Jump to content

Черная Афина

Черная Афина: афроазиатские корни классической цивилизации
Автор Мартин Берналь
Язык Английский
Предмет Древняя Греция
Издатель Издательство Университета Рутгерса
Дата публикации
1987
Место публикации Соединенные Штаты
Тип носителя Распечатать
ISBN 978-0-8135-1277-8

Трехтомный текст « Черная Афина: афроазиатские корни классической цивилизации» , опубликованный в 1987 (том 1), 1991 (том 2) и 2006 (том 3) соответственно, представляет собой псевдоархеологическую трилогию Мартина Бернала , предлагающую альтернативу. Гипотеза о происхождении Древней Греции и классической цивилизации. В диссертации Бернала обсуждается восприятие древней Греции по отношению к ее соседям из Северной Африки и Западной Азии , особенно к древним египтянам и финикийцам, которые, по его мнению, колонизировали древнюю Грецию . Бернал предполагает, что изменение в западном восприятии Греции произошло с 18 века и что это изменение способствовало последующему отрицанию западными академическими кругами какого-либо значительного египетского и финикийского влияния на древнегреческую цивилизацию.

Черная Афина подверглась резкой критике и отклонению со стороны ученых. Они часто подчеркивают тот факт, что не существует никаких археологических или исторических свидетельств существования древних египетских колоний в материковой Греции или на островах Эгейского моря , и поэтому это считается псевдоархеологией . Академические обзоры работ Бернала в целом отвергают его сильную зависимость от древнегреческой мифологии , умозрительных утверждений и обработки археологических, лингвистических и исторических данных, хотя некоторые ученые подчеркивают его важную работу по изменению парадигмы того, как мы изучаем Древнюю Грецию. [1] а также о том, как древнюю Грецию часто рассматривают как «западную», не признавая ее значительных связей с древним Ближним Востоком и Египтом, а также ее отличий от современного западного мира.

Диссертация

[ редактировать ]

Истоки древнегреческой цивилизации

[ редактировать ]
Архаичный греческий курос из Фив в так называемом ориентализирующем стиле .

Берналь отвергает теорию о том, что греческая цивилизация была основана индоевропейскими поселенцами из Центральной Европы. [2] Эта теория, которую Бернал называет арийской моделью , стала общепринятой в XIX веке. [3] Вместо этого Бернал защищает то, что он называет античной моделью ; название относится к тому факту, что египетское и финикийское (а также месопотамское и анатолийское ) влияние на греческий мир было широко признано в древности.

Берналь обсуждает Эсхила пьесу « Просители» , в которой описывается прибытие в Аргос из Египта Данаид , дочерей Данаи . Кадм Считалось, что азиатский финикийский алфавит принес в Грецию . Геродот также упоминает о восточном влиянии. [4] Фукидид этого не сделал, что Бернал объясняет своим националистическим желанием провести резкое различие между греками и варварами . Плутарх подверг критике точку зрения Геродота о том, что греки учились у варваров. И все же Александр Великий очень интересовался Египтом; Сам Плутарх написал работу «Об Исиде и Осирисе» , часть « Моралии» , которая является основным источником по Египту. Восхищение Египтом было широко распространено в эллинистической и римской цивилизациях, особенно в неоплатонической школе. Герметизм основывался на сочинениях, приписываемых египетскому Гермесу Трисмегисту , так называемом «Герметике» или «Герметическом корпусе» . Эти проегипетские течения оказали влияние на христианство , иудаизм и ислам , а также на таких деятелей Возрождения, как Коперник , Фичино и Джордано Бруно . В 1614 году было продемонстрировано, что герметический корпус вовсе не был очень древним и возник в поздней античности, хотя более поздние исследования установили, что некоторые его части, вероятно, имеют фараонское происхождение. Текстуальный анализ Кейсобона частично дискредитировал герметический корпус, но Бернал утверждал, что уважение к Древнему Египту сохранилось и способствовало Просвещение в XVIII веке. Масоны особенно актуальны.

Таким образом, Берналь прослеживает влияние древних египтян и финикийцев на древних греков, а также традицию признания этих связей от античности до эпохи Просвещения.

