Митрополия Черногории и Приморья
Митрополия Черногории и Приморья | |
---|---|
Расположение | |
Территория | Черногория |
Штаб-квартира | Цетинье , Черногория |
Информация | |
Номинал | Восточно-православный |
независимая церковь | Сербская Православная Церковь |
Учредил | 1219 г. (как епархия Зеты) |
Кафедральный собор | Собор Воскресения Христова, Подгорица |
Язык | церковнославянский и сербский |
Текущее руководство | |
Епископ | Йоаникие II |
Карта | |
Веб-сайт | |
mitropolija.com |
Сербской приморская митрополия Черногорско - серб Srpska Православной Церкви ( . ) Crnogorsko-primorska mitropolija pravlavne crkve , латинизированное : Crnogorsko-primorska mitropolija Srpska pravславne crkve — крупнейшая епархия (епархия) Сербской Православной Церкви в современной Черногории . Основанная в 1219 году святым Саввой как Зетская епархия , [ 1 ] она продолжает существовать без перерыва до настоящего времени и остается одной из самых видных епархий Сербской Православной Церкви. [ 2 ] Нынешний митрополит — Иоанникий II . [ 3 ] Его официальный титул — «Митрополит Черногорский и Приморский» ( сербский : Црногорско-приморский митрополит , латинизированный : Црногорско-приморский митрополит ). [ 4 ]
История
[ редактировать ]Епархия Зеты (1219–1346)
[ редактировать ]епархия Зетская была основана в 1219 году Саввой из династии Неманичей , первым архиепископом автокефальной Сербской Православной Церкви . Получив автокефалию от Константинопольского Вселенского Патриархата и подтверждение от Византийского Императора , архиепископ Савва организовал территорию, находящуюся под его церковной юрисдикцией, на девять епископств. Одним из них было епископство Зета (южная половина современной Черногории и северная часть современной Албании). Резиденцией зетинских епископов был монастырь Святого Архангела Михаила на Превлаке (недалеко от современного Тивата ). Первым епископом Зеты был ученик святого Саввы Иларион ( фл. 1219). [ 5 ] [ 1 ] [ 6 ]
После провозглашения Сербского Печского Патриархата в 1346 году Зетское епископство вошло в число нескольких епархий, возведенных в почетный сан митрополии по решению государственно-церковного собора, состоявшегося в Скопье , под председательством сербского императора Стефана Душана. . [ 7 ] [ 8 ]
Зетская митрополия (1346–1496)
[ редактировать ]После распада Сербской империи (1371 г.) регионом Зета управлял Дом Балшичей , а в 1421 г. он был включен в состав Сербского деспотата . [ 9 ] В этот период Венецианская республика постепенно завоевала прибрежные районы Зеты, включая города Котор , Будва , Бар и Улцинь . [ 10 ] Митрополия Зета напрямую пострадала от венецианского наступления. В 1452 году венецианцы разрушили Соборный монастырь на Превлаке, чтобы облегчить свои планы по постепенному обращению православных христиан из этих частей побережья в римско-католическую веру. [ 11 ] После этого резиденция митрополии несколько раз перемещалась, перемещаясь между монастырем Святого Марка в Будве, монастырем Пречисты Краинской , монастырем Святого Николая на Враньине ( Скадарское озеро ) и монастырем Святого Николая в Ободе ( Риека Црноевича ). Наконец, он был перенесен в Цетинье , в районе Старой Черногории , где Цетинский монастырь был построен в 1484 году князем Иваном Црноевичем из Зеты. [ 12 ]
Начиная с конца 15 века, горные районы Зеты стали называться Црна Гора ( сербский : Црна Гора ), что означает Черная гора , отсюда и Черногория . [ 13 ] В 1493 году сын и преемник князя Ивана, князь Журадж Црноевич (1490–1496), открыл в Цетине типографию , которой руководил иеромонах Макарий , и выпустил первую книгу, напечатанную среди южных славян . [ 14 ] Это был « Цетинский октоих », сербско-славянский перевод с греческого оригинала богослужебной книги, которая и по сей день используется в ежедневном цикле богослужений в Православной Церкви. В 1496 году вся Зета, включая Черногорию, перешла к туркам , но митрополия уцелела. [ 15 ]
Цетиньская епархия в 16 и 17 веках.
