Jump to content

Рассказ о потопе в книге Бытие

Страница полузащищена
(Перенаправлено из «Библейского потопа »)

Потоп Ноя и его товарищей ( ок. 1911 ) Леона Комерра . Музей искусств Нант

Повествование о потопе (главы 6–9 Книги Бытия ) — еврейский миф о потопе . [ 1 ] В нем рассказывается о решении Бога вернуть вселенную в состояние водного хаоса, которое было до ее создания , и переделать ее посредством микрокосма Ноева ковчега . [ 2 ]

Книга Бытия, вероятно, была составлена ​​примерно в V веке до нашей эры. [ 3 ] хотя некоторые ученые полагают, что первобытная история (главы 1–11), включая повествование о потопе, могла быть составлена ​​и добавлена ​​еще в III веке до нашей эры. [ 4 ] Он опирается на два источника, называемые Священническим источником и Несвященническим или Яхвистским . [ 5 ] и хотя многие ее детали противоречивы, [ 6 ] история образует единое целое. [ 7 ]

Глобальный потоп, описанный в этом мифе, несовместим с физическими данными геологии , археологии , палеонтологии и глобального распространения видов . [ 8 ] [ 9 ] [ нужна страница ] [ 10 ] [ нужна страница ] Ответвление креационизма, известное как геология наводнений, представляет собой псевдонаучную попытку доказать, что такой глобальный потоп действительно имел место. [ 11 ] Некоторые христиане предпочли интерпретировать это повествование как описание локального потопа, а не глобального события. [ 12 ] Третьи предпочитают интерпретировать повествование как аллегорическое, а не историческое. [ 13 ]

Краткое содержание

Потоп Гюстава Доре (1865)

История потопа происходит в главах 6–9 Книги Бытия, первой книги Библии. Через десять поколений после сотворения Адама Бог увидел, что земля развращена и наполнена насилием, и решил уничтожить то, что он создал. Но Бог нашел одного праведника, Ноя , и доверил ему свое намерение: «Я собираюсь вызвать Потоп… чтобы уничтожить всюду всякую плоть, в которой есть дыхание жизни…». Итак, Бог повелел ему построить ковчег (по-еврейски — сундук или ящик), и Ной вошел в ковчег на шестисотом году [жизни], и в 17-й день второго месяца того года «источники Великая Бездна разверзлась, и небесные шлюзы распахнулись», и дождь лил сорок дней и сорок ночей, пока самые высокие горы не покрылись на глубину 15 локтей , и все живое погибло, кроме Ноя и тех, кто был с ним в ковчеге. После 150 дней, «Вспомнил Бог Ноя... и вода утихла», пока Ковчег не остановился на горе Араратской, и в 27-й день второго месяца шестисот первого года Ноя земля высохла. Тогда Ной построил жертвенник и принес жертву, и Бог сделал завет с Ноем о том, что человеку будет разрешено есть все живое, кроме его крови, и что Бог никогда больше не будет уничтожать все живое потопом. [ 14 ]

Состав

Строительство ковчега (акварель . 1896–1902 ок Джеймса Тиссо, )

Современные учёные сходятся во мнении, что Книга Бытия была написана примерно в V веке до нашей эры. [ 3 ] но поскольку первые одиннадцать глав мало связаны с остальной частью книги, некоторые ученые полагают, что этот раздел (так называемая первобытная история ), возможно, был составлен еще в III веке до нашей эры. [ 4 ]

Принято считать, что история опирается на два источника, один из которых называется « священническим» , другой — «несвященническим», или «яхвистским» . [ 5 ] и их переплетение проявляется в дублетах (то есть повторениях), содержащихся в финальной истории. [ 15 ] Многие из них противоречивы, например, как долго длился потоп (40 дней согласно Бытию 7:17 , 150 согласно 7:24 ), сколько животных нужно было взять на борт ковчега (по одной паре в 6:19). (одна пара нечистых животных и семь пар чистых в 7:2 ), и выпустил ли Ной ворона, который «ходил взад и вперед, пока не высохла вода», или голубя, который в третий раз «не вернулся» к нему снова», или, возможно, и то, и другое. [ 6 ] Но, несмотря на это разногласие в деталях, рассказ образует единое целое (некоторые учёные видят в нём « хиазм », литературную структуру, в которой первый пункт соответствует последнему, второй — предпоследнему и т. д.), [ а ] и было предпринято множество усилий для объяснения этого единства, включая попытки определить, какой из двух источников существовал раньше и, следовательно, повлиял на другой. [ 7 ] Некоторые ученые даже задаются вопросом, действительно ли эта история основана на двух разных источниках, отмечая, что некоторые из дублетов (например, голубь и ворон) на самом деле не противоречат друг другу и фактически появляются как связанные мотивы в других библейских и небиблейских источниках. что метод дублетов применяется непоследовательно, поскольку предполагаемые источники сами содержат дублеты, и что теория предполагает наличие редактора, который непоследовательно объединил источники (в некоторых случаях тщательно редактируя текст, а в некоторых случаях добросовестно сохраняя противоречивые версии) по неясным причинам. . [ 16 ] Точно так же полная история о потопе в книге Бытия соответствует параллельной истории о потопе Гильгамеша , чего не делает ни один из предложенных библейских источников. [ 17 ]

Источники

В следующей таблице сравниваются предлагаемые источники Яхвиста и Пристли. [ 18 ] Каждый из них представляет собой полную сюжетную линию с введением и выводами, причинами потопа и богословием. [ 19 ]

