Государственная служба Японии
Эта статья является частью серии, посвященной |
Японский портал |
В японской государственной службе занято более трех миллионов сотрудников, причем Силы самообороны Японии крупнейшим подразделением являются , насчитывающие 247 000 человек. В послевоенный период эта цифра была еще выше, но приватизация большого количества государственных корпораций с 1980-х годов, включая NTT , Японские национальные железные дороги и Japan Post , уже сократила их число.
Подавляющее большинство государственных служащих (2,74 миллиона) работают в местных органах власти, а около 585 000 являются государственными служащими национального правительства. Национальные государственные служащие делятся на «специальные» и «обычные» категории службы. Назначения в категории специальной службы регулируются политическими или другими факторами и не предполагают конкурсных экзаменов. В эту категорию входят министры кабинета министров , главы независимых агентств, члены Сил самообороны, чиновники парламента и послы.
Ядро национальной гражданской службы составляют сотрудники регулярной службы, набираемые на основе конкурсных экзаменов. Эта группа далее делится на сотрудников категории общего обслуживания и комплексной службы, причем последняя образует элиту государственной службы.
Состав государственной службы
[ редактировать ]Состав
[ редактировать ]По состоянию на 2018 год в Японии насчитывается около 3,33 миллиона государственных служащих. [1] Среди них подавляющее большинство, около 2,74 миллиона человек, являются местными государственными служащими ( яп . 地方公務員 ), работающими в местных органах власти и агентствах. [1] Среди примерно 585 000 национальных государственных служащих ( яп .: национальные государственные служащие ) примерно 298 000 находятся на специальной службе ( яп .: Специальная служба ), а 287 000 - на регулярной службе ( яп .: Общая служба ). [1]
Специальная услуга включает в себя: [1]
- Политики, такие как министры, старшие вице-министры, послы и члены Национального парламента ,
- Судьи, работники суда и работники Сейма,
- Сотрудники Министерства обороны (ок. 268 000, из них львиную долю составляют сотрудники спецслужб) и
- Другие сотрудники с особыми обязанностями, к которым не применяются определенные принципы государственной службы (например, прием на работу путем экзаменов и гарантия статуса), например, Агентства императорского двора . сотрудники
Сотрудники регулярной службы составляют остальную часть национальной государственной службы, включая различные министерства и объединенные административные агентства . [1] После приватизации Japan Post , объединения некоторых японских университетов и других реформ государственной службы количество штатных сотрудников сократилось с более чем 800 000 до примерно 287 000 в 2019 году. [1]
Набор и проверка
[ редактировать ]Государственные служащие обычно принимаются на работу посредством конкурсных экзаменов. [1] Государственные служащие подразделяются на три типа: (1) комплексная служба, которая занимается разработкой политики и исследованиями, (2) общая служба, которая занимается в основном «рутинной работой», и (3) специалисты, такие как налоговые инспекторы, авиационные регулировщики дорожного движения, врачи и учителя, набираемые на основе экзаменов или других форм оценки. [1]
Комплексная служба набирает сотрудников с помощью нескольких типов экзаменов (известных как экзамен уровня I), тестирования на уровне бакалавриата или магистратуры, а также различных экзаменов в зависимости от подразделения Службы. [1] Сотрудники категории общего обслуживания также набирают сотрудников посредством экзаменов: экзамен предназначен для выпускников университетов (экзамен на уровень II) и экзамен для выпускников средних школ (экзамен на уровень III). [1] Успешные кандидаты проходят собеседование, и окончательный отбор учитывает результаты собеседований. [1]
Исторически сложилось так, что все старшие должностные лица получали повышение из числа новобранцев комплексной службы, хотя в последнее время предпринимаются попытки предложить сотрудникам категории общего обслуживания также возможности продвижения по службе. [1] В Секретариате кабинета министров Японии , например, среди 4715 сотрудников на руководящих должностях 73,1% были приняты на работу по результатам экзаменов I уровня, а 21,8% были приняты на работу по экзаменам уровней II и III. [2] Среди должностей уровня качо ( яп . 課長級 ) 87,2% были приняты на работу по результатам экзаменов уровня I. [2]
