посол
Казембе — традиционное королевство на территории современной Замбии и юго-восточного Конго . На протяжении более 250 лет Казембе было влиятельным королевством килуба - чибемба , говорящим на языке восточного народа люба - лунда на юге центральной Африки. [1] (также известный как Люба, Луунда, Восточная Люба-Лунда и Люба-Лунда-Казембе). Его положение на торговых путях в хорошо орошаемой, относительно плодородной и густонаселенной зоне с лесными, рыбными и сельскохозяйственными ресурсами. [1] привлекали экспедиции торговцев и исследователей (таких как шотландский миссионер Дэвид Ливингстон [2] ), которые называли его по-разному Касембе, Казембе и Казембе.
Известная под титулом Мвата Яв, который сейчас эквивалентен «Верховному вождю» или «Королю», монархия с ее ежегодным фестивалем Мутомбоко выделяется в долине Луапула и на озере Мверу в современной Замбии , хотя ее история в колониальные времена является примером того, как европейцы разделили традиционные королевства и племена, не задумываясь о последствиях.
История
[ редактировать ]Доколониальная история
[ редактировать ]Происхождение Люба-Лунда-Казембе
[ редактировать ]Список вождей Мвата Казембе | |
Курсивом указаны приблизительные даты. | |
1740–5 | Нганга Билонда |
1745–60 | II Сонг Мпемба |
Продолжение ниже в разделе | |
к чему относится их правило |
Около 1740 года первый мвата, Нганга Билонда из королевства Луба - Лунда, возглавляемый Мватой Ямво (или «Мваант Яв»), в 300 км к западу от Луапулы в ДР Конго , ушел с группой последователей в погоню к востоку от одного Мутанды. который убил своего отца Чиньянту и дядю, утопив их в реке Мукелведжи. [1] Первоначально «Мвата» было титулом, эквивалентным титулу «Генерал», первые представители линии Мвата Казембе были воинами. [2]
После того, как с Мутандой было покончено, группа продолжила миграцию на восток под командованием Мваты Казембе II Каньембо Мпембы, переправившись через реку Луапула в Матанде, завоевав коренные народы, известные как шила, в долине Луапула, и назначив аристократов Люба или Лунда вождями над их. [3] Хотя они принесли с собой обычаи и культуру Лунда и Люба (например, стиль церемониального вождя Люба), они переняли язык бембы , племени, которое также мигрировало из Конго и с которым они были союзниками. [1]
Королевство процветало благодаря рыболовству на озере Мверу и лагуне Мофве , а также природным ресурсам, включая медную руду в Катанге , к западу от Луапулы. [4] говорили, что Мвата Казембе Португальцы способен собрать армию в 20 000 человек, и его земли простирались на запад до реки Луалаба (граница с западным королевством Люба-Лунда Мвата Ямво и с другими королевствами Любы к северу от него) и на восток. в страну Люба-Бемба . [2] (Смотрите карту ниже.)
Португальские экспедиции
[ редактировать ]1760–1805 | III Луквеса Илунга |
1805–1850 | IV Песнь «Отпуск в мае» |
1850–1854 | В. Капумба Брэйн Мфвама |
Помимо торговли с внутренними районами, португальцы надеялись установить через него путь, соединяющий их территории — Анголу на западе и Мозамбик на востоке. [5]
Экспедиции были: [6]
- 1796 Мануэль Каэтано Перейра, купец .
- 1798 г. Франсиско Хосе де Ласерда и Алмейда, который приехал через Тете и умер через несколько недель после прибытия к Казембе, все еще ожидая начала торговых переговоров. Он оставил ценный дневник, который привез в Тете его капеллан отец Пинто и который позже был переведен на английский исследователь сэром Ричардом Бертоном .
- 1802 г. Педро Жуан Баптиста и Амаро Хосе, помбейрос (работорговцы).
