Университет Тимбукту
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2021 г. ) |
Университет Тимбукту ( французский : Université de Tombouctou ) — собирательный термин для обозначения преподавания, связанного с тремя мечетями в городе Тимбукту на территории нынешнего Мали : мечетями Санкоре , Джингеребер и Сиди Яхья . [1] Это было организованное схоластическое сообщество, просуществовавшее на протяжении многих веков в средневековый период. Университет внес свой вклад в современное понимание исламских и академических исследований в Западной Африке в средневековый период и выпустил ряд ученых и рукописей, преподаваемых в рамках Малики школы мысли .
История Тимбукту
[ редактировать ]Город Тимбукту возник на базе полупостоянного лагеря, основанного туарегами в конце 1100-х - начале 1200-х годов нашей эры. [2] [3] Поскольку туареги превратили этот район в перевалочный пункт для припасов и продовольствия, который часто посещали проходящие мимо путешественники и купцы, со временем он стал крупным торговым городом. [4]
В 14 веке Тимбукту превратился в торговый центр и культурный центр ислама, поскольку значение Валаты , предыдущего центра транссахарской торговли в регионе, начало снижаться. [5] [6] В этот период Манса Муса I контроль над городом получил (годы правления 1307–1332 гг.). Когда он отправился в Мекку, чтобы совершить хадж , он вернулся в Мали с архитекторами и учеными, которых он встретил по пути. Он нанял этих людей для открытия мечетей в Тимбукту и отправил суданских студентов учиться в Фес в Марокко . [7] [8] В результате все больше ученых из разных слоев общества и мест приехали в город, чтобы учиться и жить. Некоторые из этих ученых прибыли из Египта , Феса , Авджилы , Гадамеса и Туата . Впоследствии Тимбукту приобрел репутацию учреждения исламского образования и науки в Сахеле и Северной Африке. [4] [7]
По словам африканского ученого Шамиля Джеппи в книге «Значения Тимбукту» :
Тимбукту — это хранилище истории, живой архив, с которым должен ознакомиться каждый, кто интересуется историей Африки. До Тимбукту, возможно, трудно добраться, но он играл важную роль в качестве научного центра в государстве Сонгай до вторжения правителей Марракеша в 1591 году, и даже после этого он был возрожден. [9]
После того, как Тимбукту был оккупирован в 1591 году после битвы при Тондиби , университет пришел в упадок, и вместе с ним снизилось качество преподавания в мечетях Тимбукту. [1] Вскоре после этого ученые Тимбукту эмигрировали в другие учебные центры. [10] В 1593 году султан Ахмад I аль-Мансур назвал «нелояльность» причиной ареста, а затем убийства или изгнания многих ученых Тимбукту, в том числе Ахмада Бабы аль-Масуфи . [11] [12]
Мечети
[ редактировать ]
Университет Тимбукту был связан с тремя мечетями: Санкоре , Джингеребер и мечетями Сиди Яхья . Эти трое составляли интеллектуальный и духовный центр на протяжении всего золотого века Тимбукту. Эти мечети также являются яркими примерами земляной архитектуры, которые поддерживаются традиционными методами обслуживания, которые сохраняются и по сей день. Для одной мечети, Великой мечети Дженне , содержание мечети представляет собой праздничную общественную работу, известную как креписсаж . [13]

Мечеть Санкоре
[ редактировать ]Мечеть Санкоре была построена в XIV-XV веках при финансовой поддержке туарегской женщины из племени Аглал. [14] [15] [16] На протяжении более пяти веков мечеть Санкоре служила важным религиозным и интеллектуальным центром. Особенно оно было распространено во времена династии Аскии (1493–1591). В 1578 году нашей эры Кади аль-Акиб ибн Махмуд ибн Умар ибн Мухаммад Акит снес святилище, чтобы перестроить его в соответствии с размерами Каабы Мекки, а также добавить михраб . [13]

Мечеть Джингеребер
[ редактировать ]Мечеть Джингеребер была первоначально построена, когда Манса Муса I вернулся из паломничества в Мекку, но была реконструирована между 1570 и 1583 годами имамом Аль-Акибом ибн Махмудом , который был кади Тимбукту. [17] Он добавил южную часть мечети, а также стену, окружающую кладбище и расположенную на западе. мечети Джингеребер Минарет с его доминирующей структурой является одной из самых заметных достопримечательностей ландшафта Тимбукту. [18]
