Jump to content

Татары в Болгарии

Татары в Болгарии
Болгарский : Татары в Болгарии
Языки
болгарский , турецкий , добруджанский татарский
Религия
ислам

Татары в Болгарии крымские татары , но есть и ногайские татары. [1] меньшинства в Болгарии.

После 1241 года, года самого раннего зарегистрированного татарского вторжения в Болгарию , Вторая Болгарская империя поддерживала постоянные политические контакты с татарами. В этот ранний период (13-14 века) «татар» было не этнонимом, а общим термином для армий преемников Чингисхана . [ нужна ссылка ] Первые татарские поселения в Болгарии можно датировать XIII — началом XIV веков, когда воинские части, преследуемые в результате династических распрей в Золотой Орде, перешли на сторону болгарских правителей (Павлов, 1997).

С конца 14 по конец 15 века несколько групп татар Османской по разным причинам поселились на территории Болгарии (тогда находившейся под властью империи). Поселенцы кочевники , вероятно, , со временем переняли оседлый образ жизни и на некоторых территориях сохранялись компактными сообществами более двух столетий. Записи показывают, что татары были склонны совершать набеги на деревни и сопротивляться власти, поэтому были расселены среди местного, столь же беспокойного, населения во Фракии . Татарам были поручены специальные посыльные и военные миссии, и они были включены в состав османской военной администрации. Этот факт, наряду с их малочисленностью, близостью «татарского» и местного османско-тюркского языка , а также общей религией, привел к окончательной утрате групповой татарской идентичности.

В отличие от ситуации во Фракии, этнический состав Добруджи свидетельствует о существовании большой татарской общины с 15 по 20 век. Османское завоевание Бессарабии создало условия для постоянной миграции татар из Северного Причерноморья в Добруджу в 1530-1540-х годах. [2]

В XVIII веке началось радикальное изменение этнического состава Северного Причерноморья в результате русских вторжений. Между 1783 годом, когда Крымское ханство было присоединено к Российской империи , и 1874 годом произошло несколько волн эмиграции из Крыма и Кубани , и значительное количество крымских татар поселилось на болгарских землях. Татары, живущие сегодня в Болгарии, произошли именно от тех переселенцев , которые сохранили свою идентичность.

Самая большая волна эмиграции произошла во время и после Крымской войны (1853–1856 гг.). Из примерно 230 000 татар, эмигрировавших с 1854 по 1862 год, около 60 000 поселились на территории Болгарии (Романский, 1917, с. 266). Большинство рассеялось в Северной Болгарии , особенно в Добрудже, на равнинах у реки Дунай и в районе г. Видин .

Массовое расселение татар на болгарских землях привело к установлению традиционных отношений между болгарами и татарами. В отличие от черкесской иммиграции, Болгарское общество национального возрождения не одобряло поселение татар.

Сами татары находились в состоянии этнопсихологического шока, но, по всей вероятности, благодаря своему кочевому прошлому сумели адаптироваться к «чужому миру». Болгарии (1862–1878) характеризовался экономической и экологической адаптацией к новым реалиям и консолидацией всех кыпчакоязычных Этот первый период новейшей истории татарской группы в беженцев .

Развитие татарской группы и ее идентичности после освобождения Болгарии в 1878 году определялось политическими факторами. С одной стороны, изменилась страна-организатор . Поселившись в Османской империи, татары, не изменившие своей этнической и экологической среды, вдруг оказались в другом политическом организме – Болгарии, государстве, сильно отличавшемся от своего предшественника. Это стало очередным этнопсихологическим шоком для татар и спровоцировало новую волну эмиграции. Даже тем, кто остался в Болгарии - около 18 000 человек, большинство из которых проживали в районах с турецким населением на северо-востоке Болгарии, - было трудно достичь баланса, и многие из них в конечном итоге эмигрировали в Турцию.

Вторым фактором этнических изменений стал зарождающийся крымскотатарский национальный «ренессанс» и дифференциация в конце 19 – начале 20 века. Примечательно, что национальная идея татар развивалась в то время, когда большинство из них находилось за пределами своей исторической родины. Поскольку у крымских татар национальная идея была незрелой, они были подвержены ассимиляции, которую в болгарских условиях осуществляло не национальное государство, а другой этнос — болгарские тюрки .

