Этнический национализм
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2023 г. ) |
Часть серии о |
Национализм |
---|
Этнический национализм , также известный как этнонационализм , [1] это форма национализма , при которой нация и национальность определяются с точки зрения этнической принадлежности , [2] [3] с упором на этноцентрический (а в некоторых случаях и этнократический ) подход к различным политическим вопросам, связанным с национальным утверждением той или иной этнической группы. [4] [5]
Центральный принцип этнических националистов заключается в том, что «нации определяются общим наследием, которое обычно включает общий язык , общую веру и общее этническое происхождение ». [6] Представители других национальностей могут быть отнесены к гражданам второго сорта . [7] [8]
Ученые, изучающие диаспору, расширяют понятие «нация» на диаспоральные сообщества. Термины «этнонация» и «этнонационализм» иногда используются для описания концептуального коллектива рассредоточенных этнических групп. [9] Широкое определение этноса может привести к тому, что этнический национализм станет формой паннационализма или макронационализма, как в таких случаях, как пангерманизм или панславизм . [10]
В научной литературе этнический национализм обычно противопоставляется гражданскому национализму , хотя это различие также подвергается критике. [11] [12] [13]
Концептуальная разработка
[ редактировать ]История
[ редактировать ]Исследование этнонационализма возникло в начале 20 века, в межвоенный период между Первой и Второй мировыми войнами , с «перерисовкой политической карты Европы частично по этническому и национальному признаку в соответствии с провозглашенным «правом народов» на самоопределение и возникновение фашистских этноцентрических идеологий (в том числе нацизма ). [14] Философ Ганс Кон был одним из первых, кто отличил этнический национализм от гражданского национализма в своей публикации 1944 года «Идея национализма: исследование ее истоков и предпосылок» . [15]
Во время Холодной войны движение за независимость, начатое в бывших европейских колониях в Азии и Африке, активизировало исследования этнической, племенной и национальной идентичности и «политических трудностей», вытекающих из их взаимодействия с территориальной государственностью. [14] в то время как распад Советского Союза в 1980-х и 1990-х годах и «возрождение этнических и национальных претензий и конфликтов после него» только еще больше стимулировали исследования этнонационализма в конце 20-го века. [14]
Увеличение международной миграции как функция современной глобализации также привело к появлению «этнонациональных» движений, включая реакционные « националистические » группы, ориентированные на политику исключения идентичности . В развитом мире подобные тенденции часто приобретают явно ксенофобский и расистский характер, как это видно на примере « белого национализма » в США. [14]
Характеристики
[ редактировать ]Центральный политический принцип этнического национализма заключается в том, что этнические группы имеют право на самоопределение . [ нужна ссылка ] Результат этого права на самоопределение может варьироваться: от призывов к саморегулируемым административным органам внутри уже сложившегося общества, к созданию автономного образования, отдельного от этого общества, до института этнического федерализма в многоэтническом обществе, до установления независимое суверенное государство, исключенное из этого общества. В международных отношениях это также приводит к политике и движениям ирредентизма , требующим создания общей нации, основанной на этнической принадлежности. [ нужна ссылка ] или для создания этнократической ( моноэтнократической или полиэтнократической) политической структуры, в которой государственный аппарат контролируется доминирующей в политическом и военном отношении этнической националистической группой или группой из нескольких этнических националистических групп из избранных этнических групп для продвижения своих интересов, власть и ресурсы. [16]
В научной литературе этническому национализму обычно противопоставляют гражданский национализм . Этнический национализм основывает принадлежность к нации на основе происхождения или наследственности, часто выражаемой в терминах общей крови или родства, а не на политическом членстве. Следовательно, национальные государства с сильными традициями этнического национализма склонны определять национальность или гражданство на основании jus sanguinis (закона крови, происхождения от лица этой национальности), а страны с сильными традициями гражданского национализма склонны определять национальность или гражданство на основании jus sanguinis soli (закон почвы, рождение внутри национального государства). Таким образом, этнический национализм рассматривается как исключительный, [ кем? ] в то время как гражданский национализм имеет тенденцию быть инклюзивным. [ по мнению кого? ] Таким образом, вместо верности общим гражданским идеалам и культурным традициям, этнический национализм имеет тенденцию подчеркивать нарративы общего происхождения. [ нужна ссылка ]
