Jump to content

История народа календжинов

Люди календжин - это этнолингвистическая группа, коренная в Восточной Африке, с присутствием, датированным археологией и лингвистикой, которая насчитывает много веков. Поэтому их история глубоко переплетается с историями их соседних общин, а также с историями Кении , Уганды , Танзании , Южного Судана и Эфиопии .

Происхождение

[ редактировать ]

Генетические исследования популяций, говорящих на Нило-Сахаране , в общем согласии с археологическими данными и лингвистическими исследованиями, которые утверждают о родине Нило-Сахары в Восточном до 6000 г. до н . Судане и на юго -восток в Кении и Танзании . [ 1 ]

Лингвист Роджер Бленч предположил, что языки нило-сахары и языки Нигера-Конго могут быть ветвями той же макро-языковой семьи. [ 2 ] [ 3 ] Более ранние предложения вдоль этой линии были сделаны линггаром Эдгаром Грегерсеном в 1972 году. [ 4 ] Однако эти предложения не достигли лингвистического консенсуса, и эта связь предполагает, что все языки нило-сахары фактически связаны в одной семье, которая не была окончательно установлена.

Лингвист Кристофер Эрет выступил с тем, что прото-нилотичный язык говорил третьим тысячелетием до н.э. [ 5 ] Он ссылается на восточный средний бассейн Нила к югу от реки Аббай в качестве предполагаемого Урхеймата спикеров этого языка, то есть к юго-востоку от современного Хартума. [ 6 ]

Начиная со второго тысячелетия до нашей эры , особые нилотические общины начали двигаться на юг в Дальний Южный Судан , где большинство поселились. Тем не менее, сегодня общества называют южными нилотами, которые продвинулись дальше, достигая того, что является современной северо-восточной Угандой на 1000 г. до н.э. [ 6 ]

Самый ранний район в регионе Великих озер , который расположен в живых южными нилотическими ораторами, заключается в современной стране Цзи и Додот в Уганде. [ 7 ]

Раннее присутствие в Восточной Африке

[ редактировать ]
Области, где говорят нилотические языки

Эрет постулирует, что от 1000 до 700 г. до н.э., южные нилотические общины, которые держали домашнее акционер и, возможно, культивировали сорго и проса пальцев, жили рядом с восточным типовым говорящим сообществом, с которым они имели значительное культурное взаимодействие. Общее расположение этой точки культурного обмена было где -то рядом с общей границей между Суданом, Угандой, Кении и Эфиопией.

Это соответствует ряду исторических повествований из различных суб-племен Календзин, которые указывают на Tulwetab/Tuluop Kony ( гора Эльгон ) в качестве первоначальной точки поселения в Кении.

Существуют также рассказы от Календзинских общин, в частности, Sebeii, живущих недалеко от горы Элгона, которые указывают на Конг'асис (Восток) и, в частности, на холмы Черангани, как их первоначальные родины в Кении. [ 8 ]

Влияние культурного обмена, которое произошло вокруг региона горы Эльгона, было наиболее заметным в заимствованных ссудных словах, принятии практики обрезания и циклической системой организации по возрасту . [ 9 ]

Бусы и подвески, образующие это c. 3000-летняя цепь шеи является культурой Elmenteitan и была среди находок в пещере реки Ньоро.

Прибытие южных нилотов на Восточноафриканскую археологическую сцену коррелирует с появлением доисторической литовой промышленности и традиции глиняной посуды, называемой культурой Эльментеита . [ 10 ] Носители культуры Elmenteitan разработали четкую схему землепользования, охоты и скотоводства на западных равнинах Кении во время восточноафриканской скотоводства . Его самый ранний записанный вид датируется девятым веком до нашей эры (то есть с 900 по 801 г. до н.э.). [ 11 ]

Считается, что примерно в пятом и шестом веках до н.э. носители южных нилотических языков разделились на два основных подразделения: прото-календжин и прото-дадуга. Первый сформировался среди тех, кто проживает к северу от хребта Мау, в то время как последний сформировался среди участков, которые переехали на равнины Мара и Лоита к югу от Западного нагорья. [ 12 ]

В то время как несколько крупномасштабных раскопок были проведены на участках за пределами центрального рифта, региональные обследования показывают, что население было намного плотнее в южном нагорье в течение этого времени. [ 13 ]

Датуга . была специализированными скотоводами в значительном масштабе, распространяя свои поселения на запад после 400 г. до н.э. на равнинах Мара и вплоть до юго -восточного озера Ньянза Их присутствие на равнинах Мара и Лоита будет продолжаться до семнадцатого века нашей эры, когда Масаи поехали на юг во время войн в Ил-Татуа. [ 14 ]

Археологические и лингвистические данные указывают на значительные различия в образе жизни между культурой Эльментеита и пастырскими неолитическими культурами саванны, которые предшествовали им в Кении.

