Рассказ о потопе в книге Бытие
Повествование о потопе (главы 6–9 Книги Бытия ) — еврейский миф о потопе . [ 1 ] В нем рассказывается о решении Бога вернуть вселенную в состояние водного хаоса, которое было до ее создания , и переделать ее посредством микрокосма Ноева ковчега . [ 2 ]
Книга Бытия, вероятно, была составлена примерно в V веке до нашей эры. [ 3 ] хотя некоторые ученые полагают, что первобытная история (главы 1–11), включая повествование о потопе, могла быть составлена и добавлена еще в III веке до нашей эры. [ 4 ] Он опирается на два источника, называемые Священническим источником и Несвященническим или Яхвистским . [ 5 ] и хотя многие ее детали противоречивы, [ 6 ] история образует единое целое. [ 7 ]
Глобальный потоп, описанный в этом мифе, несовместим с физическими данными геологии , археологии , палеонтологии и глобального распространения видов . [ 8 ] [ 9 ] [ нужна страница ] [ 10 ] [ нужна страница ] Ответвление креационизма, известное как геология наводнений, представляет собой псевдонаучную попытку доказать, что такой глобальный потоп действительно имел место. [ 11 ] Некоторые христиане предпочли интерпретировать это повествование как описание локального потопа, а не глобального события. [ 12 ] Третьи предпочитают интерпретировать повествование как аллегорическое, а не историческое. [ 13 ]
Краткое содержание
История потопа происходит в главах 6–9 Книги Бытия, первой книги Библии. Через десять поколений после сотворения Адама Бог увидел, что земля развращена и наполнена насилием, и решил уничтожить то, что он создал. Но Бог нашел одного праведника, Ноя , и доверил ему свое намерение: «Я собираюсь вызвать Потоп… чтобы уничтожить всюду всякую плоть, в которой есть дыхание жизни…». Итак, Бог повелел ему построить ковчег (по-еврейски — сундук или ящик), и Ной вошел в ковчег на шестисотом году [жизни], и в 17-й день второго месяца того года «источники Великая Бездна разверзлась, и небесные шлюзы распахнулись», и дождь лил сорок дней и сорок ночей, пока самые высокие горы не покрылись на глубину 15 локтей , и все живое погибло, кроме Ноя и тех, кто был с ним в ковчеге. После 150 дней, «Вспомнил Бог Ноя... и вода утихла», пока Ковчег не остановился на горе Араратской, и в 27-й день второго месяца шестисот первого года Ноя земля высохла. Тогда Ной построил жертвенник и принес жертву, и Бог сделал завет с Ноем о том, что человеку будет разрешено есть все живое, кроме его крови, и что Бог никогда больше не будет уничтожать все живое потопом. [ 14 ]
Состав
Современные учёные сходятся во мнении, что Книга Бытия была написана примерно в V веке до нашей эры. [ 3 ] но поскольку первые одиннадцать глав мало связаны с остальной частью книги, некоторые ученые полагают, что этот раздел (так называемая первобытная история ), возможно, был составлен еще в III веке до нашей эры. [ 4 ]
Принято считать, что история опирается на два источника, один из которых называется « священническим» , другой — «несвященническим», или «яхвистским» . [ 5 ] и их переплетение проявляется в дублетах (то есть повторениях), содержащихся в финальной истории. [ 15 ] Многие из них противоречивы, например, как долго длился потоп (40 дней согласно Бытию 7:17 , 150 согласно 7:24 ), сколько животных нужно было взять на борт ковчега (по одной паре в 6:19). (одна пара нечистых животных и семь пар чистых в 7:2 ), и выпустил ли Ной ворона, который «ходил взад и вперед, пока не высохла вода», или голубя, который в третий раз «не вернулся» к нему снова», или, возможно, и то, и другое. [ 6 ] Но, несмотря на это разногласие в деталях, рассказ образует единое целое (некоторые учёные видят в нём « хиазм », литературную структуру, в которой первый пункт соответствует последнему, второй — предпоследнему и т. д.), [ а ] и было предпринято множество усилий для объяснения этого единства, включая попытки определить, какой из двух источников существовал раньше и, следовательно, повлиял на другой. [ 7 ] Некоторые ученые даже задаются вопросом, действительно ли эта история основана на двух разных источниках, отмечая, что некоторые из дублетов (например, голубь и ворон) на самом деле не противоречат друг другу и фактически появляются как связанные мотивы в других библейских и небиблейских источниках. что метод дублетов применяется непоследовательно, поскольку предполагаемые источники сами содержат дублеты, и что теория предполагает наличие редактора, который непоследовательно объединил источники (в некоторых случаях тщательно редактируя текст, а в некоторых случаях добросовестно сохраняя противоречивые версии) по неясным причинам. . [ 16 ] Точно так же полная история о потопе в книге Бытия соответствует параллельной истории о потопе Гильгамеша , чего не делает ни один из предложенных библейских источников. [ 17 ]
Источники
В следующей таблице сравниваются предлагаемые источники Яхвиста и Пристли. [ 18 ] Каждый из них представляет собой полную сюжетную линию с введением и выводами, причинами потопа и богословием. [ 19 ]
Стихи |
Яхвист (или несвященник) |
Священнический |
---|---|---|
6:5–8 | Введение: злоба человечества, Бог сожалеет о сотворении, объявляет о решении уничтожить; Праведность Ноя. | |
6:9–22 | Введение: праведность Ноя, злоба человечества, Божье решение уничтожить; Описан Ковчег, описан Завет, 1 пара всех животных, Ной делает так, как повелевает Бог. | |
7:1–5 | 7 пар чистых животных, 1 пара нечистых; 7 дней на сбор животных; Ной делает то, что повелевает Бог. | |
7:6 | Возраст Ноя: 600 лет. | |
7:7–10 | Ной входит в Ковчег с животными через 7 дней | |
7:11 | Год 600, месяц 2, день 17: твердь разверзается, воды падают сверху и поднимаются снизу. | |
7:12 | Дожди 40 дней и 40 ночей. | |
7:13–16а | Ной, семья и животные входят в Ковчег в тот же день, когда начинается потоп. | |
7:16б–17а | Наводнение длится 40 дней и ночей. | |
7:18–21 | Воды поднимаются, все существа уничтожаются. | |
7:22–23 | Все существа уничтожены. | |
7:24–8:5 | Наводнение длится 150 дней; Бог вспоминает Ноя, закрываются источники и шлюзы, воды отступают; Месяц 7 день 17, Ковчег стоит на горе Араратской. | |
8:6–12 | Через 7 дней Ной открывает окно, посылает ворона, голубя, голубя, 7 дней между полетами. | |
8:13–19 | 601 год, месяц 1, день 1: Ной открывает обложку; земля начинает сохнуть; 2 месяц, 27 день, появляется суша, Ной, семья и животные выходят, животные начинают размножаться. | |
8:20–22 | Ной строит жертвенник, приносит в жертву чистых животных, Бог чует сладкое благоухание, обещает больше не губить. | |
9:1–17 | Ною и его семье велели размножаться, дали животных в пищу; Завет заключен, радуга как знак, Бог обещает больше не наводнять. |
Сравнительная мифология
