Jump to content

Алевизм

(Перенаправлено с алевитов )
Алевизм
Алевизм
Писание Коран , Нахдж аль-Балага , Макалат и Буйрукс
Лидер Деде
Учение [9]
Теология Хакк – Мухаммад – Али
Область Турция
Язык Турецкий , азербайджанский , курдский и зазаки [10]
Литургия Джем , Сама
Штаб-квартира Комплекс Хаджи Бекташ Вели , Невшехир , Турция
Основатель Хаджи Бекташ Вели
Источник 13 век
Сулукакарахойюк
Комплекс Гаджи Бекташ Вели

Алевизм ( / æ ˈ l ɛ v ɪ z ə m / ; турецкий : Alevilik ; курдский : Alevîtî ; [11] Азербайджанский : Алавизм [ нужна ссылка ] ) является иноверцем [12] и синкретический [13] Исламская традиция, приверженцы которой следуют мистическому исламскому учению Хаджи Бекташа Вели , который предположительно преподавал учение Двенадцати Имамов , при этом вбирая в себя некоторые традиции тенгрианства . [14] В отличие от суннитского ислама и -усули- шиитского ислама двунадесятника , алевиты не имеют обязательных религиозных догм , и учения передаются духовным лидером , как и суфийские ордена . [15] Они признают шесть догматов ислама , но могут расходиться в их интерпретации. [10]

Первоначально один из многих суфийских подходов в суннитском исламе; к 16 веку орден принял некоторые принципы шиитского ислама, в том числе почитание Али и двенадцати имамов, а также различные синкретические верования. Политическое значение алевиты приобрели в 15 веке, когда орден господствовал над янычарами . [16]

Термин «Алеви-бекташи» в настоящее время является широко и часто используемым выражением в религиозном дискурсе Турции как обобщающий термин для двух религиозных групп — алевизма и бекташизма . [17] Приверженцы алевизма проживают в основном в Турции, и, по оценкам, процент алевитов среди населения Турции составляет от 4% до 25%. [10] [18] [19]

Убеждения

[ редактировать ]

По мнению ученого Сонера Чагаптая , алевизм - это «относительно неструктурированная интерпретация ислама». [20] Журналист Патрик Кингсли утверждает, что для некоторых самопровозглашенных алеви их религия является «просто культурной самобытностью , а не формой поклонения». [12]

Верования алевитов среди турецких алевитов и курдских алевитов расходятся, поскольку курдские алевиты уделяют больше внимания Пиру Султану Абдалу , чем Хаджи Бекташу Вели, а курдский алевизм больше основан на почитании природы . [21] [22]

В космологии алевитов Бога также называют Аль-Хакк (Истина). [23] или упоминается как Аллах . Бог создал жизнь, чтобы сотворенный мир мог отражать Его Существо. [24] Алевиты верят в единство Аллаха, Мухаммеда и Али , но это не троица, состоящая из Бога и исторических личностей Мухаммеда и Али. Скорее, Мухаммад и Али являются представителями света Аллаха (а не самого Аллаха), не будучи ни независимыми от Бога, ни отдельными Его характеристиками. [23]

В сочинениях алевитов много упоминаний о единстве Мухаммеда и Али , например:

Изображение меча Али Зульфикара . на османском гербе

Али Мухаммеддир ух дур фахад, Мухаммед Али («Али есть Мухаммед, Мухаммед есть Али»)Гордум бир эльмад ир, эль- Хамд у'ли Ллах . («Я видел яблоко, вся хвала Богу») [25]

Духи и загробная жизнь

[ редактировать ]

Алевиты верят в бессмертие души, [23] буквальное существование сверхъестественных существ, включая хороших ангелов ( мелеклер ) и плохих ангелов ( шейтанлар ), [26] плохие как побудители злых желаний человека ( нэфс ) и джиннов ( чинлер ), а также сглаза . [27]

Ангелы фигурируют в космогонии алевитов. Хотя среди алевитов не существует четкого повествования о творении, общепринято считать, что Бог создал пять архангелов, которые были приглашены в палату Бога. Внутри они нашли свет, символизирующий свет Мухаммеда и Али. Пересказ коранической истории: один из архангелов отказался поклониться свету, аргументируя это тем, что свет — это сотворенное тело, такое же, как и он, и поэтому неподходящее для поклонения. Он остается на службе Богу, но отвергает последнее испытание и возвращается во тьму. Из этого изначального упадка возникла вражда дьявола к Адаму. (Архангелы состоят из тех же четырех архангелов, что и в ортодоксальном исламе. Пятый архангел, а именно Азазил , впал в немилость и поэтому не включен в число канонических архангелов, кроме этой истории). [28]

Другая история рассказывает об архангеле Гаврииле ( Джебраиле ), которого Бог спрашивает, кто они. Габриэль отвечает: «Я — это я, а ты — это ты». Габриэля наказывают за высокомерный ответ и отсылают, пока Али не раскрывает ему секрет. Когда Бог снова спрашивает его, он отвечает: «Ты творец, а я твое творение». После этого Габриэля приняли и представили Мухаммеду и Али. [28]

Священные Писания и пророки

[ редактировать ]

Алевиты признают четыре богооткровенных писания, также признанных в исламе: Таурат (Тора), Забур (Псалмы), Инджиль (Евангелие) и Коран . [29] Кроме того, алевиты не против того, чтобы обращаться к другим религиозным книгам, помимо четырех основных, в качестве источников своих убеждений, включая хадисы, Нахджуль Балага и Буйрукс. Алевизм также признает исламского пророка Мухаммеда. В отличие от подавляющего большинства мусульман, алевиты сегодня не считают интерпретации Корана обязательными или непогрешимыми, поскольку истинный смысл Корана рассматривается Али как тайна и должен преподаваться учителем, который передает учение Али ( Буйрук ) своему ученику. [30]

Двенадцать Имамов

[ редактировать ]

Двенадцать имамов являются частью еще одной распространенной веры алевитов. Каждый Имам представляет отдельный аспект мира. Они реализуются в виде двенадцати служб или «Он Ики Хизмет» , которые совершаются членами общины алевитов. Считается, что каждый имам является отражением Али ибн Абу Талиба , первого имама шиитов, и есть упоминания о «Первом Али» (Биринчи Али) , Имаме Хасане «Втором Али» (İkinci Ali). и так далее до «Двенадцатого Али» (Оникинчи Али) , имама Мехди . Двенадцатый Имам скрыт и представляет Мессианский век .

Множество

[ редактировать ]

Множественность в природе объясняется бесконечной потенциальной энергией Кулли Нафса, когда она принимает телесную форму, когда нисходит в бытие от Аллаха. Во время церемонии Джема кантор или ашик поет:

«Все мы, живые или мертвые, произошли от одного, это невыразимо, султан.
Ибо любить и влюбляться было моей судьбой с незапамятных времен».

Это поется как напоминание о том, что причиной творения является любовь, чтобы последователи могли познать себя и друг друга и любить то, что они знают.

Вероучение и юриспруденция

[ редактировать ]
Могила Ахи ​​Эврена ; основатель и лидер Братства Ахи , которое превратилось в Бейлик . позже [31]

Источники расходятся во мнениях относительно того, насколько важна формальная доктрина среди современных алевитов. По словам ученого Рассела Пауэлла, в обществе алевитов существует традиция неформальных судов «Деде», но что касается исламской юриспруденции или фикха , в ней «мало изучено влияние алевитов». [32] Алевизм имеет уникальную систему верований, восходящую к кайсанитам и хуррамитам . [33]

Практики

[ редактировать ]

Обычно считается, что духовный путь алеви ( йол ) проходит через четыре основных жизненных этапа или «врата».Их можно дополнительно разделить на « четыре врата , сорок уровней» ( Dört Kapı Kırk Makam ). Первые ворота (религиозный закон) считаются элементарными (и это может быть воспринято как тонкая критика других мусульманских традиций).

