Jump to content

Претензии и урегулирования Договора Вайтанги

Претензии и урегулирования в соответствии с Договором Вайтанги ( маори : Те Тирити о Вайтанги ) были важной особенностью политики Новой Зеландии со времен Закона о Договоре Вайтанги 1975 года и Трибунала Вайтанги , который был создан этим законом для рассмотрения претензий. Сменявшие друг друга правительства все чаще предоставляли маори официальную юридическую и политическую возможность добиваться возмещения ущерба за то, что рассматривается как нарушение Короной гарантий, изложенных в Договоре Вайтанги. Хотя этот процесс позволил положить конец ряду серьезных давних претензий, этот процесс подвергся критике, в том числе со стороны тех, кто считает, что возмещение недостаточно для компенсации потерь маори. Поселения обычно рассматриваются как часть более широкого Возрождения маори .

Трибунал Вайтанги был создан в качестве основного средства регистрации и расследования претензий, поскольку сам Договор Вайтанги не имеет особой юридической силы. Основным способом урегулирования этих претензий являются прямые переговоры с нынешним правительством.

История договора

[ редактировать ]
Лист Вайтанги Договора Вайтанги

Договор Вайтанги был впервые подписан 6 февраля 1840 года представителями британской короны и вождей маори ( рангатира ) с Северного острова Новой Зеландии, а позже в том же году было добавлено еще 500 подписей, в том числе с Южного острова . Это один из основополагающих документов Новой Зеландии. [ 1 ] [ 2 ] Этому предшествовала Декларация независимости , или Хэ Вакапутанга , подписанная в 1835 году, в которой некоторые маори Северного острова провозгласили международную аудиторию страной Новая Зеландия как независимое государство с полной суверенной властью и властью, принадлежащей вождям маори (рангатира). [ 3 ] [ нужны разъяснения ]

Договор Вайтанги был написан на английском языке и переведен на язык маори ( Те Рео ). Поскольку некоторые слова в английском договоре не переводились непосредственно на письменный язык маори того времени, этот текст не является точным переводом английского текста, например, в отношении значения обладания и отказа от суверенитета . [ 4 ] [ 5 ] В английской версии маори уступили суверенитет Новой Зеландии Великобритании; Маори предоставили Короне исключительное право покупать земли, которые они хотели продать, и взамен маори гарантировалось полное владение своими землями, лесами, рыболовными промыслами и другим имуществом, а также им были предоставлены права британских подданных. Однако на языке маори версия Договора сильно отличается: слово «суверенитет» переводилось как каванатанга («управление»). И вопреки англоязычной версии, маори сохранили власть и суверенитет и не передали их королеве. [ 3 ] Кроме того, английская версия гарантировала «беспрепятственное владение» всей «собственностью», а версия маори гарантировала тино рангатиратанга («полная власть, суверенитет») над таонгой («сокровищами»). [ 1 ]

Около 530–540 маори, по крайней мере 13 из них женщины, подписали версию Маори Договора Вайтанги, известную как Те Тирити о Вайтанги . [ 6 ] [ 7 ] Только 39 человек подписали английскую версию после того, как им была зачитана версия на языке маори. [ 8 ]

Различное понимание содержания договора привело к разногласиям между Пакеха и маори, начавшимся почти сразу после подписания договора, и способствовало новозеландским войнам , завершившимся конфискацией значительной части Вайкато и Таранаки . [ 9 ]

Досрочные расчеты и претензии

[ редактировать ]

Матиаха Тирамореху сделал первое официальное заявление о недовольстве Нгаи Таху в 1849 году, всего через год после покупки Кентербери между Нгаем Таху и Генри Тейси Кемпом, эта земельная сделка была очень крупной: 20 миллионов акров за 2000 фунтов стерлингов. [ 10 ] [ 11 ] Между 1870-ми и 1990-ми годами почти каждый лидер Нгай Таху активно отстаивал требования Нгай Таху в парламенте. [ 10 ]

В 1920-х годах земельные комиссии расследовали жалобы хапу , чья земля была конфискована или получена иным обманным путем в прошлом веке, и многие из них были признаны обоснованными. [ 12 ] К 1940-м годам с некоторыми хапу были заключены расчеты в виде скромных ежегодных платежей. Однако хапу сочли эти суммы недостаточными, особенно потому, что инфляция снизила их ценность, и Корона признала, что недостаточно добивалась согласия хапу, чтобы объявить их претензии урегулированными. [ 13 ]

Трибунал Вайтанги

[ редактировать ]

В конце 1960-х и 1970-х годах Договор Вайтанги стал центром сильного протестного движения маори, которое сплотилось вокруг призывов к правительству «соблюдать договор» и «урегулировать претензии по договору». Маори выразили разочарование по поводу продолжающихся нарушений договора и последующего законодательства со стороны государственных чиновников, а также несправедливого законодательства и несимпатичных решений Земельного суда маори, отчуждающего землю маори от ее владельцев-маори. [ 14 ]

В 1975 году в соответствии с Законом о Договоре Вайтанги был учрежден Трибунал Вайтанги для рассмотрения исков о действиях Короны, несовместимых с принципами Договора. Это позволяло любому маори подавать иск против Короны за нарушение Договора Вайтанги и его принципов . Первоначально его мандат ограничивался исками по современным проблемам, то есть тем, которые возникли после создания Трибунала. Ранние претензии включали иск «Те Рео Маори». [ 15 ] В результате отчета Трибунала по иску в 1987 году правительство сделало те рео маори официальным языком Новой Зеландии и учредило Комиссию по языку маори для его развития. Ключевой вопрос, рассмотренный Трибуналом, заключался в том, может ли язык считаться «сокровищем» или «таонга» и, таким образом, защищаться Договором. Значительное исследование было проведено в Новой Зеландии в результате исков, поданных в Трибунал Вайтанги. Большая часть этого была создана иви (племенными группами маори), ярким примером является Исследовательский центр Нгати Ава, основанный в 1989 году. [ 16 ] [ 17 ]

В 1985 году Четвертое лейбористское правительство расширило полномочия Трибунала, разрешив ему рассматривать действия Короны, начиная с 1840 года. [ 18 ] включая период новозеландских войн. Число претензий быстро росло, и в начале 1990-х годов правительство начало вести переговоры об урегулировании исторических претензий (до 1992 года). [ 19 ]