Бернал использует лингвистические данные в поддержку своего утверждения о связи между Древней Грецией и более ранними египетской и финикийской цивилизациями. Классический греческий язык возник из протогреческого языка с влиянием анатолийских языков, таких как хеттский , лувийский , хурритский и хаттский, на которых говорили поблизости, и предполагается, что культура развилась из сопоставимого слияния элементов.

Однако Бернал пытается подчеркнуть североафриканские элементы в древней ближневосточной культуре и осуждает предполагаемый европоцентризм исследований XIX и XX веков, включая сам лозунг востоковедов «Ex Oriente Lux», который , по мнению Бернала, выдает «западное присвоение древних традиций Ближнего Востока». Ближневосточная культура ради собственного развития». [2]

Вместо этого Бернал предполагает, что греческий язык развился в результате контакта между индоевропейским языком и влиятельными в культурном отношении египетскими и западноазиатскими семитскими языками . Он считает, что многие греческие слова имеют египетские или семитские корни. Бернал относит введение греческого алфавита (не подтвержденного до 750 г. до н. э.) между 1800 и 1400 гг. до н. э., а поэта Гесиода — к десятому веку.

Идеологии классической науки

[ редактировать ]

В первом томе « Черной Афины» подробно описываются взгляды Бернала на то, как древняя модель, признающая египетское и финикийское влияние на Грецию, подверглась нападкам в XVIII и XIX веках. Берналь концентрируется на четырех взаимосвязанных силах: христианской реакции, идее прогресса , расизме и романтическом эллинизме. [5]

Христианская реакция . Уже Мартин Лютер боролся с Римской церковью с помощью греческого Завета . Греческий считался священным христианским языком, который протестанты могли вполне правдоподобно утверждать, что он более христианский, чем латынь . Многие французские студенты Древней Греции 17 века воспитывались как гугеноты . [6] Изучение Древней Греции, особенно в протестантских странах, создало союз между Грецией и протестантским христианством, который имел тенденцию исключать другие влияния.

Идея прогресса . Древность Египта и Месопотамии раньше делала эти цивилизации особенно достойными уважения и восхищения, но появление идеи прогресса сделало более поздние цивилизации более развитыми и, следовательно, лучшими. Ранние культуры стали считаться основанными на суевериях и догматизме.

Расизм . , Работорговля в Атлантике а затем и европейский колониализм потребовали интеллектуального оправдания расизма. Стало первостепенным требованием отделить африканцев и Африку от высокой цивилизации, а Египет от самой Африки. Древние греки отделятся от Древнего Египта благодаря концепции греческого чуда и станут белыми и европейцами.

Романтизм . Романтики считали людей разделенными на национальные или этнические группы. Немецкий философ Гердер призывал немцев гордиться своим происхождением, своим языком, своими национальными особенностями или национальным гением . Романтики жаждали небольших, добродетельных и «чистых» общин в отдаленных и холодных местах: Швейцарии, Северной Германии и Шотландии. Если принять во внимание прошлое, их естественным выбором была Греция. Филэллинское движение привело к новым археологическим открытиям, а также способствовало греческой войне за независимость от Османской империи . Большинство филэллинов были романтиками и протестантами.

Первоначальная реакция на Бернала ближневосточных ученых, историков, классиков, биологических антропологов, лингвистов, египтологов и археологов была в подавляющем большинстве отрицательной и критической. [7] [8] [9] В статье 2013 года отмечалось, что трилогия Бернала «стала объектом больших насмешек и небольшого любопытства». [10] Другие методы, однако, начали рассматривать работу Бернала через более конструктивную призму. [11] [12]

Лингвисты обвиняют его лингвистику, историки — его историю, а археологи — его склонность игнорировать соответствующие археологические данные. [7] Египтологи тоже негативно отреагировали на книгу Бернала. [7] По состоянию на 1999 год о «Черной Афине» было опубликовано более 100 отрицательных отзывов, а также несколько книг, опровергающих ее утверждения. [13] По словам Жака Берлинерблау : [14]

По моим приблизительным оценкам, отрицательные научные отзывы о «Черной Афине» перевешивают положительные или умеренные примерно в семь раз к трем. Можно предположить, что это соотношение свидетельствует о внутренней неправдоподобности гипотез Бернала. В конце концов, идеологически разрозненная группа академиков сходится во мнении, что теории Бернала просто несостоятельны. Однако существование такого научного консенсуса должно быть подтверждено одним красноречивым фактом. Примечательно (обратите на это внимание) то, что большинство обвиняемых Бернала вышли из радикального слоя академического мира.

