Защитная сила
Держава -покровительница — это страна, которая представляет другое суверенное государство в стране, где у этого суверенного государства нет собственного официального дипломатического представительства (например, посольства или консульства) в государстве державы-покровительницы. [ 2 ] Обычно державы-покровители назначаются, когда две страны разрывают дипломатические отношения друг с другом. Держава-покровительница несет ответственность за присмотр за дипломатической собственностью защищаемой державы и гражданами в принимающем государстве. Если дипломатические отношения были разорваны в результате начала войны, держава-покровительница также будет заниматься благополучием военнопленных и заботиться об интересах гражданского населения на оккупированной противником территории.
Институт покровительственной власти восходит к франко-прусской войне 1870 года и был официально закреплен Женевской конвенцией 1929 года . Покровительские державы разрешены во всех четырех Женевских конвенциях 1949 года. Помимо того, что суверенные государства назначаются покровительствующими державами, Международный комитет Красного Креста может быть назначен покровительствующей державой в соответствии с Протоколом I (1977 г.). Практика выбора державы-покровительницы в мирное время была официально закреплена в Венской конвенции о дипломатических сношениях (1961 г.). [ 3 ] [ 4 ]
Дипломатия
[ редактировать ]Держава-покровительница назначается защищаемой державой и также должна быть приемлемой для принимающего государства. Поэтому он должен поддерживать дипломатические отношения с обоими государствами. Во время войны Женевские конвенции также требуют, чтобы держава-покровительница была нейтральной страной. Конкретные обязанности и договоренности согласовываются между державой-покровительницей, защищаемой державой и принимающей страной.
В рамках всеобъемлющего мандата держава-покровительница выполняет большинство дипломатических функций от имени державы-покровительницы. Это необходимо, когда отношения настолько враждебны, что враждующие страны не имеют дипломатического или консульского персонала на территории друг друга. Например, Швеция выполняет ограниченные консульские функции для США, Канады и Австралии в Северной Корее. [ 5 ] В данном случае Швеция является державой-покровительницей для трех покровительствуемых держав: США, Австралии и Канады.
В других случаях две страны разорвали дипломатические отношения, но, тем не менее, готовы обменяться дипломатическим персоналом на неформальной основе. Держава-покровительница служит механизмом, облегчающим обмен неформальными дипломатами. Бывшее посольство державы-покровительницы укомплектовано собственным дипломатическим персоналом, но формально оно называется «отделом интересов» посольства державы-покровительницы. Например, в период с 1991 по 2015 год Отдел интересов Кубы был укомплектован кубинцами и занимал старое кубинское посольство в Вашингтоне, округ Колумбия, но формально это был отдел посольства Швейцарии в США. Однако, когда отношения чрезвычайно напряжены, например, во время войны, «отдел интересов» вместо этого укомплектован дипломатами державы-покровительницы. Например, когда Ирак и США разорвали дипломатические отношения из-за войны в Персидском заливе , Польша стала державой-защитницей Соединенных Штатов. Секцию интересов США посольства Польши в Ираке возглавил польский дипломат. [ 6 ]
Нет требования, чтобы обе страны выбрали одну и ту же державу-покровительницу, хотя это удобно для целей общения. Каждый может назначить другую державу-покровительницу при условии, что выбор приемлем для другого государства. Также не требуется, чтобы страна выбирала только одну державу-покровительницу в принимающей стране. Например, во время Второй мировой войны Япония назначила Испанию, Швецию и Швейцарию своими защитниками в Соединенных Штатах. [ 7 ]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Хотя покровительственные силы существовали в дипломатическом использовании с 16 века, современный институт покровительственной власти зародился во время франко-прусской войны 1870–1871 годов. [ 7 ] [ 8 ] : 550 Все воюющие стороны назначили державы-покровители, что было вызвано необходимостью высылки дипломатов и введения ограничений на вражеских иностранцев. [ 7 ] Соединенные Штаты выступали в качестве защитной державы для Северо-Германской Конфедерации и нескольких небольших немецких государств, в то время как Швейцария была защитной державой для Бадена и Баварии , а Россия - для Вюртемберга . [ 9 ] Тем временем Великобритания служила державой-защитницей Франции.
