Jump to content

посол

Мвата Казембе на церемонии Мтомбоко, 2017 г.

Казембе — традиционное королевство на территории современной Замбии и юго-восточного Конго . На протяжении более 250 лет Казембе было влиятельным королевством килуба - чибемба , говорящим на языке восточного народа люба - лунда на юге центральной Африки. [1] (также известный как Люба, Луунда, Восточная Люба-Лунда и Люба-Лунда-Казембе). Его положение на торговых путях в хорошо орошаемой, относительно плодородной и густонаселенной зоне с лесными, рыбными и сельскохозяйственными ресурсами. [1] привлекали экспедиции торговцев и исследователей (таких как шотландский миссионер Дэвид Ливингстон [2] ), которые называли его по-разному Касембе, Казембе и Казембе.

Известная под титулом Мвата Яв, который сейчас эквивалентен «Верховному вождю» или «Королю», монархия с ее ежегодным фестивалем Мутомбоко выделяется в долине Луапула и на озере Мверу в современной Замбии , хотя ее история в колониальные времена является примером того, как европейцы разделили традиционные королевства и племена, не задумываясь о последствиях.

Доколониальная история

[ редактировать ]

Происхождение Люба-Лунда-Казембе

[ редактировать ]
Список вождей Мвата Казембе
Курсивом указаны приблизительные даты.
1740–5 Нганга Билонда
1745–60 II Сонг Мпемба
Продолжение ниже в разделе
к чему относится их правило

Около 1740 года первый мвата, Нганга Билонда из королевства Луба - Лунда, возглавляемый Мватой Ямво (или «Мваант Яв»), в 300 км к западу от Луапулы в ДР Конго , ушел с группой последователей в погоню к востоку от одного Мутанды. который убил своего отца Чиньянту и дядю, утопив их в реке Мукелведжи. [1] Первоначально «Мвата» было титулом, эквивалентным титулу «Генерал», первые представители линии Мвата Казембе были воинами. [2]

После того, как с Мутандой было покончено, группа продолжила миграцию на восток под командованием Мваты Казембе II Каньембо Мпембы, переправившись через реку Луапула в Матанде, завоевав коренные народы, известные как шила, в долине Луапула, и назначив аристократов Люба или Лунда вождями над их. [3] Хотя они принесли с собой обычаи и культуру Лунда и Люба (например, стиль церемониального вождя Люба), они переняли язык бембы , племени, которое также мигрировало из Конго и с которым они были союзниками. [1]

Королевство процветало благодаря рыболовству на озере Мверу и лагуне Мофве , а также природным ресурсам, включая медную руду в Катанге , к западу от Луапулы. [4] говорили, что Мвата Казембе Португальцы способен собрать армию в 20 000 человек, и его земли простирались на запад до реки Луалаба (граница с западным королевством Люба-Лунда Мвата Ямво и с другими королевствами Любы к северу от него) и на восток. в страну Люба-Бемба . [2] (Смотрите карту ниже.)

Португальские экспедиции

[ редактировать ]
1760–1805 III Луквеса Илунга
1805–1850 IV Песнь «Отпуск в мае»
1850–1854 В. Капумба Брэйн Мфвама

Помимо торговли с внутренними районами, португальцы надеялись установить через него путь, соединяющий их территории — Анголу на западе и Мозамбик на востоке. [5]

Королевство Казембе в расцвете сил в первой половине XIX века.

Экспедиции были: [6]

  • 1796 Мануэль Каэтано Перейра, купец .
  • 1798 г. Франсиско Хосе де Ласерда и Алмейда, который приехал через Тете и умер через несколько недель после прибытия к Казембе, все еще ожидая начала торговых переговоров. Он оставил ценный дневник, который привез в Тете его капеллан отец Пинто и который позже был переведен на английский исследователь сэром Ричардом Бертоном .
  • 1802 г. Педро Жуан Баптиста и Амаро Хосе, помбейрос (работорговцы).
  • 1831 г. Майор Жозе Монтейро и Антониу Гамито с 20 солдатами и 120 рабами в качестве носильщиков посланы из Сены португальским губернатором этого округа. Гамито также написал дневник и сказал: «Мы определенно никогда не ожидали увидеть столько церемоний, пышности и показухи у властителя региона, столь удаленного от морского побережья». [7]

Однако как торговые миссии все они потерпели неудачу. Мвата Казембе III Луквеса Илунга и IV Каньембо Келека Майи отвергли попытки Португалии создать альянс, который бы контролировал торговый путь Атлантика -Индийский океан от начала до конца. [6] [8] ( Позже султан Занзибара и Мсири был Мсири, а не Казембе взяли под свой контроль этот маршрут, причем стержнем .)