Ученые полагают, что миф о потопе зародился в Месопотамии во время древневавилонского периода (ок. 1880–1595 гг. До н.э.) и достиг Сиро-Палестины во второй половине 2-го тысячелетия до н.э. [ 20 ] Сохранившиеся тексты показывают три отдельные версии: шумерский эпос о Зиусудре единственной табличке, датируемой примерно 1600 г. (самый старый, найденный в очень фрагментарной форме на Атрахасис и эпос о Гильгамеше . [ 21 ] Имя героя, согласно рассматриваемой версии, было Зиусудра, Атрахасис или Утнапиштим , все они являются вариациями друг друга, и вполне возможно, что сокращение от Утнапиштим/Утнаиштим как «наиш» было произносится «Ной» в Палестине. [ 22 ]
Многочисленные и часто подробные параллели ясно показывают, что повествование о потопе в книге Бытия зависит от месопотамских эпосов, и особенно от Гильгамеша, который, как полагают, датируется примерно 1300–1000 гг. до н.э. [ 23 ]
Хронология наводнения
Числа в Библии часто имеют символическое или идиоматическое значение, а 40 дней и ночей, в течение которых на Землю лил дождь, указывают на полный цикл. [ 24 ]
Потоп начинается на 17-й день второго месяца, когда «вырвались источники великой бездны и открылись небесные шлюзы», а через 40 дней ковчег поплыл (Бытие 7:11–12). Воды поднимаются, а затем отступают, и в 17-й день седьмого месяца (или 27-й день в греческом варианте) ковчег останавливается на горах (Бытие 8:4). Вода продолжает падать, ковчег открывается в 1-й день 1-го месяца 601-го года Ноя и открывается в 27-й день его 601-го года (Бытие 8:13–14). [ 25 ]
Период от начала потопа до высадки на горе составляет пять месяцев (со второго по седьмой месяц, Бытие 7:11 и 8:4) и 150 дней (8:3), что делает невозможными пять месяцев из 30. дней каждый; это число схематично и основано на вавилонском астрономическом календаре из 360 дней (12 месяцев по 30 дней каждый). [ 26 ] Это значит, что паводок длится 36 недель по календарю паводков, в котором к каждому третьему месяцу добавляется дополнительный день. [ 27 ] Число недель имеет символическое значение и представляет собой библейский шифр разрушения (число 6, выраженное как 6x6=36), а число 7 (количество дней в неделе) представляет собой устойчивость творения во время разрушения. [ 28 ]
Ученые долго ломали голову над значением наводнения, продолжавшегося один год и одиннадцать дней (с 17-го дня 600 года по 27-й день 601 года); Одно из решений состоит в том, что базовый календарь представляет собой лунный календарь из 354 дней, к которому добавлено одиннадцать дней, чтобы соответствовать солнечному году из 365 дней. [ 29 ]
«Первоначальное» яхвистское повествование о Великом потопе было скромным; за неделей якобы ненебесного дождя следует сорокадневный потоп, которому требуется всего лишь неделя, чтобы отступить, чтобы предоставить Ною сцену для Божьего завета. Именно священнический источник добавляет еще более фантастические цифры о 150-дневном потопе, который произошел божественной рукой с небес и земли и потребовалось десять месяцев, чтобы окончательно остановиться. Что капризное и несколько упрощенное изображение Яхве в яхвистском источнике четко отличается от характерно величественного, трансцендентного и строгого добродетельного Яхве в священническом источнике. [ 30 ]
Повествование Священников о потопе — единственный священнический текст, в котором подробно описаны даты, предшествующие повествованию об Исходе . Возможно, это связано с версией мифа о потопе, которая была доступна в то время. В Угарите обнаружен текст, известный как RS 94.2953, состоящий из четырнадцати строк, в котором рассказывается от первого лица о том, как Эа явился главному герою истории и приказал ему использовать инструменты, чтобы сделать окно ( апту ) наверху конструкции, которую он строил, и как он выполнил эту директиву и выпустил птицу. Антуаном Кавиньо, Перевод этого текста, сделанный заставил его предположить, что этот фрагмент принадлежит месопотамскому мифу о потопе , возможно, Атрахасису или Табличке IX о Гильгамеше , версия которой найдена в Угарите (RS 22.421) и содержит рассказ о потопе от первого лица. Если это предположение верно, то RS 94.2953 представляет собой уникальную версию истории о потопе в Месопотамии. В первой строке текста написано: «В начале времени исчезновения луны, в начале месяца». Эта ссылка на лунную дату, указывающую конкретную дату, когда главный герой выпустил птицу, важна, поскольку это единственный вариант истории о потопе, указывающий конкретную дату, а остальные не приписывают конкретные даты или календарные детали различным этапам наводнения. И RS 94.2953, и Бытие 8 повествуют о том, что главный герой потопа выпускает птицу в определенную календарную дату, чтобы найти землю посреди потопа. [ 31 ]
Теология: потоп и повествование о сотворении мира
Первобытная история – это прежде всего мир, созданный Богом, его происхождение, обитатели, цели, проблемы и неудачи. [ 32 ] Он задается вопросом, почему мир, созданный Богом, так несовершенен и о значении человеческого насилия и зла, и его решения включают понятия завета, закона и прощения. [ 33 ] Повествование о сотворении мира (Бытие 1–2) посвящено творению Бога, а покаяние Бога является обоснованием повествования о потопе, а в священническом источнике (который проходит через всю книгу Бытия и другие четыре книги Торы) эти два глагола , «творить» и «прощать» предназначены исключительно для божественных действий. [ 34 ]
Интертекстуальность – это то, как библейские истории соотносятся и отражают друг друга. Такие отголоски редко бывают случайными — например, слово, используемое для обозначения ковчега , совпадает с словом, используемым для обозначения корзины, в которой спасается Моисей, что подразумевает симметрию между историями о двух божественно избранных спасителях в мире, которому угрожают вода и хаос. [ 35 ] Самым значительным из таких отголосков является переворот повествования о сотворении мира в книге Бытия ; разделение между «водами вверху» и «водами внизу» земля устранена, суша затоплена, большая часть жизни уничтожена, и только Ной и те, кто был с ним, выживают, чтобы повиноваться Божьему повелению «плодитесь и размножайтесь». [ 36 ]
Потоп – это изменение и обновление Божьего творения мира. [ 37 ] В Бытие 1 Бог отделяет «воды над землей» от тех, что внизу, чтобы суша могла показаться домом для живых существ, но в истории о потопе «окна небесные» и «источники бездны» открываются, так что мир возвращается в водный хаос времен до творения. [ 38 ] Даже последовательность событий потопа имитирует последовательность творения: потоп сначала покрыл землю до самых высоких гор, затем последовательно уничтожил птиц, крупный рогатый скот, зверей, «кишащих тварей» и, наконец, человечество. [ 38 ] (Это соответствует истории вавилонского потопа из « Эпоса о Гильгамеше» , где после окончания дождя «все человечество вернулось в глину», вещество, из которого оно было сделано.) [ 39 ] Сам Ковчег также является микрокосмом Храма Соломона .
