Феликс Дюбуа
Альбер Феликс Дюбуа | |
---|---|
![]() Феликс Дюбуа в Тимбукту в 1907 году. | |
Рожденный | Дрезден , Саксония | 16 сентября 1862 г.
Умер | 1 июня 1945 г. Париж , Франция | (82 года)
Национальность | Французский |
Род занятий | Журналист, исследователь |
Известный | Тимбукту: загадочный |
Альбер Феликс Дюбуа (16 сентября 1862 – 1 июня 1945) был французским журналистом, исследователем и предпринимателем, который наиболее известен своими книгами о своих путешествиях по Французской Западной Африке .
Дюбуа был сыном известного шеф-повара, написавшего ряд популярных кулинарных книг. Он начал свою карьеру в качестве европейского корреспондента в Берлине и Вене в нескольких французских газетах. В 1890 году он отправился в Гвинею , чтобы сообщить об исследовательской экспедиции. Позже он писал отчеты о Палестине и анархизме. В 1894 году он был одним из репортеров, отправленных в недавно оккупированный город Тимбукту . Его опыт был описан в популярной книге 1896 года. Его послали сообщить о другой экспедиции в Западную Африку в 1897 году, но он покинул страну с отвращением из-за жестокости командира, который вскоре был убит. В 1898 году Дюбуа задумал создать первую компанию по грузовым перевозкам, которая будет использовать грузовики, чтобы избежать необходимости в носильщиках во Французском Судане и одновременно получать прибыль. Предприятие столкнулось со многими трудностями и рухнуло в 1900 году.
Дюбуа провел несколько лет в Париже, прежде чем отправиться в еще одну экспедицию в 1907 году, на этот раз пересечь Сахару с севера на юг. Он нашел реликвии древних цивилизаций в горах Хоггар на юге Французского Алжира , но не смог найти время, чтобы как следует их изучить. Женившись на наследнице, от которой у него было пятеро детей, он начал безуспешные деловые предприятия в Сибири, на Алтае и в Альберте, Канада. О своих путешествиях он написал несколько книг.
Ранние годы
[ редактировать ]Дюбуа родился 16 сентября 1862 года в Дрездене , Саксония. Его отец, Урбен Дюбуа , был известным шеф-поваром из Прованса. Его мать, Мария Виржини Бодер, была из Невшателя в Швейцарии. Его отец вернулся во Францию, когда в 1870 году началась франко-прусская война . Феликс и его младший брат Эрнест учились в колледже Мелена с 1873 по 1880 год, а затем в Торговой школе в Париже с 1880 по 1882 год. Затем Феликс провел один год во Франции. год военной службы в Дре, прежде чем стать журналистом. [ 1 ]
Журналист
[ редактировать ]Связи отца сделали его желанным гостем в Берлине и Вене, где он стал корреспондентом нескольких французских журналов, включая Le Soleil , La France , Le Gaulois и Le Petit Marseillais . В 1890 году L'Illustration попросил его сопровождать и делать репортажи об экспедиции под руководством Анри Бросселара-Файдерба по исследованию Гвинеи и истоков реки Нигер . Экспедиция установила маршрут железнодорожной линии от реки Меллакори до Канкана и определила границу между новой колонией Французской Гвинеи и британской колонией Сьерра-Леоне . Отчет Дюбуа появился в L'Illustration в 1892 году. [ 1 ] Затем он предпринял путешествие в Палестину для газеты «Фигаро» , которое он описал в статье о Nöel en Bethléem («Рождество в Вифлееме»). В 1894 году он опубликовал Le péril anarchiste («Опасность анархиста»), не совсем серьезную работу. [ 2 ]
Французские войска под предводительством Жозефа Жоффра вошли в Тимбукту 12 февраля 1894 года. L'illustration направила двух старших репортеров, Дюбуа и Жюля Юре . Дюбуа достиг Дакара в октябре 1894 года и отправился по железной дороге, затем на пароходе, по суше и на лодке по Нигеру до Кабары , порта Тимбукту. [ 3 ] По дороге он встретил Эрнеста Нуаро , администратора кружка Сине-Салум в Сенегале. Он восхищался подходом Нуаро к управлению Сине-Салумом и особенно его школами, обеспечивая начальное образование по французскому языку, внедряя новые культуры (кукуруза, овощи и европейские ягоды), знакомя учеников и их родителей с использованием плуга. Дюбуа описал Нуаро как скромного светского миссионера. [ 4 ] Дюбуа думал, что народ фула в Сенегале был изгнан из Адрара на севере маврами, которые, в свою очередь, были изгнаны из Испании. [ 5 ]

