Jump to content

неоплатонизм

(Перенаправлено из неоплатонической философии )

Неоплатонизм — вариант платонической философии , возникший в III веке нашей эры на фоне эллинистической философии и религии . [ 1 ] [ примечание 1 ] [ примечание 2 ] Этот термин отражает не столько набор идей, сколько ряд мыслителей. Среди общих идей, которые он поддерживает, есть монизм , доктрина о том, что вся реальность может быть получена из единого принципа, «Единого». [ 2 ]

Неоплатонизм начался с Аммония Саккаса и его ученика Плотина ( ок. 204/5–271 гг. н. э.) и продлился до шестого века. [ 3 ] После Плотина в истории неоплатонизма было три различных периода: творчество его ученика Порфирия (третий — начало четвертого века); история Ямвлиха (третий-четвертый века); и период V и VI веков, когда процветали академии в Александрии и Афинах . [ 4 ]

Неоплатонизм оказал непреходящее влияние на последующую историю западной философии и религии. В средние века неоплатонические идеи изучались и обсуждались христианскими , еврейскими и мусульманскими мыслителями. [ 5 ] В исламской культурной сфере неоплатонические тексты были доступны в переводах на арабский и персидский язык, а известные философы, такие как аль-Фараби , Соломон ибн Габирол ( Авицеброн ), Авиценна ( Ибн Сина ) и Маймонид , включили неоплатонические элементы в свое собственное мышление. [ 6 ]

Христианский философ и теолог Фома Аквинский (1225–1274) имел прямой доступ к трудам Прокла , Симплиция Киликийского и Псевдо-Дионисия Ареопагита , а также знал о других неоплатониках, таких как Плотин и Порфирий, из вторых рук. [ 7 ] Немецкий мистик Мейстер Экхарт ( ок. 1260 – ок. 1328 ) также находился под влиянием неоплатонизма, пропагандируя созерцательный образ жизни, указывающий на Божество за пределами именуемого Бога. Неоплатонизм также оказал сильное влияние на многолетнюю философию итальянских мыслителей Возрождения эпохи Марсилио Фичино и Джованни Пико делла Мирандола и продолжается в универсализме 19-го века и современной духовности .

Происхождение термина

[ редактировать ]

Неоплатонизм – современный термин. [ примечание 1 ] Термин неоплатонизм выполняет двойную функцию как историческая категория. С одной стороны, это отличает философские учения Плотина и его последователей от учений исторического Платона . С другой стороны, этот термин предполагает новизну интерпретации Плотином Платона. На протяжении почти шести столетий, от времен Платона до Плотина, существовала непрерывная традиция интерпретации Платона, которая началась с Аристотеля и непосредственных преемников Академии Платона и продолжалась в течение периода платонизма , который теперь называется средним платонизмом. . Термин «неоплатонизм» подразумевает, что интерпретация Платона Плотином настолько отличалась от интерпретаций его предшественников, что следует думать, что она открывает новый период в истории платонизма. Однако некоторые современные ученые не согласились с этим предположением и выразили сомнение в том, что неоплатонизм представляет собой полезный ярлык. Они утверждают, что лишь незначительные различия отделяют учение Плотина от учений его непосредственных предшественников. Будучи учеником философа Аммония Саккаса , Плотин использовал знания своего учителя и предшественников, чтобы вдохновить следующее поколение. [ 10 ]

Является ли неоплатонизм значимой и полезной исторической категорией, это само по себе центральный вопрос, касающийся истории интерпретации Платона. На протяжении большей части истории платонизма было общепринято, что доктрины неоплатоников по сути были такими же, как учения Платона. Неоплатоник эпохи Возрождения Марсилио Фичино , например, считал, что неоплатоническая интерпретация Платона была подлинным и точным представлением философии Платона. [ 11 ] Хотя неясно, когда именно ученые начали отделять философию исторического Платона от философии его неоплатонических интерпретаторов, они явно начали делать это, по крайней мере, в первом десятилетии девятнадцатого века. Современные ученые часто идентифицируют немецкого теолога Фридриха Шлейермахера как раннего мыслителя, который отделил философию Платона от философии его неоплатонических интерпретаторов. Однако другие утверждали, что отличие Платона от неоплатонизма было результатом длительного исторического развития, предшествовавшего научной работе Шлейермахера о Платоне. [ 12 ]

Истоки и история классического неоплатонизма

[ редактировать ]

Неоплатонизм зародился Плотином в III веке нашей эры. [ 1 ] [ примечание 2 ] Можно выделить три отдельные фазы классического неоплатонизма после Плотина: работы его ученика Порфирия ; школа Ямвлиха и его школы в Сирии; и период V и VI веков, когда процветали академии в Александрии и Афинах . [ 4 ]

эллинизм

[ редактировать ]

Неоплатонизм синтезировал идеи из различных философских и религиозно-культурных сфер. Важнейшими предшественниками греческой философии были средние платоники , такие как Плутарх , и неопифагорейцы , особенно Нумений из Апамеи . Филон , эллинизированный еврей, перевел иудаизм в терминах стоических , платонических и неопифагорейских элементов и считал, что Бог «сверхрационален» и может быть достигнут только через «экстаз». Филон также считал, что пророчества Бога дают материал для морального и религиозного познания. Самые ранние христианские философы , такие как Юстин Мученик и Афинагор Афинский , которые пытались соединить христианство с платонизмом, и христианские гностики Александрии , особенно Валентин и последователи Василида , также отражали элементы неоплатонизма, [ 14 ] хотя и без его самосогласованности.