[ редактировать ]После 1496 года Цетиньская епархия ( серб . Цетињска епархија ), как и другие епархии Сербской Православной Церкви, продолжала существовать под новым османским владычеством. Он имел епархиальную юрисдикцию над Старой Зетой , известной сейчас как Старая Черногория , сохраняя свою резиденцию в Цетинье. [ 16 ] Он имел духовное влияние на территории между Белопавличами и Подгорицей до реки Бояна . В состав епархии также входили некоторые части Герцеговины , от Грахово до Чево. С 1557 по 1766 год епархия находилась под постоянной юрисдикцией Сербского Печского Патриархата . [ 17 ] [ 18 ]
В течение XVI и XVII веков епископы и местные христианские лидеры несколько раз возглавляли вооруженное сопротивление османам, с определенной степенью успеха. Хотя османы номинально правили санджаком Черногории , черногорские горы так и не были полностью завоеваны. Епископы и местные лидеры часто вступали в союз с Венецианской республикой . В начале 17 века черногорцы сражались и выиграли два важных сражения при Лешкополье (1603 и 1613 годы) под предводительством и командованием митрополита Руфима Негуша . Это был первый раз, когда митрополит возглавил и победил османов. [ 19 ]
Цетиньская митрополия под властью Петровича-Негоша
[ редактировать ]Вся территория митрополии сильно пострадала во время Морейской войны , а в 1692 году старый Цетинский монастырь был опустошен. В 1697 году новый митрополит Данило Петрович-Негош был избран первым среди нескольких иерархов из семьи Петрович-Негош . [ 20 ] который занимал ту же должность по очереди до 1851 года. Митрополит Данило (1697–1735) пользовался большим уважением не только как духовный лидер, но и как лидер народа. Он объединил в своих руках как духовную, так и светскую власть, установив тем самым форму « иерократии ». Он стал первым князем-епископом Старой Черногории и продолжал выступать против Османской империи , сохраняя при этом традиционные связи с Венецианской республикой . Он также установил прямые связи с Российской империей , добиваясь и получая финансовую помощь и политическую защиту. [ 21 ] [ 22 ]
Его преемники продолжили ту же политику. Митрополитам Савве II Петровичу-Негошу (1735–1750, 1766–1781) и Василию Петровичу-Негошу (1750–1766) приходилось балансировать между османами, венецианцами и русскими. [ 23 ] [ 24 ] В это время митрополитов Цетине продолжали рукополагать сербские Патриархи Печа (до 1766 г.), [ 20 ] а затем сербскими митрополитами Карловицкими в Габсбургской монархии (до 1830 г.). [ 25 ] После непродолжительного пребывания Арсения Пламенаца ввел несколько новых политик . (1781–1784) митрополит Петр I Петрович-Негош (1784–1830) [ 26 ] который инициировал процесс объединения Старой Черногории и региона Брда . [ 27 ] [ 28 ] Тот же процесс завершил его преемник Петр II Петрович-Негош (1830–1851), [ 29 ] получивший хиротонию Российского Святейшего Синода в 1833 году, [ 30 ] установив практику, продолжавшуюся до 1885 года. Будучи реформатором государственного управления, Петр II готовился к разделению духовной и светской власти, [ 31 ] и после его смерти такое разделение было осуществлено. [ 32 ] Его преемниками стали: князь Данило Петрович-Негош как светский правитель и митрополит Никанор Иванович как духовный лидер, новый митрополит Черногории. [ 33 ] [ 34 ]
Основная епархия в Черногории (1852–1918).
