Миссия ООН по референдуму в Западной Сахаре
Аббревиатура | МООНРЗС |
---|---|
Формирование | 24 апреля 1991 г. |
Тип | Миротворческая миссия |
Юридический статус | Активный |
Штаб-квартира | Эль-Аюн , Западная Сахара |
Голова | Александр Иванко (Россия), специальный представитель |
Командующий силами | Генерал-майор Фахрул Ахсан |
Головная организация | Совет Безопасности ООН |
Веб-сайт | minurso.unmissions.org |
Часть серии о |
Конфликт в Западной Сахаре |
---|
Фон |
Регионы |
Политика |
Столкновения |
Проблемы |
Мирный процесс |
Миссия Организации Объединенных Наций по референдуму в Западной Сахаре ( арабский : بعثة أمم متهدة для ; французский : организации референдума в Западной Сахаре Mission des Nations Unies pour l'Organisation d'un Référendum au Sahara Occidental ; испанский : ; Misión de las Naciones Unidas para la Organization MINURSO — миротворческая миссия Организации Объединенных Наций в Западной Сахаре , созданная в 1991 году в соответствии с резолюцией 690 Совета Безопасности ООН [1] в рамках Плана урегулирования , который проложил путь к прекращению огня в конфликте между Марокко и Фронтом ПОЛИСАРИО (представляющим Сахарскую Арабскую Демократическую Республику ) из-за спорной территории Западной Сахары (бывшей Испанской Сахары ).
Миссия МООНРЗС заключалась в наблюдении за прекращением огня, а также в организации и проведении референдума в соответствии с Планом урегулирования, который позволил бы сахарскому народу Западной Сахары сделать выбор между интеграцией с Марокко и независимостью . Это было задумано как проявление сахарского самоопределения и Западной Сахары , таким образом, завершение еще незавершенного процесса деколонизации (Западная Сахара - последняя крупная территория, оставшаяся в списке ООН недеколонизированных территорий ).
Мандат
[ редактировать ]По данным Организации Объединенных Наций, МООНРЗС «первоначально в соответствии с планом урегулирования была уполномочена:
- следить за прекращением огня;
- проверить сокращение марокканских войск в территории;
- следить за помещением марокканских войск и войск Фронта ПОЛИСАРИО в специально отведенные места;
- предпринять шаги вместе со сторонами для обеспечения освобождения всех политических заключенных или задержанных в Западной Сахаре;
- контролировать обмен военнопленными, который будет осуществляться Международным комитетом Красного Креста (МККК);
- репатриировать беженцев из Западной Сахары - задачу, которую должно выполнить Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН);
- выявлять и регистрировать квалифицированных избирателей;
- организовать и обеспечить свободный и справедливый референдум и объявить его результаты;
- уменьшить угрозу неразорвавшихся боеприпасов и мин». [2]
Планы
[ редактировать ]Референдум о независимости первоначально был запланирован на 1992 год, но конфликты по поводу права избирателей помешали его проведению. Обе стороны обвиняли друг друга в затормаживании процесса. В 1997 году Хьюстонское соглашение должно было возобновить этот процесс, но снова провалилось. В 2003 году был запущен План Бейкера, который заменил План урегулирования, но, хотя он был принят ПОЛИСАРИО и единогласно одобрен Советом Безопасности ООН , он был отклонен Марокко. Марокко настаивало на том, чтобы все жители территории имели право голосовать на референдуме. После Зеленого марша 1975 года марокканское государство спонсировало схемы расселения, побуждающие тысячи марокканцев переселиться в оккупированную Марокко часть Западной Сахары (80% территории). По оценкам, к 2015 году марокканские поселенцы составляли не менее двух третей от 500 000 жителей . [3]
В настоящее время плана проведения референдума нет, а жизнеспособность режима прекращения огня оказывается под вопросом.