Литическая промышленность

[ редактировать ]
Шлифовальные камни, пестики и топоры восточноафриканской пастырской неолиты

Как для общества, производящих Elmenteitan, так и для производителей SPN, обсидиан был доминирующим источником литического сырья для производства инструментов, хотя иногда использовались альтернативы более низкого качества. Обсидиан был получен в двух отдельных точках, когда культура Эльментеита поставляла свой обсидиан из обнажения зеленого обсидиана на северо -восточном склоне горы Эбуру . [ 15 ]

Социальная организация

[ редактировать ]

Южные нилоты этого времени, как и некоторые из их соседей, практиковали обрезание обоих полов, хотя значительные различия на практике различаются через лингвистику. В отличие от южных атмосферов и в некоторой степени, как ранний банту, они инициировали обрезанных мужчин на возрастные настройки. Возрастные наборы, однако, сильно отличались от того, что у банту того времени они сформировали велосипедную систему, которая в ее ранней форме включала как возрастные, так и компонент поколений. Считается, что восемь возрастных наборов в системе были сгруппированы до двух поколений, каждый из которых включал четыре из наборов. В рамках системы человек и его сын будут принадлежать к возрастным наборам, которые были альтернативными поколениями.

Наряду с возрастными наборами была система возрастного уровня, которая была упрощена до двухуровневой системы на ранних стадиях эры Сириквы. К тому времени молодой человек, когда инициировал, присоединится к возрастному набору, одновременно присоединившись к первому возрастному классу, известному как Мурен . В то же время его отец присоединится к старшему возрасту, известному как Пейян . Предполагается, хотя, но все же недоказанное, что возрастная система южного нилотического периода включала четыре пары возрастных классов, чтобы соответствовать четырем стадиям каждого поколения в системе возрастных наборов. Полная сложность этой системы по-разному будет распадаться в сообществах потомков, а Календжин сохранит возрастные настройки и потерю возрастные классы, в то время как Датуга снизила возрастные настройки и сохранила возрастные ракости в качестве центрального для социальной сплоченности. [ 14 ]

Захоронения

[ редактировать ]

Южные нилотические динамики кремировали своих покойных в пещерах, как в пещере реки Ньоро, пещеры Крингет и, возможно, Эгертонские пещеры, очень не похожие на южных кушитских ораторов, которые похоронили своих мертвых в Кэрнсе . Оба, однако, имели аналогичные могилы, которые обычно включали каменные миски, пестики и палитры. [ 16 ] [ 17 ]

Пастырский железный век

[ редактировать ]

Ранний железный век

[ редактировать ]

Лингвистические исследования указывают на отдельное и значительное взаимодействие между южными нилотическими ораторами и общинами, говорящими на Банту. Доказательства слов показывают, что в этом взаимодействии была высоко гендерная миграция из общин, говорящих на Банту в южные нилотизирующие районы, в течение периода, ок. 500-800 г. н.э., с женщинами Лухья, являющиеся мигрантами.

Доказательства этого заключаются в словах, которые прошли из языка Банту в южный нилотический язык в этот период. В отличие от широкого разнообразия заимствованных слов Календзин в Лухья, все, кроме одного из слов, которые были приняты из Лухья, связаны с выращиванием и кулинарной пищи, которые традиционно были обязанности женщин в древнем обществе Лухья.

Было высказано предположение, что социальное институт брака привел к избранной миграции. В этом, в то время как южные нилотические, говорящие по пасторалистам, сжимали брак за счет уплаты скота и другого скота семье жениха в семье потенциальной невесты, банту 1500-2000 лет назад вероятный брак через невесту , в результате чего проспективная жениха будет работать в Домохозяйство потенциальной невесты в течение определенного периода времени. Таким образом, эта договоренность послужила для того, чтобы сделать мужчин мигрантами в отличие от оплаты цены невесты , которая делала женщин мигрантами.

Безжание женщин -лохьи мужчинам Календзине принесло бы преимущества мужчинам обоих обществ в то время, с тех пор, как для Календжина женщины Лухья внесли бы расширение сельскохозяйственного разнообразия и продуктивности в усадьбу. С другой стороны, отец Лухья, женившись на своей дочери с человеком Календзени, мог увеличить свое собственное богатство и положение в обществе Лухья. В долгосрочной перспективе такие отношения, увеличивая мужское богатство у крупного рогатого скота, несомненно, помогли создать новый обычный баланс между авторитетом мужчин и женщин и статусом в обществе Лухья. Эти общества сегодня патрилинеальны в отличие от древних людей Лухья, которые, по -видимому, были матрилинейными. [ 18 ]

Поздний железный век

[ редактировать ]

Из археологической записи постулируется, что появление и раннее развитие культуры Сириква произошли в Центральной Рифт -Вэлли, то есть Rongai/Hyrax Hill, не позднее 12 века нашей эры [ 19 ] Между этим периодом и около 17 -го века IE до расширения Loikop -Sirikwa стала впервые передовой формой пастырского управления. Они не были первой культурой для стада крупного рогатого скота, коз и овец на высоких лугах; Это произошло не менее двух тысяч лет назад. Достижение культуры Сириквы, где -то после 1000AD было введение более эффективной эксплуатации пышных пастбищ за счет меньшего внимания говядине и многое другое на производство молочных продуктов. Для этой цели они усовершенствовали небольшую породу крупного рогатого скота Zebu - то, что по сути известно теперь известна как порода масаи - чья урожайность молока, хотя и скромный объем, богат качеством. С стадами достаточного размера и подвижности, в сочетании с овец и коз для обычного снабжения мяса, носители культуры Сириквы стали эффективным способом использования неизвестных трактов высоких пастбищ. [ 20 ] Это инновация, вероятно, позволила расширить, как это подтверждено археологически, из центральной рифтовой долины до западного нагорья, региона горы Эльгона и, возможно, в Уганду. [ 19 ]