Мечеть Сиди Яхья
[ редактировать ]Мечеть Сиди Яхья была названа в честь одного из друзей правителя Мухаммада-н-Аллаха, которого звали Сиди Яхья ат-Тадаллиси. [19] Мечеть Сиди Яхья, расположенная к югу от мечети Санкоре, была построена около 1400 года нашей эры марабутом шейхом Эль Моктаром Хамаллой. Он был построен с расчетом на то, что примерно сорок лет спустя появится святой человек как Шериф Сиди Яхия, который затем будет избран имамом. Как и две другие мечети, Сиди-Яхия была восстановлена Имамом Аль-Акибом с 1577 по 1588 год. [18]
Университет
[ редактировать ]
В Университете Тимбукту было несколько независимых школ, в каждой из которых был свой главный преподаватель. Студенты часто нанимали нескольких разных репетиторов, каждый из которых специализировался в своей области обучения, и платили своим репетиторам деньгами, товарами или услугами. [20] Обучение обычно проходило во дворах мечетей или в частных домах, в зависимости от мечети и предпочтений учителей. Например, в мечети Санкоре часто проводились занятия в ее стенах, а многие ученые жили, учились и преподавали в квартале Санкоре. Ученые в мечетях Джингеребер и Сиди-Яхья чаще проводили занятия в частном порядке у себя дома, где личные библиотеки могли использоваться в помощь учителям. [20] В университете обучалось около 25 000 студентов из 100 000 населения города. [21] [20] Предметы, изучаемые в университете, включали географию, астрономию, медицину и даже историю, несмотря на то, что история никогда не была частью какой-либо учебной программы в исламском мире в то время. [22] [20]
Обучение
[ редактировать ]Педагогика в Тимбукту соответствовала традиционным исламским методам обучения. Учитель диктовал урок, а ученик должен был записывать этот диктант. После проверки письменной версии вместе с учителем ученик должен будет ее изучить. В некоторые моменты, наряду с текстами, которые написал студент, он изучал другие тексты вместе с соответствующими комментариями. Этот метод до сих пор широко используется в исламском мире. [20] Студенты писали диктовку своего учителя в озвученных текстах ( харакат ) , которые можно увидеть только в Коране и учебных работах, таких как грамматика и право. [20] Религиоведение преподавалось на арабском языке, а не на языках коренных народов Тимбукту. Это препятствовало популярности мечетей среди людей, не относящихся к духовенству. [22]
По завершении обучения студентам выдавался тюрбан для ношения вместе с иджазой , который позволял студентам разрешать преподавать определенный предмет или текст. Ценность каждой иджазы зависела от качества учителя, который ее дал. [20]
Учебные программы
[ редактировать ]Хотя учебные программы различались, определенные тексты преподавали в каждом институте. Коран, Сахих аль-Бухари , Сахих Муслим и Китаб аль-Шифа были основными текстами для большинства студентов. Ниже по значимости находились важные труды школы Малики, такие как фетвы Ахмеда аль-Ванашири, Рисала Ибн Аби Зайда и Мухтасар Халила ибн Исхака. [20]
Известные ученые
[ редактировать ]В Тимбукту проживала долгая смена ученых и имамов, многие из которых были связаны с мечетью Санкоре . [19]
Абу Хафс
[ редактировать ]Абу Хафс Умар ибн аль-хадж Ахмад ибн Умар ибн Мухаммад Акит был грамматистом и восхвалителем в мечети Санкоре . Он был арестован Пашой Махмудом Заркунином и сослан в Марракеш , Марокко, до своей смерти. Это изгнание было признано несправедливым, и в результате Абу Хафс считается мучеником . [19]
Аль-Акиб Акит
[ редактировать ]Кади аль-Акиб ибн Махмуд ибн Умар ибн Мухаммад Акит (1507 — 10 августа 1583) был - бербером , кади Тимбукту санхаджа и имамом мечети Санкоре . Он родился в семье Санхаджа Бербер Акит, где учился у своего отца и дяди. Затем он отправился совершить хадж , где учился у ведущих ученых, таких как ан-Насир аль-Лакани, которые аттестовали его на преподавание ряда рукописей. Знаменитый Ахмад Баба , который когда-то был его двоюродным братом, учился у него и получил иджазу . В 1565 году аль-Акиб сменил своего брата Кади Мухаммада на посту кади Тимбукту.
