Главное правило гражданства
Примеры и перспективы в этой статье касаются главным образом Соединенного Королевства и не отражают мировую точку зрения на этот вопрос . ( Июль 2021 г. ) |
Основное правило гражданства является следствием статьи 4 Конвенции по некоторым вопросам, связанным с коллизией законов о гражданстве 1930 года, договора, ратифицированного двадцатью тремя сторонами. [ 1 ] Это предусматривает, что «государство не может предоставлять дипломатическую защиту одному из своих граждан против государства, гражданством которого такое лицо также обладает». [ 2 ]
С практической точки зрения это означает, что когда многократный гражданин находится в стране одного из своих гражданств, эта страна имеет право обращаться с этим человеком так, как если бы он или она были исключительно гражданином или подданным этой страны. Это включает в себя право налагать обязанности по военной службе или требовать разрешения на выезд. [ 3 ]
Профессор Эйлин Денза заявляет, что это правило представляет собой кодификацию «классического правила» и по состоянию на 2018 год остается «современной государственной практикой» на международном уровне. Проект статей о дипломатической защите Комиссии международного права 2006 года в целом подтвердил это правило. [ 4 ]
Подробное объяснение
[ редактировать ]Соединенного Королевства Министерство внутренних дел дало подробное объяснение правила:
Практическое значение этой статьи, широко известное как «Основное правило гражданства», состоит в том, что если лицо является гражданином, например, двух государств (А и В) и находится на территории государства А, то государство Б имеет не имеет права заявлять, что это лицо является его гражданином, или вмешиваться от имени этого лица. Такое лицо, въезжающее на территорию третьего государства, может рассматриваться как гражданин либо А, либо Б – обычно не имеет значения, какого из них, за исключением, например, случаев, когда суды третьего государства должны выносить решения по вопросам, касающимся к статусу этого человека, и соответствующие законы зависят от гражданства человека. В таких случаях необходимо выбрать действующее гражданство (т.е. одно из двух гражданств выбирается как действующее для целей третьего государства). [ 5 ]
Соединенного Королевства Министерство иностранных дел подтвердило это в своем совете двойным гражданам за границей, заявив, что оно «обычно не будет предлагать вам поддержку или участвовать в отношениях между вами и властями этого государства». [ 6 ] Соединенное Королевство по-прежнему может делать неофициальные дипломатические представления властям другой страны, когда британский гражданин удерживается в другой стране, даже если это лицо также является гражданином этой страны, в случае особых гуманитарных потребностей. [ 7 ] например, вмешательство тогдашнего министра иностранных дел Великобритании Филипа Хаммонда во время исчезновений книг в Козуэй-Бэй .
История
[ редактировать ]В эпоху «холодной войны» Соединенные Штаты подписали консульские соглашения с некоторыми странами Варшавского договора , предусматривавшие, что гражданин США, въехавший в эту страну с американским паспортом и соответствующей визой , впоследствии не будет считаться гражданином этой страны (и, следовательно, ему будет запрещено въезжать в эту страну). уход). [ 8 ] Участвующие страны Варшавского договора (в частности, Польша) хотели поощрять туризм со стороны эмигрантов и их потомков, поселившихся в США. После роспуска Варшавского договора в 1991 году многие из этих стран отменили визовые требования для граждан США, тем самым аннулировав эти положения (подробнее). обсуждение см. в разделе «Двойное гражданство в Польше» ).
Австралия, [ нужна ссылка ] Канада, [ 9 ] и Соединенные Штаты [ 10 ] заключили аналогичные консульские соглашения с Китайской Народной Республикой.