Аммоний Саккас

[ редактировать ]

Аммоний Саккас (умер около 240–245 гг. Н.э. ) был учителем Плотина. Через Аммония Саккаса Плотин, возможно, находился под влиянием индийской мысли. Сходство между неоплатонизмом и индийской философией , особенно санкхьей , побудило некоторых авторов предположить индийское влияние на ее основание, особенно на Аммония Саккаса. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]

И христиане (см. Евсевий , Иероним и Ориген ), и язычники (см. Порфирий и Плотин) считали его учителем и основателем неоплатонической системы. [ 18 ] Порфирий заявил в « Об одной школе Платона и Аристотеля» , что, по мнению Аммония, философии Платона и Аристотеля находились в гармонии. Евсевий и Иероним утверждали, что он христианин до самой смерти, тогда как Порфирий утверждал, что он отказался от христианства и принял языческую философию.

Предполагаемое изображение Плотина и его учеников на римском саркофаге в Музее Григориано Профано, Музеи Ватикана , Рим.

Плотин ( ок. 205 — ок. 270 ) широко считается отцом неоплатонизма. Большая часть наших биографических сведений о нем взята из предисловия Порфирия к его изданию « Эннеад » Плотина . Хотя он сам находился под влиянием учений классической греческой , персидской и индийской философии и египетского богословия , [ 19 ] его метафизические сочинения позже вдохновили многочисленных языческих , еврейских , христианских , гностических и исламских метафизиков и мистиков на протяжении веков.

Плотин учил, что существует высшее, полностью трансцендентное «Единое», не содержащее ни разделения, ни множественности, ни различий; точно так же оно находится за пределами всех категорий бытия и небытия. Понятие «бытие» выведено нами из объектов человеческого опыта и является атрибутом таких объектов, но бесконечное, трансцендентное Единое находится за пределами всех таких объектов и, следовательно, за пределами понятий, которые мы можем из них вывести. Единое «не может быть какой-либо существующей вещью» и не может быть просто суммой всех таких вещей (ср. учение стоиков о неверии в нематериальное существование), но «предшествует всему существующему».

Порфирий (ок. 233 – ок. 309) много писал по астрологии, религии, философии и теории музыки. Он написал биографию своего учителя Плотина. Он важен в истории математики благодаря своему комментарию к «Началам» Евклида , который Папп использовал, когда писал свой собственный комментарий. Порфирий известен также как противник христианства и как защитник язычества ; от его Adversus Christianos ( «Против христиан» ) в 15 книгах сохранились лишь фрагменты. Его знаменитая фраза: «Боги провозгласили Христа самым благочестивым человеком, но христиане — запутанная и порочная секта».

Ямвлих ( ок. 245 — ок. 325 ) повлиял на направление позднейшей неоплатонической философии. Он, пожалуй, наиболее известен благодаря сборнику « Жизнь Пифагора» , комментарию к пифагорейской философии. В системе Ямвлиха царство божеств простиралось от Изначального Единого до самой материальной природы, где душа, по сути, спустилась в материю и «воплотилась» в виде человека. Таким образом, мир населен толпой сверхчеловеческих существ, влияющих на природные события, обладающих знаниями о будущем и передающих их, и все они доступны для молитв и подношений. Ямвлих имел своей конечной целью спасение (см. генозис ). Воплощенная душа должна была вернуться к божественности, совершив определенные обряды или теургию , буквально «божественную работу».

академии

[ редактировать ]

и его ученика Порфирия (около 232–309) работы Аристотеля (небиологические) вошли в учебную программу платонической После Плотина (около 205–270 ) мысли. Введение Порфирия ( «Исагога» Аристотеля ) к «Категориям» было важно как введение в логику , а изучение Аристотеля стало введением в изучение Платона в позднем платонизме Афин и Александрии . Комментарии этой группы стремятся гармонизировать Платона, Аристотеля и, зачастую, стоиков . [ 20 ] Некоторые произведения неоплатонизма приписывались Платону или Аристотелю. Например, считается, что «De Mundo» не является произведением « псевдо-Аристотеля », хотя это остается спорным. [ 21 ]

Гипатия ( ок. 360–415 ) была греческим философом и математиком, которая возглавляла платонистскую школу в Александрии, Египет, где она преподавала философию, математику и астрономию до того, как ее убила фанатичная толпа коптских Парабалани монахов , потому что она консультировал христианского префекта Египта Ореста во время его вражды с Кириллом , династическим архиепископом Александрии. [ 22 ] Степень личного участия Сирила в ее убийстве остается предметом научных дискуссий.

Прокл Ликей (8 февраля 412 — 17 апреля 485) — греческий философ-неоплатоник, один из последних крупных греческих философов (см. Дамасий ). Он изложил одну из наиболее сложных, сложных и полностью развитых неоплатонических систем, дающую также аллегорический способ прочтения диалогов Платона. Особенностью системы Прокла является введение им уровня индивидуальных единиц, называемых хенадами , между самим Единым и божественным Разумом, который является вторым принципом. Генады seirai за пределами бытия, как и само Единое, но они стоят во главе цепей причинности ( находятся или Taxeis ) и каким-то образом придают этим цепям особый характер. Их также отождествляют с традиционными греческими богами, поэтому одна генада может быть Аполлоном и быть причиной всего аполлонического, а другая может быть Гелиосом и быть причиной всего солнечного. Генады . служат как для защиты самого Единого от любого намека на множественность, так и для привлечения остальной вселенной к Единому, будучи связующим, промежуточным этапом между абсолютным единством и определенной множественностью

Эннеады Плотина — основной и классический документ неоплатонизма. Как форма мистицизма , он содержит теоретическую и практическую части. Теоретическая часть посвящена высокому происхождению человеческой души , показывая, как она отошла от своего первого состояния. Практическая часть показывает путь, по которому душа может снова вернуться к Вечному и Высшему. [ 14 ] Систему можно разделить на невидимый мир и феноменальный мир, причем первый содержит трансцендентное , абсолютное Единое , из которого исходит вечная, совершенная сущность ( нус , или интеллект), которая, в свою очередь, производит мировую душу .

