Каракорум
Каракорум | |
---|---|
Родное имя Монгольский : Харкорум ᠬᠠᠷᠠᠬᠣᠷᠣᠮ Карагорум | |
![]() | |
Тип | Руины бывшей столицы |
Расположение | Провинция Овёрхангай , Монголия |
Ближайший город | Хархорин |
Координаты | 47 ° 12'37 "N 102 ° 50'52" E / 47,21028 ° N 102,84778 ° E |
Основан | 1220 |

Каракорум ( халха-монгольский : Хархорум, Хархорум ; монгольское письмо : ᠬᠠᠷᠠᠬᠣᠷᠣᠮ , Каракорум ; Китайский : 哈拉和林 ) был столицей Монгольской империи между 1235 и 1260 годами и династии Северная Юань в 14–15 веках. Его руины лежат в северо-западном углу провинции Овёрхангай современной Монголии , недалеко от нынешнего города Хархорин и рядом с монастырем Эрдэнэ-Зуу , который, вероятно, является старейшим из сохранившихся буддийских монастырей в Монголии. Они находятся в верхней части , внесенной в список Всемирного наследия долины Орхона .
История
[ редактировать ]Основание империй
[ редактировать ]



Долина Орхона была центром империй хунну , гектюрков и уйгуров . Для гектюрков близлежащие горы Хангай были местом расположения Отюкена ( центра власти), а уйгурская столица Карабалгасун располагалась недалеко от того места, где позже будет построен Каракорум (ниже по течению реки Орхон, в 27 км к северо-западу от Каракорума). . Этот район, вероятно, также является одним из старейших сельскохозяйственных районов Монголии. [ 1 ]
В 1218–1219 годах Чингисхан собрал свои войска для похода на Хорезмийскую империю в месте под названием Каракорум. [ 2 ] но обычно говорят, что фактическое основание города произошло только в 1220 году. До 1235 года Каракорум, по-видимому, был не более чем юрточным городком; только тогда, после поражения империи Цзинь , преемник Чингиса Угедей возвел городские стены и построил постоянный дворец. [ 3 ]
Угедей-хан издал указ о строительстве Тюмен-Амгалан-Орда (Дворца Мириад Мира; Ваньаньгун по-китайски) в 1235 году, через год после победы над династией Цзинь . Оно было закончено за один год. В « Истории Юаня» (元史) в разделе, посвященном Тайцзуну (太宗) Угедей-хану, написано: «В седьмом году (1236), в год голубой овцы, был основан Ваньаньгун (萬安宮). в Хелине (和林, Каракорум)». Один из девяти министров Чингисхана, Елюй Чукай (1190–1244), во время церемонии поднятия гребня Тюмен-Амгаланского Орда, произнес следующее стихотворение: «Установленный гребень хорошо подходит и каменный фундамент, Параллельно расположенный величественный дворец был возведен, Когда Приятно звучат колокола и барабаны Господа и чиновников, Заходящее солнце призывает к себе коней боевых с горных вершин». Монгольский вариант стихотворения выглядит следующим образом: « Цогцлон тавих нуруу чулуун тулгуур, Зерегцен зогсох сурлег асрииг босговой, Эзен тушмедиин хонх хенгерег аятайхан хангинан дуурсахад, Эчих наран уулин толгойгоос дайнии агтадииг угтнам . [ 4 ] [ 5 ]
Процветание
[ редактировать ]При Угедее и его преемниках Каракорум стал важным центром мировой политики. Мункэ-хан приказал расширить дворец и завершить строительство великого храма- ступы . [ 3 ] У них был порабощенный парижский ювелир Гийом Бушье. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] спроектировать Серебряное дерево Каракорума для центра города. [ 9 ] Большое дерево, вылепленное из серебра и других драгоценных металлов, возвышалось из середины двора и нависало над дворцом, а ветви дерева простирались внутрь здания. Серебряные плоды свисали с ветвей, а вокруг ствола обвились четыре золотые змеи, а на верхушке дерева был помещен ангел-трубач, все в виде автоматов, исполняющих для удовольствия императора. Когда хан хотел вызвать напитки для своих гостей, механический ангел поднес трубу к губам и протрубил в рог, после чего пасти змей начали лить фонтан спиртных напитков в большой серебряный таз, устроенный у основания. дерева. [ 10 ]