В 1569 году он начал восстанавливать мечеть Сиди Яхья , а в 1570 году отремонтировал мечеть Джингеребер , а в 1577 году — мечеть Сук. он восстановил мечеть Санкоре В следующем году .
Когда он умер, на посту кади ему наследовал его брат Абу Хафс Умар. [17]
Абу аль-Тувати
[ редактировать ]Сиди Абу 'л-Касим аль-Тувати (ум. 1528/29) был преемником Кади Катиба Мусы в мечети Санкоре. Он был известен тем, что установил чтение всего Корана после пятничной молитвы. [19]
Ахмад Баба
[ редактировать ]Абу 'л-Аббас Ахмад Баба бин Ахмад бин Ахмад бин 'Умар бин Мухаммад Акит аль-Синхаджи аль-Тимбукти (21 зу'ль-хиджа 963 г. хиджры (26 октября 1556 г.) - 6 Шабана 1036 г. хиджры (22 апреля 1627 г.) ) был популярным юристом . Он родился в семье юристов. Он был хорошо известен высоким качеством своих фетв , а в наше время хорошо известен своими работами, которые стали основным фундаментом истории, касающимся истории и происхождения средневековых западноафриканских юристов и средневековых марокканских религиозных практик. [23] За свою жизнь он написал более шестидесяти текстов, охватывающих различные дисциплины, от грамматики до философии. [24]
Ахмад родился в Арауане и вырос в Тимбукту, где учился у своего отца Ахмада, своего дяди Абу Бакра и Ахмада б. Мухаммад, который был его дальним родственником. Однако его главным учителем был Мухаммад б. Махмуд б. Абу Бакр аль-Вангари, известный и уважаемый учёный того времени.
Он изучал основные дисциплины, относящиеся к исламскому обучению того времени при Вангари, включая арабский язык, усул , мантик и тафсир , причем его специализацией была школа исламской мысли Малики. Мало что известно о научной работе Ахмада в Тимбукту до его депортации и некоторых членов его семьи в Марокко в 1594 году, поскольку их обвиняли в подрыве правления и авторитета марокканских захватчиков. Он прибыл в Марракеш 1 Рамадана 1002 года (21 мая 1594 года), где был либо заключен в тюрьму, либо помещен под домашний арест. Его двухлетний домашний арест в Марокко был либеральным, поскольку Ахмад мог преподавать в Джами аль-Шурафа в Марракеше и привлекал многих студентов-ученых до своего освобождения 21 Рамадана 1004–19 мая 1596 года. Однако султан решил оставить его в Марокко.
После освобождения султаном Мулаем Зайданом Ахмад вернулся в Тимбукту 10 зу-ль-Када 1016 года хиджры (26 февраля 1608 года). Хотя о хронологии его работ мало что известно, он написал «Наиль аль-ибтихадж», свою главную работу, а также ее сокращенную версию «Кифаят аль-мухтадж», еще находясь в Марокко.