- 1831 г. Майор Жозе Монтейро и Антониу Гамито с 20 солдатами и 120 рабами в качестве носильщиков посланы из Сены португальским губернатором этого округа. Гамито также написал дневник и сказал: «Мы определенно никогда не ожидали увидеть столько церемоний, пышности и показухи у властителя региона, столь удаленного от морского побережья». [7]
Однако как торговые миссии все они потерпели неудачу. Мвата Казембе III Луквеса Илунга и IV Каньембо Келека Майи отвергли попытки Португалии создать альянс, который бы контролировал торговый путь Атлантика -Индийский океан от начала до конца. [6] [8] ( Позже султан Занзибара и Мсири был Мсири, а не Казембе взяли под свой контроль этот маршрут, причем стержнем .)
Визит Дэвида Ливингстона
[ редактировать ]В 1867 году исследователь и миссионер Дэвид Ливингстон отправился в свою последнюю экспедицию в Африку, одной из целей которой было обнаружить южную часть бассейна Нила (т. е. выяснить, действительно ли озеро Виктория является источником Нила или какое-то другое озеро южнее был источником). Из Ньясаленда ( Малави ) и мимо южной оконечности озера Танганьика , через страну, опустошенную работорговлей, он достиг северо-восточного берега озера Мверу. Он продолжил путь на юг вдоль восточного берега. Мвата Казембе VII был предупрежден о его прибытии и принял его в своей столице, которая тогда находилась в Каньембо, недалеко от северо-восточной оконечности лагуны Мофве: [2]
«Двор или комплекс Касембе — некоторые назвали бы его дворцом — представляет собой квадратную ограду размером 300 на 200 ярдов. Он окружен живой изгородью из высокого камыша. Внутри, где Казембе почтил меня большим приемом, стоит гигантская хижина для Казембе и множество маленьких хижин для прислуги. Хижина королевы стоит позади хижины вождя, а также несколько небольших хижин ... Касембе сидел перед своей хижиной на ровном сиденье, поставленном на львиные и леопардовые шкуры. Он был одет в грубую сине-белую манчестерскую одежду с краями из красного сукна, сложенную большими складками так, чтобы выглядеть как кринолин, надетый изнанкой вперед. Руки, ноги и голова его были покрыты рукавами, штанами и шапкой, сделанной из разноцветных бусинок аккуратным узором: шапку увенчивала корона из желтых перьев... Затем он заверил меня, что я рад быть в его стране, идти туда, куда я понравилось, и делаю то, что выбрал. Затем мы пошли (два мальчика несли за ним шлейф) во внутреннюю комнату, где были подробно выставлены предметы моего подарка.
— отрывок из «Последних дневников Дэвида Ливингстона в Центральной Африке с 1865 года до его смерти» . [2]
1854–1862 | VI Чиньянта Мунона |
1862–70 | VII Кровавая жертва |
Ливингстон отметил, что администрация Мвата Казембе VII была суровой: обычным наказанием для судебных чиновников было обрезание ушей ножницами. Из-за такой тирании ему будет трудно собрать тысячу человек. Он заметил, что королевство сейчас не так процветает, как сообщали португальцы. В следующем году он снова посетил Мвату, который первым рассказал ему, что Чамбеши , озеро Бангвеулу , Луапула, озеро Мверу и Лувуа - Луалаба — все это одна система. Это заставило Ливингстона исследовать Бангвеулу, затем Луалабу, которая, как он думал, может впадать в Нил, и Танганьику, а затем обратно в Бангвеулу и его смерть пять лет спустя, все еще пытаясь выяснить, как соединяются ее реки, и найти какие-либо доказательства того, что она была частью Нил, а не бассейн Конго . [2]
Арабские и суахилиские торговцы
[ редактировать ]1870–72 | VIII Chinkonkole Kafuti |
1872–83 и 1885–86 гг. | IX Луквеса Мванга |
1883–85 и 1886–1904 гг. | X Песня, которую я сломал |
В 18 и 19 веках арабские торговцы и суахили посещали Мвата Казембе, чтобы торговать медью, слоновой костью и рабами. Торговые пути, такие как путь из Занзибара через Уджиджи на озере Танганьика, были хорошо налажены, и имя султана Занзибара имело вес. Ливингстон был задержан к юго-востоку от озера Танганьика из-за конфликта между Типпу Типом (Ахмедом бин Мохамедом, которого Ливингстон называл Типо Типо) и местным вождем. Добравшись до Мваты Казембе, он обнаружил торговца по имени Мохамад Богариб, прибывшего за несколько дней до этого в поисках слоновой кости, и Мохамада бин Салеха (также известного как Мпамари), торговца, который пробыл там десять лет, поскольку Мвата отказался позволить ему уйти. . Несмотря на их участие в работорговле, Ливингстон путешествовал вместе с ними и получал от них помощь; он утверждал, что использовал свое влияние, чтобы добиться освобождения Мохамеда бин Салеха. [2]
