстрагированному от этого наблюдения. Результат похож на дневник или справочник философских размышлений. Письма сосредоточены на многих традиционных темах стоической философии, таких как презрение к смерти, мужество мудреца и добродетель как высшее благо.
Письмо
[ редактировать ]Ученые в целом согласны с тем, что письма расположены в том порядке, в котором их написал Сенека. [1] 124 письма распределены по двадцати томам рукописей, но собрание не является полным. [2] Авл Геллий (середина II века) цитирует отрывок из «двадцать второй книги», поэтому некоторые буквы пропущены. [3] Однако, поскольку пожар Лиона, упомянутый в письме 91, произошел менее чем за год до смерти Сенеки (весной 65 г.), количество пропущенных букв не считается очень большим. [3]
В совокупности письма составляют самое длинное произведение Сенеки. [3] Хотя письма адресованы Луцилию, они имеют форму открытых писем. [4] и явно написаны для более широкой читательской аудитории, [5] в эпистолярном жанре, известном во времена Сенеки. [6] Сенека ссылается на письма Цицерона к Аттику и письма Эпикура , а также он, вероятно, был знаком с письмами Платона и посланиями Горация . [7] Однако, несмотря на тщательную литературную обработку, нет очевидных оснований сомневаться в том, что это настоящие письма. [1] Сенека часто говорит, что пишет в ответ на письмо Луцилия, хотя строгий обмен письмами вряд ли имел место. [8] Даже если бы оба автора имели доступ к императорской почте, доставка письма из центральной Италии на Сицилию заняла бы от четырех до восьми дней. [8] Во многих случаях Сенека, вероятно, сочинял письма, когда ему приходила в голову новая тема. [8] Буквы имеют тенденцию становиться длиннее с течением времени, чередуясь с короткими. [2] а более поздние письма все больше сосредотачиваются на теоретических вопросах. [9] [10]
Встречаться
[ редактировать ]Письма были написаны в последние два или три года жизни Сенеки. [11] В письме 8 Сенека намекает на свой уход из общественной жизни, который, как полагают (ссылаясь на «Анналы Тацита» , XIV, 52–56), произошел примерно весной 62 года. [12] Письмо 18 было написано в декабре, накануне Сатурналий . Буква 23 относится к холодному источнику, предположительно в 63 году нашей эры. [12] Письмо 67 относится к концу холодной весны и считается (с учетом сорока трех промежуточных букв) было написано в следующем году. [12] В письме 91 упоминается великий пожар в Лугдунуме (Лион), произошедший в конце лета 64 года. [12] В букве 122 говорится о сокращении осеннего светового дня. [13] Возможны и другие хронологии – в частности, если буквы 23 и 67 относятся к одной и той же весне, это может сократить временные рамки на целый год. [12]
Содержание
[ редактировать ]Все буквы начинаются с фразы « Seneca Lucilio suo salutem » («Сенека приветствует своего Люцилия») и заканчиваются словом « Vale » («Прощай»). В этих письмах Сенека дает Люцилию совет, как стать более преданным стоиком . Некоторые из букв включают «О шуме» и «Астма». Другие включают письма о «влиянии масс» и «как обращаться с рабами» ( Письмо 47 ). Хотя они посвящены личному стилю стоической философии Сенеки, они также дают ценную информацию о повседневной жизни в Древнем Риме.