Наиль аль-ибтихадж бит-татриз ад-Дибадж представлял собой биографический словарь маликитских правоведов, содержащий объемную информацию об ученых Северной Африки и являющийся основным источником информации о жизни и произведениях средневековых ученых. Западноафриканские мусульманские учёные. Это был его величайший вклад в науку. [25]
Известные произведения и рукописи
[ редактировать ]
В Тимбукту были написаны сотни тысяч рукописей. При этом была налажена массовая торговля книгами, ставшая одной из самых прибыльных отраслей города. Рукописи были написаны арабской вязью и в основном на арабском языке, но использовались и другие местные языки, такие как фульфульде, сонгай, сонинке и бамбара. [26] Это помогло сформировать бесценные записи об исламе и истории Западной Африки. [27]
Тарих аль-Судан
[ редактировать ]Тарих аль-Судан был письменным произведением, созданным Абд ар-Рахманом и завершенным в 1655 году. В нем подробно описана история региона Среднего Нигера, начиная с основания Тимбукту до вторжения и оккупации Ахмедом аль-Мансуром Марокко . Эти записи были взяты из предыдущих письменных и устных рассказов на ту же тему. Эта работа высоко ценится как один из наиболее важных первоисточников, в которых обсуждается история региона Среднего Нигера. [10]
Дата аль-Фатташа
[ редактировать ]«Тарих аль-Фатташ» — письменное произведение, созданное Махмудом Кати, но завершенное в 1665 году тремя его сыновьями и внуком. В нем рассказывается история региона Среднего Нигера, подобного Тарих аль-Судану. [10] Сонинке , автор «Тариха аль-Фатташа» , Ибн аль-Мухтар, записал устную традицию, связанную с возникновением королевства Мали четырьмя столетиями ранее. Ибн аль-Мухтар сообщает:
Королевство Мали пришло к власти только после падения королевства Кая-Мага, правителя всего западного региона. До этого король Мали был всего лишь одним из вассалов Кая-Маги, одним из его чиновников и министров. Кая-Махга на языке ва'коре (сонинке) означает «король золота». ... Столица Кая-Маги называлась Кунби . [28]
Состояние
[ редактировать ]Рукописи в основном встречались в виде сборника вкладышей, помещенных в неплотную обложку или даже просто перевязанных лентой. Из-за отсутствия сшивочной структуры или какой-либо связи между текстовыми блоками и обложками узнать, существовали или нет какие-либо переплетные конструкции, является сложной задачей для многих кодиков . Что еще больше усложняет ситуацию, так это то, что обложки, закрывающие многочисленные листы, могли быть перемещены из одного текстового блока в другой. Рукопись может состоять из множества текстов и документов и может состоять из различного количества листов — от нескольких до нескольких сотен. Сегодня рукописи Тимбукту в основном хранятся в частных семьях, где они традиционно хранились, а также в Институте Ахмеда Бабы, государственном учреждении. [26]
Кризис после 2012 года
[ редактировать ]В 2013 году Аль-Каида в странах исламского Магриба (АКИМ) захватила север Мали и уничтожила многие рукописи в попытке осуществить свой джихад против любой идеи или практики, которые не соответствовали их собственному видению чистого исламского общества. [29] Однако АКИМ уничтожила лишь часть рукописей, поскольку большинство из них было вывезено за пределы города в столицу Бамако по инициативе Абделя Кадера Хайдары , сына уважаемого малийского ученого Мохаммеда Маммы. Хайдара, который был не только ученым, но и владельцем семейной библиотеки, в которой хранилось значительное количество рукописей. [30] Хайдара сделал это с помощью неправительственной организации SAVAMA-DCI (Сохранение и повышение ценности рукописей в защиту исламской культуры), исполнительным президентом которой является Хайдара. Хайдара работал вместе с членами местной общины, пытаясь вывезти рукописи из районов, подверженных деятельности АКИМ. [30]
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- Исламские рукописи из Мали - Библиотека Конгресса США
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Чудеса: Мечеть Санкоре» . ПБС .