Стихи
Яхвист (или несвященник)
Священнический
6:5–8 Введение: злоба человечества, Бог сожалеет о сотворении, объявляет о решении уничтожить; Праведность Ноя.
6:9–22 Введение: праведность Ноя, злоба человечества, Божье решение уничтожить; Описан Ковчег, описан Завет, 1 пара всех животных, Ной делает так, как повелевает Бог.
7:1–5 7 пар чистых животных, 1 пара нечистых; 7 дней на сбор животных; Ной делает то, что повелевает Бог.
7:6 Возраст Ноя: 600 лет.
7:7–10 Ной входит в Ковчег с животными через 7 дней
7:11 Год 600, месяц 2, день 17: твердь разверзается, воды падают сверху и поднимаются снизу.
7:12 Дожди 40 дней и 40 ночей.
7:13–16а Ной, семья и животные входят в Ковчег в тот же день, когда начинается потоп.
7:16б–17а Наводнение длится 40 дней и ночей.
7:18–21 Воды поднимаются, все существа уничтожаются.
7:22–23 Все существа уничтожены.
7:24–8:5 Наводнение длится 150 дней; Бог вспоминает Ноя, закрываются источники и шлюзы, воды отступают;
Месяц 7 день 17, Ковчег стоит на горе Араратской.
8:6–12 Через 7 дней Ной открывает окно, посылает ворона, голубя, голубя, 7 дней между полетами.
8:13–19 601 год, месяц 1, день 1: Ной открывает обложку; земля начинает сохнуть;
2 месяц, 27 день, появляется суша, Ной, семья и животные выходят, животные начинают размножаться.
8:20–22 Ной строит жертвенник, приносит в жертву чистых животных, Бог чует сладкое благоухание, обещает больше не губить.
9:1–17 Ною и его семье велели размножаться, дали животных в пищу; Завет заключен, радуга как знак, Бог обещает больше не наводнять.

Сравнительная мифология

Ученые полагают, что миф о потопе зародился в Месопотамии во время древневавилонского периода (ок. 1880–1595 гг. До н.э.) и достиг Сиро-Палестины во второй половине 2-го тысячелетия до н.э. [ 20 ] Сохранившиеся тексты показывают три отдельные версии: шумерский эпос о Зиусудре единственной табличке, датируемой примерно 1600 г. (самый старый, найденный в очень фрагментарной форме на Атрахасис и эпос о Гильгамеше . [ 21 ] Имя героя, согласно рассматриваемой версии, было Зиусудра, Атрахасис или Утнапиштим , все они являются вариациями друг друга, и вполне возможно, что сокращение от Утнапиштим/Утнаиштим как «наиш» было произносится «Ной» в Палестине. [ 22 ]

Многочисленные и часто подробные параллели ясно показывают, что повествование о потопе в книге Бытия зависит от месопотамских эпосов, и особенно от Гильгамеша, который, как полагают, датируется примерно 1300–1000 гг. до н.э. [ 23 ]

Хронология наводнения

1896 год, иллюстрация символа радуги , которую Бог создал в знак завета.

Числа в Библии часто имеют символическое или идиоматическое значение, а 40 дней и ночей, в течение которых на Землю лил дождь, указывают на полный цикл. [ 24 ]

Потоп начинается на 17-й день второго месяца, когда «вырвались источники великой бездны и открылись небесные шлюзы», а через 40 дней ковчег поплыл (Бытие 7:11–12). Воды поднимаются, а затем отступают, и в 17-й день седьмого месяца (или 27-й день в греческом варианте) ковчег останавливается на горах (Бытие 8:4). Вода продолжает падать, ковчег открывается в 1-й день 1-го месяца 601-го года Ноя и открывается в 27-й день его 601-го года (Бытие 8:13–14). [ 25 ]

Период от начала потопа до высадки на горе составляет пять месяцев (со второго по седьмой месяц, Бытие 7:11 и 8:4) и 150 дней (8:3), что делает невозможными пять месяцев из 30. дней каждый; это число схематично и основано на вавилонском астрономическом календаре из 360 дней (12 месяцев по 30 дней каждый). [ 26 ] Это значит, что паводок длится 36 недель по календарю паводков, в котором к каждому третьему месяцу добавляется дополнительный день. [ 27 ] Число недель имеет символическое значение и представляет собой библейский шифр разрушения (число 6, выраженное как 6x6=36), а число 7 (количество дней в неделе) представляет собой устойчивость творения во время разрушения. [ 28 ]

Ученые долго ломали голову над значением наводнения, продолжавшегося один год и одиннадцать дней (с 17-го дня 600 года по 27-й день 601 года); Одно из решений состоит в том, что базовый календарь представляет собой лунный календарь из 354 дней, к которому добавлено одиннадцать дней, чтобы соответствовать солнечному году из 365 дней. [ 29 ]

«Первоначальное» яхвистское повествование о Великом потопе было скромным; за неделей якобы ненебесного дождя следует сорокадневный потоп, которому требуется всего лишь неделя, чтобы отступить, чтобы предоставить Ною сцену для Божьего завета. Именно священнический источник добавляет еще более фантастические цифры о 150-дневном потопе, который произошел божественной рукой с небес и земли и потребовалось десять месяцев, чтобы окончательно остановиться. Что капризное и несколько упрощенное изображение Яхве в яхвистском источнике четко отличается от характерно величественного, трансцендентного и строгого добродетельного Яхве в священническом источнике. [ 30 ]

