Железнодорожный транспорт в Марокко
Марокко | |||||
---|---|---|---|---|---|
![]() Поезд на Рабат-Сити станции | |||||
Операция | |||||
Национальная железная дорога | ОНКФ | ||||
Статистика | |||||
Пассажиропоток | 52,8 миллиона в год (2023 г.) [1] | ||||
Груз | 36 миллионов тонн в год (2012–2013 гг.) | ||||
Длина системы | |||||
Общий | 2200 километров (1400 миль) [2] | ||||
Ширина колеи | |||||
Основной | 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ) стандартная колея | ||||
Электрификация | |||||
3000 В постоянного тока | Основная сеть | ||||
25 кВ 50 Гц | Высокоскоростная линия | ||||
|
Железнодорожный транспорт в Марокко обслуживает национальный железнодорожный оператор ONCF . Первоначально он был разработан во времена протектората [ сломанный якорь ] .
Высокоскоростная железная дорога
[ редактировать ]первая высокоскоростная железнодорожная линия, связавшая Касабланку и Танжер 26 ноября 2018 года была запущена . Его называют Аль-Борак (البُراق) в честь мифического существа, которое перевозило исламских пророков. Эта высокоскоростная железная дорога длиной 323 километра (201 миль) находится в ведении ONCF . Первая в своем роде линия на африканском континенте была открыта 15 ноября 2018 года королем Марокко Мохаммедом VI после более чем десятилетнего планирования и строительства.
Линия состоит из двух участков: нового маршрута от Танжера до Кенитры и модернизации существующего маршрута от Кенитры до Касабланки. [3] Линия Танжер – Кенитра длиной 186 километров (116 миль) имеет максимальную скорость 320 километров в час (200 миль в час), а линия Кенитра – Касабланка длиной 137 километров (85 миль) рассчитана на скорость 160 километров в час. (99 миль в час), когда началось обслуживание, с запланированным повышением скорости до 220 километров в час (140 миль в час). [4] Путь от Кенитры до Касабланки планируется в конечном итоге заменить новой высокоскоростной полосой отвода, строительство которой планируется начать в 2020 году. [4]
С запуском услуги в 2018 году время в пути между Касабланкой и Танжером было сокращено с 4 часов 45 минут до 2 часов 10 минут. [4] Завершение строительства выделенного высокоскоростного пути до Касабланки еще больше сократит время в пути до 1 часа 30 минут. [4] Поезда Аль-Борак будут отправляться из Касабланки и Танжера каждый час с 06:00 до 21:00 (с 07:00 по воскресеньям).
Маршрут | Время в пути на старой классической железной дороге | Время в пути в 2018 году [5] | Время в пути в 2020 году [6] |
---|---|---|---|
Танжер - Кенитра | 3 часа 15 минут | 50 мин. | 47 мин. |
Танжер - Рабат | 3 часа 45 минут | 1 час 20 минут | 1 час 00 минут |
Танжер - Касабланка | 4 часа 45 минут | 2 часа 10 минут | 1:30 |
Рабат - Касабланка | 55 мин. | 50 мин. | 30 мин. |

По состоянию на 2019 год подвижной состав, работающий на линии, состоит из 12 составов Alstom Euroduplex , каждый состав состоит из двух силовых вагонов и восьми двухуровневых пассажирских вагонов. [7] [4] Пассажировместимость — 533 человека в двух вагонах первого класса, пяти вагонах второго класса и вагоне общественного питания. [7]
Линия Танжер - Касабланка является первым этапом строительства высокоскоростной железнодорожной сети протяженностью 1500 километров (930 миль) в Марокко.