Дальше на восток Дюбуа обнаружил, что народ сонгай возле Дженне совершенно отличается в этническом отношении от других жителей региона. [ 6 ] Они сказали ему, что изначально пришли с востока, и Дюбуа на основании своих исследований пришел к выводу, что они могли прийти из Йемена . [ 7 ] Дюбуа обнаружил сходство между домами в Дженне и гробницами Древнего Египта, а также визуальное сходство между сонгайцами и нубийцами и предположил, что город также мог изначально быть колонией Верхнего Египта. [ 8 ] С другой стороны, он писал об этих людях:
В шестнадцатом веке этой стране был придан чудесный импульс, и в самом сердце черного континента возникла чудесная цивилизация. Эта цивилизация не была навязана обстоятельствами и силой, как это часто бывает даже в наших странах, а была спонтанно желана, вызвана и пропагандирована человеком негритянской расы. К сожалению, его самые справедливые обещания так и не были выполнены, и не столько из-за местных преемников, сколько из-за цивилизованных (некоторые говорят, белых) народов, которые безжалостно уничтожили все это доброе семя и заставили плевелы варварства прорасти заново. [ 9 ]

Дюбуа провел в Тимбукту несколько недель, делая записи и фотографируя. Они легли в основу его книги 1897 года Tomboctou la Mystérieuse («Тимбукту: таинственный»). [ 3 ] Он признал, что в Тимбукту не было впечатляющих зданий, но объяснил это отсутствием подходящих материалов. Он продолжал: «Поэтому, не имея возможности развивать чувственные искусства, Тимбукту сохраняла все свои силы для интеллектуальных, и здесь ее власть была наивысшей». [ 10 ] [ 11 ] Он описал «Университет Санкоре» в Тимбукту. [ а ] Говоря о более раннем периоде истории города, он говорит:
Ученые Тимбукту ни в чем не уступили святым и их чудесам. Во время своего пребывания в зарубежных университетах Феса, Туниса и Каира «они поразили своей эрудицией самых ученых мужей ислама». То, что эти негры находились на одном уровне с арабскими учеными, подтверждается тем фактом, что они были назначены профессорами в Марокко и Египте. В отличие от этого мы обнаруживаем, что арабы не всегда соответствовали требованиям Санкоре. [ 13 ]
В 1897 году Дюбуа был завербован французскими колониальными властями для сопровождения военной экспедиции под командованием капитана Мариуса Габриэля Каземажу, которая должна была достичь Чада раньше британцев. В гонке со временем Казамажу безжалостно изгонял носильщиков и расстреливал тех, кто пытался сбежать. Дюбуа поссорился с Казамажу из-за этих методов и покинул экспедицию в Сэе . [ 3 ] Несколько недель спустя Казамажу был убит в Зиндере . Дюбуа отправился домой через Дагомею и добрался до Франции в 1898 году. [ 3 ]
Предприниматель
[ редактировать ]
Осенью 1898 года Дюбуа посетил выставку автомобилей и велосипедов, которая натолкнула его на мысль ввести во Французском Судане моторизованные повозки вместо носильщиков. Частная компания, имеющая хорошие связи с колониальными властями, могла бы получать прибыль, помогая жителям региона. Он получил финансовую поддержку для дальнейшего изучения этой концепции и с этой целью запустил «Dubois et Cie». [ 14 ] 16 декабря 1898 года первый грузовик был приземлен в Кайесе на церемонии, на которой присутствовал губернатор полковник Эдгар де Трентиниан . [ 14 ]
Испытания показали, что состояние дорог является ключевым фактором успеха предприятия. Получив согласие Трентиниана на содержание дорог в порядке, Дюбуа вернулся во Францию, чтобы собрать дополнительную поддержку и средства. Он основал компанию SOUDAUTO с собственным капиталом в 100 000 франков и общим капиталом в 1 200 000 франков. Колония будет содержать дорогу между Токото и Бамако за свой счет, а компания предоставит 85 грузовиков. [ 14 ] Общее расстояние между Кайесом и Бамако составляло 400 километров (250 миль). [ 15 ] Обслуживание начнется не позднее марта 1900 года. Дюбуа пообещал, что инвесторы получат хорошую прибыль. [ 14 ]