Визит Дэвида Ливингстона

[ редактировать ]

В 1867 году исследователь и миссионер Дэвид Ливингстон отправился в свою последнюю экспедицию в Африку, одной из целей которой было обнаружить южную часть бассейна Нила (т. е. выяснить, действительно ли озеро Виктория является источником Нила или какое-то другое озеро южнее был источником). Из Ньясаленда ( Малави ) и мимо южной оконечности озера Танганьика , через страну, опустошенную работорговлей, он достиг северо-восточного берега озера Мверу. Он продолжил путь на юг вдоль восточного берега. Мвата Казембе VII был предупрежден о его прибытии и принял его в своей столице, которая тогда находилась в Каньембо, недалеко от северо-восточной оконечности лагуны Мофве: [2]

«Двор или комплекс Касембе — некоторые назвали бы его дворцом — представляет собой квадратную ограду размером 300 на 200 ярдов. Он окружен живой изгородью из высокого камыша. Внутри, где Казембе почтил меня большим приемом, стоит гигантская хижина для Казембе и множество маленьких хижин для прислуги. Хижина королевы стоит позади хижины вождя, а также несколько небольших хижин ... Касембе сидел перед своей хижиной на ровном сиденье, поставленном на львиные и леопардовые шкуры. Он был одет в грубую сине-белую манчестерскую одежду с краями из красного сукна, сложенную большими складками так, чтобы выглядеть как кринолин, надетый изнанкой вперед. Руки, ноги и голова его были покрыты рукавами, штанами и шапкой, сделанной из разноцветных бусинок аккуратным узором: шапку увенчивала корона из желтых перьев... Затем он заверил меня, что я рад быть в его стране, идти туда, куда я понравилось, и делаю то, что выбрал. Затем мы пошли (два мальчика несли за ним шлейф) во внутреннюю комнату, где были подробно выставлены предметы моего подарка.

— отрывок из «Последних дневников Дэвида Ливингстона в Центральной Африке с 1865 года до его смерти» . [2]

1854–1862 VI Чиньянта Мунона
1862–70 VII Кровавая жертва

Ливингстон отметил, что администрация Мвата Казембе VII была суровой: обычным наказанием для судебных чиновников было обрезание ушей ножницами. Из-за такой тирании ему будет трудно собрать тысячу человек. Он заметил, что королевство сейчас не так процветает, как сообщали португальцы. В следующем году он снова посетил Мвату, который первым рассказал ему, что Чамбеши , озеро Бангвеулу , Луапула, озеро Мверу и Лувуа - Луалаба — все это одна система. Это заставило Ливингстона исследовать Бангвеулу, затем Луалабу, которая, как он думал, может впадать в Нил, и Танганьику, а затем обратно в Бангвеулу и его смерть пять лет спустя, все еще пытаясь выяснить, как соединяются ее реки, и найти какие-либо доказательства того, что она была частью Нил, а не бассейн Конго . [2]

Арабские и суахилиские торговцы

[ редактировать ]
1870–72 VIII Chinkonkole Kafuti
1872–83 и 1885–86 гг. IX Луквеса Мванга
1883–85 и 1886–1904 гг. X Песня, которую я сломал

В 18 и 19 веках арабские торговцы и суахили посещали Мвата Казембе, чтобы торговать медью, слоновой костью и рабами. Торговые пути, такие как путь из Занзибара через Уджиджи на озере Танганьика, были хорошо налажены, и имя султана Занзибара имело вес. Ливингстон был задержан к юго-востоку от озера Танганьика из-за конфликта между Типпу Типом (Ахмедом бин Мохамедом, которого Ливингстон называл Типо Типо) и местным вождем. Добравшись до Мваты Казембе, он обнаружил торговца по имени Мохамад Богариб, прибывшего за несколько дней до этого в поисках слоновой кости, и Мохамада бин Салеха (также известного как Мпамари), торговца, который пробыл там десять лет, поскольку Мвата отказался позволить ему уйти. . Несмотря на их участие в работорговле, Ливингстон путешествовал вместе с ними и получал от них помощь; он утверждал, что использовал свое влияние, чтобы добиться освобождения Мохамеда бин Салеха. [2]