Обычно урегулирование путем переговоров включает «согласованный исторический отчет, признание Короной нарушения Договора и извинения Короны» и юридическое прекращение всех претензий. [ 20 ] В поселениях Вайкато-Тайнуи Нгай Таху в 2009 году и во всех последующих поселениях возмещение было описано в этих трех областях: исторический отчет о жалобах и извинениях, финансовый пакет денежных средств и передача активов (без обязательного приобретения частной земли), и культурное восстановление, где признается ряд интересов маори, которые часто связаны с достопримечательностями и связью маори с окружающей средой. [ 21 ]

В то время как первые рекомендации Трибунала в основном касались современных проблем, которые могли быть пересмотрены или исправлены правительством того времени, исторические урегулирования поднимали более сложные проблемы. Управление по урегулированию договоров было создано В Министерстве юстиции для разработки государственной политики в отношении исторических претензий. В 1995 году правительство в одностороннем порядке разработало «Предложения Короны по урегулированию претензий по Договору Вайтанги». [ 22 ] попытаться решить проблемы и аннулировать все претензии маори по договору.

Ключевым элементом предложений было создание «фискального конверта» в размере 1 миллиарда долларов для урегулирования всех исторических претензий, эффективного ограничения на то, что Корона будет выплачивать в рамках урегулирования. Корона провела серию консультаций по всей стране, на которых маори категорически отвергли предложения, включая такое ограничение, до того, как масштаб претензий станет полностью известен. [ 23 ] От концепции бюджетного пакета впоследствии отказались после всеобщих выборов 1996 года, хотя де-факто она осталась. Несмотря на протесты, в 1990-е годы были достигнуты три крупных поселения. Тогдашнему министру юстиции и переговоров по договорам сэру Дугласу Грэму приписывают то, что он возглавил в значительной степени консервативное национальное правительство , совершившее эти прорывы. [ 24 ]

В 2013 году Министерство юстиции создало отдел обязательств после урегулирования споров для создания центрального реестра договорных обязательств, которые были созданы в ходе процесса урегулирования, когда стало ясно, что урегулирование не осуществляется. [ 21 ] Министр правительства Крис Финлейсон участвовал в этом и заявляет, что цель заключалась в создании «институциональной защиты» для защиты поселений и обеспечения их долговечности и окончательности. Намерение Финлейсона заключалось в том, чтобы после завершения расчетов Группа по обязательствам по урегулированию заменила Управление по урегулированию договоров. [ 21 ] Реестр был создан, и Финлейсон заявляет о нем: «К тому времени, когда я покинул свой пост, в различных мировых соглашениях было заключено более 7000 обязательств». [ 21 ] В 2018 году Отдел обязательств по почтовым расчетам был включен в новое агентство Короны Te Arawhiti (Управление по связям с Короной маори). [ 21 ] [ 25 ] Веб-портал Te Haeata был создан в 2019 году как доступная для поиска запись оружием Короны, позволяющая найти обязательства по урегулированию договоров, зафиксированные в актах об урегулировании и правительственном законодательстве. [ 26 ]

Поселения 1990-х годов

[ редактировать ]

Морской лорд

[ редактировать ]

Договор гарантировал маори их земли, леса и рыбные запасы. Однако со временем законодательство Новой Зеландии начало регулировать коммерческое рыболовство , так что контроль маори был существенно подорван. Чтобы разрешить эту жалобу, в 1989 году было достигнуто временное соглашение. Корона передала Комиссии по рыболовству Вайтанги 10 процентов рыболовной квоты Новой Зеландии (около 60 000 тонн), а также пакеты акций рыболовных компаний и 50 миллионов долларов наличными. Эта комиссия отвечала за хранение рыболовных активов от имени маори до тех пор, пока не было достигнуто соглашение о том, как эти активы будут разделены между племенами. В 1992 году вторая часть сделки, получившая название «Сделка с Силордами», ознаменовала полное и окончательное урегулирование претензий маори на коммерческое рыболовство в соответствии с Договором Вайтанги. Сюда вошли 50% Sealord Fisheries и 20% всех новых видов, попадающих под систему квот, дополнительные акции рыболовных компаний и 18 миллионов долларов наличными. В общей сложности это стоило около 170 миллионов долларов. [ 27 ] Это урегулирование было предпринято под руководством достопочтенного. Матиу Рата и доктор Джордж Хабиб. [ 28 ]

Вайкато Тайнуи Раупату

[ редактировать ]

Первое крупное урегулирование исторических претензий о конфискации, или раупату, было согласовано в 1995 году. Претензии Вайкато - Тайнуи о конфискации были урегулированы пакетом на сумму 170 миллионов долларов США, состоящим из денежных средств и земли, принадлежащей Короне. Мировое соглашение сопровождалось формальными извинениями в рамках законодательства о претензиях, полученными с королевского согласия году . лично королевой Елизаветой II во время ее королевского турне по Новой Зеландии в 1995 Корона принесла извинения за вторжение в Вайкато и последующую неизбирательную конфискацию земель.

Нгай Таху

[ редактировать ]

Претензии Нгаи Таху охватывали большую часть Южного острова Новой Зеландии и были связаны с невыполнением Короной своих обязательств по продаже земли, имевшей место с 1840-х годов. [ 29 ] Крис Финлейсон был одним из юристов, работавших на Нгай Таху в середине 1990-х годов, когда шли переговоры. Он заявляет, что использовался судебный подход, который был необходим для продолжения дела. Акт об урегулировании был подписан в 1997 году в Каикоуре . [ 30 ] Нгай Таху стремился к признанию их связи с землей, а также с деньгами и имуществом, и для решения этой проблемы был разработан ряд новых мер. Среди прочего, Нгай Таху и Корона договорились, что гора Кук будет официально переименована в Аораки / гора Кука и возвращена в Нгай Таху, чтобы быть подаренной народу Новой Зеландии.

