Претензии и урегулирования Договора Вайтанги
Претензии и урегулирования в соответствии с Договором Вайтанги ( маори : Те Тирити о Вайтанги ) были важной особенностью политики Новой Зеландии со времен Закона о Договоре Вайтанги 1975 года и Трибунала Вайтанги , который был создан этим законом для рассмотрения претензий. Сменявшие друг друга правительства все чаще предоставляли маори официальную юридическую и политическую возможность добиваться возмещения ущерба за то, что рассматривается как нарушение Короной гарантий, изложенных в Договоре Вайтанги. Хотя этот процесс позволил положить конец ряду серьезных давних претензий, этот процесс подвергся критике, в том числе со стороны тех, кто считает, что возмещение недостаточно для компенсации потерь маори. Поселения обычно рассматриваются как часть более широкого Возрождения маори .
Трибунал Вайтанги был создан в качестве основного средства регистрации и расследования претензий, поскольку сам Договор Вайтанги не имеет особой юридической силы. Основным способом урегулирования этих претензий являются прямые переговоры с нынешним правительством.
История договора
[ редактировать ]
Договор Вайтанги был впервые подписан 6 февраля 1840 года представителями британской короны и вождей маори ( рангатира ) с Северного острова Новой Зеландии, а позже в том же году было добавлено еще 500 подписей, в том числе с Южного острова . Это один из основополагающих документов Новой Зеландии. [ 1 ] [ 2 ] Этому предшествовала Декларация независимости , или Хэ Вакапутанга , подписанная в 1835 году, в которой некоторые маори Северного острова провозгласили международную аудиторию страной Новая Зеландия как независимое государство с полной суверенной властью и властью, принадлежащей вождям маори (рангатира). [ 3 ] [ нужны разъяснения ]
Договор Вайтанги был написан на английском языке и переведен на язык маори ( Те Рео ). Поскольку некоторые слова в английском договоре не переводились непосредственно на письменный язык маори того времени, этот текст не является точным переводом английского текста, например, в отношении значения обладания и отказа от суверенитета . [ 4 ] [ 5 ] В английской версии маори уступили суверенитет Новой Зеландии Великобритании; Маори предоставили Короне исключительное право покупать земли, которые они хотели продать, и взамен маори гарантировалось полное владение своими землями, лесами, рыболовными промыслами и другим имуществом, а также им были предоставлены права британских подданных. Однако на языке маори версия Договора сильно отличается: слово «суверенитет» переводилось как каванатанга («управление»). И вопреки англоязычной версии, маори сохранили власть и суверенитет и не передали их королеве. [ 3 ] Кроме того, английская версия гарантировала «беспрепятственное владение» всей «собственностью», а версия маори гарантировала тино рангатиратанга («полная власть, суверенитет») над таонгой («сокровищами»). [ 1 ]
Около 530–540 маори, по крайней мере 13 из них женщины, подписали версию Маори Договора Вайтанги, известную как Те Тирити о Вайтанги . [ 6 ] [ 7 ] Только 39 человек подписали английскую версию после того, как им была зачитана версия на языке маори. [ 8 ]
Различное понимание содержания договора привело к разногласиям между Пакеха и маори, начавшимся почти сразу после подписания договора, и способствовало новозеландским войнам , завершившимся конфискацией значительной части Вайкато и Таранаки . [ 9 ]
Досрочные расчеты и претензии
[ редактировать ]Матиаха Тирамореху сделал первое официальное заявление о недовольстве Нгаи Таху в 1849 году, всего через год после покупки Кентербери между Нгаем Таху и Генри Тейси Кемпом, эта земельная сделка была очень крупной: 20 миллионов акров за 2000 фунтов стерлингов. [ 10 ] [ 11 ] Между 1870-ми и 1990-ми годами почти каждый лидер Нгай Таху активно отстаивал требования Нгай Таху в парламенте. [ 10 ]
В 1920-х годах земельные комиссии расследовали жалобы хапу , чья земля была конфискована или получена иным обманным путем в прошлом веке, и многие из них были признаны обоснованными. [ 12 ] К 1940-м годам с некоторыми хапу были заключены расчеты в виде скромных ежегодных платежей. Однако хапу сочли эти суммы недостаточными, особенно потому, что инфляция снизила их ценность, и Корона признала, что недостаточно добивалась согласия хапу, чтобы объявить их претензии урегулированными. [ 13 ]
Трибунал Вайтанги
[ редактировать ]В конце 1960-х и 1970-х годах Договор Вайтанги стал центром сильного протестного движения маори, которое сплотилось вокруг призывов к правительству «соблюдать договор» и «урегулировать претензии по договору». Маори выразили разочарование по поводу продолжающихся нарушений договора и последующего законодательства со стороны государственных чиновников, а также несправедливого законодательства и несимпатичных решений Земельного суда маори, отчуждающего землю маори от ее владельцев-маори. [ 14 ]
В 1975 году в соответствии с Законом о Договоре Вайтанги был учрежден Трибунал Вайтанги для рассмотрения исков о действиях Короны, несовместимых с принципами Договора. Это позволяло любому маори подавать иск против Короны за нарушение Договора Вайтанги и его принципов . Первоначально его мандат ограничивался исками по современным проблемам, то есть тем, которые возникли после создания Трибунала. Ранние претензии включали иск «Те Рео Маори». [ 15 ] В результате отчета Трибунала по иску в 1987 году правительство сделало те рео маори официальным языком Новой Зеландии и учредило Комиссию по языку маори для его развития. Ключевой вопрос, рассмотренный Трибуналом, заключался в том, может ли язык считаться «сокровищем» или «таонга» и, таким образом, защищаться Договором. Значительное исследование было проведено в Новой Зеландии в результате исков, поданных в Трибунал Вайтанги. Большая часть этого была создана иви (племенными группами маори), ярким примером является Исследовательский центр Нгати Ава, основанный в 1989 году. [ 16 ] [ 17 ]
В 1985 году Четвертое лейбористское правительство расширило полномочия Трибунала, разрешив ему рассматривать действия Короны, начиная с 1840 года. [ 18 ] включая период новозеландских войн. Число претензий быстро росло, и в начале 1990-х годов правительство начало вести переговоры об урегулировании исторических претензий (до 1992 года). [ 19 ]
Обычно урегулирование путем переговоров включает «согласованный исторический отчет, признание Короной нарушения Договора и извинения Короны» и юридическое прекращение всех претензий. [ 20 ] В поселениях Вайкато-Тайнуи Нгай Таху в 2009 году и во всех последующих поселениях возмещение было описано в этих трех областях: исторический отчет о жалобах и извинениях, финансовый пакет денежных средств и передача активов (без обязательного приобретения частной земли), и культурное восстановление, где признается ряд интересов маори, которые часто связаны с достопримечательностями и связью маори с окружающей средой. [ 21 ]
В то время как первые рекомендации Трибунала в основном касались современных проблем, которые могли быть пересмотрены или исправлены правительством того времени, исторические урегулирования поднимали более сложные проблемы. Управление по урегулированию договоров было создано В Министерстве юстиции для разработки государственной политики в отношении исторических претензий. В 1995 году правительство в одностороннем порядке разработало «Предложения Короны по урегулированию претензий по Договору Вайтанги». [ 22 ] попытаться решить проблемы и аннулировать все претензии маори по договору.
