Нет Дузгин
Эта статья или раздел, возможно, содержит обобщение материала не , который достоверно или не относится упоминает основную тему ( Июль 2023 г. ) |
Вор Баба | |
---|---|
Сурела, Бимбарек, Султан | |
Почитается в | Курдский алевизм |
Дузгин Баба ( Зазаки : Дузгин Баба или циферблат. Дузгин Бава , также Кемере Дузгини «скала Дузгин», курдский : Дузгин Баба , دوزگن بابا ) — религиозный деятель среди -алевитов курдов , особенно в провинции Тунджели . Он также символизирует гору в Назымие , недалеко от деревни Киль . Люди верят, что он исчез на вершине этой горы, которая известна как Кемере Дузгини (скала Дузгин), Бимбарек (святой) или Кемере Бимбареки (святая скала) в Зазаки . [ 1 ] Согласно местным преданиям, он сын Сайида Куреса / Куреша , который был предком общины Курешан , и его настоящее имя не Дузгин, а Хайдар или Шах Хайдар (Заз. Са Хейдер ). Однако некоторые исследования свидетельствуют об обратном этой точке зрения. [ 2 ]
История
[ редактировать ]Дузги был известен как вали в Тунджели, где он совершил чудо керамат («чудо»). Однажды зимой погода была очень плохой, что привело к засухе, и люди изо всех сил пытались прокормить себя, не говоря уже о своих животных. Однако стадо Дузгина казалось здоровым. Его отцу было любопытно, как Дузгин сохраняет их здоровье. Однажды он последовал за ним и увидел, что всякий раз, когда Дузгин тряс своим посохом над сухой землей, растения начинали расти, и стадо питалось ими. Его отец собирался уйти незамеченным, когда один из стада несколько раз чихнул, и Дузги сказал; «В чем дело? Ты видел Куресо Хурра? [ 3 ] и это то, что заставило тебя чихнуть?» В то же время он оборачивается и видит своего отца, а затем бежит на вершину горы. Он исчез «божественным образом», из-за стыда своего отца.
Этимология
[ редактировать ]Хотя имя Дузгин похоже на турецкое слово, оно не происходит от изначально турецкого слова düzgün , что означает гладкий и правильный. [ 4 ] Процесс тюркизации алевитских мифов и верований в Тунджели начался, в частности, с некоторых лидеров ордена Бекташи , которые пытались установить контакт с местными лидерами алевитских курдов в 19 веке. [ 5 ] Таким образом, возможно, что в это время они добавили к местным мифам какие-то новые мотивы, чтобы объяснить их турецкими терминами. Агучан , название другой общины сайидов может быть блестящим примером. Потому что большинство людей в регионе до сих пор верят, что на турецком языке это означает «тот, кто пьет яд» (турецкий ağu içen ), хотя это популярная этимологическая точка зрения. [ 6 ] Имя Дузгин и Дизгун являются трансформацией имени другого мифологического персонажа региона. Его зовут Туджик / Тузик , что на курдском и зазаки означает «острый», а также символизирует гору. Как и Дузгин, он является олицетворением горы, первоначально древнего бога ( Ваагна ). [ 7 ] Согласно некоторым песням ашикса ( ашика ), он самый сильный вели ( святой ) в Тунджели. Он глава 366 святых. Некоторые ученые полагают, что имя Туджик происходит от армянского дузаха , что у зороастрийских армян означает ад. Это может быть гармонизированная форма произношения новых местных языков. Туджик изначально был вулканической горой. Поэтому народ дал это название. Турки, живущие неподалеку от горы, имеют такую же мотивацию дать название Cehennem dağı (гора Ад) горе Тендюрек . Потому что это тоже вулканическая гора и поэтому иногда люди слышали рев с горы. Более того, этимологическое происхождение имени Тендюрек косвенно отсылает к «аду» как к метафоре. Оно связано со словом тандыр , что означает разновидность печи. [ 8 ]
Происхождение
[ редактировать ]Некоторые ученые считали, что существует постоянная связь между армянским Митрой (Мехр или Михр) и Бава Дузги/Дизгун Бава. [ 9 ] Потому что горы Тунджели были убежищем для зороастрийских армян, сопротивлявшихся процессу христианизации в древние времена, а на окраине древнего Тунджели находились культовые места зороастрийских божеств. Например, Багаярич (ныне Пекерич , в Эрзинджане ) был местом культа армянского Митры. Кема (Турция) была для Ахурамазды (армянский Ормазд). Поэтому его можно проследить по некоторым топонимам в Тунджели. Самый яркий пример – название Мерканских гор, которое этимологически связано с Мехром . [ 10 ]
На эту преемственность указывают не только топонимы, но и мифологические элементы. Прежде всего, Митра был богом договоров и дружбы. Он защитник истины. [ 11 ] Дузги может разрешать отдельные конфликты между Алеви Зазасом и курдами, а также алевитизированными армянами Тунджели, а также он является защитником истины. [ 12 ] Если у кого-то есть проблема ( дава ) с кем-то другим и если он/она не может решить эту проблему с ним/ней, то он/она идет на вершину горы Дузгин и желает ему/ей помощи.