Поселения 2000-х годов

[ редактировать ]

Процесс согласования исторических претензий продолжился после выборов 1999 года и последующей смены правительства без радикальных изменений в политике правительства. Модели, разработанные для ранних поселений, по-прежнему оказывают сильное влияние. Первым министром труда по переговорам по договору была Маргарет Уилсон . После ее назначения спикером Палаты представителей в начале 2005 года за ней последовал Марк Бертон . В ноябре 2007 года его сменил заместитель премьер-министра Майкл Каллен .

В июне 2008 года Корона и представители семи племен маори подписали соглашение, касающееся лесных угодий Короны, которое СМИ окрестили «Повелителями деревьев». [ 31 ] из-за предполагаемого сходства со сделкой с Силордом 1990-х годов. Как и «Морской лорд», он касается одной проблемы, но охватывает несколько племен. Соглашение содержит только финансовую компенсацию в счет комплексных урегулирований, которые должны быть согласованы с каждым племенем в Коллективе. Соглашение является крупнейшим на сегодняшний день по финансовой стоимости: общая стоимость лесных угодий составляет 196 миллионов новозеландских долларов (включая стоимость дочернего предприятия Te Arawa Iwi и доли хапу). Кроме того, племена получат ренту, накопившуюся за землю с 1989 года, на сумму 223 миллиона новозеландских долларов, но это не учитывается правительством как часть пакета возмещения ущерба. [ 32 ]

К июлю 2008 года насчитывалось 23 населенных пункта разного размера. [ 33 ] В ноябре 2008 года Крис Финлейсон , юрист из Веллингтона, имеющий опыт рассмотрения претензий по договору с Нгай Таху, был назначен министром по переговорам по договору после победы Национальной партии на выборах 2008 года . В период с 2008 по 2017 год Финлейсону приписывают помощь в урегулировании 60 соглашений. [ 34 ]

Помимо широко разрекламированной земли и финансовой компенсации, многие из этих более поздних поселений включали изменение официальных географических названий. привело к появлению значительного количества макронов в официальных топонимах Новой Зеландии. Это впервые [ 35 ]

Список договорных соглашений

[ редактировать ]
Группа истцов Год подачи Акт подписан Закон /дата вступления в силу Некоторые подробности о поселениях Ссылка.
Коммерческое рыболовство 1992 Закон об урегулировании претензий 1992 года по Договору Вайтанги (рыболовные претензии) 170 миллионов новозеландских долларов [ 36 ] [ 37 ]
Нгати Рангитеаоре 1993 Закон о заповедниках и других землях 1993 года Миссионерская ферма Те Нгае, Тикитере [ 38 ]
Гавайи 1993 Закон о заповедниках и других землях 1995 года [ 39 ]
Нгати Вакауэ 1994
Вайкато – Тайнуи Раупату 1995 Закон об урегулировании претензий Вайкато Раупату 1995 г. [ 40 ] 170 миллионов новозеландских долларов [ 36 ] [ 40 ]
Слезы 1995
Внутри 1996
Гора 1996
Нгай Таху 1997 Закон об урегулировании претензий Нгаи Таху 1998 года [ 41 ] [ 42 ] 170 миллионов новозеландских долларов [ 36 ] Второе крупное поселение [ 30 ] [ 1 ] : 2 
Нгати Турангитукуа 1998 Закон об урегулировании претензий Нгати Турангитукуа 1999 г. [ 43 ] [ 43 ]
Коробка 1999 Закон об урегулировании претензий Пуакани 2000 года [ 44 ] 2 миллиона новозеландских долларов [ 30 ] [ 44 ]
Ури из Хау 2000 Закон об урегулировании претензий Те Ури о Хау 2002 года [ 45 ] [ 45 ]
Нгати Руануи 2001 Закон об урегулировании претензий Нгати Руануи 2003 года [ 46 ]
Нгати Тама 2001 Закон об урегулировании претензий Нгати Тама 2003 года [ 47 ]
Нгати Ава (включая дополнительные претензии) 1988 [ 48 ] 2003 Закон об урегулировании претензий Нгати Ава 2005 года [ 49 ] 42,3 миллиона новозеландских долларов [ 36 ] Членство в поселениях Нгати Манава и Нгати Уаре в Форуме Rangitāiki Rover Forum. [ 30 ]
Нгати Туваретоа (Залив Изобилия) 2003 Закон об урегулировании претензий Нгати Туваретоа (Залив Изобилия) 2005 г. [ 48 ]
Другие волосы 2003
Озера 2004 Закон об урегулировании озер Те-Арава 2006 г. [ 50 ] Передал право владения 13 днами озер и создал совместную организацию по улучшению озер, Группу стратегии озер Роторуа (совместный комитет Те Аравы, регионального совета залива Бленти и окружного совета Роторуа ). [ 30 ] [ 51 ]
Нгати Мутунга 2005 Закон об урегулировании претензий Нгати Мутунга 2006 г. [ 52 ]
Высокий 2005 Закон об урегулировании претензий Те Ророа 2008 года [ 53 ]
Филиал Те Арава Иви и хапу 2008 Закон об урегулировании претензий Te Arawa Iwi и hapū дочерней компании 2008 г. [ 54 ]
Коллектив Иви Леса Центрального Северного острова [ 55 ] 2008 Закон о коллективном урегулировании лесных земель в центральной части Северного острова 2008 года [ 56 ] Это поселение было заключено со следующими иви: Нгай Тухо, Нгати Манава, Нгати Рангитихи, Нгати Тувхаретоа, Нгати Вакауэ, Нгати Уаре, Раукава и филиал Те Арава Иви/Хапу. [ 30 ]
Генерал Таранаки — Голове Рыбы 2008 Блок Порт-Николсон (от Таранаки Вануи до Те Упоко о Те Ика) Закон об урегулировании претензий 2009 г. [ 57 ]
Вайкато-Тайнуи 2009 Закон об урегулировании претензий Вайкато-Тайнуи Раупату (река Вайкато) 2010 г. [ 58 ]
Нгати Апа Закон об урегулировании претензий Нгати Апа (Северный остров) 2010 г. [ 59 ]
Вангануи Иви (тюрьма Вангануи (Кайтокэ) и северная часть леса Вангануи) Закон об урегулировании счетов 2011 г. [ 60 ]
Нгати Манава 2003 [ 61 ] 2009 [ 61 ] Закон об урегулировании претензий Нгати Манава 2012 г. [ 62 ] Четыре участка принадлежат совместно Те Рунанга о Нгати Манава и Те Рунанга о Нгати Уаре: Те Адди па, Окареа па, Те Раке па; и Хинамоки па (место битвы) [ 61 ]
Нгати Уэр 2009 Закон об урегулировании претензий Нгати Уаре 2012 г. [ 63 ]
Нгати Пахаувера 2010 Закон об урегулировании претензий по Договору Нгати Пахаувера 2012 г. [ 64 ]
Нгати Пору 2010 Закон об урегулировании претензий Нгати Пору 2012 г. [ 65 ] 90 миллионов новозеландских долларов [ 36 ] включая аренду лесного хозяйства Короны и культурную компенсацию [ 30 ]
Закон об урегулировании претензий Maraeroa A и B 2012 г. [ 66 ]
Нгати Макино 2011 Закон об урегулировании претензий Нгати Макино 2012 г. [ 67 ]
Закон об урегулировании телевизионных претензий 2012 г. [ 68 ]
Посетители 2011 Закон об урегулировании претензий клиентов 2012 г. [ 69 ]
Тьма 2012 2015 Совместное управление Онероа-а-Тхе и Девяносто Майл-Бич [ 30 ]
Раукава 2012 2014 [ 30 ]
Нгати Рангинуи 2012 - [ 30 ]
Окленд Коллектив 2012 2014 [ 30 ]
Нгати Уэр 2012 Закон о урегулировании претензий Нгати Уаре 2012 г.
Ахурири Хапу 2016 [ 70 ]
Центральный Вангануи (Короваи Вайнуиаруа) 2018 [ 70 ]
Нгати Мару (Таранаки) 2020 [ 71 ]
Нгати Маниапото 2020 [ 71 ]
Условия переговоров Вайкато-Тайнуи 2020 [ 71 ]
Нгати Рангитихи 2020 [ 71 ]
Нгати Руапани 2020 [ 71 ]
Акитай Виохуа 2011 2021 [ 71 ]
Нгати Мару (Таранаки) 2021 [ 71 ]
Нгати Паоа 2021 [ 71 ]
Пустой питомец 2021 [ 71 ]
Нгати Кахунгуну — Вайрарапа Тамаки нуи-а-Руа 2021 [ 71 ]
Маниапото 2021 Законопроект об урегулировании претензий Маниапото был опубликован в 2021 году. [ 72 ] [ 71 ]
Совершить 2021 [ 71 ]
Нгати Мутунга из Варекаури 2022 Нгати Мутунга о Варекаури и Корона подписали соглашение об урегулировании исторических претензий по Договору, касающихся аннексии островов Чатем . [ 73 ] [ 74 ]