Тот самый

[ редактировать ]

Для Плотина первым принципом реальности является «Единое», совершенно простое, невыразимое, непознаваемое существование, которое одновременно является творческим источником Вселенной . [ 23 ] и телеологический конец всех существующих вещей. Хотя, собственно говоря, для первого принципа не существует подходящего названия, наиболее адекватными именами являются «Единый» или «Благо». Единое настолько просто, что о нем даже нельзя сказать, что оно существует или является существом. Скорее, творческий принцип всех вещей находится за пределами бытия, идея, которая заимствована из VI книги «Государства » . [ 24 ] когда в ходе своей знаменитой аналогии с Солнцем Платон говорит, что Добро находится за пределами бытия (ἐπέκεινα τῆς οὐσίας) в силе и достоинстве. [ 25 ] В модели реальности Плотина Единое является причиной остальной реальности, которая принимает форму двух последующих « ипостасей » или субстанций: Нуса и Души ( psyché ). Хотя неоплатоники после Плотина придерживались его космологической схемы в наиболее общих чертах, более позднее развитие этой традиции также существенно отошло от учения Плотина в отношении важных философских вопросов, таких как природа зла.

Эманации

[ редактировать ]

Из Единого произошли различные уровни меньших реальностей, известные как «Ипостаси». На высшем уровне реальности существует «Единое», из которого исходит Ум или разум. Это первый принцип после Единого, который содержит все знания в единой форме. Это одновременно и познающий, и познаваемое, и акт познания, воплощающий полное единство. Платоническая сфера Форм содержится в Уме и действует как архетип чувственного мира. Из Разума исходит меньшая реальность, известная как Душа, которая получает информацию от Разума и реализует ее. Этот акт «осуществления» тождествен созданию чувственного мира, царства множественности, времени и пространства. Эта чувственная сфера является несовершенной копией Ума и платоновской сферы Форм. Процесс Эманации находится за пределами временности, поскольку время существует не в Едином, Уме или Душе, а только в чувственном мире. Несмотря на свои различия, эти четыре реальности являются частью одной и той же единой реальности, разворачивающейся внутри Единого.

Демиург или мы

[ редактировать ]

Изначальное Существо изначально излучает или выбрасывает « нус» , который является совершенным образом Единого и архетипом всех существующих вещей. Это одновременно и бытие и мысль, идея и идеальный мир. Как образ ум полностью соответствует Единому, но как производное он совершенно иной. То, что Плотин понимает под « нусом» , есть высшая сфера, доступная человеческому разуму . [ 14 ] будучи при этом самим чистым интеллектом . Ум — наиболее важный компонент идеализма , а неоплатонизм — чистая форма идеализма. [ примечание 3 ] Демиург ) — ( нус это энергия, или эргон (выполняет работу), которая проявляет или организует материальный мир в воспринимаемость .

Мировая душа

[ редактировать ]

Образом и продуктом неподвижного «нуса» является мировая душа , которая, по Плотину, нематериальна, как и « нус» . Его отношение к нусу такое же, как отношение нуса к Единому. Оно стоит между умом и феноменальным миром, пронизано и освещено первым, но также находится в контакте со вторым. Нус /дух неделим; мировая душа может сохранять свое единство и оставаться в нусе , но в то же время она обладает силой соединяться с телесным миром и таким образом распадаться. Поэтому он занимает промежуточное положение. Как единая мировая душа, она по своей сути и назначению принадлежит умопостигаемому миру; но оно охватывает также бесчисленные индивидуальные души; и они могут либо позволить себе получить информацию от « нуса» , либо отвернуться от «нуса» и выбрать феноменальный мир и потеряться в сфере чувств и конечного. [ 14 ]

Феноменальный мир

[ редактировать ]

Душа, как движущаяся сущность, порождает телесный или феноменальный мир. Этот мир должен быть настолько пронизан душой, чтобы различные его части оставались в совершенной гармонии. Плотин не является дуалистом в смысле некоторых сект, например гностиков; напротив, он восхищается красотой и великолепием мира. Пока идея управляет материей или душа управляет телом, мир справедлив и добр. Это образ – хотя и призрачный – верхнего мира, и степени лучшего и худшего в нем существенны для гармонии целого. Но в реальном феноменальном мире единство и гармония заменяются борьбой или раздором; результатом является конфликт, становление и исчезновение, иллюзорное существование. И причина такого положения вещей в том, что тела покоятся на подложке материи. Материя — это неопределенное, не имеющее качеств. Если оно лишено формы и идеи, это зло; будучи способным к форме, оно нейтрально. [ 14 ] Зло здесь понимается как паразит, не имеющий собственного существования (параипостасис), неизбежный исход Вселенной, имеющий «иную» необходимость, как гармонизирующий фактор. [ 28 ]

Небесная иерархия

[ редактировать ]

Более поздние философы-неоплатоники, особенно Ямвлих, добавили сотни промежуточных существ, таких как боги , ангелы , демоны и другие существа, в качестве посредников между Единым и человечеством. Боги-неоплатоники являются всесовершенными существами и не демонстрируют обычного аморального поведения, связанного с их изображениями в мифах.

  • Единственное: Бог, Добро. Трансцендентное и невыразимое.
  • Гиперкосмические Боги: те, кто создают Сущность, Жизнь и Душу.
  • Демиург : Создатель
  • Космические Боги: те, кто создает Бытие, Природу и Материю, включая богов, известных нам из классической религии. [ нужна ссылка ]

Неоплатоники не верили в самостоятельное существование зла . Они сравнивали ее с тьмой, которая существует не сама по себе, а только как отсутствие света. Так и зло – это просто отсутствие добра. Вещи хороши постольку, поскольку они существуют; они злы лишь постольку, поскольку они несовершенны, им не хватает какого-то добра, которое они должны иметь.

