Jump to content

Народ яо (Восточная Африка)

Их
Мальчики 9–10 лет из племени ваяо, участвующие в обрядах обрезания и инициации (март 2005 г.).
Общая численность населения
2,800,000 (2020) [1]
Регионы со значительной численностью населения
 Малави 2,321,763 (2018) [2]
 Танзания 630,000 (2017) [3]
 Мозамбик 450,000 (2020) [4]
Языки
Чияо , Кисуахили
Религия
ислам
Родственные этнические группы
народы банту
Человек 'Мяо
Люди Их
Язык ЧиЯо
Страна Уяо [5]

Народ яо (или вайао ) — основная этническая и языковая группа банту, живущая на южной оконечности озера Малави . Они сыграли важную роль в истории Юго-Восточной Африки , особенно в 19 веке. Яо представляют собой группу преимущественно мусульманского вероисповедания, насчитывающую около двух миллионов человек, чья родина охватывает страны Малави , север Мозамбика , а также регионы Рувума и Мтвара в Танзании . Яо имеют сильную культурную самобытность, выходящую за пределы национальных границ.

Танцующий мужчина Яо, 1896 год.

Большинство яо — фермеры и рыбаки, ведущие натуральное хозяйство. Когда арабы прибыли на юго-восточное побережье Африки, они начали торговать с народом Яо слоновой костью и зерном, обменивая их на одежду и оружие. Они также торговали рабами. [6] Благодаря своему участию в прибрежной торговле они стали одним из самых богатых и влиятельных племен Южной Африки. Возникли большие королевства Яо, когда вожди Яо взяли под свой контроль провинцию Ньяса в Мозамбике в 19 веке. В это время яо начали переселяться из своего традиционного дома в сегодняшние Малави и Танзанию , в результате чего популяция яо появилась сегодня. Одной из наиболее важных вех для вождеств было обращение всей нации в ислам . В 1870 году Маканджила III (один из вождей мангочи- яо в районе Ньяса ) принял ислам в качестве своей личной и придворной религии.

Впоследствии, благодаря деловым связям с арабскими и суахилискими торговцами, вождям Яо (называвшим себя « султанами ») понадобились писцы грамотные ; таким образом, были наняты исламские учителя. В деревнях Яо эти писцы оказали значительное влияние на людей, предлагая не только грамотность, но и социальные, религиозные и экономические преимущества мусульманских прибрежных районов. [7] Более того, султаны Яо решительно сопротивлялись португальскому, британскому и немецкому колониальному правлению , которое рассматривалось как серьезная культурная, политическая и экономическая (а также личная) угроза. Британцы пытались остановить торговлю слоновой костью и работорговлей, напав на некоторые торговые караваны Яо у побережья. Вождь яо Матака отверг христианство, поскольку ислам предлагал им социальную систему, которая легко ассимилировала бы их традиционную культуру. Поскольку вожди обратились в ислам, их обращение побудило подданных сделать то же самое. Народный ислам , который принял народ Яо, синкретизирован с их традиционными анимистическими системами верований.

В Мозамбике

[ редактировать ]

Яо первоначально жили на севере Мозамбика (бывшая Португальская Восточная Африка ); Пристальный взгляд на историю народа яо, в Мозамбике в целом, показывает, что их этногеографический центр располагался в небольшой деревне под названием Чикононо, в северо-западной провинции Ньяса . Большинство Яо в ​​основном занимались натуральным хозяйством, но некоторые также занимались торговлей слоновой костью и работорговлей. Они столкнулись с социальными и политическими раздорами с приходом Португалии (в сегодняшнюю провинцию Ньяса) и последующим учреждением компании Ньяса . Эти португальские поселенцы поселились в регионе, основав города и поселки. При этом они систематически уничтожали местную независимую систему земледелия и торговли и превратили ее в плантационную экономику под властью Португалии. Расширяющаяся Португальская империя имела свои собственные хорошо зарекомендовавшие себя торговые фактории, форты и порты в Восточной Африке с 15 века ; это находилось в прямой конкуренции с чрезвычайно влиятельными мусульманскими политическими силами Сомали, Суахили, Османов, Великих Моголов и йеменских суфийских орденов (в ограниченной степени), а также с растущим влиянием Ибади (из независимой Юго-Восточной Аравии). Маршрут специй и христианская евангелизация были основными движущими силами португальской экспансии в регионе. Однако позже, в 19 веке, португальцы также были вовлечены в крупную работорговлю, в рамках которой африканских рабов банту перевозили из Мозамбика в Бразилию. К концу 1800-х годов Португальская империя была одной из величайших политических и экономических держав в мире. Сельскохозяйственные плантации, управляемые португальцами, начали расширяться, предлагая племенному населению оплачиваемую рабочую силу, однако под властью Португалии яо все чаще становились плохими работниками плантаций. Однако они сохранили свою традиционную культуру и натуральное сельское хозяйство. Будучи мусульманами, яо не выдержали господства португальцев, которые насильно предлагали им христианское религиозное образование, на котором говорили на португальском языке.

