Аль-Лаватия
Аль-Лаватия ( английский : The Lawatis; арабский : اللواتية ; синдхи : لا واٽي , пойте. Лавати) — известное торговое племя родом из региона Синд , а сейчас в основном базирующееся в провинции Маскат , Оман . Во всем мире они известны как ходжи , но в Персидском заливе их чаще называют лавати, поскольку они говорят на лавати , языке, основанном на синдхи . В Омане проживает около 30 000 лувати (или 1% оманцев ). [1] [2]
Многие семьи Лавати, бывшие в прошлом успешными торговцами, сейчас участвуют в крупных многопрофильных корпорациях, участвующих в развитии региона.
Происхождение
[ редактировать ]Сообщество Лаватия (или Лаватийя) в Муттре в Маскате берет свое начало в провинции Синд в Пакистане . [3] Они иммигрировали в Оман между 1780 и 1850 годами. Лувати перешли в двунадесятник шиитский ислам- в 19 веке из исмаилитского шиитского ислама. [4]
Однако Лоуренс Луэр в своей книге « Транснациональная шиитская политика: религиозные и политические сети в Персидском заливе » упоминает другую теорию религиозного происхождения Аль-Лавати. Согласно этой теории, Лавати были исмаилитами, которые мигрировали в Оман из Синда в 19 веке, прежде чем обратиться в шиизм-двунадесятник после спора с руководством общины . [5]
Демография и роль в Персидском заливе
[ редактировать ]Большинство Лавати проживают в Маскате , столице Омана, но некоторые живут на побережье Аль-Батина . Некоторые семьи Лавати проживают в других частях региона Персидского залива , таких как Объединенные Арабские Эмираты , Катар , Бахрейн и Кувейт .
Традиционно Аль-Лаватия был известен как известные торговцы на побережье Муттры. [6] который находится в 2 км к западу от Маската. Они работали в сфере производства благовоний ( بخور ), ювелирного и швейного бизнеса, а также в общей торговле. Сообщество занимает закрытый квартал Муттры, известный как Сур аль-Лаватия . В Омане, где преобладают ибади , они составляют большинство местного шиитского населения. [6] [ не удалось пройти проверку ] Квартал по-прежнему может похвастаться привлекательными домами с уникальным исламским архитектурным видом и большой мечетью, известной как мечеть Ар-Расул аль-Аадам или Мечеть величайших пророков в честь Мухаммеда . В последние десятилетия в Суре произошел массовый исход, поскольку Лавати переехали в более современные районы в результате растущего развития, доступности объектов и растущего благосостояния и бизнеса сообщества. Еще одним великим историческим памятником, построенным этим племенем, является мечеть Аль-Захра в ОАЭ, построенная почти 300 лет назад. [7]
История и известные семьи
[ редактировать ]Говорят, что первое историческое упоминание о Лавати принадлежит оманскому историку Ибн Рузайку, который сказал, что известные люди общины приветствовали первого правителя ныне правящей династии Аль-Саидов по его прибытии в Маскат в 1740 году. [8] По крайней мере, одна семья Лавати может быть зарегистрирована в британских записях как существующая в Омане по крайней мере с 1700-х годов; они были первой группой, пришедшей служить британской короне.
Одной из самых известных политических семей племени Аль-Лавати является семья Аль-Абдулатиф. Аль Хадж Бакер, один из первых торговцев в Муттре и уважаемый общественный деятель, возглавляет племя как шейх Лавати. У него были прочные отношения с правящим домом Аль-Саидов , особенно с султаном Саидом бин Таймуром . Широко известно, что он в частном порядке помогал правительству Омана изгнать саудовские контингенты из Аль-Бурайми в 1952 году. [9]
Также примечательно, что первой женщиной-послом из Омана была Хадиджа бинт Хасан аль-Лавати, женщина-лавати, назначенная в Нидерланды в 1999 году. [10]
На деловом фронте ОАЭ это племя представлено такими семьями, как Саджвани , которые стали неотъемлемой частью эмиратского института и редко известны своим оманским или лаватским происхождением.
