Народ яо (Восточная Африка)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2022 г. ) |
Общая численность населения | |
---|---|
2,800,000 (2020) [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Малави | 2,321,763 (2018) [2] |
Танзания | 630,000 (2017) [3] |
Мозамбик | 450,000 (2020) [4] |
Языки | |
Чияо , Кисуахили | |
Религия | |
ислам | |
Родственные этнические группы | |
народы банту |
Человек | 'Мяо |
---|---|
Люди | Их |
Язык | ЧиЯо |
Страна | Уяо [5] |
Народ яо (или вайао ) — основная этническая и языковая группа банту, живущая на южной оконечности озера Малави . Они сыграли важную роль в истории Юго-Восточной Африки , особенно в 19 веке. Яо представляют собой группу преимущественно мусульманского вероисповедания, насчитывающую около двух миллионов человек, чья родина охватывает страны Малави , север Мозамбика , а также регионы Рувума и Мтвара в Танзании . Яо имеют сильную культурную самобытность, выходящую за пределы национальных границ.
История
[ редактировать ]Большинство яо — фермеры и рыбаки, ведущие натуральное хозяйство. Когда арабы прибыли на юго-восточное побережье Африки, они начали торговать с народом Яо слоновой костью и зерном, обменивая их на одежду и оружие. Они также торговали рабами. [6] Благодаря своему участию в прибрежной торговле они стали одним из самых богатых и влиятельных племен Южной Африки. Возникли большие королевства Яо, когда вожди Яо взяли под свой контроль провинцию Ньяса в Мозамбике в 19 веке. В это время яо начали переселяться из своего традиционного дома в сегодняшние Малави и Танзанию , в результате чего популяция яо появилась сегодня. Одной из наиболее важных вех для вождеств было обращение всей нации в ислам . В 1870 году Маканджила III (один из вождей мангочи- яо в районе Ньяса ) принял ислам в качестве своей личной и придворной религии.
Впоследствии, благодаря деловым связям с арабскими и суахилискими торговцами, вождям Яо (называвшим себя « султанами ») понадобились писцы грамотные ; таким образом, были наняты исламские учителя. В деревнях Яо эти писцы оказали значительное влияние на людей, предлагая не только грамотность, но и социальные, религиозные и экономические преимущества мусульманских прибрежных районов. [7] Более того, султаны Яо решительно сопротивлялись португальскому, британскому и немецкому колониальному правлению , которое рассматривалось как серьезная культурная, политическая и экономическая (а также личная) угроза. Британцы пытались остановить торговлю слоновой костью и работорговлей, напав на некоторые торговые караваны Яо у побережья. Вождь яо Матака отверг христианство, поскольку ислам предлагал им социальную систему, которая легко ассимилировала бы их традиционную культуру. Поскольку вожди обратились в ислам, их обращение побудило подданных сделать то же самое. Народный ислам , который принял народ Яо, синкретизирован с их традиционными анимистическими системами верований.
В Мозамбике
[ редактировать ]Яо первоначально жили на севере Мозамбика (бывшая Португальская Восточная Африка ); Пристальный взгляд на историю народа яо, в Мозамбике в целом, показывает, что их этногеографический центр располагался в небольшой деревне под названием Чикононо, в северо-западной провинции Ньяса . Большинство Яо в основном занимались натуральным хозяйством, но некоторые также занимались торговлей слоновой костью и работорговлей. Они столкнулись с социальными и политическими раздорами с приходом Португалии (в сегодняшнюю провинцию Ньяса) и последующим учреждением компании Ньяса . Эти португальские поселенцы поселились в регионе, основав города и поселки. При этом они систематически уничтожали местную независимую систему земледелия и торговли и превратили ее в плантационную экономику под властью Португалии. Расширяющаяся Португальская империя имела свои собственные хорошо зарекомендовавшие себя торговые фактории, форты и порты в Восточной Африке с 15 века ; это находилось в прямой конкуренции с чрезвычайно влиятельными мусульманскими политическими силами Сомали, Суахили, Османов, Великих Моголов и йеменских суфийских орденов (в ограниченной степени), а также с растущим влиянием Ибади (из независимой Юго-Восточной Аравии). Маршрут специй и христианская евангелизация были основными движущими силами португальской экспансии в регионе. Однако позже, в 19 веке, португальцы также были вовлечены в крупную работорговлю, в рамках которой африканских рабов банту перевозили из Мозамбика в Бразилию. К концу 1800-х годов Португальская империя была одной из величайших политических и экономических держав в мире. Сельскохозяйственные плантации, управляемые португальцами, начали расширяться, предлагая племенному населению оплачиваемую рабочую силу, однако под властью Португалии яо все чаще становились плохими работниками плантаций. Однако они сохранили свою традиционную культуру и натуральное сельское хозяйство. Будучи мусульманами, яо не выдержали господства португальцев, которые насильно предлагали им христианское религиозное образование, на котором говорили на португальском языке.