Более поздние традиции
еврейский
В еврейском фольклоре грехи в допотопном мире включали богохульство, оккультные практики и препятствование новым торговцам получать прибыль. Дети также обладали способностью говорить и ходить сразу после рождения и сражаться с демонами.
Когда начался потоп, Бог заставил каждую каплю дождя пройти через геенну, прежде чем она падала на землю в течение сорока дней, чтобы она могла обжечь кожу грешников. Это было наказание, соответствующее их преступлению, потому что, подобно дождю, чувственные желания человечества разжигали их и распаляли до безнравственных излишеств. [ 40 ]
христианство
Повествование о потопе из Книги Бытия включено в Ветхий Завет христианской Библии (см. Книги Библии ). Иисус и апостолы дополнительно учили повествованию о потопе в книге Бытия в написании Нового Завета ( Матфея 24:37–39 , Луки 17:26–27 , 1 Петра 3:20 , 2 Петра 2:5 , 2 Петра 3:6 , Евреям 11) . :7 ). [ 41 ] [ 42 ] Некоторые христианские исследователи Библии предполагают, что потоп — это картина спасения во Христе : Ковчег был задуман Богом, и есть только один путь спасения через дверь Ковчега, аналогичный одному пути спасения через Христа. [ 43 ] [ 41 ] Кроме того, некоторые ученые, комментируя учение апостола Петра ( 1 Петра 3:18–22 ), связывают Ковчег с воскресением Христа; воды, похоронившие старый мир, но возродившие Ноя к новой жизни. [ 43 ] [ 41 ] Христианские ученые также подчеркивают, что 1 Петра 3:18–22 демонстрирует потоп из книги Бытия как прообраз христианского крещения . [ 44 ] [ 45 ] [ 41 ]
Гностицизм
кодексе III века, В гностическом который теперь называется « Ипостасью Архонтов» , именно коррумпированные правители ( Архонты ) решают затопить мир, чтобы избавиться от большей части человечества. Однако Ноя пощадили и приказали построить ковчег. Но когда его жена Норея хочет подняться на борт ковчега, Ной пытается не позволить ей, поэтому она использует свою божественную силу, чтобы дуть на ковчег, в результате чего он сгорает в огне. Позже Ной строит ковчег во второй раз. Когда Архонты пытаются схватить Норею, она взывает к Богу о помощи, тогда появляется ангел Элелет и отпугивает Архонтов, открывая Норее, что она — божественное дитя великого духа . Другая точка зрения встречается в Тайной книге Иоанна ; вместо ковчега Ной скрывается в светлом облаке. [ 46 ]
мандеизм
Мандеизм учит, что Ноев потоп был последним из трех событий, когда население мира сократилось до одной семьи. Через тридцать поколений после Адама большая часть населения погибла от мора и войны, остались только Рам и его жена Руд. Двадцать пять поколений спустя большая часть населения погибла в огне, остались только Шурбай и его жена Шарабейл . Пятнадцать поколений спустя большая часть населения погибла в результате наводнения, остались только Ной и Сим, [ 47 ] помимо жены последнего Нурайты . [ 48 ] Ной и его семья спасены, потому что они смогли построить ковчег или кавилу (или кауила , мандейский термин; он родственен сирийскому кевила , что подтверждается в Новом Завете Пешитты , например, в Матфея 24:38 и Луки 17 : 27). [ 49 ]
ислам
История Ноя и Великого потопа рассказана в Коране в суре «Нух» .
Историчность
Ученые и исследователи считают эту историю в ее нынешнем виде преувеличенной и/или неправдоподобной. [ 9 ] [ 50 ] История Потопа описывает либо серьезное генетическое узкое место, либо происхождение эффекта основателя среди потомков выживших, поскольку выжившие являются родственниками. В тот период времени (около 7000 лет до наших дней) нет никаких свидетельств такого серьезного генетического узкого места ни среди людей, ни среди других видов животных; [ 51 ] однако, если повествование о потопе основано на более локализованном событии и описывает эффект основателя среди одной популяции людей, некоторые объяснения, такие как события, описанные в гипотезе о потопе в Черном море, могут уточнить историчность повествования о потопе.