Энергичные усилия Элиху Б. Уошберна , министра США во Франции , создали прецедент для действий по защите держав в войне. [ 10 ] Американский флаг был поднят над посольством Северной Германии, а архивы посольства были переданы на хранение дипломатическому представительству США . Уошберн организовал эвакуацию 30 000 подданных Северной Германии из Франции в первые дни войны. Будучи единственным главой миссии крупной державы, оставшимся во французской столице во время осады Парижа , ему также было поручено охранять семь латиноамериканских консульств и отвечать за питание 3000 немецких гражданских лиц, застрявших в городе. [ 9 ] [ 11 ]
Ранние разработки
[ редактировать ]После франко-прусской войны назначение держав-покровительниц стало обычным международным правом . В последующих войнах державы-покровительницы расширяли свои обязанности с согласия воюющих сторон. В Первой китайско-японской войне обе стороны выбрали Соединенные Штаты в качестве своей защитной державы, установив концепцию взаимного мандата. Во время испано-американской войны Соединенные Штаты для военнопленных . впервые потребовали нейтральной инспекции лагерей [ 7 ]
Поскольку институт державы-покровительницы не был оформлен договором, возникли споры по поводу прав и обязанностей державы-покровительницы. Во Второй англо-бурской войне Британская империя выбрала Соединенные Штаты в качестве своей защитной державы, но буры отказались позволить США передавать средства британского правительства военнопленным. Нидерланды, выступавшие в качестве державы-покровителя бурских республик, также не смогли добиться соглашения об обмене именами военнопленных. Два года спустя, во время русско-японской войны , воюющие стороны согласились обменяться списками пленных, общаясь через Францию как державу-покровительницу России и США как державу-покровительницу Японии. Практика обмена списками заключенных стала общепринятой и в конечном итоге была включена в Женевскую конвенцию 1929 года . [ 2 ]
Мировые войны
[ редактировать ]Первая мировая война
[ редактировать ]Первоначально Соединенные Штаты были популярным выбором для защиты власти, начиная с защиты Северо-Германской Конфедерации во время франко-прусской войны. Пик американской дипломатической защиты пришелся на Первую мировую войну , когда Соединенные Штаты приняли взаимные мандаты от пяти крупнейших воюющих сторон с обеих сторон: Великобритании, Франции, Австро-Венгрии, Германии и Османской империи. Между 1914 и 1917 годами Соединенные Штаты приняли в общей сложности 54 мандата в качестве державы-покровителя. [ 12 ] Когда Соединенные Штаты вступили в войну на стороне союзников в 1917 году, американские мандаты были переданы более мелким нейтральным государствам, причем популярным выбором были Нидерланды, Испания и Швейцария.