- ^ «Консультативный орган по оценке (ИКОМОС) (1988)» . Конвенция Всемирного наследия ЮНЕСКО – Тимбукту .
Считается, что город был основан в конце V века Хиджры группой имакчаренских туарегов, которые, пройдя 250 км к югу от своей базы, основали временный лагерь, охраняемый старухой Букту. Постепенно Тим-Букту (место Букту) превратилось в небольшой оседлый поселок на пересечении нескольких торговых путей.
- ^ Ханвик, Джон (1999). Тимбукту и империя Сонгай. «Тарих ас-судан» Ас-Сади до 1613 года и другие современные документы . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. lvi–lvii. ISBN 90-04-12822-0 .
Казалось бы, Тимбукту был не чем иным, как полупостоянным кочевым поселением в двенадцатом веке, а возможно, и в тринадцатом.
- ^ Перейти обратно: а б Ханвик, Джон (1999). Тимбукту и империя Сонгай . Брилл. стр. 29–109. ISBN 978-90-04-49113-7 .
- ^ Оливер, Роланд, изд. (1977). Кембриджская история Африки, том 3 . Издательство Кембриджского университета. п. 392. ИСБН 978-0-521-20981-6 .
В четырнадцатом веке, когда Тимбукту начал развиваться как торговый центр, он также стал культурным центром ислама.
- ^ Ханвик, Джон (1999). Тимбукту и империя Сонгай. «Тарих ас-судан» Ас-Сади до 1613 года и другие современные документы . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. lvi–lvii. ISBN 90-04-12822-0 .
Казалось бы, Тимбукту был не чем иным, как полупостоянным кочевым поселением в двенадцатом веке, а, вероятно, и в тринадцатом […] город фактически появляется в свете истории после визита малийского правителя Мансы Мусы по пути домой. из своего паломничества 1324 года. Говорят, что он привез с собой несколько мусульманских ученых […] К 1375 году Тимбукту вместе с несколькими населенными пунктами Сахары нашел свое место на европейской карте… это верный признак того, что Тимбукту был , к настоящему времени коммерческий центр, связанный с городами Северной Африки.
- ^ Перейти обратно: а б «Малийская империя» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 6 декабря 2021 г.
- ^ Фадж, JD; Оливер, Роланд (1975). Кембриджская история Африки, том 3 . Издательство Кембриджского университета. п. 392. ИСБН 978-0-521-20981-6 .
Развитие исламского образования в Тимбукту официально поощрял Манса Муса, который, как сообщается, отправил суданских улемов учиться в Фес. Это продолжалось по крайней мере до конца правления Мали в Тимбукту в 1433 году, поскольку Катиб Муса, последний имам великой пятничной мечети в Тимбукту под властью Мали, был среди тех, кто поехал учиться в Фес.
- ^ Шамиль Джеппи и Сулейман Башир Диань (редакторы). Значения Тимбукту . Кейптаун: HSRC Press, 2008.
- ^ Перейти обратно: а б с Ханвик, Джон (2008). Скрытые сокровища Тимбукту . Нью-Йорк: Темза и Хасдон. стр. 80–90. ISBN 978-0-500-51421-4 .
- ^ Ханвик, Джон; Кук, Уэстон (2001). «Тимбукту и Империя Сонгай: «Тарих аль-Судан» Аль-Сади до 1613 года и другие современные документы». Журнал шестнадцатого века . 32 : 1131–1133. дои : 10.2307/3649007 . ISSN 0361-0160 . JSTOR 3649007 .