[ редактировать ]Реорганизация епархии произошла во время правления князя Данило I (1852–1860), первого светского правителя недавно провозглашенного Черногорского княжества . Должности правящего князя и митрополита были разделены. [ 33 ] модернизировалось епархиальное управление. Первым митрополитом, избранным в качестве церковного лидера, был Никанор Иванович в 1858 году. Он был свергнут и сослан в 1860 году новым князем Николой (1860–1918). [ 35 ] установивший жесткий государственный контроль над церковным управлением. Во время его долгого правления митрополиты Иларион Роганович (с 1863 г.) и Висарион Любиша (с 1882 г.) провели некоторые важные реформы церковного управления. В 1878 году Княжество Черногория было признано независимым государством, а также было расширено за счет присоединения Старой Герцеговины и некоторых других регионов. [ 36 ] [ 37 ] До этого времени православные христиане Старой Герцеговины принадлежали Герцеговинской митрополии с центром в Мостаре , все еще находившемся под властью Османской империи. епархия Такая епархиальная принадлежность больше не могла поддерживаться, и для недавно присоединенных регионов было создано новое епископство, Захумльская и Рашка с резиденцией в Никшиче . С тех пор в Черногории существовало две епархии: старая митрополия с центром в Цетинье и недавно созданная епархия Захумле и Рашки с центром в Никшиче. Ни одной церковной провинции с объединенными церковными органами не было создано до 1904 года, при митрополите Митрофане Бане (1884–1920), когда Священный Синод . был учрежден [ 38 ] [ 35 ] формально состоявший из двух епископов, но из-за длительной вакансии в Никшиче он начал функционировать только в 1908 году. [ 39 ]
Во время длительного правления князя и (с 1910 г.) короля Николы I Петровича (1860–1918), сербского патриота, [ 40 ] Растущие политические устремления его правительства включали не только сохранение сербского престола для его династии, но и обновление старого Сербского Патриархата Печа . [ 41 ] По случаю возведения Черногории в ранг Королевства в 1910 г. [ 42 ] Премьер-министр Черногории Лазар Томанович заявил: Цетиньская митрополия является единственной епископской резиденцией Святого Саввы , которая непрерывно сохранилась до наших дней, и как таковая представляет собой законный престол и является потомком Печского Патриархата. . [ 43 ] Такие стремления усилились после освобождения Печа во время успешного расширения государственной территории Черногории в 1912 году. [ 44 ] когда была создана еще одна епархия для нескольких присоединенных территорий, которые до этого принадлежали Рашко-Призренской епархии . Ее регионы, присоединенные к Черногории, были реорганизованы в новую Печскую епархию (1913 г.). [ 45 ] С этого времени Священный Синод начал функционировать в полном составе, в составе трех архиереев.
В Югославии (1918–2006)
[ редактировать ]После окончания Первой мировой войны (1914–1918) Королевство Черногория было объединено с Королевством Сербия 26 (13 os ) ноября 1918 года по провозглашению вновь избранного Подгорицкого собрания . [ 46 ] и вскоре после этого, 1 декабря того же года, было создано Королевство сербов, хорватов и словенцев , [ 47 ] известное после 1929 года как Королевство Югославия . Политическое и национальное объединение было осуществлено под эгидой династии Караджорджевичей , и, таким образом, давнее династическое соперничество между двумя королевскими семьями, династией Петровичей-Негоша в Черногории и династией Караджорджевичей в Сербии, было окончательно разрешено без взаимного согласия. соглашение. [ 48 ]
За политическим объединением последовало объединение всех восточно-православных юрисдикций в границах нового государства. Первоначальное решение о включении епархий в Черногории в процесс церковного объединения было принято 29 (16 ) декабря 1918 года Священным Синодом , в состав которого входили все три иерарха Черногории: Митрофан Бан Цетинский, Кирило Митрович Никшичский и Гаврило Дожич Печ. В этот день Священный Синод собрался в Цетинье и единогласно принял следующее предложение: «Независимая Сербская Православная Святая Церковь в Черногории должна быть объединена с автокефальной Православной Церковью в Королевстве Сербия». [ 49 ] Вскоре после этого были сделаны дальнейшие шаги к церковному объединению. прошла конференция всех восточных православных епископов в границах единого государства С 24 по 28 мая 1919 года в Белграде , под председательством митрополита Митрофана Бана Черногорского, который также был избран председателем вновь созданного Центрального Синода . [ 50 ] Под его руководством Центральный Синод подготовил 12 сентября 1920 года окончательную прокламацию об объединении Церкви. Создание единой Сербской Православной Церкви было подтверждено также королем I. Александром [ 51 ]