Письма, как правило, начинаются с наблюдения за повседневным инцидентом, который затем абстрагируется до гораздо более широкого исследования проблемы или принципа. [14] В письме 7, например, Сенека сообщает о случайном посещении арены гладиаторского боя, где сражались насмерть; затем он ставит под сомнение мораль и этику такого зрелища, что является первым сохранившимся свидетельством дохристианского писателя, выражающего моральные сомнения по этому поводу. [14]
Сенека часто цитирует латинских поэтов, особенно Вергилия , а также Овидия , Горация и Лукреция . [15] Сенека также цитирует Публилия Сира , например, в восьмом письме «Об уединении философа». [16]
Темы
[ редактировать ]Письма Сенеки сосредоточены на внутренней жизни и радости, исходящей от мудрости. [17] Он подчеркивает стоическую тему, согласно которой добродетель — единственное истинное добро, а порок — единственное истинное зло. [9] Он неоднократно ссылается на краткость жизни и быстротечность времени. [1]
В основе большого количества писем лежит обеспокоенность по поводу смерти, с одной стороны (центральная тема философии стоиков, воплощенная в наблюдении Сенеки о том, что мы «умираем каждый день») и самоубийства, с другой стороны, что является ключевым моментом, учитывая философию Сенеки. ухудшение политического положения и частое использование Императором насильственного самоубийства как метода тайной казни. [14]
Ранние письма часто заканчиваются изречением, над которым стоит поразмыслить, хотя к тридцатому письму эта стратегия заканчивается. [10] Такие максимы обычно заимствованы у Эпикура , но Сенека считает это техникой для начинающих. [18] В письме 33 он подчеркивает, что ученик должен начать самостоятельно выносить аргументированные суждения. [18]
Язык и стиль
[ редактировать ]Язык и стиль писем весьма разнообразны, и это отражает тот факт, что они представляют собой смесь частной беседы и литературного вымысла. Например, существует смесь различной лексики, включающая технические термины (из таких областей, как медицина, право и мореплавание), а также разговорные и философские термины. [19] Сенека также использует ряд приемов для определенных эффектов, таких как иронический паратаксис , гипотаксические периоды, прямые речевые вмешательства и риторические приемы, такие как аллитерации , хиазм , полиптотон , парадоксы , антитезы , оксюморон , этимологические фигуры и так далее. Кроме того, существуют неологизмы и hapax legomena . [19]
Более поздняя история
[ редактировать ]Рукописи
[ редактировать ]Самые старые рукописи писем датируются девятым веком. [20] Долгое время письма не ходили вместе; вместо этого они выглядят как две отдельные группы: буквы с 1 по 88 и буквы с 89 по 124. [20]
Ранние рукописи первой группы букв с 1 по 88: [21]
- Две парижские рукописи X века, р и р.
- Еще одна парижская рукопись XI века, б.
- Кодекс Лаврентиана 9-го или 10-го века, содержащий буквы 1–65. Обозначается как L
- Кодекс Венетус 9-го или 10-го века, содержащий буквы 53–88, V.
- Кодекс Метенсис 11 века, известный как М.
- Кодекс Гудиана , X век, содержащий обрывки самых ранних писем. Обозначается как г
Для второй группы писем, с 89 по 124, имеется лишь ограниченный набор ранних рукописей. Лучшие рукописи: [21]
- Codex Bambergensis , 9-го века, известный B. как Вероятно, из скриптория Людовика Благочестивого . [22]
- Codex Argentoratensis 9 или 10 века, А. , это копия Б. Вероятно , Эта рукопись была уничтожена во время осады Страсбурга в 1870 году.
В 1913 году Ахилле Бельтрами объявил об открытии самой ранней рукописи, объединяющей обе группы. Codex Quirinianus (или Brixiensis ), Q — рукопись 9-го или 10-го века из Biblioteca Queriniana, Брешиа, содержащая буквы 1–120.12. [22] [23]
Письма начали широко распространяться вместе с двенадцатого века. [24] известно около четырехсот рукописей писем Сенеки. [25]
Печатные издания
[ редактировать ]Впервые письма были напечатаны в Неаполе в 1475 году. [26] Они были напечатаны в одном издании с большинством других произведений Сенеки, а также с произведениями Сенеки-старшего . [26] Затем письма были опубликованы отдельно, также в 1475 году, в Париже, Риме и Страсбурге. [26] Эразм выпустил гораздо более качественное издание в 1529 году. [24]
Наследие и влияние
[ редактировать ]На Мишеля де Монтеня повлияло чтение писем Сенеки. [27] и он смоделировал на их основе свои эссе . [24] Письма были основным источником Юстуса Липсиуса для развития его неостоицизма в конце 16 века. [24]
английские переводы
[ редактировать ]Полный
[ редактировать ]было сделано несколько полных переводов 124 писем С тех пор, как Томас Лодж включил перевод в свое полное собрание сочинений 1614 года, .
