Jump to content

Рабство по происхождению

Рабство по происхождению — это форма рабства, основанная на присвоении так называемого наследственного «статуса раба». Хотя рабство официально отменено законом, на местном уровне сохраняются стигматизация и дискриминация по признаку генеалогии . [ 1 ] [ 2 ]

Это явление, уходящее корнями в историю, до сих пор затрагивает многих людей, особенно в Западной Африке ( Мали , Нигер , Мавритания , Буркина-Фасо, Нигерия , Сенегал). Рабство по происхождению присутствует у большинства этнических групп Западного Сахеля , особенно у туарегов , мавров, хауса, сонинке и фулани.

Статус «Подчиненный» обычно передается по материнской линии. Даже после официальной отмены рабства большинством колониальных держав Африки и вплоть до наших дней многие люди по-прежнему считаются «потомками рабов» на том основании, что один из их предков был в рабстве. [ 1 ]

Однако в эту группу часто входят и люди, которые в прошлом никогда не были буквально порабощены, но которым деревенские старосты по прибытии присвоили им социальный статус иностранцев и которым разрешалось жениться только на потомках порабощенных людей, так что эти «иностранцы» мигранты» социально включены в статусную группу «потомки рабов». [ 1 ]

Определение

[ редактировать ]

Международная организация по борьбе с рабством определяет рабство по происхождению как ситуацию, когда человек «рождается в рабстве», потому что его предки были захвачены и порабощены, и с тех пор их семьи «принадлежат» к «рабовладельческим» семьям. [ 1 ] [ 3 ]

В терминологическом плане важно отдавать предпочтение терминам «порабощенный», «считающийся потомком раба», «локально присвоенный статус потомка раба», во избежание эссенциализации этих категорий, которые являются социальные, а не биологические конструкции. Сами активисты борются против использования термина «раб».

Явления рабства и внутренней торговли предшествовали трансатлантической работорговле, хотя последняя усилила важность торговли людьми в экономике Западной Африки. Людей, захваченных во время войн или набегов, порабощали, держали на месте или продавали для финансирования других войн.

В 19 веке значение явления внутреннего рабства в Западной Африке возросло по мере увеличения местных конфликтов, в то время как выход для атлантической работорговли постепенно закрылся в результате трансатлантической отмены рабства. Отмена рабства и падение спроса на рабов за пределами континента сделали доступ к рабовладению возможным для многих слоев населения. Превращение Западной Африки в плантационную экономику, «законная торговля», особенно в прибрежных районах в колониальный период, в основном опирались на труд порабощенных людей. [ 1 ] [ 4 ]

Поскольку статус «раба» в основном передавался по материнской линии, это привело к созданию эндогамного класса, который мог по своему желанию эксплуатироваться местными элитами. Свободу можно было выкупить, но это случалось редко. У некоторых жертв рабства по происхождению нет предков, которые были схвачены и обращены в рабство, но получили этот статус после миграции в новое сообщество. [ 5 ] Дети «рабыни» наложницы и «благородного» мужчины обычно свободны, если отец признает их, но не имеют статуса, строго эквивалентного статусу детей свободных жен. [ 6 ] [ 7 ]

Внутренняя работорговля была официально отменена во время французской колонизации Французской Западной Африки в 1905 году, что привело к тому, что ряд рабов покинули своих бывших «хозяев». [ 8 ] История рабства по происхождению связана с историей внутренней миграции, как принудительной, так и добровольной, а также с тем, приводило ли оно к эмансипации или нет. [ 6 ] [ 7 ] Тем не менее, отмена не всегда приводила к фактическому освобождению тех, кому все еще был присвоен статус «рабов»: колониальные власти лишь частично применяли новые законы, а практика рабства по происхождению продолжалась в более или менее скрытой форме. [ 9 ]

Современная ситуация

[ редактировать ]

Практики, напрямую связанные с рабовладельческим прошлым, продолжаются и сегодня и составляют часть так называемого рабства по происхождению.