В межвоенный период роль державы-покровительницы была окончательно закреплена в Женевской конвенции 1929 года . Силам-покровителям было разрешено инспектировать лагеря для военнопленных, беседовать с заключенными наедине, свободно общаться с заключенными и поставлять книги в тюремную библиотеку. Однако предложение Международного комитета Красного Креста возложить на него ответственность за обеспечение соблюдения договора было отклонено. [ 7 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Соединенные Штаты оставались популярным выбором в начале Второй мировой войны, приняв 75 мандатов от имени стран-союзников в период с 1939 по 1941 год. Однако Соединенные Штаты больше не считались бескорыстным нейтральным государством, и ни одна из стран Оси не спрашивала Соединенные Штаты будут его защитной силой. [ 12 ] Более широкий размах войны также дисквалифицировал две самые популярные державы-покровительницы Первой мировой войны: франкистская Испания оставалась нейтральной, но склонялась к Оси, а Нидерланды были оккупированы Германией . В результате Швейцария и Швеция стали наиболее популярными вариантами защиты власти. Швейцария формально получила 219 мандатов от 35 государств и неофициально представляла еще восемь государств, а Швеция приняла 114 мандатов от 28 государств. [ 13 ] Когда США вступили в войну в конце 1941 года, Швейцария взяла на себя их мандаты. Что касается главных ролей, швейцарские дипломаты имели мандат на защиту интересов Германии в Великобритании, США, Югославии, Турции и голландской Индонезии. Швейцария защищала британские интересы в Германии, Франции, Италии, Венгрии, Румынии и Японии. Он защищал интересы Виши-Франции в Великобритании, США, Италии, Египте и Бразилии. Он защищал интересы Италии в Египте и Бразилии. Он защищал интересы Соединенных Штатов в Германии, Франции, Италии, Японии, Китае и Дании. Он защищал интересы Японии в Великобритании, США, Египте и Аргентине. Дипломаты выдали разрешения на поездки, помогая десяткам тысяч людей вернуться в свои страны после того, как они оказались в ловушке во вражеской стране. Швейцарские дипломаты также контролировали закрытие вражеских посольств. Особое значение имела защита военнопленных, особенно больных и раненых. [ 14 ]
Женевские конвенции 1949 года
[ редактировать ]Женевские конвенции 1949 года касались нарушений, имевших место во время Второй мировой войны. Назначение державы-покровительницы было необязательным в Конвенции 1929 года, но Конвенция 1949 года сделала это обязательным. [ 8 ] : 550 Все четыре конвенции относятся к державам-защитникам, а Четвертая Женевская конвенция официально закрепила роль держав-защитников по отношению к гражданскому населению. Удерживающая держава также должна была назначить замену в случае утраты выгоды державы-покровительницы. Семьдесят процентов военнопленных потеряли свою защитную силу во время Второй мировой войны, потому что их правительства были оспариваемы или прекратили свое существование. Предвидя войну, в которой каждая страна была бы воюющей стороной, Конвенции предусматривают возможность назначения международной организации в качестве державы-покровителя. [ 15 ]
Холодная война
[ редактировать ]Соперничество сверхдержав времен Холодной войны привело к изменениям в институте защиты власти. Соединенные Штаты, которые до 1945 года приняли более 200 мандатов в качестве державы-покровителя, больше не рассматривались как незаинтересованная третья сторона, и после 1945 года им удалось получить только один мандат. [ 12 ] Вместо этого Соединенным Штатам пришлось назначать державу-покровительницу, которая представляла бы их интересы более десятка раз, начиная с 1945 года. [ 16 ] Швейцария и Швеция предпочли остаться неприсоединившимися в Холодной войне и отказались присоединяться к каким-либо военным союзам, что привело к их постоянной популярности в качестве держав-покровительниц. С 1945 года Швейцария одновременно выполняла 24 мандата в качестве защитной державы. [ 17 ]
Раздел интересов появился после Односторонней декларации независимости Родезии в 1965 году, когда девять африканских стран разорвали дипломатические отношения с Соединенным Королевством. Держава-покровительница Соединенного Королевства заявила, что указанные британские дипломаты были членами собственного посольства державы-покровительницы, то есть как если бы британские дипломаты были представителями собственной страны державы-покровительницы. В результате британские дипломаты сохранили свой дипломатический иммунитет и могли оставаться в (бывшем) британском посольстве, которое было передано в ведение державы-покровительницы. [ 18 ] Нововведение получило широкое распространение после Шестидневной войны 1967 года. Арабские государства разрешили американским дипломатам оставаться в своих столицах в качестве отдела интересов США соответствующей державы-покровительницы, в то время как Израиль разрешил советским дипломатам оставаться в Тель-Авиве в качестве представителя советских интересов. Отдел посольства Финляндии. [ 19 ]
Самыми жестокими прокси-войнами Холодной войны были гражданские войны, включая войну в Алжире и войну во Вьетнаме . Поскольку каждая из основных воюющих сторон утверждала, что является единственным законным правительством страны, они не признавали друг друга и отказывались поддерживать дипломатические отношения с любыми странами, признавшими другую сторону. Эта трудность была решена Протоколом I (1977 г.) к Женевским конвенциям , который предусматривал, что воюющие стороны должны назначить защитные силы Международному комитету Красного Креста . Тогда Красный Крест будет обращаться к любой стране, которая фигурирует в обоих списках, без необходимости воюющим сторонам напрямую общаться друг с другом. Если никакое соглашение не могло быть достигнуто с третьей страной, воюющие стороны должны были признать Красный Крест или другую международную организацию в качестве державы-покровительницы. [ 10 ]
Текущие мандаты
[ редактировать ]Другие значения
[ редактировать ]- Термин «защита» также используется, когда государство осуществляет контроль над внешней политикой другого государства (включая оборону), и в этом случае последнее называется защищенным государством или протекторатом .
