История народа календжинов
Люди календжин - это этнолингвистическая группа, коренная в Восточной Африке, с присутствием, датированным археологией и лингвистикой, которая насчитывает много веков. Поэтому их история глубоко переплетается с историями их соседних общин, а также с историями Кении , Уганды , Танзании , Южного Судана и Эфиопии .
Происхождение
[ редактировать ]Генетические исследования популяций, говорящих на Нило-Сахаране , в общем согласии с археологическими данными и лингвистическими исследованиями, которые утверждают о родине Нило-Сахары в Восточном до 6000 г. до н . Судане и на юго -восток в Кении и Танзании . [ 1 ]
Лингвист Роджер Бленч предположил, что языки нило-сахары и языки Нигера-Конго могут быть ветвями той же макро-языковой семьи. [ 2 ] [ 3 ] Более ранние предложения вдоль этой линии были сделаны линггаром Эдгаром Грегерсеном в 1972 году. [ 4 ] Однако эти предложения не достигли лингвистического консенсуса, и эта связь предполагает, что все языки нило-сахары фактически связаны в одной семье, которая не была окончательно установлена.
Лингвист Кристофер Эрет выступил с тем, что прото-нилотичный язык говорил третьим тысячелетием до н.э. [ 5 ] Он ссылается на восточный средний бассейн Нила к югу от реки Аббай в качестве предполагаемого Урхеймата спикеров этого языка, то есть к юго-востоку от современного Хартума. [ 6 ]
Начиная со второго тысячелетия до нашей эры , особые нилотические общины начали двигаться на юг в Дальний Южный Судан , где большинство поселились. Тем не менее, сегодня общества называют южными нилотами, которые продвинулись дальше, достигая того, что является современной северо-восточной Угандой на 1000 г. до н.э. [ 6 ]
Самый ранний район в регионе Великих озер , который расположен в живых южными нилотическими ораторами, заключается в современной стране Цзи и Додот в Уганде. [ 7 ]
Раннее присутствие в Восточной Африке
[ редактировать ]
Эрет постулирует, что от 1000 до 700 г. до н.э., южные нилотические общины, которые держали домашнее акционер и, возможно, культивировали сорго и проса пальцев, жили рядом с восточным типовым говорящим сообществом, с которым они имели значительное культурное взаимодействие. Общее расположение этой точки культурного обмена было где -то рядом с общей границей между Суданом, Угандой, Кении и Эфиопией.
Это соответствует ряду исторических повествований из различных суб-племен Календзин, которые указывают на Tulwetab/Tuluop Kony ( гора Эльгон ) в качестве первоначальной точки поселения в Кении.
Существуют также рассказы от Календзинских общин, в частности, Sebeii, живущих недалеко от горы Элгона, которые указывают на Конг'асис (Восток) и, в частности, на холмы Черангани, как их первоначальные родины в Кении. [ 8 ]
Влияние культурного обмена, которое произошло вокруг региона горы Эльгона, было наиболее заметным в заимствованных ссудных словах, принятии практики обрезания и циклической системой организации по возрасту . [ 9 ]
Неолит
[ редактировать ]
Прибытие южных нилотов на Восточноафриканскую археологическую сцену коррелирует с появлением доисторической литовой промышленности и традиции глиняной посуды, называемой культурой Эльментеита . [ 10 ] Носители культуры Elmenteitan разработали четкую схему землепользования, охоты и скотоводства на западных равнинах Кении во время восточноафриканской скотоводства . Его самый ранний записанный вид датируется девятым веком до нашей эры (то есть с 900 по 801 г. до н.э.). [ 11 ]
Считается, что примерно в пятом и шестом веках до н.э. носители южных нилотических языков разделились на два основных подразделения: прото-календжин и прото-дадуга. Первый сформировался среди тех, кто проживает к северу от хребта Мау, в то время как последний сформировался среди участков, которые переехали на равнины Мара и Лоита к югу от Западного нагорья. [ 12 ]
В то время как несколько крупномасштабных раскопок были проведены на участках за пределами центрального рифта, региональные обследования показывают, что население было намного плотнее в южном нагорье в течение этого времени. [ 13 ]
Датуга . была специализированными скотоводами в значительном масштабе, распространяя свои поселения на запад после 400 г. до н.э. на равнинах Мара и вплоть до юго -восточного озера Ньянза Их присутствие на равнинах Мара и Лоита будет продолжаться до семнадцатого века нашей эры, когда Масаи поехали на юг во время войн в Ил-Татуа. [ 14 ]
Археологические и лингвистические данные указывают на значительные различия в образе жизни между культурой Эльментеита и пастырскими неолитическими культурами саванны, которые предшествовали им в Кении.