Специфика каждого периода истории татар в Болгарии объяснялась и другими факторами. В послеосвободительный период (1878-1912/1918) в татарской группе в целом не произошло серьезных изменений - не было масштабной эмиграции, продолжался процесс этнической консолидации.

В период от Нейиского договора до Крайовского договора (1919–1940) произошел ряд радикальных изменений. Южная Добруджа , где проживает две трети татарского населения Болгарии, была присоединена к Румынии. Татары оказались в государстве с большим татарским населением вокруг Медгидии , Мангалии и Кёстенца ( Констанцы ). С другой стороны, начало этого периода совпало с недолговечным созданием татарского национального государства в Крыму и созданием турецкого светского государства. Современный татарский национализм принял пантюркизм и обратился к Анкаре за поддержкой в ​​результате кемалистской пропаганды. В этот период произошла масштабная татарская эмиграция в Турцию и создание кружка вокруг журнала « Эмель » (1929-1930 в Добриче ), который использовал пантюркские лозунги как прикрытие для пропаганды турецкой политики. Возможно, это было началом политической тюркизации татар (Антонов, 1995).

Общие тенденции остались прежними и в последующий период (с 1940 по начало 1950-х годов), за исключением того, что Болгария вернула себе Южную Добруджу, татарское население которой сократилось вдвое.

В период коммунистический коллективизация и индустриализация разрушили и традиционный образ жизни татар. Естественная, но медленная ассимиляция в турецкой общине эндогамия была уже невозможна ввиду малочисленности татарского населения – была усилена модернизацией. Существовал и социально-экономический фактор — желание воспользоваться привилегиями, которые коммунистические власти предоставили турецкой общине.

Коммунистический режим проводил непоследовательную политику по отношению к татарам. Первоначально оно приняло отношение Москвы к крымским татарам, официально игнорируя их присутствие в Болгарии (последний раз они упоминались в переписи населения 1956 года, а затем появились вновь лишь в 1992 году).

Политбюро Болгарской коммунистической партии ЦК предложило принять меры против тюркизации цыган В 1962 году , татар и болгарских мусульман . Меры включали изучение этнического происхождения болгарских татар. Это свидетельствовало о новой политике: акцентировании этнокультурной специфики общины в стремлении подчеркнуть и восстановить различие (стертое в результате тюркизации ) между татарами и тюрками.

Реформы 1990-х годов привели к восстановлению исламских тюркских имен и созданию условий для нормальных контактов с родственниками в Турции, а также для самостоятельной культурно-просветительской деятельности. Наметились признаки возрождения татарской идентичности.

По данным последней переписи населения (декабрь 1992 г.) 4515 человек (2045 городских и 2470 сельских жителей (4)) идентифицированы как татары. Этноним играет главную роль в самоидентификации татар.

Нас называют татарами, но мы не знаем, когда мы пришли [в те земли] (5).

Крымские татары (Кырым Татарлари, Татарлар) на фоне впечатляющей популярности термина как этнонима в Евразии первыми приняли его в качестве этнонима после того, как Чингисхан истребил исконных татар.

В силу специфики крымскотатарского этногенеза в употреблении имеются и другие этнонимы; они теперь утратили свое конкретное этническое содержание и являются, скорее, воспоминанием, восприятием, уничижительным названием, дополнительным термином и очень редко групповым показателем: ногай , тат , казан , кипчак , лаз , казах . Они используются как модификатор общего этнонима, например, ногайские тарари. У информантов наиболее отчетливо воспринимаются ногайцы как отдельная группа особого типа людей (выдающиеся скулы и властный монгольский язык ), диалекта («истинно татарского»), образа жизни (коневодство) и даже характера. Фактически наиболее дифференцированной группой являются таты, информанты знают, кто они, и сами идентифицируют себя как таковые. Их различие основано на их диалекте. есть казанские татары Информаторы утверждают, что в Болгарии ; они «толще». О кипчаках они только слышали. Сообщается, что лазские татары говорят на языке, похожем на турецкий. Казахи воспринимаются как «племя», родственное «донским казахам» ( Казаки ), которое, однако, является мусульманским . Более прозаичная версия: «Казах» — это «прозвище»: «Казахом мы называем того, кто упрям, упрям».