Вернувшись в Судан с первыми автомобилями, Дюбуа обнаружил множество проблем. Трентиниан был отстранен от должности, местные власти относились к предприятию враждебно, европейский персонал и китайские водители были некомпетентны и заболели, дороги пришли в упадок из-за чрезмерного использования и плохого обслуживания, возникла эпидемия желтой лихорадки . [ 14 ] Несмотря на все это, Дюбуа сумел использовать 55 машин с бочками с топливом и 1 января 1900 года совершил символическое путешествие из Кати в Бамако , о котором широко сообщалось в международной прессе. [ 16 ] Это предприятие было первым, на котором для перевозки генеральных грузов использовались грузовые автомобили. Его транспортными средствами были 9,5-сильные фургоны De Dietrich с бензиновыми двигателями, построенные в Люневиле , Франция. [ 15 ]
Песок с грунтовой дороги попал в рабочие части, которые вскоре остановились. [ 15 ] Компания развалилась. Ее имущество в Судане было конфисковано, а судебные дела затянулись, а транспортные средства простаивали. Окончательно проблема была решена в декабре 1913 года. [ 17 ] Дюбуа потерял все свои деньги, но сохранил свою репутацию и в 1900 году был специальным комиссаром Французского Судана на Всемирной выставке . [ 17 ] Его отец умер в 1901 году. Дюбуа унаследовал некоторые лицензионные права на книги своего отца и сделал довольно выгодные вложения капитала. Следующие несколько лет он смог безбедно жить и принимать участие в светской жизни Парижа. [ 17 ]
Транссахарская экспедиция
[ редактировать ]
В 1907 году, в возрасте 45 лет, Дюбуа получил еще одну официальную миссию в Африке — пересечь Сахару без сопровождения из Алжира в Судан. [ 17 ] Экспедицию поддерживали различные правительственные ведомства, а также Французский комитет Африки , Географическое общество и Коммерческое географическое общество . Дюбуа должен был изучить население Сахары, условия региона и возможность установления регулярных коммерческих контактов между Алжиром и Суданом. [ 18 ] Его группа верблюдов покинула Бискру 9 апреля 1907 года и направилась в Большой Западный Эрг . Он встретил генерала Франсуа-Анри Лаперрина в Тагузи , достиг Адрара в Туате 11 июня 1907 года и достиг оазиса Ин Салах 29 июля. В октябре 1907 года он встретил отца Шарля де Фуко в Таманрассете на юге Алжира. [ 18 ]
Дюбуа сделал серию археологических находок в горах Хоггар на юге Алжира недалеко от Таманрассета. К ним относятся первый известный рисунок колесницы в регионе, погребальные памятники и наскальные рисунки. Он не опубликовал работу, которая была неизвестна до недавнего времени. [ 18 ] Он был очарован находками следов древней цивилизации и мечтал вернуться с более оснащенной экспедицией, чтобы предпринять более тщательное и целенаправленное исследование топографии, археологии и этнографии региона. [ 19 ]
Из гор Хоггар маршрут Дюбуа вел его на юг в Гао , затем на запад в Тимбукту, который теперь был тихим колониальным городом, а оттуда вверх по Нигеру до Куликоро , а затем поездом до Кайеса. Его последняя книга «Notre beau Niger» (1911) прославляла социальные и экономические выгоды, которые французское колониальное правление принесло Западной Африке. [ 17 ] По его мнению, французы добились большего успеха, чем другие колонизаторы в Африке, потому что они были не склонны к предрассудкам в отношении цвета кожи. [ 20 ] Дюбуа считал, что железная дорога и льготы французской администрации помогут Судану вернуть былую славу. [ 21 ] Нотр-Бо-Нигер, возможно, был слишком восторженным и был призван повысить интерес к колонии во Франции. Его отчет о своем путешествии по пустыне, «Загадка Сахары» , рекламировался как должен был появиться после «Нотр-Бо-Нигер» . [ 22 ] Оно никогда не было опубликовано.