Суверенитет и Договор

[ редактировать ]

Расследование Трибунала Вайтанги Те Папарахи о ке Раки

[ редактировать ]

Трибунал Вайтанги в расследовании Те Папарахи о те Раки (Вай 1040) [ 75 ] находится в процессе рассмотрения понимания Маори и Короны Декларации независимости / Декларации независимости 1835 года и Договора Вайтанги / Договора Вайтанги 1840 года. Этот аспект расследования поднимает вопросы относительно природы суверенитета и того, является ли Маори, подписавшие Договор Вайтанги, намеревались передать суверенитет. [ 76 ]

Первая часть отчета была опубликована в ноябре 2014 года и показала, что вожди маори в Нортленде никогда не соглашались отказаться от своего суверенитета, когда подписывали Договор Вайтанги в 1840 году. Хотя Корона намеревалась вести переговоры о передаче суверенитета посредством Договора, Вожди понимали соглашение так, что они всего лишь уступали Короне власть контролировать Пакеху и защищать маори. [ 77 ] За месяц до официального опубликования отчета Те Уруроа Флавеллу было министру по делам маори отправлено письмо с уведомлением о заключении Трибунала. Его подписал Земельного суда маори судья Крейг Кокстед . [ 78 ] Ниже приведен краткий отрывок:

Мы пришли к выводу, что в феврале 1840 года рангатира, подписавшая Те Тирити, не уступила своего суверенитета. То есть они не уступили свои полномочия по созданию и обеспечению соблюдения законов над своим народом или своими территориями. скорее, они согласились разделить власть и полномочия с губернатором. Они согласились на отношения: такие, в которых они и Хобсон должны были быть равными – равными, но имея разные роли и разные сферы влияния. по сути, рангатира сохранили свою власть над своими хапу и территориями, в то время как Хобсону были даны полномочия контролировать Пакеху.

- Отчет о первом этапе расследования дела Те Папарахи о Те Раки, Трибунал Вайтанги (ноябрь 2014 г.), стр. 23

Менеджер трибунала Джули Тангер заявила при представлении отчета истцам Нгапухи:

Ваши тупуна [предки] не отдавали свою ману ни в Вайтанги, ни в Ваймате, ни в Мангунгу. Они не уступили свой суверенитет. Это истина, которую вы так долго ждали услышать. [ 77 ]

Что касается Декларации независимости , создания государства и правительства маори в 1835 году и/или Договора Вайтанги , и тех, кто ничего не подписывал, тем самым сохраняя независимость . [ 79 ] Что касается первого, в сводном отчете (под названием «Нгапухи говорит») доказательств, представленных Трибуналу Вайтанги, сделан вывод о том, что:

  1. Нгапухи не уступили свой суверенитет.
  2. Корона признала Хе Вакапутангу как провозглашение рангатирами своего суверенитета над этой страной.
  3. Договор, заключенный правителем и Короной — Договор Вайтанги — последовал за Хэ Вакапутангой, устанавливая роль Британской Короны по отношению к Пакехе.
  4. Договор делегировал губернатору королевы Виктории полномочия осуществлять контроль над до сих пор беззаконными пакеха на участках земли хапу , отведенной королеве.
  5. Документ Короны на английском языке, известный как Договор Вайтанги, не был замечен и не согласован Нгапухи и вместо этого отражает скрытые желания британской имперской власти. [ 80 ]

Неподписавшие иви и хапу

[ редактировать ]

Академик Нгати Туваретоа Хемопереки Саймон в 2017 году на примере Нгати Тухаретоа изложил пример того, как хапу и иви, не подписавшие Договор, до сих пор сохраняют независимость и как суверенитет Короны можно считать сомнительным. [ 79 ] Эта работа основана на Те Папарахи о те Раки решении Трибунала Вайтанги по делу (Вай 1040).