Элитная бюрократия
[ редактировать ]Согласно отчету Библиотеки Конгресса, опубликованному в 1992 году, многие японские аналитики указывают на элитную бюрократию как на людей, которые действительно управляют Японией, хотя они составляют лишь небольшую часть из более чем 1 миллиона национальных государственных служащих страны. [3] Власть элитных государственных служащих была особенно сильна в годы быстрого экономического роста, до 1990-х годов. [4]
или агентстве работают несколько сотен представителей элиты В каждом национальном министерстве . [3] Хотя для попадания в элиту посредством открытых экзаменов не требуется высшее образование, большинство ее членов являются выпускниками самых престижных университетов Японии . [3] [5] является Юридический факультет Токийского университета единственным и наиболее важным источником элитных бюрократов. [3] [5] После окончания колледжа и, все чаще, обучения в аспирантуре абитуриенты сдают ряд сложных экзаменов на высшую государственную службу: [3] в 2009 году, например, экзамены на высшую (первую) государственную службу сдали 22 186 человек, но успешно сдали экзамен только 1 494 человека, или 6,7%. [ нужна ссылка ] Из тех, кто добился успеха, на работу были приняты только 660 человек. [ нужна ссылка ]
Подобно ученым-чиновникам имперского Китая, успешные кандидаты стойко переживали изнурительный процесс обучения и тестирования, который обязательно начинался в раннем детстве и требовал полной концентрации. [3] Типичный молодой бюрократ, который в большинстве случаев является мужчиной, является умным, трудолюбивым и преданным своему делу человеком. [3] Но некоторым бюрократам, утверждают критики, не хватает воображения и сострадания к людям, чей образ жизни отличается от их собственного. [3]
Отношение общества к элите двойственное. Элита пользуется большим социальным авторитетом, но ее члены также вызывают недовольство. Они живут в сфере, которая, по крайней мере частично, публична, но при этом далека от жизни обычных людей. По сравнению с политиками их обычно считают честными. [3] Однако участие высших чиновников в таких скандалах, как дело «Рекрута» , в некоторой степени запятнало их имидж. [3]
Элитные бюрократы Японии изолированы от прямого политического давления, поскольку на государственной службе очень мало политических назначений. [3] Министры кабинета, как правило, являются карьерными политиками, но они довольно часто занимают свои посты и покидают их (средний срок пребывания в должности менее года) и обычно имеют мало возможностей для развития базы власти внутри министерства или принуждения своих подчиненных на государственной службе. принять реформы. [3] Ниже кабинета министров находится административный вице-министр ( японский : 事務次官 ja:事務次官 ). Административные заместители министров и их подчиненные являются кадровыми государственными служащими, назначения которых определяются в соответствии с внутренне установленным принципом старшинства. [3]
Реформа элитной госслужбы с 1990-х гг.
[ редактировать ]Автономия и власть бюрократии существенно сократились с 1990-х годов. [4] В 1990-х годах избирательные реформы укрепили связи политиков со своими избирателями, укрепив их позиции. В 2000-х годах премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми ограничил власть «племенных политиков», отстаивавших особые интересы, например, фермеров, и нанял политических советников, чтобы обойти государственную службу. [4] Последующие реформы также ограничили практику амакудари ( яп . 天下り ), «нисхождения с небес», когда уходящих на пенсию бюрократов отправляли на прибыльные должности в государственном органе, которым они раньше руководили. [4] Из-за этих реформ с конца 1990-х годов многие высококлассные кандидаты в японских университетах предпочитают работать в инвестиционных банках, а не на государственной службе. [4]
Наконец, в 2014 году премьер-министр Абэ Синдзо снова сократил бюрократическую автономию, централизовав назначение всех старших государственных служащих в кабинете министров. [4] Государственные служащие теперь должны убедить заместителей премьер-министра достичь вершины, а не своих коллег по государственной службе. [4]