В Мозамбике проживает не менее 450 000 человек яо. Они в основном занимают восточную и северную часть провинции Ньяса и составляют около 40% населения Личинги , столицы провинции. Они сохраняют ряд традиций, в том числе следуют за дикими птицами -поводырями в поисках меда. В конечном итоге они выкуривают пчел из улья, собирают мед и оставляют воск для птиц-медоносцев, которые смакуют угощение вместе с любыми найденными личинками медоносных пчел. Исследование, проведенное в 2016 году среди охотников за медом Яо на севере Мозамбика, показало, что медоводы реагировали на традиционный «бррр-хм» зов охотников за медом . Охотники перенимают зов от своих отцов и передают его сыновьям. [8] Шансы найти улей значительно увеличивались, когда охотники использовали традиционный призыв. В исследовании также упоминается, что яо считают взрослых и молодых медоносных проводников отдельными видами, и охотники сообщают, что первые, но не вторые, реагируют на конкретный призыв к охоте за медом. [9]

За пределами Мозамбика

[ редактировать ]

Яо переселились на территорию нынешней восточной части Малави примерно в 1830-х годах. [10] когда они были фермерами и торговцами. Богатые культурой, традициями и музыкой, яо в основном мусульмане, и среди своих знаменитых потомков есть два бывших президента Республики Малави, Бакили Мулузи и Джойс Банда . Яо имели тесные связи с суахили на побережье в конце 19 века и переняли некоторые части их культуры, такие как архитектура и религия, но при этом сохранили свою национальную идентичность. Тесное сотрудничество с арабами дало им доступ к огнестрельному оружию, что дало им преимущество во многих войнах против соседних народов, таких как нгони и чева . Яо активно сопротивлялись немецким войскам, колонизировавшим Юго-Восточную Африку (примерно сегодняшние Танзания, Руанда и Бурунди). Конкретный пример участия Яо в ​​сопротивлении распространился на прибрежные районы Килва-Кивинье, Микиндани и Линди на южном побережье Танзании в 1888 году, когда представители Германской Восточно-Африканской компании попытались взять под контроль прибрежные районы, ранее находившиеся под контролем Султан Занзибара . [11] В последующие годы яо продолжали защищать свой прибыльный торговый путь из владений Маканджила на юге Ньясы в Килва Кивиндже, что привело к казни одного из наиболее известных налетчиков, Хасана бин Омари (сподвижника Маканджилы), в Килва Кивиндже. в 1895 году. С другой стороны, к 1893 году Гарри Джонстон со своими британскими войсками смог заявить, что он практически завоевал всю территорию Маканджилы на берегу озера Ньяса . [12] В 1890 году король Мачемба издал декларацию командующему Герману фон Виссману , в которой заявил, что он открыт для торговли, но не желает подчиняться немецкой власти. Однако после дальнейших боев Яо сдался немецким войскам.

В Зимбабве яо прибыли в качестве иммигрантов и основали общество в Мвурви под руководством клана Джалиси (также известного как Чителека или Джаласи). Они были одними из первых, кто принес ислам в Зимбабве на горном перевале Грейт-Дайк . Яо также сыграли важную роль в восстании Маджи Маджи в Германской Восточной Африке.