Процесс урегулирования Договора вызвал критику с самого начала.

Решение правительства о «фискальном пакете» в 1994 году предусматривало период консультаций, в течение которого большинство маори «подавляющим большинством отвергли» эту политику и вызвали протесты по всей Новой Зеландии. [ 81 ] [ 82 ] Критика касалась не подлежащего обсуждению элемента финансового ограничения, а также суммы ( 1 миллиард долларов ), когда оценщики Короны подсчитали, что долларовый убыток 1990 года только для Нгаи Таху составил «между 12 и 15 миллиардами долларов», а также контекст правительственной политики. расходы (например, годовые расходы в 2018 году (без учета капитальных вложений) составили около $87 млрд). [ 83 ] [ 84 ] [ 85 ]

Процесс урегулирования правительства с 1999 года был сосредоточен главным образом на переговорах об урегулировании с иви (или «крупными естественными группировками»), которые подвергались критике за то, что они не ищут «наиболее подходящих социальных структур для разрешения исторических нарушений Договора». [ 86 ]

В число критикующих политиков входит Уинстон Питерс из New Zealand First, который в 2002 году предположил, что было разрешено слишком много претензий. Партия ACT раскритиковала этот процесс и концепцию, согласно которой «никакие деньги не могут исправить прошлые ошибки». [ 87 ] [ 88 ] [ 89 ] [ 90 ] Общественный доступ Новой Зеландии и Фонд «Единая Новая Зеландия» представляли собой лоббистские группы, созданные для противодействия аспектам урегулирования Договора. [ 90 ] [ 91 ]

В речи Орева в 2004 году Национальная партия впервые использовала термин «Соглашение об индустрии рассмотрения жалоб Вайтанги». Пресс-секретарь Национального управления по делам маори Джорджина те Хеухеу , которая была заместителем министра сэра Дугласа Грэма, была заменена на этом посту Джерри Браунли . Конкретная критика, которую члены Национальной партии высказали в адрес урегулирований, заключается в том, что они не обсуждаются достаточно быстро, что недостаточно внимания уделяется обеспечению того, чтобы истцы-переговорщики имели поддержку своего народа, [ 92 ] и что законодательство о поселениях придает ненадлежащее значение духовным верованиям маори. [ 93 ]

В 2005 году Партия маори и Партия зеленых раскритиковали урегулирования по Договору на том основании, что Корона имеет слишком много власти на переговорах, что соглашения, согласованные на уровне иви, игнорируют права хапу (кланов или подплемений) и что возмещение ущерба в результате урегулирования является слишком скупым. . [ 94 ]

Хотя некоторые разногласия сохраняются, стороны единогласно поддержали закон о создании поселений Те Ророа, филиала Те Арава и Центрального Северного острова, который был принят в сентябре 2008 года. [ 95 ]

Отсутствие учета пересекающихся интересов в претензиях на ранних этапах процесса является критикой, высказанной в 2019 году по поводу урегулирования Договора Паре Хаураки, критикой, высказанной Нгати Ваем и признанной министром переговоров по договору Эндрю Литтлом неудачей в этом процессе. [ 96 ]

Академик Линда Те Ахо (доцент юридического факультета Те Пиринга Университета Вайкато ) резюмирует критику процессов урегулирования Договора следующим образом:

«слишком перевес в пользу правительства», недостаточная компенсация потерь и то, что этот процесс противопоставляет «маори маори» . [ 97 ]

Исследование, проведенное учеными профессором Маргарет Муту и ​​доктором Тиопирой Макдауэлл из Оклендского университета, показало, что целью урегулирования было погашение претензий, чтобы истцы не могли вернуть им земли государственных предприятий и земель Королевского леса посредством обязательных рекомендаций. [ 98 ] Они также опросили более 150 заявителей и участников переговоров и обнаружили, что:

этот процесс травмировал заявителей, разделил их общины и вернул в среднем менее одного процента украденных земель», при этом переговорщики и заявители сообщали, что «несмотря на то, что может говорить законодательство об урегулировании, урегулирования не являются полными, несправедливыми и не окончательными и что , как и все предыдущие поселения, они будут пересмотрены... Корона применяет тактику «разделяй и властвуй» и безжалостно преследует ее... Никаких переговоров, диктует Корона... Государственные служащие и министры часто вводят истцов в заблуждение и искажают факты, чтобы побудить истцов к переговорам, а затем добиться урегулирования... Участники переговоров часто сообщают, что над ними издеваются государственные служащие и агенты Короны, и многие сообщают, что пришли к соглашению под принуждением. В результате многие не принимают извинения Короны, поскольку они бессмысленны . [ 99 ]

Академик Карвин Джонс в своей докторской диссертации (опубликованной в 2016 году издательством UBC Press , Ванкувер) критикует процесс урегулирования по Договору Вайтанги как «подрывающий правовые традиции маори» и рассматривает это как «препятствование примирению законов маори с правовой системой Новой Зеландии». . [ 100 ]

