Jump to content

Волжские татары

(Перенаправлено с Казанские татары )
Волжские татары
татары
Мёксямят-Эмин , трёхкратный правитель Казанского ханства , упоминается в Царской книге XVI века.
Общая численность населения
в. 6,2 миллиона
Регионы со значительной численностью населения
 Россия : 5,310,649 [ 1 ]
 Узбекистан 467,829 [ 2 ]
 Казахстан 203,371 [ 3 ]
 Украина 73,304 [ 4 ]
 Туркменистан 36,355 [ 5 ]
 Кыргызстан 28,334 [ 6 ]
 Азербайджан 25,900 [ 7 ]
 Турция 25,500 [ 8 ]
 Китай 5,000
 Литва 4,000
 Эстония 1,981 [ 9 ]
 Финляндия 600-700 [ 10 ]
Языки
татарский , русский
Религия
Преимущественно суннитский ислам [ 11 ] [ 12 ] с православным христианином [ 13 ] и нерелигиозное меньшинство
Родственные этнические группы
Башкиры , чуваши , ногайцы , крымские татары. [ 14 ] [ 15 ]

Волжские татары или просто татары ( татарский : татарлар , латинизированный: татарлар ; русский : татары , латинизированный : татары ) — кипчакско-булгарская тюркская этническая группа, родом из Волго-Уральского региона западной России . Они подразделяются на различные подгруппы. Волжские татары — вторая по численности этническая группа в России после этнических русских . Большинство из них проживает в республиках Татарстан и Башкортостан . Их родной язык – татарский , язык тюркской языковой семьи . Преобладающей религией является суннитский ислам , за которым следует православие .

« Пролетарии всех стран, соединяйтесь! » — написано татарско-арабской вязью на иллюстрированном флаге ТАССР. (Музей Казанского Кремля, 2023).

Культурный центр татар — Татарстан , Российская Федерация. До этого они входили в состав Татарской Автономной Советской Социалистической Республики , созданной в 1920 году. [ 16 ] Это было первое успешное татарское образование со времен Казанского ханства . [ 17 ]

В переписи населения 1926 года разные подгруппы ныне поволжских татар идентифицировали себя скорее своими именами. После этого их объединили в группу «татары». [ 18 ] В период Российской империи они также были широко известны как татары, и со временем это название распространилось и на большинство других тюркских народов России (азербайджанцев – закавказских татар ).

История этнонима восходит ко временам Золотой Орды , когда ее феодальная знать использовала его для обозначения своих подданных. Его начали использовать и русские феодалы и царское правительство. Эти разные племена обычно идентифицировали себя по названию своей группы или, как правило, как мусульмане. Имя Болгар также упоминалось. Предполагается, что они избегали использования этого термина еще и потому, что он негативно связывал их с монголо-татарами прошлого. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ]

В настоящее время многие этнические различия между татарскими группами Поволжья исчезли. Некоторые, особенно уникальные диалектические черты сохраняются, и они до сих пор выделяются в свои татарские группы внутри поволжских татар. [ 22 ]

Большинство волжских татар ( казанские татары и мишари ) обычно считаются потомками либо кипчаков Золотой Орды, либо булгар , переживших монгольское завоевание 1236–1237 годов. Некоторые говорят, что эти две теории не должны противоречить друг другу. Их история связана и с другими племенами. [ 20 ] [ 23 ]

Г. Р. Еникеев считает, что современные татары являются прямыми потомками татар Чингисхана. Он критикует феномен идентификации с булгарами и утверждает, что это произошло благодаря «прозападным правителям правительства Романовых », с помощью булгаристов- мулл и европейских историков, создавших негативный и искаженный образ татар. что в конечном итоге привело к тому, что они отвергли этот термин и потеряли национальное самосознание. [ 24 ] Финский историк Антеро Лейтцингер утверждает: «Они [булгаристы] подчеркивают вклад булгар главным образом из-за чувства неполноценности, создаваемого русскими, которое часто присуще ординскому населению». [ 25 ]

В XIV веке суннитский ислам был принят многими татарами. [ 26 ] Они стали подданными России после осады Казани в 1552 году. [ 27 ]

Голод 1921–1922 годов в Татарстане — период массового голода и засухи, произошедший в Татарской АССР в результате политики военного коммунизма . [ 28 ] [ 29 ] в котором 500 тыс. [ 30 ] до 2 миллионов [ 31 ] крестьяне погибли. Это событие было частью великого российского голода 1921–22 годов , который затронул другие части СССР . [ 32 ] в результате которого в общей сложности погибло до 5 миллионов человек. [ 33 ] [ 34 ]

Татарские власти пытались с 1990-х годов, после распада Советского Союза , обратить вспять русификацию Татарстана, которая имела место в советский период. [ 27 ]

Статус в России

[ редактировать ]

Татарский тюркский язык , принадлежащий к подветви кыпчакских языков, называемой кипчакско-булгарской. [ 35 ] По переписи 2002 года в России проживало 5,3 миллиона татароязычных, а в 2010 году — 4,3 миллиона. ( Татарский не следует путать с крымскотатарским , который является отдельным языком внутри той же кипчакской семьи. [ 35 ] ). [ 36 ] [ 37 ]

Татарский можно разделить на два основных диалекта (некоторые считают, что сибирский татарский – третий [ 38 ] )

  • Центральный (Казанский – самый распространенный и одновременно литературный язык)
  • Западный (Мишар)

В 2017 году количество часов преподавания татарского языка в школах Татарстана было сокращено до двух часов в неделю, и это возможно только с письменного согласия родителя ученика. Президент Владимир Путин аргументировал это тем, что человека не следует заставлять «учить язык, который не является его родным языком», имея в виду жалобы родителей российских студентов, которые были недовольны тем, что их детям приходилось учить татарский язык, что, в свою очередь, отнимало время. от изучения русского языка. До этого в течение 25 лет все жители Татарстана (в том числе и россияне) должны были изучать татарский язык от детского сада до средней школы. [ 39 ] В 2021 году в Татарстане было примерно 53% татар и 40% русских. [ 40 ] По данным опроса 2015 года, большинство молодых людей в штате предпочитали изучать русский или английский язык и считали, что татарский язык бесполезен в трудовой жизни. [ 39 ] [ 41 ]

татары и русские

[ редактировать ]
Вариант флага Татарстана, используемый татарскими сепаратистами.
День единства 2015. Президент Владимир Путин и различные религиозные деятели. Среди них татары Талгат Таджуддин (третий слева) и Равиль Гайнутдин (справа).

После русских волжские татары являются второй по численности этнической группой в России. [ 42 ]

Долгая и многогранная история отношений этих двух этносов восходит ко временам Волжской Булгарии и Золотой Орды . Татары были частью России с 1500-х годов. Позже среди татар есть как люди, выступающие против России, так и те, кто считает себя ее неотъемлемой частью. Среди татарских сепаратистов — этническая националистка, основательница партии независимости «Иттифак » Фаузия Байрамова . В 2018 году татарский активист Рафис Кашапов основал в Киеве сепаратистское движение под названием « Свободный Идель-Урал ». [ 43 ] Известные пророссийские примеры включают Великого муфтия России, сторонника евразийства Талгата Таджуддина . Он и другой татарский муфтий Камиль Самигуллин поддержали российское вторжение на Украину . [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] Глава Татарстана Рустам Минниханов заявил в июне 2023 года, что «Татарстан полностью поддерживает Верховного Главнокомандующего, Президента страны Владимира Владимировича Путина; самое правильное сейчас — противостоять тем, кто представляет угрозу для России и ее страны». многонациональный народ». [ 49 ]

О важности независимости Татарстана обычно всплывают при обсуждении русификации татар, но также отмечается, что это не обязательно решит проблему хотя бы полностью. «Все чаще сами меньшинства решают учить своих детей русскому языку, чтобы обеспечить экономическую интеграцию». (К. Зубачева, 2019 г.) [ 50 ] ). Исследователь Бременского университета Дарья Дергачева считает, что независимость может произойти со временем, но это также будет очень сложно и может не привести к желаемой деколонизации. Она также утверждает, что необходимый для этого этнический национализм может разжечь межэтнические конфликты, поскольку татары составляют лишь 53% населения Татарстана. К вызовам также относится тот факт, что Татарстан глубоко интегрирован в экономику, торговлю и инфраструктуру России. [ 51 ]

Народный поэт Хабдулла Тукай писал в ответ на татарскую эмиграцию в Турцию, происходившую в конце 1800-начале 1900-х годов: «Здесь мы родились, здесь мы выросли, и здесь наступит момент нашей смерти. Сама судьба связала нас. в эту русскую землю». [ 52 ] Тукай назвал россиян своим «братским народом». [ 53 ]

Г. Р. Еникеев утверждает, что "средневековые татары сыграли значительную роль и в формировании русских". Он цитирует историка-евразийца Льва Гумилева : «Татары — в нашей крови, нашей истории, нашем языке, нашем мировоззрении. Какими бы ни были реальные различия с русскими, татары — народ не вне нас, а внутри нас». [ 24 ] В Казани (Татарстан) есть памятник Гумилеву. [ 54 ] Татарский писатель Галимджан Ибрагимов : «Мы, татары, — нация, которая раньше других присоединилась к России. Несмотря на темную политику самодержавия и различия между двумя общинами, это создало много общих черт жизни между ними». [ 55 ]

Татарский муфтий Равиль Гайнутдин заявил, что, по его мнению, «Россия была создана тюрками так же, как и славянами». [ 56 ] Основу таких идей заложил крымскотатарский мыслитель-джадидист Исмаил Гаспринский , который верил в единство двух народов и считал Россию «продолжением Золотой Орды». [ 57 ] [ 58 ]

В своей книге 2016 года «Москва и татарский мир» татарский историк из Казани Булат Рахимзянов утверждает, что «в средние века между Москвой и татарами не было масштабного противостояния». [ 59 ] [ 60 ]

Мечеть Мярджани в Казани.

