Исследование Уроса Предича
Ателье Урош Предич Студия Уроша Предича | |
![]() Студия Уроша Предича в 2009 году со своеобразным фасадом. | |
![]() | |
44 ° 48'50 "N 20 ° 28'07" E / 44,8138 ° N 20,4685 ° E | |
Расположение | ул. Светогорская 27, Белград , Сербия |
---|---|
Дизайнер | Никола Несторович |
Тип | Дом с прилегающей мастерской |
Дата завершения | 1908 |
Дата открытия | Нет |
Студия Уроша Предича ( сербская кириллица : Atelje Uroš Predića , Atelje Uroš Predića ) [ 1 ] расположен по адресу ул. Светогорская, 27 в Белграде , столице Сербии . Он был построен в 1908 году для известного купца Йосифа Предича. Его брат Урош Предич , один из самых выдающихся сербских художников- реалистов , переехал в этот дом в 1909 году и использовал его как свою студию ( ателье ) до своей смерти в 1953 году. [ 2 ]
Из-за характерного небольшого розового фасада в стиле венского сецессиона его назвали бомбоньерой . По состоянию на 2018 год это старейшее сохранившееся ателье в Белграде. [ 2 ] В 1987 году он был объявлен памятником культуры и охраняется законом. [ 3 ]
Расположение
[ редактировать ]Дом расположен по адресу улица Светогорская, 27, в середине улицы. Он расположен в юго-восточной части муниципалитета Стари Град . Район был известен как Два Бела Голуба («Два белых голубя»), в честь знаменитой кафаны в этом районе. Дом расположен среди нескольких других памятников культуры по соседству: Дом Еврема Груича (ул. Светогорская, 17, построен в 1896 г., охраняется в 1961 г.), Дом доктора Станого Станоевича (ул. Светогорская, 32, построен в 1899 г., охраняется в 1984 г.), Здание Коммерческой академии ( ул. Светогорская, 48, 1926 г. постройки, охраняемая 1992 г.), Здание Клуба ремесленников в Белграде (ул. Хиландарска, 2, построено в 1933 г., охраняется в 1984 г.) и Здание Любомира Миладиновича (ул. Хиландарска, 6, построено в 1938 г., охраняется в 2001 г.). Также неподалеку находится театр Ателье 212 . [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Здание
[ редактировать ]Дом был построен в 1908 году как семейный одноэтажный дом для Йосифа Предича по проекту выдающегося архитектора Николы Несторовича . [ 7 ] Дом имеет вытянутую форму со свободными боковыми фасадами. [ 3 ] Удлинение дома внутрь было вынужденным решением из-за формы участка, на котором оно проектировалось. Следовательно, все помещения дома (гостиные, спальни, кухня, столовая, кладовые) расположены в сторону глубины объектов. Главный салон располагался вдоль ул. [ 8 ]
Оформление фасада выполнено в стиле модерн , как единая поверхность с динамичным пластическим декором. Еще отчетливое традиционное влияние академизма заметно в обработке проемов и карниза . [ 3 ]
Богато украшенный парадный фасад дома, с фризами из виноградной лозы, цветочными венками, обвитыми вокруг медальонов, является одним из интереснейших примеров реализации венского отделения в белградской архитектуре начала ХХ века. [ 2 ] [ 9 ] Небольшое полотно фасада концептуализировано без стандартных академических делений пространства и представлено множеством новых стильных элементов. В данном случае к букве применена градация рельефной пластики в вертикальном направлении, столь характерная для сецессии. Дворовые ворота расположены сбоку от фасада и имеют над ними стилизованную деревянную дверь и витраж . [ 8 ] До конца 1950-х годов можно было видеть весь Дунай и Банатскую равнину за рекой, но с тех пор соседнее высотное здание окружило старый дом и закрыло вид. [ 2 ]
Сама студия была дополнительно построена рядом с уже существующим зданием с внутренней, дворовой стороны. Он скромных размеров, с огромными стеклянными окнами и небольшим балконом. Оно было специально построено как ателье, что делает его одним из первых в Белграде, и предназначалось как подарок Иосифа его брату Урошу. Он занимает площадь 40 м (130 футов) и не расширялся с момента постройки. [ 2 ]
В студию можно попасть через дверь тележки со двора, и она имеет собственный отдельный вход. Насколько внешний фасад украшен украшениями эпохи Сецессиона, настолько же прост и понятен «вход художника». Студия была построена над квартирой Уроша Предича в доме, и они соединены винтовой лестницей. Поскольку изначально планировалось, что это будет мастерская художника, помещение до сих пор полностью функционально по своему назначению, хотя со временем о нем забыли. Высота ателье составляет 4 м (13 футов), а вся передняя стена фактически представляет собой стеклянную панель, поэтому света достаточно. [ 2 ]
История
[ редактировать ]
Дом был закончен в 1908 году. Год спустя по прибытии в него переехал Урош Предич из места своего рождения Орловата , недалеко от Зренянина , в то время входившего в состав Австро-Венгрии . Он оставался в доме следующие 44 года и умер в доме 11 февраля 1953 года. Некоторые из его самых важных работ были созданы в ателье. Поскольку Предич никогда не был женат и не имел детей, согласно его завещанию, большая часть его вещей была передана из его мастерской в Национальный музей в Зренянине. В их число входили его личные вещи, картины, мольберт , корреспонденция и т. д. Некоторые из его личных вещей хранятся у членов его более широкой семьи. [ 8 ] [ 10 ]