Литическая промышленность
[ редактировать ]
Как для общества, производящих Elmenteitan, так и для производителей SPN, обсидиан был доминирующим источником литического сырья для производства инструментов, хотя иногда использовались альтернативы более низкого качества. Обсидиан был получен в двух отдельных точках, когда культура Эльментеита поставляла свой обсидиан из обнажения зеленого обсидиана на северо -восточном склоне горы Эбуру . [ 15 ]
Социальная организация
[ редактировать ]Южные нилоты этого времени, как и некоторые из их соседей, практиковали обрезание обоих полов, хотя значительные различия на практике различаются через лингвистику. В отличие от южных атмосферов и в некоторой степени, как ранний банту, они инициировали обрезанных мужчин на возрастные настройки. Возрастные наборы, однако, сильно отличались от того, что у банту того времени они сформировали велосипедную систему, которая в ее ранней форме включала как возрастные, так и компонент поколений. Считается, что восемь возрастных наборов в системе были сгруппированы до двух поколений, каждый из которых включал четыре из наборов. В рамках системы человек и его сын будут принадлежать к возрастным наборам, которые были альтернативными поколениями.
Наряду с возрастными наборами была система возрастного уровня, которая была упрощена до двухуровневой системы на ранних стадиях эры Сириквы. К тому времени молодой человек, когда инициировал, присоединится к возрастному набору, одновременно присоединившись к первому возрастному классу, известному как Мурен . В то же время его отец присоединится к старшему возрасту, известному как Пейян . Предполагается, хотя, но все же недоказанное, что возрастная система южного нилотического периода включала четыре пары возрастных классов, чтобы соответствовать четырем стадиям каждого поколения в системе возрастных наборов. Полная сложность этой системы по-разному будет распадаться в сообществах потомков, а Календжин сохранит возрастные настройки и потерю возрастные классы, в то время как Датуга снизила возрастные настройки и сохранила возрастные ракости в качестве центрального для социальной сплоченности. [ 14 ]
Захоронения
[ редактировать ]Южные нилотические динамики кремировали своих покойных в пещерах, как в пещере реки Ньоро, пещеры Крингет и, возможно, Эгертонские пещеры, очень не похожие на южных кушитских ораторов, которые похоронили своих мертвых в Кэрнсе . Оба, однако, имели аналогичные могилы, которые обычно включали каменные миски, пестики и палитры. [ 16 ] [ 17 ]
Пастырский железный век
[ редактировать ]Ранний железный век
[ редактировать ]Лингвистические исследования указывают на отдельное и значительное взаимодействие между южными нилотическими ораторами и общинами, говорящими на Банту. Доказательства слов показывают, что в этом взаимодействии была высоко гендерная миграция из общин, говорящих на Банту в южные нилотизирующие районы, в течение периода, ок. 500-800 г. н.э., с женщинами Лухья, являющиеся мигрантами.
Доказательства этого заключаются в словах, которые прошли из языка Банту в южный нилотический язык в этот период. В отличие от широкого разнообразия заимствованных слов Календзин в Лухья, все, кроме одного из слов, которые были приняты из Лухья, связаны с выращиванием и кулинарной пищи, которые традиционно были обязанности женщин в древнем обществе Лухья.
Было высказано предположение, что социальное институт брака привел к избранной миграции. В этом, в то время как южные нилотические, говорящие по пасторалистам, сжимали брак за счет уплаты скота и другого скота семье жениха в семье потенциальной невесты, банту 1500-2000 лет назад вероятный брак через невесту , в результате чего проспективная жениха будет работать в Домохозяйство потенциальной невесты в течение определенного периода времени. Таким образом, эта договоренность послужила для того, чтобы сделать мужчин мигрантами в отличие от оплаты цены невесты , которая делала женщин мигрантами.
Безжание женщин -лохьи мужчинам Календзине принесло бы преимущества мужчинам обоих обществ в то время, с тех пор, как для Календжина женщины Лухья внесли бы расширение сельскохозяйственного разнообразия и продуктивности в усадьбу. С другой стороны, отец Лухья, женившись на своей дочери с человеком Календзени, мог увеличить свое собственное богатство и положение в обществе Лухья. В долгосрочной перспективе такие отношения, увеличивая мужское богатство у крупного рогатого скота, несомненно, помогли создать новый обычный баланс между авторитетом мужчин и женщин и статусом в обществе Лухья. Эти общества сегодня патрилинеальны в отличие от древних людей Лухья, которые, по -видимому, были матрилинейными. [ 18 ]
Поздний железный век
[ редактировать ]Из археологической записи постулируется, что появление и раннее развитие культуры Сириква произошли в Центральной Рифт -Вэлли, то есть Rongai/Hyrax Hill, не позднее 12 века нашей эры [ 19 ] Между этим периодом и около 17 -го века IE до расширения Loikop -Sirikwa стала впервые передовой формой пастырского управления. Они не были первой культурой для стада крупного рогатого скота, коз и овец на высоких лугах; Это произошло не менее двух тысяч лет назад. Достижение культуры Сириквы, где -то после 1000AD было введение более эффективной эксплуатации пышных пастбищ за счет меньшего внимания говядине и многое другое на производство молочных продуктов. Для этой цели они усовершенствовали небольшую породу крупного рогатого скота Zebu - то, что по сути известно теперь известна как порода масаи - чья урожайность молока, хотя и скромный объем, богат качеством. С стадами достаточного размера и подвижности, в сочетании с овец и коз для обычного снабжения мяса, носители культуры Сириквы стали эффективным способом использования неизвестных трактов высоких пастбищ. [ 20 ] Это инновация, вероятно, позволила расширить, как это подтверждено археологически, из центральной рифтовой долины до западного нагорья, региона горы Эльгона и, возможно, в Уганду. [ 19 ]
