Jump to content

Феликс Дюбуа

Альбер Феликс Дюбуа
Феликс Дюбуа в Тимбукту в 1907 году.
Рожденный ( 1862-09-16 ) 16 сентября 1862 г.
Дрезден , Саксония
Умер 1 июня 1945 г. ( 1945-06-01 ) (82 года)
Париж , Франция
Национальность Французский
Род занятий Журналист, исследователь
Известный Тимбукту: загадочный

Альбер Феликс Дюбуа (16 сентября 1862 – 1 июня 1945) был французским журналистом, исследователем и предпринимателем, который наиболее известен своими книгами о своих путешествиях по Французской Западной Африке .

Дюбуа был сыном известного шеф-повара, написавшего ряд популярных кулинарных книг. Он начал свою карьеру в качестве европейского корреспондента в Берлине и Вене в нескольких французских газетах. В 1890 году он отправился в Гвинею , чтобы сообщить об исследовательской экспедиции. Позже он писал отчеты о Палестине и анархизме. В 1894 году он был одним из репортеров, отправленных в недавно оккупированный город Тимбукту . Его опыт был описан в популярной книге 1896 года. Его послали сообщить о другой экспедиции в Западную Африку в 1897 году, но он покинул страну с отвращением из-за жестокости командира, который вскоре был убит. В 1898 году Дюбуа задумал создать первую компанию по грузовым перевозкам, которая будет использовать грузовики, чтобы избежать необходимости в носильщиках во Французском Судане и одновременно получать прибыль. Предприятие столкнулось со многими трудностями и рухнуло в 1900 году.

Дюбуа провел несколько лет в Париже, прежде чем отправиться в еще одну экспедицию в 1907 году, на этот раз пересечь Сахару с севера на юг. Он нашел реликвии древних цивилизаций в горах Хоггар на юге Французского Алжира , но не смог найти время, чтобы как следует их изучить. Женившись на наследнице, от которой у него было пятеро детей, он начал безуспешные деловые предприятия в Сибири, на Алтае и в Альберте, Канада. О своих путешествиях он написал несколько книг.

Ранние годы

[ редактировать ]

Дюбуа родился 16 сентября 1862 года в Дрездене , Саксония. Его отец, Урбен Дюбуа , был известным шеф-поваром из Прованса. Его мать, Мария Виржини Бодер, была из Невшателя в Швейцарии. Его отец вернулся во Францию, когда в 1870 году началась франко-прусская война . Феликс и его младший брат Эрнест учились в колледже Мелена с 1873 по 1880 год, а затем в Торговой школе в Париже с 1880 по 1882 год. Затем Феликс провел один год во Франции. год военной службы в Дре, прежде чем стать журналистом. [ 1 ]

Журналист

[ редактировать ]

Связи отца сделали его желанным гостем в Берлине и Вене, где он стал корреспондентом нескольких французских журналов, включая Le Soleil , La France , Le Gaulois и Le Petit Marseillais . В 1890 году L'Illustration попросил его сопровождать и делать репортажи об экспедиции под руководством Анри Бросселара-Файдерба по исследованию Гвинеи и истоков реки Нигер . Экспедиция установила маршрут железнодорожной линии от реки Меллакори до Канкана и определила границу между новой колонией Французской Гвинеи и британской колонией Сьерра-Леоне . Отчет Дюбуа появился в L'Illustration в 1892 году. [ 1 ] Затем он предпринял путешествие в Палестину для газеты «Фигаро» , которое он описал в статье о Nöel en Bethléem («Рождество в Вифлееме»). В 1894 году он опубликовал Le péril anarchiste («Опасность анархиста»), не совсем серьезную работу. [ 2 ]