Ниже приведены серьезные преступления, за которые алеви объявляются душкуном (избегают): [34]

  • убийство человека
  • прелюбодеяние
  • развод с женой без уважительной причины
  • воровство
  • клевета/сплетни

Большая часть деятельности алевитов происходит в контексте вторых ворот (духовного братства) , во время которых человек подчиняется живому духовному наставнику ( деде , пир , муршид ) . Существование третьих и четвертых врат в основном является теоретическим, хотя некоторые старые алевиты, по-видимому, получили посвящение в третьи. [35]

Ракия , фруктовый бренди , используется Орденом Бекташи как священный элемент . [36] и церемонии Алеви Джем , где он не считается алкогольным и называется «дем». [37]

Деде (буквально означает «дедушка») — это традиционный лидер, который, как утверждается, происходит из рода Мухаммеда, который совершает ритуальные крещения новорожденных, исполняет обязанности на похоронах и организует еженедельные собрания в кемевисе. [38]

Джем и Джемеви

[ редактировать ]
Подключение

Религиозная, культурная и другая общественная деятельность алевитов проводится в домах собраний ( Джемеви ). Прототипом церемонии является ночное восхождение Мухаммеда на небеса , где он увидел собрание сорока святых ( Кырклар Меклиси ), и Божественную Реальность, проявленную в их лидере Али.

Церемония Джема включает музыку, пение и танцы ( Самах ), в которых участвуют как женщины, так и мужчины. Ритуалы проводятся на турецком , зазаки , курманджи и других местных языках.

Подключение

Во время Джема Ашик церемонии играет на Багламе и поет духовные песни, некоторым из которых уже много веков, и они хорошо известны среди алевитов. Каждая песня, называемая « Нефес», имеет духовное значение и призвана преподать участникам важные уроки.

Сама

Семейство ритуальных танцев, характеризующихся поворотами и кружениями, является неотъемлемой частью любого танца . Самах совершается мужчинами и женщинами вместе под аккомпанемент Багламы . Танцы символизируют (например) вращение планет вокруг Солнца (мужчина и женщина вращаются по кругу), а также отстранение от себя и соединение с Богом.

Манеры Джема

Обряд интеграции (görgü cemi) — это сложное ритуальное мероприятие, в ходе которого различные задачи поручаются участникам, связанным внесемейным братством ( müsahiplik ), которые инсценируют единство и интеграцию под руководством духовного лидера ( деде ). .

Дем

Любовь творца к созданному и наоборот символизируется в церемонии Джем использованием фруктового сока и/или красного вина. [ нужна ссылка ] [Дем], который представляет опьянение влюбленного в любимом. Во время церемонии Дем является одной из двенадцати обязанностей участников. (см. выше)

Чат

По завершении церемонии сем Деде , ведущий церемонию, вовлекает участников в дискуссию ( чат ), эта дискуссия называется сохбет .

Двенадцать услуг

[ редактировать ]

Двенадцать служб ( турецкий : On İki hizmet ) совершаются двенадцатью министрами кема.

  1. Деде: Это лидер Джема, который представляет Мухаммеда и Али. Деде получает признание от участников в начале церемонии. Он также ведет похороны, Мусахиплик, церемонии бракосочетания и обрезания. Статус Деде передается по наследству и он должен быть потомком Али и Фатимы.
  2. Ребер: Эта позиция представляет Хусейна . Ребер является путеводителем для верующих и тесно сотрудничает с общиной Деде.
  3. Гезджю: Эта должность представляет Абу Зарра аль-Гифари . Он/она является помощником Ребера. Он/она является хранителем Джема, ответственным за сохранение спокойствия верующих.
  4. Черагджи: Эта позиция представляет Джабира ибн Абдаллаха , и он / она является хранителем света, ответственным за поддержание света, традиционно даваемого лампой или свечами.
  5. Закир: Эта должность представляет Билала ибн аль-Хариса . Он/она играет на багламе , читает песни и молитвы.
  6. Сюпюргечи: Эта позиция представляет перса Салмана . Он/она отвечает за уборку зала Джемеви и символическую подметку ковров во время Джема.
  7. Мейданджи: Эта позиция представляет Хузайфу ибн аль-Ямана .
  8. Ниязчи: эта должность представляет Мухаммада ибн Масламу . Он/она несет ответственность за раздачу священной трапезы.
  9. Ибрикчи: эта должность представляет Камбера. Он/она несет ответственность за мытье рук присутствующих.
  10. Капыджи: эта должность представляет Гулама Кайсана. Он/она отвечает за призыв верующих в Джем.
  11. Пейикчи: на этой должности представляет Амри Айяри.
  12. Сакаджи: представляет Аммара ибн Ясира . Отвечает за раздачу воды, шербета (шарбата) , молока и т. д.

Фестивали

[ редактировать ]
10 Мухаррема День Ашуры : Хусейн бин Али был убит в Кербеле . Траур Мухаррама и воспоминание об этом событии Джафари , Алевитами и Бекташи вместе в Османской империи . Художник Фаусто Зонаро .

В этот день алевиты отмечают и отмечают рождение Али, его свадьбу с Фатимой, спасение Юсуфа из колодца и сотворение мира. Проводятся различные церемонии и специальные программы.

Траур по Мухарраму

[ редактировать ]

Мусульманский месяц Мухаррам начинается через 20 дней после Курбан - Байрамы . Алевиты соблюдают пост в течение первых двенадцати дней, известный как Траур Мухаррама ( турецкий : Мухаррем Матеми , Яс-и Мухаррем или Матем Оруку ; курдский : Роджия Шине или Роджия Михерреме ). Кульминацией этого является фестиваль Ашура ( Ашуре ), посвященный мученической смерти Хусейна в Кербеле . Пост прерывается специальным блюдом (также называемым ашуре ), приготовленным из различных (часто двенадцати) фруктов, орехов и зерен. С этим праздником связано множество событий, в том числе спасение сына Хусейна Али ибн Хусейна от резни в Кербеле, что позволило продолжить родословную семьи Мухаммеда.

Хыдыреллез

[ редактировать ]
Персидская миниатюра с изображением Илии и аль-Хидра ( миниатюрная версия «Историй пророков» ).

Хыдыреллез чтит загадочную фигуру Хидра ( турецкий : Хызыр ), которого иногда отождествляют с Илией ( Ильясом ), и, как говорят, он пил воду жизни. Некоторые считают, что Хидр приходит на помощь терпящим бедствие на суше, а Илия помогает тем, кто находится на море; и что они встречаются у розового дерева вечером каждого 6 мая. Фестиваль также отмечается в некоторых частях Балкан под названием «Эрделез», где он приходится на тот же день, что и День Георгия весной или День Святого Георгия .

Хидр также удостоен трехдневного поста в середине февраля под названием Хызыр Оруджу . Помимо того, что алевиты избегают любого рода комфорта и удовольствий, они также воздерживаются от еды и воды в течение всего дня, хотя вечером они пьют другие жидкости, кроме воды.

Обратите внимание, что даты праздников Хидр могут различаться у алевитов, большинство из которых используют лунный календарь, но некоторые - солнечный календарь.

Интервью

[ редактировать ]

Мусахиплик (примерно «Товарищество») — это заветные отношения между двумя мужчинами одного возраста, желательно вместе со своими женами. На церемонии в присутствии дедэ партнеры берут на себя обязательство на всю жизнь заботиться о духовных, эмоциональных и физических потребностях друг друга и своих детей. Связи между парами, взявшими на себя это обязательство, по крайней мере, так же сильны, как и между кровными родственниками, настолько, что мусахиплик часто называют духовным братством (manevi kardeşlik). Дети заветных пар не могут вступать в брак. [39]

Кристина Кель-Бодроги сообщает, что Тахтаджи отождествляют мусахиплика с первыми воротами (шериат), поскольку они считают это предварительным условием для вторых (тарикат). Те, кто достигает третьих врат (марифат , « гнозис »), должны находиться в отношениях мусахиплик не менее двенадцати лет. Вход в третьи врата разрушает отношения мусахиплик (которые в противном случае сохраняются до смерти) в церемонии, называемой Оз Верме Айини («церемония отказа от себя»).