Повествование Священников о потопе — единственный священнический текст, в котором подробно описаны даты, предшествующие повествованию об Исходе . Возможно, это связано с версией мифа о потопе, которая была доступна в то время. В Угарите обнаружен текст, известный как RS 94.2953, состоящий из четырнадцати строк, в котором рассказывается от первого лица о том, как Эа явился главному герою истории и приказал ему использовать инструменты, чтобы сделать окно ( апту ) наверху конструкции, которую он строил, и как он выполнил эту директиву и выпустил птицу. Антуаном Кавиньо, Перевод этого текста, сделанный заставил его предположить, что этот фрагмент принадлежит месопотамскому мифу о потопе , возможно, Атрахасису или Табличке IX о Гильгамеше , версия которой найдена в Угарите (RS 22.421) и содержит рассказ о потопе от первого лица. Если это предположение верно, то RS 94.2953 представляет собой уникальную версию истории о потопе в Месопотамии. В первой строке текста написано: «В начале времени исчезновения луны, в начале месяца». Эта ссылка на лунную дату, указывающую конкретную дату, когда главный герой выпустил птицу, важна, поскольку это единственный вариант истории о потопе, указывающий конкретную дату, а остальные не приписывают конкретные даты или календарные детали различным этапам наводнения. И RS 94.2953, и Бытие 8 повествуют о том, что главный герой потопа выпускает птицу в определенную календарную дату, чтобы найти землю посреди потопа. [ 31 ]

Теология: потоп и повествование о сотворении мира

Первобытная история – это прежде всего мир, созданный Богом, его происхождение, обитатели, цели, проблемы и неудачи. [ 32 ] Он задается вопросом, почему мир, созданный Богом, так несовершенен и о значении человеческого насилия и зла, и его решения включают понятия завета, закона и прощения. [ 33 ] Повествование о сотворении мира (Бытие 1–2) посвящено творению Бога, а покаяние Бога является обоснованием повествования о потопе, а в священническом источнике (который проходит через всю книгу Бытия и другие четыре книги Торы) эти два глагола , «творить» и «прощать» предназначены исключительно для божественных действий. [ 34 ]

Интертекстуальность – это то, как библейские истории соотносятся и отражают друг друга. Такие отголоски редко бывают случайными — например, слово, используемое для обозначения ковчега , совпадает с словом, используемым для обозначения корзины, в которой спасается Моисей, что подразумевает симметрию между историями о двух божественно избранных спасителях в мире, которому угрожают вода и хаос. [ 35 ] Самым значительным из таких отголосков является переворот повествования о сотворении мира в книге Бытия ; разделение между «водами вверху» и «водами внизу» земля устранена, суша затоплена, большая часть жизни уничтожена, и только Ной и те, кто был с ним, выживают, чтобы повиноваться Божьему повелению «плодитесь и размножайтесь». [ 36 ]

Потоп – это изменение и обновление Божьего творения мира. [ 37 ] В Бытие 1 Бог отделяет «воды над землей» от тех, что внизу, чтобы суша могла показаться домом для живых существ, но в истории о потопе «окна небесные» и «источники бездны» открываются, так что мир возвращается в водный хаос времен до творения. [ 38 ] Даже последовательность событий потопа имитирует последовательность творения: потоп сначала покрыл землю до самых высоких гор, затем последовательно уничтожил птиц, крупный рогатый скот, зверей, «кишащих тварей» и, наконец, человечество. [ 38 ] (Это соответствует истории вавилонского потопа из « Эпоса о Гильгамеше» , где после окончания дождя «все человечество вернулось в глину», вещество, из которого оно было сделано.) [ 39 ] Сам Ковчег также является микрокосмом Храма Соломона .

Более поздние традиции

еврейский

В еврейском фольклоре грехи в допотопном мире включали богохульство, оккультные практики и препятствование новым торговцам получать прибыль. Дети также обладали способностью говорить и ходить сразу после рождения и сражаться с демонами.

Когда начался потоп, Бог заставил каждую каплю дождя пройти через геенну, прежде чем она падала на землю в течение сорока дней, чтобы она могла обжечь кожу грешников. Это было наказание, соответствующее их преступлению, потому что, подобно дождю, чувственные желания человечества разжигали их и распаляли до безнравственных излишеств. [ 40 ]

христианство

Повествование о потопе из Книги Бытия включено в Ветхий Завет христианской Библии (см. Книги Библии ). Иисус и апостолы дополнительно учили повествованию о потопе в книге Бытия в написании Нового Завета ( Матфея 24:37–39 , Луки 17:26–27 , 1 Петра 3:20 , 2 Петра 2:5 , 2 Петра 3:6 , Евреям 11) . :7 ). [ 41 ] [ 42 ] Некоторые христианские исследователи Библии предполагают, что потоп — это картина спасения во Христе : Ковчег был задуман Богом, и есть только один путь спасения через дверь Ковчега, аналогичный одному пути спасения через Христа. [ 43 ] [ 41 ] Кроме того, некоторые ученые, комментируя учение апостола Петра ( 1 Петра 3:18–22 ), связывают Ковчег с воскресением Христа; воды, похоронившие старый мир, но возродившие Ноя к новой жизни. [ 43 ] [ 41 ] Христианские ученые также подчеркивают, что 1 Петра 3:18–22 демонстрирует потоп из книги Бытия как прообраз христианского крещения . [ 44 ] [ 45 ] [ 41 ]

Гностицизм

кодексе III века, В гностическом который теперь называется « Ипостасью Архонтов» , именно коррумпированные правители ( Архонты ) решают затопить мир, чтобы избавиться от большей части человечества. Однако Ноя пощадили и приказали построить ковчег. Но когда его жена Норея хочет подняться на борт ковчега, Ной пытается не позволить ей, поэтому она использует свою божественную силу, чтобы дуть на ковчег, в результате чего он сгорает в огне. Позже Ной строит ковчег во второй раз. Когда Архонты пытаются схватить Норею, она взывает к Богу о помощи, тогда появляется ангел Элелет и отпугивает Архонтов, открывая Норее, что она — божественное дитя великого духа . Другая точка зрения встречается в Тайной книге Иоанна ; вместо ковчега Ной скрывается в светлом облаке. [ 46 ]