Ключевым элементом предложений было создание «фискального конверта» в размере 1 миллиарда долларов для урегулирования всех исторических претензий, эффективного ограничения на то, что Корона будет выплачивать в рамках урегулирования. Корона провела серию консультаций по всей стране, на которых маори категорически отвергли предложения, включая такое ограничение, до того, как масштаб претензий станет полностью известен. [ 23 ] От концепции бюджетного пакета впоследствии отказались после всеобщих выборов 1996 года, хотя де-факто она осталась. Несмотря на протесты, в 1990-е годы были достигнуты три крупных поселения. Тогдашнему министру юстиции и переговоров по договорам сэру Дугласу Грэму приписывают то, что он возглавил в значительной степени консервативное национальное правительство , совершившее эти прорывы. [ 24 ]
В 2013 году Министерство юстиции создало отдел обязательств после урегулирования споров для создания центрального реестра договорных обязательств, которые были созданы в ходе процесса урегулирования, когда стало ясно, что урегулирование не осуществляется. [ 21 ] Министр правительства Крис Финлейсон участвовал в этом и заявляет, что цель заключалась в создании «институциональной защиты» для защиты поселений и обеспечения их долговечности и окончательности. Намерение Финлейсона заключалось в том, чтобы после завершения расчетов Группа по обязательствам по урегулированию заменила Управление по урегулированию договоров. [ 21 ] Реестр был создан, и Финлейсон заявляет о нем: «К тому времени, когда я покинул свой пост, в различных мировых соглашениях было заключено более 7000 обязательств». [ 21 ] В 2018 году Отдел обязательств по почтовым расчетам был включен в новое агентство Короны Te Arawhiti (Управление по связям с Короной маори). [ 21 ] [ 25 ] Веб-портал Te Haeata был создан в 2019 году как доступная для поиска запись оружием Короны, позволяющая найти обязательства по урегулированию договоров, зафиксированные в актах об урегулировании и правительственном законодательстве. [ 26 ]
Поселения 1990-х годов
[ редактировать ]Морской лорд
[ редактировать ]
Договор гарантировал маори их земли, леса и рыбные запасы. Однако со временем законодательство Новой Зеландии начало регулировать коммерческое рыболовство , так что контроль маори был существенно подорван. Чтобы разрешить эту жалобу, в 1989 году было достигнуто временное соглашение. Корона передала Комиссии по рыболовству Вайтанги 10 процентов рыболовной квоты Новой Зеландии (около 60 000 тонн), а также пакеты акций рыболовных компаний и 50 миллионов долларов наличными. Эта комиссия отвечала за хранение рыболовных активов от имени маори до тех пор, пока не было достигнуто соглашение о том, как эти активы будут разделены между племенами. В 1992 году вторая часть сделки, получившая название «Сделка с Силордами», ознаменовала полное и окончательное урегулирование претензий маори на коммерческое рыболовство в соответствии с Договором Вайтанги. Сюда вошли 50% Sealord Fisheries и 20% всех новых видов, попадающих под систему квот, дополнительные акции рыболовных компаний и 18 миллионов долларов наличными. В общей сложности это стоило около 170 миллионов долларов. [ 27 ] Это урегулирование было предпринято под руководством достопочтенного. Матиу Рата и доктор Джордж Хабиб. [ 28 ]
Вайкато Тайнуи Раупату
[ редактировать ]Первое крупное урегулирование исторических претензий о конфискации, или раупату, было согласовано в 1995 году. Претензии Вайкато - Тайнуи о конфискации были урегулированы пакетом на сумму 170 миллионов долларов США, состоящим из денежных средств и земли, принадлежащей Короне. Мировое соглашение сопровождалось формальными извинениями в рамках законодательства о претензиях, полученными с королевского согласия году . лично королевой Елизаветой II во время ее королевского турне по Новой Зеландии в 1995 Корона принесла извинения за вторжение в Вайкато и последующую неизбирательную конфискацию земель.
Нгай Таху
[ редактировать ]Претензии Нгаи Таху охватывали большую часть Южного острова Новой Зеландии и были связаны с невыполнением Короной своих обязательств по продаже земли, имевшей место с 1840-х годов. [ 29 ] Крис Финлейсон был одним из юристов, работавших на Нгай Таху в середине 1990-х годов, когда шли переговоры. Он заявляет, что использовался судебный подход, который был необходим для продолжения дела. Акт об урегулировании был подписан в 1997 году в Каикоуре . [ 30 ] Нгай Таху стремился к признанию их связи с землей, а также с деньгами и имуществом, и для решения этой проблемы был разработан ряд новых мер. Среди прочего, Нгай Таху и Корона договорились, что гора Кук будет официально переименована в Аораки / гора Кука и возвращена в Нгай Таху, чтобы быть подаренной народу Новой Зеландии.
Поселения 2000-х годов
[ редактировать ]Процесс согласования исторических претензий продолжился после выборов 1999 года и последующей смены правительства без радикальных изменений в политике правительства. Модели, разработанные для ранних поселений, по-прежнему оказывают сильное влияние. Первым министром труда по переговорам по договору была Маргарет Уилсон . После ее назначения спикером Палаты представителей в начале 2005 года за ней последовал Марк Бертон . В ноябре 2007 года его сменил заместитель премьер-министра Майкл Каллен .