В течение нескольких веков носителями культуры Сириквы станет доминирующей популяцией западных горных мест Кении. В большой степени их территории покрывали высокогорь от лесов Чепалунгу и Мау на север до холмов Черангани и горы Элгон. Была также юго-восточная проекция, по крайней мере, в раннем периоде, на возвышенные рифтовые луга Накуру, которая была навсегда захвачена масаи, вероятно, не позднее семнадцатого века. Здесь имена Kalenjin Place, кажется, были заменены в основном по именам масаи [ 21 ] Примечательно, что гора Сусва (Календжин - место травы), которая была в процессе приобретения своего имени Масаи, Ол -Дойо Наньяки, Красная гора в период европейского исследования. [ 22 ]

Археологические данные указывают на очень сидячий образ жизни и культурную приверженность закрытой оборонительной системе как для сообщества, так и для их скота в период Сириква. Семейные усадьбы содержали небольшие отдельные семейные сток, сложные воротные точки и часовые очки и дома, с которыми сталкиваются усадьба; Методы обороны, в основном предназначенные для доказательства от отдельных воров или небольших групп румлеров, надеющихся добиться успеха в соответствии со Стелс. [ 23 ] Ссылки с внешними торговыми сетями обозначены караванскими маршрутами с побережья Суахили, которые привели или прорезали территории носителей культуры Сириква. [ 24 ]

До 19 века

[ редактировать ]

Торт устных традиций из различных восточноафриканских общин указывает на наличие как минимум четырех значительных групп населения, говорящих на календзине, присутствующих до 19-го века. Устная история Меру описывает прибытие своих предков на гору Кении , где они взаимодействовали с общиной, называемой Лумбвой . Лумбва занимала нижние границы горы Кении, хотя степень их территории в настоящее время неясно. [ 25 ] Северо-восток этого сообщества, через рифт-долину , сообщество, известное как Чок (позже Сук), занимало отрыв Элгео. Устная история Pokot описывает их образ жизни, как у Siger (или Sengwer) , сообщества, которое, по -видимому, жило в связи с Chok. Название Сигер использовалось Карамоджонгом и возникло из отличительного украшения каури ракушки, предпочитаемого этим сообществом. Область, занятая Секкером, протянутая между горой Элгон и современным Уазином Гишу, а также в ряде окружающих округов. [ 26 ] Дальний Запад, сообщество, известное как Малири, заняла нынешнюю Цзи и Додот страну в Уганде. Карамоджонг . выбросит их из этого региона в течение столетия, и их традиции описывают эти встречи с Малири Прибытие в район последнего сообщества считается некоторыми в регионе от шести до восьми веков назад. [ 27 ]

Ограничивающими эти общины были двумя отдельными общинами, чьи взаимодействия и общины, говорящие на календзине, приведут к заметным культурным изменениям. Малири в Уганде был соседен Карамоджонгом, сообществом железного века, который практиковал пастырский образ жизни. [ 28 ] К северу от Секкера и Чок были Oropom (Orupoi) , позднее неолитическое общество, чья обширная территория, как говорят, растянулась по всей Туркане и окружающему региону, а также в Уганде и Судане. Уилсон (1970), который собирал традиции, касающиеся OROPOM, отметил, что корпус устной литературы предположил, что в его хвостовой части общество «стало эффилью, после долгого времени наслаждались плодами высокоэффективной культуры». [ 29 ]

К концу 18-го века и в течение 19-го века серия засух, мусор в саранчке, эпидемии быстрое преемственность субконтинентальной эпизоотики и в последние десятилетия 19-го века на этих общинах повлияла на . Есть ранняя запись о великой засухе Лапараната C.1785, которая повлияла на Карамаджонг. [ 30 ] Тем не менее, для общин, проживающих в том, что является современной Кении, многие повествования о бедствии связаны с началом айоята , острой метеорологической засухи , которая повлияла на большую часть Восточной и Южной Африки в начале девятнадцатого века.

Записи Нила показывают, что три десятилетия, начиная с 1800 года, были отмечены низкими уровнями осадков в регионах к югу от Сахары. Восточноафриканские устные повествования и несколько письменных записей указывают на пиковую засушливость в 1830 -х годах, что приводит к зарегистрированным случаям голода в 1829 и 1835 годах в Эфиопии и 1836 году в Кении. Среди общин Кенийской Рифт -Вэлли в этот засушливой период и последующие серии событий были названы Мутаи . [ 31 ]

Особенностью Мутаи стало усиление конфликта между соседними общинами, наиболее отмеченной из них были войны в Илоикопе . Ранее конфликты, предшествующие войнам в Илоикопе, по -видимому, вызвали давление, которое привело к этому периоду конфликта. Фон Хённел (1894) и Lamphear (1988) записали повествования о конфликте между Турканой и Буркиней или, по крайней мере, разделом, напоминающим как Сампур, которые, по -видимому, были вызваны даже более ранними демографическими давлением.