мандеизм

Мандеизм учит, что Ноев потоп был последним из трех событий, когда население мира сократилось до одной семьи. Через тридцать поколений после Адама большая часть населения погибла от мора и войны, остались только Рам и его жена Руд. Двадцать пять поколений спустя большая часть населения погибла в огне, остались только Шурбай и его жена Шарабейл . Пятнадцать поколений спустя большая часть населения погибла в результате наводнения, остались только Ной и Сим, [ 47 ] помимо жены последнего Нурайты . [ 48 ] Ной и его семья спасены, потому что они смогли построить ковчег или кавилу (или кауила , мандейский термин; он родственен сирийскому кевила , что подтверждается в Новом Завете Пешитты , например, в Матфея 24:38 и Луки 17 : 27). [ 49 ]

ислам

История Ноя и Великого потопа рассказана в Коране в суре «Нух» .

Историчность

Ученые и исследователи считают эту историю в ее нынешнем виде преувеличенной и/или неправдоподобной. [ 9 ] [ 50 ] История Потопа описывает либо серьезное генетическое узкое место, либо происхождение эффекта основателя среди потомков выживших, поскольку выжившие являются родственниками. В тот период времени (около 7000 лет до наших дней) нет никаких свидетельств такого серьезного генетического узкого места ни среди людей, ни среди других видов животных; [ 51 ] однако, если повествование о потопе основано на более локализованном событии и описывает эффект основателя среди одной популяции людей, некоторые объяснения, такие как события, описанные в гипотезе о потопе в Черном море, могут уточнить историчность повествования о потопе.

Локализованные катастрофические наводнения оставили следы в геологической летописи: было продемонстрировано, что Каналированные Скабленды в юго-восточных районах штата Вашингтон образовались в результате серии катастрофических наводнений. [ 52 ] [ 53 ] возникший в результате обрушения ледниковых плотин ледниковых озер в регионе, последнее из которых, по оценкам, произошло между 18 200 и 14 000 лет назад. [ 54 ]

Еще одним геологическим объектом, который, как полагают, образовался в результате масштабного катастрофического наводнения, является ущелье Цангпо в Тибете . [ 55 ] [ 56 ] Как и в случае с Каналными Скаблендами в штате Вашингтон, считается, что прорывы ледниковых плотин вызвали огромные и внезапные потоки воды, образовавшие ущелье где-то между 600 и 900 годами нашей эры. [ 56 ]

Некоторые также связывают явления изменения климата, связанные с колебанием Пиора , которое спровоцировало распад периода Урука . [ 57 ] с библейским мифом о потопе. [ 58 ]

В настоящее время понимание доисторического катастрофического наводнения с Горного Алтая заключается в том, что несколько наводнений, вызванных прорывом ледниковых озер с Горного Алтая, вызвали масштабные наводнения вдоль реки Катунь (на территории современной Республики Алтай ) где-то между 12000 и 9000 годами до нашей эры. [ 59 ] [ 60 ] [ 61 ] [ 62 ] о чем свидетельствует тот факт, что большая часть гравия, отложившегося в долине Катуни, не имеет стратиграфической структуры, а вместо этого демонстрирует характеристики отложения непосредственно после взвешивания в турбулентном потоке. [ 63 ]

В 2020 году археологи обнаружили свидетельства цунами, разрушившего среднего докерамического неолита B прибрежные поселения в Тель-Доре , Израиль , когда оно прошло на расстояние от 3,5 до 1,5 км вглубь страны. Высота цунами составила около 16 метров. Восстановление пострадавших районов шло медленно, но в целом оно не оказало существенного влияния на социальное развитие южного Леванта. [ 64 ] Хотя цунами не отождествляется с библейским потопом, считается, что оно способствовало возникновению мифов о потопе, существующих во многих культурах. [ 65 ]

Геология паводков

Развитие научной геологии оказало глубокое влияние на отношение к повествованию о библейском потопе, подорвав библейскую хронологию , согласно которой Сотворение мира и потоп откладывались не более чем на несколько тысяч лет назад в истории. В 1823 году английский теолог и естествоиспытатель Уильям Бакленд интерпретировал геологические явления как Reliquiæ Diluvianæ (остатки потопа), «свидетельствующие о действии Всемирного потопа». Его взгляды были поддержаны другими в то время, в том числе влиятельным геологом Адамом Седжвиком , но к 1830 году Седжвик считал, что данные свидетельствуют только о местных наводнениях. Луи Агассис впоследствии объяснил такие отложения результатом оледенения . [ 66 ] [ 67 ]

В 1862 году Уильям Томсон (позже ставший лордом Кельвином ) вычислил возраст Земли в пределах от 24 до 400 миллионов лет, и до конца XIX века дискуссия концентрировалась не на жизнеспособности этой теории глубокого времени , а на о выводе более точной цифры возраста Земли. [ 68 ] Lux Mundi , том богословских эссе 1889 года, знаменующий этап принятия более критического подхода к Священным Писаниям, занял позицию, согласно которой читатели должны полагаться на Евангелия как на полностью исторические, но не должны воспринимать предыдущие главы Бытия буквально. [ 69 ] С тех пор ученые различными независимыми способами определили, что возраст Земли составляет примерно 4,54 миллиарда лет . [ 70 ] [ 71 ] [ 72 ] [ 73 ]