В июне 2008 года Корона и представители семи племен маори подписали соглашение, касающееся лесных угодий Короны, которое СМИ окрестили «Повелителями деревьев». [ 31 ] из-за предполагаемого сходства со сделкой с Силордом 1990-х годов. Как и «Морской лорд», он касается одной проблемы, но охватывает несколько племен. Соглашение содержит только финансовую компенсацию в счет комплексных урегулирований, которые должны быть согласованы с каждым племенем в Коллективе. Соглашение является крупнейшим на сегодняшний день по финансовой стоимости: общая стоимость лесных угодий составляет 196 миллионов новозеландских долларов (включая стоимость дочернего предприятия Te Arawa Iwi и доли хапу). Кроме того, племена получат ренту, накопившуюся за землю с 1989 года, на сумму 223 миллиона новозеландских долларов, но это не учитывается правительством как часть пакета возмещения ущерба. [ 32 ]
К июлю 2008 года насчитывалось 23 населенных пункта разного размера. [ 33 ] В ноябре 2008 года Крис Финлейсон , юрист из Веллингтона, имеющий опыт рассмотрения претензий по договору с Нгай Таху, был назначен министром по переговорам по договору после победы Национальной партии на выборах 2008 года . В период с 2008 по 2017 год Финлейсону приписывают помощь в урегулировании 60 соглашений. [ 34 ]
Помимо широко разрекламированной земли и финансовой компенсации, многие из этих более поздних поселений включали изменение официальных географических названий. привело к появлению значительного количества макронов в официальных топонимах Новой Зеландии. Это впервые [ 35 ]
Список договорных соглашений
[ редактировать ]![]() |
Группа истцов | Год подачи | Акт подписан | Закон /дата вступления в силу | Некоторые подробности о поселениях | Ссылка. |
---|---|---|---|---|---|
Коммерческое рыболовство | 1992 | Закон об урегулировании претензий 1992 года по Договору Вайтанги (рыболовные претензии) | 170 миллионов новозеландских долларов [ 36 ] | [ 37 ] | |
Нгати Рангитеаоре | 1993 | Закон о заповедниках и других землях 1993 года | Миссионерская ферма Те Нгае, Тикитере | [ 38 ] | |
Гавайи | 1993 | Закон о заповедниках и других землях 1995 года | [ 39 ] | ||
Нгати Вакауэ | 1994 | ||||
Вайкато – Тайнуи Раупату | 1995 | Закон об урегулировании претензий Вайкато Раупату 1995 г. [ 40 ] | 170 миллионов новозеландских долларов [ 36 ] | [ 40 ] | |
Слезы | 1995 | ||||
Внутри | 1996 | ||||
Гора | 1996 | ||||
Нгай Таху | 1997 | Закон об урегулировании претензий Нгаи Таху 1998 года [ 41 ] [ 42 ] | 170 миллионов новозеландских долларов [ 36 ] Второе крупное поселение [ 30 ] | [ 1 ] : 2 | |
Нгати Турангитукуа | 1998 | Закон об урегулировании претензий Нгати Турангитукуа 1999 г. [ 43 ] | [ 43 ] | ||
Коробка | 1999 | Закон об урегулировании претензий Пуакани 2000 года [ 44 ] | 2 миллиона новозеландских долларов [ 30 ] | [ 44 ] | |
Ури из Хау | 2000 | Закон об урегулировании претензий Те Ури о Хау 2002 года [ 45 ] | [ 45 ] | ||
Нгати Руануи | 2001 | Закон об урегулировании претензий Нгати Руануи 2003 года [ 46 ] | |||
Нгати Тама | 2001 | Закон об урегулировании претензий Нгати Тама 2003 года [ 47 ] | |||
Нгати Ава (включая дополнительные претензии) | 1988 [ 48 ] | 2003 | Закон об урегулировании претензий Нгати Ава 2005 года [ 49 ] | 42,3 миллиона новозеландских долларов [ 36 ] Членство в поселениях Нгати Манава и Нгати Уаре в Форуме Rangitāiki Rover Forum. [ 30 ] | |
Нгати Туваретоа (Залив Изобилия) | 2003 | Закон об урегулировании претензий Нгати Туваретоа (Залив Изобилия) 2005 г. [ 48 ] | |||
Другие волосы | 2003 | ||||
Озера | 2004 | Закон об урегулировании озер Те-Арава 2006 г. [ 50 ] | Передал право владения 13 днами озер и создал совместную организацию по улучшению озер, Группу стратегии озер Роторуа (совместный комитет Те Аравы, регионального совета залива Бленти и окружного совета Роторуа ). [ 30 ] [ 51 ] | ||
Нгати Мутунга | 2005 | Закон об урегулировании претензий Нгати Мутунга 2006 г. [ 52 ] | |||
Высокий | 2005 | Закон об урегулировании претензий Те Ророа 2008 года [ 53 ] | |||
Филиал Те Арава Иви и хапу | 2008 | Закон об урегулировании претензий Te Arawa Iwi и hapū дочерней компании 2008 г. [ 54 ] | |||
Коллектив Иви Леса Центрального Северного острова [ 55 ] | 2008 | Закон о коллективном урегулировании лесных земель в центральной части Северного острова 2008 года [ 56 ] | Это поселение было заключено со следующими иви: Нгай Тухо, Нгати Манава, Нгати Рангитихи, Нгати Тувхаретоа, Нгати Вакауэ, Нгати Уаре, Раукава и филиал Те Арава Иви/Хапу. [ 30 ] | ||
Генерал Таранаки — Голове Рыбы | 2008 | Блок Порт-Николсон (от Таранаки Вануи до Те Упоко о Те Ика) Закон об урегулировании претензий 2009 г. [ 57 ] | |||
Вайкато-Тайнуи | 2009 | Закон об урегулировании претензий Вайкато-Тайнуи Раупату (река Вайкато) 2010 г. [ 58 ] | |||
Нгати Апа | Закон об урегулировании претензий Нгати Апа (Северный остров) 2010 г. [ 59 ] | ||||
Вангануи Иви (тюрьма Вангануи (Кайтокэ) и северная часть леса Вангануи) Закон об урегулировании счетов 2011 г. [ 60 ] | |||||
Нгати Манава | 2003 [ 61 ] | 2009 [ 61 ] | Закон об урегулировании претензий Нгати Манава 2012 г. [ 62 ] | Четыре участка принадлежат совместно Те Рунанга о Нгати Манава и Те Рунанга о Нгати Уаре: Те Адди па, Окареа па, Те Раке па; и Хинамоки па (место битвы) [ 61 ] | |
Нгати Уэр | 2009 | Закон об урегулировании претензий Нгати Уаре 2012 г. [ 63 ] | |||