Расширения
[ редактировать ]С 1991 года мандат МООНРЗС продлевался 47 раз. [4] В октябре 2006 года Совет Безопасности принял резолюцию о продлении мандата МООНРЗС до апреля 2007 года. [5] Положение, осуждающее нарушения прав человека Марокко в Западной Сахаре, получило поддержку 14 членов Совета Безопасности, но было исключено из-за возражений Франции. [6]
В апреле 2007 года резолюция, продлевающая мандат до октября, «приняла к сведению предложение Марокко, представленное 11 апреля 2007 года Генеральному секретарю, и приветствовала серьезные и заслуживающие доверия усилия Марокко по продвижению процесса к урегулированию», а также «приняла к сведению предложение ПОЛИСАРИО Предложение фронта было представлено 10 апреля 2007 года Генеральному секретарю». [7] Представитель Южной Африки возразил против того, что одно предложение было признано более достойным другого, а также против отсутствия участия за пределами Группы друзей в разработке резолюции. [8]
Резолюция от октября 2007 года о продлении мандата до апреля 2008 года содержала те же преференциальные формулировки в описании двух предложений. [9] Представитель Южной Африки еще раз прокомментировал это и выразил сожаление по поводу того, что резолюция «рассмотрела», а не «приветствовала» доклад Генерального секретаря о ситуации, «предположительно потому, что [он] осмелился поднять вопрос о человеческой нарушений прав народа Сахары", и процитировал предупреждение в докладе [10] об отсутствии мандата на решение проблемы прав человека. [11]
Резолюция, принятая в апреле 2008 года, продлила мандат на целый год до апреля 2009 года. [12] Перед голосованием представитель Коста-Рики выразил «обеспокоенность по поводу того, как обсуждался проект резолюции, по которому мы собираемся голосовать», и «трудность понять абсолютный отказ включить» ссылки на права человека. [13] Бюджет МООНРЗС составляет примерно 60 миллионов долларов в год. [14]
Базы
[ редактировать ]Есть две группы групп: те, которые находятся в контролируемой Марокко части к западу от вала, и те, которые находятся в контролируемом Сахарой регионе и в лагерях беженцев на востоке и в Алжире . Лагеря к западу от вала расположены в Махбесе , Смаре , Умм-Дрейге и Аусерде . Восточные лагеря включают Бир-Лехлу , Тифарити , Мехайрес , Миджек и Агванит . также имеется отделение связи В Тиндуфе , которое служит каналом связи с руководством ПОЛИСАРИО.
Текущий состав
[ редактировать ]По состоянию на 30 июня 2018 г. [update]В МООНРЗС в общей сложности насчитывалось 220 военнослужащих, в том числе 19 военнослужащих контингентов, 193 эксперта в командировках, 7 штабных офицеров и 1 полицейский. [15] при поддержке 227 гражданских сотрудников и 16 добровольцев ООН. Основными поставщиками войск являются Бангладеш , Египет и Пакистан . Вооруженные контингенты патрулируют нейтральную зону , граничащую с Марокканской стеной , для обеспечения прекращения огня.
- Специальный представитель Генерального секретаря и Глава миссии : Александр Иванко ( Россия )
- Командующий силами : генерал-майор Фахрул Ахсан ( Бангладеш )
- Глава службы поддержки миссии : Венеранда Мукандоли-Джефферсон ( Руанда )
- Начальник штаба : Ник Бирнбек ( США )
- Руководитель офиса связи, Тиндуф : Юсеф Джедиан ( Палестина )
Другой персонал:
Состояние | Контингент Войск | Эксперты в миссии | Штабные офицеры | Полиция | Общий |
Аргентина | 0 | 3 | 0 | 0 | 3 |
Австрия | 0 | 5 | 0 | 0 | 5 |
Бангладеш | 19 | 8 | 0 | 0 | 27 |
Бельгия | 0 | 7 | 0 | 0 | 7 |
Бутан | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 |
Бразилия | 0 | 10 | 0 | 0 | 10 |
Китай | 0 | 12 | 0 | 0 | 12 |
Хорватия | 0 | 7 | 0 | 0 | 7 |
Джибути | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 |
Доминиканская Республика | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 |
Эквадор | 0 | 4 | 0 | 0 | 4 |
Египет | 0 | 19 | 0 | 0 | 19 |
Сальвадор | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
Франция | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 |
Германия | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
Гана | 0 | 8 | 7 | 0 | 15 |
Гвинея | 0 | 4 | 0 | 0 | 4 |
Гондурас | 0 | 12 | 0 | 0 | 12 |
Венгрия | 0 | 6 | 0 | 0 | 6 |
Индия | 0 | 3 | 0 | 0 | 3 |
Индонезия | 0 | 3 | 0 | 0 | 3 |
Ирландия | 0 | 3 | 0 | 0 | 3 |
Италия | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 |