В течение нескольких веков носителями культуры Сириквы станет доминирующей популяцией западных горных мест Кении. В большой степени их территории покрывали высокогорь от лесов Чепалунгу и Мау на север до холмов Черангани и горы Элгон. Была также юго-восточная проекция, по крайней мере, в раннем периоде, на возвышенные рифтовые луга Накуру, которая была навсегда захвачена масаи, вероятно, не позднее семнадцатого века. Здесь имена Kalenjin Place, кажется, были заменены в основном по именам масаи [ 21 ] Примечательно, что гора Сусва (Календжин - место травы), которая была в процессе приобретения своего имени Масаи, Ол -Дойо Наньяки, Красная гора в период европейского исследования. [ 22 ]
Археологические данные указывают на очень сидячий образ жизни и культурную приверженность закрытой оборонительной системе как для сообщества, так и для их скота в период Сириква. Семейные усадьбы содержали небольшие отдельные семейные сток, сложные воротные точки и часовые очки и дома, с которыми сталкиваются усадьба; Методы обороны, в основном предназначенные для доказательства от отдельных воров или небольших групп румлеров, надеющихся добиться успеха в соответствии со Стелс. [ 23 ] Ссылки с внешними торговыми сетями обозначены караванскими маршрутами с побережья Суахили, которые привели или прорезали территории носителей культуры Сириква. [ 24 ]
До 19 века
[ редактировать ]Торт устных традиций из различных восточноафриканских общин указывает на наличие как минимум четырех значительных групп населения, говорящих на календзине, присутствующих до 19-го века. Устная история Меру описывает прибытие своих предков на гору Кении , где они взаимодействовали с общиной, называемой Лумбвой . Лумбва занимала нижние границы горы Кении, хотя степень их территории в настоящее время неясно. [ 25 ] Северо-восток этого сообщества, через рифт-долину , сообщество, известное как Чок (позже Сук), занимало отрыв Элгео. Устная история Pokot описывает их образ жизни, как у Siger (или Sengwer) , сообщества, которое, по -видимому, жило в связи с Chok. Название Сигер использовалось Карамоджонгом и возникло из отличительного украшения каури ракушки, предпочитаемого этим сообществом. Область, занятая Секкером, протянутая между горой Элгон и современным Уазином Гишу, а также в ряде окружающих округов. [ 26 ] Дальний Запад, сообщество, известное как Малири, заняла нынешнюю Цзи и Додот страну в Уганде. Карамоджонг . выбросит их из этого региона в течение столетия, и их традиции описывают эти встречи с Малири Прибытие в район последнего сообщества считается некоторыми в регионе от шести до восьми веков назад. [ 27 ]
Ограничивающими эти общины были двумя отдельными общинами, чьи взаимодействия и общины, говорящие на календзине, приведут к заметным культурным изменениям. Малири в Уганде был соседен Карамоджонгом, сообществом железного века, который практиковал пастырский образ жизни. [ 28 ] К северу от Секкера и Чок были Oropom (Orupoi) , позднее неолитическое общество, чья обширная территория, как говорят, растянулась по всей Туркане и окружающему региону, а также в Уганде и Судане. Уилсон (1970), который собирал традиции, касающиеся OROPOM, отметил, что корпус устной литературы предположил, что в его хвостовой части общество «стало эффилью, после долгого времени наслаждались плодами высокоэффективной культуры». [ 29 ]
К концу 18-го века и в течение 19-го века серия засух, мусор в саранчке, эпидемии быстрое преемственность субконтинентальной эпизоотики и в последние десятилетия 19-го века на этих общинах повлияла на . Есть ранняя запись о великой засухе Лапараната C.1785, которая повлияла на Карамаджонг. [ 30 ] Тем не менее, для общин, проживающих в том, что является современной Кении, многие повествования о бедствии связаны с началом айоята , острой метеорологической засухи , которая повлияла на большую часть Восточной и Южной Африки в начале девятнадцатого века.
19 -й век
[ редактировать ]Записи Нила показывают, что три десятилетия, начиная с 1800 года, были отмечены низкими уровнями осадков в регионах к югу от Сахары. Восточноафриканские устные повествования и несколько письменных записей указывают на пиковую засушливость в 1830 -х годах, что приводит к зарегистрированным случаям голода в 1829 и 1835 годах в Эфиопии и 1836 году в Кении. Среди общин Кенийской Рифт -Вэлли в этот засушливой период и последующие серии событий были названы Мутаи . [ 31 ]
Особенностью Мутаи стало усиление конфликта между соседними общинами, наиболее отмеченной из них были войны в Илоикопе . Ранее конфликты, предшествующие войнам в Илоикопе, по -видимому, вызвали давление, которое привело к этому периоду конфликта. Фон Хённел (1894) и Lamphear (1988) записали повествования о конфликте между Турканой и Буркиней или, по крайней мере, разделом, напоминающим как Сампур, которые, по -видимому, были вызваны даже более ранними демографическими давлением.