Нгати Пахаувера | 2010 | Закон об урегулировании претензий по Договору Нгати Пахаувера 2012 г. [ 64 ] | |||
Нгати Пору | 2010 | Закон об урегулировании претензий Нгати Пору 2012 г. [ 65 ] | 90 миллионов новозеландских долларов [ 36 ] включая аренду лесного хозяйства Короны и культурную компенсацию [ 30 ] | ||
Закон об урегулировании претензий Maraeroa A и B 2012 г. [ 66 ] | |||||
Нгати Макино | 2011 | Закон об урегулировании претензий Нгати Макино 2012 г. [ 67 ] | |||
Закон об урегулировании телевизионных претензий 2012 г. [ 68 ] | |||||
Посетители | 2011 | Закон об урегулировании претензий клиентов 2012 г. [ 69 ] | |||
Тьма | 2012 | 2015 | Совместное управление Онероа-а-Тхе и Девяносто Майл-Бич | [ 30 ] | |
Раукава | 2012 | 2014 | [ 30 ] | ||
Нгати Рангинуи | 2012 | - | [ 30 ] | ||
Окленд Коллектив | 2012 | 2014 | [ 30 ] | ||
Нгати Уэр | 2012 | Закон о урегулировании претензий Нгати Уаре 2012 г. | |||
Ахурири Хапу | 2016 | [ 70 ] | |||
Центральный Вангануи (Короваи Вайнуиаруа) | 2018 | [ 70 ] | |||
Нгати Мару (Таранаки) | 2020 | [ 71 ] | |||
Нгати Маниапото | 2020 | [ 71 ] | |||
Условия переговоров Вайкато-Тайнуи | 2020 | [ 71 ] | |||
Нгати Рангитихи | 2020 | [ 71 ] | |||
Нгати Руапани | 2020 | [ 71 ] | |||
Акитай Виохуа | 2011 | 2021 | [ 71 ] | ||
Нгати Мару (Таранаки) | 2021 | [ 71 ] | |||
Нгати Паоа | 2021 | [ 71 ] | |||
Пустой питомец | 2021 | [ 71 ] | |||
Нгати Кахунгуну — Вайрарапа Тамаки нуи-а-Руа | 2021 | [ 71 ] | |||
Маниапото | 2021 | Законопроект об урегулировании претензий Маниапото был опубликован в 2021 году. [ 72 ] | [ 71 ] | ||
Совершить | 2021 | [ 71 ] | |||
Нгати Мутунга из Варекаури | 2022 | Нгати Мутунга о Варекаури и Корона подписали соглашение об урегулировании исторических претензий по Договору, касающихся аннексии островов Чатем . | [ 73 ] [ 74 ] |
Суверенитет и Договор
[ редактировать ]Расследование Трибунала Вайтанги Те Папарахи о ке Раки
[ редактировать ]Трибунал Вайтанги в расследовании Те Папарахи о те Раки (Вай 1040) [ 75 ] находится в процессе рассмотрения понимания Маори и Короны Декларации независимости / Декларации независимости 1835 года и Договора Вайтанги / Договора Вайтанги 1840 года. Этот аспект расследования поднимает вопросы относительно природы суверенитета и того, является ли Маори, подписавшие Договор Вайтанги, намеревались передать суверенитет. [ 76 ]
Первая часть отчета была опубликована в ноябре 2014 года и показала, что вожди маори в Нортленде никогда не соглашались отказаться от своего суверенитета, когда подписывали Договор Вайтанги в 1840 году. Хотя Корона намеревалась вести переговоры о передаче суверенитета посредством Договора, Вожди понимали соглашение так, что они всего лишь уступали Короне власть контролировать Пакеху и защищать маори. [ 77 ] За месяц до официального опубликования отчета Те Уруроа Флавеллу было министру по делам маори отправлено письмо с уведомлением о заключении Трибунала. Его подписал Земельного суда маори судья Крейг Кокстед . [ 78 ] Ниже приведен краткий отрывок:
Мы пришли к выводу, что в феврале 1840 года рангатира, подписавшая Те Тирити, не уступила своего суверенитета. То есть они не уступили свои полномочия по созданию и обеспечению соблюдения законов над своим народом или своими территориями. скорее, они согласились разделить власть и полномочия с губернатором. Они согласились на отношения: такие, в которых они и Хобсон должны были быть равными – равными, но имея разные роли и разные сферы влияния. по сути, рангатира сохранили свою власть над своими хапу и территориями, в то время как Хобсону были даны полномочия контролировать Пакеху.
- Отчет о первом этапе расследования дела Те Папарахи о Те Раки, Трибунал Вайтанги (ноябрь 2014 г.), стр. 23
Менеджер трибунала Джули Тангер заявила при представлении отчета истцам Нгапухи:
Ваши тупуна [предки] не отдавали свою ману ни в Вайтанги, ни в Ваймате, ни в Мангунгу. Они не уступили свой суверенитет. Это истина, которую вы так долго ждали услышать. [ 77 ]
Что касается Декларации независимости , создания государства и правительства маори в 1835 году и/или Договора Вайтанги , и тех, кто ничего не подписывал, тем самым сохраняя независимость . [ 79 ] Что касается первого, в сводном отчете (под названием «Нгапухи говорит») доказательств, представленных Трибуналу Вайтанги, сделан вывод о том, что:
- Нгапухи не уступили свой суверенитет.
- Корона признала Хе Вакапутангу как провозглашение рангатирами своего суверенитета над этой страной.
- Договор, заключенный правителем и Короной — Договор Вайтанги — последовал за Хэ Вакапутангой, устанавливая роль Британской Короны по отношению к Пакехе.
- Договор делегировал губернатору королевы Виктории полномочия осуществлять контроль над до сих пор беззаконными пакеха на участках земли хапу , отведенной королеве.
- Документ Короны на английском языке, известный как Договор Вайтанги, не был замечен и не согласован Нгапухи и вместо этого отражает скрытые желания британской имперской власти. [ 80 ]
Неподписавшие иви и хапу
[ редактировать ]Академик Нгати Туваретоа Хемопереки Саймон в 2017 году на примере Нгати Тухаретоа изложил пример того, как хапу и иви, не подписавшие Договор, до сих пор сохраняют независимость и как суверенитет Короны можно считать сомнительным. [ 79 ] Эта работа основана на Те Папарахи о те Раки решении Трибунала Вайтанги по делу (Вай 1040).