- ^ Ханвик, Джон (2003). Тимбукту и империя Сонгай: История Аль-Сади аль-Судан до 1613 года, другие современные документы . Лейден: Брилл. стр. xii–xiii. ISBN 978-90-04-12560-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Эквуэме, Эваристус Окечукву (2010). «Тимбуку» . Оксфордский центр афроамериканских исследований . doi : 10.1093/acref/9780195301731.013.48056 . ISBN 978-0-19-530173-1 . Проверено 6 декабря 2021 г.
- ^ Ханвик, Джон (2003). «Тимбукту: убежище ученых и праведных людей» . Суданская Африка . 14:15 . JSTOR 25653392 – через JSTOR.
В 1325 году, когда Тимбукту находился под властью Мали, султан Мали Манса Муса приехал туда во время своего возвращения из паломничества и приказал построить Великую мечеть (до сих пор существующую на юге города). ) под руководством андалузского ученого Абу Исхака ас-Сахили, сопровождавшего Мансу Мусу на обратном пути из Мекки. Затем, через несколько лет, в квартале Санкоре на севере города была построена большая мечеть на деньги женщины из Аглала, религиозного племени туарегов (инэслемэн). Мечеть Санкоре стала местом обучения тафсиру (толкованию Корана) и другим исламским учениям. Санкоре был местом обитания многих ученых, особенно принадлежащих к Масуфа.
- ^ «Тимбукту» . Конвенция ЮНЕСКО о всемирном наследии .
- ^ «Мечеть Санкоре» . Google Искусство и культура .
- ^ Перейти обратно: а б Гомес, Майкл А. (2018). Африканское владычество: новая история империи в ранней и средневековой Западной Африке . Принстон, Нью-Джерси. ISBN 978-0-691-17742-7 . OCLC 983824904 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Эквуеме, Эваристус Окечукву (27 апреля 2010 г.), «Тимбукту» , Центр афроамериканских исследований , Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780195301731.013.48056 , ISBN 978-0-19-530173-1 , получено 5 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ханвик, Джон (1999). Тимбукту и империя Сонгай . Брилл. стр. 29–109. ISBN 978-90-04-49113-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Ханвик, Джон; Бойе, Алида (2008). Скрытые сокровища Тимбукту . Нью-Йорк: Темза и Гудзон. стр. 80–90. ISBN 978-0-500-51421-4 .
- ^ «Тимбукту» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 5 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Малийская империя» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 18 ноября 2021 г.
- ^ «Ахмад Баба | Исламский писатель и юрист» . Британская энциклопедия . 22 октября 2023 г.
- ^ Лоутон, епископ (27 июня 2020 г.). «Мечеть и университет Санкоре (ок. 1100–)» . Проверено 5 декабря 2021 г.
- ^ Ханвик, Дж.О. (1964). «Новый источник биографии Ахмада Бабы аль-Тинбукти (1556–1627)» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 27 (3): 568–593. дои : 10.1017/S0041977X00118385 . ISSN 0041-977X . S2CID 162780325 .
- ^ Перейти обратно: а б Тотлебен, Кристен; Лачер-Фельдман, Джессика (3 октября 2017 г.). «Создание целостной структуры услуг и коллекций изнутри: исследование сближения связей и библиотечного дела специальных коллекций» . Проблемы научной библиотеки (291). дои : 10.29242/rli.291.4 . ISSN 1947-4911 . S2CID 134271254 .
- ^ Сток, Дженнифер (2004). Глобальные события: важные события в истории . Гейл. стр. 95–98.
- ^ аль-Хадж, Сейчас (2011). Тарих аль- Фатташ Африка World Press. стр. 100-1 63–77. ISBN 978-1-59221-809-7 .
- ^ «Проект рукописей Томбукту» . www.tombouctoumanuscripts.uct.ac.za . Проверено 6 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Отступающие повстанцы сжигают научные рукописи Тимбукту» . Новый учёный . 217 (2902): 5. 2013. doi : 10.1016/s0262-4079(13)60268-7 . ISSN 0262-4079 .