Татарские и русские крестьяне в прошлом неоднократно объединяли свои силы. Например, «горское восстание» 1606–1609 гг., в котором чуваши и мордва принимали участие также . Однако самым известным из них является Пугачевский бунт , в котором участвовало большое количество татар. По словам Альфреда Халикова, «царское правительство, как русские, так и татарские феодалы боялись дружбы между народами и постоянно разжигали шовинистические и националистические настроения». [ 61 ]

Первый муфтий России, татарин Мухамеджан Хусаинов (1756–1824) оказал большое влияние на распространение российского господства в казахских степях, а также на Кавказе, особенно среди кабардинцев . [ 62 ]

Филолог-журналист Азат Ахунов: "Несмотря на конфликты и национальные различия, татары по менталитету очень близки русским, даже больше, чем украинцы и белорусы. У нас есть общий исторический опыт, который нельзя отрицать. Лишь бы нашу культуру уважали и не встревожены, мы лучшие соседи, друзья и коллеги русского народа. [ 17 ]

Подгруппы

[ редактировать ]

Казанские татары

[ редактировать ]
Глава Татарстана Рустам Минниханов (слева) и бывший глава Минтимер Шаймиев во время праздничных торжеств "Изге Болгар жены", посвященных 1121-й годовщине принятия Волжской Булгарией ислама .

Большинство волжских татар – казанские татары. ( Казанские татарлары / kazanlıları [ 63 ] [ 64 ] ).Они составляют основную часть татарского населения Татарстана. Традиционно они населяют левый берег Волги . [ 65 ] Окончательно они сформировались во времена Казанского ханства . (1438–1552). [ 66 ]

А. Рорлих видит историю так: Хазарские нашествия вынудили булгар , тюркский народ, мигрировать из Приазовских степей в Среднее Поволжье и Нижнее Прикамье в первой половине VIII века. [ 20 ] В период X–XIII веков другие тюркские народы, в том числе кипчаки , мигрировали из Южной Сибири в Европу. Они сыграли значительную роль в монгольском нашествии на Русь в 13 веке. Татарский этногенез произошел после того, как перекочевавшие тюркские народы, смешавшись с местным булгарским населением и другими жителями Поволжья, сохранили кипчакский диалект и стали мусульманами. К 1500-м годам после падения Золотой Орды возникло несколько новых татарских государств. [ 67 ] Этими государствами были Казанское ханство , Астраханское ханство , Сибирское ханство и Крымское ханство . [ 26 ]

Споры вокруг происхождения татарского народа, происходят ли они от булгар или от Золотой Орды. [ 68 ] По одной теории, казанское татарское наследие восходит к кипчакам Золотой Орды, однако по другой теории татары произошли от булгарской культуры, пережившей монгольское завоевание 1236–1237 годов. Однако с середины 1970-х годов возникла точка зрения, что эти две теории не должны противоречить друг другу, а скорее находиться в симбиозе, заявляя, что они не могут просто претендовать только на булгар в качестве своих предков. [ 20 ] (См.: Булгаризм ).

Президент Булгарского национального конгресса Гусман Халилов обратился в Европейский суд по правам человека по вопросу переименования татар в булгар, но в 2010 году проиграл суд. [ 69 ]

Шихабетдин Меркани в конце 1800-х годов поощрял казанских татар идентифицировать себя как татар, несмотря на возможные негативные коннотации. [ 20 ]

Мишарные татары

[ редактировать ]
Хайдар Бигичев (1949—1998), мишар татарин Нижегородской области , солист Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля , заслуженный народный артист. [ 70 ]

Мишарные татары или мишари , [ 71 ] ) — этнографическая группа волжских татар, говорящих на мишарском диалекте татарского языка . Они составляют примерно треть татарского населения Волги. После волн миграции с конца 1500-х по 1700-е годы они расселились преимущественно на правобережье Волги и Урала. Расширение контактов с казанскими татарами еще больше сблизило эти две группы, и, таким образом, родилась «татарская нация»; в конечном итоге заменяя ранее использовавшиеся региональные названия. Из-за этого было ослаблено и подгрупповое сознание. [ 72 ] [ 73 ] [ 71 ] Г. Тагирджанов считал, что предки как казанских татар, так и мишарей были выходцами из Волжской Булгарии . Он предположил, что мишары произошли от племени Эсегель . [ 74 ]

Этногенез мишарей оспаривается, но их часто считают потомками кипчаков Золотой Орды, так или иначе. Их этническое формирование окончательно произошло в Касимском ханстве в 1400–1500-х годах. Помимо кипчаков, предки мишарей часто связаны с мещерами , буртасами , болгарами и восточно-венгерскими племенами . [ 73 ] [ 75 ] [ 76 ]

Хотя на мишарей повлияли русские, вероятно, в большей степени, чем на казанских татар, диалект Нижегородской области, как говорят, напоминает древний кыпчакский диалект. По мнению А. Лейцингера , мишарский диалект имеет больше кипчакского, а казанский диалект — больше болгарского влияния. А. Орлов утверждает: «Нижегородские татары (мишари) являются одной из коренных татарских групп, сохраняющих преемственность кипчакско-тюркского языка, культуры и традиций». [ 77 ] [ 78 ] Орлов также считает, что мишари в основном являются предками донских казаков . [ 79 ]

Традиционно мишари населяли западный берег Волги. Сейчас большинство предположительно проживает в Москве . Финские татары тоже изначально мишары. [ 72 ]

По переписи 1897 года численность мишарей составляла 622 600 человек. [ 71 ] Их предполагаемое количество сильно варьируется. [ 80 ]

Мечеть и минарет в Касимове .

Касимовские татары ( Qasıym tatarları) [ 81 ] ) со столицей в городе Касимове области Рязанской . Они были сформированы во времена Касимского ханства . [ 82 ] Предполагалось, что в 2002 году численность касимовских татар составляла менее 1000 человек. Известно, что в конце 1800-х - начале 1900-х годов некоторые касимовские татары переселились в районы Казани , Симбирска , Нижнего Новгорода , Оренбурга , а также в Среднюю Азию . [ 83 ]

По мнению С. Ишхакова, касимовские татары представляли собой «этнически переходную группу между казанскими татарами и мишарскими татарами». Касимовские татары принимали участие в взятии Казани и в войнах со Швецией в составе войск Ивана Грозного . В некоторых источниках мишарей называют касимовскими татарами. (Они также были в основном сформированы в Касимском ханстве. [ 73 ] ) [ 84 ]

Касимовские татары (Самоназвание: Касым / Käçim tatarları / народный [ 81 ] [ 85 ] ) говорят на центральном (казанском) диалекте татарского языка. В их диалекте присутствует мишарское и ногайское влияние. [ 83 ]

Говорят , что первая женщина-татарка-математик, выпускница Сорбонны и удостоенная звания Героя Советского Союза С.К. Шакулова (1887–1964) была касимовской татаркой. [ 83 ]

Нукратские татары

[ редактировать ]

Нукратские татары ( Noqrat tatarları ) проживают преимущественно в Удмуртии ( Юкаменский , Глазовский , Балезинский , Ярский районы) и Кировской области . Они разделены на подгруппы Нукрата и Чепецкого. Они говорят по-татарски с характерным для южного удмурта языком . Их название происходит от села Нократ, которое впервые упоминается в 1542 году наряду с городами Вятской земли . На их формирование повлияли удмурты и бесермяне . Они исповедуют ислам. [ 86 ]