Помимо этнического состава, татары делятся также на подгруппы, отличающиеся территориальным происхождением: Керислер (из Керчи ), Шонгарлар (из Чонгара ),

Орлулар (от Ор; рус. Перекоп ) Существует также подразделение татар, идентифицируемое личным именем — «Сора Татари», от имени племенного вождя и татарского эпического героя Чора-батыра (Ташева. 1975. С. 2–73). .

Термин «татарский чингенеси» (« татарский цыган ») относится к определенной группе татар-цыган в Северо-Восточной Болгарии, пришедших когда-то из Крыма. [3]

Что касается этнонима как маркера этнической принадлежности, то у татар наблюдаются следы внутренней этнической дифференциации в рамках - и в то же время в противовес их коллективной идентичности.

Турки и болгары стали использовать популярный термин «татар» как стереотип (6), а не как этноним . Показательно в этом отношении влияние фольклора, а затем и исторических текстов. В болгарском фольклоре «татары» являются символом странного и неизведанного и имеют уничижительный оттенок (Антонов.1995). В отличие от тех, кто не знает татар в реальной жизни, те, кто знает, относятся к ним положительно. Негативное отношение связано с этнонимом татар, а не с другими маркерами их групповой идентичности.

Происхождение

[ редактировать ]

Крымскотатарский этнос зародился на территории Крымского полуострова и внутренних степей в XIV-XV веках. Основными этническими компонентами, последовательно включенными в новый этнос, были древнее коренное население (например, протобулгары Бат-Баяна), куманы и, наконец, кипчакизированные монгольские роды. Благодаря работорговле и военным походам по захвату рабов, экономической опоры Крымского ханства - в татарский генотип внесли свой вклад и другие этносы.

Татары в Болгарии сформировались как группа, имеющая общую идентичность в результате этнической консолидации переселенцев: собственно крымские татары, ногайцы. Карачаевцы и отдельная группа татов. Их консолидация основывалась на близких языках, общей судьбе и политической идее принадлежности к бывшему Крымскому ханству и соответствующим этносоциальным образованиям.

Своё общее происхождение татары связывают с идеей Родины: «мы все из Крыма», «Крым – родина наших предков», а также со знанием его истории и судьбы своего народа.

Татары подчеркивают свой специфический антропологический тип. Они считают его основным маркером татарской идентичности, уступающим только языку. Например, татары из Голямо-Враново говорят, что татары из Ветово «настоящие татары» не только потому, что их язык «чище», но и потому, что у них «головы больше и глаза-щелечки. Татары отличаются от других еще и тем, что большинство они «черноглазые», с «широким, плоским лицом». Их соседи также считают специфическую внешность главной отличительной чертой татар. Говорят о «татарском лице».

Крымскотатарский — кипчакский язык из западнотюркской языковой группы , который, однако, подвергся сильному влиянию огузов через османский тюркский язык . Татары в Болгарии говорят на различных местных диалектах, сложившихся в чужой языковой среде. Этот процесс очень сложен и продолжается до сих пор. С одной стороны, идиолекты носителей основных диалектов видоизменяются и имеют тенденцию к стандартизации: в том или ином населенном пункте преобладает тот или иной диалект, но он находится под сильным влиянием других диалектов (Боев, 1971, с. 81).

Наряду со стандартизацией кыпчакских говоров беженцев происходил и процесс огузации. Этот процесс можно проследить до эмиграционной огузской традиции в литературном крымскотатарском языке (Боев, 1971, с. 94). После того как татары поселились на болгарских землях, влияние османского турецкого языка на просторечие усилилось. Татарский язык находился в невыгодном положении; официальным языком был османский турецкий язык, литературный вариант которого не возник (Боев, 1964, с. 81–2).

После Освобождения процесс активизировался вплоть до языковой ассимиляции, главным образом потому, что татары и турки общались на турецком языке , а позднее и потому, что большинство детей направлялось в турецкие, а не татарские школы (Боев, 1964, с. 2 Боев, 1971, с. . 109). В 1910 году 546 татар из Южной Добруджи назвали турецкий язык своим родным.

Выбор турецкого языка в последние несколько лет во многом определялся и тем, что татары не имеют доступа к крымскотатарской литературе и не читают доступные турецкие книги. Бум турецкого спутникового телевидения затронул и татарский язык. Для значительной части татарской общины. Татарский остается средством общения только среди пожилых людей. Дети понимают, но не говорят на языке.

