Стеван Алексич
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2020 г. ) |
Стеван Алексич | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Арад , Австро-Венгрия (ныне Арад, Румыния ) | 23 декабря 1876 г.
Умер | 2 ноября 1923 г. Модош , Королевство Румыния (ныне Яша Томич, Сербия ) | ( 46 лет
Занятие | Художник |
Национальность | сербский |
Стеван Алексич ( сербская кириллица : Стеван Алексић ) (23 декабря 1876 — 2 ноября 1923) — сербский художник, родившийся в Австро-Венгрии . Его работы принадлежат Мюнхенской школе . Он особенно известен своей серией автопортретов, датируемых 1895–1922 годами, которые одновременно иллюстрируют эволюцию его стиля и техники, а также изменения в его телосложении и характере, и являются крупнейшей такой коллекцией на сербском языке. рисование . [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Стеван Алексич родился 23 декабря 1876 года в Араде , современная Румыния , в семье художников. Его отец Душан и дед Никола были художниками. Он закончил начальную школу в Араде, где получил первые уроки живописи у своего отца. В 1895 году переехал в Мюнхен , где учился в Академии художеств в классе Николая Гизиса . Когда в 1900 году умер его отец, он решил бросить учебу и переехать в Модош (сегодняшняя деревня Яша Томич в Воеводине, северная Сербия). Там он построил дом с мастерской и в 1905 году женился на местной учительнице Стефании Лукич. Оставшуюся часть жизни он прожил в Модоше и работал художником. Он умер 2 ноября 1923 года.
Работа
[ редактировать ]
Стеван Алексич написал около 230 картин на холсте, украсил более 20 церквей 100 иконами и множеством настенных фресок, а также сделал 60 эскизов и рисунков. [ 2 ]
С самого начала своей карьеры Алексич занимался украшением церквей; он был особенно искусен в создании монументальных композиций с религиозным или историческим контекстом и украсил ряд сакральных предметов по всей Воеводине . Одновременно в первом десятилетии 20 века работал портретистом .
Одна из самых известных работ Алексича — «Веселые люди Баната». Он выставил ее на 4-й югославской художественной выставке в Белграде в 1912 году, но получил много негативной критики, особенно со стороны политика-коммуниста, ставшего искусствоведом Моши Пияде , который написал, что «Какой-то парень из Модоша по имени Алексич создал невероятно плохую картину. народа Баната». После этого фиаско Алексич больше никогда не выставлялся в Белграде и оставался маргинальной фигурой на художественной сцене Белграда в течение следующих полувека.
Даже после провала «Веселых людей Баната» Алексич продолжал исследовать и варьировать мотивы. В 1922 году, за год до своей смерти, он сделал свой последний вариант картины, поместив себя на холст и став таким образом одним из участников праздничной атмосферы. Сцены из пабов были популярным мотивом в его дни. Однако, хотя некоторые художники использовали эту обстановку для выражения определенных моральных вопросов, считается, что Алексич не имел таких намерений.
Среди его наиболее известных работ - серия автопортретов, созданных между 1895 и 1922 годами. Это крупнейшая подобная серия в сербской живописи, и ее можно использовать для отслеживания его художественного, умственного и физического развития. Алексич часто изображал себя сидящим за столиком в пабе, но за годы до его смерти картины стали более жуткими и зловещими; его часто сопровождает фигура Смерти , сидящая за столом, играющая на скрипке или смотрящая на свою тарелку.
Самую большую коллекцию картин Алексича можно увидеть в галерее Матица Сербской в Нови-Саде, а в Национальном музее Сербии и Национальном музее в Зренянине также представлены обширные коллекции.
Критика
[ редактировать ]Алексича часто критиковали как эпигона, художника-маргинала и художника-анахроника. Его фреска «Распятие», написанная на фасаде церкви Соборна в Сремских Карловцах , была описана протоиереем Йованом Еремичем как «копия, сделанная по традиции Западной церкви»; однако многие из его современников хвалили фреску за ее яркость и выразительность. [ 3 ]
Васа Поморишак , ученик и коллега Алексича, очень резко критиковал работу своего учителя: «Живя в маленькой деревне, со всеми мелочными ценностями такого сообщества, его дух не мог достичь высоких высот, предсказанных ему его профессором Гисисом. Он остался вдали от этого великого движения очищения, медленно умирая в захолустной тупости, имея болезненный оттенок в душе, потому что так и не достиг самореализации». [ 4 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Автопортрет в пабе, Галерея Матица Сербская, Нови-Сад
-
Ангел, Галерея Матица Сербская, Нови-Сад
-
«Сожжение мощей святителя Саввы » (1912 г.)
-
Счастливые банатцы (1911)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Йованов, Ясна М. «Стеван Алексич (1876-1923)/Стеван Алексич (1876-1923)» . Стеван Алексич 1876-1923 .
- ^ Мария Дорджевич , Политика, Культурная колонка, 2008 г.
- ^ Йованов, Ясна М. «Стеван Алексич (1876-1923)/Стеван Алексич (1876-1923)» . Стеван Алексич 1876-1923 .
- ^ Стеван Алексич, автор: Dr. Ясна Йованов, издано Мемориальным собранием Павла Белянского, Нови-Сад , 2010 г., ISBN 978-86-87073-03-6