Гият Шах
Гият Шах | |
---|---|
![]() Обед Гият Шаха (из Ниматнама-и-Насируддин-Шахи) | |
пятый султан малва | |
Царствование | 1469–1500 |
Предшественник | Махмуд Шах I |
Преемник | Насир-уд-Дин Шах |
Гият Шах , также известный как Гияс-уд-Дин Шах или Гиясуддин , был султаном султаната малва в пятнадцатом веке. Сын своего предшественника Махмуд-шаха I , он правил с 1469 по 1500 год. До своего воцарения он был военачальником, во время своего правления он был известен своей религиозной преданностью и культурной жизнью. Во время его правления «Ниматнама-и-Насируддин-Шахи» был написан и проиллюстрирован . Его изгнанный сын Насир-уд-Дин Шах восстал и занял трон в октябре 1500 года. Гиясуддин был найден мертвым четыре месяца спустя и, как полагают, был отравлен своим сыном и преемником.
Биография
[ редактировать ]Старший сын Махмуда , Гият служил своему отцу в качестве военачальника. [1] Он стал шахом после смерти своего отца в 1469 году. [2] По словам Фиришты , вскоре после своего воцарения он устроил грандиозный пир, на котором объявил, что после тридцати четырех лет на поле боя он уступает свое военное правление сыну. [3] Он был также известен как Гияс-уд-Дин Шах и Гиясуддин. [4]

Затем Гиясуддин ушел в жизнь вдали от поля боя, построив дворец Джахаз Махала и создав двор, который стал местом культуры. Он также был известен как эксцентричный любитель искусства. Например, Ниматнама-и-Насируддин-Шахи (Книга наслаждений). [5] это кулинарная книга, выпущенная между 1495 и 1505 годами для султана и богато иллюстрированная в сочетании персидского и доисламского индийского стилей. Книга содержит пятьдесят изображений, в том числе султана, слуг, пейзажей и зданий, а также приготовления пищи. [6]
Он был глубоко религиозен. Он воздерживался от опьяняющих напитков и продуктов, запрещенных по религиозным соображениям. [7] По словам Фиришты, он дал указания своим слугам, что его всегда следует будить в час молитвы и что они, как известно, вытаскивают его из постели, пока он спит. [3] Он был последователем Мойнуддина Чишти и, как полагают, построил церемониальные ворота высотой 23 метра (75 футов) под названием Буланд Дарваза в Аджмер Шариф Дарга в честь ученого. [8]
Ближе к концу его жизни произошел конфликт между его старшим сыном Насир-уд-Дином Шахом , командовавшим армией, и младшим сыном Ала-уд-Дином. Насир-уд-Дин был изгнан из столицы Мандо в 1499 году, но в конечном итоге одержал победу, вернувшись во дворец 22 октября 1500 года. Затем Насир-уд-Дин казнил своего брата вместе с его детьми и остальными членами своей семьи и был казнен. официально коронован. Гиясуддин был найден мертвым четыре месяца спустя, и многие полагают, что он был отравлен своим сыном и преемником. [9]
Отношение к женщинам
[ редактировать ]При дворе Гиясуддина якобы находилось 12 000 женщин, включая музыкантов, танцовщиц и борцов. [10] Гият интересовался женским образованием и открыл медресе в Сарангпуре, чтобы обучать женщин своего двора. Для обучения королевских принцесс были наняты наставники, и более семидесяти женщин хорошо знали Коран. [11]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дэй, Упендра Натх (1965). Средневековые малва, Политическая и культурная история, 1401–1562 гг . Нью-Дели: Мунши Рам Манохар Лал.
- ^ Сингх, Нагендра Кр; Сингх, Нагендра Кумар (2000). Международная энциклопедия исламских династий . Нью-Дели: Публикации Anmol. ISBN 978-8126104031 .
- ^ Jump up to: а б Фиришта, Магомед Касим (1829). История подъема магометанской власти в Индии до 1612 года нашей эры, том IV . Перевод Бриггса, Джона . Лондон: Лонгман, Рис, Орм, Браун и Грин. стр. 236–239.
- ^ Шарма, Сантош Кумар (2005). Мед и его аюрведический подход . Джайпур: Схема публикации. п. 35. ISBN 978-8181820105 .
- ^ Далримпл, Уильям (январь 2017 г.). «Ароматы и чувственность» . 1843 год . Группа экономистов . Проверено 14 декабря 2016 г.
- ^ Авари, Бурджор (2013). Исламская цивилизация в Южной Азии: история мусульманской власти и присутствия на Индийском субконтиненте . Лондон: Рутледж. п. 96. ИСБН 978-0415580625 .
- ^ Гош, Суреш Чандра (2001). История образования в Индии . Дели: публикации по низкой цене. п. 81. ИСБН 978-8175361935 .
- ^ Куррим, Мумтаз; Мичелл, Джордж (2004). Даргахс, обители святых . Мумбаи: Публикации Марга. п. 59. ИСБН 978-8185026657 .
- ^ Аллан, Джон Эндрю; Додуэлл, Генри Герберт (1936). Кембриджская краткая история Индии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 307.
- ^ Гупта, Камала (2003). Женщины в индуистской социальной системе (1206-1707 гг. н.э.) . Нью-Дели: Публикации Inter India. п. 178. ИСБН 978-8121004145 .
- ^ Ифтихар, Рухсана (2016). Индийский феминизм: класс, пол и идентичность в средневековье . Ченнаи: Notion Press.