- Термин «дружественная защита» также применялся к государству-гаранту, обещающему предотвратить захват защищаемого государства (или его определенной части) третьей стороной.
Консульские услуги
[ редактировать ]Некоторые страны могут иметь соглашения о предоставлении ограниченных консульских услуг гражданам других стран. Это не обязательно представляет собой отношения защитной силы, поскольку принимающая страна может не иметь формального согласия, и на самом деле между принимающей страной и третьей страной могут быть дипломатические отношения, но не физическое представительство. Без согласия страны пребывания консульские должностные лица, выполняющие эту роль, не могут быть признаны представляющими интересы другой страны и ограничиваются оказанием «добрых услуг». [ нужна ссылка ] роль.
- Соединенные Штаты предоставляют консульские услуги гражданам Федеративных Штатов Микронезии , Республики Маршалловы Острова и Республики Палау , ранее входивших в подопечную территорию США Тихоокеанские острова . [ 44 ]
- Некоторые страны Содружества, включая Австралию, Новую Зеландию, Канаду и Великобританию, имеют соглашения в некоторых странах о предоставлении консульских услуг гражданам других стран, где они не имеют физического представительства. Соединенное Королевство предоставляет консульскую помощь канадцам за рубежом, где нет канадского представительства, как указано в каждом канадском паспорте . В соответствии с Соглашением о совместном использовании консульских услуг между Канадой и Австралией Канада предоставляет консульскую помощь австралийским гражданам в нескольких государствах Латинской Америки и Африки; в то время как австралийские дипломатические миссии отвечают взаимностью в нескольких государствах Азиатско-Тихоокеанского региона. [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ]
- В соответствии со статьей 20 раздела 2c Договора о функционировании Европейского Союза граждане стран Европейского Союза могут запрашивать консульские услуги в представительствах других стран ЕС, если в их родной стране нет местного представительства. [ 48 ]
- В 2006 году правительства Черногории и Сербии приняли Меморандум о соглашении между Республикой Черногория и Республикой Сербия о консульской защите и обслуживании граждан Черногории. По этому соглашению Сербия через свою сеть дипломатических и консульских представительств предоставляет консульские услуги гражданам Черногории на территории государств, в которых Черногория не имеет собственных представительств. [ 49 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б (на французском языке) Стефан Бюссар, « Швейцарский голос Соединенных Штатов на Кубе молчит », Le Temps , понедельник, 20 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Блейк, Джеймс Дж. (1990). «Прагматическая дипломатия: истоки и использование державы-покровительницы» . В Ньюсоме, Дэвид Д. (ред.). Дипломатия под иностранным флагом: когда страны разрывают отношения . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. ISBN 0312040512 .
- ^ «Венская конвенция о дипломатических сношениях» (PDF) . Объединенные Нации. 18 апреля 1961 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Руководство Государственного департамента США по иностранным делам . 7 ФАМ 1020.
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ «О посольстве» . Посольство Швеции, Пхеньян.
В частности, Швеция выступает в качестве защитной державы для США, Австралии и Канады, включая консульскую ответственность за граждан.
