Jump to content

Церковь Святой Богородицы, Донья Каменица

Координаты : 43 ° 29'13,48 "с.ш. 22 ° 19'37,19" в.д.  /  43,4870778 ° с.ш. 22,3269972 ° в.д.  / 43,4870778; 22,3269972
Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Церковь Святой Богородицы
Церковь Святой Богородицы
Церковь Святой Богородицы
Церковь Пресвятой Богородицы XIV века в Донье Каменице.
Церковь Святой Богородицы находится в Сербии.
Церковь Святой Богородицы
Церковь Святой Богородицы
43 ° 29'13,48 "с.ш. 22 ° 19'37,19" в.д.  /  43,4870778 ° с.ш. 22,3269972 ° в.д.  / 43,4870778; 22,3269972
Расположение Донья Каменица , от 10 до 15 километров (от 6,2 до 9,3 миль) к юго-востоку от Княжеваца , Сербия.
Номинал сербский православный
Предыдущий номинал Болгарский православный
История
Преданность Святая Богородица
Архитектура
Функциональное состояние активный
Стиль Византийский с венгерским или трансильванским влиянием.
Завершенный начало 14 века
Технические характеристики
Количество куполов 1

Церковь Святой Богородицы ( сербский : Crkva Svete Bogorodice / Crkva Svete Bogorodice ; болгарский : Cъrkva «Sveta Bogorodica» , Tsarkva «Sveta Bogoroditsa» ) — средневековая восточно-православная церковь в деревне Донья Каменица в Княжевац муниципалитете , Заечар. Район , восточная Сербия . Обычно считается, что церковь была построена в 14 веке, когда эта территория была частью Второй Болгарской империи , Видинского удела хотя были предложены и другие датировки.

Несмотря на небольшие размеры, церковь Пресвятой Богородицы отличается необычным архитектурным стилем, в частности высоким притвором, окруженным двумя остроконечными башнями. Эти особенности, намекающие на венгерское или трансильванское влияние, совершенно нетипичны для средневековой болгарской церковной архитектуры. Внутри церковь богато украшена одиннадцатью фресками с изображением исторических личностей. Один из этих портретов, подписанный как деспот , по-разному идентифицируется как одноименный сын Михаила болгарского царя Шишмана или как незарегистрированный сын соцаря Михаила Асена IV ; Более ранние предположения о том, что на изображении изображен сербский дворянин Михайло Анджелович или сам Михаил Шишман, с тех пор впали в немилость историков искусства. Помимо этих ранних портретов, внутренние стены церкви были расписаны каноническими фресками, которые стилистически можно отнести к XIV–XV векам. Церковь была реконструирована в 1958 году и с 1982 года находится под охраной государства Сербии.

История и архитектура

[ редактировать ]

Церковь Святой Богородицы находится в восточной сербской деревне Донья Каменица, примерно в 10–15 километрах (от 6,2 до 9,3 миль) к юго-востоку от Княжеваца , к северо-востоку от Ниша и недалеко от болгарской границы. [ 1 ] [ 2 ] Церковь расположена на площади в центре села, на левом берегу Трговишки Тимок. реки [ 3 ] и по старой военной дороге от Пирота до Видина . [ 4 ] Свое название церковь получила из-за обилия фресок с изображением Марии , матери Иисуса . [ 5 ]

Преобладающее мнение состоит в том, что церковь была построена и расписана в начале 14 века, что совпадает со временем жизни людей, наиболее широко признанных в образах фигур, изображенных на церковных фресках. [ 2 ] [ 6 ] В то время село Донья Каменица вместе с большей частью региона долины Тимок принадлежало Видинскому уделу Второго Болгарского царства . [ 5 ] Однако альтернативные теории относят строительство церкви к середине 14, середине 15 или даже 16 века. [ 1 ] Церковь и ее фрески были восстановлены в 1958 году. В 1982 году церковь была объявлена ​​памятником культуры большого значения и находится под охраной Республики Сербия. [ 6 ]

Задняя сторона.

В архитектуре церковь имеет круглый купол и одинарную апсиду . Наос дизайну креста или целла имеет форму креста, что соответствует популярному византийскому в квадрате . [ 1 ] [ 7 ] [ 8 ] Особый интерес представляет бывший двухэтажный притвор , отличающийся необычной вертикальностью и башнями по обе стороны от входа. Судя по моделям, изображенным на портретах дарителя внутри церкви, видно, что изначально башни были расположены дальше друг от друга, а западный фасад с притвором содержал много деревянных изделий. [ 6 ] [ 9 ] Башни увенчаны остроконечными пирамидальными элементами с дополнительными остроконечными деталями в каждом из четырех углов пирамид. Башни и их конструкция совершенно необычны и беспрецедентны в средневековой болгарской церковной архитектуре. [ 1 ] Историк искусства Никола Мавродинов считает, что они напоминают готическую архитектуру , хотя более современный исследователь Бистра Николова отвергает его оценку и считает, что это влияние Венгрии или Трансильвании . [ 1 ]