  1. ^ Jump up to: а б с История Новой Зеландии онлайн. «Кратко о договоре» . NZHistory.govt.nz . Министерство культуры и наследия Новой Зеландии. Архивировано из оригинала 26 апреля 2021 года . Проверено 26 апреля 2021 г.
  2. ^ Брукфилд, FM (1999). Вайтанги и права коренных народов: революция, закон и легитимация . Судья Барагванат. Окленд, Новая Зеландия: Издательство Оклендского университета. ISBN  1-86940-184-0 . OCLC   43806568 . Архивировано из оригинала 5 февраля 2022 года . Проверено 6 мая 2021 г.
  3. ^ Jump up to: а б Хили, С.М.; Гюйгенс, Ингрид; Сеть Вайтанги (2015). Договор Вайтанги: Вопросы и ответы (Пятое (пересмотренное) изд.). Крайстчерч. ISBN  978-0-473-31471-2 . OCLC   905493105 . Рекорд WorldCat . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  4. ^ «Смысл договора» . Трибунал Вайтанги. 2011. Архивировано из оригинала 8 июля 2016 года . Проверено 12 июля 2011 г.
  5. ^ Ньюман, Кейт (2010) [2010]. Библия и договор, Миссионеры среди маори – новый взгляд . Пингвин. ISBN  978-0143204084 . стр. 20-116
  6. ^ «Договор Вайтанги» . Трибунал Вайтанги . Архивировано из оригинала 6 июля 2016 года . Проверено 28 мая 2015 г.
  7. ^ Оранжевый 1987 , с. 260.
  8. ^ Ньюман, Кейт (2010) [2010]. Библия и договор, Миссионеры среди маори – новый взгляд . Пингвин. ISBN  978-0143204084 . стр. 159
  9. ^ Таонга, Министерство культуры и наследия Новой Зеландии. «Урегулирование по Договору – Процесс урегулирования по Договору Вайтанги» . Teara.govt.nz . Архивировано из оригинала 26 апреля 2021 года . Проверено 26 апреля 2021 г.
  10. ^ Jump up to: а б Тау, Те Майре (1 марта 2017 г.). «Заявление Нгай Таху» . Те Ара — Энциклопедия Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия Новой Зеландии Министерство наследия . Проверено 5 февраля 2022 г.
  11. ^ «Дело Кемпа, 1848 год» . Совет Нгай Таху . Проверено 5 февраля 2022 г.
  12. ^ Информационный отдел Договора Вайтанги (2005 г.). «Начало двадцатого века» . Комиссия по государственным услугам. Архивировано из оригинала 8 сентября 2006 года . Проверено 15 августа 2006 г.
  13. ^ Управление по урегулированию договоров (2003 г.). «Сводка урегулирования Нгаа Рауру Киитахи» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 23 июля 2006 года . Проверено 15 августа 2006 г.
  14. ^ Кин, Бэзил (20 июня 2012 г.). «Движения протеста маори» . Путь: Энциклопедия Новой Зеландии . Архивировано из оригинала 14 августа 2017 года . Проверено 23 июля 2017 г.
  15. ^ Трибунал Вайтанги (ок. 1986 г.). «Отчет Трибунала Вайтанги по иску Те Рео маори» . Архивировано из оригинала 2 октября 2006 года . Проверено 15 августа 2006 г.
  16. ^ Смит, Линда Тухивай (2012). Методологии деколонизации: исследования и коренные народы (второе изд.). Лондон: Издательство Университета Отаго. ISBN  978-1-84813-953-4 . OCLC   861538625 .
  17. ^ «Исследования и архивы Нгати Ава - Те Рунанга о Нгати Ава» . Архивировано из оригинала 7 мая 2021 года . Проверено 7 мая 2021 г.
  18. ^ «Научные статьи» . Архивировано из оригинала 26 апреля 2018 года . Проверено 26 апреля 2018 г.
  19. ^ Крокер, Тереза ​​(1 января 1970 г.). «История и процесс урегулирования Договора Вайтанги» . Журнал новозеландских исследований (18). дои : 10.26686/jnzs.v0i18.2184 . ISSN   2324-3740 .
  20. ^ Трибунал Вайтанги (2013 г.). Отчет о средствах Нгати Каху . Веллингтон, Новая Зеландия: Legislation Direct. ISBN  978-1-86956-304-2 . OCLC   838075156 .
  21. ^ Jump up to: а б с д и Финлейсон, Кристофер (2021). Хе Купу Тауранги: Договорные соглашения и будущее Аотеароа, Новая Зеландия . Джеймс Кристмас. Веллингтон, Новая Зеландия, Новая Зеландия. ISBN  978-1-77550-615-7 . OCLC   1238026659 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  22. ^ Управление по урегулированию договоров (1995 год). «Предложения Короны по урегулированию претензий по Договору Вайтанги» . Репортер по вопросам права коренных народов Австралии . Архивировано из оригинала 16 мая 2011 года . Проверено 15 августа 2006 г.
  23. ^ Гардинер, Вира (1996). Вернуться отправителю; что на самом деле произошло в финансовом конверте хуэй . Окленд : Рид. ISBN  0-7900-0460-7 .
  24. ^ Лин, Мэри (октябрь – ноябрь 1999 г.). «Заставить правительство извиниться» . Для разнообразия . Инициативы перемен. Архивировано из оригинала 28 февраля 2014 года . Проверено 15 августа 2006 г.
  25. ^ «Восток – Всем спасибо» . www.tearawhiti.govt.nz . Проверено 5 декабря 2022 г.
  26. ^ «О нас | Те Хаеата» . tehaeata.govt.nz . Проверено 5 декабря 2022 г.
  27. ^ Уолронд, Карл (2006). «Рыбная промышленность» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Архивировано из оригинала 19 августа 2007 года . Проверено 15 августа 2006 г.
  28. ^ Цифровой Маори. «Умер архитектор Sealords Deal» . TangataWhenua.com . Архивировано из оригинала 12 октября 2018 года . Проверено 10 апреля 2019 г.
  29. ^ Те Рунанга о Нгай Таху (2006). «Обзор истории претензий» . Архивировано из оригинала 10 августа 2006 года . Проверено 15 августа 2006 г.
  30. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Кристофер, Финлейсон (2021). Хе Купу Тауранги: Договорные соглашения и будущее Аотеароа, Новая Зеландия . Издательство Хуйя. ISBN  978-1-77550-615-7 . OCLC   1238026659 .
  31. ^ «Сделка Древлордов в 168 словах» . Новозеландский Вестник . 26 июня 2008 года . Проверено 3 июля 2008 г.
  32. ^ Управление по урегулированию договоров (25 июня 2008 г.). «Коллективный договор об урегулировании лесов Иви в центральной части Северного острова» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 17 октября 2008 года . Проверено 3 июля 2008 г.
  33. ^ Управление по урегулированию договоров (июнь 2008 г.). «Четырехмесячный отчет» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 18 октября 2008 года . Проверено 25 сентября 2008 г.