Осенью 1920 года старого митрополита Митрофана Бана сменил Гаврило Дожич , который стал новым митрополитом Черногории и Приморья. [ 52 ] В 1931 году в соответствии с положениями недавно принятой Конституции Сербской Православной Церкви Захумльская и Рашка епархия с резиденцией в Никшиче была упразднена, а ее территория была присоединена к Черногорско-Приморской митрополии. епархия В то же время Которская и Дубровницкая также была упразднена и разделена, а ее регион Которского залива был присоединен к Митрополии. В 1938 году митрополит Черногории Гаврило Дожич был избран Сербским Патриархом , а Йоаникий Липовац был избран новым митрополитом Черногории и Приморья в 1940 году. [ 53 ]
Во время Второй мировой войны Югославия была оккупирована державами Оси в 1941 году, а территория Черногории была преобразована в итальянскую провинцию Черногория (1941–1943), после чего последовала немецкая оккупация Черногории (1943–1944). Митрополия сильно пострадала во время оккупации, во время войны погибло более ста священников и других священнослужителей с территории Черногории. [ 54 ] В это время черногорский фашист Секула Дрлевич пытался создать независимое Королевство Черногория как государство-сателлит фашистской Италии и нацистской Германии , но этот проект провалился из-за отсутствия поддержки среди народа. Его попытка была брошена вызовом восстанию 13 июля 1941 года, которое пользовалось поддержкой обеих сторон политического спектра. Митрополит Йоаникие Липовац тесно сотрудничал с рядом правых движений, а также пытался выступить посредником с местными итальянскими и немецкими чиновниками в оккупированной Черногории, провоцируя тем самым враждебность левых югославских партизан . В 1944 году, когда югославские коммунисты к власти пришли , ему пришлось бежать, но в 1945 году он был арестован и казнён без суда. В 2001 году он был причислен к священномученикам Сербской православной церкви .
При югославском коммунистическом правлении (1944–1989) митрополия подвергалась постоянным репрессиям со стороны нового режима. Преследования были особенно жестокими в первые годы коммунистического правления (1944–1948). Новый режим оказывал прямое давление на духовенство с целью подавления всех форм антикоммунистической оппозиции. [ 55 ] В то же время многие церковные владения были конфискованы, некоторые в соответствии с положениями новых законов, а другие были захвачены незаконно и насильственно. Несколько церквей и даже некоторые мелкие монастыри были закрыты, а их здания превратились в полицейские участки и склады. [ 56 ] В то же время была провозглашена новая черногорская нация , самостоятельная и отдельная от сербской нации . [ 57 ] В 1954 году митрополит Арсений Брадваревич (1947–1960) был арестован, предан суду и приговорен как враг коммунистического режима. Он находился в заключении с 1954 по 1958 год, а затем находился под домашним арестом до 1960 года. [ 58 ] [ 59 ] Его сменил митрополит Данило Дайкович (1961–1990), деятельность которого также внимательно контролировалась государственными властями. [ 60 ] [ 61 ] В 1970–1972 годах коммунистический режим разрушил церковь Ловчен, посвященную святому Петру Цетиньскому , и осквернил могилу похороненного там митрополита Петра II Петровича-Негоша , заменив церковь светским мавзолеем. [ 62 ] [ 63 ]
В 1990 году Амфилохий Радович был избран новым митрополитом Черногории и Приморья. К тому времени коммунистический режим в Югославии разваливался, и в 1990 году в Черногории состоялись первые демократические выборы. В 1992 году была создана Союзная Республика Югославия , состоящая из Черногории и Сербии. Согласно Конституции Черногории (1992 г.) была восстановлена свобода вероисповедания. За политическими изменениями последовал период церковного возрождения. [ 64 ] Число священников, монахов и монахинь, а также число верующих увеличилось, многие монастыри и приходские церкви были восстановлены и вновь открыты. Например, из всего 10 действующих монастырей с примерно 20 монахами и монахинями в 1991 году в Черногории сейчас имеется 30 действующих монастырей с более чем 160 монахами и монахинями. [ 65 ] Число приходских священников также увеличилось с 20 в 1991 году до более чем 60 сегодня. [ 66 ] В 2001 году епархиальное управление в регионе было реорганизовано: некоторые северные и западные регионы были выделены из состава Митрополии, и на этой территории была создана новая Будимлянская и Никшичская епархия . [ 67 ] [ 68 ]
Новейшая история епархии (2006–2020 гг.)
