Жозеф Дюпон (епископ)
Жозеф-Мари-Станислас Дюпон М. Афр. | |
---|---|
Апостольский викарий Ньясы | |
![]() | |
Установлено | 16 февраля 1897 г. |
Срок закончился | 28 февраля 1911 г. |
Преемник | Матюрен Гийеме |
Другие сообщения | Титулярный епископ Тибариса (16 февраля 1897 г. - 19 марта 1930 г.) |
Заказы | |
Рукоположение | 21 декабря 1878 г. |
Посвящение | 15 августа 1897 г. епископ Адольф Лешаптуа |
Личные данные | |
Рожденный | |
Умер | 19 марта 1930 г. Тибар , Тунис | (79 лет)
Жозеф-Мари-Станислас Дюпон (23 июля 1850 – 19 марта 1930), прозванный Мото Мото («огонь-огонь») народом бемба , был французским католическим -миссионером епископом , который был пионером в ( Замбии Северной провинции тогда входившей в состав Северо-Восточная Родезия ) с 1885 по 1911 год. Он убедил бемба , которых опасались европейцы-колонизаторы и соседними племенами, чтобы позволить ему стать первым миссионером на их территории вокруг Касамы . В то время Британская Южно-Африканская компания (BSAC), зафрахтованная Великобританией для управления Северо-Восточной Родезией , не контролировала всю территорию. [ 1 ]
Происхождение
[ редактировать ]Дюпон родился в штате Мэн и Луара 23 июля 1850 года в крестьянской семье. После непродолжительной и весьма успешной военной службы он решил стать членом миссионерского общества «Белые отцы», ныне называемого «Общество миссионеров Африки». Он был рукоположен в священники 21 декабря 1878 года, а в следующем году принял присягу члена Белых отцов. Затем его отправили преподавать в колледж Сен-Луи Карфагенского в Тибаре во французском протекторате Тунис , ныне в провинции Бежа . Позже в 1892 году его отправили в миссию Карема на озере Танганьика . [ 2 ]
Ранние годы в Африке
[ редактировать ]Белые Отцы прибыли в Мпонду, к западу от озера Ньяса , в 1885 году, а в 1891 году двинулись вверх по Стивенсон-роуд , которая была построена для соединения Ньясы с озером Танганьика , остановившись в Мамбве Мвела. Они попытались обосноваться на землях бемба, но вождь бемба верховный , Читимукулу , яростно сопротивлялся любому вторжению миссионеров. Когда Дюпон прибыл в Мамбве в 1895 году, он обнаружил, что некоторые из независимо мыслящих старших вождей бембы не были против, и один из них, Макаса из Каямби , дал Дюпону точку опоры в своем районе в 1895 году. Дюпон пытался расширить свою деятельность в сердце Бембы и хотя и заслужил благосклонность многих вождей, Читимукулу все же противостоял ему. [ 1 ]
История гласит, что однажды Читимукулу (VII Сампа Капалакаша) послал двух воинов, вооруженных луками и стрелами, чтобы убить Дюпона, и они спрятались, чтобы устроить ему засаду там, где он стрелял в цесарок . Внезапно из куста вырвалась птица, и Дюпон поразил ее одним выстрелом, и она приземлилась почти на голову одному из воинов. Это привело их в такой трепет перед его силой, что они скрывались и ничего не делали. [ 3 ]
В 1897 году Дюпон был назначен первым апостольским викарием Ньясы , который охватывал сегодняшнюю Малави и всю северную половину современной Замбии. [ 1 ] Он был рукоположен в 15 августа 1897 титулярного епископа Тибариса года епископом Адольфом Ле Шаптуа, М. Афром. [ 4 ]
Существует несколько версий происхождения прозвища «Мото-Мото» (огонь-огонь). Во-первых, это было признанием его энергичности, во-вторых, что Дюпон курил трубку и постоянно просил зажечь свет, во-вторых, что это был боевой клич Чева из района Ньясы, и еще, что более маловероятно, что у него был ранний вид мотоцикла. [ 2 ] [ 3 ]
Кризис преемственности вождя
[ редактировать ]В 1896 году Читимукулу VII Сампа Капалакаша умер, и титул оставался вакантным, пока вопрос о преемственности решался . Дюпон пытался получить разрешение от самого влиятельного старшего вождя Мвамбы III в Милунгу на расширение миссии, но получил отказ. Однако в 1898 году вождь Мвамба заболел и послал за Дюпоном, который обладал некоторыми медицинскими навыками и репутацией целителя. Перед смертью вождя в следующем году он и его совет были настолько впечатлены помощью Дюпона, что попросили его добиться успеха на посту вождя. [ 5 ] Это спровоцировало кризис, потому что, во-первых, коронация нового вождя потребовала человеческих жертвоприношений, а, во-вторых, угроза гражданской войны Бемба из-за престолонаследия Читимукулу. Сначала Дюпон, который хорошо знал культуру и традиции бемба , согласился исполнять обязанности вождя, чтобы предотвратить неприятности. [ 5 ] шутит, что ему следует взять на себя жен вождя Мвамбы. [ 2 ] Тем временем он заручился поддержкой 33 подчиненных вождей бембы для своего следующего действия.