Значение, соответствующее вторым вратам (и необходимое для входа в третьи), — âşinalık («близость», возможно, с Богом). Его аналог третьих ворот называется пешинелик ; для четвертых врат (хакикат , Абсолютная Истина), cıngıldashlık или cengildeşlik (перевод неверен). [40]

Народные практики

[ редактировать ]
распространена традиция алевитов и суннитов публично раздавать локму (вверху) и ашуре (внизу). В Турции

Можно выделить множество народных практик, хотя лишь немногие из них характерны только для алевитов. В этой связи ученый Мартин ван Брюнессен обращает внимание на табличку Министерства религии Турции, прикрепленную к стамбульскому храму Эйюпа Султана , на которой изображено

...длинный список «суеверных» обычаев, которые решительно объявляются неисламскими и предосудительными, например, зажигание свечей или размещение «камней желаний» на могиле, привязывание кусков ткани к святилищу или к деревьям перед ним. бросать деньги на могилу, напрямую просить умершего о помощи, семь раз обходить вокруг деревьев во дворе или прижиматься лицом к стенам тюрбе в надежде на сверхъестественное исцеление, привязывать четки к святыне и ожидать сверхъестественную поддержку с их стороны, принесение в жертву петухов или индеек как обет святыне. Этот список, вероятно, представляет собой перечень распространенных местных практик, возрождение которых власти хотят предотвратить. [41]

Другие подобные практики включают целование дверных косяков святых комнат; не ступая на порог святых строений; поиск молитв от известных целителей; и делаю локму и делюсь ею с другими. Кроме того, Ашуре готовят и делят с друзьями и семьей в течение месяца Мухаррам , когда День Ашура . происходит [42]

Зиярат священным местам

[ редактировать ]

Совершение зиярата и дуа над могилами святых или пиров Алеви-Бекташи довольно распространено. Некоторые из наиболее часто посещаемых мест — это святыни Шахкулу и Караджаахмета (оба в Стамбуле ), Абдал Мусы ( Анталья ), Комплекс Сейида Баттала Гази ( Эскишехир ), Хамзы Бабы ( Измир ), Хасандеде ( Кырыккале ). [43]

В отличие от традиционной секретности ритуала церемонии Джема , мероприятия в этих культурных центрах и местах открыты для публики. Что касается празднования Хаджибекташа , то с 1990 года его деятельность была передана Министерству культуры Турции в интересах развития туризма и турецкого патриотизма, а не духовности алевитов. Ежегодные торжества проводятся в Хаджибекташе (16 августа) и Сивасе ( Пир Султан Абдал Кюльтюр Эткинликлери, 23–24 июня).

Некоторые алевиты совершают паломничество в горы и другие природные места, которые, как полагают, пронизаны святостью.

милостыня

[ редактировать ]

Ожидается, что алевиты будут выплачивать закят , но не существует установленной формулы или установленной суммы для ежегодных благотворительных пожертвований, как в других формах ислама (2,5% имущества сверх определенного минимума). Скорее, согласно Корану 2:219, от них ожидается «избыток». Распространенный метод раздачи милостыни алевитам - это пожертвование еды (особенно жертвенных животных) для верующих и гостей. Алевиты также жертвуют деньги, которые будут использоваться для помощи бедным, для поддержки религиозной, образовательной и культурной деятельности алевитских центров и организаций ( дарги , вакуфы и собрания), а также для предоставления стипендий студентам.

Османская миниатюра основателя Бекташия суфийского ордена Хаджи Бекташ-и Вели (Хаджи Бакташ Вали)

Сельджукский период

[ редактировать ]

Во время великой турецкой экспансии из Центральной Азии в Иран и Анатолию в период Сельджуков (11–12 вв.) туркменские и курдские кочевые племена приняли суфийскую и проалийскую форму ислама, которая сосуществовала с некоторыми из их доисламских обычаев. . Их обращение в ислам в этот период было достигнуто в основном благодаря усилиям не ученых-текстологов (улемов), разъясняющих тонкие моменты толкования Корана и законов шариата, а усилий харизматических суфиев, создающих веру, чей культ мусульманского поклонения святым, мистического гадания и Милленаризм более непосредственно говорил о степном мышлении. Эти племена веками доминировали в Анатолии, а их религиозные воины (гази) возглавляли наступление против византийцев и крестоносцев. [44] [ нужна страница ] [ нужна проверка ]

Османский период

[ редактировать ]

Как и ранее в Хорасане и Западной Азии, туркмены, возглавившие наступление османов на Балканы и в Западную Азию, были больше вдохновлены смутно шиитским народным исламом, чем формальной религией. Много раз османские походы сопровождали или направляли дервиши Бекташи, духовные наследники суфийского святого XIII века Хаджи Бекташа Вели , который сам был уроженцем Хорасана . После завоевания Константинополя в 1453 году Османское государство становилось все более решительно настроено утвердить свой финансовый, а также юридический и политический контроль над самыми отдаленными уголками Империи. [44]

Результатом стали восстания алевитов, серия милленаристских антигосударственных восстаний неортодоксального туркменского населения Анатолии, кульминацией которых стало создание воинственно шиитского конкурирующего государства в соседнем Иране. [44] Позже Османская империя провозгласила себя ее защитниками от шиитского государства Сефевидов и связанных с ним сект. Это создало разрыв между суннитской правящей элитой Османской империи и алевитским анатолийским населением. Анатолия стала полем битвы между Сефевидами и Османами, каждый из которых решил включить ее в свою империю.

Турецкая Республика

[ редактировать ]

По словам Эрена Сары, Алеви видел в Кемале Ататюрке Махди, « спасителя, посланного спасти их от суннитского османского ига». [45] Однако погромы против Алеви не прекратились после создания республики Ататюрка. В ходе нападений на левых в 1970-е годы ультранационалисты и реакционеры убили многих алевитов. Малатья в 1978 году , Марас в 1979 году и Чорум в 1980 году стали свидетелями убийств сотен алевитов, поджогов сотен домов и грабежей. [46] [47]

Алевиты становились жертвами погромов как во времена Османской империи, так и во времена Турецкой республики вплоть до резни в Сивасе в 1993 году . [12] [46] [47]

Организация

[ редактировать ]

В отличие от ордена Бекташи - тарика , который, как и другие суфийские ордена, основан на силсиле «инициатической цепочке или линии передачи» учителей и их учеников, лидеры алевитов достигают своей роли на основе семейного происхождения. Вероятно, десять процентов алевитов принадлежат к религиозной элите, называемой очак «очаг», что указывает на происхождение от Али и/или других святых и героев. Членов Очака называют окакзаде или «сыновья очага». Эта система, по-видимому, зародилась в государстве Сефевидов.

Лидеров алевитов по-разному называют муршидами , пирами , рехберами или деде . Группы, которые воспринимают их как чины иерархии (как в Ордене Бекташи ), расходятся во мнениях относительно порядка. Последний из них, деде «дедушка», - это термин, предпочитаемый в научной литературе. Окакзаде могут достичь должности дедэ на основе отбора (отцом из нескольких сыновей), характера и образования. В отличие от риторики алевитов о равенстве полов, обычно предполагается, что только мужчины могут выполнять такие руководящие роли.

Традиционно дедес не просто проводили ритуалы, но и руководили своими общинами, часто вместе с местными знатными людьми, такими как агас (крупные землевладельцы) региона Дерсим . Они также выступали в качестве судей или арбитров, председательствуя в деревенских судах, называемых Дюшкунлюк Мейданы .

Обычные алеви были обязаны подчиняться определенной линии деде (но не другим) на основе ранее существовавших семейных или деревенских отношений. Вместо этого некоторые подпадают под власть Бекташи даргахов.

В результате урбанизации 20-го века (которая удалила молодых рабочих из деревень) и влияния социалистов (которые смотрели на дедов с подозрением) старая иерархия в значительной степени разрушилась. Многие деды теперь получают зарплату в культурных центрах алевитов, что, возможно, снижает их роль. Такие центры больше не занимаются общественными делами или обсуждениями, такими как старый ритуал примирения, а делают упор на музыкальные и танцевальные представления, исключая их. [48] Теперь к Дедес обращаются на добровольной основе, и их роль стала более ограниченной – ограничивается религиозными ритуалами, исследованиями и советами.

По словам Джона Шиндельдекера, «алевиты с гордостью отмечают, что они моногамны , алевитским женщинам рекомендуется получать лучшее образование, какое они только могут, а алевитские женщины могут свободно заниматься любой профессией по своему выбору». [49]

Отношения с шиитским исламом

[ редактировать ]

Алевиты классифицируются как секта шиитского ислама. [50] а аятолла Рухолла Хомейни в 1970-х годах постановил, что Алевит станет частью шиитского движения. [51] Однако философия, обычаи и ритуалы алевитов заметно отличаются от философии основных ортодоксальных усули . По словам Алевиса [ который? ] Али и Мухаммед сравниваются с двумя сторонами монеты или двумя половинками яблока. [ нужна ссылка ]

Отношения с алавитами

[ редактировать ]

Сходство с алавитами Сирии существует . [ нужна ссылка ] Оба считаются неортодоксальными. [ нужна ссылка ] , синкретические исламские меньшинства, чьи имена оба означают «преданные Али » (зять и двоюродный брат исламского пророка Мухаммеда и четвертый халиф после Мухаммеда как лидер мусульман), и расположены в основном в Восточном Средиземноморье. . Как и основные шииты, они известны как «двунадесятники», поскольку оба признают Двенадцать Имамов.

