Jump to content

О спокойствии ума

О спокойствии ума
Из издания 1594 года, опубликованного Жаном Ле Пре.
Автор Луций Анней Сенека
Язык латинский
Предмет Этика
Жанр Философия
Дата публикации
н. э . ок. 60
Место публикации Древний Рим

De Tranquillitate Animi ( «О спокойствии духа/о душевном спокойствии ») — латинский труд стоика философа- Сенеки (4 г. до н. э. — 65 г. н. э.). Диалог касается душевного состояния друга Сенеки Аннея Серена и того, как излечить Серена от беспокойства , беспокойства и отвращения к жизни.

Около Б. 400 Ц. , Демокрит написал трактат «О веселости» (греч. Περι εύθυμίης; Peri euthymiés ). Термин эвтимия , или «жизнерадостность», может означать устойчивость ума , благополучие души , уверенность в себе . [1] [2] Сенека хвалит Демокрита за его трактат на эту тему: [3] и заявляет, что будет использовать латинское слово «транкиллитас» как приблизительный перевод слова «эвтимия» . [4]

Немного позже Сенеки Плутарх написал аналогичную работу, описанную в переводе 1589 года как «философский трактат о спокойствии ума». [5]

Встречаться

[ редактировать ]

Считается, что «De Tranquillitate Animi» было написано в период с 49 по 62 год нашей эры. Его часто датируют примерно 60 годом нашей эры на основании (возможно, ошибочного) предположения, что тема диалога отражает ухудшающуюся политическую ситуацию Сенеки при дворе. [6]

Название и содержание

[ редактировать ]

Название в переводе на английский означает «спокойствие ума (или) души» . Слово аними переводится в общем смысле как разумная душа, а в более узком смысле — как разум как вещь, мыслящая, чувствующая и желающая. ТМ Грин дает определения анимуса, аними как души, разума, а также смелости и страсти . Монтелеоне перевела транквиллитас аними как душевное равновесие. [7] [8] [9]

De Tranquillitate Animi — часть серии Диалоги « » Сенеки . Диалог касается состояния аними друга Сенеки Аннея Серена и того, как излечить Серена от беспокойства, беспокойства и отвращения к жизни. [10] [11]

человеку более свойственно смеяться над жизнью, чем оплакивать ее

—  15.2 [12]

Сенека заканчивает «Транквиллитате» цитатой Аристотеля : [13] [14]

Не было великого гения без примеси безумия
ни один великий гений не существовал без примеси безумия

Сенека, как и другие стоики , был заинтересован в том, чтобы дать другим понимание развития практики жизни, чтобы они могли стать добродетельными личностями и достичь внутренней гармонии. [15] De Tranquillitate Animi — один из трёх диалогов его друга Серена, в который входят De Constantia Sapientis и De Otio . превосходное положение хософоса ( мудреца ), отстраненность от земных ( террена ) возможностей будущих событий пагубного характера. Объединяющей темой диалогов является [16] [17]

По сравнению с двумя другими произведениями, намерение De Tranquillitate Animi носит более терапевтический характер. [18] Работа начинается с того, что Серен обращается к Сенеке за советом, и эта просьба о помощи принимает форму медицинской консультации. Серенус объясняет, что он чувствует себя взволнованным и находится в состоянии нестабильной неподвижности, «как будто я нахожусь в лодке, которая не движется вперед и ее швыряет». [10] Сенека использует диалог для решения проблемы, которая много раз возникала в его жизни: стремление к созерцательной жизни и потребность в активном политическом участии. [17] Сенека утверждает, что цели успокоения ума можно достичь, проявляя гибкость и ища средний путь между двумя крайностями. [17]

Если мы хотим достичь душевного покоя, Сенека рекомендует вести суровую жизнь, не обращая внимания на чрезмерную и бесполезную роскошь. Он советует нам тщательно выбирать себе спутников, так как, если мы выберем тех, кто испорчен пороками, их пороки распространятся и на нас (глава 7). Аскетизм — главное средство душевного спокойствия: мы должны научиться уметь сдерживать себя, обуздывать свои желания, умерять чревоугодие, смягчать гнев, смотреть на бедность добрыми глазами и уважать самообладание (глава 8). Сенека сравнивает тех, кто имеет много и не умеет этим пользоваться, с человеком, владеющим большой библиотекой книг для простого показа (глава 9).

В главе 11 Сенека вводит фигуру мудреца-стоика, душевное спокойствие которого ( атараксия ) проистекает непосредственно из большего понимания мира. Полная безопасность и самодостаточность мудреца исключают нездоровые страсти ( апатию ), т. е. волнения, которые не могут расстроить человека, который по определению разумен. Только рассуждение, осторожность и предусмотрительность могут создать в человеке идеальную атмосферу покоя. Философ, сохраняя свое душевное спокойствие, не ненавидит человечество за его несправедливость, подлость, глупость и испорченность. Времена, в которые мы живем, не хуже предыдущих, неразумно тратить время на бесчинства по поводу этих зол, разумнее смеяться над ними (глава 15).

Таким образом, правильное лечение состоит в том, чтобы следовать природе, находить правильный баланс между общительностью и одиночеством, трудом и досугом, трезвостью и опьянением и «наблюдать за нашим колеблющимся умом с напряженной и неустанной заботой» (глава 17).