Геология потопа ( лженаука , которая противоречит ряду принципов и открытий фактов в области геологии, стратиграфии, геофизики, физики, палеонтологии, биологии, антропологии и археологии в попытке интерпретировать и согласовать геологические особенности на Земле в соответствии с буквальное понимание повествования о потопе в книге Бытия) [ 11 ] [ 74 ] [ 9 ] [ 75 ] [ 76 ] [ 77 ] [ 78 ] [ 79 ] можно отнести к « библейским геологам », разнородной группе писателей начала XIX века, большинство из которых не имели никакого геологического образования, а также не имели влияния даже в религиозных кругах. [ 80 ] [ 81 ] Геологические взгляды этих писателей были проигнорированы научным сообществом того времени. [ 82 ] [ 83 ] [ 84 ]

Геология наводнений в значительной степени игнорировалась в 19 веке, но была возрождена в 20 веке адвентистом седьмого дня Джорджем Маккриди Прайсом . [ 85 ] который был вдохновлен видениями Елены Уайт . По мере развития карьеры Прайса он привлекал внимание за пределами групп адвентистов седьмого дня, и к 1929 году он стал популярным научным автором среди христианских фундаменталистов , хотя те, кто не был адвентистами седьмого дня, отвергали его молодой Земли . теории [ 86 ] В середине ХХ века, несмотря на споры между христианскими учеными-протестантами, [ 87 ] [ 88 ] [ 89 ] Геология наводнений пользовалась популярностью среди евангелистских христианских кругов. Историк Рональд Намберс утверждает, что идеологическая связь между христианами-евангелистами, желающими бросить вызов аспектам научного консенсуса , которые, по их мнению, противоречат их интерпретации религиозных текстов, была впервые установлена ​​после публикации книги 1961 года « Потоп Бытия» . [ 90 ]

Большинство научных областей, особенно тех, которым противоречит геология наводнений, полагаются на Чарльза Лайеля устоявшийся принцип униформизма , который на протяжении большей части своей истории контрастировал с катастрофизмом, присущим геологии наводнений. Однако с обнаружением свидетельств некоторых катастрофических событий события, подобные тем, на которых может быть основано повествование о наводнении, принимаются как возможные в рамках общей униформистской структуры. [ 91 ] [ 92 ] Что касается геологических сил, униформизм объясняет формирование особенностей Земли посредством преимущественно медленно действующих сил, наблюдаемых сегодня.

Распространение видов

К 17 веку сторонники книги Бытия столкнулись с проблемой согласования исследования Нового Света и повышения осведомленности о глобальном распространении видов с более старым сценарием, согласно которому вся жизнь возникла из единой точки происхождения на склонах горы. Арарат . человечество распространилось по континентам Очевидный ответ заключался в том, что после разрушения Вавилонской башни и взяло с собой животных, однако некоторые результаты казались странными. В 1646 году сэр Томас Браун задался вопросом, почему туземцы Северной Америки взяли с собой гремучих змей , а не лошадей: «Как Америка изобиловала хищными зверями и ядовитыми животными, но не содержала в себе такого необходимого существа, как лошадь, это очень странно». [ 10 ]

Браун, один из первых, кто поставил под сомнение идею самозарождения , был врачом и учёным-любителем, мимоходом сделавшим это наблюдение. Однако ученые-библеисты того времени, такие как Юст Липсиус (1547–1606) и Афанасий Кирхер (ок. 1601–1680), также начали подвергать историю Ковчега тщательному изучению, пытаясь согласовать библейское повествование с растущей совокупность естественно-исторических знаний. Возникшие гипотезы дали важный толчок к изучению географического распространения растений и животных и косвенно стимулировали возникновение биогеографии в 18 в. Историки природы начали проводить связи между климатом и приспособившимися к нему животными и растениями. Одна влиятельная теория утверждала, что библейский Арарат был разделен на различные климатические зоны, а по мере изменения климата связанные с ним животные тоже перемещались, в конечном итоге расселившись, чтобы заново заселить земной шар. [ 10 ] [ нужна страница ]

Существовала также проблема постоянно растущего числа известных видов : для Кирхера и более ранних естествоиспытателей не было особых проблем найти место в Ковчеге для всех известных видов животных. Менее чем через столетие открытия новых видов сделали его все более и более Трудно оправдать буквальную интерпретацию истории Ковчега. [ 93 ] К середине XVIII века лишь немногие естествоиспытатели приняли буквальную интерпретацию повествования. [ 75 ]

См. также

Примечания

  1. ^ Спорное существование хиазма не является аргументом против построения истории из двух источников. См. обзор у Фридмана (1996) , с. 91

