Предложение об урегулировании
1978 года Предложение об урегулировании в Намибии , разработанное Контактной группой западных государств , уполномочило Группу ООН по содействию переходному периоду (ЮНТАГ) в соответствии с резолюцией 435 Совета Безопасности ООН оказывать помощь Специальному представителю ООН, назначенному Генеральным секретарем ООН , «для обеспечения скорейшая независимость Намибии посредством свободных и справедливых выборов под надзором и контролем Организации Объединенных Наций ». [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]В 1978 году Совет Безопасности ООН согласился с основным принципом процесса независимости Намибии при содействии ООН. Но остались споры о том, какая группа будет определять независимость Намибии. На международном уровне разногласия по поводу Намибии происходили между, с одной стороны, Южной Африкой , «внутренними партиями» Намибии, Западной контактной группой (WCG), и, с другой стороны, СВАПО , Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций , неприсоединившимися государствами в Совет Безопасности и прифронтовые государства ( Танзания , Замбия , Ангола , Мозамбик , Ботсвана , Зимбабве - с момента обретения независимости в 1980 году - и Нигерия ).
Миссия ЮНТАГ Секретариата ООН должна была быть беспристрастной, хотя и ЮАР, и СВАПО обвинили ЮНТАГ в поддержке другой стороны. (Генеральная Ассамблея поддерживала СВАПО в течение многих лет финансово, включая строительство Института ООН по Намибии в Замбии , который был создан для обучения намибийских изгнанников и беженцев.
Базовая структура
[ редактировать ]Западная контактная группа посадила Южную Африку за стол переговоров и разработала три документа 1978 года, которые создали базовую основу мандата ЮНТАГ по установлению мира:
- Предложение WCG об урегулировании спора S/12636 от 10 апреля 1978 г.;
- доклад Генерального секретаря ООН от 29 августа 1978 г. (S/12827);
- Резолюция 435 Совета Безопасности ООН (S/RES/435).
Предложение об урегулировании призывало к свободным и справедливым выборам, чтобы проложить путь к переходу к независимости Намибии. Предложение включало мандат Генерального секретаря на назначение специального представителя, который «должен будет убедиться на каждом этапе в справедливости и уместности всех мер, влияющих на политический процесс на всех уровнях управления, прежде чем такие меры вступят в силу». Более того, специальный представитель может сам вносить предложения по любому аспекту политического процесса». Эта резолюция поставила Специального представителя в центр принятия всех решений. Финский дипломат Мартти Ахтисаари был выбран на эту должность в 1978 году, после его назначения комиссаром ООН по Намибии в 1977 году.
Предложение об урегулировании включало очень конкретный график проведения выборов с определенными задачами, которые должны были выполнить ООН, правительство Южной Африки и СВАПО. В результате выборов будет создано независимое Намибийское «Учредительное собрание» , которое разработает конституцию сразу после своего избрания, а затем будет управлять страной в рамках «Национальной ассамблеи».
В докладе UNS-G (S/12827) был устранен ряд неопределенностей, включая объединение гражданского и военного компонентов ЮНТАГ под руководством одного специального представителя. Но многие вопросы остались нерешенными.
Десять лет спустя
[ редактировать ]Нерешенные проблемы, хотя и потенциально препятствовали проведению операции, на самом деле помогли Специальному представителю определить миссию, основываясь на реалиях 1988 года, когда операция началась, а не 1978 года, когда первоначально разрабатывался проект соглашения. Комиссар ООН по Намибии Бернт Карлссон должен был стать специальным представителем после подписания Нью-Йоркских соглашений 22 декабря 1988 года, но погиб во время взрыва в Локерби 21 декабря 1988 года.
Поэтому бывший комиссар ООН Мартти Ахтисаари , который помог составить первоначальное предложение об урегулировании, был отозван с административной должности в штаб-квартире ООН и стал специальным представителем, чтобы «обеспечить скорейшую независимость Намибии посредством свободных и справедливых выборов под надзором и контролем». Организации Объединенных Наций ». [ 2 ]
Независимость
[ редактировать ]Свободные выборы в Намибии состоялись в ноябре 1989 года, на которых СВАПО получила 57% голосов, несмотря на попытки Претории склонить ее в пользу других партий. [ 3 ] К 9 февраля 1990 года Учредительное собрание разработало и приняло конституцию. День независимости 21 марта 1990 года посетили многочисленные международные представители, в том числе основные игроки, генеральный секретарь ООН Хавьер Перес де Куэльяр и президент Южной Африки Ф. В. де Клерк , которые совместно предоставили официальную независимость Намибии.
Сэм Нуйома был приведен к присяге как первый президент Намибии под наблюдением Нельсона Манделы (незадолго до этого вышедшего из тюрьмы) и представителей 147 стран, в том числе 20 глав государств. [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Оливер Рэмсботэм; Том Вудхаус; Хью Миалл (2005). Современное разрешение конфликтов: предотвращение, управление и трансформация смертоносных конфликтов . Политика . п. 188 . Проверено 17 января 2009 г.
Предложение по урегулированию Намибии.
- ^ Лиз Морже Ховард (2008). Миротворчество ООН в гражданских войнах . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-88138-8 . Проверено 17 января 2009 г.
- ↑ The Guardian , 26 июля 1991 г.
- ^ Хронология независимости Намибии