План урегулирования
Часть серии о |
Конфликт в Западной Сахаре |
---|
Фон |
Регионы |
Политика |
Столкновения |
Проблемы |
Мирный процесс |
План урегулирования ( араб . خطة التسوية , латинизированный : Khiṭṭah al-Taswiyah ; испанский : Plan de Arreglo ) был соглашением между этнически сахарским Фронтом ПОЛИСАРИО и Марокко об организации референдума , который представлял бы собой выражение самоопределения для народа Западной Сахары , что приведет либо к полной независимости , либо к интеграции с Королевством Марокко. Это привело к прекращению огня , которое будет действовать до 2020 года , и созданию миротворческих сил МООНРЗС для наблюдения за ним и организации референдума. Референдум так и не состоялся. [1]
Фон
[ редактировать ]На территории Западной Сахары проживают сахарцы , которые стали подданными Испании, когда Испания колонизировала эту территорию в 1884 году. [2] Организация Объединенных Наций (ООН) стала вмешиваться в ситуацию в Западной Сахаре , когда 16 декабря 1965 года ООН в Генеральной Ассамблеи резолюции обратилась к Испании с просьбой деколонизировать бывшую испанскую территорию. [3] Король Марокко Хасан II отверг претензии на независимость Западной Сахары еще в 1975 году, несмотря на вывод Международного суда о том, что Марокко не имеет юридических связей с этим регионом. [4] Однако марокканское правление этой территорией можно проследить до исламской экспансии в этом районе, начиная с династии Мидраридов (823-977 гг. Н.э.). [5] В октябре 1975 года король Хасан приказал вторгнуться в Западную Сахару, и Соединенные Штаты вынудили Испанию уйти. [6]
После того, как Испания вышла из Западной Сахары в 1976 году, между бывшей территорией и Марокко начался продолжающийся спор . [7] В ноябре 1975 года марокканские войска по приказу короля Хасана привели 350 000 мирных жителей в Западную Сахару, чтобы «захватить территорию Марокко» в ходе « Зеленого марша» . [8] После марша Испания разделила территорию между Марокко и Мавританией . [8]
Фронт ПОЛИСАРИО был сформирован народом Сахарви в 1973 году. [2] Группа начала борьбу за независимость Западной Сахары. [9] Группу поддержал Алжир . [10] Борьба ПОЛИСАРИО за независимость заставила Мавританию отказаться от своих претензий на Западную Сахару. [8] в 1978 году. [9] В августе 1979 года Мавритания подписала мирное соглашение с ПОЛИСАРИО, а когда Мавритания ушла, Марокко также оккупировало эту землю. [11]
До 1991 года, когда было достигнуто перемирие, Фронт ПОЛИСАРИО вел партизанскую войну против марокканской армии. [12] За тридцать пять лет «более 100 000 сахарцев были вынуждены покинуть этот район». [13] из-за отсутствия согласия голос народа Сахарви в этом вопросе был отодвинут на второй план . По словам Тоби Шелли, написавшего в Middle East Report , [14]
Территория Западной Сахары также играет роль в борьбе Алжира и Марокко за «региональное превосходство» Северной Африки . [15] Марокко рассматривает Западную Сахару как «сдержку региональных амбиций Алжира, реализуемых через суррогатов ПОЛИСАРИО». [16]
История
[ редактировать ]Организация Объединенных Наций стала более активно участвовать в конфликте в 1976 году. [7] В 1979 году Организация африканского единства (ОАЕ) также стала участвовать в Плане урегулирования. [7] ООН и ОАЕ представили план в конце 1980-х годов и вели переговоры со сторонами около пяти лет. [17] 20 июля король Марокко Хасан согласился провести референдум «за самоопределение» народа Западной Сахары. [4] Как только будут определены избиратели, имеющие право на участие в референдуме, жители Западной Сахары проголосуют за то, будут ли они независимыми или станут частью Марокко. [18] План «был в принципе принят Марокко и ПОЛИСАРИО в конце августа 1988 года». [17] Референдум был описан в резолюции 658 Совета Безопасности . Совет Безопасности ООН присоединился к этому процессу в 1991 году. [19] Соглашение привело к прекращению огня между Марокко и ПОЛИСАРИО. [10] который вступил в силу 6 сентября 1991 года. [20] рассматривал прекращение огня как отдельный вопрос от остальной части Плана урегулирования, который включал регистрацию избирателей на референдум. Перес де Куэльяр , нынешний Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций , [21] Референдум был оформлен в виде резолюции 690 Совета Безопасности от 29 апреля 1991 года. [11] Резолюцией 690 также была создана Миссия Организации Объединенных Наций по референдуму в Западной Сахаре (МООНРЗС). [22]
