Первые семь вселенских соборов
В истории христианства к первым семи вселенским соборам относятся следующие: Первый Никейский собор 325 года, Первый Константинопольский собор 381 года, Эфесский собор 431 года, Халкидонский собор 451 года, Второй Константинопольский собор. в 553 г., Третий Константинопольский собор с 680 по 681 г. и, наконец, Второй Никейский собор в 787 г. Все семь соборов были созваны на территории нынешней Турции .
Эти семь событий представляли собой попытку руководителей Церкви достичь ортодоксального консенсуса, восстановить мир [1] и развивать единый христианский мир . [2] Среди восточных христиан восточная православная , восточно-православная и восточная (ассирийская) церкви, а также среди западных христиан римско -католическая , англиканская , утрехтская и польская национальная старокатолическая церкви , а также некоторые скандинавские лютеранские церкви — все они прослеживают легитимность своего духовенства по апостольским канонам. преемственность назад к этому периоду и далее, к более раннему периоду, называемому Ранней Церковью. [ сломанный якорь ] .
Эта эпоха начинается с Первого Никейского собора в 325 году нашей эры, созванного императором Константином I после его победы над Лицинием и закрепления его правления над Римской империей. Никейский I провозгласил Никейский Символ веры , который в его первоначальной форме и с изменениями, внесенными Первым Константинопольским собором 381 года, рассматривался всеми последующими соборами как пробный камень ортодоксии в учении о Троице .
Восточная Православная и Римско-Католическая Церкви признают все семь из этих соборов законными Вселенскими соборами . Нехалкидонские Восточные Православные Церкви принимают только первые три, а Неефесская Церковь Востока принимает только первые два. Существует также еще один совет, так называемый Пятишестый собор Трулло, состоявшийся в 692 году нашей эры между шестым и седьмым вселенскими соборами, который издал организационные, литургические и канонические правила, но не обсуждал богословие. Только внутри восточного православия его авторитет обычно считается экуменическим; однако православные не причисляют его к семи генеральным соборам, а скорее считают продолжением пятого и шестого. Римско-католическая церковь не принимает Пятишестый собор. [3] [4] но и римский учительство, а также меньшинство восточно-православных иерархов и богословских писателей считают, что после первых семи вселенских соборов были и другие (см. Четвертый Константинопольский собор , Пятый Константинопольский собор и четырнадцать дополнительных после раскола). вселенских соборов канонический для католиков).
Советы
[ редактировать ]Эти семь вселенских соборов таковы:
Совет | Дата | Вызванный | Президент | Посещаемость (ок.) | Темы |
---|---|---|---|---|---|
Первый Никейский собор | 20 мая – 19 июня 325 | Император Константин I | Осий Кордовский (и император Константин ) | 318 | Арианство , природа Христа, празднование Пасхи ( Пасхи ), рукоположение евнухов, запрет коленопреклонения по воскресеньям и от Пасхи до Пятидесятницы, действительность крещения еретиками, отступившими христианами и многое другое. |
Первый Константинопольский собор | Май – июль 381 г. | Император Феодосий I | Тимофей Александрийский , Мелетий Антиохийский , Григорий Назианзин и Нектарий Константинопольский. | 150 | Арианство , Аполлинаризм , Савеллианство , Святой Дух , преемник Мелетия |
Совет Эфеса | 22 июня – 31 июля 431 г. | Император Феодосий II | Кирилл Александрийский | 200–250 | Несторианство , Богородица , Пелагианство |
Халкидонский совет | 8 октября - 1 ноября 451 г. | Император Маркиан | Папские легаты папы Льва I : Пасхасин Лилибейский, Луценций Аскуланский, Юлиан Косский и пресвитер Бонифаций. (Формальное президентство) [5] | 520 | Решения, вынесенные на Втором Эфесском соборе в 449 году, предполагаемые преступления епископа Александрийского Диоскора, соотношение божественности и человечества Христа, многие споры с участием отдельных епископов и кафедр. |
Второй Константинопольский собор | 5 мая - 2 июня 553 г. | Император Юстиниан I | Евтихий Константинопольский | 152 | несторианство , монофизитство , оригенизм |
Третий Константинопольский собор | 7 ноября 680 г. - 16 сентября 681 г. | Император Константин IV | Патриарх Константинопольский Георгий I. | 300 | Монофелитизм , человеческая и божественная воля Иисуса |
Второй Никейский собор | 24 сентября - 23 октября 787 г. | Константин VI и императрица Ирина (как регент ) | Патриарх Константинопольский Тарасий , легаты Папы Адриана I. | 350 | Иконоборчество |
Первый Никейский собор (325 г.)