Локализованные катастрофические наводнения оставили следы в геологической летописи: было продемонстрировано, что Каналированные Скабленды в юго-восточных районах штата Вашингтон образовались в результате серии катастрофических наводнений. [ 52 ] [ 53 ] возникший в результате обрушения ледниковых плотин ледниковых озер в регионе, последнее из которых, по оценкам, произошло между 18 200 и 14 000 лет назад. [ 54 ]
Еще одним геологическим объектом, который, как полагают, образовался в результате масштабного катастрофического наводнения, является ущелье Цангпо в Тибете . [ 55 ] [ 56 ] Как и в случае с Каналными Скаблендами в штате Вашингтон, считается, что прорывы ледниковых плотин вызвали огромные и внезапные потоки воды, образовавшие ущелье где-то между 600 и 900 годами нашей эры. [ 56 ]
Некоторые также связывают явления изменения климата, связанные с колебанием Пиора , которое спровоцировало распад периода Урука . [ 57 ] с библейским мифом о потопе. [ 58 ]
В настоящее время понимание доисторического катастрофического наводнения с Горного Алтая заключается в том, что несколько наводнений, вызванных прорывом ледниковых озер с Горного Алтая, вызвали масштабные наводнения вдоль реки Катунь (на территории современной Республики Алтай ) где-то между 12000 и 9000 годами до нашей эры. [ 59 ] [ 60 ] [ 61 ] [ 62 ] о чем свидетельствует тот факт, что большая часть гравия, отложившегося в долине Катуни, не имеет стратиграфической структуры, а вместо этого демонстрирует характеристики отложения непосредственно после взвешивания в турбулентном потоке. [ 63 ]
В 2020 году археологи обнаружили свидетельства цунами, разрушившего среднего докерамического неолита B прибрежные поселения в Тель-Доре , Израиль , когда оно прошло на расстояние от 3,5 до 1,5 км вглубь страны. Высота цунами составила около 16 метров. Восстановление пострадавших районов шло медленно, но в целом оно не оказало существенного влияния на социальное развитие южного Леванта. [ 64 ] Хотя цунами не отождествляется с библейским потопом, считается, что оно способствовало возникновению мифов о потопе, существующих во многих культурах. [ 65 ]
Геология паводков
Развитие научной геологии оказало глубокое влияние на отношение к повествованию о библейском потопе, подорвав библейскую хронологию , согласно которой Сотворение мира и потоп откладывались не более чем на несколько тысяч лет назад в истории. В 1823 году английский теолог и естествоиспытатель Уильям Бакленд интерпретировал геологические явления как Reliquiæ Diluvianæ (остатки потопа), «свидетельствующие о действии Всемирного потопа». Его взгляды были поддержаны другими в то время, в том числе влиятельным геологом Адамом Седжвиком , но к 1830 году Седжвик считал, что данные свидетельствуют только о местных наводнениях. Луи Агассис впоследствии объяснил такие отложения результатом оледенения . [ 66 ] [ 67 ]
В 1862 году Уильям Томсон (позже ставший лордом Кельвином ) вычислил возраст Земли в пределах от 24 до 400 миллионов лет, и до конца XIX века дискуссия концентрировалась не на жизнеспособности этой теории глубокого времени , а на о выводе более точной цифры возраста Земли. [ 68 ] Lux Mundi , том богословских эссе 1889 года, знаменующий этап принятия более критического подхода к Священным Писаниям, занял позицию, согласно которой читатели должны полагаться на Евангелия как на полностью исторические, но не должны воспринимать предыдущие главы Бытия буквально. [ 69 ] С тех пор ученые различными независимыми способами определили, что возраст Земли составляет примерно 4,54 миллиарда лет . [ 70 ] [ 71 ] [ 72 ] [ 73 ]
Геология потопа ( лженаука , которая противоречит ряду принципов и открытий фактов в области геологии, стратиграфии, геофизики, физики, палеонтологии, биологии, антропологии и археологии в попытке интерпретировать и согласовать геологические особенности на Земле в соответствии с буквальное понимание повествования о потопе в книге Бытия) [ 11 ] [ 74 ] [ 9 ] [ 75 ] [ 76 ] [ 77 ] [ 78 ] [ 79 ] можно отнести к « библейским геологам », разнородной группе писателей начала XIX века, большинство из которых не имели никакого геологического образования, а также не имели влияния даже в религиозных кругах. [ 80 ] [ 81 ] Геологические взгляды этих писателей были проигнорированы научным сообществом того времени. [ 82 ] [ 83 ] [ 84 ]
Геология наводнений в значительной степени игнорировалась в 19 веке, но была возрождена в 20 веке адвентистом седьмого дня Джорджем Маккриди Прайсом . [ 85 ] который был вдохновлен видениями Елены Уайт . По мере развития карьеры Прайса он привлекал внимание за пределами групп адвентистов седьмого дня, и к 1929 году он стал популярным научным автором среди христианских фундаменталистов , хотя те, кто не был адвентистами седьмого дня, отвергали его молодой Земли . теории [ 86 ] В середине ХХ века, несмотря на споры между христианскими учеными-протестантами, [ 87 ] [ 88 ] [ 89 ] Геология наводнений пользовалась популярностью среди евангелистских христианских кругов. Историк Рональд Намберс утверждает, что идеологическая связь между христианами-евангелистами, желающими бросить вызов аспектам научного консенсуса , которые, по их мнению, противоречат их интерпретации религиозных текстов, была впервые установлена после публикации книги 1961 года « Потоп Бытия» . [ 90 ]
Большинство научных областей, особенно тех, которым противоречит геология наводнений, полагаются на Чарльза Лайеля устоявшийся принцип униформизма , который на протяжении большей части своей истории контрастировал с катастрофизмом, присущим геологии наводнений. Однако с обнаружением свидетельств некоторых катастрофических событий события, подобные тем, на которых может быть основано повествование о наводнении, принимаются как возможные в рамках общей униформистской структуры. [ 91 ] [ 92 ] Что касается геологических сил, униформизм объясняет формирование особенностей Земли посредством преимущественно медленно действующих сил, наблюдаемых сегодня.
Распространение видов
К 17 веку сторонники книги Бытия столкнулись с проблемой согласования исследования Нового Света и повышения осведомленности о глобальном распространении видов с более старым сценарием, согласно которому вся жизнь возникла из единой точки происхождения на склонах горы. Арарат . человечество распространилось по континентам Очевидный ответ заключался в том, что после разрушения Вавилонской башни и взяло с собой животных, однако некоторые результаты казались странными. В 1646 году сэр Томас Браун задался вопросом, почему туземцы Северной Америки взяли с собой гремучих змей , а не лошадей: «Как Америка изобиловала хищными зверями и ядовитыми животными, но не содержала в себе такого необходимого существа, как лошадь, это очень странно». [ 10 ]
Браун, один из первых, кто поставил под сомнение идею самозарождения , был врачом и учёным-любителем, мимоходом сделавшим это наблюдение. Однако ученые-библеисты того времени, такие как Юст Липсиус (1547–1606) и Афанасий Кирхер (ок. 1601–1680), также начали подвергать историю Ковчега тщательному изучению, пытаясь согласовать библейское повествование с растущей совокупность естественно-исторических знаний. Возникшие гипотезы дали важный толчок к изучению географического распространения растений и животных и косвенно стимулировали возникновение биогеографии в 18 в. Историки природы начали проводить связи между климатом и приспособившимися к нему животными и растениями. Одна влиятельная теория утверждала, что библейский Арарат был разделен на различные климатические зоны, а по мере изменения климата связанные с ним животные тоже перемещались, в конечном итоге расселившись, чтобы заново заселить земной шар. [ 10 ] [ нужна страница ]
Существовала также проблема постоянно растущего числа известных видов : для Кирхера и более ранних естествоиспытателей не было особых проблем найти место в Ковчеге для всех известных видов животных. Менее чем через столетие открытия новых видов сделали его все более и более Трудно оправдать буквальную интерпретацию истории Ковчега. [ 93 ] К середине XVIII века лишь немногие естествоиспытатели приняли буквальную интерпретацию повествования. [ 75 ]
См. также
- Библейская космология
- Хронология Библии
- Документальная гипотеза
- Авторство мозаики
- Ноах (глава)
- Панвавилонизм
Примечания
- ^ Спорное существование хиазма не является аргументом против построения истории из двух источников. См. обзор у Фридмана (1996) , с. 91
Ссылки
Цитаты
- ^ Лиминг 2010 , с. 469.