Французские войска под предводительством Жозефа Жоффра вошли в Тимбукту 12 февраля 1894 года. L'illustration направила двух старших репортеров, Дюбуа и Жюля Юре . Дюбуа достиг Дакара в октябре 1894 года и отправился по железной дороге, затем на пароходе, по суше и на лодке по Нигеру до Кабары , порта Тимбукту. [ 3 ] По дороге он встретил Эрнеста Нуаро , администратора кружка Сине-Салум в Сенегале. Он восхищался подходом Нуаро к управлению Сине-Салумом и особенно его школами, обеспечивая начальное образование по французскому языку, внедряя новые культуры (кукуруза, овощи и европейские ягоды), знакомя учеников и их родителей с использованием плуга. Дюбуа описал Нуаро как скромного светского миссионера. [ 4 ] Дюбуа думал, что народ фула в Сенегале был изгнан из Адрара на севере маврами, которые, в свою очередь, были изгнаны из Испании. [ 5 ]

Дома в Дженне, Тимбукту: загадочные

Дальше на восток Дюбуа обнаружил, что народ сонгай возле Дженне совершенно отличается в этническом отношении от других жителей региона. [ 6 ] Они сказали ему, что изначально пришли с востока, и Дюбуа на основании своих исследований пришел к выводу, что они могли прийти из Йемена . [ 7 ] Дюбуа обнаружил сходство между домами в Дженне и гробницами Древнего Египта, а также визуальное сходство между сонгайцами и нубийцами и предположил, что город также мог изначально быть колонией Верхнего Египта. [ 8 ] С другой стороны, он писал об этих людях:

В шестнадцатом веке этой стране был придан чудесный импульс, и в самом сердце черного континента возникла чудесная цивилизация. Эта цивилизация не была навязана обстоятельствами и силой, как это часто бывает даже в наших странах, а была спонтанно желана, вызвана и пропагандирована человеком негритянской расы. К сожалению, его самые справедливые обещания так и не были выполнены, и не столько из-за местных преемников, сколько из-за цивилизованных (некоторые говорят, белых) народов, которые безжалостно уничтожили все это доброе семя и заставили плевелы варварства прорасти заново. [ 9 ]

Большая мечеть или мечеть Джингарейбер в Тимбукту, из Тимбукту: загадочная

Дюбуа провел в Тимбукту несколько недель, делая записи и фотографируя. Они легли в основу его книги 1897 года Tomboctou la Mystérieuse («Тимбукту: таинственный»). [ 3 ] Он признал, что в Тимбукту не было впечатляющих зданий, но объяснил это отсутствием подходящих материалов. Он продолжал: «Поэтому, не имея возможности развивать чувственные искусства, Тимбукту сохраняла все свои силы для интеллектуальных, и здесь ее власть была наивысшей». [ 10 ] [ 11 ] Он описал «Университет Санкоре» в Тимбукту. [ а ] Говоря о более раннем периоде истории города, он говорит:

Ученые Тимбукту ни в чем не уступили святым и их чудесам. Во время своего пребывания в зарубежных университетах Феса, Туниса и Каира «они поразили своей эрудицией самых ученых мужей ислама». То, что эти негры находились на одном уровне с арабскими учеными, подтверждается тем фактом, что они были назначены профессорами в Марокко и Египте. В отличие от этого мы обнаруживаем, что арабы не всегда соответствовали требованиям Санкоре. [ 13 ]

В 1897 году Дюбуа был завербован французскими колониальными властями для сопровождения военной экспедиции под командованием капитана Мариуса Габриэля Каземажу, которая должна была достичь Чада раньше британцев. В гонке со временем Казамажу безжалостно изгонял носильщиков и расстреливал тех, кто пытался сбежать. Дюбуа поссорился с Казамажу из-за этих методов и покинул экспедицию в Сэе . [ 3 ] Несколько недель спустя Казамажу был убит в Зиндере . Дюбуа отправился домой через Дагомею и добрался до Франции в 1898 году. [ 3 ]

Предприниматель

[ редактировать ]
Карта Французской Западной Африки, опубликованная в журнале Le Temps в марте 1890 года для иллюстрации отчета о путешествии капитана Луи Гюстава Бингера в 1887–1889 годах.