Британский контроль над Бембой
[ редактировать ]Чтобы избежать кровопролития, Дюпон попросил администрацию BSAC, базирующуюся в Форт-Джеймсоне, взять под свой контроль земли Бембы. 3 ноября 1898 года BSAC послал Чарльза Маккиннона и Р. А. «Бобо» Янга из Мбалы с отрядом, который выполнил работу и подготовил почву для назначения нового Читимукулу и вождя Мвамбы, что в конечном итоге привело к тому, что бома BSAC базировалась в Касаме. [ 6 ]
Несмотря на то, что это, должно быть, был один из немногих случаев в истории, когда француз отторгал территорию Британской империи , [ 7 ] Маккиннон, в частности, был против присутствия Дюпона в стране не только из-за раздора, который это вызвало с читимукулу, но и потому, что протестантские миссионеры Лондонского миссионерского общества обосновались в районе Маккиннона в Мбале, и существовало некоторое соперничество с Католические белые отцы . К изумлению Дюпона, Маккиннон сообщил ему, что у него нет разрешения оставаться там согласно приказу нового администратора Роберта Кодрингтона . Дюпон возразил, что это он открыл Бембу под британский контроль, и остался на месте. Кодрингтон принял реальность ситуации и в знак примирения и благодарности пригласил Дюпона сесть рядом с ним при назначении следующего вождя в 1899 году. [ 6 ] [ 8 ]
1900–1930
[ редактировать ]В 1899 году Дюпон основал анклав Миссии Чилубула , который до сих пор стоит недалеко от Каямби. [ 1 ] Позже у него были ссоры с коллегами, которые считали его дисциплину слишком военной и считали, что он уделяет много внимания бембе и недостаточно многим другим группам, живущим на огромной территории викариата. [ 2 ]
Дюпон подал в отставку 28 февраля 1911 года и уехал в Тибар в Тунисе , где у Белых отцов был дом престарелых и где он умер в 1930 году и был похоронен. Его останки были перезахоронены в церкви, которую он построил в Чилубуле, на церемонии 15 декабря 2000 года. [ 9 ]
Музей Мото-Мото в Мбале В его честь назван .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Веб-сайт католической епархии Мпика: «Краткая история католической церкви в Замбии». Архивировано 6 апреля 2007 г. на Wayback Machine, по состоянию на 25 марта 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д Веб-сайт словаря африканских христианских биографий «Дюпон, Жозеф». Архивировано 29 июня 2017 г. на Wayback Machine , доступ осуществлен 15 марта 2007 г.]
- ^ Jump up to: а б Веб-сайт Great North Road. Архивировано 28 сентября 2007 г. в Wayback Machine . Источник: Хизер Чалкрафт, издатель журнала Zambia Lowdown, 9 декабря 2002 г. По состоянию на 25 марта 2007 г.
- ^ «Епископ Жозеф-Мари-Станислас Дюпон, мосье Афр» . Католическая иерархия .
- ^ Jump up to: а б Веб-сайт Католической энциклопедии Нового Адвента: «Ньясса» , по состоянию на 26 марта 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Кармоди, Брендан: «Политика католического образования в Замбии: 1891–1964». Журнал Церкви и государства, 22 сентября 2002 г.
- ↑ Происхождение этого замечания неизвестно — возможно, профессор Дэвид М. Гордон или пересказал его.
- ^ Журнал Северной Родезии на сайте NRZAM.org: WF Rea, SJ: «Епископ Дюпон и Бемба». Том V, № 6 (1964), стр. 617–618. Эта статья включает переписку между Дюпоном и Кодрингтоном, опровергающую утверждение некоторых авторов о том, что Дюпон активно стремился к власти вождя Мвамбы.
- ↑ Веб-сайт католической епархии Мпики: Архивировано 3 февраля 2007 г. на Wayback Machine. «Епископ Джозеф 'Мото-Мото' Дюпон», доступ 26 февраля 2007 г.
- 1850 рождений
- 1930 смертей
- Люди из штата Мэн и Луара
- Французские римско-католические миссионеры
- Римско-католические миссионеры в Замбии
- Северо-Восточная Родезия
- Священники Белых Отцов
- Титулярные епископы французской римско-католической церкви
- Апостольские викарии
- Французские римско-католические епископы в Африке
- Римско-католические епископы XIX века в Африке
- Римско-католические епископы XX века в Африке
- Французские эмигранты в Замбии
- Римско-католические епископы Лилонгве