Вторая битва при Донголе
Вторая битва при Донголе | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть ранних мусульманских завоеваний | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Рашидунский халифат | Макурия | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Абдаллах ибн Саад [1] | Калидурут [2] | ||||||
Сила | |||||||
5000 человек, включая кавалерию и 1 катапульту. [1] | Значительное количество лучников на городских стенах | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Неизвестный | Неизвестный |
Вторая битва при Донголе или осада Донголы была военным столкновением между ранними арабскими силами Халифата Рашидун и нубийско-христианскими силами королевства Мукурия в 652 году. Битва положила конец мусульманской экспансии в Нубию, установив торговлю и исторический мир между мусульманский мир и христианская нация. В результате Мукурия смогла превратиться в региональную державу, которая будет доминировать в Нубии в течение следующих 500 лет.
Фон
[ редактировать ]Отношения между королевством Мукурия и Рашидунским Египтом начались в 642 году с первой битвы при Донголе . После своего поражения арабы покинули Нубию, и к 645 году было установлено нечто вроде мира. [1] По мнению арабо-египетского историка XIV века аль-Макризи , Мукурия сделал что-то, что нарушило перемирие. [1] Именно тогда Абдаллах ибн Саад , преемник первого правителя арабского Египта, вторгся в Мукурию, пытаясь подчинить макурцев. [1] В это время северная и центральная Нубия были объединены под властью макурского царя Калидурута. [2]
Археологические открытия показывают, что Донгола была хорошо укрепленным городом в седьмом веке. У него были стены не менее 6 метров (20 футов) в высоту и 4 метра (13 футов) в ширину у основания с башнями. Они были построены из сырцового кирпича на растворе и облицованы камнем. Круглые угловые башни имели ширину 6 метров и выступали из стены на 8 метров (26 футов). На северной стене были еще две башни. Однако башни могли быть добавлены после осады 652 года и, возможно, в ответ на нее. [3]
Боевой
[ редактировать ]Абдаллах направил отряд из 5000 человек в столицу Макурии Донголу в 651 году. [1] Он был вооружен тяжелой кавалерией и катапультой ( манджаник ), вероятно, тяговым требушетом , [5] которого, по словам аль-Макризи, макурианцы никогда раньше не видели. [3] Затем он осадил город, [6] поставив свою кавалерию в опасную ситуацию штурма города-крепости, защищаемого печально известными нубийскими лучниками. [7] Во время осады городской собор был поврежден обстрелом катапульты. [1] (Поврежденная церковь была обнаружена за остатками городских стен середины седьмого века. [3] )
Осада завершилась генеральным сражением. [8] Потери, понесенные силами Абдаллы, были тяжелыми. [7] и Калидурут не просил мира. [1] В конце концов Абдалла отменил осаду и заключил пакт ( бакт ). [2] По словам египетского историка 9-го века Ибн Абд аль-Хакама, это произошло потому, что «он не смог их победить». Шиитский историк X века Ахмад аль-Куфи , не питавший симпатий к силам халифа, придерживался еще более твердого мнения: «Мусульмане никогда [раньше] не несли таких потерь, как та, что они понесли в Нубии». [8] Арабский поэт, описывая битву, писал: [9]
«Мои глаза никогда не видели другого боя, подобного Дамкуле [Донголе],
С мчащимися конями, нагруженными кольчугами».
Однако в последующие столетия осада и вторая битва при Донголе были преобразованы мусульманскими историками в победу. По словам аль-Макризи, Калидурут, как сообщается, вышел из города, покорно добиваясь условий. [8] Возможно, эта версия событий возникла в результате слияния событий 652 года с конфликтом конца 13-го века между Нубией и мамлюками . [3]
Последствия
[ редактировать ]Подробности второй битвы при Донголе скудны, но мы знаем, что силы халифата понесли такие потери, что взятие их цели — города Донголы — было уже невозможно. [7] Перемирие, известное как Бакт, было согласовано обеими сторонами и длилось шесть столетий. [10] Он установил торговые отношения между мусульманским Египтом и христианской Нубией. Он предусматривал обмен пшеницы, ячменя, вина, лошадей и льна из Египта на 360 рабов в год из Нубии.
Бакт не имел прецедентов в ранней истории ислама. Также новым для парадигмы мусульманско-немусульманских отношений был статус Нубии как земли, свободной от завоеваний. Традиционно исключением стала Нубия. [1] Это был христианский регион, где его правители вели дела с мусульманскими правителями на равных вплоть до XII века, когда мощь Нубии начала ослабевать. В результате битвы и бакта христианская Нубия получила возможность процветать в течение следующих 600 лет. [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Кларк, с. 565.
- ^ Перейти обратно: а б с Грбек, стр. 103.
- ^ Перейти обратно: а б с д Пертон, стр. 45–46.
- ^ Вернер 2013 , с. 67.
- ^ Журавски.
- ^ Кисслинг, с. 166.
- ^ Перейти обратно: а б с Бернс, с. 75.
- ^ Перейти обратно: а б с Сполдинг, с. 582.
- ^ Шинни, с. 4.
- ^ Дженнингс, с. 26.
Источники
[ редактировать ]- Адамс, Уильям (1977). Нубия: коридор в Африку . Принстон: Издательство Принстонского университета. стр. 824 страниц. ISBN 0-691-09370-9 .
- Бернс, Джеймс Макдональд (2007). История Африки к югу от Сахары . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 418. ИСБН 978-0-521-86746-7 .
- Кларк, Десмонд Дж .; Роланд Энтони Оливер; Джей Ди Фейдж; А. Д. Робертс (1975). Кембриджская история Африки, том 2 c. 500 г. до н.э. – 1050 г. н.э. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 847. ИСБН 0-521-21592-7 .
- Хрбек, И. (1988). Всеобщая история Африки ЮНЕСКО, Том. III: Африка с седьмого по одиннадцатый век (Сокращенное изд.). Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 399 страниц. ISBN 0-85255-093-6 .
- Дженнингс, Энн М. (1995). Нубийцы Западного Асуана: деревенские женщины в разгар перемен . Боулдер: Издательство Линн Риннер. стр. 179 страниц . ISBN 1-55587-592-0 .
- Кисслинг, HJ (1969). Мусульманский мир. Исторический обзор. Часть III. Последние великие мусульманские империи . Лейден: Брилл. стр. 302 Стр. ISBN 90-04-02104-3 .
- Пертон, Питер Фрейзер (2009). История раннесредневековой осады, ок. 450–1220 . Бойделл Пресс.
- Шинни, Польша (1954). Средневековая Нубия . Суданская служба древностей.
- Сполдинг, Джей (1995). «Средневековая христианская Нубия и исламский мир: пересмотр Бактского договора ». Международный журнал африканских исторических исследований . 28 (3): 577–94. дои : 10.2307/221175 . JSTOR 221175 .
- Вернер, Роланд (2013). Христианство в Нубии. История и облик африканской церкви [ Христианство в Нубии. История и облик африканской церкви ] (на немецком языке). Лит . ISBN 978-3-643-12196-7 .
- Журавский, Богдан (2021). «Христианская и исламская Нубия, 543–1820 гг.» . Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Африки . doi : 10.1093/acrefore/9780190277734.013.407 . ISBN 978-0-19-027773-4 . Проверено 8 мая 2022 г.