Jump to content

Поселение Нанди

Поселение Нанди было историческим процессом, в ходе которого различные общины, составляющие сегодня народ Нанди в Кении, поселились в округе Нанди . В фольклоре нанди это отражено как отдельный процесс, состоящий из серии внутренних миграций членов различных Календжин ортинвеков .

Происхождение

[ редактировать ]

Согласно повествованию Календжина о происхождении, идентичность Нанди сформировалась в результате разделения того, что раньше было объединенной группой Кипсиги и Нанди. Некоторое время они жили в Ронгае недалеко от Накуру как единая группа, прежде чем были вынуждены разделиться из-за антагонистических факторов окружающей среды, в частности, засухи и вторжения масаи из Уасин Гишу. [ 1 ]

Традиции кипсиги, записанные Орчадсоном (1927), сходятся во мнении, что кипсиги и нанди были единой идентичностью вплоть до начала девятнадцатого века. Примерно в это же время они двинулись на юг через страну, оккупированную Масаи, «вероятно, нынешнюю страну Уасин Гишу», где они случайно были разделены надвое клином Масаи, которого Орчадсон записывает как «Уасин Гишу (Масаи), живущий в долине Кипчориат (Ньяндо)». ". [ 2 ] Однако в сообщениях Холлиса упоминается «ветвь под названием Л-осигелла или Сегелли, [которая] нашла убежище в долине Ньяндо, но была уничтожена Нанди и Лумбва... Именно от них Нанди получили свою систему правления путем знахари. [ 3 ]

Происхождение ортинвеков

[ редактировать ]

Однако рассказ Нанди о формировании племени демонстрирует более сложную модель расселения. Пришли календжинские ортинвеки , которые вторглись в территорию Нанди и заняли ее, став таким образом племенем Нанди;

Кипоис
Кипами
Кипкенда
Кипиген
Кипкоййтим (также частично из Элгона)
Талай, клан знахарей (частично также из Камасьи)
Тойой
Кипкокос
Кипсирджио
Мой
С соком
Киптопкей
Камвайкей
К
Кипаа
Кипасисо и Капчемури (Чемури)
Elgoni (Kony) [ 4 ]

Территория

[ редактировать ]

Урегулирование

[ редактировать ]

Традиционное повествование Нанди гласит, что первые поселенцы в их стране пришли из Элгона и образовали клан Кипои; имя, которое, возможно, означает «духи». Их возглавлял человек по имени Какипоч, основатель нандиской части Календжина, и, как говорят, они поселились в эмете (графстве) Алдай на юго-западе Нанди. Один из самых ранних Борориетов был назван в честь Какипоча, а место его могилы, до сих пор сохранившееся на холме Чепилат в Алдае, было отмечено пнем древнего оливкового дерева. Рассказывают, что его погребение было положено на бычью шкуру вместе с его имуществом и оставлено гиенам.

Исследования структуры расселения показывают, что первыми были заселены южные регионы. По состоянию на 1910 год это были эмет Алдая на западе и уже присоединенный эмет Сойина на востоке. Высказывалось предположение, что первыми пороросиками были Какипоч на Алдае и Тукен на Сойине. [ 5 ]

Примечательно, что ямы Сириква (известные нанди как мукованисиек) практически отсутствовали на территориях, где впервые были заселены, и присутствовали только на самом откосе Нанди . Однако в большом количестве они были обнаружены в северных регионах Нанди. [ 6 ]

Центральный эмотинвек

[ редактировать ]

Считается, что внутренние мигранты и общий рост населения привели к расширению растущей идентичности на север в восемнадцатом веке. Считается, что в этот период были заселены и созданы эмотинвеки Чесуме, Эмгвен и Масоп. В этот период также было бы создано больше пороросиков. [ 7 ]

Северный эмотинвек

[ редактировать ]

Окончательное расширение произошло в середине девятнадцатого века, когда Нанди отобрали плато Уайн Гишу у Уасин Гишу .