Некоторые комментаторы связывают сокращение автономии государственной службы с недавними скандалами, включая обвинения в сексуальных домогательствах. [6] фальсифицированные документы, очевидная ложь парламенту и неуместные военные записи. [4]
Женщины на государственной службе
[ редактировать ]В 2020 году правительство Японии сообщило, что 36,8% новых государственных служащих, нанятых в 2020 финансовом году, были женщинами, что является новым рекордом. [7] Из 8 461 государственного служащего, занятого на карьерных, общих и специализированных должностях, 3 117 были женщинами. [7] Доля принятых на работу женщин на 1,4% выше, чем в 2019 году. По видам должностей 35,4% вновь принятых на должности карьерного роста составили женщины, по сравнению с 39,1% на общих должностях и 33,8% на специализированных должностях. [7]
Еще в 2014 году доля женщин среди новых сотрудников составляла 20–25%, а затем выросла до 30% в 2015 году и продолжила увеличиваться с 2017 года. [7] Увеличение в 2015 году было учтено в Четвертом базовом плане Кабинета министров по обеспечению гендерного равенства, который установил цель на уровне 30% для новых сотрудников на государственной службе. [7] С 1990 по 2003 год от 10% до 15% новых сотрудников государственной службы ежегодно составляли женщины. [1]
История
[ редактировать ]Япония перед Второй мировой войной
[ редактировать ]Японцы столкнулись с бюрократическими институтами, по крайней мере, к началу седьмого века нашей эры ( период Нара ), когда императорский двор принял законы и структуру правительства Танского Китая . [3] Однако своеобразный китайский ( конфуцианский ) институт экзаменов на государственную службу так и не прижился, и импортированная система так и не была успешно внедрена в стране в целом. [3] Но к середине периода Токугава (1600-1867) функции класса самураев превратились из военных в канцелярские и административные. [3] После Реставрации Мэйдзи (1868 г.) новая элита, пришедшая из низших слоев самураев, создала государственную службу западного образца. [3]
Оккупированная Япония
[ редактировать ]Хотя оккупация Соединенных Штатов ликвидировала как военные учреждения, так и институты дзайбацу , она мало что сделала, за исключением упразднения довоенного Министерства внутренних дел , чтобы бросить вызов власти бюрократии. [3] Между государственной службой до и после оккупации существовала значительная преемственность - в институтах, стиле работы и персонале - отчасти потому, что штаб генерала Дугласа Макартура управлял косвенно и во многом зависел от сотрудничества государственных служащих. [3] Произошел процесс взаимной кооптации. [3] Кроме того, разработчики политики Соединенных Штатов никогда не относились к государственной службе с таким же презрением, как к военной или экономической элите. [3] Роль государственной службы в милитаризме Японии в целом преуменьшалась. [3] Многие из деятелей оккупации сами были продуктом « » президента Франклина Д. Рузвельта и Нового курса твердо верили в достоинства профессионализма государственной службы. [3] Наконец, предполагаемая угроза Советского Союза в конце 1940-х годов создала общность интересов оккупантов и консервативных, заботящихся о социальном порядке администраторов. [3]
1970-е и 1980-е годы
[ редактировать ]В статье 1975 года политолог Чалмерс Джонсон цитирует бывшего вице-министра Министерства международной торговли и промышленности (MITI), который сказал, что Сейм был просто «продолжением бюрократии». [3] Чиновник заявил, что "бюрократия разрабатывает все законы... Все, что делает законодательный орган, - это использует свои полномочия по расследованию, что в течение примерно полугода удерживает большинство высокопоставленных чиновников взаперти в Сейме". [3]
Однако за годы, прошедшие с тех пор, как этот чиновник гордо хвастался, стало очевидно, что власть бюрократов имеет пределы. [3] Самым важным была растущая роль Либерально-демократической партии Японии в формировании политики. [3] Политолог Б.С. Ко предположил, что во многих случаях члены политически ориентированных племен ( дзоку ) ЛДП обладали большим опытом в своих областях, чем элитные бюрократы. [3] Прежде чем последние разработали законопроект, им пришлось проконсультироваться и следовать инициативам партийного Совета политических исследований . [3] Многие аналитики считают, что роль бюрократии в разработке законодательства не выше, чем у ее коллег во Франции , Германии и других странах. [3] Кроме того, решение многих отставных бюрократов баллотироваться в парламент в качестве кандидатов от ЛДП может отражать не власть чиновников, как предполагалось ранее, а, скорее, нетерпение амбициозных людей, которые хотели политически расположиться «там, где действуют действия». является." [3]