Эту практику можно встретить в большинстве сообществ Сахеля (Мали, Нигер, Буркина-Фасо, Мавритания, Нигерия, Камерун, Чад, Судан и Сенегал).

Люди, которых местные жители считают «потомками рабов», сталкиваются с дискриминацией и насилием. [ 1 ] [ 10 ] Иногда их заставляют работать бесплатно, лишают доступа к образованию и документам о гражданском состоянии и исключают из государственных должностей. [ 3 ]

Отказ принять статус «раба» перед лицом тех, кто считает себя их «господинами», приводит к санкциям в деревнях, где проживают соответствующие люди: жертвы рабства по происхождению, отказывающиеся от своего статуса, подвергаются физическому насилию и им может быть отказано в доступе к жизненно важным ресурсам, таким как вода, земля и необходимые потребительские товары (эмбарго). [ 1 ]

Рабство по происхождению, следовательно, приводит к вынужденной миграции, которая не очень заметна и невидима. Исторически эти миграции сопровождали сопротивление и движения за выход из рабства, за создание автономных сообществ или в города или соседние страны. [ 1 ]

В регионе Кайес, который особенно сильно пострадал от этого явления, с 2018 года более 3000 жертв рабства по родовому признаку были вынуждены покинуть свои деревни. До 2021 года власти Мали не признавали существование жертв рабства по родовому признаку. рабства в регионе, и считал, что соответствующие люди просто принимают участие в «традиционных» культурных практиках, которые необходимо уважать для сохранения социальной сплоченности. [ 1 ]

Рабство по происхождению является «государственной тайной» в соответствующих деревнях, в обществе, которое, как правило, неохотно прислушивается к тому, что говорят жертвы. [ 7 ] «Идеология рабства», которую можно определить как «культурную систему, которая оправдывает и легитимирует социальный порядок, основанный на социальной иерархии, унаследованной от рабства», сохраняется и сегодня, побуждая некоторых членов политической и экономической элиты, которых можно отнести к категории « потомки рабов» хранить молчание о своем происхождении. [ 5 ] Люди, которых местные жители считают «потомками рабов», особенно уязвимы перед другими формами современного рабства. [ 1 ] Практика «воспитания» (отдачи ребенка на попечение другой семьи), брака и домашней прислуги может скрывать ситуации современного рабства под маской законности. [ 9 ]

Законодательство

[ редактировать ]

Законодательство, прямо криминализирующее практики, связанные с рабством по происхождению, существует в Нигере с 2003 года. [ 11 ] и в Мавритании с 2015 года. [ 12 ] Конституция Гвинеи 2020 года запрещает рабство , торговлю людьми и принудительный труд (статья 7), однако эти положения не были включены в переходную хартию от 27 сентября 2021 года. [ 13 ]

В Мали нет специального закона, криминализирующего рабство по происхождению, хотя Конституция подтверждает равенство всех граждан Мали, и страна является участником нескольких международных конвенций против рабства и торговли людьми (гарантирующих право на жизнь и свободу). [ 14 ] С 2006 года коалиция малийских правозащитных организаций лоббирует принятие закона, криминализирующего рабство по происхождению. Законопроект был разработан, но так и не был принят, отойдя на второе место в 2016 году. [ 15 ] другими приоритетами правительства, особенно безопасностью. Отсутствие такого закона затрудняет обращение в суд, не говоря уже о других судебных сбоях и коррупции. Ряд активистов и организаций, выступающих против рабства, также подчеркивают важность принятия такого закона, хотя они знают, что его эффективное применение, вероятно, будет долгим и сложным. [ 1 ]

Сопротивление рабству по происхождению

[ редактировать ]