Рональд Х. Фритце развивает заявление Берлинербау, написав следующее: [15]

На самом деле, что кажется еще более важным, если продолжать верить в существование научных знаний и авторитета, так это то, что большинство положительных рецензий Бернала были написаны людьми, которые не являются знатоками классической литературы, египтологии, изучения древней истории Ближнего Востока, археологии. или европейская интеллектуальная история. Как радикалы, они нашли аргументы Бернала политически близкими и не были подготовлены или особенно заинтересованы в критической оценке представленных им доказательств. Наблюдение такого рода поднимает вопросы авторитета, полномочий и доказательств – всех аспектов научной деятельности, которые Бернал стремится игнорировать, минимизировать или отвергать.

По словам Кристины Риггс , «Черная Афина» была принята афроцентристами и постколониальными исследованиями, даже несмотря на то, что археология, египтология и классическая наука отвергли большую часть доказательств Бернала и, явно или неявно, его центральный тезис. [16]

Нет никаких археологических свидетельств, которые бы ясно указывали на колонизацию, которую предполагает Бернал. Сам он говорит: «И здесь следует еще раз прояснить, что, как и в случае с археологическими свидетельствами, здесь нет неопровержимых доказательств. Не существует современных документов типа «X египтянин/финикиец прибыл в это место в Греции и основал здесь город/царство», явно подтверждающих Древнюю Модель. И, если уж на то пошло, никто этого не отрицает». [17] Бернал также посвящает «Черную Афину» В. Гордону Чайлду Чайлда , и его книга действительно вписывается в устаревшую парадигму культурно -исторической археологии . Майкл Шэнкс раскритиковал этот устаревший подход к археологии, заявив:

Представьте себе крестьянина на критском поле во втором тысячелетии до нашей эры. Тот факт, что они сталкиваются с представителями совершенно другого общества, не означает, что они собираются и начинают строить необычные здания, которые археологи назвали минойскими дворцами. [...] Что значили статьи для крестьянина? Считались ли они вообще представителями другого «общества»? Возможно, границы, которые мы применяем к географии восточного Средиземноморья, не подходят для понимания второго тысячелетия до нашей эры, когда существовало широко распространенное культурное смешение, объединявшее Эгейское море, Левант и Египет в социальную систему, которая включала все три в качестве основных компонентов. [18]

В своем обзоре «Использование и злоупотребление Черной Афиной» профессор классической литературы Молли Мировиц Левин утверждает, что:

Первый том «Черной Афины» — чрезвычайно интересная и опасная книга: интересна своей обширной социологией историографии ранней Греции с пятого века до нашей эры до наших дней; опасно, потому что, вновь открывая дискурс девятнадцатого века о расе и происхождении, эта работа, к сожалению, неизбежно стала частью проблемы расизма, а не решением, которое предполагал ее автор... каждый элемент чрезвычайно сложного сюжета идеально сочетается создать историю с хорошими парнями (Геродотом, египтянами, семитами) и плохими парнями (арийцами, немецкими филологами-расистами); в котором герой-автор, неутомимый сыщик-неофит, перечитывает файлы и перерабатывает улики, чтобы раскрыть правду, долгое время скрывавшуюся презренно коррумпированным и ленивым полицейским управлением (современными классиками). [19]

Пол Оскар Кристеллер в своей статье в « Журнале истории идей » утверждает, что работа Бернала полна грубых ошибок и что она не получила заслуженной критики по политическим причинам. [20]

Ученые также раскритиковали тот факт, что Берналь говорит о едином древнегреческом народе и говорит об «эллинском национализме» и «национальной гордости» в V веке до нашей эры, что не имеет никакого исторического обоснования, поскольку греки не были едины до эллинистического периода и Напряженность между различными полисами иногда была настолько велика, что перерастала в войны, подобные Пелопоннесской войне . [21]