В 1856 году Мсири путешествовал через Казембе с группой последователей и попросил разрешения у короля Чиньянты Муноны поселиться среди притока Казембе Гаранганзы (Катанги). медью и слоновой костью Казембе На протяжении 1860-х годов торговля была узурпирована Мсири. [1] наращивая свою власть с помощью местных торговцев и их потомков, известных как байеке. С помощью байеке Мсири восстал против вождя Гаранганзы и основал королевство еке . Используя пороховое оружие, Мсири быстро расширил территорию бывшей Казембе, отведя себе большую территорию и превратив Казембе в небольшое государство вдоль озера Бангвелу , которым он правил до своей смерти в 1890 году. [9]

Колониальная история

[ редактировать ]

Раздел между британскими и бельгийскими территориями

[ редактировать ]

После смерти Мсири долина Луапула была разделена в 1894 году между Великобританией – восточные берега Луапулы и озера Мверу стали частью Северо-Восточной Родезии , находящейся под управлением Британской Южно-Африканской компании (BSAC) – и королем Бельгии Леопольдом II . ошибочно названное « Свободное государство Конго» (CFS), или, скорее, его агент, «Компания дю Катанга», захватившая западные берега. Бельгийские колониальные власти, убив Мсири, остались в вакууме. Они назначали вождей - не выбранных из подчиненных Мсири вождей (которые ранее подчинялись Мвате Казембе), - а из тех, кого Луба-Лунда называли «владельцами земли», которые предшествовали им; [10] В результате в этой части Катанги возникла значительная нестабильность. «Бельгийская администрация в Мверу-Луапуле была прикрыта тонким слоем традиционных оправданий». [4] Это включало «создание» племени из клана Бена Нгома.

После того, как бельгийское колониальное правление было установлено к западу от Луапулы, правление и территория Мваты Казембе, хотя и не его влияние, были ограничены восточной стороной.

Британское правление, установленное силой

[ редактировать ]

Хотя Мвата Казембе X подписал концессию на добычу полезных ископаемых BSAC и британский договор, принесенный ему Альфредом Шарпом в 1890 году, и разрешил визиты пионеру британского миссионера Дэну Кроуфорду , когда сборщик налогов BSAC Блэр Уотсон поселился на реке Калунгвиши в 1897 году, Мвата Казембе отказался позволить британскому флагу развеваться над его территорией или взимать налоги со своего народа, и он отразил вооруженное вторжение сил Ватсона. [4]

Шарп к тому времени был губернатором британского протектората в Центральной Африке ( Ньясаленд ), находившегося в 1000 км от него. Именно он не смог путем переговоров обеспечить королевство Гаранганза Мсири в качестве британского протектората , а позже стал свидетелем того, как его силой забрала из-под британского носа конкурирующая CFS. В 1899 году совместно с Робертом Кодрингтоном , исполняющим обязанности администратора BSAC Северо-Восточной Родезии, Шарп послал британских офицеров с войсками сикхов и Ньясаленда, которые сожгли дотла столицу Мвата-Казембе, убив несколько его людей, хотя сам Мвата уже бежал через реку. Луапула. [4]

Мвата Казембе X направился на юг и переправился обратно через реку, чтобы найти убежище в миссии Джонстон-Фолс, которой руководят мистер и миссис Андерсон из Дэна Кроуфорда миссионерского общества . (По иронии судьбы, два года назад Мвата Казембе X пытался убить предшественника Андерсонов в Мамбилиме, Х. Дж. Помероя, но потерпел неудачу. [11] [12] )

Дэн Кроуфорд и Альфред Шарп попали в аналогичную ситуацию с Мсири в 1890–1891 годах (см. ту статью). В то время начальник Кроуфорда, Чарльз Свон, призвал Мсири сопротивляться британскому договору Шарпа. Год спустя Мсири был убит бельгийцами, и регион погрузился в хаос. Теперь Андерсоны отреагировали на Свона по-другому. Пока г-н Андерсон держал людей Мваты Казембе в Мамбилиме, г-жа Андерсон отвела Мвату Казембе одного к британским офицерам в его сгоревшую столицу, сказав: «Пожалуйста, будьте к нему добры». [11] Разоруженные таким подходом и согласием Мвата принять их правление, британцы согласились позволить ему вернуться.