Некоторые виды этнического национализма прочно укоренены в идее этничности как наследственной характеристики, например черный национализм или белый национализм , часто этнический национализм также проявляется в ассимиляции этнических меньшинств в доминирующую группу, например, при итальянизации . Эта ассимиляция может быть основана, а может и не быть, на вере в какое-то общее происхождение с ассимилируемыми группами (например, с германизацией во время Второй мировой войны). Крайняя версия – расовый национализм . [ нужна ссылка ]
Недавние теории и эмпирические данные предполагают, что люди сохраняют двойственные представления о национальности, так что она может быть как унаследована биологически при рождении, так и приобретена культурно в течение жизни. [17]
Роль в дискриминации
[ редактировать ]В 2018 году Тендайи Ачиуме , специальный докладчик ООН по расизму , опубликовала доклад Совета ООН по правам человека, в котором говорится, что «более 75% известных в мире групп лиц без гражданства принадлежат к группам меньшинств» и подчеркивается роль этнонационализма в международном лишении прав человека. права гражданства. [18] В докладе Ачиуме еще раз заявила, что международное право в области прав человека запрещает гражданам дискриминировать неграждан на основе их расы, происхождения, национального или этнического происхождения, а также заявила, что законы о гражданстве, гражданстве и иммиграции, которые дискриминируют неграждан, -граждане нарушают международное право. [18] Она также отметила роль законов, ограничивающих права на брак в отношении определенных национальных, религиозных, этнических или расовых групп, которые, по ее словам, «часто применяются государствами для сохранения понятий национальной, этнической и расовой «чистоты»». [18] Ачиуме назвал этнонационалистическую политику «наиболее очевидной движущей силой расовой дискриминации в законах о гражданстве и иммиграции» и движимой лидерами-популистами, определяющими нации «с точки зрения предполагаемых кровных связей и этнической принадлежности». [18]
В XIX и XX веках европейские колониальные державы использовали этнонационализм для оправдания запрета колониальным подданным получать гражданство, а в Европе евреи и цыгане были исключены из гражданства на тех же основаниях. [18] Сегодня мигранты часто становятся мишенью этнонационалистической риторики, связанной с «этнической чистотой и религиозной, культурной или языковой сохранением». [18] Даже страны с гордой историей иммиграции стали жертвой очернения «определенных расовых, религиозных и национальных групп» на предвзятых основаниях. Ачиуме назвал случай мусульман рохинджа «пугающим примером», поскольку Закон о гражданстве Бирмы 1982 года устанавливает дискриминацию по этническому признаку и делает многих рохинджа лицами без гражданства. [18] Нарушение прав афро-карибских британских граждан из « поколения Виндраш » является ярким примером подобных предрассудков в развитом мире, но государства во всем мире используют дезинформацию, чтобы представить «определенные расовые, национальные и религиозные группы как неотъемлемую угрозу национальной безопасности» и оправдывают лишение или отказ в правах. [18]
Крайние формы этнического национализма, как в случае с Мьянмой ее правительства и преследованием со стороны рохинджа , были названы причинами различных геноцидов и эпизодов этнических чисток . [19] [20] [21] В своей книге «Большая игра геноцида » 2005 года историк Дональд Блоксхэм утверждал, что геноцид армян «представляет собой четкую логику этнического национализма, когда он доводится до своей абсолютной крайности в многонациональных обществах». [22]
Современные примеры
[ редактировать ]Этнический национализм присутствует в иммиграционной политике многих государств в виде законов о репатриации . Армения , Босния и Герцеговина , Болгария , Хорватия , Финляндия , Германия , Венгрия , Ирландия , Израиль , Сербия и Турция при желании предоставляют автоматическое или быстрое гражданство членам диаспоры их преобладающей этнической группы. [6] : 33
Израиль
[ редактировать ]Государство Израиль возникло на основе концепций и принципов Теодора Герцля работы «Der Judenstaat» , которая предусматривала создание еврейского национального государства в исторической Палестине как решение еврейского вопроса в Европе, поставленного нееврейскими романтическими националистами .