В 1920-е годы численность нукратских татар составляла около 15 тысяч человек. [ 86 ]

Пермские татары

[ редактировать ]

Пермские татарлы ( Perm' tatarları), также известные как остяки в русских источниках XV — начала XVII веков, проживают в основном в Пермском крае и Свердловской области . Остяки находились в сфере влияния Казанского ханства как отдельное этнополитическое образование (остяцкая, или Костяцкая земля). Важной этнической составляющей пермских татар было ногайско-кипчакское население Пермского края. Также влияние имели казанские татары и отчасти мишари, переселившиеся из Среднего Поволжья в Пермский край в XVI - начале 17 вв. Пермские татары делятся на 4 подгруппы: муллинская, кунгурская, таныповская и красноуфимская. [ 87 ] В начале 1900-х годов их численность составляла 52 700 тысяч человек. Как и татарское большинство, они исповедуют ислам. [ 87 ]

Политика христианизации татар-мусульман была проведена российскими властями, начиная с 1552 года, что привело к появлению кряшенов ( керашен / керашеннар), также известных как « христианизированные татары». [ 88 ]

Многие волжские татары были насильственно обращены в христианство Иваном Грозным в 16 веке и продолжали сталкиваться с принудительным крещением и обращением в другую веру при последующих российских правителях и православном духовенстве до середины восемнадцатого века. [ 13 ]

Крясенские татары проживают на большей части территории Волго-Уральского региона. Сегодня они имеют тенденцию ассимилироваться среди русских и других татарских групп. [ 89 ]

Некоторые из кряшен говорят на казанском наречии, другие на мишарском. [ 90 ] По переписи 2010 года к кряшенам было отнесено 34 882 человека. [ 91 ]

Другие группы

[ редактировать ]

тептяров ( tiptär ), нагайбаков ( nağaybäklär ) и астраханских татар ( Ästerxan tatarları По мнению некоторых, к волжским татарам также можно отнести ).

Тептяры проживают в Пермском крае , юго-восточной части Татарстана и северо-западном Башкортостане . Большинство из них говорит на казанском диалекте татарского языка, а некоторые — на башкирском . По одной из теорий, первоначально тептяры образовали особую крестьянскую группу, в которую, помимо татар, входили башкиры, чуваши , марийцы , удмурты и мордва . В 1790 году тептьяры были переведены в чины военнослужащего класса и образован Тептярский полк. Во время Отечественной войны 1812 года 1-й Тептярский полк под командованием майора Темирова принимал участие в боях в составе отдельного казачьего войска Матвея Платова . До сих пор идут споры о том, следует ли их причислить к татарам или башкирам. В начале 1900-х годов их число оценивалось в 382 000 человек. [ 92 ] [ 93 ] [ 94 ] [ 95 ]

Нагайбаки проживают в Челябинской области России. Они православные христиане, и многие исследователи считают, что они произошли от христианизированных ногайцев Ногайского ханства . Однако существуют и другие теории. Они говорят на нагайбакском диалекте среднего диалекта татарского языка. Перепись 2002 года зафиксировала 9600 нагайбаков. [ 96 ] [ 97 ] [ 98 ] [ 99 ]

Астарханские татары — региональная этническая группа. В 1989 году в Астраханской области проживало 71 700 татар . Они разделены на три подгруппы: юртовские и кундровские татары и карагаши . Одна теория связывает Юртов и Карагаш с Ногаем. Другой предполагает, что Юртов происходил из Астарханского ханства . Значительная часть астраханских татар являются потомками волжских татар, переселившихся в этот район в XVIII-XIX веках. Еще в 1702 году местные татарки вышли замуж за казанских татар. В конце XVIII века волжские и уральские татары начали переселяться в деревню, где основывали новые деревни или селились в одних деревнях с местными татарами. К началу XX века поселенцы, преимущественно смешавшиеся с юртовскими татарами, уже составляли более трети местного татарского населения. [ 100 ] [ 101 ]

татарская литература

[ редактировать ]
Народный поэт Абдулла Тукай .

Татарская литература имеет древнюю историю. До появления книгопечатания древние татарские книги, написанные арабской графикой, переписывались вручную. Широко распространялись рукописи Корана, другая духовная литература, учебные книги. Одним из самых ранних известных произведений национальной татарской литературы считается написанное в начале XIII века известным поэтом Кол Гяли поэтическое произведение «Кисса-и Йосиф» ( قصه یوسف, «Сказание о Юсуфе» ). Первым печатным изданием на татарском языке стал «Манифест Петра I по случаю Персидского похода» , изданный в 1722 году. [ 102 ] [ 103 ]

В качестве литературного языка татары использовали местный вариант тюрки . до начала 1900-х годов [ 104 ] Его нормы начали приближаться к разговорному разговорному языку с середины 1800-х годов. Основу нового литературного языка создали миграция и урбанизация. Его словарный запас и фонетика в основном основаны на казанском диалекте, а морфология - на мишарском диалекте. [ 105 ]

Известными татарскими писателями 19 и 20 веков являются, например , Шабдулла Тугай , Шалимджан Ибрагимов , Фатик Эмирхан , Чедель Кутуй и Муса Джалил . [ 106 ] [ 107 ] [ 108 ] [ 109 ] [ 110 ] Среди более поздних авторов — Роберт Миннуллин . [ 111 ]

Первая опубликованная татарская пьеса была написана Габдрахманом Ильясом в 1887 году под названием «Бичара кыз» (Бичара кыз, «Несчастная девушка»). Частично он был встречен негативно со стороны консервативной татарской аудитории того времени из-за включения «передовых идей, основанных на социальном равенстве». возник профессиональный татарский театральный коллектив «Сяяр» (Сәйяр) В начале 1907 года в Уральске . Этот коллектив считается основой Татарского академического театра имени Галиаскара Камала , расположенного в Казани , Татарстан. Сегодня в репертуаре театра в основном пьесы на татарском языке, а также пьесы, написанные русскими и другими авторами. Для людей, не владеющих языком, организована возможность просмотра татарских спектаклей с переводом. Среди известных татарских драматургов — Мирхайдар Файзи , Кярим Тинчурин , Шалиясгар Камаль , Шаяз Исхакий , а в последнее время — Зольфат Хаким. [ 112 ] [ 113 ] [ 114 ] [ 115 ] [ 116 ] [ 117 ] [ 118 ] [ 119 ] [ 120 ]

Ислам на Волго-Урале

[ редактировать ]
Мечеть Кулшариф в Казани.
Муфтий Татарстана Камиль Самигуллин.

Исламские корни Поволжья восходят к Волжской Булгарии (922 г.). С тех пор ислам в России также имеет многовековую историю. Волжские татары играли значительную роль в национально-культурных движениях мусульман во времена Российской империи, а также в Советском Союзе. Ислам в настоящее время является преобладающей религией в Татарстане. [ 121 ] [ 68 ] [ 122 ]

В сентябре 2010 года праздниками были объявлены праздники Ураза-байрам и 21 мая – день принятия волжскими булгарами ислама. В это время президент Татарстана вел переговоры об использовании исламского банкинга и открытии первого предприятия по производству халяльной еды с иностранными компаниями, выразившими заинтересованность в расширении проекта в Татарстане. [ 123 ] [ 124 ] [ 125 ]

Радикализм

[ редактировать ]

Термин «Кавказизация Татарстана» или Волго-Урала был придуман для описания некоторых радикальных исламских элементов, присутствующих в регионе, которые в основном происходят с Кавказа. Свою роль сыграла и миграция мусульман из Центральной Азии. В 2006 году Докка Умаров заявил: «Мы никогда не отделим земли Кавказа от Поволжья... Мы также освободим и другие земли, оккупированные Русней [уничижительный чеченский термин для России]. К ним относятся Астрахань и земли вдоль Волга, находящаяся под копытом русских кафиров ». [ 126 ]

Наиболее ярким примером радикального ислама среди татар является формирование «Иттифак» , лидер которого Фаузия Байрамова в 2000-х годах встала на сторону салафитов . Имам мечети Аль-Ихлас в Казани Рустем Сафин был приговорен к двум годам лишения свободы условно за сотрудничество с ХуТ . Во время двух чеченских войн на стороне сепаратистов воевало несколько десятков татар. В 2010 году МВД Татарстана закрыло недолговечное собрание в Нурлатском районе , которое пыталось подражать дагестанскому джамаату 1990-х годов. [ 126 ]

Радикальная форма ислама появлялась среди татар и башкир лишь изредка. Многие молодые люди не являются активными мусульманами и русифицированы по культуре. Бывший глава Духовного управления мусульман Нижегородской области Умар Идрисов считает, что «в отличие от своих собратьев-мусульман за рубежом, российские мусульмане — европейцы, выросшие на традиционных общероссийских ценностях, в том числе христианских». [ 126 ]

Численность населения

[ редактировать ]
Населенные татарами территории России по данным Всероссийской переписи 2010 г.