Отношения этих двух меньшинств являются спорными. По словам ученого Марианны Арингберг-Лаанаца, «турецкие алевиты... никоим образом не связаны с алавитами в Сирии». [52] Однако журналист Джеффри Геттлманд утверждает, что и Алеви, и менее миллиона алавитов в Турции «похоже, твердо поддерживают сирийского лидера Башара аль-Асада » и с подозрением относятся к сирийским повстанцам-суннитам. [53] Журналист Deutsche Welle Дориан Джонс заявляет, что турецкие алевиты с подозрением относятся к восстанию против Асада в Сирии. «Они обеспокоены последствиями для тамошних алавитов, а также для них самих». [54]

Некоторые источники (Мартин ван Брюнессен и Джамал Шах) ошибочно принимают алавитов, живущих в Турции, за алевитов (называя алевитов «общим термином для большого количества различных неортодоксальных общин»), [55] но другие этого не делают, давая список различий между двумя группами. К ним относятся их литургические языки (турецкий или курдский для алевитов, арабский для алавитов). Выступая против политического национализма, алавиты поддерживают свою правящую диктатуру и считают турок (включая алевитов) «противниками» своих арабских «исторических интересов». [ нужна ссылка ] (Даже курды и балканские алевиты молятся на турецком языке.) [20]

В отличие от алевитов, алавиты не только традиционно не имеют мечетей, но и не имеют собственных мест для богослужений, за исключением святилищ своих лидеров. [ нужна ссылка ] Алеви «владеют обширной и широко читаемой религиозной литературой, состоящей в основном из духовных песен, поэм и эпических стихов». Их происхождение также различно: вера алавитов была основана в девятом веке Абу Шуайбом Мухаммадом ибн Нусайром . Алевизм зародился в 14 веке мистическими исламскими диссидентами в Центральной Азии и представляет собой скорее движение, чем секту.

Отношения с суннитами

[ редактировать ]

Отношения между алевитами и суннитами основаны на взаимных подозрениях и предрассудках, восходящих к османскому периоду. Сотни алевитов были убиты в результате межрелигиозного насилия в годы, предшествовавшие перевороту 1980 года , а уже в 1990-х годах десятки были убиты безнаказанно. [12] Хотя погромов с тех пор не произошло, Эрдоган заявил, что « чемеви — это не место поклонения, а центр культурной деятельности. У мусульман должно быть только одно место поклонения». [12]

В городе [ который? ] утверждают, что они подверглись нетерпимому суннитскому «национализму», который не желал признавать «уникальность» алевитов. [56]

Демография

[ редактировать ]
Распределение населения алевитов в Турции. Красный = анатолийские алевиты (турки и курды). Темно-красный = алавиты (арабы) на юге Турции.
Алевис на демонстрации в Гамбурге

Большинство алевитов проживают в Турции, где они составляют меньшинство, а мусульмане-сунниты составляют большинство. Размер населения алевитов также оспаривается, но по большинству оценок они составляют от 5 до 10 миллионов человек, или около 10% населения. [57] [58] По оценкам, доля алевитов в населении Турции колеблется от 4% до 15%. [10] [18] Рассеянные меньшинства живут на Балканах , Кавказе , Кипре , в Греции , Иране и в таких диаспорах, как Германия и Франция. [59] По данным переписи населения Соединенного Королевства 2021 года , алевизм оказался восьмой по величине религией в Англии и Уэльсе после христианства, ислама, индуизма, сикхизма, буддизма, иудаизма и язычества. [60]

Существуют разные оценки этнического состава алевитского населения. Хотя турки, вероятно, являются самой крупной этнической группой среди алевитов, учитывая их исторические города. [ нужна ссылка ] Хотя Дресслер заявил в 2008 году, что около трети населения алевитов составляют курды, [22] Хамза Аксют утверждал, что большинство составляют курды [61] когда все группы, которые он считает алевитами, такие как Ярсани , [62] подсчитываются. [63]

Большинство алевитов, вероятно, имеют кызылбашское или бекташинское происхождение. [10] Алевиты (Кизилбаши) традиционно преимущественно сельские жители и приобретают идентичность по происхождению. Однако бекташи преимущественно проживают в городах и официально заявляют, что членство открыто для любого мусульманина. Группы организованы отдельно, но придерживаются «практически одной и той же системы убеждений». [10]

Оценки численности населения

[ редактировать ]

Численность алевитов оценивается следующим образом:

  • Примерно 20 миллионов, по данным Daily Sabah , газеты, близкой к правительству, в 2021 году. [64]
  • 12 521 000 по данным Сабахата Аккираза , депутата от ТЭЦ . [65]
  • «около 15 миллионов...» – Кристина Кель-Бодроги. [66]
  • 4% от общей численности населения Турции – исследование KONDA (2021 г.). [18]
  • В Турции 15% населения Турции (ок. 10,6 млн) – Шанкленд (2006 г.). [67]
  • По данным Minority Rights Group, от 20 до 25 миллионов. [10]
  • проживает 3000 коренных жителей алевитов . В Западной Фракии , Греция, [68]
  • Преобладающей религией народа айнов западного Китая является алевизм. [69] [70] [71] По оценкам, их насчитывается около 30–50 тысяч айнов, в основном расположенных на окраине пустыни Такла-Макан . [72] [73]
  • 25 672 алевита проживают в Англии и Уэльсе. [60]
  • От 600 до 700 тысяч алеви живут в Германии. [74] [75]
  • Во Франции живут от 100 до 200 тысяч алеви. [76] [77]

Социальные группы

[ редактировать ]
Каллиграфическая шапка в алеви- бекташизме

Турецкий ученый, работающий во Франции, выделил четыре основные группы среди современных алевитов в Турции. [78]

Первая группа, составляющая большинство алевитов, считает себя истинными мусульманами и готова сотрудничать с государством. Он придерживается пути Джафара ас-Садика , шестого имама шиитского ислама. этой группы Концепция Бога такая же, как и в ортодоксальном исламе, и, как и их шиитские коллеги, они отвергают первых трех избранных халифов , которых сунниты считают законными, и принимают только Али как фактического и истинного халифа. [78]

Вторая группа, занимающая второе место по количеству последователей среди алевитов, как сообщается, находится под активным влиянием официальных иранских шиитов и является убежденными приверженцами двенадцатой ветви шиитского ислама и отвергает учение бекташизма тариката. Они следуют юриспруденции Джафари и выступают против светской государственной власти. [78]

Третья группа, вера меньшинства, которой придерживаются алевиты, в основном представлена ​​людьми, принадлежащими к левым политическим взглядам и предполагавшими алевитство просто как взгляд на индивидуальную человеческую жизнь, а не как религиозное убеждение, упорно отказываясь от связей алевитизма с двунадесятниками. политическая ветвь шиитского ислама. Последователи этой общины, которые впоследствии оказались самыми суровыми защитниками Эрдогана Чинара , проводят ритуальные союзы религиозного характера, а основали культурные ассоциации имени Пира Султана Абдала также . Согласно их философии, человек должен играть центральную роль, что напоминает доктрину хуррамитов , и, как иллюстрирует Хуруфи фраза о том, что Бог есть Человек, процитированная выше в контексте Троицы . [78]

Четвертый [ нужна ссылка ] который принял некоторые устремления христианского мистицизма , более направлен к инославному мистицизму и стоит ближе к Братству Хаджи Бекташи . Согласно философии, разработанной этой общиной, христианский мистик Святой Франциск Ассизский и индуист Махатма Ганди предположительно считаются более верующими в Бога , чем многие мусульмане . [78]

Влияние других верований и сект на алевизм

[ редактировать ]
Четыре духовные станции в Бекташиее: шариат, тарикат, хакика и четвертая станция, марифа , которая считается «невидимой», на самом деле является центром региона хакика . Марифа — это суть всех четырех станций.

