О спокойствии ума
![]() Из издания 1594 года, опубликованного Жаном Ле Пре. | |
Автор | Луций Анней Сенека |
---|---|
Язык | латинский |
Предмет | Этика |
Жанр | Философия |
Дата публикации | н. э . ок. 60 |
Место публикации | Древний Рим |
De Tranquillitate Animi ( «О спокойствии духа/о душевном спокойствии ») — латинский труд стоика философа- Сенеки (4 г. до н. э. — 65 г. н. э.). Диалог касается душевного состояния друга Сенеки Аннея Серена и того, как излечить Серена от беспокойства , беспокойства и отвращения к жизни.
Фон
[ редактировать ]Около Б. 400 Ц. , Демокрит написал трактат «О веселости» (греч. Περι εύθυμίης; Peri euthymiés ). Термин эвтимия , или «жизнерадостность», может означать устойчивость ума , благополучие души , уверенность в себе . [1] [2] Сенека хвалит Демокрита за его трактат на эту тему: [3] и заявляет, что будет использовать латинское слово «транкиллитас» как приблизительный перевод слова «эвтимия» . [4]
Немного позже Сенеки Плутарх написал аналогичную работу, описанную в переводе 1589 года как «философский трактат о спокойствии ума». [5]
Встречаться
[ редактировать ]Считается, что «De Tranquillitate Animi» было написано в период с 49 по 62 год нашей эры. Его часто датируют примерно 60 годом нашей эры на основании (возможно, ошибочного) предположения, что тема диалога отражает ухудшающуюся политическую ситуацию Сенеки при дворе. [6]
Название и содержание
[ редактировать ]Название в переводе на английский означает «спокойствие ума (или) души» . Слово аними переводится в общем смысле как разумная душа, а в более узком смысле — как разум как вещь, мыслящая, чувствующая и желающая. ТМ Грин дает определения анимуса, аними как души, разума, а также смелости и страсти . Монтелеоне перевела транквиллитас аними как душевное равновесие. [7] [8] [9]
De Tranquillitate Animi — часть серии Диалоги « » Сенеки . Диалог касается состояния аними друга Сенеки Аннея Серена и того, как излечить Серена от беспокойства, беспокойства и отвращения к жизни. [10] [11]
человеку более свойственно смеяться над жизнью, чем оплакивать ее
— 15.2 [12]
Сенека заканчивает «Транквиллитате» цитатой Аристотеля : [13] [14]
Не было великого гения без примеси безумия
ни один великий гений не существовал без примеси безумия
Темы
[ редактировать ]Сенека, как и другие стоики , был заинтересован в том, чтобы дать другим понимание развития практики жизни, чтобы они могли стать добродетельными личностями и достичь внутренней гармонии. [15] De Tranquillitate Animi — один из трёх диалогов его друга Серена, в который входят De Constantia Sapientis и De Otio . превосходное положение хософоса ( мудреца ), отстраненность от земных ( террена ) возможностей будущих событий пагубного характера. Объединяющей темой диалогов является [16] [17]
По сравнению с двумя другими произведениями, намерение De Tranquillitate Animi носит более терапевтический характер. [18] Работа начинается с того, что Серен обращается к Сенеке за советом, и эта просьба о помощи принимает форму медицинской консультации. Серенус объясняет, что он чувствует себя взволнованным и находится в состоянии нестабильной неподвижности, «как будто я нахожусь в лодке, которая не движется вперед и ее швыряет». [10] Сенека использует диалог для решения проблемы, которая много раз возникала в его жизни: стремление к созерцательной жизни и потребность в активном политическом участии. [17] Сенека утверждает, что цели успокоения ума можно достичь, проявляя гибкость и ища средний путь между двумя крайностями. [17]
Если мы хотим достичь душевного покоя, Сенека рекомендует вести суровую жизнь, не обращая внимания на чрезмерную и бесполезную роскошь. Он советует нам тщательно выбирать себе спутников, так как, если мы выберем тех, кто испорчен пороками, их пороки распространятся и на нас (глава 7). Аскетизм — главное средство душевного спокойствия: мы должны научиться уметь сдерживать себя, обуздывать свои желания, умерять чревоугодие, смягчать гнев, смотреть на бедность добрыми глазами и уважать самообладание (глава 8). Сенека сравнивает тех, кто имеет много и не умеет этим пользоваться, с человеком, владеющим большой библиотекой книг для простого показа (глава 9).
В главе 11 Сенека вводит фигуру мудреца-стоика, душевное спокойствие которого ( атараксия ) проистекает непосредственно из большего понимания мира. Полная безопасность и самодостаточность мудреца исключают нездоровые страсти ( апатию ), т. е. волнения, которые не могут расстроить человека, который по определению разумен. Только рассуждение, осторожность и предусмотрительность могут создать в человеке идеальную атмосферу покоя. Философ, сохраняя свое душевное спокойствие, не ненавидит человечество за его несправедливость, подлость, глупость и испорченность. Времена, в которые мы живем, не хуже предыдущих, неразумно тратить время на бесчинства по поводу этих зол, разумнее смеяться над ними (глава 15).
Таким образом, правильное лечение состоит в том, чтобы следовать природе, находить правильный баланс между общительностью и одиночеством, трудом и досугом, трезвостью и опьянением и «наблюдать за нашим колеблющимся умом с напряженной и неустанной заботой» (глава 17).