Яо говорят на языке банту , известном как чияо ( чи- — префикс класса «язык»), на котором, по оценкам, говорят 1 000 000 человек в Малави , 495 000 в Мозамбике и 492 000 в Танзании . Традиционная родина этой национальности расположена между Ровума и реками Лугенда на севере Мозамбика. Они также говорят на официальных языках стран, в которых они живут: суахили в Танзании, чичева и читумбука в Малави и португальском языке в Мозамбике.и заметки в колледже магистратуры Мулава, Уганда, опубликованные студентом Карунги Иваном s.2 в Маком Мулава, Уганда. .

Здоровье

[ редактировать ]

Считается, что болезни в культуре Яо возникают по физическим причинам, проклятиям или нарушению культурных табу. В таких ситуациях, когда предполагается, что заболевание вызвано двумя последними источниками (народные болезни), к государственным медицинским центрам обращаются редко. Некоторые народные болезни, известные Яо, включают ундубидва (болезнь, поражающая грудных детей из-за ревности со стороны брата или сестры) и различные болезни «ндака», возникающие в результате контакта между теми, кто не ведет половую жизнь, с теми, кто ведет (простуду и сестру). горячий). [13]

Известные люди

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Языковой фокус Танзании: что вы знаете о языке, на котором говорят в Танзании?» .
  2. ^ «Перепись населения и жилищного фонда Малави 2018 года» . www.nsomalawi.mw . Проверено 17 марта 2021 г.
  3. ^ «Яо» . Этнолог . Проверено 5 декабря 2023 г.
  4. ^ «О людях яво - проект «Я - Яво»» . Проверено 23 июля 2021 г.
  5. ^ Стир, Эдвард (1872). «О восточноафриканских племенах и языках» . Журнал Антропологического института Великобритании и Ирландии . 1 : cxliii – cliv. дои : 10.2307/2841297 . JSTOR   2841297 .
  6. ^ Альперс, Эдвард Альтер (1966) Роль Яо в ​​развитии торговли в Восточно-Центральной Африке, 1698-1850 гг. Кандидатская диссертация. Лондонский университет SOAS, https://eprints.soas.ac.uk/33594/
  7. ^ Мсиска, Августин WC (1995). «Распространение ислама в Малави и его влияние на обряды посвящения Яо, 1870-1960». Журнал Общества Малави . 48 (1): 49–86. JSTOR   29778728 .
  8. ^ Саха, Пурбита; Споттисвуд, Клэр (22 августа 2016 г.). «Знакомьтесь с Великим Медопроводником, птицей, которая понимает людей» . Национальное общество Одюбона . Проверено 14 августа 2020 г.
  9. ^ Споттисвуд, Клэр Н.; Бегг, Кейт С.; Бегг, Коллин М. (22 июля 2016 г.). «Взаимная передача сигналов в мутуализме медоуказчика и человека» . Наука . 353 (6297): 387–389. Бибкод : 2016Sci...353..387S . doi : 10.1126/science.aaf4885 . ПМИД   27463674 . S2CID   206648494 .
  10. ^ Боун, Дэвид (2021). Введение в ислам для Малави Мзуни Пресс. п. 145. ИСБН  978-99960-60-90-8 .
  11. ^ Акинола, Джорджия (1975). «Восстание на побережье Восточной Африки, 1888–1890». Журнал Исторического общества Нигерии . 7 (4): 609–630. JSTOR   41971217 .
  12. ^ Джонстон, HH (март 1895 г.). «Британский протекторат в Центральной Африке». Географический журнал . 5 (3): 193–214. дои : 10.2307/1773928 . JSTOR   1773928 .
  13. ^ Дикс, Ян (2012). Африканское мировоззрение: мусульманин Амасинга Яво из Южной Малави . Серия Качере. ISBN  978-99908-87-51-8 . OCLC   794906947 . [ нужна страница ]
  • Дж. Клайд Митчелл , Деревня Яо: исследование социальной структуры малавийского племени Манчестер: Издательство Манчестерского университета, 1956, 1966, 1971
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3305cd67ebc2080a00de414659c999c2__1714827900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/33/c2/3305cd67ebc2080a00de414659c999c2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yao people (East Africa) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)