- ↑ Бывший польский директор отдела интересов США в Багдаде Кшиштоф Бернацкий получает награду секретаря за выдающиеся заслуги , Государственный департамент , 28 февраля 2003 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Леви, Ховард (1961). «Военнопленные и держава-покровительница» . Американский журнал международного права . 55 (2): 374–397. дои : 10.2307/2196124 . JSTOR 2196124 . S2CID 147044516 . Архивировано из оригинала 14 июля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Клэпхэм, Эндрю; Гаэта, Паола; Сассоли, Марко, ред. (2015). Женевские конвенции 1949 года: комментарий . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780191003523 .
- ^ Jump up to: а б Уошберн, Э.Б. (1887). Воспоминания министра во Франции, том I. Нью-Йорк: Скрибнер.
- ^ Jump up to: а б Берридж, Джефф Р. (2012). Посольства в вооруженном конфликте . Нью-Йорк: Континуум. ISBN 9781441104625 .
- ^ Хилл, Майкл, изд. (2012). Элиху Уошберн: Дневник и письма американского министра во Францию во время осады и Парижской коммуны . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 9781451665307 .
- ^ Jump up to: а б с Ньюсом, Дэвид Д., изд. (1990). «Приложение A: Соединенные Штаты как держава-покровительница по странам и датам» . Дипломатия под иностранным флагом: когда страны разрывают отношения . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. ISBN 0312040512 .
- ^ Шелберт, Лео (2014). «Добрые услуги». Исторический словарь Швейцарии . Роуман и Литтлфилд. п. 153. ИСБН 9781442233522 .
- ^ Лео Шелберт. «Объединение ужасно разделенных наций: нейтральная Швейцария как держава-защитница» в издании Лео Шельберта, « Швейцария в осаде 1939–1945: борьба нейтральной нации за выживание» (2000), стр. 153–182, стр. 156–159.
- ^ «Комментарий 2016 года, статья 10: Заместители держав-покровительниц, Конвенция (I) об улучшении условий раненых и больных в действующих вооруженных силах. Женева, 12 августа 1949 года» . Исторические договоры и документы . Международный комитет Красного Креста. 2016.
- ^ Ньюсом, Дэвид Д., изд. (1990). «Приложение B: Державы-покровительницы, представлявшие Соединенные Штаты, по странам и датам» . Дипломатия под иностранным флагом: когда страны разрывают отношения . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. ISBN 0312040512 .
- ^ Jump up to: а б с д и Федеральный департамент иностранных дел Швейцарии (4 апреля 2012 г.). «Мандаты защитной силы» . Архивировано из оригинала 31 мая 2012 года.
- ^ Робертс, Айвор, изд. (2011). Дипломатическая практика Сатоу (6-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198739104 .
- ^ Бергус, Дональд К. (1990). «Дипломатия США под флагом Испании, Каир, 1967-74» . В Ньюсоме, Дэвид Д. (ред.). Дипломатия под иностранным флагом: когда страны разрывают отношения . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. ISBN 0312040512 .
- ^ Jump up to: а б Фернандес; Парагуасу, Леонардо; Лисандра (01 августа 2024 г.). «Бразилия управляет посольствами Аргентины и Перу в Каракасе после высылки из-за выборов» . Рейтер . Архивировано из оригинала 1 августа 2024 г. Проверено 1 августа 2024 г.
{{cite news}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Гортасар, Мар Сентенера, Найара Галаррага (01 августа 2024 г.). «Бразилия захватит посольство Аргентины в Венесуэле и будет защищать шестерых противников, которые являются там беженцами» . El País America (на испанском языке) . Проверено 1 августа 2024 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Гортасар, Мар Сентенера, Найара Галаррага (01 августа 2024 г.). «Бразилия захватит посольство Аргентины в Венесуэле и будет защищать шестерых противников, которые являются там беженцами» . El País America (на испанском языке) . Проверено 1 августа 2024 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Вутлифф, Рауль (3 октября 2017 г.). «Впервые с 1973 года израильский министр посетил Кубу с «частным» визитом» . Таймс Израиля .
Не имея посольства Израиля в стране, Канада в настоящее время представляет интересы Израиля в Гаване, включая помощь еврейской общине страны.
- ^ Фентон, Энтони (3 марта 2009 г.). «Канада будет представлять Израиль в Венесуэле: министр» . Доминион . № 59.
