Операция Организации Объединенных Наций в Сомали I
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2008 г. ) |
![]() | |
Аббревиатура | ЗАПИСЬ Я |
---|---|
Формирование | апрель 1992 г. |
Тип | Миротворческая миссия |
Юридический статус | Завершенный |
Штаб-квартира | Могадишо , Сомали |
Специальный представитель Генерального секретаря (СПГС) Главный военный наблюдатель | ![]()
![]() |
Головная организация | Совет Безопасности ООН |
Веб-сайт | Официальный сайт на английском языке |
Операция Организации Объединенных Наций в Сомали I ( ЮНОСОМ I ) была первой частью усилий, спонсируемых Организацией Объединенных Наций (ООН), по предоставлению, облегчению и обеспечению гуманитарной помощи в Сомали, а также по наблюдению за первым прекращением огня при посредничестве ООН в Сомали. Военный конфликт начала 1990-х годов.
Операция была создана в апреле 1992 года и продолжалась до тех пор, пока в декабре 1992 года ее обязанности не взяла на себя миссия Объединенной оперативной группы (ЮНИТАФ). После роспуска ЮНИТАФ в мае 1993 года последующая миссия ООН в Сомали стала известна как ЮНОСОМ II .
Фон
[ редактировать ]Сомали расположена на Африканском Роге, у входа в Аденский залив и Красное море. Джибути на севере, Эфиопия на западе и Кения на юге обеспечивают границы с населением около 8,5 миллионов человек, более 98 процентов которых составляют сомалийцы, что придает стране необычайную этническую однородность. Более 45 процентов населения моложе 15 лет. Около 70 процентов сомалийцев — кочевники, которые путешествуют со своим стадом скота через Сомали, Кению и Эфиопию. Отсутствие четких границ способствует неразрешенным земельным спорам между Сомали и ее соседями.
После начала и эскалации гражданской войны в Сомали в 1991 году ООН и Организация африканского единства (ОАЕ) вмешались, сославшись на войну и голод. Из 10-миллионного населения Сомали более половины находились под серьезной угрозой голода и болезней, связанных с недоеданием, в основном в пострадавших от засухи сельских районах.
Еще 1,5 миллиона были оценены как имеющие умеренный риск недоедания. Триста тысяч человек погибли сразу в первые месяцы 1992 года, а еще 3 миллиона покинули страну в качестве беженцев. [ 1 ]
ООН занималась ситуацией в Сомали с начала 1991 года, когда началась гражданская война. Персонал ООН несколько раз выводился из страны во время спорадических вспышек насилия. Ряд резолюций Совета Безопасности (733, 746) и дипломатические визиты в конечном итоге помогли добиться прекращения огня между двумя ключевыми фракциями, подписанного в конце марта 1992 года. Этим усилиям способствовали другие международные организации, такие как Организация африканского единства, Лига арабских государств и Организация Исламская конференция .
Создание
[ редактировать ]
ООН, при активной поддержке всех лидеров повстанческих группировок, считала, что потребуются какие-то миротворческие силы для соблюдения режима прекращения огня и оказания помощи в усилиях по оказанию гуманитарной помощи совместно с другими агентствами по оказанию помощи и неправительственными организациями. К концу апреля 1992 года Совет Безопасности принял Резолюцию 751 .
Это предусматривало создание в Сомали сил безопасности из 50 военнослужащих ООН для наблюдения за соблюдением режима прекращения огня. Это подразделение будет известно как Операция Организации Объединенных Наций в Сомали (ЮНОСОМ), и оно существовало с согласия тех сторон, которые были представлены в соглашении о прекращении огня.
Резолюция также допускала расширение сил безопасности, первоначально предполагалось, что их число составит около 500 человек. Первая группа наблюдателей за прекращением огня прибыла в Могадишо в начале июля 1992 года.
Неэффективность
[ редактировать ]Несмотря на усилия ООН, на всей территории Сомали прекращение огня игнорировалось, боевые действия продолжались и продолжали нарастать, что подвергало операции по оказанию помощи большому риску. Главные стороны прекращения огня, генерал Мохамед Фарра Айдид и президент Али Махди Мухаммед , еще раз продемонстрировав сложные и непростые отношения между полевыми командирами , оказались трудными партнерами на переговорах и постоянно срывали попытки переместить миротворцев и припасы.
В августе 1992 года Совет Безопасности одобрил отправку в регион еще 3000 военнослужащих для защиты усилий по оказанию помощи. Однако большая часть этих войск так и не была отправлена.