Опасения по поводу формализации этнонационализма в Израиле возникли после как принятия Кнессетом Израиля национального государства еврейского народа в качестве части своих основных законов. [24] , что потенциально угрожает формуле Израиля как еврейского и демократического государства .
Малайзия
[ редактировать ]В Малайзии принцип Бумипутера признает «особое положение» малайцев, предусмотренное в Конституции Малайзии , в частности в статье 153 . Однако в конституции не используется термин бумипутра; он определяет только «малайцев» и « коренные народы » (статья 160 (2)), [25] «уроженцы» Саравака (161A(6)(a)), [26] и «уроженцы» Сабаха (статья 161A(6)(b)). [26] Некоторые политики в поддержку бумипутры существуют как позитивные действия для бумипутры, поскольку новая экономическая политика Малайзии основана на расе, а не на лишениях. Например, все бумипутры, независимо от их финансового положения, имеют право на 7-процентную скидку на дома или недвижимость, включая роскошные апартаменты, но люди с низким доходом, не принадлежащие к бумипутре, не получают такой финансовой помощи. Другая льготная политика включает квоты на прием в государственные учебные заведения, право на получение государственных стипендий, выставление оценок на экзаменах в университеты, специальные занятия перед экзаменами в университете, должности в правительстве и владение бизнесом. Большинство политик были приняты в 1970-х годах. Многие политики направлены на достижение доли Бумипутры в корпоративном капитале не менее 30% от общей суммы. Исмаил Абдул Рахман предложил эту цель после того, как правительство не смогло договориться о подходящей политической цели.
Соединенные Штаты
[ редактировать ]После президентских выборов в США в 2016 году этнонационализм был выдвинут на передний план американского политического сознания политикой идентичности Дональда Трампа , связанной с тем, что значит быть «истинным» американцем, что привело к тому, что этноцентрические идеалы стали «надежным предсказателем выбор голоса за Трампа» среди белых американцев . [27]
Данные Американского национального исследования выборов (ANES) 2016 года выявили положительную связь между этнонационализмом и антииммигрантскими настроениями среди белых американцев, чье противодействие иммиграции «часто основано на страхах перед угрозой, которую иммиграция представляет для устойчивости национальной идентичности Америки». Это сформировано убеждениями относительно качеств «истинных» американцев. [28]
См. также
[ редактировать ]- Асабия
- Черный национализм
- Превосходство черных
- Составной национализм
- Консервативная революция (Германия)
- Политика диаспоры
- Эссенциализм
- Этническая демократия
- Этнический национализм в Японии
- Этнократия
- Ханьский национализм
- Херренволькская демократия
- Идентитарное движение
- Политика идентичности
- Малайское превосходство
- Корейский этнический национализм
- Чучхе
- Список ирредентистских претензий или споров
- Список националистических организаций
- Либеральный этнический национализм
- Местный этнический национализм (Китай)
- Минзу (этнический)
- Националистическая историография
- Национализация истории
- Нативизм (политика)
- Нихонджинрон
- Расовый национализм
- Религиозный национализм
- Социальное вырождение
- Нация без гражданства
- Белый национализм
- Превосходство белых
- Ксенофобия
- сионизм
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Леусси 2001 , с. 81-84.
- ^ Смит 1987 , с. 134–138, 144–149.
- ^ Смит 2009 , с. 61-80.
- ^ Смит 1981 , с. 18.
- ^ Рошвальд 2001 .
- ^ Jump up to: а б Мюллер 2008 .
- ^ Рангелов 2013 .
- ^ Йылмаз 2018 .
- ^ Сафран 2008 .