Уильям Рубрук
[ редактировать ]Вильгельм Рубрук , фламандский францисканский миссионер и папский посланник в Монгольской империи, прибыл в Каракорум в 1254 году. Он оставил один из самых подробных, хотя и не всегда лестных, отчетов о городе. Он довольно невыгодно сравнивал его с деревней Сен-Дени под Парижем и придерживался мнения, что тамошнее королевское аббатство в десять раз величественнее ханского дворца. [ 11 ] С другой стороны, он также описал город как очень космополитичное и религиозно толерантное место, а серебряное дерево, которое он описал как часть дворца Мункэ-хана, стало символом Каракорума. [ 12 ] [ 13 ] Он описал обнесенный стеной город как имеющий четыре ворот, обращенных в четыре стороны, два квартала фиксированных домов, один для « сарацинов » и один для « катаев », двенадцать языческих храмов, две мечети , а также несторианскую церковь. [ 3 ] [ 14 ]
Более поздние времена
[ редактировать ]Когда Хубилай-хан претендовал на трон Монгольской империи в 1260 году, как и его младший брат Ариг-Буке , он перенес свою столицу в Шанду , а затем в Ханбалык (Даду, современный Пекин ). В 1271 году Каракорум превратился в простой административный центр провинциальной заводи китайской династии Юань . Более того, последовавшая за этим гражданская война Толуидов с Арик-Буке и более поздняя война с Кайду глубоко повлияли на город. В 1260 году Хубилай нарушил снабжение города зерном, а в 1277 году Кайду взял Каракорум, но был вытеснен войсками Юаня и Баянами Баарина . в следующем году [ 15 ] В 1298–1299 гг. князь Улус Бука разграбил рынки и зернохранилища. Однако первая половина XIV века оказалась второй эпохой процветания: в 1299 году город был расширен на восток, затем в 1311 году и снова с 1342 по 1346 год храмы-ступы были обновлены. [ 3 ]
Отклонить
[ редактировать ]
После падения династии Юань в 1368 году Каракорум стал резиденцией Билигту-хана в 1370 году. В 1372 году армия Мин под командованием генерала Ли Вэньчжуна заняла Каракорум, нанеся городу серьезный ущерб. В 1380 году войска Мин оккупировали, а затем снова разрушили Каракорум. Согласно Саганг Сечена , «Эрдэни-ин Тобчи» в 1415 году хурултай решил перестроить его, но никаких археологических свидетельств такого предприятия пока не обнаружено. Однако Каракорум был заселен в начале 16 века, когда Бату-Монгке Даян-хан снова сделал его столицей. В последующие годы город несколько раз переходил из рук в руки Ойрадов и Чингизидов и в результате был отдан навсегда. [ нужны разъяснения ] [ 3 ]
Этимология
[ редактировать ]Название Каракорум или «Хархорин» буквально переводится как «черная двадцатка». Однако лингвисты утверждают, что «хорин» мог быть разновидностью слова «хурэм», что на монгольском языке означает «замок». Другие переводы различаются. [ 16 ]
Раскопки
[ редактировать ]
Монастырь Эрдэнэ-Зуу расположен недалеко от Каракорума. Для строительства монастыря из руин были взяты различные строительные материалы. Фактическое местонахождение Каракорума долгое время оставалось неясным. Первые намеки на то, что Каракорум находился в Эрдэнэ-Зуу, были известны уже в 18 веке, но до 20 века существовал спор о том, действительно ли руины Карабалгасуна или Орду-Балика были руинами Каракорума. В 1889 году это место было окончательно идентифицировано как бывшая монгольская столица Николаем Ядринцевым , который обнаружил образцы орхонской письменности во время той же экспедиции. Выводы Ядринцева подтвердил Вильгельм Радлов .