Турка - конфликт Burkineji
[ редактировать ]
Повествования Туркана, записанные Lamphear (1988), дают широкую перспективу прелюдии к конфликту между Турканой и сообществом, которую он называет KOR, название, которым Туркана все еще называют Самбуру в наши дни.
К концу посвящений Паладжама развивающиеся общины Туркана испытывали сильное экологическое давление. Позади них, вверх по откосу в Карамодже, другие общества Evolvig Ateker, такие как Karimojong и Dodos, занимали все доступные пастбищные земли. Поэтому лагеря для крупного рогатого скота Туркана начали толкать дальше вниз по тараш, который пробежал на север под предгорьями массива Moru Assiger справа и откором слева от них. Когда они продвинулись, Туркана пришла понять, что они не одиноки в этой новой земле. В ночные пожары можно было увидеть, как мерцание на склонах близлежащих гор, в том числе гору Пелеки, который вырисовывался на расстоянии непосредственно перед ними ...
- Джон Лампхир, 1988 [ 32 ]
Lamphear отмечает, что традиции Тукана утверждают, что мечтатель среди них видел странных животных, живущих с людьми на холмах. Таким образом, воины Турканы были отправлены вперед, чтобы захватить одну из этих странных зверей, которые, по словам мечтателя, выглядели «как жирафы, но с горбами на спине». Поэтому молодые люди пошли и захватили одну из этих зверей - первых верблюдов, которые видела Туркана. Владельцы странных зверей, похоже, также поразили Туркану как странную. Туркана рассматривала их как «красных» людей, отчасти из -за их более легкой кожи и отчасти потому, что они ошеломили свои волосы и тела красноватой глиной. Таким образом, они дали им имя «Кор». Lamphear утверждает, что традиции Turkana согласны с тем, что KOR был очень многочисленным и жил в тесной пастырской ассоциации с двумя другими общинами, известными как «Rantalle» и «Poran», имена, данные подгородным общинам Rendille и Boran . [ 32 ]
Согласно фон Хённе (1894), «несколько десятилетий» ранее, буркиней -районы занимали районы на западе озера, а позже они были погнаны на восток в современный Самбуру. Позже он утверждает, что «около пятидесяти лет назад Туркана владела частью земли на западе, в настоящее время занимаемой Карамойо, в то время как южная часть их земли принадлежала Буркинеджи. Карамойо ехал на Туркане дальше на восток, а Туркана, в в Их очередь подтолкнула Буркинейджи в сторону Самбуруленда ». [ 33 ]
Крах сообщества
[ редактировать ]Lamphear утверждает, что повествования Туркана указывают на то, что во время взаимодействия с «KOR» туркана была еще ближе к сообществу, называемому сигером. Это было название Карамоджи для сообщества и полученное от украшения, которое это сообщество предпочитало. Сигер, как Кор, считался «красным», их также помнят как «гетерогенная, многоязычная конфедерация, включая южные и восточные нилотические спикеры, и те, кто говорил поварок-диллекты». Согласно традициям Туркана, сигер когда -то держал большую часть окружающей страны », пока не появились Кор и их союзники с юга и не забрали его у них. В процессе KOR и Siger в некоторой степени смешались ». [ 32 ]
Согласно отчету Lamphears, традиции Туркана напрямую связывают обвал «сигера» с айоатом. Он отмечает, что;
... Когда лагеря крупного рогатого скота Туркана начали вступать в контакт с этими инопланетными популяциями и их странным домашним скотом, этот район был окружен ужасной засухой, айоатом, «долгой сухой» ... сообщество сигера была уничтожена и начала ругаться. Некоторые бросили свою гору и бежали на восток, но столкнулись с еще более сухими условиями: «[Это] стало сухой, и был большой голод. Сигер ушел на восток в Мору Эриса, где большинство из них умерли от жары и голода. Так много погибли, что все еще есть место под названием Кабосан [«Гнилое место»]. Группы боевых мужчин Туркана вынудили сигера на север к главе озера Туркана ... третьи были отодвинуты обратно на холмы Сук на юг, чтобы включить южную-говорящую по-пирожную ... многие были ассимилированы Туркана. .. и победители завладельцам выпаса и водных ресурсов Мору Ассигер
- Как рассказано J. Lamphear, 1988 [ 34 ]
Считается, что крах общины сигера/Сенгвер наблюдается рост класса пророка среди многих пастырских сообществ и периода, отмеченного Реформацией.