Основные соединения
[ редактировать ]Основная сеть пассажирских перевозок состоит из сообщения Север-Юг из Танжера через Рабат и Касабланку в Марракеш и соединения Восток-Запад, соединяющего Уджду на востоке через Фес с Рабатом. Линии Север-Юг и Восток-Запад соединяются в Сиди-Кацеме . Основные направления, в настоящее время не связанные железнодорожным сообщением, обычно обслуживаются Supratours, автобусной компанией, управляемой ONCF. [8]
Наиболее важными услугами поездов дальнего следования являются:
От: | Кому: (и наоборот) | через / изменить по адресу: | время в пути [9] | Количество поездов в день [9] |
---|---|---|---|---|
Касабланка | Танжер | Поезда Аль-Борак останавливаются в Рабат-Агдале и Кенитре. | 2 часа 10 минут | 14 х |
Касабланка | Фес | – | 3 часа 20 минут | 18 х |
Касабланка | Ужда | напрямую или через Фес | 10 часов | 3 х (один из них ночной поезд) |
Касабланка | надор | прямой (1 раз), через Фес или с пересадкой в Таурирт | 8 часов 30 минут до 10 часов | 4 поезда/день из них 2 ночных поезда |
Марракеш | Фес | – | 7ч10м | 8 х |
Марракеш | Танжер | через Касабланка Путешественники | 21:30 | 6 х один прямой ночной поезд |
Танжер | Ужда | прямая ссылка в дневное время ночная пересадка в Сиди-Качеме | 10ч20м (день) 10:35 (ночь) | один дневной поезд, один ночной поезд |
надор | Таурирт | обеспечивает подключение к магистрали E – W | 1ч42м | 3 x (прямой ночной поезд в/из Касабланки не останавливается в Таурирте) |
Касабланка | Уэд Земля | – | 3h | 1 х |
Касабланка | Эль-Джадида | – | 1 час 25 минут | 8x |
Чистый | Бенгерир | обеспечивает подключение к магистрали С – Юг | 2 часа | 2x |
Ночные поезда
[ редактировать ]ONCF управляет специальными ночными поездами на магистральных линиях дальнего следования. Ночные поезда ходят по следующим маршрутам:
Эти поезда дальнего следования курсируют с безмоторными пассажирскими вагонами , имеющими отдельные купе. В купе второго класса расположены два дивана друг напротив друга, каждый из которых рассчитан на 4 места. В вагонах первого класса каждое купе имеет 2×3 места, а места разделяются складными подлокотниками. В 1 классе каждому пассажиру предоставляется зарезервированное место.
В каждом купе есть своя дверь в проход, а шторы можно задернуть, чтобы в купе было темно. В ночных поездах пассажиры купе 2-го класса обычно задергивают шторы, выключают свет и закрывают раздвижную дверь, надеясь, что ни один пассажир не войдет в их купе, чтобы у существующих пассажиров салона было больше места. Однако в 1-м классе каждое место распределяется вручную. Таким образом, система не используется.
Когда поезда не загружены, диваны обычно пустуют, поэтому пассажиры могут время от времени прилечь.
Помимо этих «обычных» купе (которые также используются в дневных поездах и специальных ночных поездах) они также предлагают спальные вагоны со спальнями/купе или купе. Кровать или диванчик имеет фиксированную цену, независимо от маршрута и расстояния. Кровати и кушетки необходимо бронировать при получении билетов. [10]
Цены на кровати и купе в марокканских поездах [10] | |||
---|---|---|---|
Тип | люди | Взрослый | Детский (до 12 лет) (в сопровождении взрослого) |
Кровать | 1 | Дх. 600 | Дх. 490 |
Кровать | 2 | Дх. 450 | Дх. 340 |
Причал | 4 | Дх. 350 | Дх. 280 |
Участок Марракеш – Танжер
[ редактировать ]На участке Марракеш-Танжер ежедневно ходят поезда в каждом направлении. На этом маршруте доступны стандартные купе на 6 или 8 человек, а также купе с купе на 4 человека.
Расписание [10] для этого раздела:
На север: Марракеш (21:00), Касабланка Вояджерс (0:45), Рабат-Вилль (1:57), Кентира (2:37), Сиди-Касем (3:33), Танжер (7:25).
На юг: Танжер (21:05), Сиди-Касем (1:30), Кентира (2:35), Рабат (3:15), Касабланка (4:30), Марракеш (08:05).
Участок Касабланка – Ужда
[ редактировать ]Помимо обычных поездов, на этом участке также ходят специальные поезда-гостиницы . В отличие от других обычных поездов, этот поезд предлагает только зарезервированные спальные купе. Поезда открылись 29 июня 2010 года. [10] Он фигурировал в фильме о Джеймсе Бонде « Призрак » .