Суфийские элементы в алевизме

[ редактировать ]

Несмотря на эту по существу шиитскую ориентацию, большая часть мистического языка Алевинеса вдохновлена ​​суфийскими традициями. Например, алевитская концепция Бога происходит из философии Ибн Араби и включает в себя цепочку эманаций от Бога к духовному человеку, земному человеку, животным, растениям и минералам. Цель духовной жизни – следовать по этому пути в обратном направлении, к единению с Богом, или аль-Хакк (Реальность, Истина). С высшей точки зрения все есть Бог (см. суфийскую метафизику ). Алевис восхищается аль-Халладжем , суфием X века, которого обвинили в богохульстве и впоследствии казнили в Багдаде за слова «Я есть Истина» ( Ана аль-Хакк ).

Существует некоторая напряженность между народной традицией алевитизма и орденом Бекташи, который является суфийским орденом, основанным на верованиях алевитов. [79] В некоторых турецких общинах другие суфийские ордена ( Халвети - Джеррахи и некоторые Рифаи ) имели значительное влияние алевитов.

Вахдат аль-Мауджуд

[ редактировать ]

Бекташизм уделяет большое внимание концепции Вахдат аль-Мауджуд وحدة الوجود, «Единства Бытия», сформулированной Ибн Араби . Бекташизм также сильно пронизан шиитскими концепциями, такими как явное почитание Али, Двенадцати Имамов и ритуальное поминовение Ашуры в честь битвы при Кербеле. Старый персидский праздник Навруз отмечается бекташитами как день рождения имама Али.

В соответствии с основным убеждением Вахдата аль-Мауджуда, бекташи видят реальность, содержащуюся в Хакк-Мухаммеде-Али , как единое целое. Бекташи не считают это формой троицы . Есть много других практик и церемоний, которые имеют сходство с другими религиями, например, ритуальная трапеза ( мухаббет ) и ежегодное исповедание грехов перед бабой ( магфират-и зунуб مغفرة الذنوب).

Бекташи основывают свои практики и ритуалы на неортодоксальной и мистической интерпретации и понимании Корана и пророческой практики ( Сунны ). У них нет письменной доктрины, специфичной для них, поэтому правила и ритуалы могут различаться в зависимости от того, под чьим влиянием они обучались. Бекташи обычно почитают суфийских мистиков за пределами своего ордена, таких как Ибн Араби , Аль-Газали и Джелалудин Руми, которые близки им по духу.

Бекташизм является инициатическим , и его члены должны проходить различные уровни или ранги по мере продвижения по духовному пути к Реальности . Членов первого уровня называют ашикс عاشق. Это те, кто, хотя и не приняв посвящения в орден, тем не менее тянутся к нему. После посвящения (так называемого насип ) человек становится mühip محب. По прошествии некоторого времени в качестве мюхипа можно принять дальнейшие обеты и стать дервишем .

Следующий уровень выше дервиша — это уровень бабы . Баба (буквально « отец») считается главой текке и имеет право давать духовное руководство ( иршад إرشاد). Выше бабы находится чин халифе-баба (или дедэ , дедушка). Традиционно их было двенадцать, самым старшим из которых был « дедебаба » ( прадед ) .

Дедебаба . считался высшим авторитетом в Ордене Бекташи Традиционно резиденцией дедебаба был Пир Эви (Дом святого), который располагался в храме Хаджи Бекташа Вали в центральном анатолийском городе Хаджибекташ (Солукакарахююк) .

Неисламские элементы

[ редактировать ]