В 1856 году Мсири путешествовал через Казембе с группой последователей и попросил разрешения у короля Чиньянты Муноны поселиться среди притока Казембе Гаранганзы (Катанги). медью и слоновой костью Казембе На протяжении 1860-х годов торговля была узурпирована Мсири. [1] наращивая свою власть с помощью местных торговцев и их потомков, известных как байеке. С помощью байеке Мсири восстал против вождя Гаранганзы и основал королевство еке . Используя пороховое оружие, Мсири быстро расширил территорию бывшей Казембе, отведя себе большую территорию и превратив Казембе в небольшое государство вдоль озера Бангвелу , которым он правил до своей смерти в 1890 году. [9]
Колониальная история
[ редактировать ]Раздел между британскими и бельгийскими территориями
[ редактировать ]После смерти Мсири долина Луапула была разделена в 1894 году между Великобританией – восточные берега Луапулы и озера Мверу стали частью Северо-Восточной Родезии , находящейся под управлением Британской Южно-Африканской компании (BSAC) – и королем Бельгии Леопольдом II . ошибочно названное « Свободное государство Конго» (CFS), или, скорее, его агент, «Компания дю Катанга», захватившая западные берега. Бельгийские колониальные власти, убив Мсири, остались в вакууме. Они назначали вождей - не выбранных из подчиненных Мсири вождей (которые ранее подчинялись Мвате Казембе), - а из тех, кого Луба-Лунда называли «владельцами земли», которые предшествовали им; [10] В результате в этой части Катанги возникла значительная нестабильность. «Бельгийская администрация в Мверу-Луапуле была прикрыта тонким слоем традиционных оправданий». [4] Это включало «создание» племени из клана Бена Нгома.
После того, как бельгийское колониальное правление было установлено к западу от Луапулы, правление и территория Мваты Казембе, хотя и не его влияние, были ограничены восточной стороной.
Британское правление, установленное силой
[ редактировать ]Хотя Мвата Казембе X подписал концессию на добычу полезных ископаемых BSAC и британский договор, принесенный ему Альфредом Шарпом в 1890 году, и разрешил визиты пионеру британского миссионера Дэну Кроуфорду , когда сборщик налогов BSAC Блэр Уотсон поселился на реке Калунгвиши в 1897 году, Мвата Казембе отказался позволить британскому флагу развеваться над его территорией или взимать налоги со своего народа, и он отразил вооруженное вторжение сил Ватсона. [4]
Шарп к тому времени был губернатором британского протектората в Центральной Африке ( Ньясаленд ), находившегося в 1000 км от него. Именно он не смог путем переговоров обеспечить королевство Гаранганза Мсири в качестве британского протектората , а позже стал свидетелем того, как его силой забрала из-под британского носа конкурирующая CFS. В 1899 году совместно с Робертом Кодрингтоном , исполняющим обязанности администратора BSAC Северо-Восточной Родезии, Шарп послал британских офицеров с войсками сикхов и Ньясаленда, которые сожгли дотла столицу Мвата-Казембе, убив несколько его людей, хотя сам Мвата уже бежал через реку. Луапула. [4]
Мвата Казембе X направился на юг и переправился обратно через реку, чтобы найти убежище в миссии Джонстон-Фолс, которой руководят мистер и миссис Андерсон из Дэна Кроуфорда миссионерского общества . (По иронии судьбы, два года назад Мвата Казембе X пытался убить предшественника Андерсонов в Мамбилиме, Х. Дж. Помероя, но потерпел неудачу. [11] [12] )
Дэн Кроуфорд и Альфред Шарп попали в аналогичную ситуацию с Мсири в 1890–1891 годах (см. ту статью). В то время начальник Кроуфорда, Чарльз Свон, призвал Мсири сопротивляться британскому договору Шарпа. Год спустя Мсири был убит бельгийцами, и регион погрузился в хаос. Теперь Андерсоны отреагировали на Свона по-другому. Пока г-н Андерсон держал людей Мваты Казембе в Мамбилиме, г-жа Андерсон отвела Мвату Казембе одного к британским офицерам в его сгоревшую столицу, сказав: «Пожалуйста, будьте к нему добры». [11] Разоруженные таким подходом и согласием Мвата принять их правление, британцы согласились позволить ему вернуться.