Татары начали изучать болгарский язык еще до Освобождения (Каниц, 1932. С. 141). Когда Южная Добруджа находилась под властью Румынии, татары ходили в румынские школы и, согласно болгарским источникам, очень быстро выучили румынский язык. На болгарском языке мужчины говорили в социальных контактах и ​​на работе. Сегодня даже самые пожилые татарки понимают болгарский язык. Татары в современной Болгарии трехъязычны, но существует сильная тенденция к замене татарского языка турецким.

Татары считают татарский язык отличительной особенностью своей коллективной идентичности и этнической дифференциации от других: «Мы не говорим ни на чистом турецком, ни на [чистом] болгарском языке - мы татары». Основным маркером татарлика «татарская национальность» является татарский язык. Это также иллюстрирует татарская пословица.

Татарин, который не говорит по-татарски с татарами, не достоин молока своей матери (7).

Татары квалифицируют утрату татарского языка как утрату этнической принадлежности: «Там, где татары были меньшинством, они ассимилировались. Молодые больше не говорят по-татарски, однако в прошлом некоторые турчанки, вышедшие замуж за татар, со временем забывали турецкий язык». "; «Татары теперь смешались… Язык тоже смешался»; «Мы перемешались. Говорим почти по-турецки [только]. Татар мало осталось».

Информанты утверждают, что смешанные браки приводят к этнической ассимиляции, поскольку это самый простой способ потерять татарский язык. Тем не менее, есть люди татарского происхождения, которые не говорят и не понимают татарский язык, но обладают самосознанием «истинных татар» - вероятно, в сочетании с приоритетным турецким самосознанием. Существует интересная форма сохранения лексического запаса татарских диалектов и демонстрации татарской национальности: при встрече татары из разных населенных пунктов «проверяют» друг друга на типичные татарские слова. Болгары или турки, говорящие по-татарски, также проверяют татар и объявляют себя более истинными татарами, если последние не могут дать правильный ответ. Это указывает на то, что нетатары также рассматривают язык как важный этнический маркер татарской общности.

Татары . сунниты мусульмане - Для них религия является важным, но не основным этническим маркером, поскольку она идентична религии турок. Ислам рассматривается как основа сообщества всех мусульман. Информанты из татарской, как и из других групп, склонны рассматривать религию в целом как консолидирующий фактор: "Татары, турки, болгары - все - дети Божии".

Татары считают себя хорошими мусульманами. Более образованные и молодые татары считают турок фанатиками, а себя умеренными, что, по их мнению, является преимуществом. Респонденты различают две общины по исламской сегрегации женщин у тюрков и отсутствию такой дискриминации среди татар, а также по отношению к христианам и алевитам . Татары толерантны к алевитам ( шиитам ), а турки (сунниты) - нет.

Остальные общины также не рассматривают религию как главную отличительную черту татарской идентичности, а скорее как нечто, что связывает татар с тюрками: «(они) мусульмане, как и турки». Татарская мусульманская община (где она достаточно многочисленна) имеет свои собственные институциональные и ритуальные практики, независимые от тюрков. Татары отмечают религиозные праздники в своем эзотерическом кружке и поклоняются Богу в собственных мечетях. Татары строили свои мечети даже сразу после того, как поселились на территории Болгарии, и этот институт сохранился в населенных пунктах с более крупными татарскими общинами. « Татарская мечеть » (например, в Ветово) — естественный центр не только религиозной, но и общественно-политической жизни, место социальных контактов и внутренней демонстрации этнической принадлежности. На стенах обычно висят карта Крыма, татарский национальный флаг и фотографии выдающихся татар; есть и книги.

Средства к существованию

[ редактировать ]

Особый статус первых татар-поселенцев в Османской империи привел к возникновению профессионального сообщества, именуемого «татарами» — посланниками и проводниками чужеземцев, — которое со временем отделилось от татарской этнической принадлежности. Это классический случай принятия этнонима в качестве названия профессии.

Современные татары не выделяются среди других общин по роду занятий, но в их самосознании сохранились воспоминания о традиционном образе жизни: «Татары были конезаводчиками, производили наездников»; «Они любили лошадей, украшали их кистями».