Ссылки

Цитаты

  1. ^ Лиминг 2010 , с. 469.
  2. ^ Бандстра 2008 , с. 61.
  3. ^ Перейти обратно: а б Оливер 2017 , с. 12.
  4. ^ Перейти обратно: а б Гмиркин 2006 , с. 3.
  5. ^ Перейти обратно: а б Уортингтон 2019 , с. 147.
  6. ^ Перейти обратно: а б Клайн 2007 , с. 20.
  7. ^ Перейти обратно: а б Арнольд 2009 , с. 97.
  8. ^
    • Кучмент, Анна (август 2012 г.). « Камни не лгут: геолог исследует Ноев потоп » . Научный американец . Проверено 31 декабря 2018 г.
    • Рафф, Рудольф А. (20 января 2013 г.). «Бытие встречается с геологией. Обзор горных пород не лжет; геолог исследует Ноев потоп , Дэвид Р. Монтгомери». Эволюция и развитие . 15 (1): 83–84. дои : 10.1111/ede.12017 .
    • « Камни не лгут: геолог исследует Ноев потоп » . Издательский еженедельник . 28 мая 2012 года . Проверено 31 декабря 2018 г.
    • Борк, Кеннард Б. (декабрь 2013 г.). «Дэвид Р. Монтгомери. Скалы не лгут: геолог исследует Ноев потоп ». Исида . 104 (4): 828–829. дои : 10.1086/676345 .
    • МакКонначи, Джеймс (31 августа 2013 г.). « Скалы не лгут », Дэвид Р. Монтгомери — рецензия . Зритель . Проверено 31 декабря 2018 г.
    • Протеро, Дональд Р. (2 января 2013 г.). «Нежное путешествие сквозь истину в скалах» . Скептик . Проверено 2 января 2019 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б с Монтгомери 2012 .
  10. ^ Перейти обратно: а б с Кон 1999 .
  11. ^ Перейти обратно: а б Исаак 2007 , стр. 237–238.
  12. ^ Уолтон и Лонгман III, 2018 , стр. 145–146.
  13. ^ «Как нам следует интерпретировать описание Потопа в книге Бытия?» . Биологос . 20 ноября 2023 г.
  14. ^ Кон 1999 , с. 11–12.
  15. ^ Кальтнер и Маккензи, 2014 , стр. 74.
  16. ^ Берман 2017 , стр. 236–268.
  17. ^ Гэри А. Рендсбург , Библейская история о потопе в свете рассказа о потопе Гильгамеша , стр.116
  18. ^ Мост 2009 , с. 41.
  19. ^ Хабель 1988 , с. 23.
  20. ^ Чен 2013 , с. 1,11.
  21. ^ Финкель 2014 , с. 88.
  22. ^ Далли 2008 , с. 2.
  23. ^ Коллинз 2017 , с. 10–11.
  24. ^ Бертон 2019 , с. 1978-79.
  25. ^ Гийом 2010 , с. 74.
  26. ^ Миано 2010 , стр. 26.
  27. ^ Гийом 2010 , с. 73-74.
  28. ^ Гийом 2010 , с. 73–74.
  29. ^ ВандерКам 2002 , с. 3.
  30. ^ Гилберт, Кристофер (2009). Полное введение в Библию . Паулист Пресс. ISBN  9780809145522 .
  31. ^ Даршан, Гай (2016). «Календарная структура священнической истории о потопе в свете нового аккадского текста из Угарита (RS 94.2953)» . Журнал Американского восточного общества . 136 (3): 507–514. дои : 10.7817/jameroriesoci.136.3.0507 . ISSN   0003-0279 . JSTOR   10.7817/jameroriesoci.136.3.0507 .
  32. ^ Школа 2017 , с. 2.
  33. ^ Школа 2017 , с. 3.
  34. ^ Школа 2017 , с. 3-4.
  35. ^ Bodner 2016 , стр. 95–96 : «Растет признание того, что повествование Пятикнижия редко бывает небрежным или произвольным», - пишут Джон Бергсма и Скотт Хан, «и интертекстуальные отголоски редко бывают случайными». 17
  36. ^ Левенсон 1988 , с. 10–11.
  37. ^ Баден 2012 , с. 184.
  38. ^ Перейти обратно: а б Кейзер 2013 , стр. 133.
  39. ^ Кейзер 2013 , стр. 133, сн.29.
  40. ^ Гинзберг, Луи (1909). Легенды евреев, том I: Обитатели ковчега (перевод Генриетты Сольд) Филадельфия: Еврейское издательское общество.
  41. ^ Перейти обратно: а б с д «Наводнение - Евангелический онлайн-словарь библейского богословия Бейкера» . Инструменты для изучения Библии . Проверено 18 июля 2018 г.
  42. ^ «Служение мировоззрения творения: Новый Завет и Потоп из Книги Бытия: герменевтическое исследование историчности, масштаба и теологической цели Ноева потопа» . www.creationworldview.org . Архивировано из оригинала 20 июля 2007 года . Проверено 18 июля 2018 г.
  43. ^ Перейти обратно: а б Вирсбе, Уоррен (1993). Объяснительные очерки Вирсбе по Ветхому Завету . Уитон, Иллинойс: Victor Books. ISBN  978-0896938472 . ОСЛК   27034975 .
  44. ^ Мэтью, Генри (2000). Краткий комментарий Мэтью Генри ко всей Библии . Краткая серия Нельсона. [Место публикации не указано]: Nelson Reference & Electronic. ISBN  978-0785245292 . OCLC   947797222 .
  45. ^ «Типологическое толкование Ветхого Завета Г. Р. Шмелинга» . www.bible-researcher.com . Проверено 18 июля 2018 г.
  46. ^ Марвин Мейер ; Уиллис Барнстон (2009). «Реальность правителей (Ипостась Архонтов) и Тайная книга Иоанна». Гностическая Библия . Шамбала . ISBN  9781590306314 . Проверено 7 февраля 2022 г.
  47. ^ «Книга вторая, 1-е прославление: на каждого верного мандея я возложу правую руку свою». Гинза Рабба . Том. Правильный объем. Перевод Аль-Саади, Кайса; Аль-Саади, Хамед (2-е изд.). Германия: Драбша. 2019. С. 18–19.
  48. ^ «Книга девятнадцатая: Потоп». Гинза Рабба . Том. Правильный объем. Перевод Аль-Саади, Кайса; Аль-Саади, Хамед (2-е изд.). Германия: Драбша. 2019. С. 203–204. [Примечание: в некоторых других изданиях эта книга или более крупный текст, содержащий ее, имеет номер 18.]