- ^ Снайдер, Луи Лео (1984). Макронационализмы: история пандвижений . Выпуск 112 журнала «Вклад в политологию: глобальные перспективы истории и политики», ISSN 0147-1066. Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN 9780313231919 . Проверено 2 декабря 2022 г.
- ^ Як, Бернард (1996). «Миф о гражданской нации» . Критический обзор . 10 (2): 193–211. дои : 10.1080/08913819608443417 .
- ^ Озкиримли, Умут. (2005). Современные дебаты о национализме: критическое введение. Бейзингсток: Пэлгрейв Макмиллан.
- ^ Азурменди, Йоксе (2014): История, раса, нация , Доностия: Элькар. ISBN 978-84-9027-297-8
- ^ Jump up to: а б с д Боссе 2021 .
- ^ Тамир, Яэль (Юли) (11 мая 2019 г.). «Не так гражданственно: есть ли разница между этническим и гражданским национализмом?» . Ежегодный обзор политической науки . 22 (1): 419–434. doi : 10.1146/annurev-polisci-022018-024059 . ISSN 1094-2939 .
- ^ Андерсон 2016 .
- ^ Рад и Джинджес 2018 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Этнонационализм лишает миллионы людей права гражданства» . Совет по правам человека. 5 июля 2018 г.
- ^ Шеррер 1999 .
- ^ Смит 1994 .
- ^ Ахмед 1995 .
- ^ Блоксхэм 2005 , с. 86.
- ^ « Борьба мапуче носит националистический, антикапиталистический и революционный характер » . Узел50 . Апрель 2002 г.
Наша борьба за независимость, за самоопределение заключается в использовании исторического подхода нашего народа для сохранения и продолжения существования народа.
- ^ Джабарин, Хасан (11 ноября 2018 г.). «Истоки расизма и новый Основной закон: еврейское национальное государство» . Verfassungsblog . дои : 10.17176/20181111-122731-0 . ISSN 2366-7044 .
- ^ «Часть XII: Общие положения и прочее, Конституция Малайзии (статьи 152–160)» , helplinelaw.com . По состоянию на 30 мая 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Часть XIIA: Дополнительная защита штатов Сабах и Саравак, Конституция Малайзии (статьи 161–161h) , закон о горячей линии . По состоянию на 30 мая 2007 г.
- ^ Томпсон 2021 .
- ^ Томпсон 2022 .
Источники
[ редактировать ]- Ахмед, Акбар С. (1995). « Этническая чистка: метафора нашего времени?». Этнические и расовые исследования . 18 (1): 1–25. дои : 10.1080/01419870.1995.9993851 .
- Андерсон, Джеймс (2016). «Этнократия: исследование и расширение концепции» . Космополитические гражданские общества . 8 (3): 1–29. дои : 10.5130/ccs.v8i3.5143 .
- Блоксхэм, Дональд (2005). Большая игра геноцида: империализм, национализм и уничтожение османских армян . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780191500442 .
- Ле Боссе, Матиас (18 июля 2021 г.). «Этнонационализм» . География . Оксфордские библиографии. дои : 10.1093/OBO/9780199874002-0232 . ISBN 978-0-19-987400-2 .
- Леусси, Афина, изд. (2001). Энциклопедия национализма . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издатели транзакций. ISBN 9781412822558 .
- Мюллер, Джерри З. (2008). «Мы и они: непреходящая сила этнического национализма» . Иностранные дела . 87 (2): 18–35. JSTOR 20032578 .
- Рад, Мостафа Салари; Джинджес, Джереми (2018). «Народные теории национальности и антииммигрантские настроения». Природа человеческого поведения . 2 (5): 343–347. дои : 10.1038/s41562-018-0334-3 . ПМИД 30962601 . S2CID 4898162 .
- Рангелов, Явор (2013). Национализм и верховенство закона: уроки Балкан и за их пределами . Издательство Кембриджского университета. стр. 19–44. дои : 10.1017/CBO9780511997938 . ISBN 9780511997938 .