В конце 19 - начале 20 века традиционным занятием татар в деревне было земледелие, а в городах - мелкая торговля и различные ремесла: гужевое, свечное, скорняжное, мясное, кофейное, луковое производство, парикмахерское дело. .

Согласно болгарским источникам, татарские возчики славились своим мастерством. Некоторые турецкие возчики даже утверждали, что они татары. Этот стереотип недавнего прошлого, несомненно, повлиял на современное отношение к татарам.

Информанты говорят, что «старым флагом татар был хвощ». Современный представляет собой золотой знак Гира на сине-зеленом фоне. Его иногда можно увидеть на значках и вымпелах. У татарских вождей есть лента с «Государственный гимн» тоже.

Роль символов стали играть ставшие «традиционными» татарские праздники. С 1990 по 1996 годы такие фестивали проводились в Оногуре (район Добрич), Черковне (район Силистра), Ветово (район Русе). Капиново , Йовково и Топола (район Добрич). Было три наших фольклорных ансамбля из Северной Добруджи, которые были идентифицированы как «татарские», но большая часть их выступлений была на турецком языке. Фестивали рассматриваются как особая демонстрация и символ татарской идентичности. Часто читают стихотворение «Я татарин», которое каждый молодой татарин знает наизусть.

Традиционная культура

[ редактировать ]

Исконная татарская культурная традиция была утрачена в ходе модернизации, но элементы исламской традиции сохранились. Татары знают и помнят, но не исповедуют свою традиционную культуру. Информанты помнят типичные татарские элементы в оформлении домов и костюмов (татарские женщины не носили чадру), от которых, однако, отказались в процессе модернизации.

Сегодня татары называют традиционную еду маркером своей идентичности: «Турки тоже переняли татарскую еду, но они не умеют ее готовить и не любят ее»; или пословица «Право татарина – мясо и ракия». Татарские легенды также связывают этническую принадлежность с едой. Вот как история объясняет гибель целых татарских деревень после заселения: «Они болели, потому что не были привычны к еде. Они привыкли к мясу, а турки ели только тархану (сушеное молотое тесто) – татары могут без мяса не обойтись». Существуют особые обычаи приготовления определенных блюд, которые поэтому считаются традиционными татарскими блюдами.

Большинство информантов считают, что татарские праздники и обычаи самобытны. Меньшая часть не думает, что они сильно отличаются от турецких, поскольку оба мусульмане. Процесс вымирания традиционной культуры усилился: «Мы пришли сюда давно, и мы не только чистые татарские семьи - так что татарские обычаи отошли на второй план и, таким образом, со временем забываются.

Информанты называют следующие уникальные татарские праздники: Наврез — татарский первый день весны, а в прошлом — Новый год; Тепрес — татарский Софийский день, а в некоторых деревнях — Юрьев день; и Кыдирлез , татарский Георгиев день. В других обрядах они всегда упоминают татарские элементы, отмечая, например, что «у турков этого нет».

Современные татары мало знают о своей истории с точки зрения событий, дат, конкретных фигур и явлений. Никакого особого исторического образования у них не было. Татарская община не имеет собственных учебных заведений. Самыми ранними признаками татарского присутствия в истории считаются восстание Ивайло и фигура Чаки: «Был болгарский царь, который был татарином – Чака; вот что я им говорил, но они не будут Поверьте мне". Имя этого «болгарского царя» также упоминается как Чакатай и Исай.

Этот пример иллюстрирует осознание татарами исторического вклада своего этноса. Один информант возводит это в ранг татарского универсализма: «Татары есть везде. Турки тоже татары. В Китае тоже есть [татары] [...] Знаете, кто придумал брюки? Татары». Такие случаи редки. Для большинства татар знаковым событием в их истории является эмиграция из Крыма. Они рассказывают о причинах эмиграции (войны, династические распри), поисках подходящих мест для поселения (они должны были быть плодородными, похожими на Крым), проблемах адаптации (другие враждебные люди, чужие деревья, другие времена года). . Важную роль в сохранении татарской национальности также играют воспоминания об эмиграции в Турцию и выступления татарских фольклорных ансамблей.

Так сформировались основные ориентиры татарской этнической истории. Знание истории является элементом общих знаний татарской интеллектуальной элиты, тогда как простые люди имеют лишь смутное представление о своем прошлом.