[ редактировать ]Император Константин созвал этот собор, чтобы решить спорный вопрос об отношениях между Иисусом Христом и Богом-Отцом . Император хотел установить по этому вопросу всеобщее согласие. Представители приезжали со всей Империи, субсидируемые Императором. До этого собора епископы проводили местные соборы, такие как Иерусалимский собор , но всемирного или вселенского собора не было.
Собор разработал символ веры, первоначальный Никейский символ веры , получивший почти единогласную поддержку. Описание собора «Единородного Сына Божьего», Иисуса Христа , как имеющего ту же сущность , что и Бог-Отец, стало пробным камнем христианского тринитаризма . Собор также рассмотрел вопрос о датировке Пасхи (см. Квартодециманизм и Пасхальный спор ), признал право Александрийского престола на юрисдикцию за пределами своей провинции (по аналогии с юрисдикцией, осуществляемой Римом) и прерогативы церквей в Антиохии. и другие провинции [6] и одобрил обычай, которым почитался Иерусалим , но без митрополичьего сана. [7]
Собору противостояли ариане , и Константин пытался примирить Ария , в честь которого названо арианство, с Церковью. Даже когда Арий умер в 336 году, за год до смерти Константина, споры продолжались, причем различные отдельные группы так или иначе поддерживали арианские симпатии. [8] В 359 году двойной собор восточных и западных епископов утвердил формулу, гласящую, что Отец и Сын подобны в соответствии с Священными Писаниями, что стало венцом победы арианства. [8] Противники арианства сплотились, и Первый Константинопольский собор в 381 году ознаменовал окончательную победу никейской ортодоксальности внутри Империи, хотя арианство к тому времени распространилось на германские племена, среди которых оно постепенно исчезло после обращения франков в христианство в Империи. 496. [8]
Константин заказывает Библии
[ редактировать ]В 331 году Константин I поручил Евсевию доставить пятьдесят Библий для Константинопольской церкви . Афанасий ( Apol. Const. 4 ) записал, как александрийские писцы около 340 г. готовили Библии для Константа . Еще мало что известно, хотя существует множество предположений. Например, предполагается, что это могло послужить мотивацией для создания канонических списков и что Ватиканский кодекс и Синайский кодекс являются примерами таких Библий. Вместе с Пешиттой и Александрийским кодексом это самые ранние из дошедших до нас христианских Библий. [9]
Первый Константинопольский собор (381 г.)
[ редактировать ]Собор утвердил нынешнюю форму Никейского символа веры, используемую в большинстве восточных православных церквей. Восточная Православная Церковь использует текст Собора, но с глаголами, выражающими веру, в единственном числе: Πιστεύω (Я верю) вместо Πιστεύομεν (Мы верим). церкви и католической Латинская церковь ее литургии также используют единственное число и, за исключением греческого , [10] добавляет две фразы: Deum de Deo (Бог от Бога) и Filioque (и Сын). Форма, используемая Армянской Апостольской церковью , входящей в состав восточного православия , имеет еще множество дополнений. [11] Этот более полный символ веры, возможно, существовал до Собора и, вероятно, произошел от Константинопольского символа веры. [12]
Собор также осудил аполлинаризм , [13] учение о том, что во Христе не было человеческого разума или души. [14] Он также предоставил Константинополю почетное превосходство над всеми церквями, кроме Рима. [13]
В состав собора не входили западные епископы или римские легаты, но позже он был признан на Западе вселенским. [13]
Первый Эфесский собор (431 г.)