  49. ^ Хеберль, Чарльз (2022). Книга царей и объяснения этого мира: универсальная история позднесасанидской империи . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. п. 215. doi : 10.3828/9781800856271 (неактивен 26 апреля 2024 г.). ISBN  978-1-80085-627-1 . {{cite book}}: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на апрель 2024 г. ( ссылка )
  50. ^ Вебер, Кристофер Грегори (1980). «Фатальные недостатки геологии наводнений» . Журнал эволюции творения . 1 (1): 24–37.
  51. ^ Блог Naturalis Historia. «Великое генетическое узкое место, которое противоречит радикально ускоренной диверсификации Кена Хэма (гиперэволюция после Потопа)». https://thenaturalhistorian.com/2016/03/30/the-great-genetic-bottleneck-that-contradicts-ken-hams-radical-accelerated-diversification-ie-post-flood-hyper-evolution/
  52. ^ Бьёрнстад, Б.; Кивер, Э. (2012). По следам наводнений ледникового периода: Северные просторы: геологический путеводитель по северному Айдахо и проливу Скабленд . Сэндпойнт, Айдахо: Keokee Books. ISBN  978-1879628397 .
  53. ^ Нойендорф, КПГ, Дж. П. Мель-младший и Дж. А. Джексон, ред. (2005) Геологический словарь (5-е изд.). Александрия, Вирджиния, Американский геологический институт. 779 стр. ISBN   0-922152-76-4
  54. ^ Бальбас, А.М., Барт, А.М., Кларк, П.У., Кларк, Дж., Каффи, М., О'Коннор, Дж., Бейкер, В.Р., Конрад, К. и Бьорнстад, Б., 2017. 10В последнее время встречайтесь Плейстоценовые меганаводнения и отступление Кордильерского ледникового щита на северо-западе США. Геология, 45(7), стр. 583–586.
  55. ^ Монтгомери Д.Р. «Наводнения библейского типа реальны, и они абсолютно огромны». Журнал Discover, 29 августа 2012 г. https://www.discovermagazine.com/planet-earth/biblical-type-floods-are-real-and-theyre-absolutely-enormous
  56. ^ Перейти обратно: а б Университет Вашингтона. «Исторические гималайские ледяные плотины создали огромные озера и гигантские наводнения». Новости науки, 27 декабря 2004 г. https://www.sciencedaily.com/releases/2004/12/041220010147.htm.
  57. ^ Лэмб 1995 , с. 128
  58. ^ Лэмб, с. 128.
  59. ^ «Рудой А.Н., Бейкер В.Р. Седиментационные последствия катастрофических ледниковых наводнений позднего плейстоцена, Горный Алтай, Сибирь // Осадочная геология, 85 (1993) 53-62» . Архивировано из оригинала 15 сентября 2011 года . Проверено 14 октября 2011 г.
  60. ^ Бейкер, В.Р., Г. Бенито, А.Н. Рудой, Палеогидрология позднеплейстоценового супернаводнения, Горный Алтай, Сибирь, Наука, 1993, Vol. 259, стр. 348-352.
  61. ^ Рудой А.Н. Горные подпрудные озера Южной Сибири и их влияние на развитие и режим стоковых систем Северной Азии в позднем плейстоцене. Глава 16. (С. 215—234.) — Палеогидрология и изменения окружающей среды / Под ред.: Г. Бенито, В. Р. Бейкер, К. Дж. Грегори. - Чичестер: John Wiley & Sons Ltd, 1998. 353 стр.
  62. ^ Гроссвальд, М.Г., 1998, Новый подход к палеогидрологии ледникового периода Северной Евразии. Глава 15. (С. 199-214) — Палеогидрология и изменение окружающей среды / Под ред.: Г. Бенито, В. Р. Бейкер, К. Дж. Грегори. - Чичестер: John Wiley & Sons Ltd, 1998. 353 стр.
  63. ^ «Рудой А.Н., Бейкер В.Р. Седиментационные последствия катастрофических ледниковых наводнений позднего плейстоцена, Горный Алтай, Сибирь // Осадочная геология, 85 (1993) 53-62» . Архивировано из оригинала 15 сентября 2011 года . Проверено 14 октября 2011 г.
  64. ^ Штиенберг, Гилад; Ясур-Ландау, Асаф; Норрис, Ричард Д.; Лазарь, Майкл; Риттенур, Тэмми М.; Тамберино, Энтони; Гадоль, Омир; Канту, Катрина; Аркин-Шалев, Эхуд; Уорд, Стивен Н.; Леви, Томас Э. (2020). «Неолитическое мега-цунами в восточном Средиземноморье: уязвимость доисторических поселений вдоль побережья Кармель, Израиль» . ПЛОС ОДИН . 15 (12): e0243619. Бибкод : 2020PLoSO..1543619S . дои : 10.1371/journal.pone.0243619 . ПМЦ   7757801 . ПМИД   33362214 .
  65. ^ Кидерра, Инга (23 декабря 2020 г.). «Массивное цунами обрушилось на неолитический Ближний Восток более 9000 лет назад» . Калифорнийский университет в Сан-Диего сегодня . Архивировано из оригинала 15 декабря 2023 года.
  66. ^ Герберт, Сандра (1991). «Чарльз Дарвин как будущий автор-геолог» . Британский журнал истории науки . № 24. С. 171–174 . Проверено 24 июля 2009 г.
  67. ^ Бакленд, В. (1823). Reliquiæ Diluvianæ: Или наблюдения над органическими остатками, содержащимися в пещерах, трещинах и делювиальном гравии, и над другими геологическими явлениями, свидетельствующими о действии всемирного потопа . Дж. Мюррей . Проверено 3 января 2022 г.
  68. ^ Далримпл 1991 , стр. 14–17.
  69. ^ Барр, Джеймс (4 марта 1987 г.). Библейская хронология: факт или вымысел? (PDF) . Лондонский университет. п. 17. ISBN  978-0718708641 . Архивировано из оригинала (PDF) 28 июня 2010 года . Проверено 8 августа 2010 г.
  70. ^ «Возраст Земли» . Геологическая служба США. 1997. Архивировано из оригинала 23 декабря 2005 года . Проверено 10 января 2006 г.