ПОЛИСАРИО надеялся, что План урегулирования будет иметь «результат, аналогичный Эвианским соглашениям ». [17] ПОЛИСАРИО также поддержал право коренных жителей Западной Сахары иметь право голоса в будущем территории. [10] Предполагалось, что референдум состоится в 1992 году, но этого не произошло, поскольку обе стороны не пришли к согласию относительно того, кому следует разрешить голосовать за независимость Западной Сахары. [23] ООН сообщила, что План урегулирования превратился в « игру с нулевой суммой », в которой каждая сторона считала, что победа имеет первостепенное значение, и обе чувствовали, что ставки в случае проигрыша высоки. [24] Каждая группа сотрудничала только тогда, когда чувствовала, что сможет достичь желаемого для них результата. [22]
Частично проблема с регистрацией избирателей заключалась в отсутствии согласия между ПОЛИСАРИО и Марокко относительно того, кто может заявлять о сахарской национальности и кому следует разрешить голосовать на референдуме. [1] Марокко истолковало расширение критериев отбора избирателей в декабре 1991 года «как разрешение на подачу заявлений от имени лиц, имеющих сомнительные связи с Западной Сахарой». [18] Кроме того, Марокко, возможно, «оказывало ненадлежащее влияние на лидеров сахарских племен, живущих в контролируемой Марокко Западной Сахаре». [18] ООН направила в этот район 373 миротворца , чтобы помочь подтвердить избирателей Западной Сахары. [8] ПОЛИСАРИО полагал, что Марокко идентифицировало племенные группы как избирателей, не имевших тесной связи с Западной Сахарой. [25] За это время король Хасан также перевез 37 000 человек из Марокко в Западную Сахару, чтобы они выступили в качестве потенциальных избирателей, что «привело в ярость ПОЛИСАРИО и шокировало миротворцев». [8] ПОЛИСАРИО полагал, что ограничение избирателей теми, кто был внесен в список «жителей Западной Сахары» в переписи населения Испании 1974 года , приведет к голосованию за независимость, и не хотел, чтобы были идентифицированы дополнительные избиратели. [26]
В ходе процесса регистрации избирателей персонал Организации Объединенных Наций столкнулся с дальнейшими трудностями при размещении миротворцев МООНРЗС из Марокко, а марокканское правительство запретило жителям Западной Сахары вступать в контакты с любыми иностранцами. [27] ПОЛИСАРИО также прервало процесс идентификации избирателей, в ходе которого они поставили под сомнение честность МООНРЗС. [28] Процесс застопорился в 1995 году, когда Совет Безопасности ООН был направлен для оценки ситуации, последствия которой повысили ставки процесса для всех вовлеченных сторон. [29] призвал к рекомендациям о полном выводе миротворцев и приостановке процесса регистрации избирателей К 1996 году Генеральный секретарь ООН . [29] В 1996 году Эрик Дженсен, исполняющий обязанности специального представителя, попытался пересмотреть этот процесс, но без особого успеха. [29]
В 1997 году США бывшего государственного секретаря Джеймса Бейкера назначил новый генеральный секретарь ООН Кофи Аннан послом ООН . [30] Первые мирные переговоры вселили надежду у многих людей в этом районе. [31] Компания First Baker рассмотрела предыдущие предложения и проконсультировалась со всеми участвующими сторонами. [32] Он вместе с Честером А. Крокером и Джоном Р. Болтоном провел частные переговоры с ПОЛИСАРИО и Марокко, а также с Алжиром и Мавританией, выступавшими в качестве наблюдателей. [32] В конце концов, переговоры, которые охватывали «вопросы беженцев, сокращения марокканских войск, военнопленных и политических заключенных», а также соглашение о кодексе поведения при регистрации избирателей, в конечном итоге привели к Хьюстонскому соглашению . [33] Идентификация избирателей возобновилась 3 декабря 1997 года. [33] Референдум должен был состояться к 1998 году. [34] Однако из-за отказа Марокко принять результаты переписи населения и, следовательно, маловероятности принятия референдума на основе предложенных избирателей, Генеральный секретарь ООН приостановил План урегулирования. [35]
В 1999 году король Хасан умер, и Мухаммед VI . власть занял [34] Король Мухаммед «решительно подтвердил претензии Марокко на этот регион». [16] Также в 1999 году президентом Алжира стал Абдельазиз Бутефлика , выступавший за независимость Западной Сахары. [16]
После плана урегулирования
[ редактировать ]Другие решения искал специальный посланник Генерального секретаря ООН Джеймс Бейкер в 2001 году. [36] и Марокко приняли их, но Алжир и Фронт ПОЛИСАРИО отвергли то, что стало известно как План Бейкера I. В 2003 году План Бейкера II был отклонен Марокко и принят Алжиром и Фронтом ПОЛИСАРИО. [37] В июне 2004 года Джеймс Бейкер подал в отставку с поста посланника ООН в Западной Сахаре. [19]
В 2006 году Марокко представило план, согласно которому сахарский народ мог управлять собой, пока он находился под властью Марокко. Этот план был отклонен. [2]
ПОЛИСАРИО пригрозил прекратить прекращение огня, но без помощи Алжира он этого не сделал. [16] В конечном итоге прекращение огня было прекращено в 2020 году после того, как Марокко начало военную операцию возле Гергерата .