Система ценностей

[ редактировать ]

Этот маркер напрямую связан с понятием этнического характера или менталитета. У татар есть четкое представление о чертах характера, которые, по их мнению, присущи их идентичности: «Между турками и татарами есть разница. Большая разница. Наши люди – мужчины, женщины – соберутся, сядут, а здесь мужчины сядут отдельно от женщин... А наши татары очень гостеприимны, это в них, если застрянешь в деревне, то тебе никогда не придется ночевать на улице [...] Нас не волнует, болгарин кто-то или турок - нет, мы демократия, говорю вам». «Татары всегда помогут друг другу. Например, родственники, друзья, соседи объединят усилия [...] В строительстве дома помогают все – и мужчины, и женщины. Женщины-тюрки не выходят на улицу совсем". «Татарин хитер и умен, он не поддается шантажу и манипуляциям. Он строит сети [...] Когда встречаются два татарина, они становятся своего рода семьей». «Татары скоро помирятся после ссоры. Когда турки ссорятся, они годами не разговаривают друг с другом».

Эти высказывания информантов передают общее представление о «татарском характере». Основные черты характера связаны с толерантностью в отношениях между людьми, полами и этническими общностями, умом, гостеприимством, взаимопомощью. Типичными татарами также считаются следующие положительные черты: быстрое принятие новых разработок; трудолюбие; умеренность; упорство; дружелюбие; терпение; храбрость.

Система ценностей сообщества основана не только на акцентировании положительных, но и на допущении отрицательных черт характера. Татары иногда говорят, что они непостоянны. Татары не держат своего слова, легко увлекаются и дают большие обещания, которые не выполняют: «Я нарушил слово». Кроме того, по-татарски майбас - буквально "сальная голова", т.е. упрямый. «Менменлик» — еще одно дурное качество» — демонстративный индивидуализм, принимающий форму самовосхваления. Более критически настроенные также говорят, что татары склонны быть мстительными, злыми и скупыми.

Процитированные высказывания показывают, что татары как этнос способны к самонаблюдению и самоанализу. Их самовосприятие стереотипно, но не однобоко. Автопортрет группы определяет отличие от других, собственную систему ценностей и эмоциональную связь личности с сообществом.

Специфика булгарского отношения к татарской идентичности наиболее ярко проявляется в сравнении с турками. О татарах всегда говорят, что они выше: они лучше образованы, умнее, опытнее и гостеприимнее, больше работают. Напротив, турки склонны считать татар плохими и агрессивными. В целом болгарское общество почти ничего не знает о татарах. Однако те, кто это делает, ценят татарскую специфику и самобытность по достоинству. Основная причина, по которой широкая общественность не знакома с татарами, заключается в том, что последние на протяжении многих лет сознательно и естественно тяготели к турецкой общине. Не имея высокой культуры и институтов, поддерживающих татарскую идентичность, татарская этническая общность воспроизводилась в традиционной среде.

В 1993 году было создано культурно-просветительское объединение татар Болгарии « Асабай» («Родство»), базирующееся в Силистре и возглавляемое Зией Исмаилом . В 1996 году Исмаила сменил Алкин Хасан , а штаб-квартира переехала в Добрич. На сегодняшний день ассоциация не реализовала каких-либо значительных проектов и остается лишь символом татарского присутствия в общественной жизни Болгарии.

Татары воспринимаются как часть болгарского общества. Крым они считают своей «прародиной», а Болгарию – своей родиной.

Несмотря на демографический кризис и вполне реальную угрозу постепенного и естественного вымирания татарской общины, последние шесть-семь лет стали свидетелями своего рода возрождения татарской идентичности. Это возрождение могло бы способствовать выживанию татарской этнической группы в Болгарии.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «К какой расе относятся ногайцы? Ногайцы, ногайцы и ногайцы» .
  2. ^ https://www.researchgate.net/publication/232902191_Turks_and_Tatars_in_Bulgaria_and_the_Balkans .
  3. ^ https://ORAL-HISTORY-OF-TATAR-ROMA-OF-BULGARIA-e-paper/en.

Источники

[ редактировать ]
  • АНТОНОВ, Стоян - "Татар против Болгарии", Добрич
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5a2c103ede6aba3448bddee10f8eff34__1720138740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5a/34/5a2c103ede6aba3448bddee10f8eff34.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tatars in Bulgaria - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)