- Томас Лодж (1614 г.). Работы Луция Аннея Сенеки, как моральные, так и естественные . Лондон: Уильям Стэнсби
- Томас Морелл (1786). Послания Луция Аннея Сенеки . 2 тома. Лондон: В. Вудфолл.
- Ричард М. Гаммер (1917, 1920, 1925). Сенека: Нравственные послания Луцилию . 3 тома. Классическая библиотека Леба
- Маргарет Грейвер, А.А. Лонг (2015). Письма об этике: Луцилию . Издательство Чикагского университета. ISBN 022652843X
Выбор
[ редактировать ]Было сделано множество избранных и сокращенных переводов писем Сенеки. Последние издания включают:
- Робин Кэмпбелл (1969). Письма стоика . Пингвин. ISBN 0140442103 (40 букв)
- Элейн Фэнтем (2010). Сенека. Избранные буквы . Оксфордская мировая классика. ISBN 0199533210 (87 букв) [28]
- Маргарет Грейвер, А.А. Лонг (2021). Сенека: Пятьдесят писем римского стоика . Издательство Чикагского университета. ISBN 022678293X (50 букв)
Котировки
[ редактировать ]Тег Vita sine litteris mors («Жизнь без обучения [есть] смерть») адаптирован из Послания 82 (первоначально Otium sine litteris mors , «Досуг без обучения [есть] смерть») и является девизом школы Дерби и гимназии Дерби . в Англии, Университете Адельфи , Нью-Йорк , и Средней школе Мэннинга, Ямайка .
Ducunt volentem fata, nolentem trahunt («Судьба ведет желающих и тащит не желающих») из Послания 117, параграф 11, строка 5 , выражает фаталистический взгляд на подчинение человека естественной и божественной воле. Это также пример хиазма . Эта строка, которую Сенека приписывает греческому философу-стоику Клеану , цитируется в последней строке немецкого интеллектуала Освальда Шпенглера двухтомного труда «Закат Запада» (1922).
Это произведение также является источником фразы non scholae sed vitae : «Мы учимся не для школы, а для жизни».
Критика
[ редактировать ]- Эразм в своем издании 1529 года выдвинул три основных критических замечания по поводу писем.
- Во-первых, у Сенеки была привычка смешивать в работе персонажей, объединять возражения и опровержения возражений таким образом, который Эразм находил не проливающим свет, а сбивающим с толку. [29]
- Во-вторых, Сенека, жалуясь на нарушение философской логики, тем не менее сам наполнил свои страницы большей частью этой пустой болтовни, например, что побудило Эразма поддержать возражение Квинтилиана против собственного положения Сенеки как философа. [29]
- В-третьих, Эразм считал, что письма были скорее замаскированными эссе, чем реальной перепиской: «у Сенеки не хватает того качества, которое придает другим письмам величайшее очарование, а именно того, что они являются истинным отражением реальной ситуации». [29]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Сетайоли 2013 , с. 193
- ^ Перейти обратно: а б Сетайоли 2013 , с. 198
- ^ Перейти обратно: а б с Грейвер и Лонг, 2015 , с. 6
- ^ Сетайоли 2013 , с. 194
- ^ Грейвер и Лонг 2015 , с. 4
- ^ Сетайоли 2013 , с. 196
- ^ Сетайоли 2013 , с. 195
- ^ Перейти обратно: а б с Фантэм 2010 , с. XXI
- ^ Перейти обратно: а б Сетайоли 2013 , с. 192
- ^ Перейти обратно: а б Грейвер и Лонг, 2015 , с. 5
- ^ Грейвер и Лонг, 2015 , с. 1.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Сетайоли, 2013 г. , стр. 191–192.
