Ниалик
Ньялик – верховный бог-творец пантеона динка которого , народ сейчас проживает в Южном Судане . [ 1 ] [ 2 ] При использовании в контексте языка динка этот термин также может относиться ко всем богам пантеона динка. [ 3 ] В некоторых источниках Ниалик также известен как Дэн Дит . [ 1 ]
Представительство
[ редактировать ]Как отдельная сущность, Ньялик — верховный бог-творец, обитающий в небесах . Ньялик упоминается как мужской, хотя физических проявлений он не имеет. [ 3 ] [ 4 ] Ньялик создал первых людей, а также вселенную и все, что в ней. В повседневной жизни народа динка природные явления , появляющиеся с неба, такие как дождь и гром , считаются признаком присутствия Ньялика на земле . [ 2 ] Ньялик считается лидером пантеона динка, однако в то же время термин «Ниалик» часто используется для описания влияния пантеона динка в целом. [ 5 ]
Семья
[ редактировать ]По словам Роберта Тордиффа Джонстона (1934), многие боги и богини пантеона динка считаются потомками Ньялика, наиболее примечательными из которых являются следующие:
- Аюм, богиня ветра . Ее часто называют силой, которая не дает дождю идти. [ 1 ]
- Алвет, богиня дождя. [ 1 ]
- Только. [ 1 ]
- Ньянгол, [ 1 ] также известная как Ньянвол или Ньянкар, женщина-богиня. [ 5 ]
- Герранг, [ 1 ] также известный как Гаранг. [ 5 ] Джонстон (1934) описал его как злобного бога, который часто побуждает людей совершать грехи. [ 1 ] в то время как Линхардт (1961) изображает его как божество-целитель, хотя Линхардт также подтверждает, что народ динка склонен приписывать Геррангу несчастья. [ 5 ]
- Аяк, аналог Аюма, [ 1 ] женская богиня. [ 5 ]
Версия Джонстона немного отличается от версии Годфри Линхардта (1961), который считает семейную интерпретацию между членами пантеона динка в значительной степени произвольной, когда она используется людьми западного динка. В то же время, однако, он обнаружил, что некоторые племена динка, живущие к востоку от реки Нил, изображали Герранга как сына Ньялика, а Денга - как сына Герранга. [ 5 ]
Мифы
[ редактировать ]Создание первых людей
[ редактировать ]Говорят, что Ниалик создал первых людей из глины; первый мужчина, Гаранг (отличный от божества Герранга), и Абук , первая женщина. Первоначально они были миниатюрной формой современных людей, пока Ниалик не поместил их в горшки и не оставил на некоторое время. Когда они вышли из горшков, они стали взрослыми людьми. [ 5 ]
Происхождение смерти
[ редактировать ]Во всех племенах динка принято считать, что небеса, представленные небом, и земля раньше были соединены веревкой. Однако эта связь была прервана из-за действий первых людей, Гаранга и Абука. Чтобы прокормить себя, Ньялик велел Гарангу и Абуку каждый день растирать определенное количество зерна. Им не разрешалось превышать это количество, так как в противном случае толченые зерна будут брошены в сторону Ниалика. [ 3 ] [ 5 ]
Однажды Абук, движимый своей жадностью, решил истолочь больше зерен, чем ей было велено. Как и предупреждал Ньялик, эти зерна в конечном итоге попали ему в лицо, на что он обиделся. В ответ Ньялик послал синюю птицу перерезать веревку, соединяющую небо и землю. С тех пор люди стали смертными и должны были постоянно кормить себя, чтобы выжить. [ 3 ] [ 5 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Джонстон, RT (1934). «Религиозные и духовные верования бор-динка» . Суданские заметки и записи . 17 (1): 124–128. ISSN 0375-2984 . JSTOR 41716073 .
- ^ Jump up to: а б «Энциклопедия африканской религии» . SAGE Publications Inc. 22 марта 2021 г. Проверено 23 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Линч, Патрисия Энн; Робертс, Джереми (2010). Африканская мифология от А до Я. Издательство информационной базы. ISBN 978-1-4381-3133-7 .
- ^ Пендл, Наоми Р. (9 января 2018 г.). « Из мертвых можно только пить»: переработка идей мести среди западных динка, Южный Судан» . Африка . 88 (1): 99–121. дои : 10.1017/S0001972017000584 . ISSN 0001-9720 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Линхардт, Годфри (1 января 1961 г.). Божественность и опыт: Религия динка: Религия динка . Издательство Оксфордского университета, Великобритания. ISBN 978-0-19-159185-3 .