Критика
[ редактировать ]Сосредоточение внимания главным образом на самоопределении территории могло исключить другие возможные решения конфликта. Сэмюэл Дж. Спектор раскритиковал ООН «склонность игнорировать стратегический интерес Марокко к территории и историческим правам». [38] Анна Теофилопулу обсуждает, как Организация Объединенных Наций позволила каждой стороне подорвать и пустить этот процесс под откос, вместо того, чтобы «разработать и придерживаться стратегии, направленной на прямое преодоление трудностей в урегулировании этого конфликта». [39] Майкл Рубин , пишущий в «Журнале по вопросам международной безопасности» , считает, что марокканское правление народа Сахарви — лучший способ для региона оставаться стабильным, свободным от терроризма и обеспечить лучшее качество жизни . [5] Джейкоб А. Манди в своей статье в «Mediterranean Quarterly» в 2004 году описал, как, пытаясь избежать конфликта, подобного конфликту в Восточном Тиморе , Организация Объединенных Наций вместо этого создала условия для очень похожей ситуации. [6]
Хьюман Райтс Вотч писала в 1995 году, что обе стороны конфликта создавали препятствия в процессе выявления потенциальных избирателей для референдума. [18]
В докладе Конгрессу США за 2006 год Кэрол Мигдаловиц пишет, что без резолюции по плану урегулирования Западной Сахары дипломатические отношения между Марокко и Алжиром останутся напряженными. [40]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Беннис, Самир (15 апреля 2016 г.). «Западная Сахара: почему референдум был невозможен с первого дня» . Мировые новости Марокко . Проверено 20 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Винзор, Морган (8 октября 2015 г.). «Спор о территории Западной Сахары в Марокко: сахарцы все больше беспокоятся, поскольку на карту поставлен экономический капитал и мало надежды на решение» . ИБТ . Проверено 22 октября 2016 г. .
- ^ Теофилопулу 2006 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б Теофилопулу 2006 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б Рубин, Майкл (2015). «Почему Западная Сахара имеет значение» . Журнал по вопросам международной безопасности (28).
- ^ Jump up to: а б Манди, Джейкоб (2004). « «Вопрос решен»: ООН и Западная Сахара» . Средиземноморский ежеквартальный журнал . 15 (3): 130–148. дои : 10.1215/10474552-15-3-130 . S2CID 155043312 . Проверено 24 октября 2016 г. - через Project MUSE.
- ^ Jump up to: а б с «История МООНРЗС» . МООНРЗС: Миссия Организации Объединенных Наций по проведению референдума в Западной Сахаре . Объединенные Нации . Проверено 19 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Мейслер, Стэнли (7 марта 1992 г.). «Опасаются неудачи перемирия в Западной Сахаре: Организация Объединенных Наций: Малоизвестная миротворческая операция находится в беде в момент беспокойства по поводу стоимости таких программ» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 20 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Западная Сахара» . Глобальный политический форум . Проверено 22 октября 2016 г. .
- ^ Jump up to: а б с «Горькая марокко-алжирская ссора перед визитом короля» . Индекс-журнал . 13 ноября 2013 года . Проверено 19 октября 2016 г. - через Newspapers.com.
- ^ Jump up to: а б Мигдаловиц 2006 , с. 2.
- ^ Мерфи, Ким (9 ноября 1991 г.). «Марокканский трон оказывается под угрозой в ходе исторического голосования в Западной Сахаре: Северная Африка: ведется 16-летняя война за контроль над регионом» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 20 октября 2016 г.