Турка - конфликт Burkineji

[ редактировать ]
Cheptaleel's Prayer.jpg
Многие повествования о фундаменте, такие как повествование о Чепталеле , которые связывают события этого периода, связывают время с крайней засушливой зависимостью

Повествования Туркана, записанные Lamphear (1988), дают широкую перспективу прелюдии к конфликту между Турканой и сообществом, которую он называет KOR, название, которым Туркана все еще называют Самбуру в наши дни.

К концу посвящений Паладжама развивающиеся общины Туркана испытывали сильное экологическое давление. Позади них, вверх по откосу в Карамодже, другие общества Evolvig Ateker, такие как Karimojong и Dodos, занимали все доступные пастбищные земли. Поэтому лагеря для крупного рогатого скота Туркана начали толкать дальше вниз по тараш, который пробежал на север под предгорьями массива Moru Assiger справа и откором слева от них. Когда они продвинулись, Туркана пришла понять, что они не одиноки в этой новой земле. В ночные пожары можно было увидеть, как мерцание на склонах близлежащих гор, в том числе гору Пелеки, который вырисовывался на расстоянии непосредственно перед ними ...

- Джон Лампхир, 1988 [ 32 ]

Lamphear отмечает, что традиции Тукана утверждают, что мечтатель среди них видел странных животных, живущих с людьми на холмах. Таким образом, воины Турканы были отправлены вперед, чтобы захватить одну из этих странных зверей, которые, по словам мечтателя, выглядели «как жирафы, но с горбами на спине». Поэтому молодые люди пошли и захватили одну из этих зверей - первых верблюдов, которые видела Туркана. Владельцы странных зверей, похоже, также поразили Туркану как странную. Туркана рассматривала их как «красных» людей, отчасти из -за их более легкой кожи и отчасти потому, что они ошеломили свои волосы и тела красноватой глиной. Таким образом, они дали им имя «Кор». Lamphear утверждает, что традиции Turkana согласны с тем, что KOR был очень многочисленным и жил в тесной пастырской ассоциации с двумя другими общинами, известными как «Rantalle» и «Poran», имена, данные подгородным общинам Rendille и Boran . [ 32 ]

Согласно фон Хённе (1894), «несколько десятилетий» ранее, буркиней -районы занимали районы на западе озера, а позже они были погнаны на восток в современный Самбуру. Позже он утверждает, что «около пятидесяти лет назад Туркана владела частью земли на западе, в настоящее время занимаемой Карамойо, в то время как южная часть их земли принадлежала Буркинеджи. Карамойо ехал на Туркане дальше на восток, а Туркана, в в Их очередь подтолкнула Буркинейджи в сторону Самбуруленда ». [ 33 ]

Крах сообщества

[ редактировать ]

Lamphear утверждает, что повествования Туркана указывают на то, что во время взаимодействия с «KOR» туркана была еще ближе к сообществу, называемому сигером. Это было название Карамоджи для сообщества и полученное от украшения, которое это сообщество предпочитало. Сигер, как Кор, считался «красным», их также помнят как «гетерогенная, многоязычная конфедерация, включая южные и восточные нилотические спикеры, и те, кто говорил поварок-диллекты». Согласно традициям Туркана, сигер когда -то держал большую часть окружающей страны », пока не появились Кор и их союзники с юга и не забрали его у них. В процессе KOR и Siger в некоторой степени смешались ». [ 32 ]

Согласно отчету Lamphears, традиции Туркана напрямую связывают обвал «сигера» с айоатом. Он отмечает, что;

... Когда лагеря крупного рогатого скота Туркана начали вступать в контакт с этими инопланетными популяциями и их странным домашним скотом, этот район был окружен ужасной засухой, айоатом, «долгой сухой» ... сообщество сигера была уничтожена и начала ругаться. Некоторые бросили свою гору и бежали на восток, но столкнулись с еще более сухими условиями: «[Это] стало сухой, и был большой голод. Сигер ушел на восток в Мору Эриса, где большинство из них умерли от жары и голода. Так много погибли, что все еще есть место под названием Кабосан [«Гнилое место»]. Группы боевых мужчин Туркана вынудили сигера на север к главе озера Туркана ... третьи были отодвинуты обратно на холмы Сук на юг, чтобы включить южную-говорящую по-пирожную ... многие были ассимилированы Туркана. .. и победители завладельцам выпаса и водных ресурсов Мору Ассигер

- Как рассказано J. Lamphear, 1988 [ 34 ]

Считается, что крах общины сигера/Сенгвер наблюдается рост класса пророка среди многих пастырских сообществ и периода, отмеченного Реформацией.