Критика
[ редактировать ]Процесс урегулирования Договора вызвал критику с самого начала.
Решение правительства о «фискальном пакете» в 1994 году предусматривало период консультаций, в течение которого большинство маори «подавляющим большинством отвергли» эту политику и вызвали протесты по всей Новой Зеландии. [ 81 ] [ 82 ] Критика касалась не подлежащего обсуждению элемента финансового ограничения, а также суммы ( 1 миллиард долларов ), когда оценщики Короны подсчитали, что долларовый убыток 1990 года только для Нгаи Таху составил «между 12 и 15 миллиардами долларов», а также контекст правительственной политики. расходы (например, годовые расходы в 2018 году (без учета капитальных вложений) составили около $87 млрд). [ 83 ] [ 84 ] [ 85 ]
Процесс урегулирования правительства с 1999 года был сосредоточен главным образом на переговорах об урегулировании с иви (или «крупными естественными группировками»), которые подвергались критике за то, что они не ищут «наиболее подходящих социальных структур для разрешения исторических нарушений Договора». [ 86 ]
В число критикующих политиков входит Уинстон Питерс из New Zealand First, который в 2002 году предположил, что было разрешено слишком много претензий. Партия ACT раскритиковала этот процесс и концепцию, согласно которой «никакие деньги не могут исправить прошлые ошибки». [ 87 ] [ 88 ] [ 89 ] [ 90 ] Общественный доступ Новой Зеландии и Фонд «Единая Новая Зеландия» представляли собой лоббистские группы, созданные для противодействия аспектам урегулирования Договора. [ 90 ] [ 91 ]
В речи Орева в 2004 году Национальная партия впервые использовала термин «Соглашение об индустрии рассмотрения жалоб Вайтанги». Пресс-секретарь Национального управления по делам маори Джорджина те Хеухеу , которая была заместителем министра сэра Дугласа Грэма, была заменена на этом посту Джерри Браунли . Конкретная критика, которую члены Национальной партии высказали в адрес урегулирований, заключается в том, что они не обсуждаются достаточно быстро, что недостаточно внимания уделяется обеспечению того, чтобы истцы-переговорщики имели поддержку своего народа, [ 92 ] и что законодательство о поселениях придает ненадлежащее значение духовным верованиям маори. [ 93 ]
В 2005 году Партия маори и Партия зеленых раскритиковали урегулирования по Договору на том основании, что Корона имеет слишком много власти на переговорах, что соглашения, согласованные на уровне иви, игнорируют права хапу (кланов или подплемений) и что возмещение ущерба в результате урегулирования является слишком скупым. . [ 94 ]
Хотя некоторые разногласия сохраняются, стороны единогласно поддержали закон о создании поселений Те Ророа, филиала Те Арава и Центрального Северного острова, который был принят в сентябре 2008 года. [ 95 ]
Отсутствие учета пересекающихся интересов в претензиях на ранних этапах процесса является критикой, высказанной в 2019 году по поводу урегулирования Договора Паре Хаураки, критикой, высказанной Нгати Ваем и признанной министром переговоров по договору Эндрю Литтлом неудачей в этом процессе. [ 96 ]
Академик Линда Те Ахо (доцент юридического факультета Те Пиринга Университета Вайкато ) резюмирует критику процессов урегулирования Договора следующим образом:
«слишком перевес в пользу правительства», недостаточная компенсация потерь и то, что этот процесс противопоставляет «маори маори» . [ 97 ]
Исследование, проведенное учеными профессором Маргарет Муту и доктором Тиопирой Макдауэлл из Оклендского университета, показало, что целью урегулирования было погашение претензий, чтобы истцы не могли вернуть им земли государственных предприятий и земель Королевского леса посредством обязательных рекомендаций. [ 98 ] Они также опросили более 150 заявителей и участников переговоров и обнаружили, что:
этот процесс травмировал заявителей, разделил их общины и вернул в среднем менее одного процента украденных земель», при этом переговорщики и заявители сообщали, что «несмотря на то, что может говорить законодательство об урегулировании, урегулирования не являются полными, несправедливыми и не окончательными и что , как и все предыдущие поселения, они будут пересмотрены... Корона применяет тактику «разделяй и властвуй» и безжалостно преследует ее... Никаких переговоров, диктует Корона... Государственные служащие и министры часто вводят истцов в заблуждение и искажают факты, чтобы побудить истцов к переговорам, а затем добиться урегулирования... Участники переговоров часто сообщают, что над ними издеваются государственные служащие и агенты Короны, и многие сообщают, что пришли к соглашению под принуждением. В результате многие не принимают извинения Короны, поскольку они бессмысленны . [ 99 ]
Академик Карвин Джонс в своей докторской диссертации (опубликованной в 2016 году издательством UBC Press , Ванкувер) критикует процесс урегулирования по Договору Вайтанги как «подрывающий правовые традиции маори» и рассматривает это как «препятствование примирению законов маори с правовой системой Новой Зеландии». . [ 100 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с История Новой Зеландии онлайн. «Кратко о договоре» . NZHistory.govt.nz . Министерство культуры и наследия Новой Зеландии. Архивировано из оригинала 26 апреля 2021 года . Проверено 26 апреля 2021 г.
- ^ Брукфилд, FM (1999). Вайтанги и права коренных народов: революция, закон и легитимация . Судья Барагванат. Окленд, Новая Зеландия: Издательство Оклендского университета. ISBN 1-86940-184-0 . OCLC 43806568 . Архивировано из оригинала 5 февраля 2022 года . Проверено 6 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Хили, С.М.; Гюйгенс, Ингрид; Сеть Вайтанги (2015). Договор Вайтанги: Вопросы и ответы (Пятое (пересмотренное) изд.). Крайстчерч. ISBN 978-0-473-31471-2 . OCLC 905493105 . Рекорд WorldCat .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Смысл договора» . Трибунал Вайтанги. 2011. Архивировано из оригинала 8 июля 2016 года . Проверено 12 июля 2011 г.
- ^ Ньюман, Кейт (2010) [2010]. Библия и договор, Миссионеры среди маори – новый взгляд . Пингвин. ISBN 978-0143204084 . стр. 20-116
- ^ «Договор Вайтанги» . Трибунал Вайтанги . Архивировано из оригинала 6 июля 2016 года . Проверено 28 мая 2015 г.