  34. ^ Клэр, Треветт (14 декабря 2018 г.). «Прощальный тур национального депутата Криса Финлейсона» . Новозеландский Вестник . ISSN   1170-0777 . Проверено 4 декабря 2022 г.
  35. ^ «Новозеландский справочник официальных географических названий» . 2008. Архивировано из оригинала 11 октября 2014 года . Проверено 4 февраля 2009 г.
  36. ^ Jump up to: а б с д и «Исторические договорные соглашения» . Парламент Новой Зеландии . Проверено 5 февраля 2022 г.
  37. ^ «Закон об урегулировании Договора Вайтанги (рыболовные претензии) 1992 г. № 121 (по состоянию на 28 октября 2021 г.), Содержание публичного акта – Законодательство Новой Зеландии» . www.legislation.govt.nz . Архивировано из оригинала 4 февраля 2022 года . Проверено 5 февраля 2022 г.
  38. ^ «Закон о заповедниках и других землях 1993 года» . www.legal.govt.nz . Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
  39. ^ «Закон о заповедниках и других землях 1995 года» . www.legal.govt.nz . Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
  40. ^ Jump up to: а б Закон об урегулировании претензий Вайкато Раупату (Публичный закон 58) (на языке маори и английском языке). Парламентская прокуратура. 1995. Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 19 февраля 2015 г.
  41. ^ «Закон об урегулировании претензий Нгай Таху 1998 года» . www.legal.govt.nz . Проверено 18 февраля 2015 г.
  42. ^ Закон об урегулировании претензий Нгаи Таху 1998 года (Публичный закон 97) (на языке маори и английском языке). Парламентская прокуратура. 1 октября 1998 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
  43. ^ Jump up to: а б Закон об урегулировании претензий Нгаи Турангитукуа 1999 года (Публичный закон 118) (на языке маори и английском языке). Парламентская прокуратура. 14 октября 1999 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
  44. ^ Jump up to: а б «Закон об урегулировании претензий Пуакани 2000 года» . www.legal.govt.nz . Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
  45. ^ Jump up to: а б «Закон об урегулировании претензий Те Ури о Хау 2002 года» . www.legal.govt.nz . Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
  46. ^ «Закон об урегулировании претензий Нгати Руануи 2003 года» . www.legal.govt.nz . Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
  47. ^ «Закон об урегулировании претензий Нгати Тама 2003 года» . www.legal.govt.nz . Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
  48. ^ Jump up to: а б «Закон об урегулировании претензий Нгати Тухаретоа (Залив Изобилия) 2005 года» . www.legal.govt.nz . Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
  49. ^ «Закон об урегулировании претензий Нгати Ава 2005 года» . www.legal.govt.nz . Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
  50. ^ «Закон об урегулировании озер Те-Арава 2006 г.» . www.legal.govt.nz . Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
  51. ^ «Группа по стратегии озер Роторуа Те Арава» . Региональный совет залива Изобилия | Той Моана . Проверено 6 февраля 2022 г.
  52. ^ «Закон об урегулировании претензий Нгати Мутунга 2006 года» . www.legal.govt.nz . Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
  53. ^ «Закон об урегулировании претензий Те Ророа 2008 года» . www.legal.govt.nz . Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
  54. ^ «Закон об урегулировании претензий филиалов Те Арава Иви и Хапу 2008 года» . www.legal.govt.nz . Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
  55. ^ «Крупнейшая за всю историю договорная сделка «Повелителей Древ» приобретает силу закона» . Новозеландский Вестник . 25 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 22 мая 2011 г. . Проверено 25 сентября 2008 г.
  56. ^ «Закон о коллективном поселении лесных земель в центральной части Северного острова 2008 года» . www.legal.govt.nz . Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
  57. ^ «Блок Порт-Николсон (Taranaki Whānui ki Te Upoko o Te Ika) Закон об урегулировании претензий 2009 года» . www.legal.govt.nz . Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
  58. ^ «Закон об урегулировании претензий Вайкато-Тайнуи Раупату (река Вайкато) 2010 года» . www.legal.govt.nz . Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
  59. ^ «Закон об урегулировании претензий Нгати Апа (Северный остров) 2010 года» . www.legal.govt.nz . Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
  60. ^ «Уонгануи Иви (тюрьма Вангануи (Кайтоке) и северная часть леса Вангануи) Закон о расчетах по счетам 2011 года» . www.legal.govt.nz . Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
  61. ^ Jump up to: а б с «Краткое содержание мирового акта Нгати Манава» . Правительство Новой Зеландии Правительство Новой Зеландии . 17 ноября 2020 г.
  62. ^ «Закон об урегулировании претензий Нгати Манава 2012 года» . www.legal.govt.nz . Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
  63. ^ «Закон об урегулировании претензий Нгати Уаре 2012 года» . www.legal.govt.nz . Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
  64. ^ «Закон об урегулировании претензий по Договору Нгати Пахаувера 2012 года» . www.legal.govt.nz . Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
  65. ^ «Закон об урегулировании претензий Нгати Пору 2012 года» . www.legal.govt.nz . Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
  66. ^ «Закон об урегулировании претензий Maraeroa A и B 2012 года» . www.legal.govt.nz . Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
  67. ^ «Закон об урегулировании претензий Нгати Макино 2012 года» . www.legal.govt.nz . Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
  68. ^ «Закон об урегулировании претензий Ронгоухакаата 2012 г.» . www.legal.govt.nz . Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
  69. ^ «Закон об урегулировании претензий Нгай Таманухири 2012 года» . www.legal.govt.nz . Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