Культурные изменения, в частности, инновации более тяжелых и смертоносных копьев среди Loikop, привели к значительным изменениям в методах и масштабе рейтинга. Изменения в методах, введенных Loikop, также состояли из фундаментальных различий в стратегии, боевых действий и обороны, а также в организации поселений и политической жизни. [ 23 ]
Культурные изменения сыграли свою роль в значительном расширении территории Loikop от базы к востоку от озера Туркана. Это расширение привело к развитию трех групп в обществе Loikop. Самбур , который занимал «оригинальную» страну к востоку от озера Туркана , а также плато Лайкипии. Уазин Гишу занимал травяные плато, теперь известные как Уазин Гишу и Мау, в то время как территория Масаи простиралась от Найваши до Килиманджаро. [ 35 ] Впоследствии за этим расширением последовали войны в Илоикопе . [ 36 ]
Расширение общества Турканы и Луикопа привело к значительным изменениям в обществе Сириква. Некоторые общины были уничтожены объединенными эффектами мутаи 19 -го века, в то время как другие адаптировались к новой эре.
Iloikop Wars
[ редактировать ]Члены разрушающихся общин обычно ассимилировались в восходящую личность.

Значительные культурные изменения также произошли. Охрана крупного рогатого скота на плато зависела меньше от сложной защиты и больше от мобильности и сотрудничества. Оба они требуют новых стратегий выпаса и управления стадом. Практика более позднего Календжиня - то есть после того, как они отказались от шаблона Сириква и перестали быть Сириква - ярко иллюстрирует это изменение. На своих уменьшенных пастбищах, в частности, на границах плато Уазин Гишу, когда приближались тела рейдеров, они передают тревогу от хребта в хребет, чтобы стада могли быть объединены и бросились на крышку лесов. Там подходы к полянам будут защищены скрытыми лучниками, и преимущество будет повернуто к копьям воинов равнинов. [ 37 ]
Больше, чем кто-либо из других разделов, Нанди и Кипсигис, в ответ на расширение Маасаи, заимствованные у масаи, некоторые из признаков, которые будут отличать их от других календжин: крупномасштабная экономическая зависимость от роста, военной организации и агрессивного рейтинга крупного рогатого скота,, а также централизованное религиозно-политическое лидерство. Семья, которая основала офис Orkoiyot (WARLORD/DININER) среди Нанди и Кипсигиса, были мигрантами из северных регионов Chemwal . К середине девятнадцатого века как Нанди, так и Кипсигис расширились за счет масаи . [ 38 ]
Войны Илоикопа закончились в 1870 -х годах с поражением и рассеиванием Лайкипиака . Тем не менее, новая территория, приобретенная масаи, была обширной и оставила их чрезмерно разоблаченными, таким образом, неспособна эффективно занять ее. [ 39 ] Это оставило их открытыми для вторжения другими сообществами. К началу 1880 -х годов Камба , Кикуйю и приобретающие рейдеры Сириква/Календзин вторгались на территорию масаи, и масаи изо всех сил пытались контролировать свои ресурсы крупного рогатого скота и пастбища. [ 40 ]
Последние десятилетия девятнадцатого века увидели, что ранние европейские исследователи начали продвигаться во внутреннюю часть Кении. К тому времени многие современные идентичности были признаны и начали появляться в письменной записи. Во введении в рассказ Бича о SUK Элиот отмечает, что они казались «единодушными в том, чтобы отслеживать свое происхождение до двух племен, называемых Чоком (или Чик) и Секкером (и это) в настоящее время называют себя Пнем ...», он также распознает Пять диалектов, «Нанди, Камасия, Эндо (и) Сук, разница - самая большая между первым и последним. Язык Maragwet, который, по -видимому, похож, кажется, не был изучен, и, вероятно, есть другие в том же случае ».
Примерно в то время, когда контакты делались на это время, в регионе Рифт -Вэлли разразились два случая Epizootics. В 1883 году бычий плевро-пневмония распространилась с севера и задержалась в течение нескольких лет. Эффект этого состоял в том, чтобы привести к перегруппировке лойкопа и выйти на рейд более агрессивно, чтобы пополнить их стада. За этим последовала гораздо более серьезная вспышка rinderpest, которая произошла в 1891 году. [ 41 ]
Этот период - характеризуется бедствиями, включая эпидемию Rinderpest, другие запасы, засуха, массовое голодание и оспу, называли мутаи .
20 -й век
[ редактировать ]Сопротивление британскому правлению
[ редактировать ]К последним десятилетиям девятнадцатого века Календжин - тем более, нанди, приобрел страшную репутацию. Томпсон был предупрежден в 1883 году, чтобы избежать страны Нанди, которая была известна нападениями на незнакомцев и караванов, которые попытались бы масштабировать великое массив Мау. [ 42 ]

Тем не менее, торговые отношения были установлены между Календззином и входящими британцами. Это было смягчено на стороне Календжина пророчествами различных провидцев. Среди Нанди Кимнеол предупредил, что контакт с европейцами окажет значительное влияние на Нанди, в то время как Монго, как говорят, предупредил от борьбы с европейцами.