Первые раскопки состоялись в 1933—34 под руководством Д. Букинича . После советско-монгольских раскопок 1948–49 годов Сергей Киселев пришел к выводу, что нашел остатки дворца Угэдэя. Однако этот вывод был поставлен под сомнение результатами немецко-монгольских раскопок 2000–2004 годов, которые, похоже, идентифицируют их как принадлежащие великому храму-ступе, а не дворцу Угэдэя. [ 17 ]

Результаты раскопок включают мощеные дороги, некоторые кирпичные и многие глинобитные постройки, системы подогрева пола, печи-кровати , свидетельства обработки меди, золота, серебра, железа (включая нефы из железных колес ), стекла, драгоценных камней, костей и бересты . а также керамика и монеты из Китая и Средней Азии. четыре печи . Также были раскопаны [ 18 ] [ 19 ]
Здания
[ редактировать ]Проект «Виртуальный Харахорум» 2020 года реконструировал город в удобном для исследования формате на 360 градусов на основе последних археологических исследований. Ниже приведены некоторые из примечательных зданий города.
Ханский дворец
[ редактировать ]Тюмен-Амгалан Орд (Дворец Мириад Мира), построенный в 1236 году, располагался на южной окраине города, окруженный собственной стеной. Раньше большое здание возле монастыря Эрдэнэ-Зуу на его северо-западной стороне считалось Ханским дворцом. Более поздние исследования показали, что большое здание на самом деле было Павильоном Восходящего Юаня высотой 300 футов (90 м). Сейчас считается, что Ханский дворец располагался точно на месте монастыря Эрдэнэ-Зуу . Северная стена дворца отделяла его от города, очертания которого хорошо видны на спутниковых снимках. Под нынешними стенами монастыря были раскопаны стены 13 века. [ нужна ссылка ]
Вильгельм Рубрукский писал, что «у Мангу был в Каракаруме большой дворец, расположенный рядом с городскими стенами и окруженный высокой стеной, подобной той, которая окружает монастыри монахов среди нас». Под стенами 13 века также был обнаружен еще более древний слой, датируемый 8 веком. Предполагается, что это Тахай Балгас (город Тахай), упомянутый в монгольских хрониках, относящийся к основанию монастыря Эрдэнэ Зуу. , И в Юаньши и в Каракорумской китайско-монгольской надписи 1342 года говорится, что Чингисхан основал свою столицу в Каракоруме в 1220 году и что Угедей-хан позже построил стену вокруг всего города в 1236 году. Некоторые остатки меньшей старой стены, возможно, существовали уже во времена Во времена Чингисхана и его дворец располагались бы на месте Дворца Мириад Мира. В традиционном расположении хурээ (круглого передвижного лагеря) передвижной дворец хана обычно располагался в центре с открытой площадью или беспрепятственным пространством на юге, которое хорошо охранялось. В случае Каракорума недворцовая часть поселения выросла только до северной стороны дворца, а к югу от дворца не было поселений. Это не только соответствовало общему принципу Хурээ , но также предоставил хану беспрепятственный доступ к близлежащей реке и лесистым горам на юге и юго-западе, которые были его охотничьими угодьями. Это также гарантировало отсутствие поселений выше реки Орхон , которая текла на северо-запад вдоль западной стороны города от южных гор. Аналогичная договоренность существовала в Урге (современный Улан-Батор), где южная часть города, расположенная недалеко от реки и горы, была зарезервирована для хана, тогда как герские районы расширялись к северу. [ нужна ссылка ]
Вильгельм Рубрук утверждает, что Ханский дворец в Каракоруме был «похож на церковь, со средним нефом и двумя сторонами за двумя рядами колонн, и с тремя дверями на юге, а за средней дверью внутри стоит дерево, а хан сидит на высоком месте к северу, так что его могут видеть все, и к нему ведут два ряда ступеней: по одной поднимается тот, кто несет свою чашу, а по другой спускается. пространство, которое находится посередине между деревом и этими ступенями, по которым они поднимаются к нему, пусто, ибо здесь стоит его виночерпий, а также послы, несущие дары, и сам он восседает там, как божество, по правую сторону; на западе — мужчины, слева — женщины». Это соответствовало внутреннему устройству монгольского гера, как отдельно утверждает Вильгельм Рубрукский в своем отчете: «Когда они устроили свое жилище, дверь повернулась на юг, они поставили ложе хозяина на северной стороне. Сторона для женщин всегда восточная, то есть слева от дома хозяина, он сидит на диване, повернувшись лицом на юг. Сторона для мужчин — западная сторона. есть, справа». Этот порядок, а также отказ от прикосновения к входному порогу (упомянутый Рубруком), сохраняется у монголов до наших дней. [ нужна ссылка ]