Алевизм действительно находится под сильным влиянием древнетюркских и шаманских верований . Такие концепции, как Оджак , инклюзивные социальные роли женщин, музыкальные представления, различные ритуалы, прославляющие природу или времена года (например, Хыдыреллез ), а также некоторые обычаи, такие как культ предков, деревьев и камней, наблюдаются в алевизме и тенгрианстве . [80] [81]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Маркуссен, Хеге Ирен (2010). «Алевитская теология от шаманизма к гуманизму» . Алевиты и алевизм . дои : 10.31826/9781463225728-006 . ISBN  978-1-4632-2572-8 .
  2. ^ Прохазка-Эйсль, Гизела (5 апреля 2016 г.). «Алевис» . Оксфордская исследовательская энциклопедия религии . дои : 10.1093/акр/9780199340378.013.101 . ISBN  978-0-19-934037-8 . Проверено 14 апреля 2023 г.
  3. ^ «Алевизм-бекташизм от сельджуков до османов и сефевидов: историческое исследование» . Проверено 14 апреля 2023 г.
  4. ^ Йылдирим, Риза (2019). «Сефевидско-Кызылбашская ойкумена и формирование кызылбаш-алевитской общины в Османской империи, ок. 1500–ок. 1700» . Иранские исследования . 52 (3–4): 449–483. дои : 10.1080/00210862.2019.1646120 . S2CID   204476564 . Проверено 14 апреля 2023 г. - через www.academia.edu.
  5. ^ Мете, Левент (2019). «Буйрук унд аль-Джафр Das Esoterische Wissen Alis» [Буйрук и аль-Джафр Эзотерические знания Али]. Журнал исследований алевизма-бекташизма: Forschungszeitschrift über das Alevitentum und das Bektaschitentum [ Журнал исследований алевизма-бекташизма: Исследовательский журнал алевизма и бекташизма ] (на немецком языке). 19 : 313–350 . Проверено 9 января 2024 г.
  6. ^ Каракая-Пень, Айфер (2019). «5 Мистика и имперская политика: Сефевиды и формирование среды Кизилбаша». Кызылбаш-алевиты в Османской Анатолии: суфизм, политика и сообщество . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. стр. 220–255. дои : 10.1515/9781474432702-012 . ISBN  9781474432702 .
  7. ^ Каролевский, Янина (2021). «Адаптация рукописей Буйрука для распространения учения алевитов: Мехмет Яман Деде и Арапгир-Чимен Буйрук». Образование материализовалось . стр. 465–496. дои : 10.1515/9783110741124-023 . ISBN  9783110741124 . S2CID   237904256 .
  8. ^ Каракая-Пень, Айфер (2010). «Документы и рукописи «Буйрук» в частных архивах семей алеви-деде: обзор». Британский журнал ближневосточных исследований . 37 (3): 273–286. дои : 10.1080/13530194.2010.524437 . JSTOR   23077031 . S2CID   161466774 .
  9. ^ [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г «Алевис» . Всемирный справочник меньшинств и коренных народов . Группа по правам меньшинств . 19 июня 2015 года . Проверено 14 апреля 2023 г.
  11. ^ Гюльтекин, Ахмет Керим (2019), Курдский алевизм: создание новых способов исповедания религии (PDF) , Лейпцигский университет , стр. 10
  12. ^ Jump up to: а б с д и КИНГСЛИ, ПАТРИК (22 июля 2017 г.). «Турецкие алевиты, мусульманское меньшинство, опасаются политики отрицания их существования» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк Таймс . Проверено 27 июля 2017 г.
  13. ^ Сельманпакоглу, Серен (11 февраля 2024 г.). Формирование алевитского синкретизма (Тезис). Билкентский университет.
  14. ^ Маркуссен, Хеге Ирен (2010). «Алевитская теология от шаманизма к гуманизму» . Алевиты и алевизм . стр. 65–90. дои : 10.31826/9781463225728-006 . ISBN  978-1-4632-2572-8 .
  15. ^ Ти, Кэролайн (29 января 2013 г.). «Суфийская мистическая идиома в поэзии Алеви Ашика: гибкость, адаптация и значение» . Европейский журнал тюркских исследований. Общественные науки о современной Турции . дои : 10.4000/ejts.4683 . ISSN   1773-0546 .
  16. ^ «Бектасия | Религия, порядок, верования и сообщество | Британника» .
  17. ^ «Объединение двух религиозных культур: концептуальная и социальная история алеви-бекташизма» . 12 мая 2022 г.
  18. ^ Jump up to: а б с «ТР100» . interaktif.konda.com.tr . Проверено 13 октября 2022 г.
  19. ^ Кызыл, Нурбану (31 декабря 2021 г.). «Правительство сигнализирует о действиях для турецкой общины алевитов, несмотря на препятствия» . Ежедневный Сабах . Проверено 12 марта 2023 г.
  20. ^ Jump up to: а б Чагаптай, Сонер (17 апреля 2012 г.). «Сирийские алавиты и турецкие алевиты — одно и то же?» . CNN . Архивировано из оригинала 7 января 2022 года . Проверено 28 июля 2017 г.
  21. ^ Вакамацу, Хироки (2013). «Почитание священного или возрождение религии: анализ святых и народные верования курдских алевитов». 上智アジア学 . 31 . Софийский университет : 12.
  22. ^ Jump up to: а б Дресслер, Маркус (2008). «Алевис» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN   1873-9830 .
  23. ^ Jump up to: а б с Ханде Сёзер Управление невидимостью: сокрытие и сохранение идентичности среди болгарских турок-алевитов BRILL 2014 ISBN   978-9-004-27919-3 стр. 114
  24. ^ Торд Олссон, Элизабет Оздальга, Катарина Раудвере Идентичность Алеви: культурные, религиозные и социальные перспективы Торд Олссон, Элизабет Оздальга, Катарина Раудвере ISBN   978-1-135-79725-6 стр. 25
  25. ^ Эти и многие другие цитаты можно найти в Джон Шиндельдекер (1998). Турецкие алевиты сегодня . Фонд комплекса Сахкулу Султан. ISBN  9789759444105 . OCLC   1055857045 .
  26. ^ Озбакир, Акин. Выявление и оценка верований алеви-бекташей в регионе Малатья-Кале. Магистерская диссертация. Институт социальных наук, 2010.
  27. ^ Аксу, Ибрагим. «Различия и сходства между анатолийскими алевитами и арабскими алавитами: сравнительное исследование верований и обычаев» . www.academia.edu .
  28. ^ Jump up to: а б Определение памяти алевитов: между прошлым и историей. (2016). (np): Публикации Илетишим.
  29. ^ Торд Олссон, Элизабет Оздальга, Катарина Раудвере Идентичность Алеви: культурные, религиозные и социальные перспективы Торд Олссон, Элизабет Оздальга, Катарина Раудвере ISBN   978-1-135-79725-6 стр. 72
  30. ^ Хандан Аксюнгер За пределами правила молчания: самоорганизации мигрантов-алеви и интеграция гражданского общества в Германии и Нидерландах Waxmann Verlag 2013 ISBN   978-3-830-97883-1, стр. 83-84 (немецкий)
  31. ^ Дарк, Диана (2022). Османы: культурное наследие . Темза и Гудзон. стр. 86, 88. ISBN.  978-0-500-77753-4 .
  32. ^ Пауэлл, Рассел (2016). Шариат в светском государстве: развитие значений исламской юриспруденции в России. Рутледж. п. 35. ISBN  9781317055693 . Проверено 27 июля 2017 г.
  33. ^ Роджер М. Савори (ссылка: Абдулбаки Гёлпинарли), Энциклопедия ислама , «Кизил-Баш», онлайн-издание 2005 г.
  34. См. также Озтюрк, там же, стр. 78–81. В прежние времена брак с суннитом [Йезид кушак чозмек] также считался правонарушением, которое приводило к состоянию душкуна. Увидеть Алеви Буйрукса
  35. ^ Кристина Кель-Бордроги сообщает об этом среди Тахтаджи . См. ее статью «Значение мусахиплика среди алевитов» в журнале «Синхронные религиозные общины на Ближнем Востоке » (под редакцией ее совместно с Б. Келлнер-Хейнкеле и А. Оттер-Божан), Brill 1997, стр. 131 и далее.