Матсон, в своем отчете о сопротивлении, показывает, что «как безответственные действия двух британских торговцев, Дика и Уэста, быстро расстроили нестабильный модус вивенди между Нанди и входящими британцами». [ 43 ] Конфликт, возглавляемый на Коалель Нанди Арап Самои - Нанди Оркоййот в то время, был вызван убийством Запада в 1895 году.
Администрации протектората, протектората, иностранных и миссионерских обществ, отреагировали на смерть Запада, организовав вторжения в Нанди в 1895 и 1897 годах. [ 44 ] Вторжение сил смогло внести спорадические потери на воинов Нанди, украсть сотни скота и ожоговые деревни, но не смогли положить конец сопротивлению Нанди. [ 44 ]
1897 также также увидел, как колониальное правительство установило базу в овраге Эльдама под руководством некоторых господ Тернана и Гранта, вторжения, которое не было предпринято для любезного сообщества Лембуса . Это вызвало конфликт между Лембусом и англичанами, последний из которых вывел масаи и нубийских солдат и носильщиков.
Британцы в конечном итоге преодолели Лембус, после которого Грант и Лембус Старейшина согласовали мирное соглашение. Во время переговоров Лембус был преобладал грантом, чтобы заявить, что они не причинят вреда и не убивают, на что ответ был женщин. Таким образом, они обменялись девушкой из клана Кимеито, в то время как Грант предлагал белого быка в качестве жеста мира и дружбы. Это соглашение было известно как соглашение Керквони. Переговоры были проведены, где сегодня стоит стадион Керквони. [ 45 ]
19 октября 1905 года, на основании того, что сейчас является клубом Bears Nandi, Арапа Самои попросили встретиться с полковником Ричардом Майнертцогеном для перемирия. Большой племянник одного из телохранителей Арапа Самои позже отметил, что «было около 22 из них, которые отправились на встречу с (европейским) в тот день. Койлеле Арапу Самои посоветовали не пожать руку, потому что, если он это сделает, это отдало бы его в качестве лидера. Но он протянул руку и был сразу же застрелен ». [ 46 ] Смерть Койлеле привела к концу сопротивления Нанди.
Календжин идентичность
[ редактировать ]До середины 20-го века у Календжин не было общего имени, и его обычно называли «Нанди-говорящими племенами» учеными и чиновниками колониальной администрации.

Начиная с 1940-х годов, люди из различных племен, говорящих о говорящих на нанди враг в бою), чтобы ссылаться на себя. Примерно в то же время, популярная местная радиовещательная вещателя имени Джона Хемалляна представит свое шоу военного времени с фразой Календжок, означающую «я говорю вам» (когда говорят многим людям). Это повлияет на группу из четырнадцати молодых мужчин, говорящих на Nandi, посещающих школу альянса и которые пытались найти имя для своей группы сверстников. Они бы назвали это Календжином, означающим «я говорю вам» (когда сказано одному человеку). Слово Календжин набирал валюту как термин, обозначающий все «нанди-говорящие» племена. Эта идентичность будет объединена с основанием Союза Календжин в Элдорете в 1948 году и публикацией ежемесячного журнала под названием Календжин в 1950 -х годах.
В 1955 году, когда Мзи Тамено, масаи и член Законодательного собрания (LEGCO) для Рифт -Вэлли, подарил его отставку, Календжин подарил один кандидат, чтобы заменить его; Даниэль Тороитич Арап Мои .
К 1960 году озабоченным доминированием Luo и Kikuyu, Arap Moi и Ronald Ngala сформировали Kadu для защиты интересов стран меньших племен. Они проводили кампанию на платформе маджимбоизма (передача) во время выборов 1963 года, но проиграли Кану . Вскоре после обретения независимости в декабре 1963 года Кеньятта убедила Мои расторгнуть Каду. Это было сделано в 1964 году, когда Каду растворился и присоединился к Кану.
21 век
[ редактировать ]
Календжин был назван каким -то «бегущим племенем». С середины 1960-х годов кенийские мужчины получили самую большую долю крупных наград в международной легкой атлетике на расстоянии от 800 метров до марафона; Подавляющее большинство этих кенийских бегущих звезд были Календзином. [ 47 ] С 1980 года около 40% лучших наград, доступных для мужчин в международной легкой атлетике на этих расстояниях (олимпийские медали, медали чемпионата мира и награды чемпионата мира по кроссу) были заработаны Календжином.
В 2008 году Памела Джелимо стала первой кенийской женщиной, получившей золотую медаль на Олимпийских играх ; Она также стала первым кенийцем, выигравшим джекпот Золотой лиги в том же году. [ 48 ] С тех пор кенийские женщины стали крупным присутствием в международной легкой атлетике на расстояниях; Большинство из этих женщин - Календжин. [ 47 ] Амби Бурфут из мира бегуна заявил, что шансы Кении достигли успеха, которую они добились на Олимпийских играх 1988 года, были ниже 1: 160 миллиардов. У Кения была еще более успешная Олимпиада в 2008 году .