Книга также вызвала дискуссию в академическом сообществе. Хотя некоторые рецензенты утверждают, что исследования происхождения греческой цивилизации были запятнаны расизмом XIX века, многие критиковали Бернала за то, что они считают умозрительным характером его гипотезы, бессистемным и лингвистически некомпетентным подходом к этимологии и наивным подходом. античного мифа и историографии. Утверждения, сделанные в «Черной Афине», были подвергнуты серьезному сомнению, в частности, в «Возвращение к Черной Афине» (1996), сборнике эссе под редакцией Мэри Лефковиц и ее коллеги Гая Маклина Роджерса. [22]

Критики высказывают самые сильные сомнения по поводу подхода Бернала к языку и словообразованию (этимологии). [23] Кембриджский египтолог Джон Д. Рэй обвинил работу Бернала в предвзятости подтверждения . [24] Эдит Холл сравнивает диссертацию Бернала с мифом о богах-олимпийцах, сокрушающих титанов и гигантов , который когда-то считался историческим воспоминанием о том, что Homo Sapiens сменил неандертальца . Она утверждает, что этот исторический подход к мифу прочно принадлежит XIX веку. [25]

Другие оспаривали отсутствие археологических доказательств тезиса Бернала. Египтолог Джеймс Вайнштейн отмечает, что существует очень мало доказательств того, что древние египтяне были колонизаторами в третьем и втором тысячелетии до нашей эры. [26] Более того, нет никаких свидетельств существования каких-либо египетских колоний в Эгейском мире. Вайнштейн обвиняет Бернала в том, что он полагается прежде всего на свои интерпретации греческих мифов, а также на искаженные интерпретации археологических и исторических данных. [26]

Берналя также обвиняют в том, что он преследовал политические мотивы и вовлек Грецию бронзового века в академическую войну против западной цивилизации. [27] На самом деле Бернал не скрывал своих политических мотивов и в конце своего вступления к «Черной Афине» написал, что «политическая цель «Черной Афины», конечно, состоит в том, чтобы уменьшить европейское культурное высокомерие». По словам историка Дэвида Гресса :

На самом деле у классиков не было никаких проблем ни с линейным письмом Б, ни с египетским влиянием на Микены. Однако чего они не могли и не могут принять, так это преемственности афроазиатских влияний в Темные века — не потому, что они расисты, а потому, что все доказательства против этого… Обличения Бернала, произнесенные в неизменно злобном тоне, придают его работе то же самое. моральный и научный статус арийской науки Третьего рейха или лысенковской генетики сталинской России; то есть ни в чем. [27]

В 2001 году Бернал опубликовал « Черная Афина отвечает: Мартин Бернал отвечает критикам» в ответ на критику его более ранних работ. После публикации этого тома, по словам ученого А. К. Джайеша, «критики Бернала осознали тщетность своего предприятия и отказались от него: ни ответ, ни последняя часть «Черной Афины» не были направлены на предоставление лингвистических доказательств утверждения, близкого к сорок процентов греческого словарного запаса, не имеющего известных индо=европейских родственных слов, фактически имеют корни в афроазиатских языках, что вызвало большой отклик». [10]

Египтолог Джон Бейнс, отвергая его общий тезис, похвалил Бернала за тот факт, что он изучал Древнюю Грецию в более широком культурном и географическом контексте, чего, как утверждает Бейнс, классики не склонны делать. [28] Томас МакЭвилли пришел к выводу в 2002 году, что, хотя «анализ Бернала более ранних периодов антисемитского отношения к древней ближневосточной культуре может оставаться ценным, его попытка… вывести греческую философию из Африки кажется настолько явно не подкрепленной доказательствами, что, вероятно, пройти, не оставив следа». [29]

Классик и лингвист Жан-Фабрис Нарделли в одной из немногих рецензий на третий том «Черной Афины» пишет, что «вера Бернала в его способность точно определять звуковые сдвиги в совпадении (P)IE или вытекающие из афроазиатского языка и в правильность многосторонние лексические сравнения а-ля Гринберг по сравнению со стандартным сравнительным методом выглядят неуместными, поскольку он не проверил свои факты и зависит от источников, печально известных своими причудами и ошибками. Он отмечает, что Бернал страдает «склонностью к ошибкам, [которые] еще больше». ставит под угрозу его концепцию». Нарделли заключает, что Бернал «не применяет никакого метода, кроме специальных рассуждений, основанных на непредвиденных обстоятельствах », и что «[т] книга полна отвлекающих маневров , которые выдают ее качество». [30]