Мвата Казембе X восстановил свою столицу в Мвансабомбве . Британские войска забрали со двора ряд старых и ценных произведений искусства Любы , которые передали Кодрингтону. [ нужна ссылка ] . В 1920 году его наследники поместили их в Национальный музей Южной Родезии в Булавайо , в 1000 км от него, где они были внесены в список «Коллекция Кодрингтона». [13] [14] Они все еще здесь. [15]

После карательной экспедиции Мвата Казембе X и его преемники работали с BSAC и его преемниками, британскими окружными комиссарами, и в некоторой степени это спасло его пост вождя. Мвата Казембе имели некоторое влияние в колониальную эпоху, поскольку британская колониальная администрация управляла косвенно через вождей. [4]

Приход миссионеров

[ редактировать ]

Под влиянием Дэна Кроуфорда Мвата Казембе X с готовностью согласился на просьбы об открытии миссий в долине, особенно со стороны христианских миссий во многих странах и Лондонского миссионерского общества (LMS), которое отправило Ливингстона в Африку. В 1900 году в 10 км от Мвансабомбве была основана миссия LMS Мбереши . [16] Здесь были открыты школы, церковь и больница, а также прошли обучение производители кирпича и строители, в результате чего в долине Луапула наблюдаются более высокие стандарты строительства домов из высушенного на солнце и обожженного кирпича, чем где-либо еще в регионе. Другие протестантские и католические миссии открыли школы и больницы в долине Луапула и на озере. [16]

Хотя к середине 20-го века царство Мвата Казембе было омрачено медными рудниками и промышленностью Элизабетвилля ( Лубумбаши ) и Медного пояса , благодаря образованию, полученному в основном в миссионерских школах, многие люди Люба-Лунда-Казембе оставили свой след в этих городах. и в Лусаке , и их опыт и влияние там потекли в другую сторону. [16]

Структура королевства

[ редактировать ]
1904–19 Глава XI Комедия
1919–36 XII Чиньянта Касаса
1936–41 XIII Chinkonkole

Следуя модели королевства Люба , Мвата Казембе как король имеет под своим началом старших вождей, а также подчиненных им вождей и деревенских старост. Старшими руководителями являются Луквеса, Касиба, Камбвали и Каньембо. Мвата назначает этих вождей из своей семьи, и после его смерти один из этих старших вождей может быть повышен на высшую должность. В соседних округах также есть вожди, которые отдают дань уважения Мвате Казембе. [4]

Также следуя обычаю Любы, Мвата Казембе управлял через совет, который в колониальные времена стал «Высшим местным органом власти», названным в данном случае «Коренным органом Лунды» (LNA), в который он назначил «кабинет» советников, которые собираются под его председательством. ЛНА была крупнейшей и доминирующей местной властью в долине Луапула-Мверу. О его работе нужно было докладывать британским окружным комиссарам, которые предпочитали базироваться в климате и окружающей среде Кавамбвы на плато, а не в жаре и комарах долины, где проживала большая часть населения. Только для быстрого посещения потребовался целый день, и при отсутствии проблем это давало вождю Казембе значительную автономию. [4]

Функции королевства

[ редактировать ]

По сути, функции королевства находятся в сфере местного самоуправления, с большим упором на культурные, социальные и исторические аспекты жизни народа Казембе, где бы они ни жили. Мвата и его совет устанавливают правила в областях, не охваченных национальным законодательством или провинциальными правилами, в отношении использования и управления землей и ресурсами, зданий и инфраструктуры, занятости и занятий, торговли и рынков, гигиены и здоровья, а также традиций и обычаев, включая традиционный брак и семейная жизнь. У Мвата есть посланники и охранники, которые следят за соблюдением правил, а также существует традиционный суд для суда над нарушителями; он также участвует в разрешении споров.