По словам Алеви Зазаса и курдов Тунджели, если у благочестивого человека нет сына и если он / она пойдет на гору Бава Дузгин, Дузгин даст этому человеку шанс получить сына. В Авесте Митра известен как «даритель сыновей» ( путрода ). Люди молятся Дузги во время первых лучей восходящего солнца, как последователи Митры. В последнее время Митру стали богом солнца, хотя он был богом солнечного света.
Митра и Дузги — пастухи. Митру символизирует орел. Есть в Дузги и такой символ. Это Хелио Чал . Оба они кавалеристы и одеты в красное. Более того, у Митры есть сестра ( Анахита ), тоже Дузги ( Хаскар ). Анахита — богиня воды, символизирующая чистоту. У Хаскара есть источник святой воды на горе Дузгин. Он назван ее именем; Хаскаре . Если кто-то выпьет воду с добрым сердцем, то источник воды не высохнет. Это убеждение относится к Анахите , что в Авесте означает «безупречная» ( Ан-ахит ). Название Хаскар, вероятно, происходит от армянского слова «оскрат» , что в переводе с армянского означает «сделанный из золота». Потому что Анахид чаще всего описывают с золотой повязкой. Следовательно, Хаскар и Дузгин являются олицетворениями армянской Анахиты и Митры в этом горном регионе Тунджели. [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хусейн Чакмак, «Дузги в официальных и народных повествованиях», Мунзур , 2008, с. 29.
- ^ например, см. Чакмак, 2008, с. 32-3. Дузгин/Дизгун — «вымышленный святой», а у вымышленных святых в основном «имена», имеющие неизвестное или абсурдное значение. Как Бугдай Деде (Тир), Кум Баба (Шиле), Читленбик Деде (Кемальпаша) и Чинар Деде ... (Гюрдал Аксой, Курдская мифология Тунджели Алеви, Религиозные деятели в Раа Хаке , Стамбул, 2006, Комал, стр. 47-9 ISBN 9789757102137 ).
- ^ . Хур означает здесь «с короткими ушами». Так, Хуресо Хурр ссылается на армянские корни некоторых кланов курейшанской общины (см. Гюрдал Аксой, Тунджели: алевизм, армянство, курдство , Анкара, 2012, сноска).
- ^ Аксой, 2006, с. 50-7
- ^ об этих контактах см. Эрдал Гезик , Алеви-курды в контексте этнических, политических и религиозных проблем , Анкара, 2012, Издательство «Илетишим». ISBN 9789750511233
- ^ Аксой 2006, с. 206-14
- ^ Аксой, 2012, с. 99-115 ISBN 978-6054412501 .
- ^ Аксой 2006, с. 56; Аксой, 2012, с. 99
- ^ Аксой 2006, с. 37-122
- ^ Меркан <Мехркан <Митракана (Генрих Хюбшманн, Старые армянские топонимы , 1967 https://archive.org/details/diealtarmenisch00hbgoog ).
- ^ Артур Коттерелл-Рэйчел Сторм, Полная энциклопедия мифологии , Лондон, 1999: Lorenz Books, стр. 298 ISBN 9780754800910
- ^ Поэтому некоторые писатели считали, что это объясняет, почему люди называют его турецким düzgün (гладким, правильным).
- ^ более подробную информацию см. Аксой 2006, с. 37-122