Татары, населяющие Республику Татарстан, субъект федерации России, составляют одну треть всех татар, а остальные две трети проживают за пределами Татарстана. Некоторые общины, проживающие за пределами Татарстана, возникли до русской революции 1917 года, поскольку татары специализировались на торговле. [ 68 ]

их насчитывалось около полумиллиона В 1910-е годы в районе Казани . [ 21 ] погибло около 2 миллионов поволжских татар В результате голода 1921–22 годов в Татарстане . Около 15 000 человек, принадлежащих к одной и той же группе, либо мигрировали в Рязань в центре России (ныне Европейская Россия), либо были расселены в качестве пленников в XVI и XVII веках в Литве. [ 21 ] ( Вильнюс , Гродно и Подолье ). В Санкт-Петербурге проживало около 2000 человек . Волго-Уральские татары насчитывают около 7 миллионов человек, в основном в России и республиках бывшего Советского Союза . Хотя основная часть населения проживает в Татарстане (около 2 миллионов человек) и соседних регионах, значительное количество волго-уральских татар проживает в Сибири , Средней Азии и на Кавказе. За пределами Татарстана городские татары обычно говорят на русском как на родном языке (в таких городах, как Москва , Санкт-Петербург , Нижний Новгород , Уфа , а также в городах Урала и Сибири).

В 2021 году в России проживало 5 310 649 татар. [ 127 ]

Генетика

[ редактировать ]

По данным более чем 100 образцов проекта ДНК Татарстана, наиболее распространенной гаплогруппой Y-ДНК у этнических татар Поволжья является гаплогруппа R1a (более 20%), преимущественно из азиатского субклада R1a-Z93. [ 128 ] [ 129 ] Гаплогруппа N - еще одна важная гаплогруппа. По разным данным, J2a или J2b могут быть более распространенным субкладом гаплогруппы J2 у волжских татар. гаплогруппы Q Реже представлены , O и C.

Гаплогруппы у волжских татар (122 образца): [ 130 ]

  • С2: 2%
  • Э: 4% (В13: 3%)
  • G2a: 2%
  • И1: 6%
  • И2а1: 5%
  • И2а2: 2%
  • J2a: 7%
  • J2b: 2%
  • Л1: 2%
  • Н1с2: 9%
  • Н1с1: 16%
  • О3: 2%
  • 1 квартал: 2%
  • R1a: 33% (Z282: 19%, Z93: 14%)

По мнению Мылярчука и др.:

Установлено, что мтДНК волжских татар состоит из двух частей, но западно-евразийский компонент значительно преобладает (в среднем 84%) над восточноазиатским (16%).

среди 197 казанских татар и мишарей . [ 131 ] Исследование Сусловой и соавт. нашел указания на два некипчакских источника примеси, финно-угорский и булгарский:

Вместе с татарами русские имеют высокие частоты семейств аллелей и гаплотипов, характерных для финно-угорских популяций. Это предполагает финно-угорское влияние на русский и татарский этногенез... Некоторые аспекты HLA у татар оказались близкими чувашам и болгарам , подтверждая тем самым мнение о том, что татары могут быть потомками древних булгар . [ 132 ]

Волжские татары, наряду с марийцами , финнами и карелами , генетически группируются с северными и восточными русскими и отличаются от южных и западных русских. Ученые также обнаружили различия в отношениях между некоторыми северными и восточными русскими. [ 133 ]

Согласно генетическому исследованию митохондриальных гаплогрупп, у волжских татар обнаруживаются примерно 90% западно-евразийских и 10% восточно-евразийских материнских гаплогрупп. [ 134 ]

Популяционная структура тюркоязычных народов в контексте их географических соседей по Евразии. Татары происходят от 20 до 30% своего происхождения из сибирских и северо-восточных азиатских групп. [ 135 ]

Согласно исследованию полного генома, проведенному Triska et al. По данным 2017 года, волжские татары в первую очередь происходят от племен волжских булгар, «которые несли в себе большой финно-угорский компонент», печенегов , куманов , хазар и иранских народов , таких как аланы . Татарский ВБД распространен среди различных тюркских и уральских популяций, прежде всего из Волго-Уральского региона. Авторы предполагают, что «когда исконные финно-угороязычные народы были завоеваны тюркскими племенами, и татары, и чуваши, вероятно, испытают языковую замену, сохранив при этом свое генетическое ядро». Ранее было обнаружено, что сами финно-угорские группы образовались из местных индоевропейцев и ранних уральскоязычных групп. [ 136 ] [ 137 ]

Исследование 2019 года показало, что аутосомная примесь волжских татар может быть смоделирована так, что она примерно на 80% похожа на срубную и около 20% на ульчскую . Уровень ульчиподобного происхождения был несколько выше у казанских татар по сравнению с мишарскими татарами. [ 138 ]

Были также установлены связи с историческими венграми , которые, как утверждается, сформировались из западных и восточносибирских источников. [ 139 ]

Три региональные группы татар (волжские, крымские, сибирские) не имеют общих предков и поэтому их формирование происходило независимо друг от друга. [ 140 ] [ 141 ]

Известные волжские татары

[ редактировать ]
Аида Гарифуллина , лирическое сопрано волжско-татарского происхождения