- ^ Бандстра 2008 , с. 61.
- ^ Перейти обратно: а б Оливер 2017 , с. 12.
- ^ Перейти обратно: а б Гмиркин 2006 , с. 3.
- ^ Перейти обратно: а б Уортингтон 2019 , с. 147.
- ^ Перейти обратно: а б Клайн 2007 , с. 20.
- ^ Перейти обратно: а б Арнольд 2009 , с. 97.
- ^
- Кучмент, Анна (август 2012 г.). « Камни не лгут: геолог исследует Ноев потоп » . Научный американец . Проверено 31 декабря 2018 г.
- Рафф, Рудольф А. (20 января 2013 г.). «Бытие встречается с геологией. Обзор горных пород не лжет; геолог исследует Ноев потоп , Дэвид Р. Монтгомери». Эволюция и развитие . 15 (1): 83–84. дои : 10.1111/ede.12017 .
- « Камни не лгут: геолог исследует Ноев потоп » . Издательский еженедельник . 28 мая 2012 года . Проверено 31 декабря 2018 г.
- Борк, Кеннард Б. (декабрь 2013 г.). «Дэвид Р. Монтгомери. Скалы не лгут: геолог исследует Ноев потоп ». Исида . 104 (4): 828–829. дои : 10.1086/676345 .
- МакКонначи, Джеймс (31 августа 2013 г.). « Скалы не лгут », Дэвид Р. Монтгомери — рецензия . Зритель . Проверено 31 декабря 2018 г.
- Протеро, Дональд Р. (2 января 2013 г.). «Нежное путешествие сквозь истину в скалах» . Скептик . Проверено 2 января 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Монтгомери 2012 .
- ^ Перейти обратно: а б с Кон 1999 .
- ^ Перейти обратно: а б Исаак 2007 , стр. 237–238.
- ^ Уолтон и Лонгман III, 2018 , стр. 145–146.
- ^ «Как нам следует интерпретировать описание Потопа в книге Бытия?» . Биологос . 20 ноября 2023 г.
- ^ Кон 1999 , с. 11–12.
- ^ Кальтнер и Маккензи, 2014 , стр. 74.
- ^ Берман 2017 , стр. 236–268.
- ^ Гэри А. Рендсбург , Библейская история о потопе в свете рассказа о потопе Гильгамеша , стр.116
- ^ Мост 2009 , с. 41.
- ^ Хабель 1988 , с. 23.
- ^ Чен 2013 , с. 1,11.
- ^ Финкель 2014 , с. 88.
- ^ Далли 2008 , с. 2.
- ^ Коллинз 2017 , с. 10–11.
- ^ Бертон 2019 , с. 1978-79.
- ^ Гийом 2010 , с. 74.
- ^ Миано 2010 , стр. 26.
- ^ Гийом 2010 , с. 73-74.
- ^ Гийом 2010 , с. 73–74.
- ^ ВандерКам 2002 , с. 3.
- ^ Гилберт, Кристофер (2009). Полное введение в Библию . Паулист Пресс. ISBN 9780809145522 .
- ^ Даршан, Гай (2016). «Календарная структура священнической истории о потопе в свете нового аккадского текста из Угарита (RS 94.2953)» . Журнал Американского восточного общества . 136 (3): 507–514. дои : 10.7817/jameroriesoci.136.3.0507 . ISSN 0003-0279 . JSTOR 10.7817/jameroriesoci.136.3.0507 .
- ^ Школа 2017 , с. 2.
- ^ Школа 2017 , с. 3.
- ^ Школа 2017 , с. 3-4.
- ^ Bodner 2016 , стр. 95–96 : «Растет признание того, что повествование Пятикнижия редко бывает небрежным или произвольным», - пишут Джон Бергсма и Скотт Хан, «и интертекстуальные отголоски редко бывают случайными». 17
- ^ Левенсон 1988 , с. 10–11.
- ^ Баден 2012 , с. 184.
- ^ Перейти обратно: а б Кейзер 2013 , стр. 133.
- ^ Кейзер 2013 , стр. 133, сн.29.
- ^ Гинзберг, Луи (1909). Легенды евреев, том I: Обитатели ковчега (перевод Генриетты Сольд) Филадельфия: Еврейское издательское общество.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Наводнение - Евангелический онлайн-словарь библейского богословия Бейкера» . Инструменты для изучения Библии . Проверено 18 июля 2018 г.
- ^ «Служение мировоззрения творения: Новый Завет и Потоп из Книги Бытия: герменевтическое исследование историчности, масштаба и теологической цели Ноева потопа» . www.creationworldview.org . Архивировано из оригинала 20 июля 2007 года . Проверено 18 июля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Вирсбе, Уоррен (1993). Объяснительные очерки Вирсбе по Ветхому Завету . Уитон, Иллинойс: Victor Books. ISBN 978-0896938472 . ОСЛК 27034975 .
- ^ Мэтью, Генри (2000). Краткий комментарий Мэтью Генри ко всей Библии . Краткая серия Нельсона. [Место публикации не указано]: Nelson Reference & Electronic. ISBN 978-0785245292 . OCLC 947797222 .
- ^ «Типологическое толкование Ветхого Завета Г. Р. Шмелинга» . www.bible-researcher.com . Проверено 18 июля 2018 г.
- ^ Марвин Мейер ; Уиллис Барнстон (2009). «Реальность правителей (Ипостась Архонтов) и Тайная книга Иоанна». Гностическая Библия . Шамбала . ISBN 9781590306314 . Проверено 7 февраля 2022 г.
- ^ «Книга вторая, 1-е прославление: на каждого верного мандея я возложу правую руку свою». Гинза Рабба . Том. Правильный объем. Перевод Аль-Саади, Кайса; Аль-Саади, Хамед (2-е изд.). Германия: Драбша. 2019. С. 18–19.