Помимо постоянного дворца Каракорума существовал передвижной дворец хана, который регулярно перемещался по городу и располагался в форме кольца ( хурие или круглого ограждения) на своих остановках. Вильгельм Рубрук служил священником хана (вместе с монахом-целителем из Иерусалима) в течение четырех месяцев в этом передвижном дворце, прежде чем в апреле 1254 года войти в Каракорум вместе с ханом и его передвижным дворцом. Несмотря на разрушение постоянного дворца Минами в 1388 году, в этом районе все еще существовал передвижной дворец до 1585 года, когда старший Чингизид центрально-монгольского региона Абтай Саин-хан решил восстановить территорию постоянного дворца в форме монастыря (Эрдэнэ). Зуу) с использованием камней и кирпичей Каракорума. Эрдэнэ Зуу также стал материнским монастырем Урги (Улан-Батора). Урга была основана в 1639 году Тушит-ханом Гомбодорджем, внуком Абтая Саин-хана (оба мавзолея которого находятся на территории Эрдэнэ-Зуу), как резиденция для его 5-летнего сына Занабазара. Ургу (Дворец) называли также Хурие (круглый корпус), первоначально в нем работали монахи из соседнего Эрдэнэ-Зуу. Урге были переданы геры из собственного Гомбодоржа Хурие, а также гер-храм Абтай Саин-хана (гер Абтай-Сайн-хана был разобран в Улан-Баторе в 1937 году). Круглый район гер, окружающий монастырь Гандантегченлин в Улан-Баторе (который сам по себе является продолжением Зуун Хури / Хурие), является единственной оставшейся Хурие, органически произошедшей от Хурие Гомбодоржа, и, возможно, единственной оставшейся Хурие в мире. Хурия , называемая «Кольцо аваров» (пишется «Хринг »), круглая крепость аварского кагана, содержащая золото и сокровища на три столетия, была взята итальянским Пипином в 792 году. [ нужна ссылка ]
Вильгельм Рубрукский сказал, что во дворце Каракорума «есть много зданий, похожих на амбары, в которых хранятся его провизия и его сокровища». Ата-Малик Джувейни, бывший житель Каракорума, в своей « Истории завоевателя мира» рассказывает , что Угедей-хан часто приглашал людей на открытый двор этих сокровищниц, где они могли свободно унести все, что могли, в установленное время. Хан также часто раздавал пожертвования из этого сокровища беднякам города. Дворец был построен в китайском архитектурном стиле, который был распространен в регионе со времен хунну. Как упоминалось в стихотворении Елу Чукая, три главных дворцовых здания стояли бок о бок в параллельной форме. Три главных здания монастыря Эрдэнэ-Зуу также расположены параллельно и расположены на возвышении, как и более ранний дворец. Фрагменты китайско-монгольской надписи 1342 года были найдены в разных местах в стенах монастыря Эрдэнэ-Зуу, что еще раз доказывает, что монастырь был построен в основном из камней и кирпичей Каракорума. Главной особенностью главного дворца было Серебряное дерево, созданное Вильгельмом Парижским. [ нужна ссылка ]
Восстановление Каракорума
[ редактировать ]Президент Монголии Ухнаагийн Хурэлсух объявил о плане восстановления исторической столицы Каракорума (Хархорум) в долине Орхона, Монголия. [ 20 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Майкл Вальтер, Идеальное место для постоянного лагеря. О географии долины Орхона и местности вокруг Хархорина (Каракорума) //: Чингисхан и его наследники , с. 128
- ^ Майкл Вейерс, История монголов , Штутгарт, 2004, стр. 76
- ^ Jump up to: а б с д и Ханс-Георг Хюттель, Каракорум — Исторический очерк, в: Чингисхан и его наследники , с. 133-137
- ^ Джагар, Баяр, Баатар, Оч, Уртогтох, Ван, Баяртогтох, Дж.Сайнцогт, Монгольская кочевая культура (Историческое исследование монгольской кочевой культуры), Монгольский Увур, Образовательный полиграфический комитет Внутренней Монголии, Хух-Хото, 2001
- ^ Баатар, Ш. Уточнение по поводу дворца «Тюмен Сана» в городе Хархорум [Уточнение дворца «Тюменского мира» в Каракоруме] (на монгольском языке). hicheel.mn. Архивировано из оригинала 30 марта 2014 года . Проверено 30 марта 2014 г.