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «ВПН-2010» . www.gks.ru.
  2. ^ «Узбекистан – Этнические меньшинства» (PDF) . Проверено 3 июня 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  3. ^ Агентство Республики Казахстан по статистике: Численность населения Республики Казахстан по отдельным этносам на 1 января 2012 года Archived 2012-11-15 at the Wayback Machine
  4. ^ «О численности и составе населения Украины по данным Всеукраинской переписи населения 2001 года» . Перепись населения Украины 2001 года . Государственный комитет статистики Украины . Проверено 27 сентября 2012 г.
  5. ^ Asgabat.net -городской социально-информационный портал : Итоги всеобщей переписи населения Туркменистана по национальному составу в 1995 году. Archived 2013-03-13 at the Wayback Machine
  6. ^ «Национальный состав населения» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 13 ноября 2013 г.
  7. ^ Демография azstat.org
  8. ^ Проект Джошуа. «Татар в Турции» . Проверено 10 мая 2015 г.
  9. ^ «Население по национальностям» . Статистика Эстонии . Проверено 30 марта 2016 г.
  10. ^ «Финских татар возглавляет Гёльтен Бедретдин, экономист, сделавший карьеру в банковском деле, который считает, что религия должна быть на стороне добра» .
  11. ^ «Волжские татары» . http://russia.by , Порталус.ру . 5 августа 2007 г. – через порталus.ru.
  12. ^ «Религия и выразительная культура – ​​волжские татары» .
  13. ^ Jump up to: а б Емельянова, Галина М. (2002). Россия и ислам: исторический обзор . Пэлгрейв. стр. 36–41 . ISBN  0-333-68354-4 .
  14. ^ Ахметзянов М. Я. Татарские родословные (шеджере) / М. Я. Ахметзянов – Казань: ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова // Золотоординское обозрение. 2015.
  15. ^ Исхаков Д. М. Юго-Восточный Татарстан: проблемы изучения этнической истории региона XV-XVII веков. // Элмет — Альметьевск. 2003.
  16. ^ "НОВОСТИ ССЫЛКИ О ПРОЕКТЕ БИБЛИОТЕКА ИСТОРИЧЕСКИЙ КРУЖОК" . Archived from the original on 2017-12-20.
  17. ^ Jump up to: а б "Азат Ахунов: "Мы хорошо знаем наших русских соседей" " .
  18. ^ " "Татарская проблема" во всероссийской переписи населения (взгляд из Москвы)" . Archived from the original on 2019-06-02.
  19. ^ Халиков А.Х.: Татары, вы кто? . Финишировал Лаури Котиниеми. Культурное общество Абдуллы Тукая, 1991. ISBN   952-90-3114-9 . (стр. 146-159)
  20. ^ Jump up to: а б с д и Азаде-Айше Рорлих. «1. Происхождение волжских татар» . Стэнфордский университет.
  21. ^ Jump up to: а б с Кропоткин, Петр ; Элиот, Чарльз (1911). «Татары» . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 448–449.
  22. ^ «Алимжан Орлов: Нижегородские татары – потомки древнего Мешера» . islamnews.ru .
  23. ^ Пау, Стивен (2019). " 'Nationes que se Tartaros appellant': исследование исторической проблемы использования этнонимов татар и монголов в средневековых источниках" " . Обзор Золотой Орды . 7 (3): 545–567. doi : 10.22378/2313-6197.2019 -7-3.545-567 Архивировано из оригинала 20 июля 2021 г. цитата (стр. 563): «Что касается сегодняшних волжских татар, то, похоже, они взяли эндоним своих монгольских завоевателей, когда захватили Дашт-и-Кипчак. Он сохранился как преобладающий этноним в последующем синтезе монголов. и их более многочисленные тюркские подданные, которые в конечном итоге культурно и лингвистически подчинили себе своих завоевателей, как отмечал аль-Умари в четырнадцатом веке [32, с. 141]. Я утверждаю, что название «татар» было принято тюркскими народами региона как знак присоединения к татарским завоевателям – практика, о которой монах Юлиан сообщил в 1230-х годах по мере развития завоевания. Это название является свидетельством живучести и приспособляемости как народов, так и этнонимов. гордое татарское имя».
  24. ^ Jump up to: а б "Внешний вид (фото), Оглавление (Содержание) книги Еникеева Г.Р. "По следам чёрной легенды" " .
  25. ^ Лейцингер, Антеро: Мишяарит - старая исламская община Финляндии. Хельсинки: Кирья-Лейцингер, 1996. ISBN   952-9752-08-3 . (стр. 29–30)
  26. ^ Jump up to: а б «Татарский » Британская энциклопедия 15 ноября 2023 г.
  27. ^ Jump up to: а б ДМИТРИЙ ГОРЕНБУРГ. «ТАТАРЫ КАК МЕЗОНАЦИЯ» (PDF) .
  28. ^ Мизель 2002 , с. 18.
  29. ^ Верт, Николас ; Панне, Жан-Луи; Пачковский, Анджей ; Бартосек, Карел; Марголен, Жан-Луи (октябрь 1999 г.), Куртуа, Стефан (редактор), Черная книга коммунизма: преступления, террор, репрессии , издательство Гарвардского университета , стр. 92–97, 116–21, ISBN  978-0-674-07608-2
  30. ^ Дронин, Нью-Мексико; Беллинджер, Э.Г. (2005). Зависимость от климата и продовольственные проблемы в России, 1900-1990: взаимодействие климата и сельскохозяйственной политики и их влияние на продовольственные проблемы . Издательство Центральноевропейского университета. п. 98. ИСБН  9789637326103 .
  31. ^ Мизель 2002 , с. 281.
  32. ^ Миллар 2004 , с. 56.
  33. ^ Миллар 2004 , с. 270.
  34. ^ Хейвен, Синтия (4 апреля 2011 г.). «Как США спасли голодающую Советскую Россию: фильм PBS освещает исследование Стэнфордского ученого о голоде 1921-23 годов» . Стэнфордская служба новостей . Проверено 28 апреля 2017 г.
  35. ^ Jump up to: а б «Татарский язык» . Британника .
  36. ^ "Vserossijskaja perepis naselenija 2002 goda. 4.4. Rasprostranjonnost vladenija jazykami (krome russkogo)" . Archived from the original on 2012-03-29.
  37. ^ "Naselenije Rossijskoi Federatsii po vladeniju jazykami" . Archived from the original on 2021-10-06.
  38. ^ Jazyki Rossijskoi Federatsii i sosednih gosudarstv. Tom 3 , p. 67–68. Moskva: Nauka, 2005. ISBN   5-02-011237-2 .
  39. ^ Jump up to: а б Холод, Дарья (2018). «Факультативные занятия татарским языком в Татарстане, Россия» . Архивировано из оригинала 14 апреля 2022 года.
  40. ^ "Национальный состав населения". Federal State Statistics Service.
  41. ^ "Парламент Татарстана проголосовал за добровольное изучение татарского языка в школах" .
  42. ^ «Казанские татары не видят для себя будущего в путинской России» . Переводчик. 24 марта 2014 г.
  43. ^ Гобл, Пол А. (2018). «В Киеве формируется движение «Свободный Идель-Урал»» .
  44. ^ Манаев, Георгий (2020). «Монгольское нашествие стало причиной образования Руси» .
  45. ^ Сабиржан, БАДРЕТДИН (2000). «ФАУЗИЯ БАЙРАМОВА: ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛЕДИ ТАТАРСТАНА» .
  46. ^ Филатов С. Б. Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМР) // Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания / Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. — М. : Логос, 2005. — Т. III. — С. 81—90. — 464 с. — 2000 экз. — ISBN   5-98704-044-2 .
  47. ^ «Волжские татары» . Энциклопедия.com .
  48. ^ Сибгатуллина, Гульназ (2022). «Российские мусульманские лидеры о вторжении на Украину: объединены в демонстрации лояльности, разделены в борьбе за власть» .
  49. ^ " "Народ Татарстана един с Президентом России": мнения политиков и экспертов о происходящем" .
  50. ^ Зубачева, Ксения (2019). «Может ли Россия спасти свои языки меньшинств?» .
  51. ^ Дергачева, Дарья (12 апреля 2023 г.). «Российская деколонизация и Евразия: имперское наследие? Риски и возможности для Татарстана» .
  52. ^ Бедретдин, Кадрие (ред.): Туган Тел - Сочинения о татарах Финляндии . Хельсинки: Восточное общество Финляндии, 2011. ISBN   978-951-9380-78-0 . (с. 98 - А.Х. Халиков, 1998 г.)