  70. ^ Jump up to: а б «Найти мировое соглашение» . Правительство Новой Зеландии Правительство Новой Зеландии .
  71. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «Недавние договорные урегулирования» . Те Каванатанга или Аотеароа Правительство Новой Зеландии . Архивировано из оригинала 15 мая 2021 года . Проверено 2 мая 2021 г.
  72. ^ «Законопроект об урегулировании претензий Маниапото» . www.parliament.nz . 16 декабря 2021 г. Проверено 5 февраля 2022 г.
  73. ^ Литтл, Эндрю (25 ноября 2022 г.). «Нгати Мутунга о Варекаури и Корона подписывают принципиальное соглашение» . Beehive.govt.nz . Правительство Новой Зеландии . Архивировано из оригинала 26 ноября 2022 года . Проверено 2 декабря 2022 г.
  74. ^ Смит, Аннеке (25 ноября 2022 г.). «Острова Чатем подписывают мировое соглашение» . Радио Новой Зеландии . Архивировано из оригинала 28 ноября 2022 года . Проверено 2 декабря 2022 г.
  75. ^ «Те Папарахи о Те Раки (Северная Земля)» . Трибунал Вайтанги . 19 июня 2017 года. Архивировано из оригинала 23 января 2018 года . Проверено 20 августа 2017 г.
  76. ^ Пол Мун (2002) Путь к Договору Вайтанги
  77. ^ Jump up to: а б «Нгапухи «никогда не отказывался от суверенитета» » . Эпоха Нортленда . 18 ноября 2014 года. Архивировано из оригинала 16 февраля 2015 года . Проверено 16 февраля 2015 г.
  78. ^ Отчет о первом этапе расследования дела Те Папарахи о Те Раки , Трибунал Вайтанги (ноябрь 2014 г.), стр. 23 https://waitangitribunal.govt.nz/assets/WT-Part-1-Report-on-stage-1-of -Запрос-Северное плато.pdf
  79. ^ Jump up to: а б Саймон, Хемперек (2017). «Слон в комнате: неодиспут коренных народов об обществе поселенцев, аннулировании договора, «природных ресурсах» и нашем коллективном будущем в Новой Зеландии» . Кахароа . 9 (1). Архивировано из оригинала 9 октября 2018 года . Проверено 12 октября 2018 г.
  80. ^ Нгапухи говорит: независимый отчет о первоначальном расследовании Нгапухи Нуи Хэ Вакапутанги и Договора Вайтанги . Продюсер: Те Каварики и Network Waitangi Whangarei Inc. 2012.
  81. ^ Уильямс, Дэвид В. (1 декабря 2021 г.). «Справедливость и Тиканга: на пути к «мягкому правовому конституционализму». Обзор законодательства университетов Новой Зеландии . 29 (4): 649–674.
  82. ^ Дерби, Марк (20 июня 2012 г.). «Протест против фискального конверта, 1995» . Те Ара — Энциклопедия Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия Новой Зеландии Те Манату Таонга . Проверено 5 декабря 2022 г.
  83. ^ Хилл, Ричард С. (2009). «Фискальный конверт и его последствия» . НЗЕТК . Проверено 5 декабря 2022 г.
  84. ^ «Понимание относительности» . Совет Нгай Таху . Проверено 5 декабря 2022 г.
  85. ^ Файерс, Энди (2 августа 2018 г.). «Сумма, выделяемая на поселения по Договору Вайтанги, ничтожна по сравнению с другими государственными расходами» . Вещи . Проверено 5 декабря 2022 г.
  86. ^ «Трибунал Вайтанги: краткое содержание» . Сеть Вайтанги Отаутахи . 10 марта 2020 г. Проверено 5 декабря 2022 г.
  87. ^ « Жертвы» и «проблема Веллингтона» ( Пресс-релиз). Новая Зеландия прежде всего. 7 марта 2002 г. Архивировано из оригинала 12 июля 2003 г. Проверено 15 августа 2006 г.
  88. ^ Партия АСТ (ок. 2005 г.). «АКТ по ​​Договору Вайтанги и делам маори» . Архивировано из оригинала 18 мая 2006 года . Проверено 15 августа 2006 г.
  89. ^ Ньюман, Мюриэл (ок. 2005 г.). «Некогда радикальная политика ACT теперь определяет будущее Новой Зеландии» . Проверено 15 августа 2006 г. [ мертвая ссылка ]
  90. ^ Jump up to: а б Хилл, Ричард С. (2012). «Проблемы договорного урегулирования» . Те Ара — Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 8 февраля 2022 г.
  91. ^ «One New Zealand Foundation Inc» . onenzfoundation.co.nz . Архивировано из оригинала 4 апреля 2019 года . Проверено 10 апреля 2019 г.
  92. ^ «Браунли с подозрением относится к срокам урегулирования» (пресс-релиз). Национальная партия. 5 сентября 2005 г. Архивировано из оригинала 13 ноября 2005 г. Проверено 15 августа 2006 г.
  93. ^ Мапп, Уэйн (1 марта 2005 г.). «Нгати Ава представил законопроект об урегулировании претензий в выступлении комитета» . Хансард . Проверено 15 августа 2006 г. [ мертвая ссылка ]
  94. ^ Берри, Рут; Стоукс, Джон (1 сентября 2005 г.). «Призыв к более масштабным соглашениям» . Новозеландский Вестник . Архивировано из оригинала 17 марта 2016 года . Проверено 15 августа 2006 г.
  95. ^ «Крупнейшая за всю историю договорная сделка «Повелителей Древ» приобретает силу закона» . Новозеландский Вестник . 25 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 22 мая 2011 г. . Проверено 19 ноября 2008 г.
  96. ^ «Критика урегулирования договора Хаураки Трибунала Вайтанги является шагом вперед - iwi» . РНЗ . 18 декабря 2019 года . Проверено 8 февраля 2022 г.
  97. ^ Те Ахо, Линда (2017). «Ложная щедрость договорных соглашений: инновации и искажения» . В Эруэти, Эндрю (ред.). Международные права коренных народов в Аотеароа, Новая Зеландия . Веллингтон, Новая Зеландия: Издательство Университета Виктории. стр. 99–117. ISBN  978-1776560486 .
  98. ^ Макдауэлл, Тиопира, Отклонение дамоклова меча: почему Корона решила урегулировать претензии маори по историческому договору? (2018) Австралийский журнал политики и истории 64:4
  99. ^ Муту, Маргарет, Процесс урегулирования претензий по Договору в Новой Зеландии и его влияние на землю маори (2019) 8:152 https://www.mdpi.com/2073-445X/8/10/152
  100. ^ Джонс, Карвин (2017). Новый договор, новая традиция: примирение Новой Зеландии и законов маори . Ванкувер: UBC Press. ISBN  9780774831697 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c74be94a72e65e5a3ea3a18a214a438b__1719395760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c7/8b/c74be94a72e65e5a3ea3a18a214a438b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Treaty of Waitangi claims and settlements - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)