Вернуться к Одному

[ редактировать ]

Неоплатоники считали, что человеческое совершенство и счастье достижимы в этом мире, не дожидаясь загробной жизни . Совершенство и счастье, рассматриваемые как синонимы, могут быть достигнуты посредством философского созерцания .

Все люди возвращаются к Единому, из которого они произошли. [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ]

Неоплатоники верили в предсуществование и бессмертие души. [ 32 ] [ 33 ] Человеческая душа состоит из низшей иррациональной души и высшей разумной души ( разума ), обе из которых можно рассматривать как разные силы одной души. Широко распространено мнение, что душа обладает «транспортным средством» ( окхема ), [ 34 ] объяснение бессмертия человеческой души и возможность ее возвращения к Единому после смерти. [ 35 ] После телесной смерти душа занимает в загробном мире уровень , соответствующий тому уровню, на котором она жила во время своей земной жизни. [ 36 ] [ 37 ] Неоплатоники верили в принцип реинкарнации . Хотя самые чистые и святые души будут обитать в высших сферах, нечистая душа подвергнется очищению, [ 33 ] прежде чем снова спуститься, [ 38 ] перевоплотиться в новое тело, возможно, в животную форму. [ 39 ] Плотин считал, что душа может перевоплотиться в другого человека или даже в другое животное. Однако вместо этого Порфирий утверждал, что человеческие души лишь перевоплощаются в других людей. [ 40 ] Душа, вернувшаяся к Единому, достигает союза с космической вселенской душой. [ 41 ] и больше не спускается; по крайней мере, не в этот мировой период. [ 38 ]

Раннее христианство

[ редактировать ]

Августин

[ редактировать ]

Некоторые центральные положения неоплатонизма служили философским промежуточным периодом для христианского богослова Августина Гиппонского на его пути от дуалистического манихейства к христианству. [ 42 ] Будучи манихеем, Августин считал, что зло имеет субстанциональное существование и что Бог создан из материи; став неоплатоником, он изменил свои взгляды на эти вещи. Будучи неоплатоником, а позднее христианином, Августин считал, что зло — это лишение добра. [ 43 ] и что Бог не материален. [ 44 ] Августина Когда Августин писал свой трактат «Об истинной религии» через несколько лет после своего крещения в 387 году, христианство все еще сдерживалось неоплатонизмом.

Термин «логос» в неоплатонизме трактовался по-разному. Плотин ссылается на Фалеса. [ 45 ] в истолковании логоса как принципа медитации взаимосвязь между ипостасями [ 46 ] (Душа, Дух (нус) и «Единое»). Св. Иоанн вводит связь между Логосом и Сыном Христом , [ 47 ] тогда как Павел называет это «Сыном», «Образом» и «Формой». [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] Впоследствии Викторин отличил Логос, внутренний по отношению к Богу, от Логоса, связанного с миром через творение и спасение. [ 47 ] Для Августина Логос « воплотился » во Христе, в котором Логос присутствовал, как ни в каком другом человеке. [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ] Он сильно повлиял на раннесредневековую христианскую философию . [ 53 ]

Ориген и Псевдо-Дионисий

[ редактировать ]

Некоторые ранние христиане, находящиеся под влиянием неоплатонизма, отождествляли Неоплатонического Единого, или Бога, с Яхве . Самым влиятельным из них был Ориген , ученик Аммония Саккаса; и автор шестого века, известный как Псевдо-Дионисий Ареопагит , чьи произведения были переведены Иоанном Скотом в девятом веке для Запада. Оба автора оказали длительное влияние на восточное православие и западное христианство , а также на развитие созерцательных и мистических практик и теологии.

Гностицизм

[ редактировать ]

Неоплатонизм также имел связи с гностицизмом, который Плотин упрекнул в своем девятом трактате Второй Эннеады : «Против тех, которые утверждают, что Творец Космоса и сам Космос являются злом» (общеизвестный как «Против гностиков»).

Поскольку их вера была основана на платоновской мысли, неоплатоники отвергли очернение гностицизмом демиурга Платона , создателя материального мира или космоса, обсуждаемого в «Тимее» . называли неоплатонизм ортодоксальной платонической философией Такие ученые, как Джон Д. Тернер, ; эта ссылка может быть отчасти связана с попыткой Плотина опровергнуть некоторые интерпретации философии Платона через его Эннеады. Плотин считал, что последователи гностицизма исказили первоначальное учение Платона, и часто выступал против таких, как Валентин, который, по мнению Плотина, дал начало доктринам догматического богословия с такими идеями, как то, что Дух Христа был рожден сознательным богом. после падения с Плеромы . Согласно Плотину, Единое не является ни сознательным богом с намерением, ни божеством , ни какой-либо обусловленной существующей сущностью, а скорее необходимым принципом тотальности, который также является источником высшей мудрости. [ 54 ]

Византийское образование

[ редактировать ]

После Платоновской академии разрушения в первом веке до нашей эры философы продолжали преподавать платонизм , но только в начале V века (ок. 410 г.) в Афинах была основана возрожденная академия (не имевшая никакой связи с первоначальной Академией). некоторыми ведущими неоплатониками. [ 55 ] Он сохранялся до 529 года нашей эры, когда был окончательно закрыт Юстинианом I из-за активного язычества его профессоров. Другие школы продолжались в Константинополе , Антиохии , Александрии и Газе , которые были центрами империи Юстиниана. [ 56 ] [ 57 ] [ 58 ]

После закрытия неоплатонической академии неоплатонические и/или светские философские исследования продолжались в финансируемых государством школах в Александрии и Газе. В начале седьмого века неоплатоник Стефан Александрийский принес эту александрийскую традицию в Константинополь, где она оставалась влиятельной, хотя и как форма светского образования. [ 57 ] В университете поддерживалась активная философская традиция платонизма и аристотелизма , причем первая из них была самой продолжительной непрерывной платонической школой, просуществовавшей почти два тысячелетия до пятнадцатого века. [ 57 ]

Михаил Пселл (1018–1078), византийский монах, писатель, философ, политик и историк, написал множество философских трактатов, таких как De omnifaria doctrina . Большую часть своей философии он написал, будучи придворным политиком в Константинополе в 1030-х и 1040-х годах.