Осенью 1898 года Дюбуа посетил выставку автомобилей и велосипедов, которая натолкнула его на мысль ввести во Французском Судане моторизованные повозки вместо носильщиков. Частная компания, имеющая хорошие связи с колониальными властями, могла бы получать прибыль, помогая жителям региона. Он получил финансовую поддержку для дальнейшего изучения этой концепции и с этой целью запустил «Dubois et Cie». [ 14 ] 16 декабря 1898 года первый грузовик был приземлен в Кайесе на церемонии, на которой присутствовал губернатор полковник Эдгар де Трентиниан . [ 14 ]

Испытания показали, что состояние дорог является ключевым фактором успеха предприятия. Получив согласие Трентиниана на содержание дорог в порядке, Дюбуа вернулся во Францию, чтобы собрать дополнительную поддержку и средства. Он основал компанию SOUDAUTO с собственным капиталом в 100 000 франков и общим капиталом в 1 200 000 франков. Колония будет содержать дорогу между Токото и Бамако за свой счет, а компания предоставит 85 грузовиков. [ 14 ] Общее расстояние между Кайесом и Бамако составляло 400 километров (250 миль). [ 15 ] Обслуживание начнется не позднее марта 1900 года. Дюбуа пообещал, что инвесторы получат хорошую прибыль. [ 14 ]

Вернувшись в Судан с первыми автомобилями, Дюбуа обнаружил множество проблем. Трентиниан был отстранен от должности, местные власти относились к предприятию враждебно, европейский персонал и китайские водители были некомпетентны и заболели, дороги пришли в упадок из-за чрезмерного использования и плохого обслуживания, возникла эпидемия желтой лихорадки . [ 14 ] Несмотря на все это, Дюбуа сумел использовать 55 машин с бочками с топливом и 1 января 1900 года совершил символическое путешествие из Кати в Бамако , о котором широко сообщалось в международной прессе. [ 16 ] Это предприятие было первым, на котором для перевозки генеральных грузов использовались грузовые автомобили. Его транспортными средствами были 9,5-сильные фургоны De Dietrich с бензиновыми двигателями, построенные в Люневиле , Франция. [ 15 ]

Песок с грунтовой дороги попал в рабочие части, которые вскоре остановились. [ 15 ] Компания развалилась. Ее имущество в Судане было конфисковано, а судебные дела затянулись, а транспортные средства простаивали. Окончательно проблема была решена в декабре 1913 года. [ 17 ] Дюбуа потерял все свои деньги, но сохранил свою репутацию и в 1900 году был специальным комиссаром Французского Судана на Всемирной выставке . [ 17 ] Его отец умер в 1901 году. Дюбуа унаследовал некоторые лицензионные права на книги своего отца и сделал довольно выгодные вложения капитала. Следующие несколько лет он смог безбедно жить и принимать участие в светской жизни Парижа. [ 17 ]

Транссахарская экспедиция

[ редактировать ]
Великая мечеть Дженне была построена в 1906–1907 годах на руинах более ранней мечети. На этом виде показан северо-восточный угол. Дюбуа Из «Нотр-красавого Нигера» (1911).

В 1907 году, в возрасте 45 лет, Дюбуа получил еще одну официальную миссию в Африке — пересечь Сахару без сопровождения из Алжира в Судан. [ 17 ] Экспедицию поддерживали различные правительственные ведомства, а также Французский комитет Африки , Географическое общество и Коммерческое географическое общество . Дюбуа должен был изучить население Сахары, условия региона и возможность установления регулярных коммерческих контактов между Алжиром и Суданом. [ 18 ] Его группа верблюдов покинула Бискру 9 апреля 1907 года и направилась в Большой Западный Эрг . Он встретил генерала Франсуа-Анри Лаперрина в Тагузи , достиг Адрара в Туате 11 июня 1907 года и достиг оазиса Ин Салах 29 июля. В октябре 1907 года он встретил отца Шарля де Фуко в Таманрассете на юге Алжира. [ 18 ]