Мвата Казембе X восстановил свою столицу в Мвансабомбве . Британские войска забрали со двора ряд старых и ценных произведений искусства Любы , которые передали Кодрингтону. [ нужна ссылка ] . В 1920 году его наследники поместили их в Национальный музей Южной Родезии в Булавайо , в 1000 км от него, где они были внесены в список «Коллекция Кодрингтона». [13] [14] Они все еще здесь. [15]
После карательной экспедиции Мвата Казембе X и его преемники работали с BSAC и его преемниками, британскими окружными комиссарами, и в некоторой степени это спасло его пост вождя. Мвата Казембе имели некоторое влияние в колониальную эпоху, поскольку британская колониальная администрация управляла косвенно через вождей. [4]
Приход миссионеров
[ редактировать ]Под влиянием Дэна Кроуфорда Мвата Казембе X с готовностью согласился на просьбы об открытии миссий в долине, особенно со стороны христианских миссий во многих странах и Лондонского миссионерского общества (LMS), которое отправило Ливингстона в Африку. В 1900 году в 10 км от Мвансабомбве была основана миссия LMS Мбереши . [16] Здесь были открыты школы, церковь и больница, а также прошли обучение производители кирпича и строители, в результате чего в долине Луапула наблюдаются более высокие стандарты строительства домов из высушенного на солнце и обожженного кирпича, чем где-либо еще в регионе. Другие протестантские и католические миссии открыли школы и больницы в долине Луапула и на озере. [16]
Хотя к середине 20-го века царство Мвата Казембе было омрачено медными рудниками и промышленностью Элизабетвилля ( Лубумбаши ) и Медного пояса , благодаря образованию, полученному в основном в миссионерских школах, многие люди Люба-Лунда-Казембе оставили свой след в этих городах. и в Лусаке , и их опыт и влияние там потекли в другую сторону. [16]
Структура королевства
[ редактировать ]1904–19 | Глава XI Комедия |
1919–36 | XII Чиньянта Касаса |
1936–41 | XIII Chinkonkole |
Следуя модели королевства Люба , Мвата Казембе как король имеет под своим началом старших вождей, а также подчиненных им вождей и деревенских старост. Старшими руководителями являются Луквеса, Касиба, Камбвали и Каньембо. Мвата назначает этих вождей из своей семьи, и после его смерти один из этих старших вождей может быть повышен на высшую должность. В соседних округах также есть вожди, которые отдают дань уважения Мвате Казембе. [4]
Также следуя обычаю Любы, Мвата Казембе управлял через совет, который в колониальные времена стал «Высшим местным органом власти», названным в данном случае «Коренным органом Лунды» (LNA), в который он назначил «кабинет» советников, которые собираются под его председательством. ЛНА была крупнейшей и доминирующей местной властью в долине Луапула-Мверу. О его работе нужно было докладывать британским окружным комиссарам, которые предпочитали базироваться в климате и окружающей среде Кавамбвы на плато, а не в жаре и комарах долины, где проживала большая часть населения. Только для быстрого посещения потребовался целый день, и при отсутствии проблем это давало вождю Казембе значительную автономию. [4]
Функции королевства
[ редактировать ]По сути, функции королевства находятся в сфере местного самоуправления, с большим упором на культурные, социальные и исторические аспекты жизни народа Казембе, где бы они ни жили. Мвата и его совет устанавливают правила в областях, не охваченных национальным законодательством или провинциальными правилами, в отношении использования и управления землей и ресурсами, зданий и инфраструктуры, занятости и занятий, торговли и рынков, гигиены и здоровья, а также традиций и обычаев, включая традиционный брак и семейная жизнь. У Мвата есть посланники и охранники, которые следят за соблюдением правил, а также существует традиционный суд для суда над нарушителями; он также участвует в разрешении споров.