  53. ^ «Литературная жизнь» .
  54. ^ "Памятник Льву Гумилёву" .
  55. ^ Бедретдин, Кадрие (ред.): Туган Тел - Сочинения о татарах Финляндии . Хельсинки: Восточное общество Финляндии, 2011. ISBN   978-951-9380-78-0 . (с. 87 - А.Х. Халиков, 1998 г.)
  56. ^ Jump up to: а б "Те, кто считают Россию только православным государством, – враги России, убежден муфтий Гайнутдин" . 29 September 2009.
  57. ^ "Евразийский православно-мусульманский симбиоз" (PDF) .
  58. ^ "Пантюркизм и панисламизм в российской истории" . Archived from the original on 2013-11-04.
  59. ^ " "Всепроникающего антагонизма между Москвой и татарским миром в средние века не было" " .
  60. ^ "Москва и татарский мир" .
  61. ^ Бедретдин, Кадрие (ред.): Туган Тел - Сочинения о татарах Финляндии . Хельсинки: Восточное общество Финляндии, 2011. ISBN   978-951-9380-78-0 . (с. 90, 93 - А.Х. Халиков, 1998)
  62. ^ "Мухамеджан Хусаинов: первый муфтий, дипломат и конезаводчик Подробнее" .
  63. ^ «Казанские татары» .
  64. ^ Ильгизар, Гельназ (2005). «Kazanlılar Yıraq Şärıqqa tağın 3 oçqıç yasap cibäräçek» . Радио Свобода .
  65. ^ Татарии (Серия «Человек и культура» РАН). М.: Наука, 2001. - С.36.
  66. ^ "Из Татарского энциклопедического словаря" .
  67. ^ Джеймс С. Олсон, изд. (1994). Этноисторический словарь Российской и Советской империй . Академик Блумсбери. стр. 624–625. ISBN  978-0-313-27497-8 .
  68. ^ Jump up to: а б с «ТАТАРСКИЙ. ЯЗЫК САМОГО МНОГОЧИСЛЕННОГО МЕНЬШИНСТВА В РОССИИ» . Принстонский университет. Архивировано из оригинала 13 декабря 2006 г.
  69. ^ "Татары — это не болгары" . November 2000.
  70. ^ «Бигичев Гейдар Аббасович (1949-1998)» .
  71. ^ Jump up to: а б с «Бусы» .
  72. ^ Jump up to: а б Лейтцингер, Антеро: Мишяарит — старая исламская община Финляндии . (Включает «Историю Яньяпара» Хасана Хамидуллы. Перевод и комментарии Фазиле Насретдина). Хельсинки: Кирья-Лейцингер, 1996. ISBN   952-9752-08-3 . (стр. 34, 44)
  73. ^ Jump up to: а б с Narody jevropeiskoi tšasti SSSR II , pp. 638, 640. Moskva: Nauka, 1964.
  74. ^ Салахова, ЕК (2016). «Происхождение мишарских татар и тептяров в творчестве Г. Н. Ахмарова» .
  75. ^ Кефели, Агнес. «Татарский» . Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе: Центр ближневосточных исследований .
  76. ^ Лейцингер 1996, стр. 15-39.
  77. ^ Лейтцингер 1996, с. 35
  78. ^ Орлов, Алимжан. "Нижегородские татары: этнические корни и исторические судьбы: Маджары и мещера – кипчакские племена" . Archived from the original on 2012-06-08.
  79. ^ «Алимжан Орлов: Нижегородские татары – потомки Древнего Мещера» .
  80. ^ Лейтцингер 1996, с. 34
  81. ^ Jump up to: а б «Касымские татары» .
  82. ^ Narody Rossii: entsiklopedija , pp. 326–327. Moskva: Bolšaja Rossijskaja entsiklopedija, 1994. ISBN   5-85270-082-7 .
  83. ^ Jump up to: а б с "Касимовские татары" .
  84. ^ Лейтцингер 1996, с. 8-9 (Салават Ишхаков)
  85. ^ «Мишари и Касимовские татары» .
  86. ^ Jump up to: а б "Нукратские татары" .
  87. ^ Jump up to: а б "Пермские татары" .
  88. ^ Брауэр 2001 , с. 271.
  89. ^ Беннигсен, Александр (1986). Мусульмане Советской империи: Путеводитель . Уимбуш, С. Эндерс. Блумингтон: Издательство Университета Индианы. п. 234. ИСБН  0-253-33958-8 .
  90. ^ Баязитова Ф. С.,. Слова татар-кряшен в сравнительном свете / Ан. ред. Ф. С. Хакимзянов. — М. : Наука, 1986. - 247 с.
  91. ^ "Чем обусловлен рост числа кряшен в Татарстане: мнения" . Archived from the original on 2014-02-22.
  92. ^ Narody Rossii: entsiklopedija , p. 334. Moskva: Bolšaja Rossijskaja entsiklopedija, 1994. ISBN   5-85270-082-7 .
  93. ^ Narody Rossii: entsiklopedija , p. 334–335. Moskva: Bolšaja Rossijskaja entsiklopedija, 1994. ISBN   5-85270-082-7 .
  94. ^ Ахметшин Ш. К., Насеров Ш. А. «Долг, отвага, честь (из серии «Татары на службе Отечеству»). Страницы истории татарских воинских частей в Российской армии и Императорской гвардии». — М. ,2006
  95. ^ Габдрахманова Г.Ф. (Гульнара Фаатовна), Трепавлов В.В. (Вадим Винтсёрович), Уразманова Р.К., Габдрахманова Г.Г. Ф. (Гульнара Фаатовна), Трепавлов В. В. (Вадим Винцерович),: . 2-е издание, дополненное и переработанное Auflage. Москва, ISBN   978-5-02-039988-4 .
  96. ^ Narody Rossii: entsiklopedija , p. 238. Moskva: Bolšaja Rossijskaja entsiklopedija, 1994. ISBN   5-85270-082-7 .
  97. ^ Мухамадеева Л. А. К вопросу о ногайском происхождении нагайбаков // Кряшенское историческое обозрение. — 2019. — № 2. — С. 44—49. — ISSN   2499-9555 .
  98. ^ "Русские исследователи второй половины XIX начала XX вв. О нагайбаках" . Сибскрипт . 2 (58): 32–34. 2014.
  99. ^ "К вопросу об этногенезе и периодизации этнической истории нагайбаков" . Проблемы Истории, Филологии, Культуры . 2 (44): 309–318. 2014.
  100. ^ Narody Rossii: entsiklopedija , p. 320. Moskva: Bolšaja Rossijskaja entsiklopedija, 1994. ISBN   5-85270-082-7 .
  101. ^ Tatary , p. 22-23.. Moskva: Nauka, 2001. ISBN   5-02-008724-6 .
  102. ^ Яхин Ф. З. Литература сибирских татар в XIV—XVIII в.в. // XIII Сулеймановские чтения: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Тюмень, 2010. С. 151—154.
  103. ^ "ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТАТАРСКОЙ КНИГИ" .
  104. ^ Jazyki mira: Tjurkskije jazyki , pp. 126–138. Moskva: Indrik, 1997. ISBN   5-85759-061-2 .
  105. ^ Jazyki Rossijskoi Federatsii i sosednih gosudarstv. Tom 3 , p. 65–67. Moskva: Nauka, 2005. ISBN   5-02-011237-2 .
  106. ^ «Тукай, Габдулла». Татарская энциклопедия (на татарском языке). Казань : Республики Татарстан Академия наук . Учреждение Татарская энциклопедия. 2002.
  107. ^ Jump up to: а б Большая Советская Энциклопедия, том 9 , с. 621. Москва: Советская энциклопедия, 1972.
  108. ^ "Фатик Эмирхан/Фатих Омирхан". Татарская энциклопедия (на татарском языке). Казань: Академия наук Республики Татарстан. Учреждение Татарская энциклопедия. 2002.
  109. ^ "АДЕЛЬ КУТУЙ. БИОБИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК" .
  110. ^ Jump up to: а б Большая Советская Энциклопедия, том 8 , с. 187. Москва: Советская энциклопедия, 1972.
  111. ^ Jump up to: а б «Миннуллин, сын Роберта Мугалима» .
  112. ^ Театральная энциклопедия (в 6 томах). Т. 4: Нежин — Сярев. — 1965.
  113. ^ Илялова И. Театр им. Камала. Очерк истории: Исследование. Казань. Татар кн. изд-во, 1986. 328 с.
  114. ^ Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 1. А — Анкетирование. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.: ил.: карт.
  115. ^ "БИОГРАФИЯ КАРИМА ТИНЧУРИНА" .
  116. ^ Большая советская энциклопедия, том 11 , с. 241. Москва: Советская энциклопедия, 1973.
  117. ^ «Гаяз Исхаки» .
  118. ^ Jump up to: а б Саитов С. С. Фаизи Мирхайдар // Башкортостан: краткая энциклопедия. — Уфа: Башкирская энциклопедия, 1996. — 672 с. — ISBN   5-88185-001-7 .
  119. ^ «Габдрахман Ильяси: автор первой татарской пьесы» .
  120. ^ Ильгизар, Гельназ (2006). «Zölfat Xäkim: Zamana yäşäyeşendäge waqiğalar yylyazmasin ruxiät dönyası keşeläre yızıp holtın» . Радио Свобода .
  121. ^ Азаде-Айше Ролич, Волжские татары, 1986, стр. 11. Ричард Фрай, «Путешествие Ибн Фадлана в Россию», 2005, стр. 44 дает 16 мая 922 года для первой встречи с правителем. Кажется, это официальная дата преобразования.
  122. ^ «Татарстан – Религия» .
  123. ^ «Праздник в честь прихода в Россию ислама, ратифицированного в Татарстане» . Архивировано из оригинала 30 сентября 2010 г.