[ редактировать ]Весной 2006 года состоялся референдум о независимости , и Черногория стала суверенным государством. В то же время Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви принял решение сформировать региональный Архиерейский Совет Черногории, в состав которого вошли архиереи, представляющие епархии на территории Черногории. Тем же решением митрополит Черногорский и Приморский был назначен председателем областного Архиерейского Собора. [ 69 ] Осенью 2007 года из-за болезни и преклонного возраста Патриарха Сербского Павле Стойчевича управляющим Патриаршим Престолом был назначен митрополит Черногорский Амфлохий Радович Священным Синодом Сербской Православной Церкви . Старый Патриарх Павел умер в 2009 году, и митрополит Амфилохий продолжал управлять Патриаршим Престолом до избрания нового Сербского Патриарха Иринея Гавриловича в 2010 году. [ 70 ]
Поскольку Черногория стала суверенной страной в 2006 году после узкого референдума о независимости , отношения между государственными властями и митрополией становились все более сложными. Будучи решительным сторонником сербско-черногорского унионизма , митрополит Амфилохий рассматривался как противник недавно провозглашенной независимости Черногории, и, таким образом, к нескольким церковным спорам было добавлено новое политическое измерение. [ 71 ] Один из таких споров был связан с претензиями и деятельностью отдельной Черногорской православной церкви , созданной в 1993 году группой черногорских националистов, но так и не признанной канонической. [ 72 ] [ 73 ] В последующие годы возникали различные споры, главным образом по вопросу исторической и канонической легитимности и эффективного контроля над некоторыми церковными предметами и имуществом. [ 74 ]
В 2019 году отношения с государством еще больше ухудшились, поскольку власти приняли новый закон о религиозных организациях, который Сербская православная церковь интерпретировала как направленный на потенциальную конфискацию церковного имущества. Последовали длительные массовые публичные манифестации в поддержку Митрополии. [ 75 ] это продолжалось до парламентских выборов в августе 2020 года и до потери власти Демократической партии социалистов Черногории (ДПС). [ 76 ]
С 2020 года
[ редактировать ]5 сентября 2021 года новый глава епархии Йоаникий Мичович , который был администратором митрополии с 30 октября 2020 года, был возведен на престол в Цетиньском монастыре сербским патриархом Порфирием Перичем . Намерение Сербской Православной Церкви провести церемонию в историческом монастыре в городе Цетинье , бывшей столице страны, еще больше обострило политическую и этническую напряженность в Черногории и спровоцировало бурные протесты в Цетинье . [ 77 ] [ 78 ] [ 79 ]
List of metropolitans (Vladikas)
[ редактировать ]- Иларион I (1220–1242)
- Герман I (1242–1250)
- Неофит (1250–1270)
- Евстафий (1270–1279)
- Йован (1279–1286)
- Герман II (1286–1292)
- Михаил I (1293–1305)
- Андрей (1305–1319)
- Михаил II (1319)
- Давид I (1391–1396)
- Арсений I (1396–1417)
- Давид II (1417–1435)
- Ефтимий (1434–1446)
- Феодосий (после 1446 г.)
- Джозеф (1453)
- Висарион I (1482–1485)
- Пахомий I (1491–1493)
- Vavila (1493–1495)
- Роман (1496)
- Герман III (1496–1520)
- Павел (1520–1530)
- Василий I (1530–1532)
- Ромил I (1532–1540)
- Nikodim (1540)
- Рувим I (1540–1550)
- Макарий (1550–1558)
- Дионисий (1558 г.)
- Ромил II (1558–1561)
- Рувим II (1551–1569)
- Пахомие II (1569–1579)
- Gerasim (1575–1582)
- Бенджамин (1582–1591)
- Nikanor I and Stevan (1591–1593)
- Рувим III (1593–1636)
- Мардарие (1637–1659)
- Руфим IV (1673–1685)
- Василий II (1685 г.)
- Висарион II (1685–1692)
- Савва I (1694–1697)
- Данило I (1697–1735)
- Сава II (1735–1781)
- Сава II и Василий III (1750–1766)
- Арсений II (1781–1784)
- Петр I (1784–1830).
- Петар II (1830–1851)
- Данило II (1851–1852)
- Nikanor II (1858–1860)
- Иларион II (1860–1882)
- Висарион III (1882–1884)
- Mitrofan (1884–1920)
- Гаврило (1920–1938).