Однако традиции, содержащиеся в сказании о Тапкенди , похоже, указывают на то, что плато ранее принадлежало Нанди и что топонимы Нанди были заменены именами масаи. Это, как уже отмечалось, дополнительно подтверждается некоторыми «топонимами масаев в восточной части Нанди, которые указывают на то, что масаи временно владели полосой Нанди шириной примерно пять миль», к ним относятся Ндалат, Лолкерингети, Ндуэле и Ол-Лесос, которые были в начале девятнадцатого века использовались нанди как названия коретов (районов). [ 8 ]

Начало 19 века

[ редактировать ]

Традиции кипсиги, подобные тем, которые записаны Орчадсоном (1927), утверждают, что в то время, когда кипсиги и нанди были единой идентичностью, они двинулись на юг через страну, оккупированную «масаи». Орчадсон отмечает, что это «вероятно, нынешняя страна Уасин Гишу». Здесь они случайно были разделены на две части клином масаи, которого Орчадсон записывает как «Уасин Гишу (Масаи), живущего в долине Кипчориат (Ньяндо)». [ 9 ] Однако в сообщениях Холлиса упоминается «ветвь под названием Л-осигелла или Сегелли, [которая] нашла убежище в долине Ньяндо, но была уничтожена Нанди и Лумбва... Именно от них Нанди получили свою систему правления путем знахари. [ 10 ]

Это совпадает с традициями масаи, в которых отмечается, что лоосекелаи (которые связаны с сигерами, т.е. сигераями) подверглись нападению со стороны союза общин Уасин Гишу и Сирия . [ 11 ]

Не указана дата перелома Кипсигиса и Нанди, которая была бы одновременной с датами установления этих идентичностей. Однако Доббс (1910) сделал записи о возрасте инициации люмбва. Он отметил, что самой старой возрастной группой, о которой он мог получить записи, были майна, которые были инициированы примерно в 1856 году. Ни один из представителей этой возрастной группы или следующих не был жив в то время. Он отметил, что самым старым опрошенным и самым старым людям Лумва в то время было от 64 до 67 лет. Он отметил, что они были инициированы в 1866 году, когда им было от двенадцати до пятнадцати лет.

Несмотря на то, что самые старые опрошенные были живы во время посвящений Майны, Доббс отмечает, что «хотя я провел самые тщательные расследования, я не смог ничего узнать о каком-либо возрасте обрезания до «Майны» (1856 г.)». [ 12 ]

Происхождение Элгона и Лумбвы

[ редактировать ]

Химическая идентичность

[ редактировать ]

Считается, что идентичность Нанди (или более раннего Чемвала) сформировалась, когда Какипоч поселился с поселенцами из Элгона в Нанди. Традиция гласит, что к клану Кипои позже присоединились люди из Лумбвы. [ 13 ] Судя по повествованию о происхождении Календжина, особая идентичность Чемвала (предшествовавшая Нанди), по-видимому, сформировалась, когда разделились секции Нанди и Лумбва. Сообщается, что им удалось избежать множества факторов, в частности засухи и нападения Уасин Гишу Масаи. [ 14 ] Кипсиги двинулись на юг, поселившись вокруг Керичо , а нанди продолжили свой путь на запад и поселились в Алдае. [ 15 ] Таким образом, обе традиции сходятся во мнении, что кланы происхождения Элгон и Лумбва являются движущей силой дифференцированной идентичности Чемвала.

Об этих кланах были зафиксированы некоторые особенности, которые могут указывать на обстоятельства расселения. Например, кипои не разрешалось строить свои дома вдоль дороги, что указывает на прежнюю модель расселения, где могло быть наоборот, и общее отступление от доступных мест. [ 16 ] И то, и другое, как известно, имело место, учитывая социальный климат того времени.