- ^ Келемен, Ясмина (21 апреля 2009 г.). «Канада будет представлять Израиль в Венесуэле» . Еврейское телеграфное агентство .
- ^ «Секция интересов США» . Посольство Чешской Республики в Дамаске . Проверено 10 февраля 2017 г. .
- ^ «Секция интересов Исламской Республики Иран» . Посольство Пакистана, Вашингтон, округ Колумбия Архивировано из оригинала 21 мая 2019 г. . Проверено 8 июля 2014 г.
- ^ «Катар выступит дипломатическим представителем США в Афганистане» . Аль Джазира . 12 ноября 2021 г.
- ^ «Посольство Румынии в Сирии» . Министерство иностранных дел и торговли (Австралия) . Проверено 10 февраля 2017 г. .
Дипмиссия Румынии оказывает консульскую помощь австралийцам
- ^ Jump up to: а б с д Попеску, Ирина (10 декабря 2014 г.). «Румыния будет представлять интересы Канады в Сирии – Румыния Insider» . Румыния Инсайдер .
- ^ «Венесуэла: Испания будет представлять наши интересы в Израиле» . Гаарец . Ассошиэйтед Пресс. 16 сентября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Посольство: Пхеньян» . Швеция за границей.com.
- ^ «Отдел интересов Грузии Посольства Швейцарской Конфедерации в Российской Федерации» . Министерство иностранных дел Грузии . Архивировано из оригинала 9 февраля 2018 г. Проверено 8 февраля 2018 г.
- ^ «Швейцария будет представлять интересы Ирана в Канаде» . Свиссинфо . 13 июня 2019 г.
- ^ swissinfo.ch, SWI (18 июня 2024 г.). «Мексика привлекает Швейцарию для проведения дипломатической работы в Эквадоре после разрыва отношений» . SWI swissinfo.ch . Проверено 19 июня 2024 г.
- ^ «Посольство Швейцарии в Грузии, Секция интересов Российской Федерации» . Министерство иностранных дел Российской Федерации .
- ^ Сансано, Георг Хеслер (5 апреля 2019 г.). «Швейцария в будущем будет представлять США в Венесуэле» . Швейцарское радио и телевидение (на немецком языке) . Проверено 9 апреля 2019 г.
- ^ Ханслер, Дженнифер (8 мая 2019 г.). «Соглашение о защите интересов США в Венесуэле все еще не вступило в силу спустя месяц» . CNN .
- ^ Лаботт, Элиза (20 марта 2011 г.). «Турция будет служить защитной силой США в Ливии» . CNN .
- ^ «Венесуэла предлагает Турцию в качестве «державы-защитницы» - Новости Турции» . Хюрриет Дейли Ньюс . 16 мая 2019 г.
- ^ Курт, Нуреттин (31 мая 2019 г.). «Венесуэла просит Турцию выступить в роли «державы-защитницы…» » . Единый мир .
- ^ «Правительство Венесуэлы под руководством Мадуро предлагает Турцию в качестве «силы-покровителя» для посольства» . Ахваль . Архивировано из оригинала 18 января 2020 г. Проверено 4 июня 2019 г.
- ^ "Венесуэла предлагает Турции защитить полномочия посольства в Вашингтоне - посланник ООН" . УрдуПойнт .
- ^ Закон о Договоре о свободных ассоциациях 1985 г.
- ^ «Посольства и консульства» . Правительство Канады. 13 декабря 2013 г.
- ^ «Наши посольства и консульства за рубежом» . Департамент иностранных дел и торговли . Правительство Австралии.
- ^ DFAT Австралии http://www.dfat.gov.au/missions/
- ^ Договор о функционировании Европейского Союза , Европа
- ^ «Двусторонние отношения, Республика Сербия» . Министерство иностранных дел и европейской интеграции Черногории. Архивировано из оригинала 5 июня 2012 г. Проверено 31 декабря 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Представление интересов США третьими державами» , Руководство по иностранным делам , Государственный департамент США