Более поздняя история
[ редактировать ]Первая сохранившаяся копия работы является частью Кодекса Амброзиана C 90 библиотеки Амброзиана в Милане, датируемого 11 веком нашей эры. [19] [20]
Издания
[ редактировать ]Переводы
[ редактировать ]- Джон Дэви (2007), Сенека: Диалоги и эссе . Оксфордская мировая классика. ISBN 9780199552405
- Элейн Фэнтэм, Гарри М. Хайн, Джеймс Кер, Гарет Д. Уильямс (2014). Невзгоды и счастье (Полное собрание сочинений Луция Аннея Сенеки) . Издательство Чикагского университета. ISBN 0226748324
- Питер Дж. Андерсон (2015), Сенека: Избранные диалоги и утешения . Издательство Хакетт. ISBN 1624663680
Ссылки
[ редактировать ]- ^ ОАУ Дилке (1981). Вольфганг Хаазе (ред.). Интерпретация посланий Горация (в) Взлет и падение римского мира . Вальтер де Грютер. п. 1849. ISBN 3110084678 . Проверено 16 марта 2015 г.
- ^ Ф. Коплстон (2003). История философии Том 1: Греция и Рим . А&С Черный. п. 125. ИСБН 0826468950 . Проверено 14 марта 2015 г.
- ^ С. МакЭлдафф (2013). Римские теории перевода: превосходя источник . Рутледж . ISBN 978-1135069063 . Проверено 14 марта 2015 г.
- ^ Г. Кеннеди (2008). Искусство риторики в римском мире: 300 г. до н.э. – 300 г. н.э. Wipf и Stock Publishers. п. 472. ИСБН 978-1556359798 . Проверено 16 марта 2015 г. Том 2 истории риторики
- ^ Философский трактат о спокойствии ума. Взято из моральных сочинений, написанных на греческом языке самым известным философом и историографом Плутархом Черронейским... Иоанном Клэпхемом. [Лондон]: Напечатано Робертом Робинсоном для Томаса Ньюмана, 1589 г. (редактор доступен в Интернете через Службу производства цифровых библиотек (DLPS) и Партнерство по созданию текстов ) [Проверено 29 марта 2015 г.]
- ↑ Фриц-Хайнер Мучлер в «Спутнике Брилла Сенеке: философ и драматург» , стр. 153–154 [Проверено 14 марта 2015 г.]
- ^ Цифровая библиотека Персея - Инструменты поиска Университета Тафтса - Инструмент изучения латинских слов (расширенные определения см. на странице в разделе Льюис и Шорт) [Проверено 14 марта 2015 г.]
- ^ Т.М. Грин , Греческие и латинские корни английского языка (Роуман и Литтлфилд, 2014) ISBN 1442233281 [Проверено 14 марта 2015 г.]
- ^ М. Монтелеоне - Товарищ Брилла Сенеке: философ и драматург с. 129)] (под редакцией Андреаса Хайля, Грегора Дамшена) [Проверено 15 марта 2015 г.]
- ^ Jump up to: а б М. Фуко Проступки, говорить правду: функция признания в правосудии (University of Chicago Press, 2014) ISBN 0226257703 [Проверено 14 марта 2014 г.]
- ^ «Сенека как моралист и философ» в The National Quarterly Review . п. 18 опубликовано в 1868 г. (под ред. EI Sears ) [Проверено 18 марта 2015 г.]
- ^ Звезда C – Империя себя: самообладание и политическая речь Сенеки и Петрония – JHU Press, 2012 ISBN 1421406748 [Проверено 14 марта 2015 г.]
- ^ HJ Норман - Гений и психиатрия Proc R Soc Med. 1923 год; 16 (Секта Психологии): 33–38. [Проверено 15 марта 2015 г.] (ред. Норман был первым источником латинской цитаты)
- ^ AL Motto, JR Clark - Парадокс гения и безумия: Сенека и его влияние [Проверено 15 марта 2015 г.] (ред. Motto & Clark предоставили перевод с латыни и т. д.)
- ^ Гроенендийк, Леендерт Ф. и де Рюйтер, Дорет Дж. (2009) «Учимся у Сенеки: стоический взгляд на искусство жизни и образования», Этика и образование. Архивировано 2 апреля 2015 г. в Wayback Machine , 4: 1. , 81—92 [82] дои : 10.1080/17449640902816277 .
- ^ Р. Бетт - спутник древней философии . п. 531 (под редакцией Мэри Луизы Гилл, Пьера Пеллегрена) [Проверено 19 марта 2015 г.] (под ред. Бетта был источником термина ho sophos )
- ^ Jump up to: а б с Джан Бьяджо Конте (1999). Латинская литература: история . Перевод Дж. Солодова. Джу Пресс. ISBN 0801862531 . Проверено 19 марта 2015 г.
- ^ М.Т. Гриффин - Сенека об обществе: Путеводитель по De Beneficiis , стр. 146. Издательство Оксфордского университета, 2013. ISBN 0199245487 [Проверено 14 марта 2014 г.]
- ^ Рейнольдс, Л.Д.; Гриффин, Монтана; Фэнтем, Э. (2012). «Анней Сенека (2), Луций». В Хорнблауэре, С.; Спофорт, А.; Эйдинов, Э. (ред.). Оксфордский классический словарь . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199545568 .
- ^ Колиш, Марсия Л. (1985). Стоическая традиция от античности до раннего средневековья . Том. 1. Брилл. ISBN 9004072675 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Работы, связанные с «О душевном спокойствии» , в Wikisource
- Сенеки Диалоги в переводе Обри Стюарта из Standard Ebooks
- О спокойствии разума (латиница) (под ред. Джона В. Басора)