Более поздняя карьера
[ редактировать ]По возвращении во Францию 24 марта 1908 года Дюбуа женился на Луизе Трибер, 30-летней дочери сенатора Луи Трибера (1819–1899). У них должно было быть пятеро детей. Приданое его жены позволило Дюбуа продолжать дальнейшие предприятия. [ 23 ] В январе 1913 года он основал компанию с капиталом в 6 миллионов золотых рублей для разработки ресурсов Кузнецкого бассейна в Сибири. [ 24 ] Он также стал заниматься алмазными приисками на Алтае . Спустя долгое время после того, как революция 1917 года свергла царей от власти, Дюбуа питал надежды вернуть эти инвестиции. Во время Первой мировой войны он отправился в Канаду, где заинтересовался нефтяными месторождениями Альберты и продолжал инвестировать в эту область по крайней мере до 1925 года, снова потеряв свои деньги. [ 24 ]
Его жена умерла в 1933 году. Феликс Дюбуа умер 1 июня 1945 года в возрасте 83 лет. Он был кремирован на частной церемонии на кладбище Пер-Лашез в Париже. [ 25 ]
Работает
[ редактировать ]Книги
- Дюбуа, Феликс (1893). Жизнь на Черном континенте (на французском языке). Риу, Эдуард (иллюстратор). Париж: Дж. Хетцель.
- Дюбуа, Феликс (1894). Анархическая опасность. Тайная организация анархистской партии. Происхождение и история. Анархистская пропаганда и т. д. (на французском языке). Париж: Э. Фламмарион.
- Дюбуа, Феликс; Деречеф, Ральф (1894). Анархическая опасность... Переведено, отредактировано и дополнено дополнительной главой Р. Деречефа . Лондон: Т.Ф. Анвин.
- Дюбуа, Феликс (1896). Тимбукту: загадочный . Уайт, Диана (переводчик). Нью-Йорк: Лонгманс.
- Дюбуа, Феликс (1897). Тимбукту Таинственный (на французском языке). Париж: Э. Фламмарион.
- Дюбуа, Феликс (1911). Наш прекрасный Нигер: пятнадцать лет французской колонизации (на французском языке). Париж: Фламмарион.
Статьи
- Дюбуа, Феликс (3 декабря 1892 г.). «Рождество на Святой Земле: Иллюстрации Ф. де Хэнена» . L'Illustration (на французском языке) (2592).
- Дюбуа, Феликс (13 февраля 1893 г.). «Фигаро в Панаме» . Ле Фигаро (на французском языке). п. 1.
- Дюбуа, Феликс (2 марта 1893 г.). «Фигаро в Панаме» . Le Figaro, специальное приложение (на французском языке).
- Дюбуа, Феликс (7 июня 1893 г.). «Англичане в Египте» . Ле Фигаро (на французском языке). п. 3.
- Дюбуа, Феликс (13 января 1894 г.). «Анархическая опасность» . Le Figaro, Литературное приложение (на французском языке).
- Дюбуа, Феликс (27 июля 1895 г.). «Фигаро в Тимбукту» . Le Figaro, Иллюстрированное приложение (на французском языке).
- Дюбуа, Феликс (1898). «Возвращение из Нигера» . Бюллетень Комитета Французской Африки (на французском языке): 174–177.
- Дюбуа, Феликс (1898). «Словарь сонхой» . Бюллетень Комитета Французской Африки (на французском языке): 177–178.
- Дюбуа, Феликс (11 февраля 1911 г.). «Книга дня: Наш прекрасный Нигер» . Le Figaro, Литературное приложение (на французском языке). п. 4.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
Цитаты
- ^ Jump up to: а б Сен-Мартен 1984 , с. 179.