Однако особенности, зафиксированные в отношении кипамви, указывают на то, что они могли быть предками этого региона. Предыдущей территорией проживания кипамви были горы Элгон, Сотик и Косова (два последних лесных региона в прежние времена). Кроме того, кипамви на рубеже девятнадцатого века были «великими охотниками и (жили) в основном охотой», им также не разрешалось сажать просо, и они не могли «каким-либо образом взаимодействовать с кузнецами», им «даже» не разрешалось «строить свои хижины поблизости от кузнецов, покупать оружие прямо у них или позволять своим козам встречать на дороге коз, принадлежащих кузнецам». [ 17 ]

Происхождение Элгона и Эльгейо

[ редактировать ]

около 1830 г. Отступление из Элгона

[ редактировать ]

Оккупированная Нанди территория ранее простиралась на север до истоков реки Нзойя, то есть горы Элгон, территории, которая была оккупирована Нанди еще в середине 19 века. Карамоджонг дважды совершал набег на северные районы Нанди, прежде чем Нанди совершили против них большой набег на холм Чу, недалеко от слияния рек Каньянгаренг и Турквель. Клан Масинко из Карамоджонга, пасшийся здесь, контратаковал и успешно отбил налетчиков Нанди.

В ответ на набег Нанди Каримоджонг организовал мощные силы, чтобы разбить Нанди, ближайший к водоразделу Турквель-Нзоя, но экспедиция вернулась и сообщила, что Нанди отошли слишком далеко на юг. С тех пор Нанди не беспокоили Карамоджонгов, и водораздел Турквель-Нзоя стал нейтральной землей. [ 18 ]

Некоторые общие особенности тех кланов, которые взаимодействовали с Карамоджонгом, имели сходство. Например, этим кланам обычно запрещалось проникать в прежние южные зоны влияния. Сокому, например, было запрещено селиться в Кавирондо или Лумбве, моим не разрешалось совершать набеги на Камасию или Кавирондо, а камвайке было запрещено селиться в Ньянгори. [ 19 ]

Сегелай Масаи

[ редактировать ]

Около 1830 г. Уасин Гишу - Сигерская война

[ редактировать ]

Традиции, зафиксированные Орчадсоном, датируют контакты с населением долины Кипчориат примерно тем же временем, что и формирование идентичности Нанди. Традиции, собранные Доббсом, датируют это началом XIX века. Это согласуется с современным пониманием Оркойнотета , возникновение которого среди нанди датируется началом 19 века.

Кланы, которые взаимодействовали с Сигерами, имели много общего с кланами Нанди того периода. Талай, например, не разрешили селиться в Ньянгори или Камасии. Оркойнотету были предоставлены особые привилегии, возможно, с момента его создания или в течение столетия. В их число входили такие права, как право держать ослов — домашнего животного обширных северных округов. Это право было запрещено другим кланам, включая кузнецов Уасин Гишу, которые в последующие десятилетия приходили на ослах. Холлис также отметил тот факт, что жены оркойетов «не могут работать, все их домашние обязанности выполняют слуги, называемые отуагик». Однако эти привилегии в основном принадлежали носителю этой должности и не распространялись на клан, хотя все дети клана Талай носили особое ожерелье из тыкв, известное как септук. [ 20 ]

около 1850 г.

[ редактировать ]

Происхождение Лумбвы

[ редактировать ]

Второй поток кланов Лумбва состоял из Тунго, Кипаа, Кипасисо и Капчемури (Чемури), а также Элгони (Кони). [ 21 ]

Определенные особенности, зафиксированные в этих кланах, могут указывать на навыки, которые они принесли с собой. Например, к концу 19-го и началу 20-го веков кипасисо пользовались большим спросом, и их «занимали воздвигать коросиотские палки на свадьбах». Таким образом, этот клан считался и, возможно, обладал некоторой формой знаний о свадебных ритуалах. В то же время тунго «пользовались большим уважением, и один из них избирался судьей или арбитром во всех спорах». Таким образом, этот клан мог восприниматься или проявлять характеристики трезвого мышления или, возможно, предшествующего знания более высокого (т.е. в отношении воспринимаемой справедливости) набора законов. [ 22 ]