  36. ^ Магра, Илиана (26 ноября 2023 г.). «Бекташи перестали скрываться» . Экатимерини . Архивировано из оригинала 30 ноября 2023 года.
  37. ^ Суало, Марк (август 2012 г.). «Распространение софры : разделение и участие в ритуальной трапезе бекташи» . История религий . 52 (1): 1–30. дои : 10.1086/665961 . JSTOR   10.1086/665961 . Проверено 5 июня 2021 г.
  38. ^ Фарук, Умар. «Турецкие алевиты привержены политике» . www.aljazeera.com .
  39. ^ Кристина Кель-Бодроги. 1988. Кизилбаш/Алевис, стр. 182–204.
  40. ^ См. еще раз «Значение мусахиплика среди алевитов» в книге «Синхронные религиозные общины на Ближнем Востоке » (под ее редакцией совместно с Б. Келлнер-Хейнкеле и А. Оттер-Божаном), Brill 1997, стр. 131 и далее.
  41. ^ Религиозные практики в турецко-иранском мире , 2005.
  42. ^ Филдхаус, П. (2017). Еда, праздники и вера: Энциклопедия пищевой культуры в мировых религиях [2 тома] . АВС-КЛИО. п. 42. ИСБН  978-1-61069-412-4 . Проверено 11 августа 2017 г.
  43. ^ "СВЯЩЕННЫЕ МЕСТА АЛЕВИ И БЕКТАШИ - Новости Гробниц" .
  44. ^ Jump up to: а б с Shiites_Lebanon_Ottoman_minister_power ebookshia.com (на арабском языке)
  45. ^ Сары, Эрен (2017). Алеви Анатолии: Во время великой турецкой экспансии из Центральной Азии . ноктаэкитап. п. 16 . Проверено 27 июля 2017 г.
  46. ^ Jump up to: а б «Памятник и фестиваль Пиру Султану Абдалу» . Memorializeturkey.com . Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 27 июня 2014 г.
  47. ^ Jump up to: а б Рана Бир Чорбаджиоглу, Зейнеп Алемдар. «АЛЕВИС И ТУРЕЦКОЕ ГОСУДАРСТВО» (PDF) . turkishpolicy.com . Проверено 27 июня 2014 г.
  48. ^ См. исследование Мартина Стоукса.
  49. ^ Потоки, Капитал. «Религиозное разнообразие и борьба алевитов за равенство в Турции» . Форбс . Проверено 1 января 2020 г.
  50. ^ Миллер, Трейси, изд. (октябрь 2009 г.). «Картирование мирового мусульманского населения: отчет о размере и распределении мусульманского населения в мире, Исследовательский центр Pew» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 10 октября 2009 года . Проверено 8 октября 2009 г.
  51. ^ Наср, В.: «Возрождение шиитов», стр. 1. Norton, WW & Company, Inc, 2006 г.
  52. ^ { Арингберг-Лаанаца, Марианна. «Алевиты в Турции – алавиты в Сирии: сходства и различия». В алевитской идентичности: культурные, религиозные и социальные перспективы. Под редакцией Торда Олссона, Элизабет Оздалга и Катарины Раудвере, 181–199. Ричмонд, Великобритания: Керзон, 1998.}
  53. ^ Геттлман, Джеффри (4 августа 2012 г.). «Турецкие алавиты опасаются распространения насилия из Сирии» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 28 июля 2017 г.
  54. ^ Джонс, Дориан (22 марта 2012 г.). «Турки-алевиты обеспокоены состоянием «кузенов» алавитов в Сирии | Глобализация | DW |» . Немецкая волна . Немецкая волна . Проверено 28 июля 2017 г.
  55. ^ ван Брюнессен, Мартин (около 1995 г.). «Курды, турки и возрождение алевитов в Турции» . islam.uga.edu . Архивировано из оригинала 12 мая 2014 года . Проверено 31 июля 2017 г.
  56. ^ Карин Ворхофф. 1995. Между верой, нацией и новым сообществом: алевитская идентичность в современной Турции, стр. 95–96.
  57. ^ «Турция: Отчет о свободе вероисповедания в мире, 2007 г.» . Государство.gov. 14 сентября 2007 года . Проверено 9 августа 2011 г.
  58. ^ Даан Баувенс (18 февраля 2010 г.). «Алеви Турции стремятся к признанию» . Азия Таймс Онлайн . Архивировано из оригинала 22 февраля 2010 года . Проверено 9 августа 2011 г.
  59. ^ Массикар, Элиза (12 октября 2012 г.). Алевиты в Турции и Европе: идентичность и управление территориальным разнообразием . Рутледж. ISBN  9781136277986 . Проверено 5 июня 2014 г. - через googlebooks.com.
  60. ^ Jump up to: а б «Религия Англии и Уэльса» . Управление национальной статистики . Проверено 30 ноября 2022 г.
  61. ^ Гезик, Эрдал (2021). «Курдские алевиты: последователи пути истины». В Бозарслане, Хамит (ред.). Кембриджская история курдов . Издательство Кембриджского университета . п. 562. дои : 10.1017/9781108623711.026 . S2CID   235541104 .
  62. ^ Аксут, Хамза (2009). Алевис: Турция, Иран, Ирак, Сирия, Болгария: исследование-обзор . Юрт Китап-Издательство. п. 319. ИСБН  9789759025618 . Проверено 31 июля 2022 г.
  63. ^ Хамза Аксут. Об очагах алевитов с Хамзой Аксютом - Корни алевизма (на турецком языке) . Проверено 1 августа 2022 г.
  64. ^ «Правительство сигнализирует о действиях для турецкой общины алевитов, несмотря на препятствия» . www.dailysabah.com . 31 декабря 2021 г. Проверено 9 марта 2022 г.
  65. ^ «Сабахат Аккираз'дан Алеви рапору» . haber.sol.org.tr . 14 декабря 2012 года . Проверено 25 июня 2014 г.
  66. ^ Из введения «Синкретические религиозные общины на Ближнем Востоке» под редакцией ее, Б. Келлнер-Хейнкеле и А. Оттера-Божана. Лейден: Брилл, 1997.
  67. ^ Структура и функции в турецком обществе. Исис Пресс, 2006, с. 81.
  68. ^ Таня Бозанину (23 января 2011 г.). "ШАГ - Алевис, наши неведомые "родственники" - мир" . Tovima.gr . Проверено 22 ноября 2012 г.
  69. ^ Луи, Кам (2008). Кембриджский спутник современной китайской культуры . Издательство Кембриджского университета . п. 114. ИСБН  978-0521863223 .
  70. ^ Старр, С. Фредерик (2004). Синьцзян: мусульманское приграничье Китая: мусульманское приграничье Китая . Рутледж . п. 303. ИСБН  978-0765613189 .
  71. ^ Бадер, Алисса Кристин (9 мая 2012 г.). «Мамочка дорогая: вопросы идентичности в современном и древнем Синьцзян-Уйгурском автономном районе» . Алисса Кристин Бадер Колледж Уитмена, стр. 31 . Проверено 19 ноября 2020 г. .
  72. ^ Йохансон, Ларс (2001). «Открытия на тюркской языковой карте» (PDF) . Стокгольм: Шведский исследовательский институт в Стамбуле. стр. 21–22.
  73. ^ Минахан, Джеймс Б. (2014). Этнические группы Северной, Восточной и Центральной Азии: Энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 14–15. ISBN  9781610690188 .
  74. ^ «Алевитская община» . Город Кассель .
  75. ^ «Алевис в Германии» . 16 сентября 2021 г.
  76. ^ Яман, Али; Донмез, Расим Озгюр (2016). «Создание сплоченности на основе разнообразия посредством мобилизации: определение места федераций алевитов в коллективной идентичности алевитов в Европе» . Турецкая культура и исследовательский журнал Hacı Bektaş Veli (77). Университет Анкары Хаджи Байрам Вели: 13–36.
  77. ^ Кошулу, Дениз (2013). «Поиски алевитов в Европе через новое определение движения алевитов: признание и политическое участие, на примере Фуаф во Франции». Политическое участие мусульман в Европе . Издательство Эдинбургского университета. стр. 255–276. doi : 10.3366/edinburgh/9780748646944.003.0013 . ISBN  978-0-7486-4694-4 .
  78. ^ Jump up to: а б с д и Биличи, Ф.: «Функция богословия алеви-бекташи в современной Турции», семинар. Шведский научно-исследовательский институт, 1996 г.
  79. ^ Атасевен, I: «Наследие Алеви-Бектаси: проблемы приобретения и объяснения», страница 1. Coronet Books Inc, 1997
  80. ^ «Формирование алевитского синкретизма» .
  81. ^ Дресслер, Маркус. «Открытие шаманизма алевитов и необходимость научной точности» .