Острая конкуренция между министерствами возникала всякий раз, когда принимались важные политические решения. [3] Элитные государственные служащие были набраны и провели всю свою карьеру в одном министерстве. [3] В результате они развили сильную групповую солидарность и ревностно защищали свою территорию. Небюрократические субъекты – политики и заинтересованные группы – могут использовать это соперничество в своих интересах. [3]
1990-е и далее
[ редактировать ]1990-е годы
[ редактировать ]Министерство финансов обычно считается самым влиятельным и престижным из министерств. [3] Его высшие должностные лица считаются сливками элиты. Хотя в 1970-х годах, когда дефицит рос, министерство было относительно безуспешным, в 1980-х министерство добилось больших успехов в ограничении государственных расходов и повышении налогов, включая двенадцатилетнюю борьбу за принятие налога на потребление . [3] Однако огромный государственный долг в начале 1990-х годов может свидетельствовать о том, что этому бюджетному органу в предыдущее десятилетие не удалось обуздать спрос на популярные меры, такие как медицинское страхование, поддержка цен на рис и убыточную общенациональную сеть приватизированных предприятий. Группа японских железных дорог . [3] Министерство международной торговли и промышленности (MITI) часто сталкивалось с препятствиями в своих ранних планах по реконсолидации экономики после оккупации. Ему не всегда удавалось навязать свою волю частным интересам, политикам или другим министерствам. [3] По словам профессора права Джона Оуэна Хейли , писавшего в конце 1980-х годов, практика гёсэй сидо , или административного руководства, применяемая MITI, часто описываемая как свидетельство скрытой власти бюрократии, на самом деле была второй лучшей альтернативой «выражению установленной законом власти, которая бы легитимизировало осуществление своей власти». [3] Политика административной реформы 1980-х годов наложила ограничения на штат государственных служащих и расходы, что, вероятно, способствовало ухудшению морального духа и условий труда.
Еще одним фактором, ограничивающим бюрократическую власть, было появление общества изобилия. [3] В ранний послевоенный период нехватка капитала позволила Министерству финансов и МИТИ оказывать значительное влияние на экономику посредством контроля над банковской системой (см. Денежно-кредитная и фискальная политика ). В меньшей степени этот дефицит сохранялся до 1980-х годов, поскольку большинство крупных компаний имели высокие соотношения заемного и собственного капитала и зависели от банков в плане вливания капитала. Однако их огромные прибыли и растущая зависимость от рынков ценных бумаг в конце 1980-х годов означали, что Министерство финансов имело меньше влияния. Богатство, техническая оснащенность и новая уверенность компаний также затрудняли для MITI осуществление административного руководства. Министерство не могло сдержать агрессивные и часто политически противоречивые покупки японских корпоративных инвесторов в Соединенных Штатах , такие как покупка Mitsubishi Estate в октябре 1989 года Рокфеллер-центра в Нью-Йорке , которая, наряду с приобретением Sony Corporation компании Columbia Pictures, через несколько недель ранее это обострило торговые трения между двумя странами.
Вся проблема торговых трений и иностранного давления имела тенденцию политизировать бюрократию и способствовать беспрецедентному расколу в конце 1980-х и начале 1990-х годов. [3] В ходе переговоров в рамках Инициативы по структурным препятствиям, проведенных Японией и Соединенными Штатами в начале 1990 года, обсуждались основные изменения в экономике Японии: реформы систем распределения и ценообразования, улучшение инфраструктуры и устранение официальных процедур, ограничивавших иностранное участие в экономике. . Хотя иностранное давление такого рода воспринимается многими японцами как посягательство на национальный суверенитет, оно также дает возможность некоторым министерствам получать выгоду за счет других. [3] Вряд ли найдется бюрократическая юрисдикция в экономической сфере, которая в каком-то смысле не была бы затронута.