С тех пор ряд археогенетических исследований в современную эпоху опровергли гипотезы Бернала о египетской или финикийской колонизации Греции. Например, в исследовании 2017 года, проведенном Гарвардским университетом под руководством ведущего популяционного генетика Иосифа Лазаридиса, были извлечены и проанализированы полные геномы 19 особей бронзового века, в том числе минойцев с Крита и микенцев из материковой Греции. Что касается утверждений Бернала, авторы пришли к следующему выводу:

Предполагаемые миграции, такие как поселение египетских или финикийских колонистов, не различимы в [] данных, поскольку нет измеримого левантийского или африканского влияния на минойцев и микенцев, что отвергает гипотезу о том, что культуры Эгейского моря были заселены мигрантами из старые цивилизации этих регионов. [31]

Тем не менее, с 2010 года ряд других ученых утверждают, что работа Бернала остается актуальной, даже не соглашаясь со многими ее особенностями. В книге «Африканская Афина: Новые повестки дня» (2011) авторы утверждают, что некоторые проблемы, поднимаемые в книгах Бернала, до недавнего времени игнорировались (стр. 2). [32]

Издания Черной Афины

[ редактировать ]
  • Черная Афина: афроазиатские корни классической цивилизации Издательство Университета Рутгерса (1987) ISBN   0-8135-1277-8 )
  • Черная Афина: афро-азиатские корни классической цивилизации: создание Древней Греции, 1785–1985 Том. 1 (Мягкая обложка) Винтаж; Новое издание Ed (21 ноября 1991 г.) ISBN   978-0-09-988780-5
  • Черная Афина: афро-азиатские корни классической цивилизации: создание Древней Греции, 1785–1985 Том. 1 книга свободной ассоциации (в мягкой обложке) (29 ноября 2004 г.) ISBN   978-0-946960-56-9
  • Черная Афина: афро-азиатские корни классической цивилизации: археологические и документальные свидетельства, том. 2 (в мягкой обложке) Издательство: Free Association Books (1 января 1991 г.) ISBN   978-1-85343-054-1
  • Черная Афина: афроазиатские корни классической цивилизации Том. 2 (в твердом переплете) Издательство Университета Рутгерса (июль 1991 г.) ISBN   978-0-8135-1584-7
  • Черная Афина: афроазиатские корни классической цивилизации, Том III: Лингвистические свидетельства, том. 3 (в твердом переплете) Издательство Университета Рутгерса (25 ноября 2006 г.) ISBN   978-0-8135-3655-2
  • Черная Афина: Афроазиатские корни классической цивилизации, Том III: Книги ассоциации, свободной от лингвистических доказательств (1 февраля 2006 г.) ISBN   978-1-85343-799-1