Сопротивление рабству по происхождению и его последствиям существовало на протяжении всей истории этого явления, что привело, в частности, к основанию свободных автономных сообществ. Хорошим примером является деревня Буйяги в регионе Кайес. [ 16 ] В том же регионе, особенно в городе Кайес и его окрестностях, людей, бежавших из рабства, называют «джамбуру», что является синонимом слова «свобода». Происхождение этого термина неясно. Возможно, оно произошло от волофского термина «диамбур», что означает «свободный крестьянин». Этот термин распространился бы в Западную Африку вместе с французским колониальным завоеванием Мавритании, Мали и до Кот-д'Ивуара из Сенегала. Это относилось бы к жителям деревень свободы, основанных французской колониальной администрацией для приема рабов, бегущих от своих хозяев, но систематически вербованных для принудительного труда колониальными властями. [ 17 ] [ 18 ] Сегодня этот термин приобрел уничижительный оттенок в Кайесе (Мали), очерняя этих людей как «бродяг», «непривязанных», «нецивилизованных», «бунтовщиков власти». Когда оно используется для оскорбления женщины, оно даже означает «проститутка».

Травмы, связанные с изгнанием, разлучением семей и сохранением стигмы среди современных поколений, подпитывают борьбу с рабством по происхождению. [ 19 ] [ 20 ] Существуют различные стратегии борьбы со стигматизацией жертв рабства по происхождению: [ 5 ] эти стратегии варьируются от сокрытия присвоенного статуса (часто чему способствует миграция) до оспаривания его.

Социальные движения, возглавляемые людьми, получившими статус «рабов», существуют сейчас почти во всех странах франкоязычной Западной Африки. [ 5 ] [ 21 ] Диаспора Сонинке активно участвует в борьбе с рабством по происхождению, в частности, через движение «Гамбана» (лозунг, означающий «равенство»), действующее в основном в Сенегале, Гамбии, Мавритании и Мали. Социальные сети играют решающую роль в борьбе с рабством по родовому признаку. За группами Gambona WhatsApp в настоящее время следят более 70 000 человек в Африке и диаспоре. В Мали несколько ассоциаций борются против рабства по признаку происхождения, в том числе RMFP Gambana (Malien pour la Fraternité et le Progrès), которое является национальным отделением международного Ganbanaaxun Fedde. [ 22 ] движение. Крупные демонстрации против рабства прошли в Кайесе в 2020 году (в ответ на смерть четырех малийских активистов, забитых до смерти по приказу местной рабской элиты в Джанджуме, западное Мали), а также в 2022 году после убийства Джогу Сидибе, который отказался получить «статус раба». [ 1 ] [ 23 ] В 2019 году сообщество малийских блоггеров также запустило кампанию #MaliSansEsclaves. [ 1 ] [ 14 ] [ 24 ]

Другие ассоциации действуют в других регионах Западной Африки, в том числе «Семме Аллах» в Бенине, «Эсклавы SOS» в Мавритании, «Тимидриа» в Нигере и т. д.

Рабство по признаку пола, возраста и происхождения

[ редактировать ]

Большинство порабощенных до отмены рабства составляли женщины, и большинство покинуло деревни своих «хозяев» после отмены рабства. [ 25 ] Поэтому женский и юношеский труд пользовался большим спросом, особенно среди «благородных» женщин, обращавшихся к семейной сети. Система конфижажа расширилась за двадцать лет после отмены. Вопросы опеки над детьми после смерти отца или восстановления бывшего «рабского» ребенка часто передавались в суд из-за связанных с этим экономических ставок. Освобождение рабов означало также восстановление контроля над собственными семьями, что суды редко гарантировали из-за отсутствия финансовой компенсации бывшему «хозяину». Границы между доверием, залогом одного человека за долги другого, детским трудом и принудительным браком стали проницаемыми и увековечили иерархию рабства. [ 9 ]

Молодые девушки из бедных семей, которым присвоен статус «рабынь», до сих пор часто становятся жертвами принудительного брака в рамках системы вахая (исламского сожительства): они не считаются законными женами и страдают от социальной изоляции, экономической и сексуальной эксплуатации (как в случай перемещения наложниц из Нигера в северную Нигерию). [ 26 ] [ 27 ] Иногда имеет место обратная миграция в регион происхождения, но социально-экономическое положение этих женщин в целом остается нестабильным. [ 26 ]

Те, кого считают «рабами», особенно уязвимы перед современным рабством (случай «petites bonnes» в Мали). [ 9 ]

Ислам и рабство по происхождению

[ редактировать ]

Люди, получившие статус «рабыни», могут столкнуться с ограничениями на исповедание мусульманской религии : срок вдовства женщины, считающейся «рабыней», короче; отцам семейств не разрешается забивать животных на праздник Табаски, и они должны зарезать животное в семье тех, кто считается их бывшими «хозяевами».