- ^ Оранжевый 1987 , с. 260.
- ^ Ньюман, Кейт (2010) [2010]. Библия и договор, Миссионеры среди маори – новый взгляд . Пингвин. ISBN 978-0143204084 . стр. 159
- ^ Таонга, Министерство культуры и наследия Новой Зеландии. «Урегулирование по Договору – Процесс урегулирования по Договору Вайтанги» . Teara.govt.nz . Архивировано из оригинала 26 апреля 2021 года . Проверено 26 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Тау, Те Майре (1 марта 2017 г.). «Заявление Нгай Таху» . Те Ара — Энциклопедия Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия Новой Зеландии Министерство наследия . Проверено 5 февраля 2022 г.
- ^ «Дело Кемпа, 1848 год» . Совет Нгай Таху . Проверено 5 февраля 2022 г.
- ^ Информационный отдел Договора Вайтанги (2005 г.). «Начало двадцатого века» . Комиссия по государственным услугам. Архивировано из оригинала 8 сентября 2006 года . Проверено 15 августа 2006 г.
- ^ Управление по урегулированию договоров (2003 г.). «Сводка урегулирования Нгаа Рауру Киитахи» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 23 июля 2006 года . Проверено 15 августа 2006 г.
- ^ Кин, Бэзил (20 июня 2012 г.). «Движения протеста маори» . Путь: Энциклопедия Новой Зеландии . Архивировано из оригинала 14 августа 2017 года . Проверено 23 июля 2017 г.
- ^ Трибунал Вайтанги (ок. 1986 г.). «Отчет Трибунала Вайтанги по иску Те Рео маори» . Архивировано из оригинала 2 октября 2006 года . Проверено 15 августа 2006 г.
- ^ Смит, Линда Тухивай (2012). Методологии деколонизации: исследования и коренные народы (второе изд.). Лондон: Издательство Университета Отаго. ISBN 978-1-84813-953-4 . OCLC 861538625 .
- ^ «Исследования и архивы Нгати Ава - Те Рунанга о Нгати Ава» . Архивировано из оригинала 7 мая 2021 года . Проверено 7 мая 2021 г.
- ^ «Научные статьи» . Архивировано из оригинала 26 апреля 2018 года . Проверено 26 апреля 2018 г.
- ^ Крокер, Тереза (1 января 1970 г.). «История и процесс урегулирования Договора Вайтанги» . Журнал новозеландских исследований (18). дои : 10.26686/jnzs.v0i18.2184 . ISSN 2324-3740 .
- ^ Трибунал Вайтанги (2013 г.). Отчет о средствах Нгати Каху . Веллингтон, Новая Зеландия: Legislation Direct. ISBN 978-1-86956-304-2 . OCLC 838075156 .
- ^ Jump up to: а б с д и Финлейсон, Кристофер (2021). Хе Купу Тауранги: Договорные соглашения и будущее Аотеароа, Новая Зеландия . Джеймс Кристмас. Веллингтон, Новая Зеландия, Новая Зеландия. ISBN 978-1-77550-615-7 . OCLC 1238026659 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Управление по урегулированию договоров (1995 год). «Предложения Короны по урегулированию претензий по Договору Вайтанги» . Репортер по вопросам права коренных народов Австралии . Архивировано из оригинала 16 мая 2011 года . Проверено 15 августа 2006 г.
- ^ Гардинер, Вира (1996). Вернуться отправителю; что на самом деле произошло в финансовом конверте хуэй . Окленд : Рид. ISBN 0-7900-0460-7 .
- ^ Лин, Мэри (октябрь – ноябрь 1999 г.). «Заставить правительство извиниться» . Для разнообразия . Инициативы перемен. Архивировано из оригинала 28 февраля 2014 года . Проверено 15 августа 2006 г.
- ^ «Восток – Всем спасибо» . www.tearawhiti.govt.nz . Проверено 5 декабря 2022 г.
- ^ «О нас | Те Хаеата» . tehaeata.govt.nz . Проверено 5 декабря 2022 г.
- ^ Уолронд, Карл (2006). «Рыбная промышленность» . Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии . Архивировано из оригинала 19 августа 2007 года . Проверено 15 августа 2006 г.
- ^ Цифровой Маори. «Умер архитектор Sealords Deal» . TangataWhenua.com . Архивировано из оригинала 12 октября 2018 года . Проверено 10 апреля 2019 г.
- ^ Те Рунанга о Нгай Таху (2006). «Обзор истории претензий» . Архивировано из оригинала 10 августа 2006 года . Проверено 15 августа 2006 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Кристофер, Финлейсон (2021). Хе Купу Тауранги: Договорные соглашения и будущее Аотеароа, Новая Зеландия . Издательство Хуйя. ISBN 978-1-77550-615-7 . OCLC 1238026659 .
- ^ «Сделка Древлордов в 168 словах» . Новозеландский Вестник . 26 июня 2008 года . Проверено 3 июля 2008 г.
- ^ Управление по урегулированию договоров (25 июня 2008 г.). «Коллективный договор об урегулировании лесов Иви в центральной части Северного острова» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 17 октября 2008 года . Проверено 3 июля 2008 г.
- ^ Управление по урегулированию договоров (июнь 2008 г.). «Четырехмесячный отчет» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 18 октября 2008 года . Проверено 25 сентября 2008 г.
- ^ Клэр, Треветт (14 декабря 2018 г.). «Прощальный тур национального депутата Криса Финлейсона» . Новозеландский Вестник . ISSN 1170-0777 . Проверено 4 декабря 2022 г.
- ^ «Новозеландский справочник официальных географических названий» . 2008. Архивировано из оригинала 11 октября 2014 года . Проверено 4 февраля 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Исторические договорные соглашения» . Парламент Новой Зеландии . Проверено 5 февраля 2022 г.
- ^ «Закон об урегулировании Договора Вайтанги (рыболовные претензии) 1992 г. № 121 (по состоянию на 28 октября 2021 г.), Содержание публичного акта – Законодательство Новой Зеландии» . www.legislation.govt.nz . Архивировано из оригинала 4 февраля 2022 года . Проверено 5 февраля 2022 г.
- ^ «Закон о заповедниках и других землях 1993 года» . www.legal.govt.nz . Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
- ^ «Закон о заповедниках и других землях 1995 года» . www.legal.govt.nz . Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Закон об урегулировании претензий Вайкато Раупату (Публичный закон 58) (на языке маори и английском языке). Парламентская прокуратура. 1995. Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 19 февраля 2015 г.