Гемист Плифон ( ок. 1355–1452 ; греческий: Πλήθων Γεμιστός) оставался выдающимся исследователем неоплатонической философии в поздней Византийской империи. Он представил свое понимание и понимание произведений неоплатонизма во время неудавшейся попытки примирить раскол между Востоком и Западом на Флорентийском соборе . Во Флоренции Плетон встретился с Козимо Медичи и повлиял на решение последнего основать там новую Платоновскую Академию . Впоследствии Козимо назначил главой Марсилио Фичино, который приступил к переводу на латынь всех произведений Платона, Эннеад Плотина и различных других неоплатонических произведений.

Исламский неоплатонизм

[ редактировать ]

Основной причиной выдающегося влияния неоплатонических влияний в историческом мусульманском мире была доступность неоплатонических текстов: арабские переводы и парафразы неоплатонических произведений были легко доступны исламским ученым во многом благодаря наличию греческих копий, отчасти потому, что мусульмане завоевали некоторые из наиболее важных центров византийской христианской цивилизации в Египте и Сирии. [ нужна ссылка ]

Различные персидские и арабские ученые, в том числе Авиценна (Ибн Сина), Ибн Араби , аль-Кинди , аль-Фараби и аль-Химси , адаптировали неоплатонизм, чтобы он соответствовал монотеистическим ограничениям ислама. [ 59 ] Переводы работ, которые экстраполируют догматы Бога в неоплатонизме, не представляют собой серьезных изменений по сравнению с их первоначальными греческими источниками, показывая доктринальный сдвиг в сторону монотеизма . [ 60 ] Исламский неоплатонизм адаптировал концепции Единого и Первого Принципа к исламской теологии, приписывая Первый Принцип Богу. [ 61 ] Бог — трансцендентное существо, вездесущее и неизменное для последствий творения. [ 60 ] Исламские философы использовали рамки исламского мистицизма в своей интерпретации неоплатонических сочинений и концепций. [ примечание 4 ]

Еврейская мысль

[ редактировать ]

В средние века неоплатонические идеи оказали влияние на еврейских мыслителей, таких как каббалисты Исаак Слепой , Азриэль Геронский и Нахманид , а также на более раннего еврейского философа-неоплатоника Соломона ибн Габироля ( Авицеброна ), которые модифицировали их в свете своего собственного монотеизма.

Западный мистицизм

[ редактировать ]

Работы Псевдо-Дионисия сыграли важную роль в расцвете западного средневекового мистицизма , в первую очередь немецкого мистика Мейстера Экхарта (ок. 1260 – ок. 1328).

Западный Ренессанс

[ редактировать ]

Неоплатонизм якобы сохранился в Восточно-христианской церкви как независимая традиция и был повторно представлен на Западе Плетоном ( ок. 1355 – 1452/1454), явным язычником и противником Византийской церкви, поскольку последняя, ​​под влиянием западных схоластов, в значительной степени опирался на аристотелевскую методологию. Платоническое возрождение Плетона после Флорентийского собора (1438–1439) во многом объясняет возобновление интереса к платоновской философии, сопровождавшее эпоху Возрождения .

«Из всех изучавших греческий язык в Италии эпохи Возрождения наиболее известными являются неоплатоники, обучавшиеся во Флоренции и ее окрестностях» (Хоул). Неоплатонизм был не просто возрождением идей Платона, он весь основан на созданном Плотином синтезе, включившем в себя труды и учения Платона, Аристотеля, Пифагора и других греческих философов.

Ренессанс в Италии был возрождением классической античности, и это началось с падением Византийской империи, которую считали «библиотекарями мира» из-за ее огромной коллекции классических рукописей и количества ученых-гуманистов, проживавших в Италии. Константинополь (Дыра).

Неоплатонизм в эпоху Возрождения соединил идеи христианства и новое осознание произведений Платона.

Марсилио Фичино (1433–1499) был «главным ответственным за упаковку и представление Платона эпохе Возрождения» (Хоул). В 1462 году Козимо I Медичи, покровитель искусств, интересовавшийся гуманизмом и платонизмом, предоставил Фичино все 36 диалогов Платона на греческом языке для перевода. Между 1462 и 1469 годами Фичино перевел эти произведения на латынь, сделав их широко доступными, поскольку лишь меньшинство людей могло читать по-гречески. А между 1484 и 1492 годами он перевел произведения Плотина, впервые сделав их доступными на Западе.

Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494) был еще одним неоплатоником эпохи итальянского Возрождения. Он мог говорить и писать на латыни и греческом языке, а также знал иврит и арабский язык. Папа запретил его произведения, поскольку они считались еретическими – в отличие от Фичино, которому удалось остаться на правой стороне церкви.

Усилия Фичино и Пико по внедрению неоплатонических и герметических доктрин в учение Римско-католической церкви недавно были оценены как попытка «герметической реформации». [ 63 ]

Кембриджские платоники (17 век)

[ редактировать ]

В семнадцатом веке в Англии неоплатонизм был фундаментальным для школы кембриджских платоников , среди светил которых были Генри Мор , Ральф Кадворт , Бенджамин Уичкот и Джон Смит , все — выпускники Кембриджского университета . Кольридж утверждал, что на самом деле они были не платонистами, а «настоящими плотинистами»: «божественным Плотином», как его называл Мор.