Некоторые документы, подписанные кади, подтверждают освобождение человека, отнесенного к категории «рабов» (освобождение). В исламском контексте, предшествовавшем отмене смертной казни, освобождение на свободу было юридической формой эмансипации. Освобождение давало доступ к определенным исламским привилегиям, таким как получение нового имени и передача наследства, но устанавливало клиентелистские отношения между бывшим «хозяином» и бывшим «рабом», которые не стали свободными так же, как прежние. хозяин, а скорее «освобожденный». Таким образом, речь не шла о полной эмансипации. Поскольку колониальные указы об отмене рабства слабо применялись администрациями и судами, рабство и практика освобождения от рабства сохранялись в определенных областях. Обращение к освобождению чаще всего касалось самых старых членов франшизы, которым был присвоен статус раба, - практика, которую иногда осуждали как наивную, ретроспективную или даже как «предательство по отношению к своему классу». На пути к эмансипации и освобождению от социальной стигмы в большей степени используются другие стратегии, чтобы бросить вызов, обойти или игнорировать эти социальные границы. [ 28 ]

Различные интерпретации ислама сосуществуют в отношении рабства. Ислам часто используется политической и религиозной элитой для поддержания статус-кво рабства и рабства по происхождению. С другой стороны, движения сопротивления, такие как ИРА Мавритания и Гамбана, призывают Мухаммеда освободить рабов и считают практику рабства незаконной в исламском контексте.