Модернизация королевства

[ редактировать ]
1941–50 XIV Шадрек пересекает север
1950–57 XV Коричневый краб
1957–61 XVI Песнь Капема

Город Элизабетвиль Северной Родезии , добывающий медь в Бельгийском Конго, развивался быстрее, чем Медный пояс . Отрезанная ножкой Конго , провинция Луапула рассматривалась правительством Северной Родезии как захолустье в первой половине 20-го века, так что поначалу Элизабетвиль был наиболее доступным городом для Казембе, связанным дорогой с конголезский порт Касенга на реке Луапула, а оттуда на лодке вверх по реке до озера Мверу. Произошла миграция с британской стороны на бельгийскую. [4] Более подробную информацию можно найти в статьях о дороге Конго-Педикль и Конго-Педикль .

Мвата Казембе XIV Шадрек Чиньянта Нанкула в 1940-е годы многое сделал для изменения этой ситуации. Он развил королевство и округ, и его назвали первым «модернизирующим» Мватой. [5] Он получил образование и работал в Элизабетвилле и свободно говорил по-французски и по-английски. Он активизировал ЛНА, изменив ее название на Национальную ассоциацию Лунда и назначив в нее людей с энергией перемен и развития, таких как он сам. Окружной комиссар был обеспокоен тем, что некоторые из них, такие как Даути Ямба, были националистами, которые могли вызвать проблемы против колониальной администрации, но отношения оставались работоспособными. [4] Мвата Казембе XIV поощрял строительство школ и клиник в Мвансабомбве и расширение таких миссий, как Мбереши. Он написал отчет о своем правлении, который редактировал миссионер Белого Отца Эдуард Лабрек. [16] и, наконец, опубликовано в Чибембе под названием Ifikolwe Fyandi na Bantu Bandi («Мои предки и мой народ»). [1] построил нынешнюю двухэтажную резиденцию Мваты, но умер за два дня до ее завершения. [3]

В начале 1950-х годов в Луапуле возникли некоторые проблемы, когда местные жители Люба-Лунда отметили, что суды Мвата Казембе отправляют правосудие больше, чем им нравится, чем бельгийцы и их вожди, и попросили суды Мваты судить их за нарушения на том основании, что что, как Лунда, они имели это право, а местные вожди не имели полномочий. Но это не было предоставлено. [4]

Модернизация королевства сопровождалась ростом благосостояния, поскольку дорога Педикл соединяла провинцию Луапула с Медным поясом, и на этот рынок стало легче поступать рыба и рабочая сила.

Независимость до наших дней

[ редактировать ]
1961–83 XVII Пол Каньембо Лутаба
1983–98 XVIII Мунона Чиньянта
1998– XIX Поль Мпемба Каньембо Капале Мпалуме

В 1964 году Северная Родезия стала независимой Замбией. Какое-то время вожди считали, что их влияние омрачено партийной политикой и гражданской администрацией, хотя в 1985 году Мвата Казембе XVIII был назначен окружным комиссаром в Кавамбве , а позже - политическим секретарем провинции. [17]

Экономический бум в сфере рыболовства и труда в сороковых, пятидесятых и шестидесятых годах сменился спадом и стагнацией, начиная с середины семидесятых годов, когда уловы рыбы сократились, занятость в Коппербелте сократилась, а национальные проблемы дали о себе знать. Однако строительство в конце шестидесятых годов «Пути Замбии», дороги, соединяющей Мансу с Нчеленге Касикиши через Мвансабомбве, а также ее прокладка и соединение с Кавамбвой, Самфьей и Серендже в течение следующих двух десятилетий, способствовало развитию торговли через Мвансабомбве, население которого выросло примерно до 50 000 человек. [17]

Вождь Мвата Казембе выстоял, и, хотя он возник в результате войны и был окружен странами, которые пережили много конфликтов, он руководил миром на восточных берегах Луапулы и озера Мверу более века.