- ^ «Закон об урегулировании претензий Нгай Таху 1998 года» . www.legal.govt.nz . Проверено 18 февраля 2015 г.
- ^ Закон об урегулировании претензий Нгаи Таху 1998 года (Публичный закон 97) (на языке маори и английском языке). Парламентская прокуратура. 1 октября 1998 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Закон об урегулировании претензий Нгаи Турангитукуа 1999 года (Публичный закон 118) (на языке маори и английском языке). Парламентская прокуратура. 14 октября 1999 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Закон об урегулировании претензий Пуакани 2000 года» . www.legal.govt.nz . Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Закон об урегулировании претензий Те Ури о Хау 2002 года» . www.legal.govt.nz . Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
- ^ «Закон об урегулировании претензий Нгати Руануи 2003 года» . www.legal.govt.nz . Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
- ^ «Закон об урегулировании претензий Нгати Тама 2003 года» . www.legal.govt.nz . Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Закон об урегулировании претензий Нгати Тухаретоа (Залив Изобилия) 2005 года» . www.legal.govt.nz . Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
- ^ «Закон об урегулировании претензий Нгати Ава 2005 года» . www.legal.govt.nz . Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
- ^ «Закон об урегулировании озер Те-Арава 2006 г.» . www.legal.govt.nz . Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
- ^ «Группа по стратегии озер Роторуа Те Арава» . Региональный совет залива Изобилия | Той Моана . Проверено 6 февраля 2022 г.
- ^ «Закон об урегулировании претензий Нгати Мутунга 2006 года» . www.legal.govt.nz . Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
- ^ «Закон об урегулировании претензий Те Ророа 2008 года» . www.legal.govt.nz . Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
- ^ «Закон об урегулировании претензий филиалов Те Арава Иви и Хапу 2008 года» . www.legal.govt.nz . Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
- ^ «Крупнейшая за всю историю договорная сделка «Повелителей Древ» приобретает силу закона» . Новозеландский Вестник . 25 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 22 мая 2011 г. . Проверено 25 сентября 2008 г.
- ^ «Закон о коллективном поселении лесных земель в центральной части Северного острова 2008 года» . www.legal.govt.nz . Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
- ^ «Блок Порт-Николсон (Taranaki Whānui ki Te Upoko o Te Ika) Закон об урегулировании претензий 2009 года» . www.legal.govt.nz . Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
- ^ «Закон об урегулировании претензий Вайкато-Тайнуи Раупату (река Вайкато) 2010 года» . www.legal.govt.nz . Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
- ^ «Закон об урегулировании претензий Нгати Апа (Северный остров) 2010 года» . www.legal.govt.nz . Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
- ^ «Уонгануи Иви (тюрьма Вангануи (Кайтоке) и северная часть леса Вангануи) Закон о расчетах по счетам 2011 года» . www.legal.govt.nz . Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с «Краткое содержание мирового акта Нгати Манава» . Правительство Новой Зеландии Правительство Новой Зеландии . 17 ноября 2020 г.
- ^ «Закон об урегулировании претензий Нгати Манава 2012 года» . www.legal.govt.nz . Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
- ^ «Закон об урегулировании претензий Нгати Уаре 2012 года» . www.legal.govt.nz . Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
- ^ «Закон об урегулировании претензий по Договору Нгати Пахаувера 2012 года» . www.legal.govt.nz . Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
- ^ «Закон об урегулировании претензий Нгати Пору 2012 года» . www.legal.govt.nz . Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
- ^ «Закон об урегулировании претензий Maraeroa A и B 2012 года» . www.legal.govt.nz . Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
- ^ «Закон об урегулировании претензий Нгати Макино 2012 года» . www.legal.govt.nz . Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
- ^ «Закон об урегулировании претензий Ронгоухакаата 2012 г.» . www.legal.govt.nz . Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
- ^ «Закон об урегулировании претензий Нгай Таманухири 2012 года» . www.legal.govt.nz . Архивировано из оригинала 19 февраля 2015 года . Проверено 18 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Найти мировое соглашение» . Правительство Новой Зеландии Правительство Новой Зеландии .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «Недавние договорные урегулирования» . Те Каванатанга или Аотеароа Правительство Новой Зеландии . Архивировано из оригинала 15 мая 2021 года . Проверено 2 мая 2021 г.
- ^ «Законопроект об урегулировании претензий Маниапото» . www.parliament.nz . 16 декабря 2021 г. Проверено 5 февраля 2022 г.
- ^ Литтл, Эндрю (25 ноября 2022 г.). «Нгати Мутунга о Варекаури и Корона подписывают принципиальное соглашение» . Beehive.govt.nz . Правительство Новой Зеландии . Архивировано из оригинала 26 ноября 2022 года . Проверено 2 декабря 2022 г.
- ^ Смит, Аннеке (25 ноября 2022 г.). «Острова Чатем подписывают мировое соглашение» . Радио Новой Зеландии . Архивировано из оригинала 28 ноября 2022 года . Проверено 2 декабря 2022 г.
- ^ «Те Папарахи о Те Раки (Северная Земля)» . Трибунал Вайтанги . 19 июня 2017 года. Архивировано из оригинала 23 января 2018 года . Проверено 20 августа 2017 г.
- ^ Пол Мун (2002) Путь к Договору Вайтанги
- ^ Jump up to: а б «Нгапухи «никогда не отказывался от суверенитета» » . Эпоха Нортленда . 18 ноября 2014 года. Архивировано из оригинала 16 февраля 2015 года . Проверено 16 февраля 2015 г.
- ^ Отчет о первом этапе расследования дела Те Папарахи о Те Раки , Трибунал Вайтанги (ноябрь 2014 г.), стр. 23 https://waitangitribunal.govt.nz/assets/WT-Part-1-Report-on-stage-1-of -Запрос-Северное плато.pdf
- ^ Jump up to: а б Саймон, Хемперек (2017). «Слон в комнате: неодиспут коренных народов об обществе поселенцев, аннулировании договора, «природных ресурсах» и нашем коллективном будущем в Новой Зеландии» . Кахароа . 9 (1). Архивировано из оригинала 9 октября 2018 года . Проверено 12 октября 2018 г.
- ^ Нгапухи говорит: независимый отчет о первоначальном расследовании Нгапухи Нуи Хэ Вакапутанги и Договора Вайтанги . Продюсер: Те Каварики и Network Waitangi Whangarei Inc. 2012.