- ^ «Книга девятнадцатая: Потоп». Гинза Рабба . Том. Правильный объем. Перевод Аль-Саади, Кайса; Аль-Саади, Хамед (2-е изд.). Германия: Драбша. 2019. С. 203–204. [Примечание: в некоторых других изданиях эта книга или более крупный текст, содержащий ее, имеет номер 18.]
- ^ Хеберль, Чарльз (2022). Книга царей и объяснения этого мира: универсальная история позднесасанидской империи . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. п. 215. doi : 10.3828/9781800856271 (неактивен 26 апреля 2024 г.). ISBN 978-1-80085-627-1 .
{{cite book}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на апрель 2024 г. ( ссылка ) - ^ Вебер, Кристофер Грегори (1980). «Фатальные недостатки геологии наводнений» . Журнал эволюции творения . 1 (1): 24–37.
- ^ Блог Naturalis Historia. «Великое генетическое узкое место, которое противоречит радикально ускоренной диверсификации Кена Хэма (гиперэволюция после Потопа)». https://thenaturalhistorian.com/2016/03/30/the-great-genetic-bottleneck-that-contradicts-ken-hams-radical-accelerated-diversification-ie-post-flood-hyper-evolution/
- ^ Бьёрнстад, Б.; Кивер, Э. (2012). По следам наводнений ледникового периода: Северные просторы: геологический путеводитель по северному Айдахо и проливу Скабленд . Сэндпойнт, Айдахо: Keokee Books. ISBN 978-1879628397 .
- ^ Нойендорф, КПГ, Дж. П. Мель-младший и Дж. А. Джексон, ред. (2005) Геологический словарь (5-е изд.). Александрия, Вирджиния, Американский геологический институт. 779 стр. ISBN 0-922152-76-4
- ^ Бальбас, А.М., Барт, А.М., Кларк, П.У., Кларк, Дж., Каффи, М., О'Коннор, Дж., Бейкер, В.Р., Конрад, К. и Бьорнстад, Б., 2017. 10В последнее время встречайтесь Плейстоценовые меганаводнения и отступление Кордильерского ледникового щита на северо-западе США. Геология, 45(7), стр. 583–586.
- ^ Монтгомери Д.Р. «Наводнения библейского типа реальны, и они абсолютно огромны». Журнал Discover, 29 августа 2012 г. https://www.discovermagazine.com/planet-earth/biblical-type-floods-are-real-and-theyre-absolutely-enormous
- ^ Перейти обратно: а б Университет Вашингтона. «Исторические гималайские ледяные плотины создали огромные озера и гигантские наводнения». Новости науки, 27 декабря 2004 г. https://www.sciencedaily.com/releases/2004/12/041220010147.htm.
- ^ Лэмб 1995 , с. 128
- ^ Лэмб, с. 128.
- ^ «Рудой А.Н., Бейкер В.Р. Седиментационные последствия катастрофических ледниковых наводнений позднего плейстоцена, Горный Алтай, Сибирь // Осадочная геология, 85 (1993) 53-62» . Архивировано из оригинала 15 сентября 2011 года . Проверено 14 октября 2011 г.
- ^ Бейкер, В.Р., Г. Бенито, А.Н. Рудой, Палеогидрология позднеплейстоценового супернаводнения, Горный Алтай, Сибирь, Наука, 1993, Vol. 259, стр. 348-352.
- ^ Рудой А.Н. Горные подпрудные озера Южной Сибири и их влияние на развитие и режим стоковых систем Северной Азии в позднем плейстоцене. Глава 16. (С. 215—234.) — Палеогидрология и изменения окружающей среды / Под ред.: Г. Бенито, В. Р. Бейкер, К. Дж. Грегори. - Чичестер: John Wiley & Sons Ltd, 1998. 353 стр.
- ^ Гроссвальд, М.Г., 1998, Новый подход к палеогидрологии ледникового периода Северной Евразии. Глава 15. (С. 199-214) — Палеогидрология и изменение окружающей среды / Под ред.: Г. Бенито, В. Р. Бейкер, К. Дж. Грегори. - Чичестер: John Wiley & Sons Ltd, 1998. 353 стр.
- ^ «Рудой А.Н., Бейкер В.Р. Седиментационные последствия катастрофических ледниковых наводнений позднего плейстоцена, Горный Алтай, Сибирь // Осадочная геология, 85 (1993) 53-62» . Архивировано из оригинала 15 сентября 2011 года . Проверено 14 октября 2011 г.
- ^ Штиенберг, Гилад; Ясур-Ландау, Асаф; Норрис, Ричард Д.; Лазарь, Майкл; Риттенур, Тэмми М.; Тамберино, Энтони; Гадоль, Омир; Канту, Катрина; Аркин-Шалев, Эхуд; Уорд, Стивен Н.; Леви, Томас Э. (2020). «Неолитическое мега-цунами в восточном Средиземноморье: уязвимость доисторических поселений вдоль побережья Кармель, Израиль» . ПЛОС ОДИН . 15 (12): e0243619. Бибкод : 2020PLoSO..1543619S . дои : 10.1371/journal.pone.0243619 . ПМЦ 7757801 . ПМИД 33362214 .
- ^ Кидерра, Инга (23 декабря 2020 г.). «Массивное цунами обрушилось на неолитический Ближний Восток более 9000 лет назад» . Калифорнийский университет в Сан-Диего сегодня . Архивировано из оригинала 15 декабря 2023 года.
- ^ Герберт, Сандра (1991). «Чарльз Дарвин как будущий автор-геолог» . Британский журнал истории науки . № 24. С. 171–174 . Проверено 24 июля 2009 г.
- ^ Бакленд, В. (1823). Reliquiæ Diluvianæ: Или наблюдения над органическими остатками, содержащимися в пещерах, трещинах и делювиальном гравии, и над другими геологическими явлениями, свидетельствующими о действии всемирного потопа . Дж. Мюррей . Проверено 3 января 2022 г.
- ^ Далримпл 1991 , стр. 14–17.
- ^ Барр, Джеймс (4 марта 1987 г.). Библейская хронология: факт или вымысел? (PDF) . Лондонский университет. п. 17. ISBN 978-0718708641 . Архивировано из оригинала (PDF) 28 июня 2010 года . Проверено 8 августа 2010 г.
- ^ «Возраст Земли» . Геологическая служба США. 1997. Архивировано из оригинала 23 декабря 2005 года . Проверено 10 января 2006 г.
- ^ Далримпл, Дж. Брент (2001). «Возраст Земли в двадцатом веке: проблема (в основном) решена». Специальные публикации Лондонского геологического общества . 190 (1): 205–221. Бибкод : 2001GSLSP.190..205D . дои : 10.1144/ГСЛ.СП.2001.190.01.14 . S2CID 130092094 .