другой известный художник, Миодраг Б. Протич , художник и менеджер Белградского музея современного искусства После смерти Предича в дом переехал . Он был арендатором с осени 1954 по 1957 год. Хотя Предич был известен своими исторически и религиозно реалистическими картинами, Протич, с другой стороны, был представителем абстрактного искусства . Как отмечали некоторые искусствоведы, «в ателье Предича теперь создавались разные картины. Абстракция унаследовала реализм». Однако Протич пробыл в ателье недолго, поэтому студия некоторое время пустовала. [ 2 ] [ 8 ] [ 11 ]
художник Стоян Челич Следующим арендатором был . После получения Октябрьской премии 1958 года за графику он использовал призовые деньги, чтобы купить дом. Позже Челич стал деканом Художественной академии и членом Сербской академии наук и искусств . Он внес некоторые незначительные изменения, добавив туалет и кухню . К тому времени, когда Челич купил дом, винтовая лестница, соединявшая ателье и квартиру внизу, уже была закрыта. Находясь в центре города, но уединенно во внутреннем дворе, ателье было особенно популярным местом встреч, пока Челич жил в нем. Настолько, что ему пришлось выделить два дня в неделю для приема гостей. Среди частых посетителей, участвовавших в оживленных дебатах, были художники ( Младен Србинович ), писатели ( Слободан Селенич , Борис Хелид, Вук Крневич , Жарко Команин ), скульпторы ( Александар Зарин ), журналисты (Зоран Жуйович), искусствоведы (Ирина Суботич). Единственным человеком, которому разрешили приехать без предупреждения, был давний друг Челича, театральный режиссер. Любомир Драшкич . Когда ему надоедали гости в доме, Челич, как известно, говорил: «Я бы тебя больше не беспокоил», хотя он был хозяином. Он умер 30 апреля 1992 года. [ 2 ] [ 12 ]
После восьми лет отсутствия после смерти Челича дом в 2000 году приобрел художник Джордже Ивачкович. Он приобрел дом, чтобы сохранить память об Уроше Предиче, поскольку в основном жил в Париже, где сделал успешную международную карьеру. Ивачкович умер в 2012 году, и его семья унаследовала дом. Некоторые из его картин до сих пор находятся в ателье, которое поддерживается на определенном уровне, но оно больше не используется как ателье живописи. [ 2 ] [ 8 ] [ 13 ]
Важность
[ редактировать ]В целом дом является одним из основных представителей стиля венского сецессиона в белградской архитектуре начала ХХ века с дискретными, но заметными нотками академизма. [ 8 ]
Студия Уроша Предича, как пространство, в котором жил и творил великий художник, наряду с художественным наследием, является частью особых монументальных ценностей мемориального характера в Белграде . Поэтому в 1987 году дом был объявлен памятником культуры. [ 3 ] В пояснении Института охраны памятников говорилось: «Ателье Уроша Предича расположено в здании, построенном в 1908 году по проекту архитектора Николы Несторовича как семейный дом брата Уроша Йосифа Предича. В этом ателье он (Урош) прожил 44 года, с 1909 года, когда он переехал, до своей смерти в 1953 году. Именно здесь он создал свои важнейшие картины, которые в значительной мере задали направление развития сербской живописи в первом десятилетии ХХ века». [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Документация Института охраны культурного наследия города Белграда, Файл студии памятника культуры Уроша Предича; И. Сретенович, Студия Уроша Предича, Институт охраны культурного наследия города Белграда, 2015
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Ненад Новак Стефанович (30 ноября 2018 г.). «Один дом – одна история: Старейшая студия Белграда». Политика - Мой дом (на сербском языке). п. 01.
- ^ Jump up to: а б с д «Памятник культуры – Художественная мастерская Уроша Предича» . Культурные ценности в Белграде.
- ^ Тамара Маринкович-Радошевич (2007). Белград – план и руководство . Белград: Геокарта. ISBN 86-459-0006-8 .
- ^ Белград - план города . Смедревска Паланка: M@gic M@p. 2006. ISBN 86-83501-53-1 .
- ^ «Памятники культуры Белграда – поиск по алфавиту» (на сербском языке). Культурные ценности в Белграде.
- ^ Б. Несторович: Белградские архитекторы Андра Стеванович и Никола Несторович, Ежегодник города Белграда, р. XXII, 1975.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ирена Сретенович (2015). «Студия живописи Уроша Предича» (PDF) (на сербском и английском языках). Белград: Белградский институт охраны культурного наследия.
- ^ Доктор Д. Джурик - Замоло: Строители Белграда 1815–1914, Городской музей Белграда , 1981.
- ^ М. Йованович: Урош Предич (1857–1953), Матица Сербская, Нови-Сад, 1998.
- ^ М. М. Пантич, Еша Денегри: Миодраг Б. Протич, Clio, 2002.
- ^ Суботич, И. Симеонович Челич: Стоян Челич, графика и рисунки, монография, Zepter Book World, Белград, 2008.
- ^ Дж. Денгери, Н. Мартинович: Ивачкович, галерея Rima, 2014