Культурные изменения, в частности, инновации более тяжелых и смертоносных копьев среди Loikop, привели к значительным изменениям в методах и масштабе рейтинга. Изменения в методах, введенных Loikop, также состояли из фундаментальных различий в стратегии, боевых действий и обороны, а также в организации поселений и политической жизни. [ 23 ]

Культурные изменения сыграли свою роль в значительном расширении территории Loikop от базы к востоку от озера Туркана. Это расширение привело к развитию трех групп в обществе Loikop. Самбур , который занимал «оригинальную» страну к востоку от озера Туркана , а также плато Лайкипии. Уазин Гишу занимал травяные плато, теперь известные как Уазин Гишу и Мау, в то время как территория Масаи простиралась от Найваши до Килиманджаро. [ 35 ] Впоследствии за этим расширением последовали войны в Илоикопе . [ 36 ]

Расширение общества Турканы и Луикопа привело к значительным изменениям в обществе Сириква. Некоторые общины были уничтожены объединенными эффектами мутаи 19 -го века, в то время как другие адаптировались к новой эре.

Члены разрушающихся общин обычно ассимилировались в восходящую личность.

Три воина Нанди. В 19 веке широкое уничтожение и ассимиляция многих идентичностей

Значительные культурные изменения также произошли. Охрана крупного рогатого скота на плато зависела меньше от сложной защиты и больше от мобильности и сотрудничества. Оба они требуют новых стратегий выпаса и управления стадом. Практика более позднего Календжиня - то есть после того, как они отказались от шаблона Сириква и перестали быть Сириква - ярко иллюстрирует это изменение. На своих уменьшенных пастбищах, в частности, на границах плато Уазин Гишу, когда приближались тела рейдеров, они передают тревогу от хребта в хребет, чтобы стада могли быть объединены и бросились на крышку лесов. Там подходы к полянам будут защищены скрытыми лучниками, и преимущество будет повернуто к копьям воинов равнинов. [ 37 ]

Больше, чем кто-либо из других разделов, Нанди и Кипсигис, в ответ на расширение Маасаи, заимствованные у масаи, некоторые из признаков, которые будут отличать их от других календжин: крупномасштабная экономическая зависимость от роста, военной организации и агрессивного рейтинга крупного рогатого скота,, а также централизованное религиозно-политическое лидерство. Семья, которая основала офис Orkoiyot (WARLORD/DININER) среди Нанди и Кипсигиса, были мигрантами из северных регионов Chemwal . К середине девятнадцатого века как Нанди, так и Кипсигис расширились за счет масаи . [ 38 ]

Войны Илоикопа закончились в 1870 -х годах с поражением и рассеиванием Лайкипиака . Тем не менее, новая территория, приобретенная масаи, была обширной и оставила их чрезмерно разоблаченными, таким образом, неспособна эффективно занять ее. [ 39 ] Это оставило их открытыми для вторжения другими сообществами. К началу 1880 -х годов Камба , Кикуйю и приобретающие рейдеры Сириква/Календзин вторгались на территорию масаи, и масаи изо всех сил пытались контролировать свои ресурсы крупного рогатого скота и пастбища. [ 40 ]

Последние десятилетия девятнадцатого века увидели, что ранние европейские исследователи начали продвигаться во внутреннюю часть Кении. К тому времени многие современные идентичности были признаны и начали появляться в письменной записи. Во введении в рассказ Бича о SUK Элиот отмечает, что они казались «единодушными в том, чтобы отслеживать свое происхождение до двух племен, называемых Чоком (или Чик) и Секкером (и это) в настоящее время называют себя Пнем ...», он также распознает Пять диалектов, «Нанди, Камасия, Эндо (и) Сук, разница - самая большая между первым и последним. Язык Maragwet, который, по -видимому, похож, кажется, не был изучен, и, вероятно, есть другие в том же случае ».

Примерно в то время, когда контакты делались на это время, в регионе Рифт -Вэлли разразились два случая Epizootics. В 1883 году бычий плевро-пневмония распространилась с севера и задержалась в течение нескольких лет. Эффект этого состоял в том, чтобы привести к перегруппировке лойкопа и выйти на рейд более агрессивно, чтобы пополнить их стада. За этим последовала гораздо более серьезная вспышка rinderpest, которая произошла в 1891 году. [ 41 ]

Этот период - характеризуется бедствиями, включая эпидемию Rinderpest, другие запасы, засуха, массовое голодание и оспу, называли мутаи .

Сопротивление британскому правлению

[ редактировать ]

К последним десятилетиям девятнадцатого века Календжин - тем более, нанди, приобрел страшную репутацию. Томпсон был предупрежден в 1883 году, чтобы избежать страны Нанди, которая была известна нападениями на незнакомцев и караванов, которые попытались бы масштабировать великое массив Мау. [ 42 ]

KoIlelel Arap Samoei Mausoleum and Museum в Нанди -Хиллз, Кения

Тем не менее, торговые отношения были установлены между Календззином и входящими британцами. Это было смягчено на стороне Календжина пророчествами различных провидцев. Среди Нанди Кимнеол предупредил, что контакт с европейцами окажет значительное влияние на Нанди, в то время как Монго, как говорят, предупредил от борьбы с европейцами.