- ^ Такер, Эбигейл (24 марта 2009 г.). «Сокровища Чингисхана» . Смитсоновский институт.com . Проверено 8 декабря 2017 г.
- ^ Во, Дэниел К. (2000). «Пакс Монголика» . Silk-road.com . Проверено 8 декабря 2017 г.
- ^ Хуан Гонсалес де Мендоса (2 декабря 2021 г.). История Великого и Могучего Китайского Королевства и его положение, Том 1 (из 2) . Литры. п. 11. ISBN 978-5-04-088667-8 . Проверено 6 января 2022 г.
- ^ Монголия, Земля вдохновения . Ирмуун Пресс, 2008, с. 81.
- ^ «Чингисхан и создание современного мира» Джек Уэзерфорд, стр.170.
- ^ Рокхилл 1900 , с. 220 .
- ^ Рокхилл 1900 , с. 208 .
- ^ Ханс-Георг Хюттель, Серебряное дерево во дворце Угедей-хана, в: Чингисхан и его наследники , с. 152
- ^ Рокхилл 1900 , с. 221 .
- ^ Рольф Трауфель, Династия Юань, в: Майкл Вейерс (редактор), Монголы, вклад в их историю и культуру , Дармштадт, 1986, стр. 230
- ^ http://tashuur.mn/?p=631 [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Ханс-Георг Хюттель, Дворец Угедей-хана - Раскопки Немецкого археологического института в дворцовом районе Каракорума, в: Чингисхан и его наследники , с. 140-146
- ^ Кристина Франкен, Печи в дворцовом районе Каракорума, в: Чингисхан и его наследники , с. 147-149
- ^ Уламбаяр Эрденебат, Эрнст Поль, Из центра столицы - Раскопки Боннского университета в центре Каракорума, в: Чингисхан и его наследники , с. 168-175
- ^ Адия, Амар (24 января 2023 г.). «Возрождение наследия Монголии: президент объявляет о планах восстановления Каракорума» . Монгольский еженедельник . Проверено 26 августа 2023 г.
- Эта статья включает в себя текст, являющийся общественным достоянием, размещенный в Интернете Библиотекой Конгресса США : Исследование страны: Монголия .
Источники
[ редактировать ]- Рокхилл, Уильям Вудвилл , изд. (1900). Путешествие Вильгельма Рубрука в восточные части света, 1253–1255 гг . Перевод Рокхилла, Уильяма Вудвилля . Лондон: Общество Айклут.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чингисхан и его наследники (каталог выставки), Мюнхен 2005 г.
- Кара-Корум-город (Монголия). 1: Предварительный отчет о раскопках , Бонн, 2002 г.
- Рассказ тибетского посетителя в 1256 году, духовного наставника Мункэ-хана: Карма Пакши: Тибетский Махасиддха .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Шелковый путь Сиэтл – Каракорум и города вдоль Шелкового пути , размещено на веб-сайте Вашингтонского университета, 2004 г.
- Сокровища Монголии – Каракорум, Монголия , Курьер ЮНЕСКО , автор Намсраин Сер-Оджав, март 1986 г.
- Отчет Вильгельма Рубрука о монголах
- Монголо-немецкие раскопки (на немецком языке)
- Британская энциклопедия (11-е изд.). 1911 год "