Элгонское происхождение

[ редактировать ]
  1. ^ Чесаина, К. Устная литература Календжина. Heinmann Kenya Ltd, 1991, с. 1
  2. ^ Орчадсон, IQ (1927). Происхождение масаи (Критика трактата Кардейла Лака) . Найроби: Восточноафриканское общество естествознания. п. 20 .
  3. ^ Попечители музеев Кении (1910 г.). Журнал Общества естественной истории Восточной Африки и Уганды . Лондон: Общество естественной истории Восточной Африки и Уганды. п. 6 .
  4. ^ Хантингфорд, GWB (26 октября 2018 г.). «Заметки об истории Нанди до 1850 года» . Восточноафриканское общество естествознания - через Интернет-архив.
  5. ^ Попечители музеев Кении (1910 г.). Журнал Общества естественной истории Восточной Африки и Уганды . Лондон: Общество естественной истории Восточной Африки и Уганды. п. 7 .
  6. ^ Попечители музеев Кении (1910 г.). Журнал Общества естественной истории Восточной Африки и Уганды . Лондон: Общество естественной истории Восточной Африки и Уганды. п. 7 .
  7. ^ Попечители музеев Кении (1910 г.). Журнал Общества естественной истории Восточной Африки и Уганды . Лондон: Общество естественной истории Восточной Африки и Уганды. п. 7 .
  8. ^ Попечители музеев Кении (1910 г.). Журнал Общества естественной истории Восточной Африки и Уганды . Лондон: Общество естественной истории Восточной Африки и Уганды. п. 7 .
  9. ^ Орчадсон, IQ (1927). Происхождение масаи (Критика трактата Кардейла Лака) . Найроби: Восточноафриканское общество естествознания. п. 20 .
  10. ^ Попечители музеев Кении (1910 г.). Журнал Общества естественной истории Восточной Африки и Уганды . Лондон: Общество естественной истории Восточной Африки и Уганды. п. 6 .
  11. ^ Дженнингс, Кристиан (2005). «1» (PDF) . Рассеяние Восточной Африки: пересмотр идентичности и истории Паракуйо, ок. 1830-1926 (доктор философии). Техасский университет в Остине. п. 98 . Проверено 21 августа 2019 г.
  12. ^ Доббс, CM (1910). «Обрезание Лумбва старит» . Журнал Общества естественной истории Восточной Африки и Уганды . 16 :55–56 . Проверено 5 сентября 2019 г.
  13. ^ Холлис, AC (1909). Нанди – их язык и фольклор . Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 5. ISBN  978-1-4446-0515-0 .
  14. ^ Чесаина, К. Устная литература Календжина. Heinmann Kenya Ltd, 1991, с. 1
  15. ^ Чесаина, К. Устная литература Календжина. Heinmann Kenya Ltd, 1991, с. 30
  16. ^ Чесаина, К. Устная литература Календжина. Heinmann Kenya Ltd, 1991, с. 8
  17. ^ Холлис, AC (1909). Нанди – их язык и фольклор . Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 8. ISBN  978-1-4446-0515-0 .
  18. ^ Терпин, К., Оккупация района реки Турквель племенем Карамоджонг, The Uganda Journal, 1916 г. , онлайн.
  19. ^ Холлис, AC (1909). Нанди – их язык и фольклор . Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 8. ISBN  978-1-4446-0515-0 .
  20. ^ Холлис, AC (1909). Нанди – их язык и фольклор . Оксфорд: Кларендон Пресс. стр. 8–10. ISBN  978-1-4446-0515-0 .
  21. ^ Хантингфорд, GWB (26 октября 2018 г.). «Заметки об истории Нанди до 1850 года» . Восточноафриканское общество естествознания - через Интернет-архив.
  22. ^ Холлис, AC (1909). Нанди – их язык и фольклор . Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 11. ISBN  9781444605150 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d61f38c99b3957b14821549e01e3656a__1713563400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d6/6a/d61f38c99b3957b14821549e01e3656a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Settlement of Nandi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)