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Пелкманс, Мари Роде, Бакари Камара, Мари-Кристин Делен, Лотте (07.06.2021). «Проблема современного рабства в Западной Африке» . Республика . Проверено 10 января 2024 г. {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  2. ^ Камара, Бакари; Пелкманс, Лотте; Роде, Мари (11 марта 2021 г.). «Почему в Мали до сих пор существует «рабство по происхождению» . Разговор . Проверено 10 января 2024 г.
  3. ^ Jump up to: а б Антирабство (2019). «Трудный путь к свободе» (PDF) . Антирабство .
  4. ^ Закон, Робин (1995). «От работорговли к «законной» торговле: коммерческий переход в Западной Африке девятнадцатого века» . Серия африканских исследований (86).
  5. ^ Jump up to: а б с д Хахону, ЕК; Пелкманс, Л. (2011). «Западноафриканские движения против рабства: борьба за гражданство и наследие рабства». Журнал африканских исследований . S2CID   56114532 .
  6. ^ Jump up to: а б Пелкманс, Лотте (01 марта 2013 г.). «Перемещающиеся воспоминания о рабстве среди мигрантов из Западной Африки в городских условиях (Бамако, Париж)» . Европейский журнал международной миграции . 29 (1): 45–67. дои : 10.4000/remi.6266 . ISSN   0765-0752 .
  7. ^ Jump up to: а б с Пелкманс, Лотте (июль 2012 г.). « « Иметь дорогу »: социальная и пространственная мобильность рабов и лиц смешанного происхождения в Центральном Мали после обретения независимости» . Журнал африканской истории . 53 (2): 235–255. дои : 10.1017/S0021853712000400 . hdl : 1887/20409 . ISSN   1469-5138 . S2CID   145100166 .
  8. ^ Роде, Мари (2015). «Бегание рабства и создание диаспоральных сообществ во французском Судане и Сенегале, около 1880-1940 гг.» . Международный журнал африканских исторических исследований . 48 (2): 363–386. ISSN   0361-7882 . JSTOR   44723365 .
  9. ^ Jump up to: а б с д Роде, Мари. « Под видом опеки и брака»: мобилизация труда несовершеннолетних и женщин после рабства в Кайесе, Французский Судан, 1900-1939 гг.» . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  10. ^ Пелкманс, Лотте (01 января 2020 г.). «2020 — Нарушаем молчание? Гамбана и продолжающееся наследие внутреннего африканского рабства в Кайесе, Мали» . Зависимый .
  11. ^ Айт-Хатрит, Саид (13 мая 2003 г.). «Нигер криминализирует рабство» . Африка (на французском языке) . Проверено 10 января 2024 г.
  12. ^ «По поводу применения закона о рабстве в Мавритании УВКПЧ и МОТ публикуют критический доклад» . www.cridem.org . Проверено 10 января 2024 г.
  13. ^ Юристы без границ. «Учет основных прав в контексте разработки новой Конституции Гвинеи: состояние дел и проблемы» (PDF) .
  14. ^ Jump up to: а б РОДЕ, Мари (30 сентября 2019 г.). «#MaliSansEsclaves: в Мали криминализация рабства по происхождению является чрезвычайной ситуацией» . Бенбере (на французском языке) . Проверено 10 января 2024 г.
  15. ^ «Борьба с рабством по происхождению в Мали» . africasacountry.com . 14 апреля 2020 г. Проверено 10 января 2024 г.
  16. ^ Роде, Мари. «BD Bouillagui, свободная деревня» . Буйяги .
  17. ^ Буш, Дениз (25 сентября 2017 г.), «Деревни свободы во французской черной Африке: 1887–1910» , Деревни свободы во французской черной Африке (на французском языке), Де Грютер Мутон, doi : 10.1515/9783111342665 , ISBN  978-3-11-134266-5 , получено 10 января 2024 г.
  18. ^ «Принудительный труд во Французской Западной Африке (1900-1946)» . Картала (на французском языке) . Проверено 10 января 2024 г.
  19. ^ Роде, Мари (01 января 2020 г.). «Документирование истории рабства в кино в Кайесе, Мали» . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  20. ^ Productions, Кер Дофф (04 декабря 2017 г.), Les Diambourou: рабство и эмансипация в Кайесе - Мали (2014) , получено 10 января 2024 г.
  21. ^ Лотте Пелкманс, Кристин Хардунг (2015). «Введение в тему – Вопрос рабства в Африке: политизация и мобилизации» . Африканская политика . 140 (140): 5–22. дои : 10.3917/polaf.140.0005 .
  22. ^ «Ассоциация Армепес Франции | Борьба с рабством | Париж» . www.ganbanaaxufedde.com (на французском языке) . Проверено 10 января 2024 г.
  23. ^ «Убийство Диогу Сидибе: цена свободы» . Адвокаты без границ Канада (на французском языке) . Проверено 10 января 2024 г.
  24. ^ ЯО, Мишель (17 сентября 2019 г.). «#MaliSansEsclaves: в Кайесе преследуют во имя обычаев» . Бенбере (на французском языке) . Проверено 10 января 2024 г.
  25. ^ Роде, Мари (2013), Беллагамба, Алиса; Кляйн, Мартин А.; Грин, Сандра Э. (ред.), «Гендер, миграция и конец рабства в регионе Кайес, Французский Судан» , Африканские голоса о рабстве и работорговле: Том 1: Источники , том. 1, Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 319–330, ISBN.  978-1-139-02255-2 , получено 10 января 2024 г.
  26. ^ Jump up to: а б «Невидимость в африканских перемещениях» . www.bloomsburycollections.com . Проверено 10 января 2024 г.
  27. ^ «Вахайси» . ЛЕСЛАН (по-французски). 09.01.2019 . Проверено 10 января 2024 г.
  28. ^ Шорш, Джонатан (03 марта 2021 г.), «Преобразования в освобождении рабов евреями с Востока на Запад» , «Пути к свободе» , University of South Carolina Press, стр. 69–96, doi : 10.2307/j.ctv1gk4r3w. 8 , S2CID   233818281 , получено 10.01.2024
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: afa7e3b98389b3becdc335505c901d82__1721827080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/af/82/afa7e3b98389b3becdc335505c901d82.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Descent-based slavery - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)