В Мозамбике проживает не менее 450 000 человек яо. Они в основном занимают восточную и северную часть провинции Ньяса и составляют около 40% населения Личинги , столицы провинции. Они сохраняют ряд традиций, в том числе следуют за дикими птицами -поводырями в поисках меда. В конечном итоге они выкуривают пчел из улья, собирают мед и оставляют воск для птиц-медоносцев, которые смакуют угощение вместе с любыми найденными личинками медоносных пчел. Исследование, проведенное в 2016 году среди охотников за медом Яо на севере Мозамбика, показало, что медоводы реагировали на традиционный «бррр-хм» зов охотников за медом . Охотники перенимают зов от своих отцов и передают его сыновьям. [8] Шансы найти улей значительно увеличивались, когда охотники использовали традиционный призыв. В исследовании также упоминается, что яо считают взрослых и молодых медоносных проводников отдельными видами, и охотники сообщают, что первые, но не вторые, реагируют на конкретный призыв к охоте за медом. [9]
За пределами Мозамбика
[ редактировать ]Яо переселились на территорию нынешней восточной части Малави примерно в 1830-х годах. [10] когда они были фермерами и торговцами. Богатые культурой, традициями и музыкой, яо в основном мусульмане, и среди своих знаменитых потомков есть два бывших президента Республики Малави, Бакили Мулузи и Джойс Банда . Яо имели тесные связи с суахили на побережье в конце 19 века и переняли некоторые части их культуры, такие как архитектура и религия, но при этом сохранили свою национальную идентичность. Тесное сотрудничество с арабами дало им доступ к огнестрельному оружию, что дало им преимущество во многих войнах против соседних народов, таких как нгони и чева . Яо активно сопротивлялись немецким войскам, колонизировавшим Юго-Восточную Африку (примерно сегодняшние Танзания, Руанда и Бурунди). Конкретный пример участия Яо в сопротивлении распространился на прибрежные районы Килва-Кивинье, Микиндани и Линди на южном побережье Танзании в 1888 году, когда представители Германской Восточно-Африканской компании попытались взять под контроль прибрежные районы, ранее находившиеся под контролем Султан Занзибара . [11] В последующие годы яо продолжали защищать свой прибыльный торговый путь из владений Маканджила на юге Ньясы в Килва Кивиндже, что привело к казни одного из наиболее известных налетчиков, Хасана бин Омари (сподвижника Маканджилы), в Килва Кивиндже. в 1895 году. С другой стороны, к 1893 году Гарри Джонстон со своими британскими войсками смог заявить, что он практически завоевал всю территорию Маканджилы на берегу озера Ньяса . [12] В 1890 году король Мачемба издал декларацию командующему Герману фон Виссману , в которой заявил, что он открыт для торговли, но не желает подчиняться немецкой власти. Однако после дальнейших боев Яо сдался немецким войскам.
В Зимбабве яо прибыли в качестве иммигрантов и основали общество в Мвурви под руководством клана Джалиси (также известного как Чителека или Джаласи). Они были одними из первых, кто принес ислам в Зимбабве на горном перевале Грейт-Дайк . Яо также сыграли важную роль в восстании Маджи Маджи в Германской Восточной Африке.
Язык
[ редактировать ]Яо говорят на языке банту , известном как чияо ( чи- — префикс класса «язык»), на котором, по оценкам, говорят 1 000 000 человек в Малави , 495 000 в Мозамбике и 492 000 в Танзании . Традиционная родина этой национальности расположена между Ровума и реками Лугенда на севере Мозамбика. Они также говорят на официальных языках стран, в которых они живут: суахили в Танзании, чичева и читумбука в Малави и португальском языке в Мозамбике.и заметки в колледже магистратуры Мулава, Уганда, опубликованные студентом Карунги Иваном s.2 в Маком Мулава, Уганда. .
Здоровье
[ редактировать ]Считается, что болезни в культуре Яо возникают по физическим причинам, проклятиям или нарушению культурных табу. В таких ситуациях, когда предполагается, что заболевание вызвано двумя последними источниками (народные болезни), к государственным медицинским центрам обращаются редко. Некоторые народные болезни, известные Яо, включают ундубидва (болезнь, поражающая грудных детей из-за ревности со стороны брата или сестры) и различные болезни «ндака», возникающие в результате контакта между теми, кто не ведет половую жизнь, с теми, кто ведет (простуду и сестру). горячий). [13]
- Традиционный врач Яо показывает свой самодельный стетоскоп, который он использует для лечения.