  124. ^ «Хроника событий» . Архивировано из оригинала 15 апреля 2012 г.
  125. ^ «В Татарстане открылся пункт халяльного питания» .
  126. ^ Jump up to: а б с Малашенко Алексей. «Исламские вызовы России: от Кавказа до Волги и Урала» .
  127. ^ "За 10 лет численность татар в России снизилась почти на 600 тыс. человек Подробнее" .
  128. ^ «Генеалогическое древо ДНК – Татарстан» . www.familytreedna.com .
  129. ^ «Гаплогруппа R1a (Y-ДНК)» . www.eupedia.com .
  130. ^ "Данные" . Переформат.ру .
  131. ^ Малярчук Борис; Деренко, Мирослава; Денисова Галина; Кравцова, Ольга (1 октября 2010 г.). «Митогеномное разнообразие у татар Волго-Уральского региона России» . Молекулярная биология и эволюция . 27 (10): 2220–2226. дои : 10.1093/molbev/msq065 . ISSN   0737-4038 . ПМИД   20457583 .
  132. ^ Суслова Т.А.; Бурмистрова А.Л.; Чернова, М.С.; Хромова Е.Б.; Лупар, Э.И.; Тимофеева С.В.; Девальд, IV; Вавилов, М.Н.; Дарк, К. (1 октября 2012 г.). «Частоты гена и гаплотипов HLA у русских, башкир и татар, проживающих в Челябинской области (Южный Урал России)». Международный журнал иммуногенетики . 39 (5): 394–408. дои : 10.1111/j.1744-313X.2012.01117.x . ISSN   1744-313X . ПМИД   22520580 . S2CID   20804610 .
  133. ^ Борис Абрамович Малярчук, Мирослава В. Деренко, Томаш Гжибовский, А. Лункина, Якуб Чарный, С. Рычков, И. Морозова, Галина А. Денисова и Данута Мистичка-Сливка, [1] , Дифференциация митохондриальной ДНК и Y-хромосом. в популяциях России , Биология человека 76:6, страницы 877–900, декабрь 2004 г.
  134. ^ Sardaana A. Fedorova, M. A. Bermisheva, Richard Villems, N. R. Maksimova, and Elza K. Khusnutdinova., [2] , Analysis of Mitochondrial DNA Lineages in Yakuts , Pages 544–553, Table 2, January 27, 2003
  135. ^ Юнусбаев, Баязит; Мецпалу, Мейт; Мецпалу, Эне; Валеев, Альберт; Литвинов, Сергей; Валиев, Руслан; Ахметова, Вита; Балановская, Елена; Балановский Олег; Турдикулова, Шахло; Далимова, Дильбар; Нимадава, Пагбаджабин; Бахманимер, Ардешир; Саакян, Оганес; Тамбетс, Кристина (21 апреля 2015 г.). «Генетическое наследие экспансии тюркоязычных кочевников по Евразии» . PLoS Генетика . 11 (4): e1005068. дои : 10.1371/journal.pgen.1005068 . ISSN   1553-7404 . ПМЦ   4405460 . ПМИД   25898006 .
  136. ^ Triska, Petr; Chekanov, Nikolay; Stepanov, Vadim; Khusnutdinova, Elza K.; Kumar, Ganesh Prasad Arun; Akhmetova, Vita; Babalyan, Konstantin; Boulygina, Eugenia; Kharkov, Vladimir; Gubina, Marina; Khidiyatova, Irina; Khitrinskaya, Irina; Khrameeva, Ekaterina E.; Khusainova, Rita; Konovalova, Natalia (2017-12-28). "Between Lake Baikal and the Baltic Sea: genomic history of the gateway to Europe" . BMC Genetics . 18 (1): 110. doi : 10.1186/s12863-017-0578-3 . ISSN  1471-2156 . PMC  5751809 . PMID  29297395 .
  137. ^ Тамбетс, Кристина; Юнусбаев, Баязит; Худяшов, Георгий; Илумяэ, Анне-Май; Швеция, Сирия; Хонкола, Терхи; Весакоски, Оути; Аткинсон, Квентин; Скоглунд, Понт; Кушнеревич Алена; Литвинов Сергей; Рейдла, Маере; Мецпалу, Эне; Пила, Лист; Рантанен, Тимо (21 сентября 2018 г.). «Гены обнаруживают следы общей недавней демографической истории для большинства уральскоязычного населения» . Геномная биология . 19 (1): 139. дои : 10.1186/s13059-018-1522-1 . ISSN   1474-760X . ПМК   6151024 . ПМИД   30241495 .
  138. ^ Jeong, Choongwon; Balanovsky, Oleg; Lukianova, Elena; Kahbatkyzy, Nurzhibek; Flegontov, Pavel; Zaporozhchenko, Valery; Immel, Alexander; Wang, Chuan-Chao; Ixan, Olzhas; Khussainova, Elmira; Bekmanov, Bakhytzhan; Zaibert, Victor; Lavryashina, Maria; Pocheshkhova, Elvira; Yusupov, Yuldash (2019). "The genetic history of admixture across inner Eurasia" . Nature Ecology & Evolution . 3 (6): 966–976. Bibcode : 2019NatEE...3..966J . doi : 10.1038/s41559-019-0878-2 . ISSN  2397-334X . PMC  6542712 . PMID  31036896 .
  139. ^ Вонг, Эмили Х.М. (2017). «Реконструкция генетической истории популяций Сибири и Северо-Восточной Европы» . Геномные исследования . 27 (1): 1–14. дои : 10.1101/гр.202945.115 . ПМК   5204334 . ПМИД   27965293 .
  140. ^ Балановская, Е.В.; Агджоян Анастасия; Жабагин, Максат; Юсупов, Ю. М.; Схаляхо, Роза; Долинина, Д.О.; Падюкова А.Д.; Кузнецова М.А.; Маркина, Невада; Атраментова Любовь; Лавряшина, Марья; Балановский О.П. «Татары Евразии: особенность генофондов крымских, волжских и сибирских татар» . Вестник антропологии Московского университета . 3 : 75–85.
  141. ^ Панкратов, Василий; Литвинов, Сергей; Кассиан, Алексей; Шульгин, Дмитрий; Чеботарев, Лив; Юнусбаев, Баязит; Мёлс, Мярт; Саакян, Оганес; Епископосян, Левон; Роотси, Сиири; Мецпалу, Эне; Голубенко Мария; Екомасова Наталья; Ахатова, Фарида; Хуснутдинова, Эльза (25 июля 2016 г.). «Восточно-евразийское происхождение в центре Европы: генетические следы степных кочевников в геномах белорусских татар-липка» . Научные отчеты . 6 (1): 30197. Бибкод : 2016НатСР...630197П . дои : 10.1038/srep30197 . ISSN   2045-2322 . ПМЦ   4958967 . ПМИД   27453128 .
  142. ^ «Еники Амирхан» .
  143. ^ "АБДРАШИТОВ, ВАДИМ ЮСУПОВИЧ" .
  144. ^ « Мемориум Даджана Ахмета » .
  145. ^ "Родовые корни Рината Ахметова" . ОстроВ . Retrieved 18 May 2017 .
  146. Татарская энциклопедия, Том 1: Статья «Ахатов Габдулхай Хурамович». - «Институт татарской энциклопедии», Казань, 2002, с. 233. (на русском языке)
  147. ^ Поултон, Хью (1997). Цилиндр, Серый Волк и Полумесяц: Турецкий национализм и Турецкая Республика . К. Херст и Ко, стр. 72–75. ISBN   0-8147-6648-X .
  148. ^ «Биография Алсу на официальном сайте» . Архивировано из оригинала 28 июня 2012 г.
  149. ^ Серткая, Осман Фикри (2016). «Рашид Рахмети Арат - Энциклопедия ислама, ТРИ (под редакцией: Кейт Флит, Гудрун Кремер, Денис Матринг, Джон Навас, Эверетт Роусон)». Энциклопедия ислама, Три .
  150. ^ Бедретдин, Кадрие (2011). Туган Тел: Сочинения о татарах Финляндии . Хельсинки: Восточное общество Финляндии. п.п. 155–157. ISBN   978-951-9380-78-0 .
  151. ^ «Марат Башаров — IMDb» . IMDB .
  152. ^ «Галимджан Баруди (1857-1921)» .
  153. ^ Перри, Морин; Павлов, Андрей (2014). Иван Грозный . Рутледж. п. 173. ISBN   978-1-317-89468-1 . Проверено 6 ноября 2020 г.
  154. ^ Бигиев, Моисей (1975). Пост в долгие дни: Книга Иджтихад . Юсуф Уралгирай.
  155. ^ Как я любил тебя. Казань: «Ак Барс», 2004 г.
  156. ^ «Насколько «русские» зимние Олимпийские игры в России?» . Архивировано из оригинала 23 сентября 2020 г.
  157. ^ «Болгарская улыбка» .
  158. ^ "ФАУЗИЯ БАЙРАМОВА: ЖЕЛЕЗНАЯ ЛЕДИ ТАТАРСТАНА" .
  159. ^ Байбулат, Муаззез (2004). Исламская конгрегация Тампере: корни и история . Ювяскюля: Gummerus Kirjapaino Oy. стр. 101. ISBN   952-91-6753-9 .
  160. ^ Слонимский, Николай (1978). «Жиганов, Назиб» Биографический словарь музыкантов Бейкера (6-е изд.). Нью-Йорк: Книги Ширмера. п. 1944 год. ISBN   0-02-870240-9 .
  161. ^ "Народный артист ТАССР Эмиль Заляльдинов скончался в возрасте 89 лет" .
  162. ^ «Поэтому Юмар (1910 – 1999)» .
  163. ^ "Сенсация в UFC: уроженец Мордовии вырубил американца за 55 секунд!" .
  164. ^ «Судьба татарского художника Лотфулли Абдулменовича Фаттахова (1918-1981)» .
  165. ^ Махмуд Тахир: Ризаеддин Фахреддин , в: Исследование Центральной Азии (1989, том 8), стр. 111-115.
  166. ^ "Женился в Казани, готовит эчпочмаки: кто такой Эмиль Галимов?" .