Было предложено несколько теорий, объясняющих необычное спортивное мастерство среди людей из племени. К ним относятся много объяснений, которые одинаково хорошо применяются к другим кенийцам или людям, живущим в других местах, которые не являются непропорционально успешными спортсменами, например, они бегут в школу каждый день, что они живут на относительно высокой высоте, и что призовые деньги из гонок большие по сравнению с к типичным ежегодным заработкам. Одна теория заключается в том, что календжин имеет относительно тонкие ноги и, следовательно, не нужно поднимать так много веса ноги при прохождении на больших расстояниях. [ 49 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Майкл С. Кэмпбелл и Сара А. Тишкофф, «Эволюция человеческого генетического и фенотипического различия в Африке», Текущая биология , том 20, выпуск 4, R166 - R173, 23 февраля 2010 г.
- ^ Бленч, Роджер. Кордофаниан и Нигер -Конго: новые и пересмотренные лексические доказательства »(проект) (PDF) .
- ^ Бленч, RM 1995, «Нигер-Конго просто является ветвью Нило-Сахарана?» В кн.: Материалы пятого нило-сахарского лингвистического коллоквиума, Nice, 1992. Ed. Р. Николай и Ф. Роттленд. 68–118. Кёльн: Рудигер Кёппе.
- ^ Grigers, Edgar A (1972). "Конго-Сураран" А 4 : 46–56.
- ^ Эрет, Кристофер (1974). «Некоторые мысли о ранней истории водораздела Нила-Конго» (PDF) . Уфахаму: журнал африканских исследований . 5/2 : 90.
- ^ Jump up to: а беременный Эрет, Кристофер. Африканский классический возраст: Восточная и Южная Африка в мировой истории 1000 г. до н.э. до 400. Университет Вирджинии, 1998, с. 7
- ^ De Vries, Kim. Стратегии идентичности Арго-Пасторального Покота: анализ этнической принадлежности и клана в пространственной структуре. Universiteit Van Amsterdam, 2007 с. 39
- ^ Кипкорир, будь маракветом Кении: предварительное исследование. Восточная Африка Образовательные издатели Ltd, 1973, с. 64
- ^ Эрет, Кристофер. Африканский классический возраст: Восточная и Южная Африка в мировой истории 1000 г. до н.э. до 400. Университет Вирджинии, 1998, с.161-164
- ^ Ehret, C., История и свидетельство языка, с.118 онлайн
- ^ Лейн, Пол Дж. (2013-07-04). Митчелл, Питер; Лейн, Пол Дж. (Ред.). «Археология скотоводства и хранения акций в Восточной Африке» . doi : 10.1093/oxfordhb/9780199569885.001.0001 . ISBN 9780199569885 .
{{cite journal}}
: CITE Journal требует|journal=
( помощь ) - ^ Эрет, С., История и свидетельство языка, с.118
- ^ Гольдштейн С., Количественная оценка сокращения окончаний в контексте обсидианского обмена среди ранних скотоводов на юго -западе Кении, 2014, Wsmney & Son, с.5 онлайн
- ^ Jump up to: а беременный Ehret, C., Африканский классический возраст, Восточная и Южная Африка в мировой истории, 1000B.C до A.D400, с.162
- ^ Гольдштейн С., Количественная оценка сокращения окончаний в контексте обсидианского обмена среди ранних скотоводов на юго -западе Кении, 2014, Wsmney & Son, с.5.
- ^ Робертсшо, П., Эльментитан; культура раннего производства продуктов питания в Восточной Африке, Тейлор и Фрэнсис, с.57 онлайн
- ^ Ehret, C. и Posnansky M., Археологическая и лингвистическая реконструкция истории Африки, Калифорнийский университет, 1982 онлайн
- ^ Лакассен, Дж. Лакассен, Л. и Мэннинг, П., История миграции в мировой истории: междисциплинарные подходы , 2010, стр. 139
- ^ Jump up to: а беременный Kyule, David M., 1989, Экономика и прожиточность железного века Sirikwa Culture в Hyrax Hill, Nakuru: зооарологический подход с. 211
- ^ Саттон, Джон (1994). «Сициква и Окиек в истории Кении Хайлендс » Кенийское прошлое и настоящее (26): 35–3 Получено 19 мая
- ^ Спир, Т. и Уоллер, Р. Быть масаи: этническая принадлежность и идентичность в Восточной Африке. Джеймс Керри издательство, 1993, с. 42 ( онлайн )
- ^ Павитт, Н. Кения: первые исследователи, Aurum Press, 1989, с. 107
- ^ Jump up to: а беременный Спир Т. и Уоллер Р. Будучи масаи: этническая принадлежность и идентичность в Восточной Африке. Джеймс Керри издательство, 1993, с. 44-46 ( онлайн )
- ^ Холлис А.С., Нанди - их язык и фольклор. Clarendon Press, Оксфорд, 1909, с. XVII
- ^ Fadiman, J. (1994). Когда мы начинали, были ведьмы . Калифорния: издательство Калифорнийского университета. С. 83–89. ISBN 9780520086159 .