- ^ Бамджи, Саалеха (7 октября 2011 г.). «Африка должна ввести санкции против Марокко» . Глобальный политический форум . Проверено 22 октября 2016 г. .
- ^ Шелли, Тоби (1 августа 2003 г.). «За планом Бейкера для Западной Сахары» . Отчет по Ближнему Востоку . Проверено 24 октября 2016 г.
- ^ Мигдаловиц 2006 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б с д Мигдаловиц 2006 , с. 5.
- ^ Jump up to: а б с Шелли 2004 , с. 135.
- ^ Jump up to: а б с д «Сохраняя это в секрете: Операция Организации Объединенных Наций в Западной Сахаре» . Хьюман Райтс Вотч . 7 (7). Октябрь 1995 года.
- ^ Jump up to: а б Теофилопулу, Анна (28 марта 2016 г.). «Ошибка Пана Пана в Западной Сахаре» . Внешняя политика в центре внимания . Проверено 17 октября 2016 г.
- ^ Руководство по внешней политике и правительству Марокко: стратегическая информация и события . Том. 1. Вашингтон, округ Колумбия: Международные деловые публикации. 2011. с. 109. ИСБН 978-0739760000 .
- ^ Zunes & Mundy 2010 , с. 188.
- ^ Jump up to: а б Ариев, Алексис (8 октября 2014 г.). «Западная Сахара» (PDF) . Исследовательская служба Конгресса . Проверено 24 октября 2016 г.
- ^ Шелли 2004 , с. 139.
- ^ Шелли 2004 , с. 136.
- ^ Шелли 2004 , с. 140.
- ^ Zunes & Mundy 2010 , с. 191.
- ^ Zunes & Mundy 2010 , с. 194.
- ^ Теофилопулу 2006 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б с Теофилопулу 2006 , с. 5.
- ^ Шелли 2004 , с. 142.
- ^ «Беженцы Западной Сахары надеются вернуться домой с новым мирным соглашением» . Индекс-журнал . 11 ноября 1997 года . Проверено 18 октября 2016 г. - через Newspapers.com.
- ^ Jump up to: а б Теофилопулу 2006 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б Теофилопулу 2006 , с. 7.
- ^ Jump up to: а б Кинг 2014 , с. 83.
- ^ Мигель, К. Руис (2005). «Долгий юридический и политический путь к плану Бейкера-2. Завершение сезона?» Мексиканский ежегодник международного права . 5 :461.
- ^ Русселье 2014 , с. 133.
- ^ Король 2014 , с. 84.
- ^ Беннис, Самир (28 апреля 2014 г.). «Пришло время ООН принять реалистичный подход к конфликту в Сахаре» . Мировые новости Марокко . Проверено 20 октября 2016 г.
- ^ Теофилопулу 2006 , с. 14.
- ^ Мигдаловиц 2006 , с. 6.
Источники
[ редактировать ]- Кинг, Стивен Дж. (2014). «Возникновение и политика Фронта ПОЛИСАРИО» . В Бухарсе, Ануар; Русселье, Жак (ред.). Перспективы Западной Сахары: мифы, национализм и геополитика . Нью-Йорк: Роуман и Литтлфилд. ISBN 9781442226852 .
- Мигдаловиц, Кэрол (29 сентября 2006 г.). Западная Сахара: Статус усилий по урегулированию (PDF) (Отчет). Отчет CRS для Конгресса. Архивировано (PDF) из оригинала 25 октября 2016 г. Проверено 24 октября 2016 г.
- Русселье, Жак (2014). «Развивающаяся роль Организации Объединенных Наций: невозможный двойной путь?» . В Бухарсе, Ануар; Русселье, Жак (ред.). Перспективы Западной Сахары: мифы, национализм и геополитика . Нью-Йорк: Роуман и Литтлфилд. ISBN 9781442226852 .
- Шелли, Тоби (2004). Финал в Западной Сахаре: какое будущее у последней колонии Африки? . Лондон: Зед Букс. ISBN 1842773402 .
- Теофилопулу, Анна (июль 2006 г.). «Организация Объединенных Наций и Западная Сахара: бесконечное дело» (PDF) . Специальный доклад Института мира США . 166 .
- Зунес, Стивен; Манди, Джейкоб (2010). Западная Сахара: война, национализм и разрешение конфликтов . Сиракьюс, Нью-Йорк: Издательство Сиракузского университета. ISBN 9780815632191 .