Несмотря на свой монументальный вид, церковь имеет небольшие размеры. [ 7 ] [ 8 ] Его размеры 7,80 на 6,50 метра (25,6 × 21,3 фута) (по словам Николовой). [ 1 ] или 7,70 на 6,20 метра (25,3 × 20,3 фута) (по Мавродиновой). [ 10 ] Материалы, использованные при строительстве церкви, в основном представляли собой тесаные камни, сваренные вместе с помощью строительного раствора . Несколько рядов кирпича были добавлены для того, чтобы выровнять конструкцию и служить украшением, особенно в куполе с более сложной кирпичной кладкой. [ 1 ]

Украшение

[ редактировать ]

Фрески внутри церкви обычно датируются XIV–XV веками, хотя они следуют стандартной композиционной модели, сложившейся в болгарском церковном убранстве с XIII века. Необычно то, что большинство подписей, сопровождающих изображения, написаны на византийском греческом языке , хотя некоторые — на старославянском языке . По стилю росписи имеют много общего с церквями юго-западных болгарских земель. [ 11 ]

Библейские сцены и образы, изображенные в храме Святой Богородицы, включают поклонение Младенцу Христу как евхаристической жертве (Мелизму) в нижней части апсиды, воскрешение Лазаря , Благовещение Иисуса , триумфальный въезд в храм. Иерусалим , Иудой Искариотом предательство Иисуса , Страсти Христовы в верхней части целлы, Снятие с креста , оплакивание Иисуса и Успение Богородицы на западной стене. Северная и южная стены целлы, а также настенные опоры украшены фресками святых, в том числе редкими изображениями святых-воинов верхом на конях. Фрески святителя Петьки и святителя Николая были написаны в верхних частях притвора, на южной и северной башнях соответственно. [ 8 ] [ 11 ]

Помимо религиозных образов, фрески церкви Донья Каменица включают также одиннадцать портретов современных исторических деятелей, разделенных на четыре композиции. Три композиции не имеют подписей, что делает идентификацию людей практически невозможной. Первая композиция расположена в целле и изображает сохранившихся по пояс двоих мужчин, из которых один держит модель церкви, и ребенка, у которого сегодня видна только голова. Вторая композиция была написана на верхней западной стене притвора и изображает мужчину, женщину, мальчика и девочку, причем мужчина также держит модель церкви, общий символ дарения. Историк искусства Драгана Фрфуланович считает, что изображения мужчин, держащих модели в обеих композициях, изображают одного и того же человека, главного донора. Третья композиция находится в целле и изображает двух мужчин: монаха и священника. [ 4 ] [ 11 ]

Портреты деспота и деспотиссы

[ редактировать ]

Наибольший интерес представляет четвертая композиция исторических личностей — юноши и женщины, написанная на самой нижней западной стене притвора и включающая надписи на старославянском языке. [ 1 ] Фигуры нарисованы лицом к зрителю. Красная одежда мужчины покрыта жемчугом и двуглавыми орлами он носит архаичную на вид корону деспота , а на голове . В правой руке мужчина держит скипетр с крестом. [ 7 ] Он протягивает руку женщине, одетой в наряд деспотиссы и носящей подходящую корону. [ 1 ] [ 4 ]

Четвертая фресковая композиция.

Надпись рядом с фигурой человека расшифрована либо как «Михаил деспот, во Христе [нашем] Боге... верный», либо «Михаил деспот, во Христе [нашем] Боге верный, сын царя Михаила». Любое прочтение представляет собой серьезные проблемы в отношении правильной идентификации изображенного человека, который явно был деспотом, носил имя Михаил и, если последнее прочтение верно, был сыном одноименного царя . В результате болгарские и сербские исследователи предложили различные теории. [ 1 ] [ 4 ]

Ранний болгарский историк Петар Ников предположил, что деспот Михаил из церкви Донья Каменица идентичен болгарскому царю Михаилу Шишману (годы правления 1323–1330), который до своего восшествия на престол был деспотом Видина. Однако отца Михаила Шишмана звали Шишман , а не Михаил, и обычно он назывался деспотом, а не царем. [ 1 ] [ 4 ] В свою очередь, Мавродинов выдвинул теорию, что деспот Михаил является неизвестным сыном Михаила Шишмана, который был поставлен деспотом Видина своим отцом после его коронации в 1323 году. В любом случае, этот неизвестный сын Михаила Шишмана, вероятно, был мертв к 1331 году. потому что вскоре после этого Белаур упоминается как правитель Видина. Последняя теория является наиболее устоявшейся идентификацией деспота Михаила в болгарской историографии. [ 1 ] [ 2 ] [ 12 ] [ 13 ]