Книги и статьи о Черной Афине

[ редактировать ]
  • Черная Афина 2: История без правил. Роберт Л. Паундер. Американский исторический обзор, Vol. 97, № 2 (апрель 1992 г.), стр. 461–464. дои : 10.2307/2165728 .
  • Мэри Р. Лефковиц , Не из Африки: как афроцентризм стал поводом преподавать миф как историю , 1997, ISBN   978-0-465-09838-5
  • Мэри Р. Лефковиц и Гай Маклин Роджерс (ред.), «Возвращение к Черной Афине» , 1996, ISBN   978-0-8078-4555-4
  • Мэри Р. Лефковиц , Урок истории , 2008 г., ISBN   978-0-300-12659-4
  • Мартин Бернал , Черная Афина отвечает: Мартин Бернал отвечает своим критикам , 2001.
  • Жак Берлинерблау , Ересь в университете: спор о Черной Афине и обязанности американских интеллектуалов , 1999, ISBN   978-0-8135-2588-4
  • ван Бинсберген, Вим, изд. (2011). Черная Афина достигает совершеннолетия: на пути к конструктивной переоценке . Берлин: Лит Верлаг. ISBN 978-3-8258-4808-8.
  • Скупин, Михаил. «Анакалипсис II: обзор Черной Афины, тома I и II Мартина Бернала». Периодические публикации эпиграфического общества, Vol. 20 (1991), с. 28–29.
  • Дункан Халлас , Отсутствующие друзья , Socialist Worker Review , 100 (1987)
  • 1987 Черная Афина Афроазиатские корни классической цивилизации 1: Создание Древней Греции 1785–1985 гг . Лондон: Книги Свободных ассоциаций . и Нью-Брансуик: Университет Рутгерса.
  • «Черная Афина и АПА». » «Вызов Черной Афины» в специальном выпуске «Аретузы . стр. 17–37.
  • 1990 «Ответы на критические обзоры Черной Афины: Том I : в Журнале средиземноморской археологии 3/1: 111-137.
  • 1991 Черная Афина 2: Археологические и документальные свидетельства . Лондон, Книги Свободной ассоциации; Нью-Брансуик: Университет Рутгерса.
  • 1993 «Ответ» на «Диалог: Черная Афина Мартина Бернала». Журнал женской истории 4.3, (зима): 119–135.
  • 1997 «Ответы Черной Афине». Черная Афина: десять лет спустя . Специальное издание Talanta vols. 28 и 29. стр. 65–99, 165–173 и 209–219.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ ван Бинсберген, Вим (2011). Черная Афина достигает совершеннолетия: на пути к конструктивной переоценке . Лит Верлаг. ISBN  978-3-8258-4808-8 .
  2. ^ Jump up to: а б Бернал, Мартин (2020). Черная Афина: афроазиатские корни классической цивилизации. Том. I: Изготовление Древней Греции 1785–1985 (переиздание 2020 г.). Классика издательства Университета Рутгерса. п. 423. ИСБН  0-8135-1277-8 .
  3. ^ Грей, Р.; Аткинсон, К. (2003). «Время расхождения языковых деревьев подтверждает анатолийскую теорию индоевропейского происхождения» . Природа . 426 . ISSN   0028-0836 .
  4. ^ Геродот, Истории, Книга V.
  5. ^ Том 1, Глава 4.
  6. ^ Х. Ллойдс-Джонс. Классические выживания: классика в современном мире . Лондон, 1982, стр. 19. Цитируется Берналом, Black Athena , Vol. 1, глава 4, примечание 10.
  7. ^ Jump up to: а б с Аллен, Питер С. (1992). «Рецензия на Черную Афину» . Американский антрополог . 94 (4): 1024–1026. дои : 10.1525/aa.1992.94.4.02a01050 . ISSN   0002-7294 . JSTOR   680325 .
  8. ^ «Возвращение к Черной Афине | Мэри Р. Лефковиц» . Издательство Университета Северной Каролины . Проверено 16 июня 2024 г.
  9. ^ Маламуд, Марта А. (1989). «Обзор Черной Афины: афроазиатские корни классической цивилизации. Том I: Изготовление Древней Греции 1785–1985» . Критика . 31 (3): 317–322. ISSN   0011-1589 . JSTOR   23113369 .
  10. ^ Jump up to: а б Джаеш, АК (2013). «Черная Эллада? Сноска к дебатам о Черной Афине» . Журнал теории литературы . 7 (1–2). дои : 10.1515/jlt-2013-0004 . ISSN   1862-8990 .
  11. ^ ван Бинсберген, Вим (2011). Черная Афина достигает совершеннолетия: на пути к конструктивной переоценке . Лит Верлаг. ISBN  978-3-8258-4808-8 .
  12. ^ Орреллс, Дэниел, Гурминдер К. Бхамбра и Тесса Ройнон (2011). Африканская Афина: новые программы . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780199595006 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  13. ^ Аюб, Нина С. (1999). « Ересь в университете: полемика о «Черной Афине» и ответственность американских интеллектуалов » . Хроника высшего образования . Проверено 5 февраля 2023 г.