Япония | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 |
Иордания | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 |
Казахстан | 0 | 5 | 0 | 0 | 5 |
Малави | 0 | 3 | 0 | 0 | 3 |
Малайзия | 0 | 5 | 0 | 0 | 5 |
Мексика | 0 | 4 | 0 | 0 | 4 |
Монголия | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
Непал | 0 | 6 | 0 | 0 | 6 |
Нигерия | 0 | 6 | 0 | 0 | 6 |
Пакистан | 0 | 11 | 0 | 0 | 11 |
Филиппины | 0 | 2 | 0 | 2 | 4 |
Польша | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 |
Португалия | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
Россия | 0 | 15 | 0 | 0 | 15 |
Южная Корея | 0 | 4 | 0 | 0 | 4 |
Шри-Ланка | 0 | 4 | 0 | 0 | 4 |
Швеция | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 |
Швейцария | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 |
Togo | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 |
Объединенные Нации | 19 | 193 | 7 | 1 | 220 |
Всего в МООНРЗС погибло 16 человек: шесть военнослужащих, полицейский, военный наблюдатель, трое международных гражданских сотрудников и пять местных гражданских сотрудников. [16]
Критика
[ редактировать ]МООНРЗС — единственная миротворческая миссия ООН, созданная с 1978 года, которая действует без возможности следить за соблюдением прав человека. [17] Хотя резолюция 1979 Совета Безопасности ООН рекомендует его создать, этого еще не произошло. [18] В 1995 году неспособность или нежелание МООНРЗС действовать против предполагаемых марокканских манипуляций этим процессом и жестокого обращения с сахарским гражданским населением заставило ее бывшего заместителя председателя Фрэнка Радди нанести решительную атаку на организацию; [19] С тех пор он продолжает критиковать то, что, по его мнению, является экономически дорогостоящим и политически коррумпированным процессом. [20] Растет критика в адрес Совета Безопасности ООН за то, что он не разработал программу по правам человека (поскольку МООНРЗС является единственной миссией ООН в мире, которая не имеет на них мандата) по мониторингу Западной Сахары и сахарского населения. [21] несмотря на серьезные сообщения о многочисленных злоупотреблениях. [22] Эту возможность отвергла Франция, имеющая право вето в Совете Безопасности . [23] В апреле 2016 года Уругвай и Венесуэла выразили свое недовольство таким положением дел, предприняв редкий шаг, проголосовав против резолюции Совета Безопасности ООН о возобновлении полномочий МООНРЗС, Резолюции 2285 Совета Безопасности ООН , от которой Россия и две другие державы воздержались.
В течение двухлетнего периода, в основном с 2006 по 2007 годы, сотрудники МООНРЗС подвергали вандализму археологические объекты, разрисовывая граффити доисторические наскальные рисунки и гравюры. [24] в Свободной зоне (контролируемые ПОЛИСАРИО части Западной Сахары). На некоторых из этих мест также звучат обвинения в разграблении доисторических картин представителями ООН. [25]
В мае 2010 года Фронт ПОЛИСАРИО приостановил контакты с МООНРЗС из-за неспособности провести референдум о самоопределении и обвинил силы в том, что они « …превратились в защитный щит колониального факта — оккупации Западной Сахары». Марокко ». [26]
См. также
[ редактировать ]- Специальный представитель Генерального секретаря по Западной Сахаре
- Международные отношения Сахарской Арабской Демократической Республики
- История Западной Сахары
- Политика Западной Сахары
- Резолюция 1720 Совета Безопасности ООН
- Резолюция 2285 Совета Безопасности ООН
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Совета Безопасности ООН Резолюция 690 . S/RES/690(1991) 29 апреля 1991 г. Проверено 2 мая 2008 г.
- ^ «МООНРЗС: Мандат» . Объединенные Нации. 26 октября 2016 г. Проверено 12 марта 2021 г.
- ^ Шефте, Уитни (6 января 2015 г.). «Беженцы Западной Сахары, оказавшиеся в затруднительном положении, рассматривают возможность возобновления марокканского конфликта» . Хранитель . Проверено 2 апреля 2018 г.
- ^ «Резолюции и заявления Совета Безопасности» . МООНРЗС . 26 октября 2016 г. Проверено 5 августа 2020 г.
- ^ Совета Безопасности ООН Резолюция 1720 . S/RES/1720(2006) 31 октября 2006 г. Проверено 2 мая 2008 г.
- ^ «ООН отказывается от заявления о правах Западной Сахары после того, как Франция возражает» . Агентство Рейтер Алертнет. Рейтер . Проверено 31 октября 2006 г.