В 2006 году Комиссия международного права приняла проект статей о дипломатической защите, в значительной степени кодифицировав сложившуюся практику, что в целом подтвердило это правило. Однако он стремился смягчить строгость традиционной практики, предложив, что в тех случаях, когда гражданство защищающего государства является «преобладающим», может предоставляться дипломатическая защита. Эти проекты статей не были представлены на конференцию для оформления их в виде договора. Проект статьи 7 гласит: [ 4 ]
Государство гражданства не может осуществлять дипломатическую защиту в отношении лица от государства, гражданином которого это лицо также является, за исключением случаев, когда гражданство первого государства является преобладающим как на дату причинения вреда, так и на дату официального предъявления претензия. [ 11 ]
Эйлин Денза, профессор международного права Университетского колледжа Лондона и бывший юрисконсульт Министерства иностранных дел и по делам Содружества , заявляет, что это правило представляет собой кодификацию «классического правила» и по состоянию на 2018 год остается «современной государственной практикой» на международном уровне. [ 4 ] [ 12 ] [ 13 ]
Джеймс Ларри Толби и Герхард фон Глан в своем учебнике по праву для США 2022 года пишут, что в отношении основных статей 3–6 Конвенции по некоторым вопросам, связанным с конфликтом гражданства: «сегодняшние государства на практике следуют почти всем этим положениям, несмотря на отсутствие общих конвенциональных правил». Они не используют название «Основное правило национальности», но явно дают краткое изложение правила. [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Конвенция по некоторым вопросам, касающимся коллизии законов о гражданстве» . Серия договоров Организации Объединенных Наций . Объединенные Нации . Проверено 30 июля 2021 г.
- ^ Конвенция по некоторым вопросам, связанным с конфликтом законов о гражданстве. Архивировано 26 декабря 2014 г. в Wayback Machine . Гаага, 12 апреля 1930 г. Полный текст.
- ^ Рахман, Зарина (20 августа 2019 г.). «Множественное гражданство и множественное гражданство (в том числе двойное гражданство и двойное гражданство)» . Ричмонд Чемберс. Архивировано из оригинала 30 августа 2019 года . Проверено 7 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Денза, Эйлин (2018). «Гражданство и дипломатическая защита» . Обзор международного права Нидерландов . 65 (3). Эйлин Денза: 463–480. дои : 10.1007/s40802-018-0119-4 . S2CID 150320796 .
- ^ «Двойное гражданство» . Министерство внутренних дел Великобритании. Архивировано из оригинала 8 декабря 2010 года . Проверено 16 декабря 2010 г.
- ^ «Поддержка британских граждан за рубежом: руководство» (PDF) . Министерство иностранных дел и по делам Содружества. 2011. с. 5 . Проверено 12 февраля 2024 г.
- ^ «Путешествие и жизнь за границей: Когда что-то идет не так: арест или задержание» . Министерство иностранных дел и по делам Содружества. 8 июля 2010 года. Архивировано из оригинала 12 апреля 2011 года . Проверено 7 апреля 2011 г.
- ^ Например, см. Двустороннюю консульскую конвенцию США и Польши, заархивированную 6 ноября 2013 г. в Wayback Machine .
- ^ «Советы и рекомендации для туристов в Китае» . Министерство иностранных дел и международной торговли Канады . Проверено 7 апреля 2011 г.
- ^ Консульская конвенция США и Китая . Обмен нотами I, раздел 3 (стр. 18).
- ^ Комиссия международного права (2006 г.). «Проекты статей о дипломатической защите» (PDF) . Статья 7 . Проверено 13 февраля 2024 г.
- ^ Денза, Эйлин (19 апреля 2014 г.). «Эйлин Денза, эксперт по дипломатическому праву: «Ответ Дэвиду Паннику, королевскому адвокату» » . Глаз Ближнего Востока . Проверено 19 февраля 2024 г.
- ^ «Денза, профессор Эйлин, CMG» . Кто есть кто в международном публичном праве . БРИЛЛ . Проверено 19 февраля 2024 г.
- ^ Толби, Джеймс Ларри; фон Глан, Герхард (2022). «9. Национальность». Право среди наций: введение в международное публичное право (12-е изд.). Рутледж. Двойное гражданство. ISBN 9781000523584 . Проверено 20 февраля 2024 г.