Позже Томас Тейлор (не кембриджский платоник) первым перевел произведения Плотина на английский язык. [ 64 ] [ 65 ]

Современный неоплатонизм

[ редактировать ]

Известные современные неоплатоники включают Томаса Тейлора , «английского платоника», который много писал о платонизме и перевел почти весь платонический и плотинский корпусы на английский язык, а также бельгийскую писательницу Сюзанну Лилар .

Писатель-фантаст Филип К. Дик назвал себя неоплатоником и исследовал связанные с ним мистические переживания и религиозные концепции в своей теоретической работе, собранной в «Эксегезе Филипа К. Дика» . [ 66 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Этот термин впервые появился в 1827 году. [ 8 ] Согласно Стэнфордской энциклопедии философии , «Термин «неоплатонизм» является изобретением европейской науки начала XIX века и указывает на склонность историков к разделению «периодов» в истории. В данном случае этот термин предназначался для обозначения того, что Плотин инициировал новый этап в развитии платоновской традиции». [ 9 ]
  2. ^ Перейти обратно: а б Паулина Ремес: ««Неоплатонизм» относится к школе мысли, которая возникла примерно в 245 году нашей эры, когда человек по имени Плотин переехал [в] столицу Римской империи [и] начал преподавать свою интерпретацию философии Платона. Вне ассоциации. людей в Риме [...] возникла философская школа, которая демонстрирует достаточно оригинальности, чтобы считаться новой фазой платонизма». [ 13 ]
  3. ^ Шопенгауэр писал об этом философе-неоплатонике: «У Плотина даже появляется, вероятно, впервые в западной философии , идеализм, который уже давно был распространен на Востоке даже в то время, ибо он учил (Эннеады, III, lib. VII, с.10), что душа создала мир , перейдя из вечности во время , с объяснением: «Ибо для этой вселенной нет другого места, кроме души или разума » (neque est alter hujus universi locus quam anima), действительно идеальность времени выражается в словах: «Мы не должны принимать время вне души и разума» (oportet autem nequaquam extra animam tempus accipere)». [ 26 ]

    Точно так же профессор Людвиг Нуаре писал: «Впервые в западной философии мы находим собственно идеализм у Плотина ( «Эннеады» , III, 7, 10), где он говорит: «Единственное пространство или место в мире — это душа», и «Нельзя предполагать, что время существует вне души». [ 27 ] Стоит, однако, отметить, что, как и Платон, но в отличие от Шопенгауэра и других современных философов, Плотин не беспокоится о том, можем ли мы выйти за пределы наших идей, чтобы познать внешние объекты, и если да, то как.
  4. ^ Мореведж: «Наибольшая группа неоплатонических тем обнаруживается в религиозных мистических сочинениях, которые фактически преобразуют чисто ортодоксальные доктрины, такие как творение, в такие доктрины, как эманационизм , которые обеспечивают лучшую основу для выражения неоплатонических тем и возникновения мистические темы восхождения и мистического союза». [ 62 ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Мур, Эдвард (nd). «Неоплатонизм» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 2 мая 2019 г. {{cite web}}: CS1 maint: год ( ссылка )
  2. ^ Хальфвассен, Йенс (2014). «Метафизика Единого» . В Ремесе, Паулина; Славева-Гриффин, Светла (ред.). Справочник Рутледжа по неоплатонизму . Справочники Рутледжа по философии. Абингдон, Оксфордшир и Нью-Йорк : Рутледж . стр. 182–199. ISBN  9781138573963 .
  3. ^ Сиорванес, Лукас (2018). «Плотин и неоплатонизм: создание нового синтеза» . В Кейзере, Пол Т.; Скарборо, Джон (ред.). Оксфордский справочник по науке и медицине в классическом мире . Нью-Йорк : Издательство Оксфордского университета . стр. 847–868. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199734146.013.78 . ISBN  9780199734146 . LCCN   2017049555 .
  4. ^ Перейти обратно: а б Уир, Сара Клитеник (16 октября 2018 г.) [26 августа 2013 г.]. «Неоплатонизм» . oxfordbibliographies.com . Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/обо/9780195389661-0201 . ISBN  978-0-19-538966-1 . Архивировано из оригинала 3 мая 2019 года . Проверено 5 августа 2021 г.
  5. ^ Армстронг, Карен (1993). История Бога . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. ISBN  978-0345384560 .
  6. ^ Крейзель, Ховард (1997). «Моисей Маймонид». Во Франке, Дэниел Х. Франк; Лиман, Оливер (ред.). История еврейской философии . Рутледж История мировых философий. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж . стр. 245–280 . ISBN  978-0-415-08064-4 .
  7. ^ «Уэйн Хэнки, «Фома Аквинский, Платон и неоплатонизм» » (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 7 июля 2017 г. Проверено 6 сентября 2017 г.
  8. ^ etymonline.com, Неоплатонизм
  9. ^ Стэнфордская энциклопедия философии, Плотин
  10. ^ Вильдберг, Кристиан (2021 г.), «Неоплатонизм» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. зимой 2021 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 8 ноября 2021 г.
  11. ^ Аллен, Майкл Дж. Б. (лето 1977 г.). «Лекция Фичино о добре?». Ежеквартальный журнал «Ренессанс» . 30 (2): 160–171. дои : 10.2307/2860654 . JSTOR   2860654 . S2CID   163651079 .
  12. ^ Тигерстедт, EN. Упадок и падение неоплатонической интерпретации Платона. 1974 год
  13. ^ Паулина Ремес (2008), Неоплатонизм . Издательство Acumen, страница 1.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и  Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Адольф Харнак ; Джон Малкольм Митчелл (1911). « Неоплатонизм ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 19 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 372–378. {{cite encyclopedia}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  15. ^ Дж. Буссанич. Корни платонизма и веданты. Международный журнал индуистских исследований. Январь 2005 г., том 9, выпуск 1, стр. 1–2.
  16. ^ Харрис, Р. Бейн (редактор), Неоплатонизм и индийская мысль, Норфолк, Вирджиния, 1982: Международное общество неоплатонических исследований.
  17. ^ Дж. Ф. Стаал, Адвайта и неоплатонизм. Критическое исследование сравнительной философии. Мадрасский университет, Мадрас, 1961 г.
  18. ^ «Неоплатонизм» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета. 2021.
  19. ^ Порфирий, О жизни Плотина и порядке его книг , гл. 3 (перевод Леба Армстронга).