Матсон, в своем отчете о сопротивлении, показывает, что «как безответственные действия двух британских торговцев, Дика и Уэста, быстро расстроили нестабильный модус вивенди между Нанди и входящими британцами». [ 43 ] Конфликт, возглавляемый на Коалель Нанди Арап Самои - Нанди Оркоййот в то время, был вызван убийством Запада в 1895 году.

Администрации протектората, протектората, иностранных и миссионерских обществ, отреагировали на смерть Запада, организовав вторжения в Нанди в 1895 и 1897 годах. [ 44 ] Вторжение сил смогло внести спорадические потери на воинов Нанди, украсть сотни скота и ожоговые деревни, но не смогли положить конец сопротивлению Нанди. [ 44 ]

1897 также также увидел, как колониальное правительство установило базу в овраге Эльдама под руководством некоторых господ Тернана и Гранта, вторжения, которое не было предпринято для любезного сообщества Лембуса . Это вызвало конфликт между Лембусом и англичанами, последний из которых вывел масаи и нубийских солдат и носильщиков.

Британцы в конечном итоге преодолели Лембус, после которого Грант и Лембус Старейшина согласовали мирное соглашение. Во время переговоров Лембус был преобладал грантом, чтобы заявить, что они не причинят вреда и не убивают, на что ответ был женщин. Таким образом, они обменялись девушкой из клана Кимеито, в то время как Грант предлагал белого быка в качестве жеста мира и дружбы. Это соглашение было известно как соглашение Керквони. Переговоры были проведены, где сегодня стоит стадион Керквони. [ 45 ]

19 октября 1905 года, на основании того, что сейчас является клубом Bears Nandi, Арапа Самои попросили встретиться с полковником Ричардом Майнертцогеном для перемирия. Большой племянник одного из телохранителей Арапа Самои позже отметил, что «было около 22 из них, которые отправились на встречу с (европейским) в тот день. Койлеле Арапу Самои посоветовали не пожать руку, потому что, если он это сделает, это отдало бы его в качестве лидера. Но он протянул руку и был сразу же застрелен ». [ 46 ] Смерть Койлеле привела к концу сопротивления Нанди.

Календжин идентичность

[ редактировать ]

До середины 20-го века у Календжин не было общего имени, и его обычно называли «Нанди-говорящими племенами» учеными и чиновниками колониальной администрации.

Кенийский африканский демократический союз Элдорет

Начиная с 1940-х годов, люди из различных племен, говорящих о говорящих на нанди враг в бою), чтобы ссылаться на себя. Примерно в то же время, популярная местная радиовещательная вещателя имени Джона Хемалляна представит свое шоу военного времени с фразой Календжок, означающую «я говорю вам» (когда говорят многим людям). Это повлияет на группу из четырнадцати молодых мужчин, говорящих на Nandi, посещающих школу альянса и которые пытались найти имя для своей группы сверстников. Они бы назвали это Календжином, означающим «я говорю вам» (когда сказано одному человеку). Слово Календжин набирал валюту как термин, обозначающий все «нанди-говорящие» племена. Эта идентичность будет объединена с основанием Союза Календжин в Элдорете в 1948 году и публикацией ежемесячного журнала под названием Календжин в 1950 -х годах.

В 1955 году, когда Мзи Тамено, масаи и член Законодательного собрания (LEGCO) для Рифт -Вэлли, подарил его отставку, Календжин подарил один кандидат, чтобы заменить его; Даниэль Тороитич Арап Мои .

К 1960 году озабоченным доминированием Luo и Kikuyu, Arap Moi и Ronald Ngala сформировали Kadu для защиты интересов стран меньших племен. Они проводили кампанию на платформе маджимбоизма (передача) во время выборов 1963 года, но проиграли Кану . Вскоре после обретения независимости в декабре 1963 года Кеньятта убедила Мои расторгнуть Каду. Это было сделано в 1964 году, когда Каду растворился и присоединился к Кану.

Пол Тергат установил новый мировой рекорд на марафон в Берлине, 2003.

Календжин был назван каким -то «бегущим племенем». С середины 1960-х годов кенийские мужчины получили самую большую долю крупных наград в международной легкой атлетике на расстоянии от 800 метров до марафона; Подавляющее большинство этих кенийских бегущих звезд были Календзином. [ 47 ] С 1980 года около 40% лучших наград, доступных для мужчин в международной легкой атлетике на этих расстояниях (олимпийские медали, медали чемпионата мира и награды чемпионата мира по кроссу) были заработаны Календжином.

В 2008 году Памела Джелимо стала первой кенийской женщиной, получившей золотую медаль на Олимпийских играх ; Она также стала первым кенийцем, выигравшим джекпот Золотой лиги в том же году. [ 48 ] С тех пор кенийские женщины стали крупным присутствием в международной легкой атлетике на расстояниях; Большинство из этих женщин - Календжин. [ 47 ] Амби Бурфут из мира бегуна заявил, что шансы Кении достигли успеха, которую они добились на Олимпийских играх 1988 года, были ниже 1: 160 миллиардов. У Кения была еще более успешная Олимпиада в 2008 году .