- Женщина Яо приводит своего ребенка на осмотр ребенка, где ему делают инъекцию, в сельской деревне на севере Мозамбика.
- Эта молодая мать Яо пытается защитить своего ребенка с помощью амулетов, которые носят на шее.
- Этот ребенок, которого взвешивают в мозамбикской деревне, кричит от испуга. Это изображение иллюстрирует стремление к хорошему здоровью благодаря амулетам, которые носят на шее, и использованию предлагаемой местной программы здравоохранения.
- Заглянем внутрь медпункта Лиссете возле Мандимбы в Ньясе, Мозамбик.
- Фармацевт в Лисьете недалеко от Мандимбы, провинция Ньяса, позирует с больничными лекарствами.
- Этот мусульманский шейх Яо в Малави занимается созданием исламских амулетов.
- Эта женщина Яо из Мандимбы переживает свои последние дни
- Счастливая бабушка держит на руках новорожденного ребенка после успешных родов в медпункте в Мандимбе, провинция Ньяса, Мозамбик.
- Эта драматическая труппа работает над деревенской драмой о больном человеке, который отказывается лечить свой ВИЧ/СПИД надлежащими лекарствами.
Известные люди
[ редактировать ]- Джейкоб Уэйнрайт , помощник Дэвида Ливингстона
- Бакили Мулузи , бывший президент Малави
- Шаабан бин Роберт , танзанийский поэт
- Йоханна Барнаба Абдалла , лингвист и историк
- Хасан бин Омари или Макунганья, борец за свободу, убитый немцами в 1895 году.
- Сиди Мубарак Бомбей , ранний исследователь Танзании.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Языковой фокус Танзании: что вы знаете о языке, на котором говорят в Танзании?» .
- ^ «Перепись населения и жилищного фонда Малави 2018 года» . www.nsomalawi.mw . Проверено 17 марта 2021 г.
- ^ «Яо» . Этнолог . Проверено 5 декабря 2023 г.
- ^ «О людях яво - проект «Я - Яво»» . Проверено 23 июля 2021 г.
- ^ Стир, Эдвард (1872). «О восточноафриканских племенах и языках» . Журнал Антропологического института Великобритании и Ирландии . 1 : cxliii – cliv. дои : 10.2307/2841297 . JSTOR 2841297 .
- ^ Альперс, Эдвард Альтер (1966) Роль Яо в развитии торговли в Восточно-Центральной Африке, 1698-1850 гг. Кандидатская диссертация. Лондонский университет SOAS, https://eprints.soas.ac.uk/33594/
- ^ Мсиска, Августин WC (1995). «Распространение ислама в Малави и его влияние на обряды посвящения Яо, 1870-1960». Журнал Общества Малави . 48 (1): 49–86. JSTOR 29778728 .
- ^ Саха, Пурбита; Споттисвуд, Клэр (22 августа 2016 г.). «Знакомьтесь с Великим Медопроводником, птицей, которая понимает людей» . Национальное общество Одюбона . Проверено 14 августа 2020 г.
- ^ Споттисвуд, Клэр Н.; Бегг, Кейт С.; Бегг, Коллин М. (22 июля 2016 г.). «Взаимная передача сигналов в мутуализме медоуказчика и человека» . Наука . 353 (6297): 387–389. Бибкод : 2016Sci...353..387S . doi : 10.1126/science.aaf4885 . ПМИД 27463674 . S2CID 206648494 .
- ^ Боун, Дэвид (2021). Введение в ислам для Малави Мзуни Пресс. п. 145. ИСБН 978-99960-60-90-8 .
- ^ Акинола, Джорджия (1975). «Восстание на побережье Восточной Африки, 1888–1890». Журнал Исторического общества Нигерии . 7 (4): 609–630. JSTOR 41971217 .
- ^ Джонстон, HH (март 1895 г.). «Британский протекторат в Центральной Африке». Географический журнал . 5 (3): 193–214. дои : 10.2307/1773928 . JSTOR 1773928 .
- ^ Дикс, Ян (2012). Африканское мировоззрение: мусульманин Амасинга Яво из Южной Малави . Серия Качере. ISBN 978-99908-87-51-8 . OCLC 794906947 . [ нужна страница ]
- Дж. Клайд Митчелл , Деревня Яо: исследование социальной структуры малавийского племени Манчестер: Издательство Манчестерского университета, 1956, 1966, 1971