- ^ Манхеса, Жерар; Аллегре, Клод Ж .; Дюпреа, Бернар и Хамелен, Бруно (1980). «Изотопное исследование свинца основных-ультраосновных слоистых комплексов: предположения о возрасте Земли и характеристиках примитивной мантии». Письма о Земле и планетологии . 47 (3): 370–382. Бибкод : 1980E&PSL..47..370M . дои : 10.1016/0012-821X(80)90024-2 .
- ^ Братерман, Пол С. (2013). «Как наука определила возраст Земли» . Научный американец . Архивировано из оригинала 12 апреля 2016 года.
- ^ Сентер, Фил. «Поражение геологии паводков геологией паводков». Отчеты Национального центра научного образования 31:3 (май – июнь 2011 г.). Отпечатано в электронном виде Калифорнийским государственным университетом в Нортридже . Проверено 7 июня 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Янг 1995 , с. 79.
- ^ Исаак 2006 , с. без страниц.
- ^ Мортон 2001 , с. без страниц.
- ^ Исаак 2007 , с. 173.
- ^ Стюарт 2010 , с. 123.
- ^ Пиккарди, Л.; Масс, В. Брюс (2007). Миф и геология . Лондон: Геологическое общество . п. 46. ИСБН 978-1-86239-216-8 .
- ^ Ливингстон, Дэвид ; Харт, Дэррил Г.; Нолл, Марк А. (1999). Евангелисты и наука в исторической перспективе . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-511557-4 .
- ^ Рудвик, Мартин Дж.С. (1988). Великая девонская борьба . Спрингер. стр. 42–44. ISBN 978-0-226-73102-5 .
- ^ Рудвик, Мартин Дж.С. (2008). Миры до Адама . Издательство Чикагского университета. п. 84. ИСБН 978-0-226-73128-5 .
- ^ Вуд, Пол (2004). Наука и инакомыслие в Англии, 1688–1945 гг . Олдершот: Эшгейт. ISBN 978-0-7546-3718-9 .
- ^ Янг, Дэвис А.; Стирли, Ральф Ф. (2008). Библия, камни и время: геологические доказательства возраста Земли . Даунерс-Гроув, Иллинойс: IVP Academic. ISBN 978-0-8308-2876-0 .
- ^ Числа, Рональд Л. (1993). Креационисты . Издательство Калифорнийского университета. п. 72 . ISBN 978-0-520-08393-6 .
- ^ Кулп, Дж. Лоуренс (1950). «Потопная геология» . Журнал Американского научного сообщества . 2 (1): 1–15. Архивировано из оригинала 7 июня 2011 года . Проверено 23 ноября 2007 г.
- ^ Ян, Сын Хун (1993). «Радиоуглеродное датирование и американские христиане-евангелисты» . Проверено 12 января 2009 г.
- ^ Числа, Рональд Л. (1993). Креационисты . Издательство Калифорнийского университета. п. 72 . ISBN 978-0-520-08393-6 .
- ^ Числа, Рональд Л. (2006). Креационисты: от научного креационизма к разумному замыслу (расширенное издание First Harvard University Press в мягкой обложке). Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-02339-0 . OCLC 69734583 .
- ^ Аллен, Э.А. и др., 1986, Катаклизмы в Колумбии, Timber Press, Портленд, Орегон. ISBN 978-0-88192-067-3
- «Бретц знал, что сама идея катастрофического наводнения будет угрожать и разозлить геологическое сообщество . И вот почему: среди геологов 1920-х годов катастрофические объяснения геологических событий (кроме вулканов или землетрясений) считались ошибочными, вплоть до ереси. ." п. 42.
- «Подумайте, против чего выступал Бретц. Само слово «Катастрофизм» было отвратительным в ушах геологов... Это был шаг назад, предательство всего, за что боролась геологическая наука . Это была ересь. худшего порядка». п. 44
- «Было неизбежно, что рано или поздно геологическое сообщество восстанет и попытается опровергнуть «возмутительную гипотезу» Бреца». стр. 49.
- «Прошло почти 50 лет с тех пор, как Бретц впервые предложил идею катастрофического наводнения, и теперь, в 1971 году, его аргументы стали стандартом геологического мышления ». п. 71
- ^ Агер, Дерек В. (1993). Природа стратиграфической записи (3-е изд.). Чичестер, Нью-Йорк, Брисбен, Торонто, Сингапур: John Wiley & Sons. стр. 83–84. ISBN 0-471-93808-4 .
- «Геологи не отрицают униформизм в его истинном смысле, то есть интерпретацию прошлого посредством процессов, происходящих в настоящее время, до тех пор, пока мы помним, что периодические катастрофы являются одним из таких процессов. Эти периодические катастрофы отражаются в стратиграфических записях больше, чем мы предполагали до сих пор».
- ^ Браун 1983 , с. 276.
Библиография
- Альтер, Роберт (2008). Пятикнижие Моисея . WW Нортон и компания. ISBN 9780393070248 .
- Арнольд, Билл Т. (2009). Бытие . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521000673 .
- Баден, Джоэл С. (2012). Состав Пятикнижия . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0300152647 .
- Бандстра, Барри Л. (2008). Чтение Ветхого Завета: введение в еврейскую Библию . Уодсворт / Cengage Learning. ISBN 978-0495391050 .
- Барр, Джеймс (28 марта 2013 г.). Библия и толкование: собрание сочинений Джеймса Барра . Том II: Библейские исследования. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 380. ИСБН 978-0-19-969289-7 .
- Берман, Джошуа А. (2017). Непоследовательность в Торе: древняя литературная конвенция и пределы критики источников . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-065882-3 .
- Бленкинсопп, Джозеф (2011). Сотворение, несотворение, воссоздание: дискурсивный комментарий к Бытию 1-11 . Блумсбери Т&Т Кларк. ISBN 9780567372871 .
- Бридж, Стивен Л. (2009). Получение Ветхого Завета . Бейкер. ISBN 9781441232779 .
- Бертон, Кейт А. (2019). Символические числа . Эрдманс. ISBN 9781467460460 .
- Карр, Дэвид М. (2021). Бытие 1-11 . Кольхаммер Верлаг. ISBN 978-0-567-13439-4 .
- Боднер, Кейт (2016). Ковчег на Ниле: Начало Книги Исхода . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-878407-4 .
- Браун, Джанет (1983), Светский ковчег: исследования по истории биогеографии , Нью-Хейвен и Лондон: издательство Йельского университета, стр. 276, ISBN 0-300-02460-6
- Чен, Ю.С. (2013). Первобытный Потоп: истоки и раннее развитие в месопотамских традициях . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199676200 .