Расписание для этого раздела: [10]
В западном направлении: Ужда 21:00, Таурирт (22:43), Фес (3:00), Кентира (4:30), Рабат (6:15), Касабланка-Вояжёрс (7:15).
В восточном направлении: Касабланка-Вояжёрс (21:15), Рабат (22:23), Кентира (22:51), Фес (1:30), Таурирт (5:03), Уджда (7:00).
Расписание поездов отеля:
На север: 21:00 Ужда – Касабланка.
В южном направлении: 21:15 Касабланка — Ужда.
Участок Касабланка – Надор
[ редактировать ]
Дневной поезд Надор-Фес, станция Таорирт
Надор — это не начало и не конец; поезда ходят от/до близлежащего Бин-Аншар или порта Надор .Ночной поезд по этому маршруту предлагает только двухместные купе с двуспальными кроватями. Лежаков нет. [11]
Поскольку поезд не идет в Таурирт, нет необходимости менять направление движения и, следовательно, нет необходимости перемещать двигатель. Все дневные поезда останавливаются в Таурирте, и поскольку линия до Надора фактически находится перед станцией Таурирт (идущей из Феса), направление движения должно измениться, включая перемещение локомотива с одного конца на другой.
Расписание [10] для этого раздела:
В западном направлении: Надор (19:43), Фес (1:00), Касабланка (06:15).
В восточном направлении: Касабланка (19:45), Фес (0:15), Надор (06:00).
Участок Танжер – Надор
[ редактировать ]Надор и обратно Бин-Аншар или Поезда на этом участке обычно ходят до порта .
Расписание [10] для этого раздела:На север: Надор (17:43), Фес (23:00), Танжер (07:00).
На юг: Танжер (21:35), Фес (2:30), Надор. [11] (09:32).
Городской
[ редактировать ]Скоростной трамвай
[ редактировать ]- Трамвай Касабланки
- Трамвай Рабат – Сале
- Марракешский трамвай (предлагается) Страница на французском языке
- Танжерский трамвай (проект 2 линий, 25 км, 8,4 миллиарда дирхамов) [12]
Тяжелый рельс
[ редактировать ]- Поезд Navette Rapide : скоростная транзитная железная дорога (с 1984 г.) из Рабата в Касабланку, продленная до Кенитры и Сеттата (200 км);
- Железнодорожное сообщение с аэропортом Касабланки (30 км, с 1993 г.);
- Линия скоростного транспорта Касабланка – Эль-Джадида (100 км, с 2002 г.);
- Аль-Бидауи : надземная железная дорога Касабланки (с 2002 г.);
- Линия RER Касабланки (63 км общественного транспорта RER, включая 9 км подземной железной дороги, запланировано на 2020 г.) [13]
- Ле Бурегрег : надземная железная дорога Рабата (с 2012 г.);
Проекты
[ редактировать ]
Национальный железнодорожный оператор ONCF работает над несколькими проектами. Самый крупный проект — высокоскоростная железная дорога из Танжера через Рабат и Касабланку в Марракеш. Кроме того, (пассажирское) железнодорожное сообщение между Танжером и Танжером MED, портом на Средиземном море недалеко от Танжера, позволит пассажирам, прибывающим на пароме, добраться до основных линий. Поезд будет курсировать каждые 2 часа между портом и городом Танжер. [14] Грузовая линия с завода Renault в Танжере уже работает. [15] Железную дорогу Марракеш- Агадир также планируется завершить к 2025 году. [16] станет первой железнодорожной линией, достигающей южного региона Сус-Масса .
История
[ редактировать ]Железнодорожное сообщение с соседними странами
[ редактировать ]- Алжир , маршрут закрыт с 1990-х годов – пути имеют ту же колею 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма )
- Гибралтар (Великобритания) , нет связи; паромное сообщение соединяет Гибралтар с портом и железнодорожным вокзалом Танжер-Мед.