    «он захотел познакомиться с персидской философской дисциплиной, преобладающей среди индийцев»

  20. ^ Справочник по истории философии I, статья Франса де Хааса
  21. ^ De Mundo, Классическая библиотека Леба, Вступительное примечание, DJ Furley
  22. ^ Гипатия Александрийская (Открывая древность) ( автор Марии Дзельской ), Ф. Лиры (переводчик), издательство Гарвардского университета; репринтное издание (1 октября 1996 г.), ISBN   978-0674437760 , стр. 38–39.
  23. ^ Бренк, Фредерик (январь 2016 г.). «Языческий монотеизм и языческий культ» . «Теизм» и родственные ему категории в изучении древних религий . Ежегодное собрание SCS/AIA. Том. 75. Филадельфия : Общество классических исследований ( Пенсильванский университет ). Архивировано из оригинала 6 мая 2017 года . Проверено 14 октября 2020 г. Исторические авторы обычно называют «божественным» ( теионом ) или «сверхъестественным» ( даймонионом ), а не просто «Богом». [...] Стоики верили в Бога, отождествляемого с логосом или гегемониконом (разумом или ведущим принципом) вселенной, и принижали традиционных богов , которые даже исчезают во время пожара ( экпироз ). Однако стоики, очевидно, не практиковали культа этого Бога. Средние и поздние платоники, которые говорили о верховном Боге, в философском дискурсе обычно говорят об этом Боге, а не о богах, как ответственном за сотворение и провидение вселенной. Однако они, похоже, также не практиковали непосредственно религиозный культ своего Бога.
  24. ^ Доддс, Э.Р. «Парменид Платона и происхождение неоплатонического «единого»». The Classical Quarterly , июль – октябрь 1928 г., том. 22, с. 136
  25. ^ Платон, Республика 509b
  26. ^ Парерга и Паралипомена , Том I, «Фрагменты истории философии», § 7)
  27. ^ Людвиг Нуаре, Историческое введение в Канта критику чистого разума .
  28. ^ Ричард Т. Уоллис и Джей Брегман (1992), Неоплатонизм и гностицизм , SUNY Press, стр. 42–45.
  29. ^ Д. Г. Лихи, Вера и философия: историческое влияние , страницы 5–6 . Ашгейт Паблишинг, ООО
  30. ^ Эннеады VI 9.6
  31. ^ Ричард Т. Уоллис и Джей Брегман (1992), SUNY Press, стр. 173.
  32. ^ Плотин, iv. 7, « О бессмертии души » .
  33. ^ Перейти обратно: а б Глен Уоррен Бауэрсок, Питер Браун, Питер Роберт Ламонт Браун, Олег Грабарь, 1999, Поздняя античность: Путеводитель по постклассическому миру , стр. 40. Издательство Гарвардского университета.
  34. ^ Платона , 41d, 44e, 69c. см. в «Тимее» Происхождение этой идеи
  35. ^ Пол С. Макдональд, 2003, История концепции разума: размышления о душе, разуме и духе от Гомера до Юма , стр. 122. Ashgate Publishing, Ltd.
  36. ^ Плотин, iii.4.2
  37. ^ Эндрю Смит, 1974, Место Порфирия в неоплатонической традиции: исследование постплотинского неоплатонизма , стр. 43. Спрингер.
  38. ^ Перейти обратно: а б Эндрю Смит, 1974, Место Порфирия в неоплатонической традиции: исследование постплотинианского неоплатонизма , стр. 58. Спрингер.
  39. ^ «Могут ли человеческие души переродиться в животных, похоже, стало довольно проблематичной темой для более поздних неоплатоников». – Эндрю Смит, (1987), Исследования порфиров с 1913 года , ANRW II 36, 2.
  40. ^ Ремес, Паулина, Неоплатонизм (Калифорнийский университет Press, 2008), с. 119.
  41. ^ Джеймс А. Ариети, Философия в древнем мире: Введение , стр. 336. Роуман и Литтлфилд
  42. ^ Августин, Книга 7 исповеди.
  43. Августин, «Исповедь», книга 7.12.18.
  44. ^ Августин, Исповедь, Книга 7.1.1–2.
  45. ^ Справочник по истории философии I, статья Карлоса Стила
  46. ^ Журнал неоплатонических исследований, тома 7–8, Институт глобальных культурных исследований, Бингемтонский университет, 1999, стр. 16.
  47. ^ Перейти обратно: а б с Богословские трактаты о Троице, Мариус Викторин, Мэри Т. Кларк, стр. 25.
  48. ^ Кол. 1:15
  49. ^ Фил. 2:5–7
  50. Августин, «Исповедь», книга 7.9.13–14.
  51. ^ De увековечить анимы Августина: текст, перевод и комментарии, Святой Августин (епископ Гиппона), CW Wolfskeel, введение
  52. ^ 1 Иоанна 1:14.
  53. Справочник по истории мудрецов I, статья Доуве Руниа
  54. ^ «ПЛОТИН, Эннеада, Том I: Порфир о жизни Плотина. Эннеада I» . www.loebclassics.com .
  55. ^ Алан Кэмерон, «Последние дни Академии в Афинах», в Трудах Кембриджского филологического общества, том 195 (ns 15), 1969, стр. 7–29.
  56. ^ Линдберг, Дэвид К. «Начало западной науки», стр. 70.
  57. ^ Перейти обратно: а б с Британская энциклопедия, Высшее образование в Византийской империи, 2008 г., O.Ed.