- ^ Совета Безопасности ООН Резолюция 1754 . S/RES/1754(2007) 31 апреля 2007 г. Проверено 2 мая 2008 г.
- ^ Совета Безопасности ООН Стенографический отчет 5669 . S/PV/5669 стр. 2. Г-н Кумало, Южная Африка , 30 апреля 2007 г. Проверено 2 мая 2008 г.
- ^ Совета Безопасности ООН Документ 619 . S/2007/619 (2007). Проверено 2 мая 2008 г.
- ^ Совета Безопасности ООН Документ 619 . Доклад Генерального секретаря о ситуации в отношении Западной Сахары S/2007/619 , стр. 15. 19 октября 2007 г. Проверено 2 мая 2008 г.
- ^ Совета Безопасности ООН Стенографический отчет 5773 . S/PV/5773 стр. 2. Г-н Кумало, Южная Африка , 31 октября 2007 г. Проверено 2 мая 2008 г.
- ^ Совета Безопасности ООН Резолюция 1813 . S/RES/1813(2008) (2008) Проверено 2 мая 2008 г.
- ^ Совета Безопасности ООН Стенографический отчет 5884 . S/PV/5884 стр. 2. Г-н Урбина Коста-Рика , 30 апреля 2008 г. Проверено 2 мая 2008 г.
- ^ «Финансовые аспекты» . МООНРЗС в фактах и цифрах .
- ^ «Поставщики войск и полиции» . Миротворческая деятельность ООН . Проверено 19 июля 2018 г.
- ^ «Погибшие» . Миротворческая деятельность ООН . Проверено 19 июля 2018 г.
- ^ «Миссия мандата» . Архивировано из оригинала 4 февраля 2013 г. Проверено 14 апреля 2015 г.
- ^ «Резолюция Совета Безопасности ООН 1979» . Резолюции Совета Безопасности по МООНРЗС .
- ^ Радди, Фрэнк (25 января 1995 г.). «Обзор операций Организации Объединенных Наций и поддержания мира» . Вашингтон, округ Колумбия: Конгресс США . Проверено 26 февраля 2009 г.
- ^ Кэтрин, Эдвардс (4 октября 1999 г.). «Республика Сахара ждет своего рождения» . Б Нетто. Архивировано из оригинала 5 октября 2007 г. Проверено 26 февраля 2009 г.
- ^ Уитсон, Сара Лия (17 апреля 2009 г.). «Письмо в СБ ООН с призывом к мониторингу прав человека в Западной Сахаре» . Хьюман Райтс Вотч . Проверено 6 июля 2009 г.
- ^ http://www.afapredesa.org/index.php?option=com_content&task=view&id=233&Itemid=2 Международная кампания по расширению мандата МООНРЗС в области прав человека.
- ^ «Совет Безопасности находится под давлением по поводу прав человека в Западной Сахаре» Правда , 27 апреля 2010 г.
- ^ «Вандалы ООН распыляют граффити на доисторическое искусство Сахары» . Таймс . Архивировано из оригинала 9 августа 2011 года . Проверено 8 мая 2008 г.
- ^ «Кронака: Миротворцы ООН: культурное преступление тоже» . Архивировано из оригинала 8 июля 2011 года . Проверено 7 апреля 2010 г. Миротворцы ООН: культурное преступление тоже.
- ^ «ПОЛИСАРИО разрывает контакты с МООНРЗС» (на испанском языке). Страна . 28 мая 2010 г. Проверено 4 июня 2010 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Западная Сахара: Анатомия тупика Эрик Дженсен , бывший директор МООНРЗС (1995–1998) ( ISBN 1-58826-305-3 )
- «Миротворец» , Маррак Гулдинг , бывший директор миротворческих миссий ООН ( ISBN 0-8018-7858-6 )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- Домашняя страница ООН , резолюция 1541 СБ со справочной информацией
- Сборник документов ООН, касающихся МООНРЗС (на французском языке)
- Повреждения наскальных рисунков, приписываемые МООНРЗС в Западной Сахаре в период с 1995 по 2007 год.
- Операции Организации Объединенных Наций в Африке
- Политика Западной Сахары
- Политические организации, базирующиеся в Западной Сахаре
- Референдумы в Африке
- История Западной Сахары
- Мандаты Совета Безопасности ООН
- Мирный процесс в Западной Сахаре
- Референдумы о суверенитете
- Сахарский национализм
- Деколонизация
- Референдумы о независимости
- Западная Сахара и Организация Объединенных Наций