- Испания возможность создания прямого сообщения с Испанией через железнодорожный туннель под Гибралтарским проливом : С 2003 года изучается . Этот туннель соединит марокканскую железнодорожную инфраструктуру с европейской через Испанию. [17] В Танжере туннель соединится с строящейся в настоящее время высокоскоростной линией Танжер-Марракеш.
- Западная Сахара : предлагаемое расширение сети от Марракеша через Гельмим до Эль-Аюн соединит Марокко с Западной Сахарой. В настоящее время дочерняя компания ONCF Supratours обслуживает автобусные маршруты из Марракеша в Западную Сахару, такие как Тан-Тан или Лааюн . [8] Марокко заявляет, что Западная Сахара является частью Марокко и, следовательно, национальными маршрутами.
- Мавритания : 5-километровый участок Мавританской железной дороги ; который (после закрытия туннеля Чум ) пересекает крайнюю юго-восточную часть Западной Сахары.
См. также
[ редактировать ]- Экономика Марокко
- История железнодорожного транспорта в Марокко
- Транспорт в Марокко
- Дополнительную информацию о ветке Таурирт-Надор см. В разделе « Железнодорожные станции Надор».
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Смит, Кевин (7 марта 2024 г.). «Количество пассажиров и выручка ONCF вырастут в 2023 году» . Международный железнодорожный журнал . Проверено 1 августа 2024 г.
- ^ «Железнодорожная сеть: Марокко ускоряется!» . cfcim.org . 16 ноября 2014 года . Проверено 2 марта 2021 г.
- ^ «Церемония открытия высокоскоростного проекта Танжер – Касабланка» . Железнодорожный вестник Интернэшнл . 29 сентября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Открыта первая в Африке высокоскоростная линия» . Железнодорожный вестник Интернэшнл. 16 ноября 2018 года . Проверено 21 ноября 2018 г.
- ^ Самир Эль Уардиги (14 ноября 2018 г.). «Открытие марокканского TGV: что нужно знать об этом мегапроекте (сводка новостей)» . medias24.com . Проверено 19 ноября 2018 г.
- ^ см. стр. 7 du rapport de la BAD. Архивировано 31 марта 2019 г. на Wayback Machine afdb.org.
- ^ Jump up to: а б «ONCF купит 14 высокоскоростных дуплексных поездов» . Железнодорожный вестник Интернэшнл . 10 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Веб-сайт ONCF, посвященный автобусным услугам Supratours. Архивировано 16 июня 2012 г. в Wayback Machine , посещение 7 июля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Онлайн-расписание ONCF. Архивировано 26 августа 2011 г. в Wayback Machine на основе поездов на 2 мая 2011 г. (французский веб-сайт), проверено 2 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Информация на веб-сайте ONCF о Trains du Nuit. Архивировано 26 августа 2011 г. в Wayback Machine (на французском языке), посещение 19 июля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Веб-сайт ONCF Grand Lines Nador-Casablanca. Архивировано 1 декабря 2010 г. в Wayback Machine , посещение 24 июня 2012 г.
- ^ (на французском языке) Марокко: Скоро в Танжере появятся две трамвайные линии.
- ^ (на французском языке) ONCF утрояет железнодорожную линию Кенитра – Касабланка
- ^ Веб-сайт ONCF: Ligne Tangier - PORT Tangier. Архивировано 28 февраля 2009 г. в Wayback Machine , посещение 24 июня 2012 г.
- ^ Новости ONCF: Первый поезд автомобилей с завода Renault в Танжере-Мед. [ постоянная мертвая ссылка ] , 6 марта 2012 г.; посетил 24 июня 2012 г.
- ^ «Строительство железной дороги Марракеш-Агадир планируется завершить к 2025 году» . Мировые новости Марокко . 11 марта 2020 г. Проверено 14 апреля 2020 г.
- ↑ BBC News: Африка и Европа готовы к созданию туннельного сообщения, опубликовано 13 марта 2007 г., посещение 2 мая 2011 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Робинсон, Нил (2009). Атлас мировых железных дорог и историческое резюме. Том 7: Северная, Восточная и Центральная Африка . Барнсли, Великобритания: ISBN World Rail Atlas Ltd. 978-954-92184-3-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с железнодорожным транспортом в Марокко, на Викискладе?