Библиография

[ редактировать ]
Общие сведения
  • Дресслер, Маркус (2008). «Алевис» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN   1873-9830 .
  • Энгин, Исмаил и Франц, Эрхард (2000). Алевилианцы/алавиты. Килт 1 том: Кимлик ве Тарих / Личность и история. Гамбург: Немецкий институт Востока (том сообщения 59/2000). ISBN   3-89173-059-4
  • Энгин, Исмаил и Франц, Эрхард (2001). Алевилианцы/алавиты. Cilt 2 Том: İnanç ve Gelenekler / Вера и традиции. Гамбург: Немецкий институт Востока (том сообщения 60/2001). ISBN   3-89173-061-6
  • Энгин, Исмаил и Франц, Эрхард (2001). Алевилианцы/алавиты. Cilt 3 Том: Siyaset ve Örgütler / Политика и организации. Гамбург: Немецкий институт Востока (том сообщения 61/2001). ISBN   3-89173-062-4
  • Кель-Бодроги, Кристина (1992). Кызылбасы/алевиты. Расследования эзотерической религиозной общины в Анатолии. Мир ислама, (Новая серия), Том 32, №. 1.
  • Кицикис, Дмитрий (1999). Мультикультурализм в Османской империи: алевитская религиозная и культурная община, в под ред. П. Саварда и Б. Вигецци. Мультикультурализм и история международных отношений Милан: Edizioni Unicopli.
  • Кейлен, Торе (без даты). « Алевизм. Архивировано 4 июня 2012 года в Wayback Machine » в (онлайн- энциклопедии Востока).
  • Шенкленд, Дэвид (2003). Алевиты в Турции: возникновение светской исламской традиции. Керзон Пресс.
  • Шиндельдекер, Джон (1996). Турецкие алевиты сегодня. Стамбул: Сахкулу.
  • Уайт, Пол Дж. и Йост Йонгерден (ред.) (2003). Загадка алевитов в Турции: всесторонний обзор. Лейден: Брилл.
  • Яман, Али и Айкан Эрдемир (2006). Алевизм-бекташизм: краткое введение , Лондон: Англия, Культурный центр алевитов и Джемеви. ISBN   975-98065-3-3
  • Зейдан, Дэвид (1999) « Алеви Анатолии ». Ближневосточный обзор международных отношений 3/4.
Курдский алевит
  • Бумке, Питер (1979). «Кызылбашские курды в Дерсиме (Тунджели, Турция). Маргинальность и ересь». Антропос 74, 530–548.
  • Гезик, Эрдал (2000), Алеви Куртлер в контексте этнических, политических и религиозных проблем, Анкара.
  • Ван Брюнессен, Мартин (1997). «Aslını inkar eden haramzadedir! Дебаты о курдской этнической идентичности курдских алевитов». В книге К. Кель-Бодроги, Б. Келлнер-Хейнкеле и А. Оттер-Божан (ред.), Синкретические религиозные общины на Ближнем Востоке (Лейден: Брилл).
  • Ван Брюнессен, Мартин (1996). Курды, турки и возрождение алевитов в Турции. Доклад о Ближнем Востоке, № 200, стр. 7–10. (Примечание: онлайн-версия расширена по сравнению с исходной публикацией.)
  • Уайт, Пол Дж. (2003), «Дебаты о личности курдов-алевитов». В: Пол Дж. Уайт/Йост Йонгерден (ред.) Загадка алевитов в Турции: всесторонний обзор. Лейден: Брилл, стр. 17–32.
История Алеви/Бекташи
  • Бирдж, Джон Кингсли (1937). Орден дервишей Бекташи , Лондон и Хартфорд.
  • Браун, Джон П. (1868), Дервиши; или Восточный спиритуализм.
  • Кучук, Хюля (2002) Роль бекташи в национальной борьбе Турции. Лейден: Брилл.
  • Меликов, Ирен (1998). Хаджи Бектач: Миф и его аватары. Генезис и эволюция популярного суфизма в Турции. Лейден: Исламская история и цивилизация, исследования и тексты, том 20, ISBN   90-04-10954-4 .
  • Шенкленд, Дэвид (1994). «Социальные изменения и культура: реакция на модернизацию в деревне алевитов в Анатолии». В изд. К. Н. Ханна, « Когда история ускоряется: очерки быстрых социальных изменений, сложности и творчества». Лондон: Атлон Пресс.
  • Яман, Али (без даты). « Кизилбаш Алеви Дедес ». (На основе его магистерской диссертации в Стамбульском университете .)
Гулатские секты в целом
Личность Алеви
  • Эрдемир, Айкан (2005). «Традиция и современность: неоднозначные термины Алевиса и двойственные предметы Турции», Ближневосточные исследования , 2005, том 41, № 6, стр. 937–951.
  • Греве, Мартин, Улас Оздемир и Рауль Мотика, ред. 2020. Эстетические и перформативные аспекты культурного наследия алевитов . Эргон Верлаг. 215 страниц. ISBN   978-3956506406
  • Кочан, Гюркан/Ончу, Ахмет (2004) «Гражданин Алеви в Турции: за пределами подтверждения и отрицания». Журнал исторической социологии, 17/4, стр. 464–489.
  • Олссон, Торд и Элизабет Оздалга/Катарина Раудвере, ред. (1998). Идентичность алевитов: культурные, религиозные и социальные перспективы. Стамбул: Шведский исследовательский институт.
  • Стоукс, Мартин (1996). «Ритуал, идентичность и государство: церемония алевитов (шиитов) Cem». В книге Кирстен Э. Шульце и др. (ред.), Национализм, меньшинства и диаспоры: идентичность и права на Ближнем Востоке, стр. 194–196.
  • Ворхофф, Карин (1995). Между верой, нацией и новым сообществом: алевитская идентичность в современной Турции. Берлин.
Алевизм в Европе
  • Гивз, Рон (2003) «Религия и этническая принадлежность: формирование сообщества в британской общине алевитов». Koninklijke Brill NV 50, стр. 52–70.
  • Косник, Кира (2004) «Говорить своим голосом: репрезентативные стратегии турецких мигрантов-алевитов на телевидении открытого доступа в Берлине». Журнал этнических и миграционных исследований, 30/5, стр. 979–994.
  • Массикар, Элиза (2003) «Алевистские движения дома и за рубежом: мобилизационные пространства и разобщенность». Новый взгляд на Турцию, 28, стр. 163–188.
  • Ригони, Изабель (2003) «Алевис в Европе: узкий путь к видимости». В: Пол Дж. Уайт/Йост Йонгерден (ред.) Загадка алевитов в Турции: всесторонний обзор, Лейден: Брилл, стр. 159–173.
  • Сёкефельд, Мартин (2002) «Алеви Дедес в немецкой диаспоре: трансформация религиозного учреждения». Журнал этнологии, 127, стр. 163–189.
  • Сёкефельд, Мартин (2004) Доклад «Алевис в Германии и вопрос интеграции», представленный на конференции по интеграции иммигрантов из Турции в Австрии, Германии и Голландии, Университет Богазичи , Стамбул, 27–28 февраля 2004 г.
  • Сёкефельд, Мартин и Сюзанна Швальгин (2000). «Институты и их агенты в диаспоре: сравнение армян в Афинах и алевитов в Германии». Доклад, представленный на шестой конференции Европейской ассоциации социальных антропологов, Кракау.
  • Томя-Венске, Ханнс (1990). «Религиозная жизнь мусульманина в Берлине». В: Томас Герхольм/Ингве Георг Литман (ред.) Новое исламское присутствие в Западной Европе, Нью-Йорк: Мэнселл, стр. 78–87.
  • Вильперт, Царица (1990) «Религия и этническая принадлежность: ориентации, представления и стратегии среди турецких алевитов и мигрантов-суннитов в Берлине». В: Томас Герхольм/Ингве Георг Литман (ред.) Новое исламское присутствие в Западной Европе. Нью-Йорк: Мэнселл, стр. 88–106.
  • Зирх, Бесим Джан (2008) «Евро-алевиты: от гастарбайтеров к транснациональному сообществу». В: Ангел, Герхарц, Решер и Зальцбрунн (ред.) Создание мирового общества: перспективы транснациональных исследований. Стенограмма; 103–130.
Библиографии
  • Ворхофф, Карин. (1998), «Академические и журналистские публикации об алевитах и ​​бекташах Турции». В: Торд Олссон/Элизабет Оздалга/Катарина Раудвере (ред.) Идентичность алеви: культурные, религиозные и социальные перспективы, Стамбул: Шведский исследовательский институт, стр. 23–50.
Турецкоязычные произведения
  • Предок, Слово. (2007), Первый политический процесс над Алевисом: (Партия турецкого единства) (1966–1980). Анкара: Издательство Word.
  • Айдын, Айхан. (2008), Абидин Озгюнай: автор, издатель и основатель журнала Cem Magazine. Стамбул: Публикации Нияза.
  • Балкиз, Али. (1999), Пир Султан из Сиваса в Сидней. Анкара: Курсив.
  • Балкиз, Али. (2002), Борьба за единство в Пир-Султане (Ответ Хызыр-паше). Анкара: Курсив.
  • Бильгель, Хыдыр Али. (1996), Алевис и живые фотографии, Alev Publications.
  • Джошкун, Зеки (1995) Алевиты, сунниты и ... Другие Сивасы, Стамбул: İletişim Yayınları.
  • Дюмон, Поль. (1997), «Важность алевизма в современной Турции», в книге «Положив зеркало на мое лицо», Али предстал моим глазам: алевизм глазами иностранных исследователей, редактор: Ильхан Джем Эрсевен. Стамбул: Ант, 141–161.
  • Энгин, Хавва и Энгин, Исмаил (2004). Алевизм. Стамбул: Издательство Китап.
  • Гюль, Зейнель. (1995), Мы дороги или пассажиры? Стамбул: Can Publications.
  • Гюль, Зейнель. (1999), От ассоциации к партии: Европейская организация алевитов. Анкара: Курсив.
  • Смех, терпение. (2008), Политическая организация алевизма: модернизация, роспуск и Партия турецкого единства. Анкара: Сноска.
  • Ират, Али Мурат. (2008), Бекташи Кардиган штата/Государство, Алевис и другие. Стамбул: Чивирайтингс.
  • Калели, Лютфю. (2000), «Организации алевитов между 1964–1997 годами» в журнале Aleviler/Alewiten: Identity and History/Indentität und Geschichte, редакторы: Исмаил Энгин и Эрхард Франц. Гамбург: Немецкий институт Востока, 223–241.
  • Калели, Лютфю. (2000), Идентичность алевитов и организации алевитов. Стамбул: Can Publications.
  • Каплан, Исмаил. (2000), «Обзор организации алевитов в Европе», в книге «Алевилер/Алевитен: идентичность и история/Indentität und Geschichte», редакторы: Исмаил Энгин и Эрхард Франц. Гамбург: Немецкий институт Востока, 241–260.
  • Каплан, Исмаил. (2009), Алевич: наша вера и стойкость. Кельн: Публикации AABF.
  • Коджадаг, Бурхан. (1996), История Алеви Бекташи. Стамбул: Can Publications.
  • Массикар, Элиза. (2007), Политизация движения алевитов. Стамбул: Общение.
  • Меликов, Ирен. (1993), Они предупреждают, что спят. Стамбул: Издательство Cem.
  • Окан, Мурат. (2004), Алевизм в Турции / Антропологический подход. Анкара: Изображение.
  • Озерол, Сулейман. (2009), Хасан Недим Шаххусейиноглу. Анкара: Продукт.
  • Шаххусейноглу, Х. Недим. (2001), Хызыр Паша: За кулисами экспорта. Анкара: Курсив.
  • Шаххусейноглу, Недим. (1997), Борьба Культурной ассоциации Пир Султана за демократию, секуляризм и свободу. Анкара: Публикации ПСАКД.
  • Шаххусейноглу, Недим. (2001), Исторический процесс алевитских организаций. Анкара: Курсив.
  • Салман, Мерал. 2006, Дергах, который не вписывается в стены музея: Те, кто чтит память Хаджи Бекташа Вели в процессе установления идентичности Алеви-Бекташи. Анкара: Остается.
  • Сарач, Недждет. (2010), Политическая история Алевиса. Стамбул: Джем.
  • Шенер, Джемаль и Миясе Илькнур. (1995), Шариат и алевизм: организация алевитов от Совета сороковых до наших дней. Стамбул: Ант.
  • Тосун, Халис. (2002), Жизнь с идентичностью алеви. Стамбул: Can Publications.
  • Вергин, Нур (2000, [1981]), Религия, общество и политическая система, Стамбул: Контекст.
  • Яман, Али (2000) « Система очагов и институт Деделик в анатолийском алевизме ». Алеви Бекташи.
  • Зирх, Бесим Джан. (2005), «Евроалевиты: от приезжего труда к транснациональному сообществу», Киркбудак 2: 31–58.
  • Зирх, Бесим Джан. (2006), «Интервью с Тургутом Окером из Европейской конфедерации алевитов» Киркбудак 2: 51–71.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fa284cdaff23626bf3beafbf52449286__1721864340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fa/86/fa284cdaff23626bf3beafbf52449286.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Alevism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)