Хэппи Стоянович
Хэппи Стоянович | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Хэппи Стоянович 2 февраля 1898 г. |
Умер | 29 октября 1960 г. | (62 года)
Национальность | сербский |
Образование | Вена , Париж |
Известный | Скульптура |
Сретен Стоянович ( сербская кириллица : Сретен Стоянович ; 2 февраля 1898 — 29 октября 1960) — сербский скульптор и искусствовед . [ 1 ] Его художественная индивидуальность лучше всего проявилась в портретах, выполненных из различных материалов. [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]Он родился 15 февраля 1898 года в Приедоре в Боснии и Герцеговине , в доме православных священников, которые «проповедовали веру для силы людей и представляли Россию чем-то нашим или более красивым, большим, более православным, более близким к Бог и сильнее всего, что было немецким или турецким» , как он писал в своей автобиографии, твердость и стабильность такой патриархальной семьи, от людей, выросших в ней. почве, и он провел всю свою жизнь, будучи таким укоренившимся, не отказываясь от самых глубоких и неизменных моральных принципов. Он принадлежал к Движению «Молодая Босния» , где он, будучи несовершеннолетним учеником средней школы Тузлы , был приговорен к 10 годам лишения свободы. В тюрьме он также вскоре увлекался национальными интересами в конце Первой мировой войны . В Вене он изучал скульптуру , а в начале 1920-х годов наслаждался бурной богемной жизнью в Париже. , где он также посвятил себя учебе. Вместе с Драгишей Васичем и Владиславом Рыбникаром он путешествовал по Советский Союз в 1927 году. После Второй мировой войны он был активным общественным и культурным деятелем.
Стоянович стал скульптором после учебы сначала в Вене в начале 1918 года, а затем в Париже . Он получил стипендию от доктора Джурицы Джорджевича и его жены Кристы, с которыми он познакомился, а затем подружился. Они были большими защитниками современного искусства в межвоенной Югославии , и их дом стал одним из самых известных мест встреч художников, писателей, молодых левых политиков и интеллектуалов. Он участвовал в венских революционных движениях до падения черно-желтой монархии. Находясь в гуще общественных событий, он вернулся в Боснию сразу после окончания войны, где занимался созданием первой Югославии , со всей достигнутой политической и уголовной репутацией, воинственностью и революционным настроением. Он командовал комитетом и иррегулярными войсками, наводившими порядок в условиях тотальной анархии, накануне прибытия регулярной освободительной армии Александра Македонского , прибывшей в свою эпохальную эпоху. Натиск Салоник .
В 1919 году Стоянович отправился в Париж , чтобы получить лучшее образование в области искусства, что обеспечило не только необходимое образование, но и тесный контакт с многочисленными жизненными проблемами и творческий стимул, исходивший из одной из крупнейших европейских метрополий. Ему было достаточно одного адреса и информации, которую сербы собирают в кафе на бульваре Сен-Мишель, сообщил автобиограф, вспоминая свою первую встречу с арт-мегаполисом того времени.
Наиболее яркое изображение Стояновича и всей атмосферы, царившей в художественных кругах и богемных обществах Парижа конца второго и начала третьего десятилетия прошлого века, дал Л. Трифунович:
«Такой красивый и галантный мужчина в рубашке-блузке и черном офицерском сюртуке, в шляпе Борсалино с широкой полями, рано вошел в круг монпарнасской богемы , жившей вокруг кафе «Ротонда» и «Купола», где люди не пили слишком много и мало денег, разговаривая, декламируя, дремля, проводя время. Здесь можно было встретить друзей, известных и неизвестных художников, уверенного в себе Цадкина с собакой, Фугиту с его странной прической и. его уродливый друг, громоздкая Изидора Дункан, Шанна Орлоу, Кислинг, сумасшедшие американцы и пьяные шведы, индусы, швейцарцы, русские... Монпарнас выглядел как современный Вавилон . Его жизнь и юность были вполне удовлетворены».
Другой критик творческого творчества Стояновича описал перемену, произошедшую после его учебы и возвращения на родину:
«После переезда в Белград биография Сретена утратила ощущение счастливой истории. Он серьезно и профессионально начинает творить, создает свою первую скульптурную студию, выставляет свои работы на сольных и групповых выставках, очень активно участвует в художественной жизни, пишет художественную критику, публикует две книги, часто появляется на публике и обсуждает в это время профессиональные или социальные проблемы, читает популярные лекции об искусстве, заводит семью, путешествует...»
Во время Второй мировой войны он жил в Белграде со своей семьей, а когда война закончилась, он узнал, что его брат, доктор Младен Стоянович , умер. Его брат был легендарным национальным героем и одним из ключевых фигур партизанского движения Иосипа Броз Тито в западной Боснии . После смерти брата Стоянович выполнял множество функций. Он был председателем Национального фронта в Белграде , простолюдином, секретарем Ассоциации художников Югославии , председателем Ассоциации художников Сербии , директором Академии художеств , редактором журнала «Искусство», член Сербской академии искусств и наук с 1950 г. и др.
Он умер в Белграде в 1960 году, оставив после себя один из самых ценных скульптурных произведений сербского искусства ХХ века. Своему месту рождения Приедору он подарил значительную часть своих произведений. Его творения также можно увидеть в галерее Павла Белянского в Нови-Саде, Национальном музее и Музее современного искусства в Белграде. В мемориальных зданиях в Белграде , Воеводине , Черногории и Республике Сербской в Боснии и Герцеговине находятся некоторые из его наиболее важных монументальных композиций.
Галерея
[ редактировать ]-
Мой отец (1919)
-
Памятник Свободы на Фрушкой горе (1951 г.)
-
Памятник Караджордже Петровичу
-
Памятник Петру II Петровичу-Негошу
-
Фонтана , Музей Югославии.
Библиография
[ редактировать ]- Стоянович, Сретен (1928). Впечатления от России (на сербском языке). -{YU}--Белград: Новости. стр. 79 страниц.
- Стоянович, Сретен (1952). Об искусстве и художниках (на сербском языке). -{YU}--Белград: Образование. стр. 103 страницы.
- Стоянович, Сретен. Вы бы (по-сербски). -{YU}--Белград.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Богданович, Елена; Робинсон, Лилиен Филипович; Марьянович, Игорь (1 сентября 2014 г.). На самом краю: модернизм и современность в искусстве и архитектуре межвоенной Сербии (1918–1941) . Издательство Левенского университета. ISBN 9789058679932 .
- ^ Деретик, Йован (2005). Культурная история сербов . Народная книга. п. 328.
- Революционная скульптура , Спектар , Загреб , 1977 год.
- Национальная энциклопедия, С. Станоевич, Загреб , 1925–1929 гг.
- Протич, Миодраг Б. (1970). Сербская живопись VII века, Том 1. - Библиотека Синтезе (на сербском языке). -{YU}--Белград: Нолит. стр. 596 страниц.
- Trifunović, Lazar (1973). Srpsko slikarstvo 1900 – 1950 – Biblioteka Sinteze (in Serbian). -{YU}--Belgrade: Nolit. pp. 533 pages.
- «Стоянович, Сретен». Малая энциклопедия Просвета, Том 2 (на сербском языке). -{Ю}--Белград: Просвета. 1959. стр. 630 страниц.
Внешние ссылки
[ редактировать ]