Дюбуа сделал серию археологических находок в горах Хоггар на юге Алжира недалеко от Таманрассета. К ним относятся первый известный рисунок колесницы в регионе, погребальные памятники и наскальные рисунки. Он не опубликовал работу, которая была неизвестна до недавнего времени. [ 18 ] Он был очарован находками следов древней цивилизации и мечтал вернуться с более оснащенной экспедицией, чтобы предпринять более тщательное и целенаправленное исследование топографии, археологии и этнографии региона. [ 19 ]

Из гор Хоггар маршрут Дюбуа вел его на юг в Гао , затем на запад в Тимбукту, который теперь был тихим колониальным городом, а оттуда вверх по Нигеру до Куликоро , а затем поездом до Кайеса. Его последняя книга «Notre beau Niger» (1911) прославляла социальные и экономические выгоды, которые французское колониальное правление принесло Западной Африке. [ 17 ] По его мнению, французы добились большего успеха, чем другие колонизаторы в Африке, потому что они были не склонны к предрассудкам в отношении цвета кожи. [ 20 ] Дюбуа считал, что железная дорога и льготы французской администрации помогут Судану вернуть былую славу. [ 21 ] Нотр-Бо-Нигер, возможно, был слишком восторженным и был призван повысить интерес к колонии во Франции. Его отчет о своем путешествии по пустыне, «Загадка Сахары» , рекламировался как должен был появиться после «Нотр-Бо-Нигер» . [ 22 ] Оно никогда не было опубликовано.

Более поздняя карьера

[ редактировать ]

По возвращении во Францию ​​24 марта 1908 года Дюбуа женился на Луизе Трибер, 30-летней дочери сенатора Луи Трибера (1819–1899). У них должно было быть пятеро детей. Приданое его жены позволило Дюбуа продолжать дальнейшие предприятия. [ 23 ] В январе 1913 года он основал компанию с капиталом в 6 миллионов золотых рублей для разработки ресурсов Кузнецкого бассейна в Сибири. [ 24 ] Он также стал заниматься алмазными приисками на Алтае . Спустя долгое время после того, как революция 1917 года свергла царей от власти, Дюбуа питал надежды вернуть эти инвестиции. Во время Первой мировой войны он отправился в Канаду, где заинтересовался нефтяными месторождениями Альберты и продолжал инвестировать в эту область по крайней мере до 1925 года, снова потеряв свои деньги. [ 24 ]

Его жена умерла в 1933 году. Феликс Дюбуа умер 1 июня 1945 года в возрасте 83 лет. Он был кремирован на частной церемонии на кладбище Пер-Лашез в Париже. [ 25 ]

Работает

[ редактировать ]

Книги

  • Дюбуа, Феликс (1893). Жизнь на Черном континенте (на французском языке). Риу, Эдуард (иллюстратор). Париж: Дж. Хетцель.
  • Дюбуа, Феликс (1894). Анархическая опасность. Тайная организация анархистской партии. Происхождение и история. Анархистская пропаганда и т. д. (на французском языке). Париж: Э. Фламмарион.
  • Дюбуа, Феликс; Деречеф, Ральф (1894). Анархическая опасность... Переведено, отредактировано и дополнено дополнительной главой Р. Деречефа . Лондон: Т.Ф. Анвин.
  • Дюбуа, Феликс (1896). Тимбукту: загадочный . Уайт, Диана (переводчик). Нью-Йорк: Лонгманс.
  • Дюбуа, Феликс (1897). Тимбукту Таинственный (на французском языке). Париж: Э. Фламмарион.
  • Дюбуа, Феликс (1911). Наш прекрасный Нигер: пятнадцать лет французской колонизации (на французском языке). Париж: Фламмарион.

Статьи

Примечания

  1. ^ Официального «Университета Санкоре» не существовало. Многие ученые жили в квартале Санкоре, но преподавание велось в основном в домах шейхов или, в меньшей степени, в мечетях. [ 12 ]

Цитаты

Источники

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8dcd3471ccf8b37551f79a005e96d497__1724363640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8d/97/8dcd3471ccf8b37551f79a005e96d497.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Félix Dubois - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)