[ редактировать ]Феодосий II созвал собор для разрешения христологического спора вокруг несторианства . Несторий, Патриарх Константинопольский, выступал против использования термина Богородица (греч. Ἡ Θεοτόκος, «Богоносец»). [15] Этот термин издавна использовался православными писателями и приобретал популярность вместе с преданностью Марии как Богородице. [15] Сообщается, что он учил, что в воплощенном Христе были две отдельные личности, хотя вопрос о том, учил ли он этому на самом деле, является спорным. [15]
Собор низложил Нестория, отрекся от и провозгласил Деву Марию Богородицей несторианства .
Процитировав Никейский Символ веры в его первоначальной форме, как на Первом Никейском Соборе, без изменений и дополнений, сделанных на Первом Константинопольском Соборе, он объявил «незаконным для всякого человека выдвигать, писать или сочинять иная (ἑτέραν) вера, соперничающая с той, которую установили святые отцы, собравшиеся со Святым Духом в Никее». [16]
Халкидонский собор (451 г.)
[ редактировать ]Собор отверг евтихианское учение о монофизитстве , описал и обозначил « Ипостасный союз » и две природы Христа , человеческую и Божественную; принял халкидонское определение . Для тех, кто его принимает (православных, католиков и большинства протестантов), это Четвертый Вселенский Собор (называя Второй Эфесский Собор , отвергнутый этим собором, « Разбойничьим Синодом » или « Разбойничьим Собором »).
Перед советом
[ редактировать ]В ноябре 448 года синод в Константинополе осудил Евтихия за неортодоксальность. [17] Евтихий, архимандрит (игумен) большого константинопольского монастыря, [18] учил, что Христос не был единосущен человечеству. [19]
В 449 году Феодосий II созвал собор в Эфесе, на котором Евтихий был реабилитирован и возвращен в свой монастырь. [17] Позже этот совет был отменен Халкидонским собором и получил название «Латроциниум» (т. е. «Совет разбойников»). [17]
Второй Константинопольский собор (553 г.)
[ редактировать ]Этот собор осудил некоторые сочинения и авторов, защищавших христологию Нестория. Этот шаг был инициирован императором Юстинианом в попытке примирить христиан-монофизитов, на Западе против него выступили, а принятие собора Папами вызвало серьезный раскол. [20]
Три главы
[ редактировать ]Перед Вторым Константинопольским собором велся продолжительный спор по поводу трактовки трех предметов, все из которых считались сочувствующими несторианству, ереси о том, что в Воплощении Христа есть две отдельные личности. [21] апеллировать к христианам- миафизитам . Император Юстиниан осудил «Три главы», надеясь своим антинесторианским рвением [22] Монофизиты верят, что в Воплощенном Христе есть только одна природа (т.е. божественная), а не две. [19] тогда как миафизиты полагают, что две природы Христа соединены как одна и различны только в мысли.
Восточные патриархи поддержали императора, но на Западе его вмешательство вызвало возмущение, и папа Вигилий воспротивился его указу на том основании, что он противоречил халкидонским указам. [22] Политика Юстиниана фактически была атакой на антиохийское богословие и решения Халкидона. [22] Папа согласился и осудил «Три главы», но протесты на Западе заставили его отказаться от своего осуждения. [22] Император созвал Второй Константинопольский собор, чтобы разрешить спор. [22]
заседания Совета
[ редактировать ]Собор, на котором присутствовали в основном восточные епископы, осудил «Три главы» и, косвенно, папу Вигилия. [22] Он также подтвердил намерение Константинополя оставаться в общении с Римом. [22]
После совета
[ редактировать ]Вигилий заявил о своем подчинении собору, как и его преемник папа Пелагий I. [22] Собор не сразу был признан на Западе вселенским, а Милан и Аквилея по этому поводу даже разорвали общение с Римом. [20] Раскол не был устранен до конца VI века в Милане и до конца VII века в Аквилее. [20]
Политика императора Юстиниана не смогла примирить монофизитов. [22]
Третий Константинопольский собор (680–681)
[ редактировать ]Третий Константинопольский собор (680–681): отверг монофелитизм — доктрину, получившую широкую поддержку, когда она была сформулирована в 638 году; Собор подтвердил, что Христос имел как человеческую, так и божественную волю.