Третья теория, поддерживаемая как сербскими, так и болгарскими исследователями, заключается в том, что деспот [Михаил — неизвестный сын Михаила Асена IV , первенца болгарского царя Ивана Александра (годы правления 1331–1371), который был провозглашен соцарем. вскоре после воцарения своего отца и погиб в битве против османов до 1354–1355 гг. Против этого отождествления выступает рассказ Никифора Григоры , который упоминает, что вдова Михаила Асена вернулась бездетной в Константинополь после его смерти. Еще одна проблема этой теории заключается в том, что ни один источник не упоминает Майкла Асена как деспота. [ 4 ] [ 14 ]

Другая теория, которая была выдвинута ранними сербскими историками и впоследствии потеряла поддержку в сербской науке, заключается в том, что деспота Михаила следует отождествлять с сербским дворянином середины XV века Михайло Анджеловичем , братом османского государственного деятеля Махмуда-паши Ангеловича . Однако углубленное исследование фресок позволило сделать вывод, что их нельзя отнести к 1450-м годам, так как художественный стиль, одежда и прически на портретах необычны для этого периода. Кроме того, церковь, кажется, имеет мало архитектурного сходства с церквями Моравской школы , которая доминировала в сербской архитектуре 15-го века. Также выяснилось, что в 1454–1455 годах Донья Каменица находилась под контролем османов и принадлежала некоему Юсуфу, а не являлась частью сербского деспотата , а Михайло Анджелович никогда не был титулованным деспотом. [ 4 ]

Личность женщины также была предметом споров. Надпись, сопровождающая ее изображение, явно включает в себя ее титул, деспотиссу, а также слово «дочь». Судя по возможному прочтению ее имени как Анна, она была идентифицирована как Анна Неда , сербская жена Михаила Шишмана, что соответствует первой идентификации деспота. Николова полагает, что возможно, что женщина и есть Анна Неда, даже если деспотом является ее сын, а не муж. Она предполагает, что Анна Неда поселилась в Видине после второго брака Михаила Шишмана и владела личным поместьем, в которое входила Доня Каменица. [ 15 ] Другое прочтение надписи расшифровывает имя деспотиссы как Елена. [ 4 ]

См. также

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бернар, Теодора (2008). Донья Каменица (14 в.) . Церковь Пресвятой Богородицы в селе (на болгарском языке) София: Синодальное издательство. ISBN  978-954-8398-49-7 .

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Николова, с. 116
  2. ^ Jump up to: а б с Vasileva, p. 1
  3. ^ Божилов, с. 146
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Фрфуланович
  5. ^ Jump up to: а б Попович, с. 54
  6. ^ Jump up to: а б с Памятники культуры в Сербии
  7. ^ Jump up to: а б с Божилов, с. 144
  8. ^ Jump up to: а б с Vasileva, p. 2
  9. ^ Попович, с. 55
  10. ^ Мавродинова, p. 6
  11. ^ Jump up to: а б с Николова, с. 117
  12. ^ Божилов с. 145–146
  13. ^ Андреев, с. 269
  14. ^ Андреев, pp. 273–274
  15. ^ Николова, с. 116–117
  • Фрфуланович, Драгана (1999). «Чья церковь в Доне Каменице» [Чья церковь в Доне Каменице]. Recueil de Travaux de la Faculte de Philosophie (на сербском языке) (XXIX). Приштина: Университет Приштины . ISSN   0354-3293 . Архивировано из оригинала 6 октября 2011 года . Проверено 8 мая 2011 г.
  • Васильева, Теодора. «Сцена «Мелизмос» в церкви «Св. Богородицы» в Долной Каменице (XIV в.)» (PDF) . Ниш и Византия . II . Ниш: Университет Ниша . OCLC   681167879 . Архивировано из оригинала (PDF) 6 октября 2011 года . Проверено 6 мая 2011 г.
  • Божилов, Иван (1994). Семья Асеневцев (1186–1460). Генеалогия и просопография [ Семейство Асенов (1186–1460). Генеалогия и просопография ] (на болгарском языке). София: Издательство Болгарской академии наук. ISBN  954-430-264-6 .
  • Церковь Св. Богородица [Церковь Пресвятой Богородицы] (на сербском языке). Памятники культуры Сербии. Архивировано из оригинала 9 июня 2012 года . Проверено 6 мая 2011 г.
  • Мавродинова, Лилиана (1969). Церковь в Долной Каменице. Настенные росписи времен Михаила Шишмана [ Церковь в Донье Каменице. Фрески эпохи Михаила Шишмана . София: болгарская художница. ОСЛК   251703762 .
  • Николова, Бистра (2002). Православные церкви в болгарском средневековье 9–14 веков [ Православные церкви в болгарском средневековье 9–14 веков ] (на болгарском языке). София: Академическое издательство Марина Дринова. ISBN  954-430-762-1 .
  • Попович, Владимир (1961). Церковь в Донье Каменице [Церковь в Донье Каменице]. Развитие (на сербском языке). Заечар: Газетное учреждение Тимок.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4f5d2b792ae40985a8c59a6e634ee3d4__1712132160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4f/d4/4f5d2b792ae40985a8c59a6e634ee3d4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Church of the Holy Mother of God, Donja Kamenica - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)