Фестиваль Мутомбоко

[ редактировать ]
Мвата Казембе на Мтомбоко 2017

За последние два десятилетия вождь Мвата Казембе пережил нечто вроде культурного, если не административного или экономического возрождения, благодаря фестивалю Мутомбоко, который сейчас является вторым по величине в своем роде в Замбии и является моделью укрепления местной культуры. [7] [17]

Он проводится в конце июля и может привлечь 20 000 посетителей, в том числе президента Замбии. [17] Основываясь на предыдущих церемониях и традициях, он был начат в его нынешнем виде в 1971 году, чтобы отметить десятую годовщину вступления в должность Мвата Казембе XVII Поля Каньембо Лутаба. [7] (чья фотография находится вверху страницы). Он включает в себя танцы, символизирующие переселение Люба-Лунды и завоевание долины Луапула первыми вождями. [7] [17]

См. также

[ редактировать ]

Ссылки и дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Дэвид М. Гордон (2006). «Пересказ истории Луапулы: пейзаж, память и идентичность в королевстве Казембе». Журнал африканской истории . 47:21 . дои : 10.1017/S0021853705001283 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Дэвид Ливингстон и Гораций Уоллер (редактор) (1874) Последние дневники Дэвида Ливингстона в Центральной Африке с 1865 года до его смерти . Два тома, Джон Мюррей.
  3. ^ Перейти обратно: а б ЦЕРЕМОНИЯ МУТОМБОКО . Вожди Замбии.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Дэвид Гордон (2000) «Децентрализованные деспоты или контингентные вожди: сравнение колониальных вождей в Северной Родезии и Бельгийском Конго». Семинар по истории и африканским исследованиям Квазулу-Натала, Университет Натала, Дурбан.
  5. ^ Перейти обратно: а б Дэвид М. Гордон (декабрь 2004 г.). «Обзор Джакомо Маколы. Королевство Казембе: история и политика в северо-восточной Замбии и Катанге до 1950 года». Обзор африканских исследований . 47 (3): 216–218. JSTOR   1514960 .
  6. ^ Перейти обратно: а б Чисхолм, Хью , изд. (1911). «Казембе» . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д Рут Керкхэм Симбао (2006). «Корона на ходу: стилистическая интеграция комплекса Люба-Лунда в спектакле «Казембе». Африканское искусство . 39 (3): 26. дои : 10.1162/afar.2006.39.3.26 .
  8. ^ Ян Каннисон (2009). «Казембе и португальцы 1798–1832». Журнал африканской истории . 2 : 61. дои : 10.1017/S0021853700002140 .
  9. ^ Риф, Томас (1981). Радуга и короли . ISBN  9780520334908 .
  10. ^ Ян Каннисон (1961). «Народы луапула Северной Родезии: обычаи и история в племенной политике». Наука . 133 (3455): 751. doi : 10.1126/science.133.3455.751-a .
  11. ^ Перейти обратно: а б Уильям Ламмонд (1951). «Пятьдесят лет в Центральной Африке» . Журнал Северной Родезии . 1 (3): 3–7.
  12. ^ Дж. Кейр Ховард. «Ламмонд, Уильям с 1876 по 1968 год». Архивировано 28 января 2007 года на веб-сайте Wayback Machine On Dictionary of African Christian Biography, по состоянию на 2 апреля 2007 года.
  13. ^ «Роберт Эдвард Кодрингтон 1869–1908» . Журнал Северной Родезии . 3 (6). 1956.
  14. ^ Невилл Джонс (1930-е). Коллекция Кодрингтона в Национальном музее Южной Родезии и промышленности Бембези. Случайные документы Национального музея Южной Родезии.
  15. ^ Джесмаэль Матага (2014). Практики прошлого, послевоенные мертвецы и сила наследия: музеи, памятники и места в колониальной и постколониальной Зимбабве, 1890-2010 гг. (PDF) . Университет Кейптауна. п. 139. .
  16. ^ Перейти обратно: а б с д Бваля С. Чуба (2000) Мбелеши в истории Лондонского миссионерского общества , Pula Press.
  17. ^ Перейти обратно: а б с д и Роберт Кансел (2006). «Утверждение/изобретение традиций Луапулы: фестиваль Мутомбоко». Африканское искусство . 39 (3): 12. дои : 10.1162/afar.2006.39.3.12 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d4416855976507c610b7642801c4370b__1722612360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d4/0b/d4416855976507c610b7642801c4370b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kazembe - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)