Jump to content

Ветер Лошадь

Конь ветра от CJFynn

Конь -ветер летающая лошадь , являющаяся символом человеческой души в шаманской традиции Восточной и Центральной Азии . В тибетском буддизме он был включен в качестве основного элемента в центр четырех животных, символизирующих стороны света и символ идеи благополучия или удачи. Он также дал название молитвенному флагу , на котором напечатаны пять животных.

В зависимости от языка символ имеет несколько разные названия.

  • Тибетский : Лошадь ветра , Уайли : rlung rta , произносится как лунгта , по-тибетски означает «лошадь ветра».
  • Монгольский : хийморь , Хиимори , буквально «газовая лошадь», семантически «конь ветра», в разговорной речи означает «душа » .

В тибетском использовании

[ редактировать ]
Молитвенные флаги в стиле Лунгта висят вдоль горной тропы в Непале
Тибетская бронзовая статуя коня-ветряка, вероятно, XIX век.

В Тибете проводилось различие между буддизмом ( Wylie : lha chos , буквально «божественная дхарма») и народной религией ( Wylie : mi chos , «человеческая дхарма»). [ 1 ] Виндхорс был преимущественно особенностью народной культуры, «обыденным представлением мирянина, а не буддийским религиозным идеалом», как объясняет тибетский ученый Самтен Г. Кармай . [ 2 ]

Однако, хотя «исходная концепция рлунг та не имеет никакого отношения к буддизму», с течением веков включение буддийских элементов стало более распространенным. [ 2 ] В частности, в девятнадцатом веке ламы движения Риме , особенно великий учёный Джу Мипхам , начали «создавать систематическое переплетение местного шаманизма, устного эпоса и буддийской тантры , алхимического даосизма , Дзогчена и странной, обширной тантры Калачакры». ," [ 3 ] а конь-ветер все чаще приобретал буддийский оттенок и использовался в буддийском контексте.

Конь Ветра имеет несколько значений в тибетском контексте. Как отмечает Кармей, «слово [ветряная лошадь] до сих пор и часто ошибочно понимается как означающее только настоящий флаг, установленный на крыше дома или на высоком месте возле деревни. Фактически, это символ идеи хорошего -бытие или удача. Эта идея ясна в таких выражениях, как rlung rta dar ba, «увеличение коня ветра», когда у кого-то дела идут хорошо, rlung rta rgud pa , «упадок коня ветра», когда происходит обратное; Разговорный эквивалент этого слова — lam 'gro, что также означает «удача». [ 2 ]

Происхождение

[ редактировать ]
Тибетский молитвенный «лунгта» или «конь ветра» флаг из книги Лоуренса Остина Уодделла 1895 года.

В своем исследовании «Стрела и веретено» 1998 года Кармай прослеживает несколько предшественников традиции ветряных лошадей в Тибете. Во-первых, он отмечает, что уже давно существует путаница в написании, поскольку звук, производимый этим словом, может быть записан либо как klung rta «речная лошадь», либо rlung rta «конь ветра». В начале двадцатого века великий ученый Джамгон Джу Мипхам Гьяцо был вынужден разъяснить, что, по его мнению, rlung rta предпочтительнее klung rta , указывая на то, что некоторая степень двусмысленности должна была сохраняться, по крайней мере, до его времени. [ 4 ]

Кармай предполагает, что «речная лошадь» ( klung rta ) на самом деле была исходной концепцией, обнаруженной в тибетской nagrtsis астрологической системе , импортированной из Китая. Система наг рцис состоит из четырех основных элементов: срог (жизненная сила), лу (уайли: лус, тело), ​​вангтанг (вайли: дбанг тханг , «поле силы») и лунгта (вайли: клунг рта, речная лошадь). Кармей предполагает, что клунгрита, в свою очередь, происходит от китайской идеи лунгма , «лошади-дракона», потому что в китайской мифологии драконы часто возникают из рек (хотя друк [wylie: 'brug ] по-тибетски означает «дракон», в некоторых случаях они фонетически передавали бы китайское легкое ). Таким образом, в предложенной им этимологии китайское лунгма превратилось в клунгрита, которое, в свою очередь, стало рлунгрита. Самтай далее рассуждает, что сдвиг в понимании от «речной лошади» к «лошади ветра» был подкреплен ассоциациями в Тибете «идеальной лошади» ( рта чогс ) со стремительностью и ветром. [ 4 ]

Символизм и ритуал лхасанг

[ редактировать ]

На молитвенных флажках и бумажных гравюрах кони ветра обычно появляются в компании четырех животных сторон света, которые являются «неотъемлемой частью композиции рлунг та »: гаруда или кён , и дракон в верхних углах, а также Белый Тигр и Снежный лев в нижних углах. [ 5 ] В этом контексте конь ветра обычно изображается без крыльев, но несет в себе Три Драгоценности или драгоценность, исполняющую желания . Его появление должно приносить мир, богатство и гармонию. Ритуальное призывание коня ветра обычно происходит утром и во время растущей луны. Сами флаги широко известны как кони ветра. Они развеваются на ветру и несут молитвы к небу, как конь, летящий по ветру.