Политические и бюрократические элиты с международными взглядами обнаружили, что их реформы по открытию рынка, призванные удовлетворить требования Соединенных Штатов, неоднократно саботировались другими интересами, особенно сельским хозяйством . [3] Такая реакция усилила давление со стороны Соединенных Штатов, что, в свою очередь, создало ощущение кризиса и менталитет осады внутри Японии. [3] «Интернационализация» японского общества и другими способами также разделила бюрократическую элиту. MITI, Министерство труда и Министерство юстиции имели разные взгляды на то, как реагировать на приток неквалифицированных рабочих, обычно из Южной Азии и Юго-Восточной Азии, в испытывающую недостаток рабочей силы японскую экономику. По оценкам, в конце 1980-х годов от 300 000 до 400 000 из них работали нелегально на небольшие японские фирмы. [3] Пересмотр Министерством образования, науки и культуры руководящих указаний по написанию учебников истории, якобы внутренний вопрос, вызвал возмущение азиатских соседей Японии, поскольку эти изменения имели тенденцию смягчать рассказы о зверствах военного времени (см. Споры о японских учебниках истории ).
2000-е и 2010-е годы
[ редактировать ]Государственные службы в Японии претерпели значительные изменения и реформы, чтобы работать более эффективно в тяжелой бюджетной ситуации правительства. В 2001 году была проведена реформа центрального правительства с целью объединения существующих министерств, усиления работы кабинета министров и достижения более эффективной работы. Критика государственных служб со стороны средств массовой информации и общественности усилилась в связи с некоторыми скандалами, такими как практика амакудари для обеспечения преимуществ высокопоставленных чиновников после выхода на пенсию, стандарт заработной платы и многие другие факторы.
В 2007 году Дзюнъитиро Коидзуми принял законопроекты о приватизации почты (см. ja:聖域なき構造改革 ). Главную озабоченность вызывала почта Японии, которая пользовалась поддержкой правительства, блокировала конкуренцию и предоставляла политикам доступ к почтовым сбережениям для финансирования любимых проектов. [8] В 2007 году почта Японии была разделена на три компании, которые планировалось приватизировать к 2017 году. [8] Коидзуми также преобразовал штат независимых административных учреждений в приватизированных офицеров, что сократило половину государственной службы. На почте Японии работало 280 000 человек, или треть государственных служащих. [8] Однако по состоянию на 2020 год правительство по-прежнему владеет 57% акций, а март 2028 года был объявлен целевой датой приватизации. [8]
На всеобщих выборах 2009 года Демократическая партия Японии (ДПЯ) пришла к власти после многих лет правления Либерально-демократической партии Японии (ЛДП). ДПЯ проводила политику «политического лидерства», критиковала инициативу бюрократии в эпоху ЛДП и планировала реформировать государственную службу. Однако ДПЯ потерпела поражение на всеобщих выборах 2012 года , и ЛДП вернула себе власть.
В 2014 году премьер-министр Абэ Синдзо снова сократил бюрократическую автономию, централизовав назначение всех старших государственных служащих в кабинете министров. [4]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Страноведение . Федеральный исследовательский отдел . - Япония
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Национальное управление кадров правительства Японии. «Годовой отчет за 2018 финансовый год (апрель 2018 г. – март 2019 г.)» . www.jinji.go.jp . Проверено 17 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б министров . на руководящие должности (2019 финансовый год)» . Секретариат Кабинета «Объявление о статусе назначения и т. д
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в Долан, Р.Э. и Уорден, Р.Л. (1992). Вашингтон, округ Колумбия: Отдел федеральных исследований, Библиотека Конгресса: На продажу Управляющему документацией правительства США. Распечатать. Выключенный. [PDF] Получено из Библиотеки Конгресса, https://www.loc.gov/item/91029874/ .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Хардинг, Робин (17 апреля 2018 г.). «Японские скандалы знаменуют упадок некогда могущественной бюрократии» . Файнэншл Таймс .
- ^ Jump up to: а б 2012 г.) «Статус назначения на основе базовой политики набора и продвижения по службе» (PDF) . Министерство внутренних дел и коммуникаций (
- ^ Хардинг, Робин (16 апреля 2018 г.). «Высшего японского финансового бюрократа обвиняют в сексуальных домогательствах» . Файнэншл Таймс . Проверено 16 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Женщины составляют новый рекорд: 36,8% среди нанятых на работу государственных служащих в Японии» . nippon.com . 06.07.2020 . Проверено 16 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Зомби-приватизация Japan Post является предупреждением Синдзо Абэ» . Азиатский обзор Nikkei . Проверено 16 июля 2020 г.