- ^ Beech, MWH (1911). Сук - их язык и фольклор . Оксфорд: Пресса Кларендона. п. 2
- ^ Уилсон, JG (1970). «Предварительное наблюдение за народом оропома Карамоджи, их этнический статус, культуру и постулируемую связь с народами позднего каменного века» . Журнал Общества Уганды . 34 (2): 130 . Получено 6 сентября 2019 года .
- ^ Уилсон, JG (1970). «Предварительное наблюдение за народом оропома Карамоджи, их этнический статус, культуру и постулируемую связь с народами позднего каменного века». Журнал Общества Уганды . 34 (2): 133.
- ^ Уилсон, JG (1970). «Предварительное наблюдение за народом оропома Карамоджи, их этнический статус, культуру и постулируемую связь с народами позднего каменного века». Журнал Общества Уганды . 34 (2): 131.
- ^ Weatherby, John (2012). Сорт или тепеи Карамоджи (Утада): аспекты их истории и культуры Salamanca: издания Universidad de Salamanca. П. 47. ISBN 9788490120675 .
- ^ Фукуи, Катсуёси; Маркакис, Джон (1994). Этническая принадлежность и конфликт в Африке . Оксфорд: издательство Джеймса Керри. п. 67 ISBN 9780852552254 .
- ^ Jump up to: а беременный в Lamphear, John (1988). «Народ серого быка: происхождение и расширение турканы». Журнал африканской истории . 29 (1): 30. doi : 10.1017/s0021853700035970 . JSTOR 182237 . S2CID 162844531 .
- ^ Höhnel, Ritter Von (1894). Открытие озер Рудольф и Стефани; Повествование об экспедиции и охоте Графа Сэмюэля Телеки в Восточной экваториальной Африке в 1887 и 1888 годах . Лондон: Longmans, Green and Co. p. 234 -237.
- ^ Lamphear, John (1988). «Народ серого быка: происхождение и расширение турканы». Журнал африканской истории . 29 (1): 32–33. doi : 10.1017/s0021853700035970 . JSTOR 182237 . S2CID 162844531 .
- ^ MacDonald, JRL (1899). «Заметки об этнологии племен встретились во время прогресса экспедиции Джуба 1897-99» . Журнал антропологического института Великобритании и Ирландии . 29 (3/4): 240. DOI : 10.2307/2843005 . JSTOR 2843005 .
- ^ MacDonald, JRL (1899). «Заметки об этнологии племен встретились во время прогресса экспедиции Джуба 1897-99» . Журнал антропологического института Великобритании и Ирландии . 29 (3/4): 240. DOI : 10.2307/2843005 . JSTOR 2843005 .
- ^ Спир, Т. и Уоллер, Р. Быть масаи: этническая принадлежность и идентичность в Восточной Африке. Джеймс Керри издательство, 1993, с. 47 ( онлайн )
- ^ Нанди и другие народы Каленжина - История и культурные отношения , страны и их культуры. Everyculture.com Forum. Доступ 19 августа 2014 года
- ^ Уоллер, Ричард (1976). «Масаи и британские 1895-1905. Происхождение альянса». Журнал африканской истории . 17 (4): 532. doi : 10.1017/s002185370001505x . JSTOR 180738 . S2CID 154867998 .
- ^ Уоллер, Ричард (1976). «Масаи и британские 1895-1905. Происхождение альянса». Журнал африканской истории . 17 (4): 529–53. doi : 10.1017/s002185370001505x . JSTOR 180738 . S2CID 154867998 .
- ^ Уоллер, Ричард (1976). «Масаи и британские 1895-1905. Происхождение альянса». Журнал африканской истории . 17 (4): 530. doi : 10.1017/s002185370001505x . JSTOR 180738 . S2CID 154867998 .
- ^ Павитт, Н. Кения: первые исследователи , Aurum Press, 1989, с. 121
- ^ Нанди сопротивление британскому правлению 1890–1906. В Матсоне. Найроби: Восточноафриканское издательство, 1972. С. VII+391
- ^ Jump up to: а беременный Епископ Д. Воины в самом сердце тьмы: сопротивление Нанди с 1850 по 1897 год , Пролог
- ^ Городской совет Эльдама Овражин (26 августа 2006 г.). Стратегический план 2006-2012 (отчет). Городской совет Эльдама Овражин. п. 2 Получено 17 августа 2019 года .
- ^ Estafrican, 5 декабря 2008 года: убийство, которое сформировало будущее Кении
- ^ Jump up to: а беременный Почему кенийцы делают таких замечательных бегунов: история генов и культур, Atlantic Online
- ^ Миллион долларов ноги, Guardian Online
- ^ Бегущие круги вокруг нас: преимущество восточноафриканской олимпийцы может быть больше, чем физическое, научное американское онлайн