- ^ Фантэм 2010 , с. XXII
- ^ Перейти обратно: а б с Ромм, Джеймс (14 марта 2014 г.). «Римский карточный домик» . Уолл Стрит Джорнал . Проверено 27 июня 2014 г.
- ^ Graver & Long 2015 , стр. 8–9.
- ↑ Моральные письма Луцилию , Письмо 8.
- ^ Грейвер и Лонг, 2015 , с. 13
- ^ Перейти обратно: а б Грейвер и Лонг, 2015 , с. 11
- ^ Перейти обратно: а б Берн, Франческа Романа. «Нравственное послание Луцилию» . Academia.edu Проверено 27 июня 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Грейвер и Лонг, 2015 , с. 20
- ^ Перейти обратно: а б Гаммер, Ричард Нравственные послания Луцилию . Том. 1. Классическая библиотека Леба. п. xiii
- ^ Перейти обратно: а б фон Альбрехт, Майкл (1997). История римской литературы: от Ливия Андроника до Боэция . Том. 2. Брилл. п. 1193. ИСБН 9004107118 .
- ^ Рейнольдс, Л.Д. (1965). Средневековая традиция «Писем Сенеки» . Издательство Оксфордского университета. п. 13.
- ^ Перейти обратно: а б с д Грейвер и Лонг, 2015 , с. 21
- ^ Рейнольдс, Л.Д. (1965). Средневековая традиция «Писем Сенеки» . Издательство Оксфордского университета. п. 15.
- ^ Перейти обратно: а б с Гаммер, Ричард Нравственные послания Луцилию . Том. 1. Классическая библиотека Леба. п. xiv.
- ^ Кларк, Кэрол Э. (1968). «Письма Сенеки к Люцилию как источник некоторых образов Монтеня». Библиотека гуманизма и Возрождения . 30, 2 (2): 249–266. JSTOR 41430068 .
- ^ Во введении (страница xxxv) говорится, что книга содержит «подборку из 80 букв», но букв всего 87. Пропущенные буквы: 13, 17, 20, 22–3, 25, 29, 30, 32, 42–3, 45, 50, 52, 58, 66, 69, 71, 74, 81, 85, 89, 92. –4, 96, 98, 100, 102, 105–6, 109, 111, 113, 117, 119–20.
- ^ Перейти обратно: а б с Фантэм 2010 , с. xxviii
Ссылки
[ редактировать ]- Фантэм, Элейн (2010), «Введение», Сенека. Избранные письма , Oxford World's Classics, ISBN 978-0199533213
- Грейвер, Маргарет; Лонг, А.А. (2015), «Введение», Сенека. Письма об этике: Люцилию , University of Chicago Press, ISBN 978-0226265179
- Сетайоли, Альдо (2013), «Epistulae Morales», в Хайле, Андреас; Дамшен, Грегор (ред.), Товарищ Брилла Сенеке: философ и драматург , Брилл, ISBN 978-9004217089
Внешние ссылки
[ редактировать ]- В латинском Wikisource есть оригинальный текст, относящийся к этой статье: Epistulae Morales ad Lucilium.
- В английском Wikisource есть оригинальный текст, относящийся к этой статье: Моральные письма Люцилию.
- Моральные письма Люцилию , перевод Ричарда М. Гаммера на Wikisource
- Введение в Послания . Ричард М. Гаммер
- Сенеки Почему «Нравственные послания» ?
- Сенека: Люцилию Эпистуле Моралесу, том I ( том II ; том III ) в Открытой библиотеке (на латыни и английском языке)
- Томас Лодж, Работы Луция Аннея Сенеки, как моральные, так и естественные , 1614 г.
- Аудиокнига «Моральные письма», являющаяся общественным достоянием, на LibriVox