Модернизация королевства
[ редактировать ]1941–50 | XIV Шадрек пересекает север |
1950–57 | XV Коричневый краб |
1957–61 | XVI Песнь Капема |
Город Элизабетвиль Северной Родезии , добывающий медь в Бельгийском Конго, развивался быстрее, чем Медный пояс . Отрезанная ножкой Конго , провинция Луапула рассматривалась правительством Северной Родезии как захолустье в первой половине 20-го века, так что поначалу Элизабетвиль был наиболее доступным городом для Казембе, связанным дорогой с конголезский порт Касенга на реке Луапула, а оттуда на лодке вверх по реке до озера Мверу. Произошла миграция с британской стороны на бельгийскую. [4] Более подробную информацию можно найти в статьях о дороге Конго-Педикль и Конго-Педикль .
Мвата Казембе XIV Шадрек Чиньянта Нанкула в 1940-е годы многое сделал для изменения этой ситуации. Он развил королевство и округ, и его назвали первым «модернизирующим» Мватой. [5] Он получил образование и работал в Элизабетвилле и свободно говорил по-французски и по-английски. Он активизировал ЛНА, изменив ее название на Национальную ассоциацию Лунда и назначив в нее людей с энергией перемен и развития, таких как он сам. Окружной комиссар был обеспокоен тем, что некоторые из них, такие как Даути Ямба, были националистами, которые могли вызвать проблемы против колониальной администрации, но отношения оставались работоспособными. [4] Мвата Казембе XIV поощрял строительство школ и клиник в Мвансабомбве и расширение таких миссий, как Мбереши. Он написал отчет о своем правлении, который редактировал миссионер Белого Отца Эдуард Лабрек. [16] и, наконец, опубликовано в Чибембе под названием Ifikolwe Fyandi na Bantu Bandi («Мои предки и мой народ»). [1] построил нынешнюю двухэтажную резиденцию Мваты, но умер за два дня до ее завершения. [3]
В начале 1950-х годов в Луапуле возникли некоторые проблемы, когда местные жители Люба-Лунда отметили, что суды Мвата Казембе отправляют правосудие больше, чем им нравится, чем бельгийцы и их вожди, и попросили суды Мваты судить их за нарушения на том основании, что что, как Лунда, они имели это право, а местные вожди не имели полномочий. Но это не было предоставлено. [4]
Модернизация королевства сопровождалась ростом благосостояния, поскольку дорога Педикл соединяла провинцию Луапула с Медным поясом, и на этот рынок стало легче поступать рыба и рабочая сила.
Независимость до наших дней
[ редактировать ]1961–83 | XVII Пол Каньембо Лутаба |
1983–98 | XVIII Мунона Чиньянта |
1998– | XIX Поль Мпемба Каньембо Капале Мпалуме |
В 1964 году Северная Родезия стала независимой Замбией. Какое-то время вожди считали, что их влияние омрачено партийной политикой и гражданской администрацией, хотя в 1985 году Мвата Казембе XVIII был назначен окружным комиссаром в Кавамбве , а позже - политическим секретарем провинции. [17]
Экономический бум в сфере рыболовства и труда в сороковых, пятидесятых и шестидесятых годах сменился спадом и стагнацией, начиная с середины семидесятых годов, когда уловы рыбы сократились, занятость в Коппербелте сократилась, а национальные проблемы дали о себе знать. Однако строительство в конце шестидесятых годов «Пути Замбии», дороги, соединяющей Мансу с Нчеленге — Касикиши через Мвансабомбве, а также ее прокладка и соединение с Кавамбвой, Самфьей и Серендже в течение следующих двух десятилетий, способствовало развитию торговли через Мвансабомбве, население которого выросло примерно до 50 000 человек. [17]
Вождь Мвата Казембе выстоял, и, хотя он возник в результате войны и был окружен странами, которые пережили много конфликтов, он руководил миром на восточных берегах Луапулы и озера Мверу более века.