  167. ^ "Аида Гарифуллина: биография, личная жизнь и творчество певицы" .
  168. ^ Гайнутдинов И. Г. Национальные черты жилища казанских татар // Архитектурное наследство : Сб. ст. — М., 1975. — В. 23.
  169. ^ «Ильдар Гильмутдинов: Законопроекта о русской нации у нас пока нет » .
  170. ^ Мария Петтерссон: Горячие женщины истории , стр. 156-159. Афина, 2020. ISBN   978-952-300-664-5 .
  171. ^ "Хаматова, Скобликова, Терешкова, Фетисов и Михалков понесут флаг Олимпиады на церемонии открытия" . Archived from the original on 2014-06-13.
  172. ^ Байбулат, Муаззез (2004). Исламская конгрегация Тампере: корни и история (на финском, татарском и английском языках) . Ювяскюля: Gummerus Kirjapaino Oy. стр. 146. ISBN   952-91-6753-9 .
  173. ^ Байбулат, Муаззез (2004). Исламская конгрегация Тампере: корни и история . Ювяскюля: Gummerus Kirjapaino Oy. стр. 97. ISBN   952-91-6753-9 .
  174. ^ Черч, Майкл (8 августа 2023 г.). «Айрат Ихмуратов: Концерт для фортепиано с оркестром; Концерт для альта № 1» . Музыкальный журнал BBC — classic-music.com . Проверено 21 октября 2023 г.
  175. ^ Гаффарова Ф.Ю. Татарские эмигранты. – Казань: Издательство «Наука», 2004. – 88 с.
  176. ^ «Ильясов (Ильязов) Рафаэль (Рафаэль) Зариф сын» .
  177. ^ Сахапов, Минахмет Ж. (2004). Золотой век татарского возрождения . Казань: Таткнигиздат. ISBN   5-298-04063-2 .
  178. ^ Ganieva, RK; Сабирьянов, GS (2011). "Исхак Ахмет" [İsxaq Äxmät]. Энциклопедия Современной Украины [Encyclopedia of Modern Ukraine] (in Russian). Vol. 11. Kyiv, Ukraine: Институт энциклопедических исследований НАН Украины. ISBN   978-966-02-2074-4 .
  179. ^ " "Искандер Рамиля" (in Russian)" .
  180. ^ Хабутдинова, М.М. (2022). М.М. Хабутдинова. "КОЛЕБАНИЯ ЛИТЕРАТУРНОЙ РЕПУТАЦИИ НАКИ ИСАНБЕТА" (PDF). Russian Linguistic Bulletin (in Russian). Выпуск 1 (29): 173179. два : 10.18454/РУЛБ.2022.29.1.40 . ISSN   2313-0288 .
  181. ^ "Нигматуллин признан лучшим футболистом России, а Измайлов – лучшим дебютантом" .
  182. ^ «Наиль Якупов» .
  183. Жан-Феликс де ла Виль Боге (9 сентября 2015 г.). «Гузель Яхина: «Встреча двух моих героев — это встреча двух обнаженных душ»». Русский курьер (на французском языке). Проверено 5 апреля 2016 г.
  184. ^ «Колмамет Хамит Мухаметович »
  185. ^ «Габденнасыр Курсави »
  186. ^ А.Ф.Орлова. Время и связь. — Казань: Татарское книжное издательство, 1988. — С. 86. — 144 с.
  187. ^ "Олимпиада. Золотые брусья Алии Мустафиной" . Archived from the original on 2013-10-21.
  188. ^ «Саида Мухаметзянова: татарская народная певица» .
  189. ^ Татарский энциклопедический словарь. - Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1998 - 703 с., илл
  190. ^ Евгения Письменная; Грегори Уайт (14 февраля 2017 г.). «Путинский центробанк в слезах». Новости Блумберга .
  191. ^ Кайюм Насири. Избранные произведения. Казань. Татарское книжное издательство, 1977 год и его татарская версия. Вопрос: Насыри. Казань, Татарстанское книжное издательство, 1977 (К. Насыри. Казань, Татарстанское книжное издательство, 1977.)
  192. ^ «Рашид Нежметдинов» .
  193. ^ " "Краткая биография Рудольфа Нуриева – Фонд Рудольфа Нуриева" " .
  194. ^ "Максим Шевченко: "Татарин Рашид Нургалиев долгое время возглавлял МВД. Я не верю в какую-то татарофобию в МВД" " .
  195. ^ Байбулат, Муазез: Исламская конгрегация Тампере: корни и история . Ювяскюля: Gummerus Kirjapaino Oy, 2004. ISBN   952-91-6753-9 . (стр. 154)
  196. ^ Академия Генерального штаба. – М., Военное издательство, 1987. с. 242.
  197. ^ Сара Садыкова/Сара Садыйкова». Татарская энциклопедия (на татарском языке). Казань : Республики Татарстан . Учреждение Татарской энциклопедии. 2002. Академия наук
  198. ^ "Марат Сафин: "В нашей стране все татары и татарская кухня — самая вкусная" " . YouTube .
  199. ^ " "Не только башкиры, уже и узбеки тянут на себя!": как у татар "отбирают" чемпионов Рио" .
  200. ^ «Сафиуллин Фандас Шакирович »
  201. ^ "Скончался Дамир Сайфутдинов" . Archived from the original on 2013-08-20.
  202. ^ Байбулат, Муазез: Исламская конгрегация Тампере: корни и история . Гуммерус Кирьяпайно Ою, 2004 г. ISBN   952-91-6753-9 . (стр. 52-54)
  203. ^ « Видимые и невидимые татарки в Финляндии » .
  204. ^ «Саид-Галиев Сахибгарей Саидгалиевич» .
  205. ^ « , греми и катись! » Шейк 15 августа 2010 г.
  206. ^ Дулат-Алеев, В. (2007). Татарская музыкальная литература . Казань: Казанская государственная консерватория. стр. 311–328. ISBN   978-5-85401-082-5 .
  207. ^ Фахрутдинов Р. Шакиров Ильгам Гильмутдинович // Народные художники: Очерки. Казань. 1980. с. 585-588.
  208. ^ Шакирзянова Луара Галимзян, дочь (Зухра Шакирзян) Шакирзянова Луара Галимзяновна (Зухра Шакирзян) // Татарский государственный академический театр имени Галиасгара имени Камала. Сто лет: в двух томах. Татарский государственный академический театр имени Галиасгара Камала. Сто лет: в двух томах / автор: Л. Г. Шакиржан, Г. Ф. Гиматова: Казань: Заман, Татарстанское книжное издательство, 2009. Том. 2. С. 155. 368 с. ISBN   978-5-89052-049-4 , 978-5-298-01829-6 .
  209. ^ «Камиль хазрат Сямигуллин» .
  210. Ланда, «Мирсаид Султан-Галиев», с. 55-56
  211. ^ "Таджуддин, Талгат". ТАСС Энциклопедия . Проверено 4 января 2023 г.
  212. ^ Наши письма - Том 1. Конструкторы — Раис Даутов, Равиль Рахмани. Казань: Татарстанское книжное издательство, 2009.
  213. ^ «ТИНЧУРИ Карим Галиевич» .
  214. ^ Тукай, Габдулла». Татарская энциклопедия (на татарском языке). Казань : Республики Татарстан . Учреждение Татарской энциклопедии. 2002. Академия наук
  215. Баки Урманче/Баки Урманче». Татарская энциклопедия (на татарском языке). Казань : Республики Татарстан . Учреждение Татарской энциклопедии. 2002. Академия наук
  216. ^ Еникеев Гайса Хамидулович (на русском языке) // Государственная дума Российской империи: 1906—1917 / Б. Ю. Иванов, А. А. Комзолова, И. С. Ряховская. - Москва: РОССПЭН, 2008. - С. 184-185. — 735 р. — ISBN   978-5-8243-1031-3 .
  217. ^ «Ильдар Джафаров: «Пнуть непослушной собаке по спине может каждый – мы в такой ситуации » .
  218. ^ Фярит Яруллин". Татарская энциклопедия (на татарском языке). Казань : Академия наук Республики Татарстан . Учреждение Татарской энциклопедии. 2002.
  219. ^ Нуруллин Р.Г. Ячины. – Казань: Издательство «Ихлас», 2016. – 208 с. 500 д. ISBN   978-5-906701-70-1 .
  220. ^ "Биография Камилы Валиевой: от рекордов до олимпийского золота" . 31 January 2024.
  221. ^ "Рашит Вахапов". Татарская энциклопедия (на татарском языке). Казань : Республики Татарстан Академия наук . Учреждение Татарская энциклопедия. 2002.
  222. ^ «Халиков Хакимжан Шайхмет сын» .
  223. ^ "Зульфат Хаким (Хакимханов З.З.). Трясина./ Зульфат Хаким (Хакимханов В.В.). Трясина., 1999, Казань по н/д - 1999" .
  224. ^ "Фатик Эмирхан/Фатих Омирхан". Татарская энциклопедия (на татарском языке). Казань : Республики Татарстан Академия наук . Учреждение Татарская энциклопедия. 2002 г.
  225. ^ Ахметов Марат Гакифович: Татарская энциклопедия «Миллатташлар» (Татарская энциклопедия «Миллатташлар»)

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b321483e712494109278c7284701d5f9__1722685140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b3/f9/b321483e712494109278c7284701d5f9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Volga Tatars - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)