Роберт Эдвард Кодрингтон

Роберт Эдвард Кодрингтон (6 января 1869 — 16 декабря 1908) был колониальным администратором двух территорий, управляемых Британской южноафриканской компанией (BSAC), которые стали современной Замбией . Он был администратором Северо-Восточной Родезии , базирующейся в Форт-Джеймсоне , ныне Чипата, с 11 июля 1898 года по 24 апреля 1907 года, а затем Северо-Западной Родезии , базирующейся в Ливингстоне с февраля 1908 года до своей смерти в Лондоне 16 декабря 1908 года. он заложил основу для объединения двух территорий в Северную Родезию. болезнь сердца в возрасте 39 лет. Четыре года позже. [ 1 ]
Его администрация оказала влияние на создание британского колониального правительства в Северной Родезии и Ньясаленде возглавляемой белыми поселенцами и сделала их отличными по своему характеру от Южной Родезии, . [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]Кодрингтон родился в Соединенном Королевстве в семье Глостершира , имевшей опыт службы в Королевском флоте , но вместо этого он отправился в южную Африку и поступил на службу в пограничную полицию Бечуаналенда в 1890 году. [ 2 ] эти силы приняли участие в оккупации Матабелеленда поселенцами белыми В 1893 году , свержении его правителя Лобенгулы и насильственном захвате африканских земель, что до сих пор имеет жестокие последствия в сегодняшней Зимбабве . [ 3 ]
Ньясаленд
[ редактировать ]Затем Кодрингтон был назначен сборщиком налогов в в Центральной Африке Британском протекторате , также известном как Ньясаленд (позже Малави ). Он быстро поднялся по карьерной лестнице и, благодаря своему военному опыту, получил задание силой завоевать народы Нгони и Яо и искоренить последние остатки работорговли в этом районе. [ 2 ]
Он был практичным человеком и решил проблему нехватки британцев на территории, доступной для управления администрацией, назначив африканцев, получивших образование у шотландских миссионеров в Ньясаленде. Таким образом, он помог поддержать образование в целом и создать группу африканских администраторов Ньясаленда (хотя он держал их в подчинении у белых ), которые пользовались влиянием там и в Северной Родезии. Это настроило его против поселенцев, особенно в Южной Родезии , которые выступали против образования и трудоустройства коренных жителей, кроме ручного труда. [ 2 ]
Северо-Восточная и Северо-Западная Родезия
[ редактировать ]
Он привлек внимание Сесила Роудса , который назначил его в возрасте 29 лет заместителем администратора, а затем администратором (эквивалентным губернатору) Северо-Восточной Родезии, обвиненным в силовом подавлении любой оппозиции правлению BSAC. Он использовал военные подходы к управлению и лидерству, а его африканское прозвище «Мара» связано с его высказыванием «все решено», которым он прекратил любую дискуссию, что отражает использование им своей власти. Он привез персонал и рабочих из Ньясаленда.
Хотя он видел ценность в том, чтобы позволить миссиям на его новой территории предоставлять образованный персонал и торговцев (поскольку BSAC не обеспечивал такого образования), он контролировал вторжение миссионеров, чтобы предотвратить конфликт с такими племенами, как бемба , которые могли быть к ним враждебны. . Его администрация первоначально сообщила французскому католическому епископу Жозефу Дюпону , что он должен уйти, несмотря на то, что он обосновался на территории Бембы до прибытия Кодрингтона, открыл земли Бембы для британцев и был принят настолько полностью, что был предложил пост вождя Бембы. Однако Кодрингтон увидел практическую ценность пребывания Дюпона и пригласил его сесть рядом с ним на коронации Бембы. [ 4 ]
Он тесно сотрудничал с Альфредом Шарпом , губернатором Ньясаленда, и при военной помощи последнего обеспечил подчинение бемба и казамбе-лунда . [ 2 ]
В 1907 году Кодрингтон был назначен администратором Северо-Западной Родезии в Ливингстоне , но прослужил всего за год до своей смерти. За это время он реорганизовал ее управление аналогично Северо-Восточной Родезии, подготовив почву для объединения двух территорий в 1911 году. [ 2 ]
Этнологический сборник и письменность
[ редактировать ]Кодрингтон изучал этнологические аспекты Африки и собирал культурные артефакты . Хотя некоторые из них были отобраны у их законных владельцев работорговцами, которых он победил, многие ценные предметы, в том числе очень старые произведения Любы , были вывезены со двора Мвата Казембе британской карательной экспедицией, посланной им против Мвата Казембе X в 1897 года, и эти он сохранил. Они были помещены в 1920 году в музей в Южной Родезии , в 1000 км от их Казембе-Лунда . владельцев [ 2 ] Он написал ряд статей для Королевского географического общества .
Наследие
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2024 г. ) |
Кодрингтон был после Сесила Роудса одним из главных архитекторов британского правления в Центральной Африке. Хотя некоторые писатели изображали его добрым и справедливым, он был патерналистским по отношению к африканцам и бескомпромиссным в своем взгляде на превосходство британцев. Хотя он принимал участие в кровавых событиях в Матабелеленде, три аспекта его более поздней работы повлияли на ход истории к северу от Замбези более мирным путем.
Он поощрял африканское образование и использовал их в управлении, он поощрял непрямое управление через местных вождей и выступал против правления белых поселенцев, твердо держа его в руках обученных администраторов. [ 2 ] Эти факторы помогли Замбии и Малави пойти по пути, отличному от пути Южной Родезии, помогая им обрести мирную независимость более чем на пятнадцать лет раньше Зимбабве.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Веб-сайт World Statesmen: Замбия , по состоянию на 25 марта 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Журнал Северной Родезии онлайн: «Роберт Эдвард Кодрингтон 1869–1908» , том 3, № 6 (1956).
- ^ Нил Парсонс: «Новая история Южной Африки, второе издание». Макмиллан, Лондон (1993), стр. 179–181. В книге цитируется сообщение Британского управления по делам колоний: «Интерес Компании состоит в том, чтобы изгнать Лобенгулу и завладеть его землями».
- ^ Кармоди, Брендан: «Политика католического образования в Замбии: 1891-1964». Журнал Церкви и государства , 22 сентября 2002 г.