- ^ Уильямс, Дэвид В. (1 декабря 2021 г.). «Справедливость и Тиканга: на пути к «мягкому правовому конституционализму». Обзор законодательства университетов Новой Зеландии . 29 (4): 649–674.
- ^ Дерби, Марк (20 июня 2012 г.). «Протест против фискального конверта, 1995» . Те Ара — Энциклопедия Новой Зеландии . Министерство культуры и наследия Новой Зеландии Те Манату Таонга . Проверено 5 декабря 2022 г.
- ^ Хилл, Ричард С. (2009). «Фискальный конверт и его последствия» . НЗЕТК . Проверено 5 декабря 2022 г.
- ^ «Понимание относительности» . Совет Нгай Таху . Проверено 5 декабря 2022 г.
- ^ Файерс, Энди (2 августа 2018 г.). «Сумма, выделяемая на поселения по Договору Вайтанги, ничтожна по сравнению с другими государственными расходами» . Вещи . Проверено 5 декабря 2022 г.
- ^ «Трибунал Вайтанги: краткое содержание» . Сеть Вайтанги Отаутахи . 10 марта 2020 г. Проверено 5 декабря 2022 г.
- ^ « Жертвы» и «проблема Веллингтона» ( Пресс-релиз). Новая Зеландия прежде всего. 7 марта 2002 г. Архивировано из оригинала 12 июля 2003 г. Проверено 15 августа 2006 г.
- ^ Партия АСТ (ок. 2005 г.). «АКТ по Договору Вайтанги и делам маори» . Архивировано из оригинала 18 мая 2006 года . Проверено 15 августа 2006 г.
- ^ Ньюман, Мюриэл (ок. 2005 г.). «Некогда радикальная политика ACT теперь определяет будущее Новой Зеландии» . Проверено 15 августа 2006 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б Хилл, Ричард С. (2012). «Проблемы договорного урегулирования» . Те Ара — Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 8 февраля 2022 г.
- ^ «One New Zealand Foundation Inc» . onenzfoundation.co.nz . Архивировано из оригинала 4 апреля 2019 года . Проверено 10 апреля 2019 г.
- ^ «Браунли с подозрением относится к срокам урегулирования» (пресс-релиз). Национальная партия. 5 сентября 2005 г. Архивировано из оригинала 13 ноября 2005 г. Проверено 15 августа 2006 г.
- ^ Мапп, Уэйн (1 марта 2005 г.). «Нгати Ава представил законопроект об урегулировании претензий в выступлении комитета» . Хансард . Проверено 15 августа 2006 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Берри, Рут; Стоукс, Джон (1 сентября 2005 г.). «Призыв к более масштабным соглашениям» . Новозеландский Вестник . Архивировано из оригинала 17 марта 2016 года . Проверено 15 августа 2006 г.
- ^ «Крупнейшая за всю историю договорная сделка «Повелителей Древ» приобретает силу закона» . Новозеландский Вестник . 25 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 22 мая 2011 г. . Проверено 19 ноября 2008 г.
- ^ «Критика урегулирования договора Хаураки Трибунала Вайтанги является шагом вперед - iwi» . РНЗ . 18 декабря 2019 года . Проверено 8 февраля 2022 г.
- ^ Те Ахо, Линда (2017). «Ложная щедрость договорных соглашений: инновации и искажения» . В Эруэти, Эндрю (ред.). Международные права коренных народов в Аотеароа, Новая Зеландия . Веллингтон, Новая Зеландия: Издательство Университета Виктории. стр. 99–117. ISBN 978-1776560486 .
- ^ Макдауэлл, Тиопира, Отклонение дамоклова меча: почему Корона решила урегулировать претензии маори по историческому договору? (2018) Австралийский журнал политики и истории 64:4
- ^ Муту, Маргарет, Процесс урегулирования претензий по Договору в Новой Зеландии и его влияние на землю маори (2019) 8:152 https://www.mdpi.com/2073-445X/8/10/152
- ^ Джонс, Карвин (2017). Новый договор, новая традиция: примирение Новой Зеландии и законов маори . Ванкувер: UBC Press. ISBN 9780774831697 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Грэм, Дуглас (1997). Уловка или договор? . Веллингтон : Институт управления и политических исследований Веллингтонского университета Виктории . ISBN 0-908935-24-2 .
- Оранжевый, Клаудия (2004). Иллюстрированная история договора Вайтанги . Веллингтон : Книги Бриджит Уильямс .
- Майкл Белгрейв; Мерата Кахару ; Дэвид Вернон Уильямс , ред. (2005). Возвращение к Вайтанги: перспективы Договора Вайтанги . Мельбурн : Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-558400-7 .
- Саймон, Хемперек (2017). Слон в комнате: неодиспут коренных народов об обществе поселенцев, аннулировании договора, «природных ресурсах» и нашем коллективном будущем в Аотеароа, Новая Зеландия, Те Кахароа . 9 (1), https://www.tekaharoa.com/index.php/tekaharoa/article/view/6/4
- Джанин Хейворд и Никола Р. Уин (ред.). Договор о поселениях Вайтанги. Веллингтон: Книги Бриджит Уильямс.
- Малкольм Малхолланд и Вероника Тавай (2017). Плачущие воды: Договор Вайтанги и конституционные изменения . Веллингтон: Хуя .
- Катарина Грей-Шарп и Вероника Тавай (2011). Всегда говоря: Договор Вайтанги и государственная политика. Веллингтон: Хуя .
- Джонс, Карвин (2017). Новый договор, новая традиция: примирение Новой Зеландии и законов маори. Ванкувер: UBC Press .
- Те Ахо, Линда (2017). «Ложная щедрость договорных соглашений: инновации и искажения» . В Эруэти, Эндрю (ред.). Международные права коренных народов в Аотеароа, Новая Зеландия . Веллингтон, Новая Зеландия: Издательство Университета Виктории. стр. 99–117. ISBN 978-1776560486 .
- Макдауэлл, Тиопира (2018). Уклонение от дамоклова меча: почему Корона решила урегулировать претензии маори по историческому договору? Австралийский журнал политики и истории, 2018, 64 (4), стр. 592–607. https://doi.org/10.1111/ajph.12517
- Муту, Маргарет (2019). Процесс урегулирования претензий по договору в Новой Зеландии и его влияние на маори. Участок 8(10), 152. https://www.mdpi.com/2073-445X/8/10/152.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ключевые заявления маори , New Zealand Herald