Совет Quinisext
[ редактировать ]Пятишестый собор (= Пятый-Шестой собор) или Собор в Трулло (692 г.) не был принят Римско-католической церковью. Поскольку это был по большей части административный совет для придания некоторым местным канонам экуменического статуса, установления принципов церковной дисциплины, обращения к библейскому канону , без определения вопросов вероучения, Восточная Православная Церковь не считает его полноценным собором в своем по своему праву, рассматривая его вместо этого как продолжение пятого и шестого соборов. Он дал церковную санкцию Пентархии как правительству государственной церкви Римской империи . [23]
Второй Никейский собор (787 г.)
[ редактировать ]Второй Никейский собор (787 г.). В 753 году император Константин V созвал Иерийский Синод , который заявил, что изображения Иисуса представляют его в ложном свете и что изображения Марии и святых являются идолами. [24] Второй Никейский собор восстановил иконопочитание и положил конец первому иконоборчеству .
Последующие события
[ редактировать ]В IX веке император Михаил III низложил Константинопольского патриарха Игнатия и на его место был назначен Фотий . Папа Николай I объявил низложение Игнатия недействительным. После убийства Михаила Игнатий был безоговорочно восстановлен в должности патриарха, а в 869–870 годах собор в Константинополе , считавшийся на Западе вселенским, предал Фотия анафеме. Со смертью Игнатия в 877 году Фотий стал патриархом, а в 879–880 годах другой собор в Константинополе , который многие жители Востока считают вселенским, отменил решение предыдущего собора. [25]
См. также
[ редактировать ]- Древние церковные соборы (доэкуменические) – церковные соборы перед Первым Никейским собором.
- Византийская империя
- Поздняя древняя история христианства
- Схема католических вселенских соборов
- Синод Анкиры
- Восточный синодик
- Хронология христианства
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Слободской Серафим Алексиевич (1992). «Краткие сводки Вселенских Соборов» . Закон Божий . Перевод Прайса, Сьюзен . Джорданвилл, Нью-Йорк: Свято-Троицкий монастырь . ISBN 978-0-88465-044-7 . Archived from the original on 18 June 2018 . Retrieved 10 March 2019 – via OrthodoxPhotos.com.
They renounced their false opinions and died in peace with the Church." (Russian: "отказались от своих ложных мнений и скончались в мире с Церковью. )
- Оригинал: Слободской, Серафим Алексеевич (1957). "Краткие сведения о вселенских соборах" [Short Summaries of the Ecumenical Councils]. Закон Божий [ Закон Божий ] (на русском языке) (издание 1966 г.). Архивировано из оригинала 25 июля 2017 года . Проверено 10 марта 2019 г. - через Православная энциклопедия Азбукаверы | православный сайт [ Православная энциклопедия : Азбука веры | Православный сайт].
- ^ Диль, Чарльз (1923). «1: Лев III и Исаврийская династия (717–802)». В Таннере-младшем; Превите-Ортон, CW ; Брук, З.Н. (ред.). Кембриджская средневековая история . Том. IV: Восточная Римская империя (717–1453) . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 21. ISBN 9785872870395 . Проверено 1 февраля 2016 г.
... Тарасий ... умело выдвинул проект Вселенского Собора, который должен восстановить мир и единство христианского мира. Императрица [...] вызвала прелатов христианского мира в Константинополь весной 786 года. ... Наконец Собор был созван в Никее в Вифинии; он был открыт в присутствии папских легатов 24 сентября 787 года. Это был седьмой Вселенский Собор.