  58. ^ Масалха, Нур (24 февраля 2022 г.). Палестина на протяжении тысячелетий: история грамотности, обучения и образовательных революций . Издательство Блумсбери. стр. 81–88. ISBN  978-0-7556-4296-0 . Проверено 8 января 2024 г.
  59. ^ Клири, Джон Дж., изд. (1997). Многолетняя традиция неоплатонизма . Левен: унив. Нажимать. п. 443 . ISBN  978-90-6186-847-7 .
  60. ^ Перейти обратно: а б Клири, Джон Дж., изд. (1997). Многолетняя традиция неоплатонизма . Левен: унив. Нажимать. стр. 420–437 . ISBN  978-90-6186-847-7 .
  61. ^ Клири, Джон Дж., изд. (1997). Многолетняя традиция неоплатонизма . Левен: унив. Нажимать. п. 431 . ISBN  978-90-6186-847-7 .
  62. ^ Морведж, Парвиз, изд. (1992). Неоплатонизм и исламская мысль . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 9. ISBN  978-0-7914-1335-7 .
  63. ^ Хейзер, Джеймс Д., Prisci Theologi и герметическая Реформация в пятнадцатом веке , Repristination Press: Техас, 2011. ISBN   978-1-4610-9382-4
  64. ^ Стэнфордская энциклопедия философии - статья о Плотине
  65. ^ Нотопулос, Джеймс А. (1936). «Шелли и Томас Тейлор». Труды Американской ассоциации современного языка . 51 (2): 502–517. дои : 10.2307/458067 . JSTOR   458067 . S2CID   163842278 .
  66. ^ Дик, Филип К. (2011). Джексон, Памела; Летем, Джонатан (ред.). Экзегеза Филипа К. Дика . Бостон: Хоутон Миффлин Харкорт. ISBN  978-0-547-54927-9 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Адди, Кристал. 2014. Гадание и теургия в неоплатонизме: оракулы богов. Фарнем; Берлингтон: Эшгейт.
  • Блюменталь, Генри Дж. и Э.Г. Кларк, ред. 1993. Божественный Ямвлих: философ и человек богов. Материалы конференции, состоявшейся в Ливерпульском университете 23–26 сентября 1990 г. Бристоль, Великобритания: Bristol Classical Press.
  • Катана, Лео 2013. «Происхождение разделения между средним платонизмом и неоплатонизмом». Апейрон: Журнал древней философии и науки 46: 2: 166–200.
  • Кьярадонна, Риккардо (2023). Онтология в раннем неоплатонизме: Плотин, Порфирий, Ямвлих . Берлин: Де Грюйтер. ISBN  9783110997514 .
  • Кьярадонна, Риккардо и Франко Трабаттони, ред. 2009. Физика и философия природы в греческом неоплатонизме: материалы исследовательского семинара Европейского научного фонда, Il Ciocco, Castelvecchio Pascoli, 22–24 июня 2006 г. Лейден, Нидерланды: Brill.
  • Хлуп, Радек. 2012. Прокл: Введение. Кембридж, Великобритания: Кембриджский университет. Нажимать.
  • Диллон, Джон М. и Ллойд П. Герсон, ред. 2004. Неоплатоническая философия. Вводные чтения . Индианаполис: Hackett Publishing Co.
  • Герш, Стивен. 2012. «Первые принципы латинского неоплатонизма: Августин, Макробий, Боэций». Виварий 50.2: 113–138.
  • Герсон, Ллойд П. изд. 1996. Кембриджский спутник Плотина . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Герц, Себастьян Р.П. 2011. Смерть и бессмертие в позднем неоплатонизме: исследования древних комментариев к «Федону» Платона. Лейден: Брилл.
  • Адо, Ильсетраут. 2015. «Афинский и александрийский неоплатонизм и гармонизация Аристотеля и Платона». Перевод Майкла Чейза. Лейден; Бостон: Брилл.
  • Хартманн, Удо (2018). Поздний античный философ. Жизни языческих ученых и их агиографический замысел в жизни философов от Порфирия до Дамаския (на немецком языке). 3 тома. Бонн: Хабельт, ISBN   978-3-7749-4172-4
  • Херкерт, Феликс (2023). Физическость в теургическом неоплатонизме: имманентные врата к трансцендентности . Берлин; Бостон: Де Грюйтер. ISBN  9783111246017 .
  • О'Мира, Доминик Дж. 1993. Плотин: Введение в Эннеады. Оксфорд: Оксфордский университет. Нажимать.
  • Рангос, Спиридон. 2000. «Прокл и Артемида: о значении неоплатонизма для современного изучения древней религии». Кернос 13: 47–84.
  • Ремес, П. 2008. Неоплатонизм. Стоксфилд, Великобритания: Проницательность.
  • Ремес, Паулина и Славева-Гриффин, Светла, ред. 2014. Справочник неоплатонизма Рутледжа , Нью-Йорк: Рутледж.
  • Смит, Эндрю. 1974. Место Порфирия в неоплатонической традиции: исследование постплотинийского неоплатонизма. Гаага: Мартинус Нийхофф.
  • Уиттакер, Томас. 1901. Неоплатоники: исследование истории эллинизма. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a9823b182fdf0a91d0e785c70ed87cd7__1722757920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a9/d7/a9823b182fdf0a91d0e785c70ed87cd7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Neoplatonism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)