Более поздняя история

[ редактировать ]

Первая сохранившаяся копия работы является частью Кодекса Амброзиана C 90 библиотеки Амброзиана в Милане, датируемого 11 веком нашей эры. [19] [20]

Переводы

[ редактировать ]
  • Джон Дэви (2007), Сенека: Диалоги и эссе . Оксфордская мировая классика. ISBN   9780199552405
  • Элейн Фэнтэм, Гарри М. Хайн, Джеймс Кер, Гарет Д. Уильямс (2014). Невзгоды и счастье (Полное собрание сочинений Луция Аннея Сенеки) . Издательство Чикагского университета. ISBN   0226748324
  • Питер Дж. Андерсон (2015), Сенека: Избранные диалоги и утешения . Издательство Хакетт. ISBN   1624663680
  1. ^ ОАУ Дилке (1981). Вольфганг Хаазе (ред.). Интерпретация посланий Горация (в) Взлет и падение римского мира . Вальтер де Грютер. п. 1849. ISBN  3110084678 . Проверено 16 марта 2015 г.
  2. ^ Ф. Коплстон (2003). История философии Том 1: Греция и Рим . А&С Черный. п. 125. ИСБН  0826468950 . Проверено 14 марта 2015 г.
  3. ^ С. МакЭлдафф (2013). Римские теории перевода: превосходя источник . Рутледж . ISBN  978-1135069063 . Проверено 14 марта 2015 г.
  4. ^ Г. Кеннеди (2008). Искусство риторики в римском мире: 300 г. до н.э. – 300 г. н.э. Wipf и Stock Publishers. п. 472. ИСБН  978-1556359798 . Проверено 16 марта 2015 г. Том 2 истории риторики
  5. ^ Философский трактат о спокойствии ума. Взято из моральных сочинений, написанных на греческом языке самым известным философом и историографом Плутархом Черронейским... Иоанном Клэпхемом. [Лондон]: Напечатано Робертом Робинсоном для Томаса Ньюмана, 1589 г. (редактор доступен в Интернете через Службу производства цифровых библиотек (DLPS) и Партнерство по созданию текстов ) [Проверено 29 марта 2015 г.]
  6. Фриц-Хайнер Мучлер в «Спутнике Брилла Сенеке: философ и драматург» , стр. 153–154 [Проверено 14 марта 2015 г.]
  7. ^ Цифровая библиотека Персея - Инструменты поиска Университета Тафтса - Инструмент изучения латинских слов (расширенные определения см. на странице в разделе Льюис и Шорт) [Проверено 14 марта 2015 г.]
  8. ^ Т.М. Грин , Греческие и латинские корни английского языка (Роуман и Литтлфилд, 2014) ISBN   1442233281 [Проверено 14 марта 2015 г.]
  9. ^ М. Монтелеоне - Товарищ Брилла Сенеке: философ и драматург с. 129)] (под редакцией Андреаса Хайля, Грегора Дамшена) [Проверено 15 марта 2015 г.]
  10. ^ Jump up to: а б М. Фуко Проступки, говорить правду: функция признания в правосудии (University of Chicago Press, 2014) ISBN   0226257703 [Проверено 14 марта 2014 г.]
  11. ^ «Сенека как моралист и философ» в The National Quarterly Review . п. 18 опубликовано в 1868 г. (под ред. EI Sears ) [Проверено 18 марта 2015 г.]
  12. ^ Звезда C – Империя себя: самообладание и политическая речь Сенеки и Петрония – JHU Press, 2012 ISBN   1421406748 [Проверено 14 марта 2015 г.]
  13. ^ HJ Норман - Гений и психиатрия Proc R Soc Med. 1923 год; 16 (Секта Психологии): 33–38. [Проверено 15 марта 2015 г.] (ред. Норман был первым источником латинской цитаты)
  14. ^ AL Motto, JR Clark - Парадокс гения и безумия: Сенека и его влияние [Проверено 15 марта 2015 г.] (ред. Motto & Clark предоставили перевод с латыни и т. д.)
  15. ^ Гроенендийк, Леендерт Ф. и де Рюйтер, Дорет Дж. (2009) «Учимся у Сенеки: стоический взгляд на искусство жизни и образования», Этика и образование. Архивировано 2 апреля 2015 г. в Wayback Machine , 4: 1. , 81—92 [82] дои : 10.1080/17449640902816277 .
  16. ^ Р. Бетт - спутник древней философии . п. 531 (под редакцией Мэри Луизы Гилл, Пьера Пеллегрена) [Проверено 19 марта 2015 г.] (под ред. Бетта был источником термина ho sophos )
  17. ^ Jump up to: а б с Джан Бьяджо Конте (1999). Латинская литература: история . Перевод Дж. Солодова. Джу Пресс. ISBN  0801862531 . Проверено 19 марта 2015 г.
  18. ^ М.Т. Гриффин - Сенека об обществе: Путеводитель по De Beneficiis , стр. 146. Издательство Оксфордского университета, 2013. ISBN   0199245487 [Проверено 14 марта 2014 г.]
  19. ^ Рейнольдс, Л.Д.; Гриффин, Монтана; Фэнтем, Э. (2012). «Анней Сенека (2), Луций». В Хорнблауэре, С.; Спофорт, А.; Эйдинов, Э. (ред.). Оксфордский классический словарь . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0199545568 .
  20. ^ Колиш, Марсия Л. (1985). Стоическая традиция от античности до раннего средневековья . Том. 1. Брилл. ISBN  9004072675 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b4ca0a0039902d8d9636ae4113b3c895__1710221640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b4/95/b4ca0a0039902d8d9636ae4113b3c895.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
De Tranquillitate Animi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)