В последнем квартале 1992 года ситуация в Сомали продолжала ухудшаться. Фракции в Сомали распадались на более мелкие фракции и снова распадались. Соглашения о распределении продовольствия с одной стороной были бесполезны, когда припасы приходилось доставлять через территорию другой.
Некоторые элементы активно выступали против вмешательства ЮНОСОМ. Войска подвергались обстрелу, корабли с гуманитарной помощью подвергались нападениям и им не давали причалить, грузовые самолеты подвергались обстрелу, а агентства по оказанию помощи, государственные и частные, подвергались угрозам, грабежам и вымогательствам. Тем временем сотни, если не тысячи бедствующих беженцев умирали от голода каждый день.
К ноябрю 1992 года генерал Мохамед Фарра Айдид обрел достаточно уверенность в себе, чтобы формально бросить вызов Совету Безопасности и потребовать вывода миротворцев, а также заявить о враждебных намерениях против любого дальнейшего развертывания сил ООН. [ 2 ]
Переход к ЮНИТАФ и ЮНОСОМ II
[ редактировать ]В ноябре 1992 года Соединенные Штаты Америки предложили создать многонациональные силы под своим собственным руководством для обеспечения гуманитарной операции. Это предложение было принято Советом Безопасности, и так называемой Объединенной оперативной группе ( ЮНИТАФ ) было разрешено использовать «все необходимые средства» для обеспечения защиты усилий по оказанию помощи.
Соответственно, Совет Безопасности приостановил любое дальнейшее существенное усиление ЮНОСОМ, поскольку дела ООН в Сомали были переданы ЮНИТАФ (также известному американцам как операция «Восстановление надежды »). Поскольку лишь немногие из 3000 с лишним военнослужащих, предусмотренных для ЮНОСОМ, были развернуты, Совет Безопасности оставил на «усмотрение Генерального секретаря» то, что следует делать с неудавшейся миссией. [ 3 ]
ЮНИТАФ состоял из сил из 24 разных стран, большая часть которых была предоставлена Соединенными Штатами. Вскоре ЮНИТАФ обеспечил операции по оказанию помощи, которые координировались и проводились ЮНОСОМ, который также пытался договориться о политическом прекращении конфликта. Действительно, хотя ЮНОСОМ и был заменен ЮНИТАФ, технически он все еще действовал и будет по-прежнему готов возобновить свои функции, когда ЮНИТАФ достигнет своих целей по созданию безопасных условий для гуманитарной помощи.
В начале 1993 года Генеральный секретарь созвал встречу, на которой 14 важных политических и повстанческих группировок Сомали согласились передать все свое оружие ЮНИТАФ и ЮНОСОМ, а на конференции по оказанию помощи в том же году доноры пообещали выделить более 130 миллионов долларов для оказания помощи в восстановлении. . Однако Сомали продолжала спотыкаться, и в марте ООН решила преобразовать миссию ЮНИТАФ в то, что стало известно как ЮНОСОМ II . Мандат ЮНОСОМ II предусматривал, что операция должна была обеспечить продолжение усилий по оказанию помощи и, что более важно, восстановить мир и восстановить сомалийское государство и экономику.
Статистика
[ редактировать ]
За несколько месяцев работы в составе ЮНОСОМ I служили 54 военных наблюдателя и 893 военнослужащих при поддержке международного гражданского и местного персонала. В ходе миссии погибло шесть человек. Странами, внесшими вклад, были: Австралия , Австрия , Бельгия , Канада , Чехия , Египет , Фиджи , Финляндия , Индонезия , Иордания , Марокко , Новая Зеландия , Норвегия, Пакистан, Ботсвана и Зимбабве. [ 4 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Организация Объединенных Наций, 2003 г., Операции Организации Объединенных Наций в Сомали (UNSOM 1). Предыстория (полный текст). Архивировано 10 января 2007 г., на Wayback Machine.
- ↑ Организация Объединенных Наций, 1992, Письмо Генерального секретаря от 11.09.24, адресованное Президенту Совета Безопасности.
- ↑ Организация Объединенных Наций, резолюция 794 (1992) Совета Безопасности, 24.04.92, пар. 3.
- ↑ Операция ООН в Сомали I: факты и цифры. Архивировано 19 сентября 2006 г., в Wayback Machine.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аллард, полковник Кеннет, Операции в Сомали: извлеченные уроки , издательство Национального университета обороны (1995).