- ^ Семь Вселенских Соборов Шаффа : Вступительная записка к Собору Трулло : «Из того факта, что каноны Собора в Трулло включены в этот том Постановлений и Правил Семи Вселенских Соборов, нельзя ни на мгновение предположить, что это призван тем самым подтвердить, что эти каноны имеют какой-либо вселенский авторитет или что собор, которым они были приняты, может претендовать на то, чтобы быть вселенским либо ввиду своей конституции, либо с учетом последующего обращения Церкви с его постановлениями».
- ^ "Совет Квинисекста" . Британская энциклопедия . Проверено 14 февраля 2010 г. « Западная Церковь и Папа не были представлены на соборе. Юстиниан , однако, хотел, чтобы Папа, а также восточные епископы подписали каноны. Папа Сергий I (687–701) отказался подписывать, и каноны никогда не были полностью приняты Западной Церковью».
- ^ Прайс, Ричард; Гэддис, Майкл (2007). Деяния Халкидонского Собора . Том. 45. Издательство Ливерпульского университета . п. 42. ИСБН 978-1-84631-100-0 . Архивировано из оригинала 25 декабря 2023 г.
- ↑ canon 6. Архивировано 15 сентября 2008 г., в Wayback Machine.
- ↑ canon 7. Архивировано 15 сентября 2008 г., в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б с «Арианство». Кросс, Флорида , изд. Оксфордский словарь христианской церкви. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . 2005 г.
- ^ The Canon Debate , редакторы Макдональда и Сандерса, 2002 г., страницы 414–415, весь абзац.
- ^ См. официальный греческий перевод Римского Миссала и документ «Греческие и латинские традиции об исхождении Святого Духа Папского совета по содействию христианскому единству », в котором говорится: «Католическая церковь отказалась от добавления καὶ τοῦ Υἱοῦ к формуле τὸ ἐκ τοῦ Πατρὸς ἐκπορευόμενον в греческом тексте Никейско-Константинопольского Символа, даже в его литургическом использовании латинянами»
- ^ Армянская церковная библиотека: Никейский символ веры
- ^ "Никейский символ веры". Кросс, Флорида , изд. Оксфордский словарь христианской церкви. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. 2005 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Константинополь, Первый Собор». Кросс, Флорида , изд. Оксфордский словарь христианской церкви. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. 2005 г.
- ^ «Аполлинарий». Кросс, Флорида , изд. Оксфордский словарь христианской церкви. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. 2005 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Несторий». Кросс, Флорида , изд. Оксфордский словарь христианской церкви. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. 2005 г.
- ^ «ОТЦЫ ЦЕРКВИ: Эфесский собор (431 г. н. э.)» .
- ^ Перейти обратно: а б с «Латроциниум». Кросс, Флорида , изд. Оксфордский словарь христианской церкви. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. 2005 г.
- ^ «Евтихий» и «Архимандрит». Кросс, Флорида , изд. Оксфордский словарь христианской церкви. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. 2005 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Монофизитство». Кросс, Флорида , изд. Оксфордский словарь христианской церкви. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. 2005 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Константинополь, Второй Собор». Кросс, Флорида , изд. Оксфордский словарь христианской церкви. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. 2005 г.
- ^ «Несторианство» и «Три главы». Кросс, Флорида , изд. Оксфордский словарь христианской церкви. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. 2005 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Три главы». Кросс, Флорида , изд. Оксфордский словарь христианской церкви. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. 2005 г.
- ^ "Пентархия" . Британская энциклопедия . Проверено 14 февраля 2010 г. «Пентархия. Предлагаемое управление вселенским христианским миром пятью патриархальными престолами под эгидой единой вселенской империи. Сформулировано в законодательстве императора Юстиниана I (527–65), особенно в его Новелле 131, теория получила формальную церковную санкцию на соборе в Трулло (692 г.), который определил пять престолов как Рим, Константинополь, Александрию, Антиохию и Иерусалим».
- ^ «Иконоборческий спор». Кросс, Флорида , изд. Оксфордский словарь христианской церкви. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. 2005 г.
- ^ «Фотий», в Кросс, Флорида , изд., Оксфордский словарь христианской церкви (Нью-Йорк: Oxford University Press. 2005)