- Иоанн I (1938–1945)
- Арсений III (1947–1961)
- Данило III (1961–1990)
- Амфилохии (1990–2020)
- Йоаникие II (2020 – настоящее время)
Публикации в СМИ
[ редактировать ]Светигора (сербский: Светигора, английский: Святая Гора) — периодический журнал Сербской Православной Митрополии Черногории и Приморья, основанный в 1992 году митрополитом Амфилохием Радовичем , в настоящее время публикуемый и редактируемый «Издательско-информационным учреждением Митрополии». Черногории и Приморья». Содержит в основном церковные учения, поэзию, лекции, духовные уроки, репортажи, новости и хроники Митрополии, Сербской Православной Церкви и всех других православных церквей. В 1998 году митрополит Амфилохий также основал общенациональную радиостанцию «Светигора» .
Монастыри
[ редактировать ]В митрополии имеются следующие монастыри: [ 80 ]
- Семья
- Бешка
- Солдаты
- Враньина
- Горни Брчели
- Строительная площадка
- Блин
- Добрская ячейка
- Дони Брчели
- Длинная Морачка
- Дульево
- Жаница
- жеребенок
- Ну давай же
- Михольский перешеек
- Морача
- Морачник
- Процветание
- Орех
- Ostrog
- Ублюдки
- Автоматы
- Слабый
- Прасквица
- Чистая Краинска
- Преображения Господня
- Режевичи
- Рустово
- Савина
- Станевичи
- Старчева Горица
- Камера Пайпер
- Кириллица
- Цетинье
См. также
[ редактировать ]- Список митрополитов Черногории
- Восточное православие в Черногории
- Христианство в Черногории
- Сербы Черногории
- Епархии Сербской Православной Церкви
- Собор Воскресения Христова (Подгорица)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Чиркович 2004 , с. 43.
- ^ Алексов 2014 , с. 92-95.
- ^ №1 2021 .
- ^ «Митрополит Черногорско-Приморский» . Православная митрополия Черногорско-Приморской (Официальный сайт) (на сербском языке). 30 августа 2017 г. Проверено 22 января 2022 г.
- ^ Файн 1994 , с. 116-117.
- ^ Короткий 2006 , с. 392-393.
- ^ Файн 1994 , с. 309-310.
- ^ Чиркович 2004 , с. 64-65.
- ^ Чиркович 2004 , с. 91-92.
- ^ Чиркович 2004 , с. 92-93.
- ^ Файн 1994 , с. 520.
- ^ Файн 1994 , с. 534, 603.
- ^ Файн 1994 , с. 532.
- ^ Чиркович 2004 , с. 110, 138.
- ^ Чиркович 2004 , с. 110.
- ^ Файн 1994 , с. 534.
- ^ Чиркович 2004 , с. 135.
- ^ Сотирович 2011 , с. 143–169.
- ^ Станоевич 1975b , с. 97.
- ^ Перейти обратно: а б Алексов 2014 , с. 93.
- ^ Елавич 1983а , с. 84-85.
- ^ Чиркович 2004 , с. 185-186.
- ^ Елавич 1983а , с. 85-86.
- ^ Чиркович 2004 , с. 186.
- ^ Чиркович 2004 , с. 177.
- ^ Алексов 2014 , с. 93-94.
- ^ Елавич 1983а , с. 86–88, 247–249.
- ^ Чиркович 2004 , с. 186-187.
- ^ Чиркович 2004 , с. 189-190.
- ^ Джанкич 2016 , с. 116.
- ^ Алексов 2014 , с. 94.
- ^ Елавич 1983а , с. 249-254.
- ^ Перейти обратно: а б Чиркович 2004 , с. 215.
- ^ Алексов 2014 , с. 94-95.
- ^ Перейти обратно: а б Алексов 2014 , с. 95.
- ^ Елавич 1983b , с. 35.
- ^ Чиркович 2004 , с. 225.
- ^ Глас Црногорца, том. 33 (1904), вып. 1, с. 1.
- ^ Дуркович-Якшич 1991 , с. 64.
- ^ Елавич 1983b , с. 34.
- ^ Дуркович-Якшич 1991 , с. 72.
- ^ Елавич 1983b , с. 37.
- ^ Глас Црногорца, том. 39 (1910), вып. 35, с. 2.
- ^ Чиркович 2004 , с. 245.
- ^ Дуркович-Якшич 1991 , с. 74.
- ^ Циркович 2004 , стр. 251, 258.
- ^ Циркович 2004 , стр. 251–252.
- ^ Чиркович 2004 , с. 258.