- ^ Сен-Мартен 1984 , с. 179-180.
- ^ Jump up to: а б с д Сен-Мартен 1984 , с. 180.
- ^ Сен-Мартен 1999 , с. 58.
- ^ Уильямс 1930 , с. 246.
- ^ Уильямс 1930 , стр. 293.
- ^ Уильямс 1930 , с. 294.
- ^ Шиллингтон 2005 , с. 963.
- ^ Дюбуа 1896 , с. 117.
- ^ Лулат 2005 , с. 72.
- ^ Дюбуа 1896 , стр. 275–276 .
- ^ Ханвик и О'Фэи 2003 , с. 2.
- ^ Дюбуа 1896 , с. 285 .
- ^ Jump up to: а б с д и Сен-Мартен 1984 , с. 181.
- ^ Jump up to: а б с Робертсон 2011 , с. 519.
- ^ Сен-Мартен 1984 , стр. 181–182.
- ^ Jump up to: а б с д и Сен-Мартен 1984 , с. 182.
- ^ Jump up to: а б с Ле Квеллек 2008 , с. 161.
- ^ Ле Квеллек 2008 , стр. 187–188.
- ^ Райт 1911 , с. 163.
- ^ Райт 1911 , с. 164.
- ^ Браун 1912 , с. 212.
- ^ Сен-Мартен 1984 , стр. 182–183.
- ^ Jump up to: а б Сен-Мартен 1984 , с. 183.
- ^ Сен-Мартен 1984 , с. 184.
Источники
- Браун, Р.М. (1912). «Нотр Бо Нигер». Бюллетень Американского географического общества . 44 (3). Американское географическое общество: 212–215. дои : 10.2307/200681 . JSTOR 200682 .
- Ханвик, Джо; О'Фэйи, Р. Рекс С. (2003). Арабская литература Африки . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-12444-8 .
- Ле Квеллек, Жан-Лоик (май 2008 г.). «Исследование Феликса Дюбуа в Сахаре в 1907 году» (PDF) . Записные книжки ААРС (12) . Проверено 27 апреля 2013 г.
- Лулат, генеральный менеджер (30 августа 2005 г.). История высшего образования в Африке от древности до наших дней: критический синтез . АВС-КЛИО. ISBN 978-0-313-06866-9 .
- Робертсон, Патрик (11 ноября 2011 г.). Книга Робертсона «О первопроходцах: кто что сделал впервые» . Издательство Блумсбери. ISBN 978-1-60819-738-5 .
- Сен-Мартен, Ив Т. (1984). «Феликс Дюбуа (1862–1945)» . Мужчины и судьба, Том 5 . Париж: Заморская академия наук. стр. 179–185. ISBN 978-2-900098-05-9 . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 27 апреля 2013 г. Текст также доступен здесь. Архивировано 3 марта 2016 г. на Wayback Machine .
- Сен-Мартен, Ив-Жан (1999). Феликс Дюбуа: 1862–1945: великий репортер и исследователь от Панамы до Таманрассета . Издания L’Harmattan. ISBN 978-2-7384-8715-5 .
- Шиллингтон, Кевин (14 февраля 2005 г.). Энциклопедия истории Африки . ЦРК Пресс. п. 963. ИСБН 978-1-57958-245-6 .
- Уильямс, Джозеф Дж. (1930). Еврейизмы Западной Африки . Издательство Кессинджер. п. 246. ИСБН 978-0-7661-5734-7 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Райт, Вирджиния (август 1911 г.). «Конголезский экспресс» . Кризис: летопись темных рас . Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения: 163–166. ISSN 0011-1422 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Регельспергер, Гюстав (1911). «Пересечение Сахары г-на Феликса Дюбуа» . La Quinzaine Coloniale (на французском языке): 125–126.
- Терьер, Огюст (1907). «Миссия Феликса Дюбуа» . Бюллетень Комитета Французской Африки (на французском языке): 425–426.
- Вальбер, Г. (1 января 1897 г.). «Путешествие господина Феликса Дюбуа в Тимбукту» . Revue des deux Mondes (на французском языке): 205–216.