Было предложено несколько теорий, объясняющих необычное спортивное мастерство среди людей из племени. К ним относятся много объяснений, которые одинаково хорошо применяются к другим кенийцам или людям, живущим в других местах, которые не являются непропорционально успешными спортсменами, например, они бегут в школу каждый день, что они живут на относительно высокой высоте, и что призовые деньги из гонок большие по сравнению с к типичным ежегодным заработкам. Одна теория заключается в том, что календжин имеет относительно тонкие ноги и, следовательно, не нужно поднимать так много веса ноги при прохождении на больших расстояниях. [ 49 ]

  1. ^ Майкл С. Кэмпбелл и Сара А. Тишкофф, «Эволюция человеческого генетического и фенотипического различия в Африке», Текущая биология , том 20, выпуск 4, R166 - R173, 23 февраля 2010 г.
  2. ^ Бленч, Роджер. Кордофаниан и Нигер -Конго: новые и пересмотренные лексические доказательства »(проект) (PDF) .
  3. ^ Бленч, RM 1995, «Нигер-Конго просто является ветвью Нило-Сахарана?» В кн.: Материалы пятого нило-сахарского лингвистического коллоквиума, Nice, 1992. Ed. Р. Николай и Ф. Роттленд. 68–118. Кёльн: Рудигер Кёппе.
  4. ^ Grigers, Edgar A (1972). "Конго-Сураран" А 4 : 46–56.
  5. ^ Эрет, Кристофер (1974). «Некоторые мысли о ранней истории водораздела Нила-Конго» (PDF) . Уфахаму: журнал африканских исследований . 5/2 : 90.
  6. ^ Jump up to: а беременный Эрет, Кристофер. Африканский классический возраст: Восточная и Южная Африка в мировой истории 1000 г. до н.э. до 400. Университет Вирджинии, 1998, с. 7
  7. ^ De Vries, Kim. Стратегии идентичности Арго-Пасторального Покота: анализ этнической принадлежности и клана в пространственной структуре. Universiteit Van Amsterdam, 2007 с. 39
  8. ^ Кипкорир, будь маракветом Кении: предварительное исследование. Восточная Африка Образовательные издатели Ltd, 1973, с. 64
  9. ^ Эрет, Кристофер. Африканский классический возраст: Восточная и Южная Африка в мировой истории 1000 г. до н.э. до 400. Университет Вирджинии, 1998, с.161-164
  10. ^ Ehret, C., История и свидетельство языка, с.118 онлайн
  11. ^ Лейн, Пол Дж. (2013-07-04). Митчелл, Питер; Лейн, Пол Дж. (Ред.). «Археология скотоводства и хранения акций в Восточной Африке» . doi : 10.1093/oxfordhb/9780199569885.001.0001 . ISBN  9780199569885 . {{cite journal}}: CITE Journal требует |journal= ( помощь )
  12. ^ Эрет, С., История и свидетельство языка, с.118
  13. ^ Гольдштейн С., Количественная оценка сокращения окончаний в контексте обсидианского обмена среди ранних скотоводов на юго -западе Кении, 2014, Wsmney & Son, с.5 онлайн
  14. ^ Jump up to: а беременный Ehret, C., Африканский классический возраст, Восточная и Южная Африка в мировой истории, 1000B.C до A.D400, с.162
  15. ^ Гольдштейн С., Количественная оценка сокращения окончаний в контексте обсидианского обмена среди ранних скотоводов на юго -западе Кении, 2014, Wsmney & Son, с.5.
  16. ^ Робертсшо, П., Эльментитан; культура раннего производства продуктов питания в Восточной Африке, Тейлор и Фрэнсис, с.57 онлайн
  17. ^ Ehret, C. и Posnansky M., Археологическая и лингвистическая реконструкция истории Африки, Калифорнийский университет, 1982 онлайн
  18. ^ Лакассен, Дж. Лакассен, Л. и Мэннинг, П., История миграции в мировой истории: междисциплинарные подходы , 2010, стр. 139
  19. ^ Jump up to: а беременный Kyule, David M., 1989, Экономика и прожиточность железного века Sirikwa Culture в Hyrax Hill, Nakuru: зооарологический подход с. 211
  20. ^ Саттон, Джон (1994). «Сициква и Окиек в истории Кении Хайлендс » Кенийское прошлое и настоящее (26): 35–3 Получено 19 мая
  21. ^ Спир, Т. и Уоллер, Р. Быть масаи: этническая принадлежность и идентичность в Восточной Африке. Джеймс Керри издательство, 1993, с. 42 ( онлайн )
  22. ^ Павитт, Н. Кения: первые исследователи, Aurum Press, 1989, с. 107
  23. ^ Jump up to: а беременный Спир Т. и Уоллер Р. Будучи масаи: этническая принадлежность и идентичность в Восточной Африке. Джеймс Керри издательство, 1993, с. 44-46 ( онлайн )
  24. ^ Холлис А.С., Нанди - их язык и фольклор. Clarendon Press, Оксфорд, 1909, с. XVII
  25. ^ Fadiman, J. (1994). Когда мы начинали, были ведьмы . Калифорния: издательство Калифорнийского университета. С. 83–89. ISBN  9780520086159 .