- Рошвальд, Авиэль (2001). Этнический национализм и падение империй: Центральная Европа, Ближний Восток и Россия, 1914–1923 гг . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 9781134682539 .
- Сафран, Уильям (2008). «Язык, этническая принадлежность и религия: сложная и устойчивая связь: язык, этническая принадлежность и религия». Нации и национализм . 14 (1): 171–190. дои : 10.1111/j.1469-8129.2008.00323.x .
- Шеррер, Кристиан П. (1999). «К теории современного геноцида. Сравнительные исследования геноцида: определения, критерии, типологии, случаи, ключевые элементы, закономерности и пробелы». Журнал исследований геноцида . 1 (1): 13–23. дои : 10.1080/14623529908413932 .
- Смит, Энтони Д. (1981). Этническое возрождение в современном мире . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521232678 .
- Смит, Энтони Д. (1987) [1986]. Этническое происхождение наций . Оксфорд и Нью-Йорк: Блэквелл. ISBN 9780631152057 .
- Смит, Энтони Д. (2009). Этносимволизм и национализм: культурный подход . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 9781135999483 .
- Смит, Энтони Д. (1994). «Этнический национализм и тяжелое положение меньшинств». Журнал исследований беженцев . 7 (2–3): 186–198. дои : 10.1093/jrs/7.2-3.186 .
- Томпсон, Дж. (2021). «Что значит быть «истинным американцем»: этнонационализм и голосование на президентских выборах в США в 2016 году» . Нации и национализм . 27 : 279–297. дои : 10.1111/нана.12638 . S2CID 225472000 .
- Томпсон, Дж. (2022). «Этнонационализм и отношение белой иммиграции» . Нации и национализм . 28 (1): 31–46. дои : 10.1111/нана.12754 . S2CID 237914361 .
- Йылмаз, Музаффер Эркан (2018). «Рост этнического национализма, внутригосударственные конфликты и разрешение конфликтов» . Журнал Академии ТЕСАМ . 5 (1): 11–33. дои : 10.30626/tesamakademi.393051 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Армстронг, Дж. (1982). Нации до национализма . Издательство Университета Северной Каролины. ISBN 9780807896075 .
- Коннор, В. (1973). «Политика этнонационализма» . Журнал международных отношений . 27 (1): 1–21. JSTOR 24356606 .
- Эсман, MJ; Рабинович, Итамар, ред. (1988). Этническая принадлежность, плюрализм и государство на Ближнем Востоке . Издательство Корнельского университета. ISBN 9780801420016 . JSTOR 10.7591/j.ctvr7f5dw .
- Гурр, ТР; Харфф, Б. (1994). Этнический конфликт в мировой политике . Авалон. ISBN 9780813398402 .
- Этнонационализм и государственное строительство (Том 9 серии публикаций о демократии) . Перевод Гайдуски, Фонд Й. Генриха Бёлля. 2008. ISBN 9783927760967 .
- Хеннаяке, СК (1992). «Интерактивный этнонационализм: альтернативное объяснение этнонационализма меньшинства» . Политическая география . 11 (6): 526–549. дои : 10.1016/0962-6298(92)90054-W . ISSN 0962-6298 .
- Хатчон, Л. (1998). «Криптоэтничность» (PDF) . PMLA: Публикации Американской ассоциации современного языка . 113 (1): 28–51. дои : 10.2307/463407 . JSTOR 463407 . S2CID 155794856 .
- Росман, А.; Рубель, П. (2006). «Этнонационализм, национализм, империя: их истоки и отношение к власти, конфликтам и построению культуры» . Глобальная биоэтика . 19 (1): 55–71. дои : 10.1080/11287462.2006.10800885 .
- Смит, AD (2004). Древность народов . Кембридж и Молден: Polity Press. ISBN 9780745627465 .
- Смит, AD (2000). Нация в истории: историографические дебаты об этнической принадлежности и национализме . Ганновер: Университетское издательство Новой Англии. ISBN 9781584650409 .