- Клайн, Эрик Х. (2007). Из Эдема в изгнание . Нэшнл Географик. ISBN 9781426212246 .
- Кон, Норман (1999). Ноев потоп: история Бытия в западной мысли . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0300076486 .
- Гийом, Филипп (2010). Земля и календарь . Блумсбери. ISBN 9780567401205 .
- Коллинз, Мэтью А. (2017). «Непреходящая традиция» . В Бернетт-Блетч, Ронда; Морган, Джон (ред.). Ной как Антигерой . Рутледж. ISBN 9781351720700 .
- Дэлли, Стефани (2008). Мифы Месопотамии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-102721-5 .
- Далримпл, Дж. Брент (1991), Возраст Земли , издательство Стэнфордского университета, ISBN 0-8047-2331-1
- Финкель, Ирвинг (2014). Ковчег перед Ноем . Хачетт Великобритания. ISBN 9781444757071 .
- Фридман, Ричард Э. (1996). «Неаргументы относительно документальной гипотезы» . В Фоксе, Майкл В.; Гуровиц, Вирджиния (ред.). Тексты, храмы и традиции . Айзенбрауны. ISBN 9781575060033 .
- Гмиркин, Рассел Э. (2006). Беросс и Бытие, Манефон и Исход Блумсбери. ISBN 978-0-567-13439-4 .
- Исаак, М. (1998). «Проблемы глобального потопа» . Архив TalkOrigins . Проверено 29 марта 2007 г.
- Исаак, Марк (5 ноября 2006 г.). «Указатель утверждений креационистов, геология» . Архив TalkOrigins . Проверено 2 ноября 2010 г.
- Исаак, Марк (2007). Справочник по контркреационизму . Издательство Калифорнийского университета.
- Кальтнер, Джон; Маккензи, Стивен Л. (2014). Ветхий Завет: его история, рост и содержание . Випф и Сток. ISBN 978-1-62564-264-6 .
- Кайзер, Томас А. (2013). Бытие 1-11: его литературная связность и богословское послание . Wipf и Stock Publishers. ISBN 9781625640925 .
- Лэмб, Хьюберт Х. (1995). Климат, история и современный мир . Лондон: Рутледж. ISBN 0-415-12735-1 .
- Лиминг, Дэвид А. (2010). Мифы о сотворении мира: Энциклопедия . Том. 1. АВС-КЛИО. ISBN 9781598841749 .
- Левенсон, Джон Дуглас (1988). Сотворение и существование зла: еврейская драма божественного всемогущества . Харпер и Роу. ISBN 9780062548450 . OCLC 568745811 .
- Монтгомери, Дэвид Р. (2012). Скалы не лгут: геолог исследует Ноев потоп . Нортон. ISBN 9780393082395 .
- Миано, Дэвид (2010). Тень на ступеньках . Общество библейской литературы. ISBN 9781589834781 .
- Мортон, Гленн (17 февраля 2001 г.). «Геологическая колонна и ее последствия для Потопа» . Архив TalkOrigins . Проверено 2 ноября 2010 г.
- Оливер, Саймон (2017). Создание . Блумсбери. ISBN 9780567656117 .
- Сэйлхамер, Джон Х. (2010). Смысл Пятикнижия: Откровение, состав и толкование . Межвузовская пресса. ISBN 9780830878888 .
- Школа, Андреас (2017). Богословие с самого начала . Мор Зибек. ISBN 9783161539978 .
- Стюарт, Мелвилл Ю. (2010). Наука и религия в диалоге . Молден, Массачусетс: Уайли-Блэквелл. п. 123. ИСБН 978-1-4051-8921-7 .
- Янг, Дэвис А. (1995). «Дилювиальные космогонии и начало геологии» . Библейский потоп: пример реакции церкви на внебиблейские свидетельства . Эрдманс. п. 79. ИСБН 978-0-8028-0719-9 . Архивировано из оригинала 31 марта 2007 года.
- Янг, Дэвис А.; Стирли, Ральф Ф. (18 августа 2008 г.). Библия, камни и время: геологические доказательства возраста Земли . Межвузовская пресса. п. 45. ИСБН 978-0-8308-2876-0 .
- ВандерКам, Джеймс С. (2002). Календари в свитках Мертвого моря . Рутледж. ISBN 9781134709632 .
- Уолтон, Джон Х.; Лонгман III, Тремпер (2018). Затерянный мир потопа: мифология, теология и дебаты о потопе . Межвузовская пресса. ISBN 978-0-8308-8782-8 .
- Уортингтон, Мартин (2019). Двуличность Эа в истории о Потопе Гильгамеша . Рутледж. ISBN 9780830878888 .
Дальнейшее чтение
- Коттер, Дэвид В. (2003). Бытие . Литургическая пресса. ISBN 978-0814650400 .
- Хабель, Норман К. (1988). «Два мифа о потопе» . В Дандесе, Алан (ред.). Миф о потопе . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520063532 .
- Гамильтон, Виктор П. (1990). Книга Бытия: главы 1–17 . Эрдманс. ISBN 9780802825216 .
- Кесслер, Мартин; Дерлоо, Карел Адриан (2004). Комментарий к Бытию: книге начал . Паулист Пресс. ISBN 9780809142057 .
- Кнехт, Фридрих Юстус (1910). . Практический комментарий к Священному Писанию . Б. Гердер.
- Левенсон, Джон Д. (2004). «Бытие: введение и аннотации» . В Берлине Адель; Бреттлер, Марк Цви (ред.). Еврейская учебная Библия . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195297515 .
- МакКаун, Джеймс (2008). Бытие . Эрдманс. ISBN 9780802827050 .
- Миддлтон, Дж. Ричард (2005). Образ освобождения: Imago Dei в Бытие 1 . Бразос Пресс. ISBN 9781441242785 .
- Роджерсон, Джон Уильям (1991). Бытие 1–11 . Т&Т Кларк. ISBN 9780567083388 .
- Сакс, Роберт Д. (1990). Комментарий к книге Бытия . Эдвин Меллен.
- Таунер, Уэйн Сибли (2001). Бытие . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664252564 .
- Уэнам, Гордон (2003). «Генезис» . В Джеймсе Д.Г. Данне, Джоне Уильяме Роджерсоне (ред.). Библейский комментарий Эрдмана . Эрдманс. ISBN 9780802837110 .
- Уайбрей, Р.Н. (2001). «Генезис» . В Джоне Бартоне (ред.). Оксфордский библейский комментарий . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198755005 .