  71. ^ Далримпл, Дж. Брент (2001). «Возраст Земли в двадцатом веке: проблема (в основном) решена». Специальные публикации Лондонского геологического общества . 190 (1): 205–221. Бибкод : 2001GSLSP.190..205D . дои : 10.1144/ГСЛ.СП.2001.190.01.14 . S2CID   130092094 .
  72. ^ Манхеса, Жерар; Аллегре, Клод Ж .; Дюпреа, Бернар и Хамелен, Бруно (1980). «Изотопное исследование свинца основных-ультраосновных слоистых комплексов: предположения о возрасте Земли и характеристиках примитивной мантии». Письма о Земле и планетологии . 47 (3): 370–382. Бибкод : 1980E&PSL..47..370M . дои : 10.1016/0012-821X(80)90024-2 .
  73. ^ Братерман, Пол С. (2013). «Как наука определила возраст Земли» . Научный американец . Архивировано из оригинала 12 апреля 2016 года.
  74. ^ Сентер, Фил. «Поражение геологии паводков геологией паводков». Отчеты Национального центра научного образования 31:3 (май – июнь 2011 г.). Отпечатано в электронном виде Калифорнийским государственным университетом в Нортридже . Проверено 7 июня 2014 г.
  75. ^ Перейти обратно: а б Янг 1995 , с. 79.
  76. ^ Исаак 2006 , с. без страниц.
  77. ^ Мортон 2001 , с. без страниц.
  78. ^ Исаак 2007 , с. 173.
  79. ^ Стюарт 2010 , с. 123.
  80. ^ Пиккарди, Л.; Масс, В. Брюс (2007). Миф и геология . Лондон: Геологическое общество . п. 46. ​​ИСБН  978-1-86239-216-8 .
  81. ^ Ливингстон, Дэвид ; Харт, Дэррил Г.; Нолл, Марк А. (1999). Евангелисты и наука в исторической перспективе . Издательство Оксфордского университета . ISBN  978-0-19-511557-4 .
  82. ^ Рудвик, Мартин Дж.С. (1988). Великая девонская борьба . Спрингер. стр. 42–44. ISBN  978-0-226-73102-5 .
  83. ^ Рудвик, Мартин Дж.С. (2008). Миры до Адама . Издательство Чикагского университета. п. 84. ИСБН  978-0-226-73128-5 .
  84. ^ Вуд, Пол (2004). Наука и инакомыслие в Англии, 1688–1945 гг . Олдершот: Эшгейт. ISBN  978-0-7546-3718-9 .
  85. ^ Янг, Дэвис А.; Стирли, Ральф Ф. (2008). Библия, камни и время: геологические доказательства возраста Земли . Даунерс-Гроув, Иллинойс: IVP Academic. ISBN  978-0-8308-2876-0 .
  86. ^ Числа, Рональд Л. (1993). Креационисты . Издательство Калифорнийского университета. п. 72 . ISBN  978-0-520-08393-6 .
  87. ^ Кулп, Дж. Лоуренс (1950). «Потопная геология» . Журнал Американского научного сообщества . 2 (1): 1–15. Архивировано из оригинала 7 июня 2011 года . Проверено 23 ноября 2007 г.
  88. ^ Ян, Сын Хун (1993). «Радиоуглеродное датирование и американские христиане-евангелисты» . Проверено 12 января 2009 г.
  89. ^ Числа, Рональд Л. (1993). Креационисты . Издательство Калифорнийского университета. п. 72 . ISBN  978-0-520-08393-6 .
  90. ^ Числа, Рональд Л. (2006). Креационисты: от научного креационизма к разумному замыслу (расширенное издание First Harvard University Press в мягкой обложке). Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN  0-674-02339-0 . OCLC   69734583 .
  91. ^ Аллен, Э.А. и др., 1986, Катаклизмы в Колумбии, Timber Press, Портленд, Орегон. ISBN   978-0-88192-067-3
    • «Бретц знал, что сама идея катастрофического наводнения будет угрожать и разозлить геологическое сообщество . И вот почему: среди геологов 1920-х годов катастрофические объяснения геологических событий (кроме вулканов или землетрясений) считались ошибочными, вплоть до ереси. ." п. 42.
    • «Подумайте, против чего выступал Бретц. Само слово «Катастрофизм» было отвратительным в ушах геологов... Это был шаг назад, предательство всего, за что боролась геологическая наука . Это была ересь. худшего порядка». п. 44
    • «Было неизбежно, что рано или поздно геологическое сообщество восстанет и попытается опровергнуть «возмутительную гипотезу» Бреца». стр. 49.
    • «Прошло почти 50 лет с тех пор, как Бретц впервые предложил идею катастрофического наводнения, и теперь, в 1971 году, его аргументы стали стандартом геологического мышления ». п. 71
  92. ^ Агер, Дерек В. (1993). Природа стратиграфической записи (3-е изд.). Чичестер, Нью-Йорк, Брисбен, Торонто, Сингапур: John Wiley & Sons. стр. 83–84. ISBN  0-471-93808-4 .
    • «Геологи не отрицают униформизм в его истинном смысле, то есть интерпретацию прошлого посредством процессов, происходящих в настоящее время, до тех пор, пока мы помним, что периодические катастрофы являются одним из таких процессов. Эти периодические катастрофы отражаются в стратиграфических записях больше, чем мы предполагали до сих пор».
  93. ^ Браун 1983 , с. 276.

Библиография

Дальнейшее чтение

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c6c07e0a13a8ed2de8cfdacac6e07e4f__1722705180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c6/4f/c6c07e0a13a8ed2de8cfdacac6e07e4f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Genesis flood narrative - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)