- ↑ Решение Священного Синода № 1169 от 16 декабря 1918 г., Цетинье.
- ^ Вукович 1996 , с. 321.
- ^ Слиепчевич 1966 , стр. 611–612.
- ^ Вукович 1996 , стр. 107–109.
- ^ Вукович 1996 , стр. 236–237.
- ^ Пузович 2015 , стр. 211–220.
- ^ Джанкич 2016 , с. 117.
- ^ Слиепчевич 1986 , с. 135.
- ^ Чиркович 2004 , с. 275.
- ^ Слиепчевич 1986 , стр. 215, 224, 259.
- ^ Вукович 1996 , стр. 37–38.
- ^ Слиепчевич 1986 , стр. 259–260.
- ^ Вукович 1996 , с. 161.
- ^ Вахтель 2004 , стр. 143–144, 147.
- ^ Джанкич 2016 , стр. 117–118.
- ^ Джанкич 2016 , с. 119.
- ^ Черногорско-Приморская митрополия: Монастыри.
- ^ Митрополия Черногории и Приморья: Приходы
- ^ Джанкич 2016 , с. 122.
- ^ Будимлянско-Никшичская епархия в истории
- ^ Коммюнике Епархиального совета Православной Церкви в Черногории (2010 г.)
- ^ Бухенау 2014 , стр. 79–80.
- ^ Джанкич 2016 , стр. 123–124.
- ^ Бухенау 2014 , с. 85.
- ^ Джанкич 2016 , стр. 120–121.
- ^ Заявление Митрополии Черногории и Прибрежных земель (2009 г.)
- ↑ В Черногории прошла массовая служба в защиту Сербской церкви (2019).
- ^ Тодорович, Милош (2024). «Православие в дипломатии: обзор религиозной дипломатии и роли Сербской Православной Церкви в международных отношениях» . Журнал балканских и черноморских исследований (12): 121. doi : 10.56679/balkar.1449077 . Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ «Новый глава Сербской православной церкви в Черногории вступил в должность в результате столкновения полиции с протестующими» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . 05.09.2021.
- ^ «Столкновения полиции с противниками сербской церкви в Черногории» . Майами Геральд . 05.09.2021.
- ^ «В Черногории происходят столкновения из-за прихода к власти лидера Сербской православной церкви» . Би-би-си . 05.09.2021.
- ^ Черногорско-Приморская митрополия: Монастыри.
Источники
[ редактировать ]- Алексов, Боян (2014). «Сербская Православная Церковь». Православное христианство и национализм в Юго-Восточной Европе девятнадцатого века . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 65–100. ISBN 9780823256068 .
- Батакович, Душан Т. , изд. (2005). народа сербского История (на французском языке). Лозанна: эпоха человека. ISBN 9782825119587 .
- Бухенау, Клаус (2014). «Сербская Православная Церковь». Восточное христианство и политика в XXI веке . Лондон-Нью-Йорк: Рутледж. стр. 67–93. ISBN 9781317818663 .
- Каттаруцца, Амаэль; Михелс, Патрик (2005). «Православная двойственность в Черногории» . Балканология: журнал междисциплинарных исследований . 9 (1–2): 235–253.
- Чиркович, Сима (2004). Сербы . Молден: Издательство Блэквелл. ISBN 9781405142915 .
- Курта, Флорин (2006). Юго-Восточная Европа в средние века, 500–1250 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521815390 .
- Дуркович-Якшич, Любомир (1991). Черногорская митрополия никогда не была автокефальной . Белград-Цетинье: Священный Синод Епископов Сербской Православной Церкви, Митрополии Черногории и Приморья.
- Джанкич, Елена (2016). «Религия и идентичность в Черногории». Монашество в Восточной Европе и республиках бывшего СССР . Лондон-Нью-Йорк: Рутледж. стр. 110–129. ISBN 9781317391050 .
- Хорошо, Джон Ван Антверпен младший (1994) [1987]. Позднесредневековые Балканы: критический обзор с конца двенадцатого века до османского завоевания . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета. ISBN 0472082604 .
- Фотич, Александр (2008). «Сербская православная церковь» Энциклопедия Османской империи Нью-Йорк: Издательство информационной базы. стр. 100-1 519–520. ISBN 9781438110257 .