Религия
[ редактировать ]Устная история показывает, что в какой-то момент они были мусульманами- шиитами различных ветвей. Теперь они следуют шиитскому исламу двунадесятников. Следовательно, новая принятая доктрина двунадесятников / Джафари разрослась внутри племени Лавати, и различные ветви не были приняты. Таким образом, некоторые отступили, а другие отделились от сообщества. Однако большинство современных Лавати, как известно, являются мусульманами-шиитами-двунадесятниками и составляют оплот секты в Омане. [11] Из-за редкого возникновения межплеменного смешения существует небольшое меньшинство лавати, которое воспитывалось в смешанных браках либо в смешанных шиитско- суннитских , либо шиитско- ибадийских традициях.
По сравнению с соседними ОАЭ, Оман известен отсутствием маргинализации различных сект и не имеет такой же системной антишиитской проблемы, как и остальные государства Персидского залива . По иронии судьбы, Оман обеспечивает им более комфортную среду, чем даже Бахрейн с шиитским большинством , из-за проводимой монархией схемы дискриминации и угнетения последнего. [12]
Язык
[ редактировать ]Родным языком аль-лавати является язык лавати , который на их родном языке называется ( ходжки ). Эта идиома генетически и морфологически связана с языком синдхи ; ветвь индоевропейского древа . Поскольку он также имеет общие черты с другими разговорными языками других этнических групп Омана, например, джадгали , маймани и аль-сайх. Пожилые люди свободно владели как письменным, так и устным языком Ходжки . [13]
Арабский язык как первый язык Омана и всей Аравии также прочно поддерживается аль-лаватиями параллельно с их родным языком ходжки . Однако сейчас в этом сообществе наблюдается тенденция к отказу от своего родного языка, и обнаруживается, что все больше людей молодого поколения не умеют ни писать, ни говорить на нем. Большинство лавати сегодня не так свободно владеют коджки, как их предки, как они считают арабским. их родной язык с Койки и английский отнесены к второстепенным языкам.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Валери, М. «Политика идентичности и государственное строительство при султане Кабусе». Сектантская политика в персидском гольфе . 179 .
- ^ Валери, М. (2018). К., Флот; Г., Кремер; Д., Матринг; Дж., Навас; DJ, Стюарт (ред.). «аль-Лаватия» . Энциклопедия ислама Three Online . Брилл. дои : 10.1163/1573-3912_ei3_com_35819 .
- ^ «Оман» . Британская энциклопедия .
- ^ Виппель, Штеффен (16 августа 2013 г.). Регионализация Омана: политическая, экономическая и социальная динамика . Springer Science & Business Media. п. 272. ИСБН 978-94-007-6821-5 .
- ^ Лоуренс Луэр (2008) Транснациональная шиитская политика: религиозные и политические сети в Персидском заливе. Издательство Колумбийского университета, стр. 147.
- ^ Jump up to: а б «Что такого секретного в «запретном городе» Омана Сур-эль-Лаватия?» . Культурное путешествие .
- ^ Аль-Лавати, Джавад бин Джафар бин Ибрагим Аль-Хабури. Роль Омана на Индийском полуострове: роль Бани Сама ибн Лоаи (Аль-Лаватия). Маскат, Оман: Дар ан-Нубала, 2001.
- ^ Ибн Рузайк, Хумайд. Аль-Деяа Аль-Шайе Бил Ламаан, Маскат ( Общий свет с блеском - Ибн Разик )
- ^ Образец для подражания юристов и ученых, Аль-Сайид Хусейн Аль-Алам бин Асад Аллах Аль-Мусави: биография его божественной жизни и объяснение его мистических путешествий - Таки бин Аль-Сайид Хусейн Аль-Мусави
- ^ «Этнография – Аль-Лаватия СИЛ в Евразии» . СИЛ Интернешнл .
- ^ Валери, Марк (2010). «Высокая видимость, сдержанность: шииты в Омане при султане Кабусе» . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 42 (2): 251–268. ISSN 0020-7438 .
- ^ «Бахрейн: шиитским верующим запретили посещать пятничные молитвы | Хьюман Райтс Вотч» . 07.07.2023 . Проверено 8 июня 2024 г.
- ^ Аль Джадхами, С. «Языки меньшинств в Омане». Журнал Ассоциации англо-американских исследований . 4 : 105–112.