Фестиваль Мутомбоко
[ редактировать ]За последние два десятилетия вождь Мвата Казембе пережил нечто вроде культурного, если не административного или экономического возрождения, благодаря фестивалю Мутомбоко, который сейчас является вторым по величине в своем роде в Замбии и является моделью укрепления местной культуры. [7] [17]
Он проводится в конце июля и может привлечь 20 000 посетителей, в том числе президента Замбии. [17] Основываясь на предыдущих церемониях и традициях, он был начат в его нынешнем виде в 1971 году, чтобы отметить десятую годовщину вступления в должность Мвата Казембе XVII Поля Каньембо Лутаба. [7] (чья фотография находится вверху страницы). Он включает в себя танцы, символизирующие переселение Люба-Лунды и завоевание долины Луапула первыми вождями. [7] [17]
См. также
[ редактировать ]- Река Луапула
- Альфред Шарп
- Дэвид Ливингстон
- Ты груб
- Королевство Лунда
- Следуй за Королевством
- Бемба люди
Ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Дэвид М. Гордон (2006). «Пересказ истории Луапулы: пейзаж, память и идентичность в королевстве Казембе». Журнал африканской истории . 47:21 . дои : 10.1017/S0021853705001283 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Дэвид Ливингстон и Гораций Уоллер (редактор) (1874) Последние дневники Дэвида Ливингстона в Центральной Африке с 1865 года до его смерти . Два тома, Джон Мюррей.
- ^ Перейти обратно: а б ЦЕРЕМОНИЯ МУТОМБОКО . Вожди Замбии.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Дэвид Гордон (2000) «Децентрализованные деспоты или контингентные вожди: сравнение колониальных вождей в Северной Родезии и Бельгийском Конго». Семинар по истории и африканским исследованиям Квазулу-Натала, Университет Натала, Дурбан.
- ^ Перейти обратно: а б Дэвид М. Гордон (декабрь 2004 г.). «Обзор Джакомо Маколы. Королевство Казембе: история и политика в северо-восточной Замбии и Катанге до 1950 года». Обзор африканских исследований . 47 (3): 216–218. JSTOR 1514960 .
- ^ Перейти обратно: а б Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- ^ Перейти обратно: а б с д Рут Керкхэм Симбао (2006). «Корона на ходу: стилистическая интеграция комплекса Люба-Лунда в спектакле «Казембе». Африканское искусство . 39 (3): 26. дои : 10.1162/afar.2006.39.3.26 .
- ^ Ян Каннисон (2009). «Казембе и португальцы 1798–1832». Журнал африканской истории . 2 : 61. дои : 10.1017/S0021853700002140 .
- ^ Риф, Томас (1981). Радуга и короли . ISBN 9780520334908 .
- ^ Ян Каннисон (1961). «Народы луапула Северной Родезии: обычаи и история в племенной политике». Наука . 133 (3455): 751. doi : 10.1126/science.133.3455.751-a .
- ^ Перейти обратно: а б Уильям Ламмонд (1951). «Пятьдесят лет в Центральной Африке» . Журнал Северной Родезии . 1 (3): 3–7.
- ^ Дж. Кейр Ховард. «Ламмонд, Уильям с 1876 по 1968 год». Архивировано 28 января 2007 года на веб-сайте Wayback Machine On Dictionary of African Christian Biography, по состоянию на 2 апреля 2007 года.
- ^ «Роберт Эдвард Кодрингтон 1869–1908» . Журнал Северной Родезии . 3 (6). 1956.
- ^ Невилл Джонс (1930-е). Коллекция Кодрингтона в Национальном музее Южной Родезии и промышленности Бембези. Случайные документы Национального музея Южной Родезии.
- ^ Джесмаэль Матага (2014). Практики прошлого, послевоенные мертвецы и сила наследия: музеи, памятники и места в колониальной и постколониальной Зимбабве, 1890-2010 гг. (PDF) . Университет Кейптауна. п. 139. .
- ^ Перейти обратно: а б с д Бваля С. Чуба (2000) Мбелеши в истории Лондонского миссионерского общества , Pula Press.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Роберт Кансел (2006). «Утверждение/изобретение традиций Луапулы: фестиваль Мутомбоко». Африканское искусство . 39 (3): 12. дои : 10.1162/afar.2006.39.3.12 .