  26. ^ Beech, MWH (1911). Сук - их язык и фольклор . Оксфорд: Пресса Кларендона. п. 2
  27. ^ Уилсон, JG (1970). «Предварительное наблюдение за народом оропома Карамоджи, их этнический статус, культуру и постулируемую связь с народами позднего каменного века» . Журнал Общества Уганды . 34 (2): 130 . Получено 6 сентября 2019 года .
  28. ^ Уилсон, JG (1970). «Предварительное наблюдение за народом оропома Карамоджи, их этнический статус, культуру и постулируемую связь с народами позднего каменного века». Журнал Общества Уганды . 34 (2): 133.
  29. ^ Уилсон, JG (1970). «Предварительное наблюдение за народом оропома Карамоджи, их этнический статус, культуру и постулируемую связь с народами позднего каменного века». Журнал Общества Уганды . 34 (2): 131.
  30. ^ Weatherby, John (2012). Сорт или тепеи Карамоджи (Утада): аспекты их истории и культуры Salamanca: издания Universidad de Salamanca. П. 47. ISBN  9788490120675 .
  31. ^ Фукуи, Катсуёси; Маркакис, Джон (1994). Этническая принадлежность и конфликт в Африке . Оксфорд: издательство Джеймса Керри. п. 67 ISBN  9780852552254 .
  32. ^ Jump up to: а беременный в Lamphear, John (1988). «Народ серого быка: происхождение и расширение турканы». Журнал африканской истории . 29 (1): 30. doi : 10.1017/s0021853700035970 . JSTOR   182237 . S2CID   162844531 .
  33. ^ Höhnel, Ritter Von (1894). Открытие озер Рудольф и Стефани; Повествование об экспедиции и охоте Графа Сэмюэля Телеки в Восточной экваториальной Африке в 1887 и 1888 годах . Лондон: Longmans, Green and Co. p. 234 -237.
  34. ^ Lamphear, John (1988). «Народ серого быка: происхождение и расширение турканы». Журнал африканской истории . 29 (1): 32–33. doi : 10.1017/s0021853700035970 . JSTOR   182237 . S2CID   162844531 .
  35. ^ MacDonald, JRL (1899). «Заметки об этнологии племен встретились во время прогресса экспедиции Джуба 1897-99» . Журнал антропологического института Великобритании и Ирландии . 29 (3/4): 240. DOI : 10.2307/2843005 . JSTOR   2843005 .
  36. ^ MacDonald, JRL (1899). «Заметки об этнологии племен встретились во время прогресса экспедиции Джуба 1897-99» . Журнал антропологического института Великобритании и Ирландии . 29 (3/4): 240. DOI : 10.2307/2843005 . JSTOR   2843005 .
  37. ^ Спир, Т. и Уоллер, Р. Быть масаи: этническая принадлежность и идентичность в Восточной Африке. Джеймс Керри издательство, 1993, с. 47 ( онлайн )
  38. ^ Нанди и другие народы Каленжина - История и культурные отношения , страны и их культуры. Everyculture.com Forum. Доступ 19 августа 2014 года
  39. ^ Уоллер, Ричард (1976). «Масаи и британские 1895-1905. Происхождение альянса». Журнал африканской истории . 17 (4): 532. doi : 10.1017/s002185370001505x . JSTOR   180738 . S2CID   154867998 .
  40. ^ Уоллер, Ричард (1976). «Масаи и британские 1895-1905. Происхождение альянса». Журнал африканской истории . 17 (4): 529–53. doi : 10.1017/s002185370001505x . JSTOR   180738 . S2CID   154867998 .
  41. ^ Уоллер, Ричард (1976). «Масаи и британские 1895-1905. Происхождение альянса». Журнал африканской истории . 17 (4): 530. doi : 10.1017/s002185370001505x . JSTOR   180738 . S2CID   154867998 .
  42. ^ Павитт, Н. Кения: первые исследователи , Aurum Press, 1989, с. 121
  43. ^ Нанди сопротивление британскому правлению 1890–1906. В Матсоне. Найроби: Восточноафриканское издательство, 1972. С. VII+391
  44. ^ Jump up to: а беременный Епископ Д. Воины в самом сердце тьмы: сопротивление Нанди с 1850 по 1897 год , Пролог
  45. ^ Городской совет Эльдама Овражин (26 августа 2006 г.). Стратегический план 2006-2012 (отчет). Городской совет Эльдама Овражин. п. 2 ​Получено 17 августа 2019 года .
  46. ^ Estafrican, 5 декабря 2008 года: убийство, которое сформировало будущее Кении
  47. ^ Jump up to: а беременный Почему кенийцы делают таких замечательных бегунов: история генов и культур, Atlantic Online
  48. ^ Миллион долларов ноги, Guardian Online
  49. ^ Бегущие круги вокруг нас: преимущество восточноафриканской олимпийцы может быть больше, чем физическое, научное американское онлайн
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 552c31348aaacb80f2be246b216ee7b6__1725830520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/55/b6/552c31348aaacb80f2be246b216ee7b6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the Kalenjin people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)