Гаруда и дракон берут свое начало в индийской (как буддийской , так и индуистской ) и китайской мифологии соответственно. Однако относительно происхождения животных как тетрады «ни письменных, ни устных объяснений нигде не существует», за исключением рукописи XIII века под названием «Появление черноголового человечка» ( DBu nag mi'u dra chag ), и в этом случае як заменяется снежным львом, который еще не стал национальным символом Тибета. [ 6 ] В тексте ньен (wylie: gNyan, горный дух [ 7 ] ) убивает своего зятя Кри-то, первобытного человека, в ошибочной попытке отомстить за свою дочь. Затем посредник заставляет ньена увидеть свою ошибку и компенсирует шести сыновьям Кри-то даром тигра , яка , Гаруды , дракона, козла и собаки . Затем первые четыре брата устраивают выставку, чтобы убить грабителей, которые также были причастны к смерти их матери, и каждое из их четырех животных становится личным драла (wylie: dgra bla , «дух-защитник воина») одного из четырех братьев. [ 6 ] Братья, получившие козу и собаку, решают не участвовать, и поэтому их животные не становятся драла. [ 6 ] Каждый из братьев представляет один из шести примитивных тибетских кланов ( bod mi'u gdung Drug ), с которыми также становятся связанными их соответствующие животные.

Четыре животных (с снежным львом, заменяющим яка) также часто встречаются в эпосе о царе Гесаре , и иногда Гесар и его лошадь изображаются с достоинствами вместо коня-ветряка. В этом контексте снежный лев, гаруда и дракон представляют сообщество Линг (wylie: Gling ), из которого происходит Гесар, а тигр представляет семью Тагронгов (wylie: sTag rong ), дяди Гесара по отцовской линии. [ 8 ]

Церемонии коней ветра обычно проводятся в сочетании с ритуалом лхасанг ( Wylie : lha bsang «дымовое подношение богам»). [ 9 ] во время которого сжигают ветки можжевельника, образуя густой и ароматный дым. Считается, что это увеличивает силу молящегося четырех элементов Наргциса, упомянутых выше. Часто ритуал называют рисанг лунгта ( Wylie : ri bsang rlung ta ), «подношение окуривания и (бросание на ветер или посадка) рлунг та высоко в горах». [ 9 ] Ритуал традиционно «в первую очередь светский ритуал» и «не требует присутствия какого-либо специального служащего, будь то публичного или частного». [ 9 ] Мирянин умоляет горное божество «увеличить свое состояние, как скачок лошади, и расширить свое процветание, как кипячение молока» ( Уайли : rlung ta ta rgyug/ kha rje 'o ma 'phyur 'phyur ). [ 9 ]

Чогьям Трунгпа

[ редактировать ]

Тибетский буддийский мастер конца 20-го века Чогьям Трунгпа включил варианты многих из вышеперечисленных элементов, в частности, коня-ветря, драла, четырех животных (которых он называл «достоинствами»), вангтанг, лха, ньен и лу, в светскую систему учений. он назвал «Тренинг Шамбалы» . Именно благодаря Тренингу Шамбалы многие из вышеперечисленных идей стали знакомы жителям Запада.

геральдика

[ редактировать ]
Ветер Конь с герба Монголии.

Конь-ветер — редкий элемент в геральдике . Он изображен в виде сильно стилизованной летающей лошади с крыльями . Самый распространенный пример — герб Монголии .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Дэвидсон, Рональд М. (2005). Тибетский Ренессанс: тантрический буддизм в возрождении тибетской культуры . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк [ua]: Колумбийский университет. Нажимать. п. 76. ИСБН  9780231134705 .
  2. ^ Jump up to: а б с Кармай, Самтен Г. Стрела и веретено: исследования по истории, мифам, ритуалам и верованиям в Тибете. Издательство Мандала: 1998 г., стр. 415
  3. ^ Корнман, Робин. «Влияние эпоса о царе Гесаре на Чогьяма Трунгпы», в книге « Вспоминая Чогьяма Трунгпу» , под ред. Фабрис Мидаль. стр. 369-370
  4. ^ Jump up to: а б Кармай, Самтен Г. Стрела и веретено: исследования по истории, мифам, ритуалам и верованиям в Тибете. Издательство Мандала: 1998 г., стр. 413-15
  5. ^ Кармай, Самтен Г. Стрела и веретено: исследования по истории, мифам, ритуалам и верованиям в Тибете. Издательство Мандала: 1998 г., стр. 416
  6. ^ Jump up to: а б с Кармай, Самтен Г. Стрела и веретено: исследования по истории, мифам, ритуалам и верованиям в Тибете. Издательство Мандала: 1998 г., стр. 420
  7. ^ Небески-Войковица, Рене. Оракулы и демоны Тибета , стр. 287-289.
  8. ^ Кармай, Самтен Г. Стрела и веретено: исследования по истории, мифам, ритуалам и верованиям в Тибете. Издательство Мандала: 1998 г., стр. 421
  9. ^ Jump up to: а б с д Кармай, Самтен Г. Стрела и веретено: исследования по истории, мифам, ритуалам и верованиям в Тибете. Издательство Мандала: 1998 г., стр. 417

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Роберт Бир: Символы тибетского буддизма , Кройцлинген, 2003 г., ISBN   3-7205-2477-9
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6c17a11545852b199de97077056b16d4__1720260060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6c/d4/6c17a11545852b199de97077056b16d4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wind Horse - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)