  14. ^ Берлинерблау, Жак (1999). Ересь в университете: спор о Черной Афине и обязанности американских интеллектуалов . Издательство Университета Рутгерса. п. 6. ISBN  978-0-8135-2587-7 .
  15. ^ Фрице, Рональд Х. (2009). Изобретенные знания: ложная история, фальшивая наука и псевдорелигии . Книги реакции. п. 230. ИСБН  978-1-86189-674-2 .
  16. ^ Риггс, Кристина (10 апреля 2014 г.). Раскрытие Древнего Египта . А&С Черный. ISBN  978-0-85785-677-7 .
  17. ^ Бернал, Мартин (1991). Черная Афина: афроазиатские корни классической цивилизации, том II, археологические и документальные свидетельства . Нью-Брансуик: Издательство Университета Рутгерса. п. 187.
  18. ^ Шанкс, Майкл (1996). Классическая археология Греции . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. стр. 89–90 . Проверено 24 июня 2019 г.
  19. ^ Левин, Молли Меровиц (1992). «Использование и злоупотребление Черной Афиной». Американский исторический обзор . 97 (2): 440–460. дои : 10.2307/2165727 . JSTOR   2165727.
  20. ^ Кристеллер, Пол О. (1995). «Комментарий к Черной Афине» . Журнал истории идей . 56 (1): 125–127. дои : 10.2307/2710010 . ISSN   0022-5037 . JSTOR   2710010 .
  21. ^ Холл, Э. (2002). «Когда миф не миф? Древняя модель Бернала». Греки и варвары . Издательство Эдинбургского университета (1): 181–201. JSTOR   26308565 .
  22. ^ «Возвращение к Черной Афине» . Архивировано из оригинала 14 февраля 2009 г. Проверено 3 февраля 2009 г.
  23. ^ Юрко, Ф. (1996). «Черная Афина: египтологический обзор». Возвращение к Черной Афине .
  24. ^ Интервью с Джоном Рэем, 5:29, https://www.youtube.com/watch?v=sarKVo5wVCU.
  25. ^ Интервью с Эдит Холл, 3:19, https://www.youtube.com/watch?v=sarKVo5wVCU.
  26. ^ Jump up to: а б Интервью с Джеймсом Вайнштейном, 2:16, https://www.youtube.com/watch?v=rBPlENmnWiE
  27. ^ Jump up to: а б Гресс, Дэвид (1989). «Дело против Мартина Берналя». Новый критерий . 1 : 36–43.
  28. ^ Бейнс, Дж. (1996). «О целях и методах Черной Афины». Возвращение к Черной Афине : 27.
  29. ^ Томас МакЭвилли. Форма древней мысли . Нью-Йорк, 2002 г., стр. 666.
  30. ^ Нарделли, Ж.-Ф. (2013). «ЧЕРНАЯ АФИНА III - М. Бернал Черная Афина. Афразийские корни классической цивилизации. Том III: Лингвистические свидетельства. Стр. xxviii + 807, илл., карты. Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Rutgers University Press, 2006. Cased, США 60 долларов США. ISBN: 978-0-8135-3655-2» . Классический обзор . 63 (1): 142–144. дои : 10.1017/S0009840X12002752 . ISSN   0009-840X . S2CID   162332956 – через издательство Кембриджского университета.
  31. ^ Лазаридис, Иосиф; Миттник, Алисса; Паттерсон, Ник; Маллик, Свапан; Роланд, Надин; Пфрангле, Саския; Фуртвенглер, Аня; Пельтцер, Александр; Пост, Козимо; Василакис, Андонис; МакДжордж, PJP; Консолаки-Яннопулу, Элени; Коррес, Джордж; Мартлью, Холли; Михалодимитракис, Манолис; Озсайт, Мехмет; Озсайт, Несрин; Папатанасиу, Анастасия; Ричардс, Майкл; Руденберг, Сонгюль Алпаслан; Цедакис, Яннис; Арнотт, Роберт; Фернандес, Дэниел М.; Хьюи, Джеффри Р.; Лотакис, Димитра М.; Навас, Патрик А.; Маниатис, Яннис; Стаматояннопулос, Джон А .; Стюардсон, Кристин; Стокхаммер, Филипп; Пинхаси, Рон; Райх, Дэвид; Краузе, Йоханнес; Стаматояннопулос, Джордж (2017). «Генетическое происхождение минойцев и микенцев» . Природа . 548 (7666): 214–218. Бибкод : 2017Natur.548..214L . дои : 10.1038/nature23310 . ISSN   0028-0836 . ПМЦ   5565772 . ПМИД   28783727 .
  32. ^ Орреллс, Дэниел, Гурминдер К. Бхамбра и Тесса Ройнон (2011). Африканская Афина: новые программы . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780199595006 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 637da08d0495373ec14f2661bea3dcb7__1722555300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/63/b7/637da08d0495373ec14f2661bea3dcb7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Black Athena - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)