- Иванович, Филип (2006). Вопрос об автокефалии Черногорско-Приморской митрополии . Подгорица-Цетинье: Unirex, Светигора. ISBN 9788676600335 .
- Ивич, Павле , изд. (1995). История сербской культуры . Edgware: Издательство Porthill. ISBN 9781870732314 .
- Янкович, Мария (1984). «Соборные церкви Зетского епископства и митрополии в средние века » Исторический журнал . 31 : 199–204.
- Янкович, Мария (1985). Епископства и митрополии Сербской Церкви в средние века . Белград: Институт истории САНУ.
- Елавич, Барбара (1983a). История Балкан: восемнадцатый и девятнадцатый века . Том. 1. Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521274586 .
- Елавич, Барбара (1983b). История Балкан: двадцатый век . Том. 2. Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521274593 .
- Милеушнич, Слободан, изд. (1989). Сербская Православная Церковь: ее прошлое и настоящее . Том. 7. Белград:Сербская православная церковь.
- Моррисон, Кеннет (2009). Черногория: современная история . Лондон-Нью-Йорк: IBTauris.
- Моррисон, Кеннет; Чагорович, Небойша (2014). «Политическая динамика внутриправославного конфликта в Черногории». Политизация религии, власть государства, нации и веры: пример бывшей Югославии и ее государств-преемников . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 151–170. дои : 10.1057/9781137477866_7 . ISBN 978-1-349-50339-1 .
- Павлович, Павел (1989). История Сербской Православной Церкви . Книги сербского наследия. ISBN 9780969133124 .
- Попович, Светлана (2002). «Сербское епископство видит в тринадцатом веке» . Старинар (51: 2001): 171–184.
- Пузович, Предраг (2015). «Страдания священников во время Первой мировой войны на территории Цетиньской, Печской и Никшичской епархии» (PDF) . Богословие: Журнал православного богословского факультета в Белграде . 74 (2): 211–220.
- Радич, Радмила (2007). «Сербское христианство». Блэквеллский компаньон восточного христианства . Молден: Издательство Блэквелл. стр. 231–248. ISBN 9780470766392 .
- Самарджич, Радован ; Душков, Милан, ред. (1993). Сербы в европейской цивилизации . Белград: Нова, Сербская академия наук и искусств, Институт балканских исследований. ISBN 9788675830153 .
- Слиепчевич, Джоко М. (1962). История Сербской Православной Церкви . Том. 1. Мюнхен: Искра.
- Слиепчевич, Джоко М. (1966). История Сербской Православной Церкви . Том. 2. Мюнхен: Искра.
- Слиепчевич, Джоко М. (1986). История Сербской Православной Церкви . Том. 3. Кёльн: Искра.
- Сотирович, Владислав Б. (2011). «Сербский Патриархат Печа в Османской империи: первый этап (1557–94)» . 25 (2): 143–169.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Станоевич, Глигор (1975a). «Черногория в XVI веке». История Черногории . Том. 3. Титоград: Редакция истории Черногории. стр. 1–88.
- Станоевич, Глигор (1975b). «Черногория в XVII веке». История Черногории . Том. 3. Титоград: Редакция истории Черногории. стр. 89–227.
- Станоевич, Глигор (1975c). «Черногория в XVIII веке». История Черногории . Том. 3. Титоград: Редакция истории Черногории. стр. 229–499.
- Вукович, Сава (1996). Сербские иерархи с IX по XX век . Евро, Юнирекс, Каленич.
- Вахтель, Эндрю Б. (2004). «Как использовать классику: Петар Петрович-Негош в двадцатом веке». Идеологии и национальные идентичности: пример Юго-Восточной Европы двадцатого века . Будапешт: Издательство Центральноевропейского университета. стр. 131–153. ISBN 9789639241824 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальные страницы Черногорско-Приморской митрополии
- Венецианская комиссия (2015 г.): Проект совместного промежуточного заключения по проекту закона о свободе религии Черногории
- Венецианская комиссия (2019): Черногория: Мнение о проекте закона о свободе религии или убеждений и правовом статусе религиозных общин
- Совет Европы (2019 г.): Черногория: Положения о правах религиозной собственности включают положительные изменения в устаревшем законодательстве, но требуют большей ясности, заявляет Венецианская комиссия
- Свобода религии и убеждений в Черногории: выводы (2019 г.)